Завершающая часть сборника
Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (Блок), анализ которого был подробно представлен в этой статье, закрывается циклом «Распутья». Здесь отчетливо проявляются мотивы безысходности, растерянности лирического героя, тревоги, все более становится явным преобладание реалистических составляющих. Поднимаемые социальные проблемы (в стихотворениях «Фабрика», «Из газет», «Все ли спокойно в народе?..») остаются без разрешения.
Мотив «конца мира» становится главенствующим: лирический герой, да и сам поэт, больше не надеется на спасение, на приход Прекрасной Дамы, на возможность очищения и перерождения. Он отстраняется от бездуховного существования и более не участвует в происходящем.
Борьба двух (и более) рыцарей
Это последняя история, которая предварит стихотворный анализ. Блок, стихи о Прекрасной Даме которого не могли удовлетворить ту, которой они были посвящены, скоро оказался «за бортом»: у Любви, чувствовавшей себя ненужной и забытой, завязались отношения с близким другом мужа, поэтом Андреем Белым. Эта связь была окончательно прервана лишь в 1907 году. Впоследствии Люба вступила в неофициальные отношения с Г. Чулковым, от которого на свет даже появился ребёнок. Блок, всё это время продолжавший оставаться законным мужем Менделеевой, согласился стать отцом малыша, так как своих детей он иметь не мог, однако мальчик умер спустя чуть более неделю после своего рождения.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Сергей Есенин — Тебе одной плету венок
Tebe odnoy pletu venok,Tsvetami syplyu stezhku seruyu.O Rus, pokoyny ugolok,
Glyazhu v prostor tvoikh poley,Ty vsya — dalekaya i blizkaya.Srodni mne posvist zhuravleyI ne chuzhda tropinka sklizkaya.Tsvetet bolotnaya kupel,Kuga zovet k vecherne dlitelnoy,I po kustam zvenit kapelRosy kholodnoy i tselitelnoy.I khot sgonyayet tvoy tumanPotok vetrov, krylato duyushchikh,No vsya ty — smirna i livanVolkhvov, potaystvenno volkhvuyushchikh.
Nt,t jlyjq gktne dtyjr,Wdtnfvb csgk/ cnt;re cthe//J Hecm, gjrjqysq eujkjr,
Ukz;e d ghjcnjh ndjb[ gjktq,Ns dcz — lfktrfz b ,kbprfz/Chjlyb vyt gjcdbcn ;ehfdktqB yt xe;lf nhjgbyrf crkbprfz/Wdtntn ,jkjnyfz regtkm,Reuf pjdtn r dtxthyt lkbntkmyjq,B gj recnfv pdtybn rfgtkmHjcs [jkjlyjq b wtkbntkmyjq/B [jnm cujyztn ndjq nevfyGjnjr dtnhjd, rhskfnj le/ob[,Yj dcz ns — cvbhyf b kbdfyDjk[djd, gjnfqcndtyyj djk[de/ob[/
Скифы
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады…
Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах…
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых…
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!
А если нет, — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века — вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Но сами мы — отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..
В последний раз-опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
30 января 1918 года
*****
Вариант 2
Как известно, после того как Есенин оказался в Петербурге, он стал частью литературного сообщества, в котором пытался отыскать собственную индивидуальность и отыскал. Молодой поэт стал активно использовать образ выходца из народа, обращаться к популярным на тот период тематикам: православия, деревенской патриархальности, природы. Для того чтобы улучшить собственный стиль, он стал дружить с поэтом Клюевым, который активно эксплуатировал «русскую» (в понимании того времени) тему и писал стихи на подобный лад.
Конечно, стихи Есенина не являются полной стилизацией. Для того чтобы писать и такое как стихотворение Тебе одной плету венок.., нужно действительно обладать талантом и некоторым внутренним чувством, сильным и искренним, пониманием чего-то настоящего. Тем не менее, если рассмотреть стихотворение с немного другой стороны, то оно является именно набором характерных для есенинского образа клише.
Русская природа описывается как пространство церковной службы, как храм. Болото превращается в купель, камыш (куга) созывает на вечерню. В общем, перед нами образ идиллии, который, безусловно, мог бы привлекать людей того времени.
