Анализ стихотворения Есенина «Я снова здесь, в семье родной…»
В 1912 году Есенин покинул родное село Константиново Рязанской губернии и поселился в Москве, чтобы добиться успеха на литературном поприще. Оторванный от корней, от горячо любимой природы, от привычного быта поэт на протяжении всего своего творчества не переставал рассказывать о деревенской жизни. Мотив малой родины органично вписался у него в тему Руси, ставшую основной в лирике. Неизбывная тоска по Константиново проявляется уже в ранних стихотворениях. Одно из них – «Я снова здесь, в семье родной…», датированное 1916 годом. По мнению большинства литературоведов, написано оно после отпуска Есенина, проведенного вместе с другом, поэтом Николаем Клюевым в селе Константиново.
В стихотворении рассказывается о возвращении в родные края. Поездка в места, где прошло детство, где знаком каждый уголок, где все пропитано воспоминаниями, действует на лирического героя как своеобразная терапия. Припадая к истокам, он очищается, набирается сил, хотя бы на время забывает о жизненных невзгодах. Это не проговаривается в произведении напрямую, но читается сквозь строки.
Ностальгическая атмосфера создается поэтом при помощи многочисленных эпитетов. Есенин называет родной край задумчивым и нежным, сумрак – кудрявым, мельницу – крылатой, осоку – надломленной. В удивительно точно подобранных прилагательных заключается особенная прелесть описаний, создаваемых Сергеем Александровичем. Блок называл ранние стихотворения Есенина многословными. Впрочем, иногда избыточность, большое количество образов оказывались не просто уместными, но необходимыми. «Я снова здесь, в семье родной…» – как раз такой случай.
Стихотворение собрало неоднозначные отзывы от критиков-современников поэта. Отрицательную оценку оно получило от Александра Редько. По его словам, в произведении присутствуют «странные выражения». Рецензент, скрывшийся под псевдонимом «В. Гор.», напротив, назвал строчки прекрасными. Одним из наиболее совершенных стихотворений Есенина считал «Я снова здесь…» Александр Вронский. Он отмечал присутствие мотива невозвратного прошлого, к которому Сергей Александрович впоследствии не раз еще обращался. Вот только редко ему удавалось потом быть настолько лиричным, искренним. По словам Вронского данное стихотворение – образец замечательного мастерства.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»
17 декабря 2015
Лирическая поэзия истинного патриота Сергей Есенина наполнена нежностью и любовью к родным землям. «Край любимый!» – восклицательным признанием начинается стихотворение 1914 года. А дальше поэт погружает читателя в сладостный сон своих воспоминаний о краях, где прошло детство.
В целом произведение можно обозначить как творение пейзажной лирики с патриотическим налетом, завершающееся философским выводом. В последней строфе автор говорит о своем смирении перед судьбой: «все приемлю». Некоторый диссонанс угадывается в финальных строках: печальные слова, пророческие для Есенина, о скоротечности времени, быстром завершении жизни. Предшествуют же этому живописные отрывки образов Родины.
Поэт показывает природу очень близкой, живой с помощью олицетворений, метких метафор. Деревья у него предстают в облике скромных монашек, болотная местность «курит» в дыму. С изумительной подробностью он ваяет растительный мир: резеда, кашка, ивы. Солнечный диск сравнивает Есенин с желтым соломенным стогом сена; его отражение на водной глади является ему во снах. Грезит поэт о тихом покое в деревенской зелени, находясь вдали – в городе Москве. Тяжело переживается им разлука с крестьянским раздольным миром. И в стихе «Край любимый!» старается он вернуть утраченные, согревающие сердце картины.
Размер стихотворного произведения – хорей. Это наделяет поэзию плавностью повествования. Эпитеты пронизаны ощущением спокойствия: «тихой», «затаил». Кажется, читать строчки нужно неспешно и шепотом, чтобы не разбить идеальную мечту о рае на родной земле. Но автор сам невольно просыпается в конце повествования, ударяясь о суровую реальность конечности жизни.
Любовь к родине и глубокая философия гармонично слились в стихотворении. Умиротворение от счастливых воспоминаний о безграничных просторах родного края граничит с готовностью, даже дерзким вызовом отречься от всего земного. Сергей Есенин снова открыл читателю новую немыслимой красоты грань окружающей нас живой природы. «Край любимый!» – это прощание с картинами из прошлого, горькая ностальгия по уходящему и вера в то, что так и должно быть, раз так устроено Богом.
