Анализ стихотворения «Думы» Есенина
Стихи «Думы» Сергея Есенина – одно из ранних произведений, опубликованных спустя много лет после гибели автора.
Стихотворение написано примерно в 1912 году. Шестнадцатилетний поэт предчувствует свое призвание, но сталкивается на пути к цели с сопротивлением родни и редакций. Вот и задуманный им дебютный сборник с чувствительным названием «Больные думы» в Рязани напечатать не удалось. Тетрадки остались в руках случайных сочувствующих попутчиков в поезде. В жанровом отношении – исповедальная лирика надломленного человека, 4 строфы с перекрестной рифмовкой. Обуревавшие поэта чувства выплеснуты на бумагу в строчках еще не совсем уверенных, подражательных. В те годы своим литературным наставником он считал С. Надсона. Первое четверостишие пестрит эпитетами в адрес тех самых «дум». Они и печальные, и далекие, и холодные, и невеселые. Во второй строфе поэт именует их и своей Музой, источником вдохновения. «Вольные думы» катастрофически не совпадали с жизненными обстоятельствами. После школы у него было несколько путей во взрослую жизнь – и ни один не вел в поэты. «Вновь на борьбу с непроглядною тьмой»: в тот период он писал другу, что живет и не чувствует своих сил и души, «как животное»
Между тем, его благородной целью в поэзии было указать толпе на ее пороки, привлечь внимание к трудной доле народной. В заключительной строфе автор почти уже махнул на себя рукой
Как известно, преждевременно. «Поздно, бесплодные»: оригинальный, есенинский голос лирики ему еще только предстоит обрести. Лирический герой побеждается тяжелыми мыслями, разочарованием, сомнениями. Этот кризисный период завершится поездкой в Москву, где поэт начнет работать, а еще – недолго, но побудет студентом, женится и станет отцом. В стихе множество почти заклинательных рефренов, повторов, анафор. Лексика возвышенная, интонация трагическая. Собственные мысли становятся наваждением, почти одушевляются поэтом, как заклятые враги. Через восклицания и вопросы он ведет с ними диалог. Метафора беззащитной жертвы (костер догоревший, искры потухшие). Ряд отрицаний, в том числе, в приставках слов (бесплодные, непроглядною, несчастные, не поддержать). Рифмы весьма просты. Первая половина стиха – без глаголов вообще. Несколько горьких умолчаний.
В «Думах» юный поэт горечью обозревает свое прошлое, настоящее и с робкой надеждой смотрит в будущее.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Стихи Есенина о вере
О Матерь Божья…
О Матерь Божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой.
Пролей, как масло,
Власа луны
В мужичьи ясли
Моей страны.
Срок ночи долог.
В них спит Твой Сын.
Спусти, как полог,
Зарю на синь.
Окинь улыбкой
Мирскую весь
И солнце зыбкой
К кустам привесь.
И да взыграет
В ней, славя день,
Земного рая
Святой Младень.
1917 г.
***
Я странник убогий
Я странник убогий.
С вечерней звездой
Пою я о Боге
Касаткой степной.
На шелковом блюде
Опада осин,
Послухайте, люди,
Ухлюпы трясин.
Ширком в луговины,
Целуя сосну,
Поют быстровины
Про рай и весну.
Я, странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.
Покоюся сладко
Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.
1915 г.
***
За горами, за желтыми долами…
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.
1916 г.
***
Твой глас незримый, как дым в избе
Твой глас незримый, как дым в избе.
Смиренным сердцем молюсь тебе.
Овсяным ликом питаю дух,
Помощник жизни и тихий друг.
Рудою солнца посеян свет,
Для вечной правды названья нет.
Считает время песок мечты,
Но новых зерен прибавил ты.
В незримых пашнях растут слова,
Смешалась с думой ковыль-трава.
На крепких сгибах воздетых рук
Возводит церкви строитель звук.
Есть радость в душах — топтать твой цвет,
На первом снеге свой видеть след.
Но краше кротость и стихший пыл
Склонивших веки пред звоном крыл.
1916 г.
***
Чую Радуницу Божью
Чую Радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
Голубиный дух от бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.
Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров.
1915 г.
***
Не ветры осыпают пущи…
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.
Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.
Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи вез крова,
Зорюй и полднюй у куста».