Следует напомнить, стихотворение написано в 1915 году и тогда в предреволюционный период появился активный запрос и не только в обществе интеллигентов на какие-то исконно русские образы, на поиск корней. Стихотворные рассказы Есенина, который глядит в «простор полей» и знает где звенят капли холодной и целительной воды, позволяли слушателям из города мечтать о каком-то таком далеком, но при этом близком мире. Знать: может здесь назревает смута и невзгоды, но где-то в русских деревнях живет настоящая Русь, поэтому страх и неуверенность могут отступить.
К слову, в этом стихотворении даже есть характерные строки: «ты вся — далекая и близкая», которые как раз создают нужное ощущение у читателя. Автор, лирический герой выступает тут влюбленным в Русь: «тебя люблю, тебе и верую», которая в свою очередь предстает в образе молодой красавицы, так как венки плетут поклонники именно таким девушкам. Для того чтобы подчеркнуть эту красоту собственной страны, поэт использует сравнения и эпитеты, которые последовательно превосходят друг друга, в итоге приводя к комплементарному выводу: «вся ты — смирна и ливан», то есть священное благоухание.
Анализ стихотворения Тебе одной плету венок по плану
klassreferat.ru
Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки «нездешних надежд» на вселенское «непостижимое чудо», на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее «спасти мир» и возродить человечество к новой, совершенной жизни. Вместе с ожиданием чистой и светлой любви, Вечной Женственности лирический герой ощущает одиночество, тоску, жажду встречи с ней, но и боязнь того, что она окажется не такой, какой представляется ему. Герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Если образы ранних стихов Блока живут лишь в божественном, романтическом мире, то в этом стихотворении жизнь наложила на все свой отпечаток. Почти ушли юношеская восторженность и романтизм, а вместо него появился серый, обыденный мир. И не только появился, но и занял свое главенствующее место. А мир фантазии, мир мечты обратился в легкую дымку вокруг образа. Постепенно чувствуется раздвоенность и восприятие образа женщины через призму двух миров: близкого и скорбного “здесь” и лучшего, прекрасного “там”. Так, вечная женственность и мудрость соединятся воедино со скорбной реальностью. Душа — ореол, идущий изнутри, окружает земную оболочку прозрачной хрупкой дымкой. Именно в ней и заключена та вечная прелесть женщины, которую воспевали поэты всех веков. И это соединение двух миров возносит женщину в глазах поэта на пьедестал богини. Она близка, вполне реальна и в то же время недосягаема, как божество. “…Я знаю — ты здесь, ты близко — ты там”. Возможно, что именно эта удивительная способность видеть в женском образе божественное начало во многом определила отношение Блока к женщине. Живя реальной жизнью, среди людей, он отчетливо видел, как быт и серая обыденность давят на женщину и губят в ней тот светлый образ, воплощение которого в жизни он искал. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем, и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой “светлый образ”.
Рекомендуем посмотреть:
- Анализ цикла стихотворений — Ямбы
- Анализ стихотворения — Фабрика
- Анализ стихотворения — Ты в комнате один сидишь…
- Анализ стихотворения — Соловьиный сад
- Анализ стихотворения — Русь моя, жизнь моя…
- Анализ стихотворения — Русь
- Анализ стихотворения — Россия
- Анализ стихотворения — Плачет ребенок. Под лунным серпом…
- Анализ стихотворения — Осенняя воля 2
- Анализ стихотворения — Осенняя воля
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
18 октября 1908 года
Призраки распутства
В этот момент в душе Блока буря и розу посылает он не незнакомке, а Судейкиной. Подчёркивает продажность и непостоянство женщин атмосфера ресторана, где плачет скрипка и в ауре духов носятся миражи и призраки. Именно питейное заведение, а не, например, храм подходят для передачи образа непостоянства любви, которая выбирает кавалеров днём, проводит с ним ночь и забывает к утру.
Верил ли сам Блог с его более платоническим отношением к женщинам в такую продажность? Верил, но преувеличивал, чтобы подчеркнуть своё томление. В момент разлуки никто не может сравниться по красоте с объектом обожания, а все сторонние интриги кажутся пошлостью. Это подтверждают и ответные манящие взгляды незнакомки, которая придя на свидание с одним, строит глазки другому. Такова суть женщин? Оставим ответ на усмотрение читателя.