Рекомендуется к прочтению:
В помощь школьнику и студенту!
Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»
Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.
Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».
Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.
«Край любимый! Сердцу снятся…» Сергей Есенин
Край любимый! Сердцу снятсяСкирды солнца в водах лонных.Я хотел бы затерятьсяВ зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,Резеда и риза кашки.И вызванивают в четкиИвы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,Гарь в небесном коромысле.С тихой тайной для кого-тоЗатаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,Рад и счастлив душу вынуть.Я пришел на эту землю,Чтоб скорей ее покинуть.
Анализ стихотворения Есенина «Сукин сын»
Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой девушкой Сергей Александрович был сильнее всего увлечен в возрасте лет пятнадцати-шестнадцати. Может показаться, она своему воздыхателю взаимностью не отвечала. В «Сукином сыне» говорится, что записки, посылаемые влюбленным юношей, красавицей никогда не читались. В действительности у Есенина были с ней романтические отношения, о которых вспоминали старожилы Константиново, родного села поэта. Молодые люди даже хотели пожениться, но не сложилось.
Сергей Александрович называет Анну «девушкой в белом». Образ этот вновь появляется немногим позже. В поэме «Анна Снегина» (1925) возникает «девушка в белой накидке». Видимо, непосредственно отношение к Сардановской имеет и раннее стихотворение «Сыплет черемуха снегом…». В нем лирический герой думает лишь о невесте и только о ней поет. Получается, белая накидка ассоциативно связана с осыпающимися лепестками черемухи, так похожими на снег.
«Сукин сын» — это тоска по навсегда ушедшей молодости, по первой невинной любви. Есенину удалось довольно точно передать течение времени через смену поколений. В юности у калитки любимой девушки лирического героя встречал пес. В его ошейник прятались записки. Прошли годы. Та собака умерла. Теперь во дворе бегает ее сын, удивительно похожий на мать. Внешний вид животного пробуждает воспоминания. Рядом с псом герой особенно остро чувствует, как изменился сам. К сожалению, возвращение к юности возможно только на несколько мгновений. В финале поэт констатирует:
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.
В 1918-ом Есенин узнал о замужестве Сардановской. При этом годом ранее в стихотворении «Вот оно, глупое счастье…» поэт вспоминал «нежную девушку в белом», которая «нежную песню поет». Весной 1921-го Сергею Александровичу сообщили о кончине Анны. Трагическая новость сильно расстроила Есенина. По свидетельству мемуаристов, он выглядел «усталым, пожелтевшим, растрепанным». Тогда Сергей Александрович признался, что никогда и никого так не любил, как Сардановскую. Незадолго до самоубийства поэт планировал издать цикл из семи произведений под названием «Стихи о которой». Есть версия, что серия эта посвящена как раз рано ушедшей из жизни Анне.
Творчество Есенина часто глубоко биографичное, подобно тому как скажет немного позже его соратник по литературной работе Хемингуэй – писать нужно честно, писать нужно об известном тебе, Есенин часто писал о личных переживаниях, об увиденном и прочувствованном именно им. Сукин сын – позднее стихотворение, которое рассказывает о путешествии во времена молодости, лирический герой, которым является сам Есенин, возвращается в период юности, когда испытывал чувства к некой девушке, которая в свою очередь не отвечала ему взаимностью. Он писал ей записки, которые передавал через ошейник пса, но девушка никогда этих записок не читала, поэтому автор грустил и печалился.
Тем не менее, подобная ситуация с юной возлюбленной не стала для Есенина непреодолимой тоской и он отправился в город стал известным поэтом, получил известность и развил талант. Вот мы видим как герой снова возвращается и в пространство собственной молодости.
Через годы… известным поэтом Снова здесь, у родимых ворот.
Он более не видит той, прежней собаки, через которую передавал записки, но перед ним оказывается потомок той суки и невероятно похожий на свою предшественницу, эта похожесть, этот образ будят в авторе воспоминания и снова окунают в пространство молодости, возвращая ощущения нежных чувств, тоски и радости.
Этот образ возвращения в детство через какой-то внешний триггер, через стимул напоминающий о чем-то был для того периода более чем популярным. Он нашел свое выражение в известном романе По направлению к Свану Марселя Пруста, где главный герой возвращается в детство через воспоминание о съеденном печенье, которое снова кушает будучи взрослым.
Помимо этого перед нами конечно и образ вечного возвращения, циклического времени. Сукин сын похож на суку, этих собак не отличить. Соответственно, все повторяется в этом мире, герой возвращается туда, где был ранее.