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.
1914 г.
- Волчья метка Сергея Есенина
- Знаете ли вы Есенина? (викторина)
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Стихи Есенина о природе
Метель
Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.
Хочу читать, а книга выпадает,
Долит зевота,
Так и клонит в сон…
А за окном
Протяжный ветр рыдает,
Как будто чуя
Близость похорон.
Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный —
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.
И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.
Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.
Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом.
Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались.
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберешь,
Где даль,
Где близь…
Луну, наверное,
Собаки съели —
Ее давно
На небе не видать.
Выдергивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведет беседу мать.
Оглохший кот
Внимает той беседе,
С лежанки свесив
Важную главу.
Недаром говорят
Пугливые соседи,
Что он похож
На черную сову.
Глаза смежаются,
И как я их прищурю,
То вижу въявь
Из сказочной поры:
Кот лапой мне
Показывает дулю,
А мать — как ведьма
С киевской горы.
Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.
Себя усопшего
В гробу я вижу.
Под аллилуйные
Стенания дьячка
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка.
На эти деньги,
С мертвых глаз,
Могильщику теплее станет,—
Меня зарыв,
Он тот же час
Себя сивухой остаканит.
И скажет громко:
“Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из „Капитала“”.
Декабрь 1924
***
Закружилась листва золотая
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
1918 г.
***
Поет зима, аукает…
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
1910 г.
***
Зима
Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
***
Весенний вечер
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
***
Восход солнца
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
1911-1912 гг.
***
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
1915 г.
Тема и сюжет стиха
По сюжету стихотворения герой обращается к дорогой женщине с предложением присесть, без чего невозможно честно и просто посмотреть друг другу в глаза и откреститься от внешнего мира, остаться наедине.
Далее герой рассказывает даме о себе, что делает стих несколько напоминающим исповедь, но без буйной горечи на губах. Он расскажет о своем оставленном крае (Константиново), где тоже стоит осень, но она по-другому пахнет и подсматривает в окна комнат липами и кленами, как будто, ища кого-то потерянного. Не его ли?
<p >Из этого спокойного монолога становится понятно (не забываем, это обращение к Миклашевской), что Есенин уже отгорел по-молодецки и хочет спокойных и глубоких отношений. Возможно, Августа и смогла бы ему дать их, возможно. У Софьи Толстой не получилось, но они были очень уж разные люди, абсолютные противоположности.
Последняя строфа повторят первую, что делает композицию кольцевой, а внимание читателя акцентирует на желании диалога героя с любимым человеком тет-а-тет, без постороннего шума, скандала и упреков. Стихотворение показывает настроение автора, который видит проходящую жизнь и хочет остепениться, остановиться в её безумном беге
Стихотворение показывает настроение автора, который видит проходящую жизнь и хочет остепениться, остановиться в её безумном беге.
Анализ стихотворения Сергей Есенин — Дорогая, сядем рядом
Сергей Есенин — известный поэт серебряного века. Его стихотворения всегда наполнены глубоким смыслом и различными метафорами. При этом, автор стихотворений не пытается использовать сложные обороты и неизвестные слова. Его стиль состоит из простоты и утонченного вкуса, позволяющего анализировать жизненные ситуации и проецировать их в стихотворении.
В стихотворении Сергея Есенина «Дорогая, сядем рядом…» как раз такой случай. Тут он очередной раз обращается к теме любви и всего, что с этим связано. Стихотворение получила большую популярность из-за ярких образов и утонченного стиля изложения мыслей. Произведение вошло в сборник «Любовь хулигана», получив распространение среди большого количества поклонников. Сергей Есенин был известным сердцеедом, в жизни которого было очень много женщин. При этом, он неоднократно признавался в переписках и личных сообщениях, что в его жизни очень редко были случаи проявления истинных чувств. Один из таких случаев нанес серьезную рану в сердце поэта, так как этот роман оказался неудачным.
Молодые люди очень быстро расстались из-за целого ряда причин, связанных с отсутствием понимания друг друга. После того как Есенин расстался со своей возлюбленной, его бывшая избранница выходит замуж и умирают во время родов. Он тоскует пони, рассказывая подробнее обо всём в стихотворении.