Стихотворением Блок попытался выговорится, выплеснуть боль после расставания и дать завет другим мужчинам на класть все бриллианты души на весы одной женщины. Такая открытость неминуемо ведёт к боли, когда за минуты рая придётся платить годами ада.
Автор строк не идёт путём Есенина, пытаясь забыться в кабацких объятиях других, он приходит в ресторан для тоски и никогда не подпустит к себе другую, пока в сердце томится надежда на возвращение отношений.
Анализ стихотворения «Тебе одной плету венок» Есенина
Сергей Есенин — великий и талантливый поэт, подаривший миру огромное количество литературных шедевров. Они и в наши дни вызывают восхищение у любителей русской литературы.
Свои произведения Сергей посвящал женщинам, собратьям, Отчизне и русскому народу, которому довелось пережить много тяжелых и трагических событий. Но чаще всего посвящал свои стихотворения именно России и ее природе, так как она занимала первое место в молодой и бунтарской душе поэта. Сергей не мог предать свою Родину, потому что был неразрывно с ней связан.
Стихотворение «Тебе одной плету венок…» — это пример поэзии, в которой образ природы объединился с образом патриархальной деревенской православной веры. Люди, занимающиеся исследованием творчества поэта, считают, что автор почерпнул эту особенность у Клюева. Последний был для Есенина старшим товарищем по литературному цеху. Именно он помог поэту научиться так умело применять свой жизненный опыт в написании стихов и создании необычных образов.
В этом произведении есть четкий образ Родины, который рассматривается сквозь призму природных феноменов. Она сопоставляется с образом храма. Да и вообще стихотворение напоминает молитву-исповедь, которую Сергей Есенин произносит перед Россией. Для него родной край является смыслом жизни. Автор дарит ему свою любовь, а также не перестает в него верить.
Читая это стихотворения становится понятно, что Есенин пытается выразить словами свою огромную любовь к России, ведь он родился здесь и вырос. Автор хвалит красоту ее природы, которая неповторима и незаменима для него.
Также поэт выражает теплые и преданные чувства к крестьянской стороне. Именно в этом стихотворении автор дарит ей свой венок, сотканный из миллионов соцветий, символизирующих чистоту и бескрайнюю любовь.
Автор понимал, что его страна пережила огромные потрясения и они не пройдут бесследно. Россию ждет новая реальность. Но Сергею Есенину тяжело это принять, он не может представить себя без этой родной стороны, ведь для него она была смыслом существования.
Основные темы этого красивого и патриотического стихотворения — любовь и преданность к родному краю и людям, проживающих здесь. Произведение можно назвать гимном, с помощью которого Сергей Есенин признается в безграничной любви к своей Родине. Это можно ощутить в каждой строчке и слове, которые было тщательно подобраны великим и талантливым патриотом страны.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Из газет
Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.
Коля проснулся. Радостно вздохнул,
Голубому сну еще рад наяву.
Прокатился и замер стеклянный гул:
Звенящая дверь хлопнула внизу.
Прошли часы. Приходил человек
С оловянной бляхой на теплой шапке.
Стучал и дожидался у двери человек.
Никто не открыл. Играли в прятки.
Были веселые морозные Святки.
Прятали мамин красный платок.
В платке уходила она по утрам.
Сегодня оставила дома платок:
Дети прятали его по углам.
Подкрались сумерки. Детские тени
Запрыгали на стене при свете фонарей.
Кто-то шел по лестнице, считая ступени.
Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.
Дети прислушались. Отворили двери.
Толстая соседка принесла им щей.
Сказала: «Кушайте». Встала на колени
И, кланяясь, как мама, крестила детей.
Мамочке не больно, розовые детки.
Мамочка сама на рельсы легла.
Доброму человеку, толстой соседке,
Спасибо, спасибо. Мама не могла…
Мамочке хорошо. Мама умерла.
27 декабря 1903 года
На поле Куликовом
— 1 —
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908 года
— 2 —
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мёртвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908 года
— 3 —
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908 года
— 4 —
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
31 июля 1908 года
— 5 —
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
23 декабря 1908 года
*****