Конечно, есть определенные внешние перемены. В частности Сергей Александрович любит теперь не в белом, а «в голубом», но разве эти внешние незначительные перемены меняют нечто? Пожалуй, не меняют и этот факт также специально подчеркивается описанием именно цвета собак.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой заброшенный.История создания – стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже. Оно рознится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.
Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.
Композиция – состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.
Жанр – пейзажное лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – стихотворение написано хореем, поэтому звучит мягко и напевно. Рифмовка перекрёстная.
Метафоры – “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.
Эпитеты – “край заброшенный”, “сизая плесень”.
Литота – “Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.
Сравнение: “как метель, черёмуха машет рукавом”
Поэтический синтаксис: обращение (“Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь”.), риторический вопрос (уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?).
О, Русь — далекая и близкая…
Короткие, красивые стихи Сергея Есенина о Родине
Руси
Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. Гляжу в простор твоих полей, Ты вся — далекая и близкая. Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая. Цветёт болотная купель, Куга зовёт к вечерне длительной, И по кустам звенит капель Росы холодной и целительной. И хоть сгоняет твой туман Поток ветров, крылато дующих, Но вся ты — смирна и ливан Волхвов, таинственно волхвующих.
***
Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы… Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. С. Есенин
Топи да болота…
Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Вззвенивает лес. Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей.
По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой Пахнет от колес. Слушают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый, Край ты мой родной.
Село
(Из Тараса Шевченко)
Село! В душе моей покой. Село в Украйне дорогой, И, полный сказок и чудес, Кругом села зеленый лес.
Цветут сады, белеют хаты, А на горе стоят палаты, И перед крашеным окном В шелковых листьях тополя,
А там все лес, и все поля, И степь, и горы за Днепром… И в небе темно-голубом Сам бог витает над селом.
Деревенская избенка
Ветхая избенка Горя и забот, Часто плачет вьюга У твоих ворот.
Часто раздаются За твоей стеной Жалобы на бедность, Песни звук глухой.
Все поют про горе, Про тяжелый гнет, Про нужду лихую И голодный год.
Нет веселых песен Во стенах твоих, Потому что горе Заглушает их.
История создания
Стихотворение «Я покинул родимый дом» было написано в 1918 году. Этот год в биографии поэта отождествляется с переездом из села Константиново в Москву. Есенина теснила родная глубинка, потому он хотел вырваться в городскую среду, где его ждали слава, признание и творческий успех.
Действительно, так и произошло. Его довольно быстро принимают в высокое общество, в котором он обретает популярность. Свободного времени у Сергея практически не остается, такой образ жизни его затягивает все больше. Свершившаяся революция открывает для Есенина еще больше возможностей для самореализации.
Однако вместе с чувством удовлетворенности приходит и чувство ностальгии. Поэт прекрасно понимает, что домой он уже не вернется. Свои переживания он заключает в стихотворение, в котором уже самые первые строки передают тоску Сергея по отчему дому: «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь».
Основная идея
Испытывая глубокие и сильные переживания, Есенин не находил лучшего способа выговориться, чем написать стихотворение. «Я покинул родимый дом» не стало исключением. Сергей никогда не видел преград на пути к любви к своей Родине. Так, несмотря на советскую критику, он продолжал воспевать любимую «голубую Русь». Он оставался одним из немногих, кто был свято верен идеалам навсегда исчезнувшей России. Смысл его произведения заключается в ностальгии по родным местам и прошлому, которое он продолжает любить, несмотря ни на что.
Главная мысль Есенина — это не только личные переживания, но и общественные. Революция не спасала, а подавляла крестьянство, навсегда меняя облик деревни. Конечно, в 1918 году автор еще не мог дать полную оценку тому, что происходило, поэтому в этих строках мы слышим не осуждение, а грусть по прошедшему и смутный страх от настоящего времени. Неслучайно он сравнивает его с пургой, в которой ничего невозможно разобрать.
Литературный разбор
Стих «Сукин сын» пишется трехстопным анапестом с акцентированным ударением на последний слог. Рифмовка перекрестная (мрака – луг – собака – друг).
Из средств выразительности Есенин использует в стихотворении эпитеты, сравнение, противопоставление и метафоры, которые придают строфам выразительности и помогают передать ощущения автора.
Метафоры:
- Пробуженный в сердце май.
- Годы шумят.
- С отливом в синь.
- Юность моя отшумела.
