Краткий анализ стихотворения есенина «поёт зима, аукает…» по плану

На природу не смотрят, ею любуются… стихи есенина о природе

Анализ стихотворения Есенина «Зима»

«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках. Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас — Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии. Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела».

Странно выглядит и последняя строфа. В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин. Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам. Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.

В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется».

В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего

сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович.
  2. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача» В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его.
  5. Сочинение по картине Юона «Русская зима. Лигачево» К. Ф. Юон — замечательный пейзажист. В своих картинах он показывал свою любовь к природе, создавал обобщенный образ Родины. В.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Белая береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех.
  7. Сочинение по картине Юона «Волшебница-зима» Талантливый художник Константин Федорович Юон создал картину «Волшебница-зима» в 1912 году, когда он, молодой, энергичный живописец, искал свои способы выражения.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Зима»

Композиция и жанр

Стихотворение включает шесть четверостиший с параллельной и кольцевой рифмой. Лирический герой в нем отсутствует. Однако есть автор, который наблюдает за происходящим со стороны. Композиция состоит из трех частей:

  1. В первом четверостишии описано спокойствие природы во время снегопада. Зима баюкает лес.
  2. Затем действие переносится на деревенский двор, по которому шелковым ковром стелется метель. В поисках тепла крошечные птенчики прижались друг к другу у окна.
  3. Кульминационный момент, во время которого вьюга злится пуще прежнего. Птички сжимаются под порывами ветра, несущего холодные снежные хлопья. Напряжение спадает, и птенцы засыпают, убаюканные воем вьюги.

Жанр произведения — пейзажная лирика. Его характерной чертой является необычное построение строк. Каждая строфа, по сути, является шестистишием. Это приводит к певучему звучанию стиха с перебивкой ритма. Два первых четверостишия посвящены описанию природы. Восхищаясь зимним безмолвием, автор отмечает, что холодные и злые ветра могут творить красоту, наметать сугробы, баюкать сосны, гнать по небу равнодушные седые облака.

Большую роль в стихотворении играют воробьи. В крохотных серых птахах поэт видит образ верности родной земле. Несмотря на леденящую стужу и суровые условия, они не улетают туда, где тепло, а пережидают зиму в родных краях. Образу верности посвящена большая часть стихотворения. Недаром поэт выбрал в качестве героев своего стихотворения неприметных серых птах, которые стойко пережидают непогоду. Его произведение посвящено любви к родине в такой непринужденной форме, что за описанием природы сложно сразу заметить его суть.

Анализ стихотворения Вяземского «Береза»

Стихотворение «Береза» было написано в 1855 году. Князь П. А. Вяземский проводил много времени за границей – и по долгу службы, и в связи с обострениями тяжелой болезни, оставаясь истинно русским человеком. Его патриотические настроения усилило начало Крымской войны, которое совпало с получением поста товарища (заместителя) министра народного просвещения. Отражением патриотического подъема тех лет в обществе и стало появление стихотворения «Береза».

Сегодня береза является ярким символом нашей Родины, но текст стихотворения говорит нам о том, что так было не всегда. Небольшое по объему произведение явно написано за границей. Оно содержит массу средств художественной выразительности:

  • инверсию – «милей весть», «приятель дорогой», «слов собственноручных (написанных собственноручно)», «в стране чужой», «из нас кто мог бы…», которая формирует рифму;
  • эпитеты – «живое наречье», «родная проза», «сладкозвучные песни» «радостная весть», «милая мать», «русское клеймо»;
  • олицетворения – «душе … проза … говорит », «прочесть сердцу», «фактор (в значении причина, аспект) – приятель», которые «работают» на создание образа;
  • эллипсис – «в ней (видно, явственно) – родная проза … говорит», «сердцу много что (можно) прочесть»;
  • перифразы – «родная проза – родной язык», «просек (просека)», который обозначает прямой, верный путь, с которого не собьешься, и одновременно выступает авторским неологизмом, позволяющим выстроить рифму;
  • устаревшую падежную форму – «песней»;
  • обращение – «береза» – олицетворяет дерево, делая его полноценным собеседником лирического героя;
  • сравнение – «береза, словно письмо … матери» – иллюстрирует теплоту отношения и к матери, и к Родине;
  • риторический вопрос – «…кто мог бы увидеть …?» – является скрытым утверждением того, что вид русской березы (как и письмо народном языке) не оставит равнодушным ни одного русского человека;
  • ряд однородных членов предложения – «просек, ключ, проводник».

Оборот «русское клеймо» употребляется в значении символа, знака принадлежности к России. Поэт говорит о том, что увиденная за границей береза вызывает стойкие ассоциации с Родиной – она становится вестью, которая направляет и придает силы, помогает пережить разлуку с близкими. Неброское дерево становится поводом поговорить о том, что кроется за строками, написанными рукой близкого человека.