В первой строфе Есенин рассказывает о том, как он хочет видеть свою возлюбленную рядом с собой. Он подчеркивает, как им было хорошо вместе, когда они сидели в зимнюю пору и смотрели за окном.
Во второй строфе автор плавно переходят на Другие времена года, охватывающие весь период романа. Осенью они гуляли по общественным местам и предавались компании друг друга.
В третьей строфе автор постепенно переходят к рассказу о своих собственных переживаниях и мыслях. В частности, он говорит, что оставил родной край и чувствовать себя одиноким. Подобная тема продолжает развиваться в последующих строках, пока в предпоследний он не сообщает о своих тревожных чувствах. Завершается стихотворение неизменной первой страховой. По сути, стихотворении имеют кольцевой стиль повествования, что позволяет сделать определенные выводы касательно переживаний автора.
Сергей Есенин за все годы своего творчества смог оставить огромное наследие, состоящие из стихотворений о чувствах. Данное произведение не является исключением, описывая всё, что он смог пережить.
Дорогая, сядем рядом
Сейчас читают:
-
Сочинение по картине Московский дворик Поленова 5 класс
Сегодня поговорим об искусстве и творчестве, быть талантливым художником дело не простое. Но я считаю замечательным и прекрасным русским художником Поленова. В. Д. он не просто образованный человек, а находка ведь каждая его картина
-
Сочинение на тему Любовь к животным
Человек живет в мире, который существует параллельно с миром, который нам еще не очень то и знаком, так как в этом мире существуют свои, особенные правила, которые нам простым людям не понятны. Мир животных, это особенная система
-
Сочинение по картине Крамского Неизвестная 7 класс
Давайте посмотрим на картину Крамского «Неизвестная». И обсудим ее внешность. На картине изображена молодая девушка, сидящая в открытой карете. У девушки темные волосы слегка кучерявые, собраны они в косу.
-
Сочинение на тему Грибы 5 класс
Я лично очень люблю грибы: собирать, готовить, есть… Собирать грибы — это всегда для меня целое приключение. Дедушка говорит, что поход за грибами напоминает охооту, но только
-
Сочинение на тему Лепим снеговика 3 класс
Каждый ребенок ждет с нетерпением наступления зимы. Зима — волшебное время года. Наступают холода, выпадает большое количество снега, приходит время ставить новогоднюю елку, кушать мандарины.
-
Сочинение Преданность (что такое преданность) 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
И так, что же такое преданность? Во-первых, – это некое чувство ответственности за того кому ты по-настоящему предан. Так же преданность, это очень положительное качество человека, которое характеризует его как хорошего человека!
Августа + Сергей
Августа была актрисой театра, у неё не виделось недостатка в поклонниках и Миклашевская намного пережила Есенина (умерла в 1977 году). Отношения у них были достаточно яркими, но девушка так и не захотела строить с Сергеем официальные отношения из-за его образа жизни.
Говорят, во время одной из последних встреч (у Сергея был творческий вечер, потом он в хлам напился) Есенин и Миклашевская встретились и долго говорили, потом Августа помогла Сереже добраться домой. Так вот, в этот вечер они договорились, что поженятся, но Сергей дал обещание бросить пить. Была бы свадьба или нет вопрос, ответ на который скрыл номер гостиницы Англетер.
Рифмовка + тропы
Произведение состоит из семи строф, имеющих перекрестную рифмовку (рядом – другу – взглядом – вьюгу) и относится к жанру любовной лирики.
Из средств выразительности использованы олицетворения, метафоры и эпитеты.
Олицетворения: «Все волнистые дороги / Только радость льют живущим», «Ветки лапами забросив», «месяц… лучами метит», «чувственная вьюга».
Метафоры: «отжив тревоги» и «на крестах лучами метит». Первая показывает, что беспокойство и хлопоты скоро уйдут, вторая говорит, что ночной месяц знает, что и они скоро придут к нему на погост под холодные лучи.
Эпитеты:
- Кроткий взгляд.
- Беспокойный повеса.
Стихотворение является образцом любовной лирики последнего этапа творчества Есенина, если оно вам хорошо зашло, то рекомендуем почитать и «Я помню, любимая, помню», которое также начинается с обращения к дорогой. В них достаточно схожести, но есть и отличия по сюжету, использованию троп и подаче темы.