Противопоставление:
Эпитеты:
- Желтый пруд.
- Подгнивший клен.
- Ромашковый луг.
Сравнение:
Стихотворение является воспоминанием поэта о своей юности и показывает её безвозвратность, от которой грудь наполняется тоской.
Темы и проблемы
- Главной выступает тема Родины, которая прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Отечество для него — это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту. И когда наступает момент прощания с отчим домом, конечно, он испытывает тоску и грусть. Основная тема стихотворения — тоска по голубой Руси, которая осталась в деревне.
- Также важна социальная тема. Ведь с переездом Есенина начались кардинальные перемены в образе жизни той самой «голубой Руси». Это отразилось на, казалось бы, нерушимых патриархальных основах деревенской жизни. Сергей понимает, что прежней картины уже не увидит, потому ему остается лишь вспоминать о своей утрате.
- Любовь к семье — тоже тема для размышлений автора. Он вспоминает о матери и отце, сравнивая их с природными явлениями. Для поэта семья и Родина были святынями, которых нельзя было разделить.
Тих мой край после бурь, после гроз…
Сергей Есенин: стихи о Родине и природе
Гляну в поле, гляну в небо…
Гляну в поле, гляну в небо — И в полях и в небе рай. Снова тонет в копнах хлеба Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасеных Неизбывные стада, И струится с гор зеленых Златоструйная вода.
О, я верю – знать, за муки Над пропащим мужиком Кто-то ласковые руки Проливает молоком.
О верю, верю, счастье есть!..
О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть.
Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуёмный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь.
Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье. Благословенное страданье, Благословляющий народ. Люблю я ропот буйных вод.
Край любимый! Сердцу снятся…
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на перемётке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в чётки Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришёл на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.
Гой ты, Русь, моя родная…
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая Дайте родину мою!»
Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»
Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.
Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом
. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».
Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов
. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было написано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведения — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысления собственного существования.
Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, тихий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:
С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «кроткие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».
Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счастье. Она присутствует в последней строфе:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и умиротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссонансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.
Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».
Анализ стихотворения «Сукин сын» Есенина
Сергей Есенин был поэтом глубоких убеждений, что писать нужно лишь об известном. Поэтому его творчество, часто биографичное, пропитано его личностными переживаниями. Стихотворение «Сукин сын» было написано в 1924 году и относится к позднему творчеству автора. Редко в его произведениях чувствуются оптимистичные ноты, и это – одно из тех самых. В нем не обошлось без характерной есениновской грусти, однако в нем нет ни исповеди, ни жалоб. Оно описывает самого автора во времена его юности и позднее – после путешествий.
В произведении Есенин вспоминает себя и свою юношескую влюбленность в молодую девушку в белом, которой писал записки, передавая их через ошейник пса. Чувство поэта оставалось безответным – она никогда не брала и не читала этих коротких писем, что вгоняло Есенина в грусть. Тем не менее, это не стало камнем преткновения, а может, даже и подтолкнуло автора уехать в город.
Уже став известным поэтом, он вновь возвращается на свою малую родину, в село Константиново, где его снова охватывают прежние чувства. И хоть верная собака-почтальон давно умерла, Есенина встречает ее «сукин сын», так похожий на мать. Это пробуждает в поэте давно забытую «боль души» и воспоминания о, возможно, первой любви. Эта ностальгия не причиняет боли, скорее наоборот – пробуждает приятные и теплые ощущения радости и отчасти тоски.
И Сергей Александрович благодарен этому щенку, что «пробудил в его сердце май». Он готов расцеловать его, как старого друга (как ту собаку, что уже нет в живых), как живое напоминание о прежних чувствах. И не столько важна девушка в белом платье – ведь автор все равно уже любит других. Важны именно те самые воспоминания, ощущения, боль души, позволяющая вновь почувствовать себя тем самым, простым и наивным, одним словом — юным.
Стихотворение написано трехстопным анапестом, стопа трехсложная с ударением на последнем слоге. Рифма перекрестная, с чередованием женской и мужской. Из литературных приемов характерные для автора эпитеты («ромашковый луг», «подгнивший клен», «желтый пруд»), метафоры («годы шумят», «с отливом в синь», «пробуженный в сердце май»). Не забывает поэт и об описаниях природы и сравнение с ней своих переживаний. Метафорична и отшумевшая юность, и шумящие как ромашковый луг года.
В свои последние годы Есенин редко пишет о любви нынешней, все более вспоминая детство, шальную юность и первые нежные чувства.
>