А сомнительный тезис П. А. Вяземского о том, что береза «не поэтически (вы)глядит» убедительно опроверг другой русский поэт новейшего времени.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает»
. об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы
. появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес»
. Автор не случайно выбирает эпитет
«мохнатый»
. наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи
. которая наказывает нерадивых детей. Именно такими — несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые»
. Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками»
. которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется»
. но «больно холодна»
. А вьюга, которая «с ревом бешеным»
стучит по ставням и «злится все сильней»
. своей суровостью противостоит «ясной красавице весне»
. снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна
. который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка»
— безусловно, чисто есенинская метафора
. Вьюга издает «бешеный рев»
и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты
. в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер — шелковый, облака — седые, рев — бешеный, а весна — ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает»
. «метелица ковром шелковым стелется»
. а «вьюга злится все сильней»
. Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

Популярные темы анализов

В 1811 году император Александр 1 подписал указ об открытии Царскосельского Лицея. Это высшее учебное заведение занималось подготовкой дворянских детей к несению государственной службы.

Ах, каким наивным был поэт в свои семнадцать лет! После окончания лицея он свято верил в свободу высказывания своей точки зрения. Он ещё не знал, что такое цензура. Поэт уже начал купаться в лучах своей славы. Он был уверен, что литературному творчеству

Родилась Марина Цветаева в московской интеллигентной семье. Жизнь ее протекала до совершеннолетия весело и радостно. Но вскоре все ее безоблачное детство внезапно закончилось. Поэтессу постигла череда разочарований. Она, конечно,

Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну — Русь. Сергей Есенин — уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Вот уж осень улетела И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты

p, blockquote 5,0,1,0,0 —>

Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Дата создания: 1911–1912 г.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

p, blockquote 10,1,0,0,0 —>

Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас-Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

Учащиеся и преподаватели школы (3-й справа в верхнем ряду Сергей Есенин)

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Сергей Есенин (справа) с Григорием Панфиловым (фрагмент фотографии), 1911

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

p, blockquote 15,0,0,1,0 —>

Федот Васильевич Сычков. Катание с горок. 1910г

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

В своей ранней лирике Сергей Александрович Есенин часто обращается к теме природы и смены времен года. Чувствуется его желание продолжать традиции классической литературы XIX века.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Стихотворение написано не позднее начала 1912 года. Его автору идет семнадцатый год, скоро школьная жизнь останется позади. Семья поддерживает его желание учиться дальше, но неодобрительно относится к мечтам о поэтическом поприще. А вот учитель литературы Е. Хитров настоятельно советовал ему пробиваться в Петербурге или Москве. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей со смешанной рифмой (перекрестной, смежной и парой нерифмованных строк), 4 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – рассказчик, наблюдатель. Настроение героя приподнятое, интонация радостная. Автор не решился расцветить строки риторическими вопросами и восклицаниями.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

p, blockquote 19,0,0,0,0 —> p, blockquote 20,0,0,0,1 —>

  • Объясните почему вольвокс относят к одноклеточным организмом кратко

      

  • Схоластический метод анализа философских проблем кратко

      

  • Мандельштам я ненавижу свет анализ стихотворения кратко

      

  • Агафья чехов анализ кратко

      

  • Как ты понял слова христа царство божие внутри вас 4 класс кратко

Тема природы в творчестве Есенина

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися. Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова» поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.

Источник

Символика и ритм

Стихотворный размер произведения Есенина «Поет зима» неслучайно выбран автором таким необычным. Сочетая в шестистопном стихе параллельную и перекрестную рифмовку, поэт добивается эффекта схожести ритма стихотворения со звуками завывающей вьюги и метели. Нетривиальная строфика и ритмика являются средством художественной выразительности в этом литературном шедевре, наравне с эпитетами и метафорами.

Сергей Александрович использует двусложный четырехстопный ямб с пиррихием. Наряду со спокойной общей интонацией произведения и отсутствием восклицаний и вопросительных предложений, такой размер стихосложения создает ощущение безжизненности и мрачности в период царствования зимы.

В произведении присутствует намеренная сбивка стихотворного ритма, которая, как виртуозный прием художественной выразительности, помогает передать смену настроений зимы от тихого пения колыбельной и до устрашающего рева.

Есенин в стихотворении словно показывает, что природные силы нужно принять, как данность и покорно переждать суровое холодное время. Красота зимы соседствует с ее зловещей стороной, что отображается в тексте произведения контрастными эпитетами: «стозвон сосняка» зимы и «шелковые ковры» метели сменяются в кульминационной строфе «бешеным ревом» вьюги.

Интересным и очень символичным автор умело создает образ воробушков. С помощью приема сравнения Есенин сопоставляет птичек с «детками малыми», подчеркивая невинность и беззащитность этих созданий матери — природы. Неслучайно поэт выбирает именно маленьких птиц, которым гораздо сложнее пережить холода, нежели их крупным и окрепшим собратьям.

Кроме того, писатель намеренно обращается к образу воробья — серой и неприметной птички, как символу простого человека из народа, который истинно любит свою родину. Как эти маленькие птички стойко зимуют на родимой земле и не стремятся в теплые края, так и русский крестьянин, согласно замыслу автора, ни на что не променяет своей родной сторонушки.

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

В своих воспоминаниях Корней Иванович Чуковский приводит разговор о «Двенадцати» между Блоком и Горьким. Горький сказал, что «Двенадцать» — злая сатира. «Сатира? — спросил Блок и задумался. — Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». Он и в самом деле не знал, его лирика была мудрее его. Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всем желании, не мог им ответить.

Почему же только месяц, когда я прожил в Ташкенте не менее трех лет? Да потому, что для меня тот месяц был особенным. Сорок три года спустя возникла непростая задача вспомнить далекие дни, когда люди не по своей воле покидали родные места: шла война! С большой неохотой переместился я в Ташкент из Москвы, Анна Ахматова — из блокадного Ленинграда. Так уж получилось: и она, и я — коренные петербуржцы, а познакомились за много тысяч километров от родного города. И произошло это совсем не в первые месяцы после приезда.

Вспоминается день, когда я впервые увидел блоковскую Кармен. Осенью 1967 года я шел набережной Мойки к Пряжке, к дому, где умер поэт. Это был любимый путь Александра Блока. От Невы, через Невский проспект- все удаляясь от центра — так не раз ходил он, поражаясь красоте своего родного города. Я шел, чтобы увидеть ту, чье имя обессмертил в стихах Блок, как Пушкин некогда Анну Керн.

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина
. известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает…». было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным. автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Художественные приемы

Стихотворение Есенина изобилует средствами художественной выразительности и пронизано символикой литературного языка.

Чтобы тонко и красочно передать многогранный облик зимы, поэт использует неологизм «стозвон». В словосочетании «стозвоном сосняка» автор мастерски передает величественную красоту русской зимы. Создавая рисунок многоликой зимы, поэт прибегает к приему олицетворения для каждого из ее воплощений: «поет зима», «зима аукает», «зима баюкает», «метелица стелется шелковым ковром», «вьюга сильнее злится».

Благодаря художественным приемам автор смог добиться яркого выражения зимы в трех ипостасях:

  • убаюкивающая, словно мать
  • красавица — метелица
  • беспощадная неукротимая вьюга

Многочисленны в произведении Есенина эпитеты, такие как: «ковром шелковым», «мохнатый лес», «глубокая тоска», «седые облака», «воробышки игривые», «пташки усталые», «пташки голодные», «бешеный рев», «вихри снежные», «пташки нежные», «ясная весна», «прекрасная весна».

С помощью эпитетов достигается эффект противопоставления и контраста в произведении, а богатое применение и искусное сочетание автором разнообразных литературных троп создает в стихотворении неповторимый запоминающийся образ зимней природы и косматого леса.

Чтобы донести до читателя тему дуализма русской природы, автор использует олицетворения и сравнения: «как детки сиротливые», «вьюга злится все сильнее», «метелица стелется шелковым ковром», «зима поет, аукает и лес баюкает».

С помощью приема антитезы Сергей Александрович умело расставил контрасты в стихотворении. На приеме противопоставлений строятся образы пташек и вьюги, вихрей и весны. Музыкальность интонации стиха придают инверсии, примененные автором: «пташки малые», «вихри снежные», «ревом бешеным», «детки сиротливые», «ставням свешенным», «ковром шелковым», «тоской глубокою», «страну далекую».

Разбор сюжета и композиции

️Композиция стихотворения строится на противоположности и противопоставлении морозной зимы и ожидания весеннего тепла, что подчеркивает суровость первой и нежность второй. Вместе с тем, зима не показана Есениным злой старухой, которая хочет заморозить все вокруг, а нарисована рукой поэта неотъемлемой частью мироздания Божьего.

В четырех строфах Есенин рисует зимний лес и деревню, попавшую в плен метелице, но защищенную от её холода покрывалом снега.

Холод этого времени года необходим, чтобы природа спала глубоким сном и набиралась сил для встречи весны.

Ярко описаны зимние обитатели деревни – воробьи, которых поэт сравнивает с детьми, замерзшими от игры на улице и прижавшимися к оконному стеклу в поисках тепла.

️Вьюга показана, как самый суровый инструмент зимы, она не позволяет расслабиться и проснуться природе, стуча ветром по ставням, словно бы показывая – пока тут властвую я, а вы спите.

В последней строфе Есенин показывает ожидание весны через сон пташек, которые пытаются отогреться возле окна деревенской избы. Они замерзли в край, но в коротких птичьих снах им видится теплая весны, зеленая трава и журчащая вода.

Стих отлично показывает нам зиму в деревне, когда все вокруг замерло и не тратит лишние силы в ожидании красавицы-весны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: