Глава 2
Шарик оказывается в богатой квартире. Горничная Зина пыталась отвести его в смотровую, где принимал больных профессор Преображенский — хозяин жилища. С испуга пес разгромил прихожую, но ассистент профессора Борменталь (молодой человек с острой бородкой) усыпил его хлороформом. Проснувшись, животное уже не чувствовало боли в боку (ему наложили повязку).
Он становится свидетелем приема у Преображенского. Его посетители (престарелый ловелас с зелеными волосами и в панталонах, расшитых черными кошками, молодящаяся дама, мужчина, совративший четырнадцатилетнюю девочку) жаждут омоложения. Они вызывают у пса омерзение. Он решает, что попал в похабную квартирку.
Завершается день визитом домкома. Комитет возглавляет Швондер. Пришедшие сообщают, что у Филиппа Филипповича будет отобрана комната в связи с уплотнением.
Преображенский, возмущенный их наглостью, звонит высокопоставленному чиновнику, чтобы сообщить о сложившейся ситуации. Домком удаляется, объявив профессора ненавистником пролетариата.
Кадр из фильма «Собачье сердце»
М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы
Описание слайда: Шарик и Шариков Шарик — вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель». Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины. В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый». У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое. Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке. Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную». Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме». Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека. Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой Шариков – люмпен, хам и тунеядец Шарик представляется как вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель». Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины. В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый». У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое. Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке. Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную». Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме». Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека. Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой
Проблематика
Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность править миром шариковым и швондерам. Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей. Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идёт против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу «любая баба может родить когда угодно», Преображенский раскаивается в своём эксперименте, что спасает ему жизнь. Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.
Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.
Анализ 2
Михаил Афанасьевич Булгаков – известнейший русский писатель 20 века, на его счеты такие произведения как: Мастер и Маргарита, Белая гвардия, Записки юного врача (которые были написаны по его жизненному опыту), Роковые яйца и Собачье сердце. Сегодня мы поговорим о повести «Собачье Сердце».
«Собачье сердце» у Булгакова вышло очень странным многие его современники не могли понять замысел и смысл этого произведения. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Какой же всё-таки смысл у произведения «Собачее Сердце»». Сначала мы начнем с того как создавалась повесть и её «историю».
Эту повесть Булгаков написал очень быстро, по меркам других писателей, всего за три месяца. Т.к. Булгаков проживал в советское время, то все его произведения были под строжайшим контролем властей. И так получилось, что в 1926 при обыске квартиры писателя была обнаружена ныне неопубликованная повесть и её изъяли у писателя. Но она была всё же была доступна для людей, только не совсем легальными способами. Это произведение не держали у себя долгое время, обычно её передавали из рук в руки всего на один вечер. Писатель также много раз пытался опубликовать «Собачье сердце» за границей, но до 1968 года ему это не удавалось. Официально же повесть опубликовали только в 1987 году на страницах журнала «Звезда». Сейчас поговорим о замыслах и идеях этой повести.
Многие современники при прочтении выдвинули идею, что в тексте говорится о советском обществе и строе. В нем тонко отмечается, что коммунизм порабощает людей своими принципами. Так, например, под речами всеми известного Швондера Шариков начал открыто говорить о своих правах и свободах для своей же выгоды. И в конце концов доносит на ученых, которые спасли ему жизнь и «очеловечели» его. Учёным ничего не осталось сделать, как обратно превратить Шарикова в собаку.
Отдельную роль играют герои произведения. Каждый из героев показывает определённую сторону советского человека, например, Преображенский – демократа, а Швондер – коммуниста и так далее. Из-за советской цензуры пострадало множество мелких элементов, которые дополняют и вносят вклад в произведение. В первоначальной варианте было множество политических лиц они бы могли дополнить, а может быть и внести свою лепту в это произведение.
В конце хочу отметить, что «Собачее сердце» это не только сатира, а еще и реальное представление русского народа и общества. «Собачее сердце» я хочу посоветовать всем прочитать, чтобы понять культуру, нрав, быт русского человека и не повторять ошибок, которые делали в этот период времени.
Основные проблемы
Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.
Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.
Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.
Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…
На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.
Тема социального эксперимента в повести. Социально-философская сатира современного писателю общества
Социально-философская сатира Булгакова стала новым явлением в литературе. В «Собачьем сердце» за занимательным, фантастическим сюжетом и сатирическими зарисовками прослеживается философское осмысление перемен, происходящих в России после революции.
Многие современники Булгакова критически высказывались о революционных событиях в стране. Горький писал, что у революционеров отношение к людям как у бездарных ученых к собакам и лягушкам, предназначенных для научных опытов, называл большевистское руководство «правительством экспериментаторов и фантазеров», для которых Россия только «материал опыта». Философ Н.Бердяев написал, что «пророки и апостолы «социалистического» приступили к огромному эксперименту». Короленко отмечал, что прежде всего душа человеческая должна переродиться, невозможно «навязывать новые формы жизни» насильственно, изменить человеческую природу по приказу. М. Волошин писал о большевиках, что «они хотят создать ей (России) новую душу хирургическим путем». Так и в повести «Собачье сердце» доктор Борменталь после операции профессора Преображенского запишет в своем дневнике: «Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу».
Основной темой «Собачьего сердца» станет исследование социального революционного «опыта» большевиков. Но опыт этот, как показывает Булгаков, оказывается разрушительным и социально-опасным для общества. Сам Булгаков искренне писал в своем письме к правительству, что он скептически относится к революционным процессам и противопоставляет им «Великую Эволюцию». Булгаков спорит с одним из основных положений новой идеологии, что возможно форсированное улучшение условий жизни и создание человека новой формации, отвергает идею скоропалительной переделки человеческой природы. Лишь эволюционным путем, постепенными преобразованиями можно менять мир к лучшему.Невозможно создать новое идеальное устройство общества, разрушив старое, как невозможно путем хирургического вмешательства сделать из собаки человека. Появившийся в результате эксперимента в «Собачьем сердце» Полиграф Полиграфович Шариков тому неоспоримое подтверждение.
На фоне социальных потрясений необыкновенно остро звучит у Булгакова тема дома. Все герои булгаковских произведений грезят о доме. Булгаков с любовью описывает отличительные черты мирного быта интеллигентной семьи, все, что было нормой, традицией, привычным образом жизни. Дом – это место, где можно отгородиться от внешнего мира, отдохнуть уставшей душой. Булгаков доказывает несомненность права человека на частную жизнь, ее неприкосновенность; в советском же обществе все у всех должны были быть на виду, уединение, обособленность, индивидуальность осуждались. То, что в 20-е годы считалось приметами мещанства и пошлости, для Булгакова осталось священными основами быта. «Никогда не сдергивайте абажур с лампы – абажур священен», — писал он в «Белой гвардии». В послереволюционное время дома гибнут, квартиры становятся жилплощадью, превращаясь в общежития.
Шариков начинает разрушение профессорской квартиры с уничтожения чучела совы, битья стекол, порчи мебели, после устраивает грандиозный потоп и грязные попойки с уличными проходимцами. Для Булгакова дом почти живое существо, у него есть имя. «Пропал Калабуховский дом!», — скажет профессор Преображенский, узнав, что в доме завелся домком.
По воспоминаниям Преображенского можно проследить, как меняется облик Калабуховского дома после 1917 г.: исчезают цветы в парадном, ковры и калошницы вместе с калошами, пальто и шубы жильцов вместе с вешалками, заколотили парадный вход, стали ходить с заднего входа, все становится грязным и испорченным, стало барахлить водоснабжение, пропадать электричество. Зато появился поющий домком, занимающийся дележкой квартир и уплотнением жилплощади. Дом превращается в общежитие, где все как один, и не поймешь, где женщина, где мужчина – все товарищи. Произошла абсурдная подмена равенства людей одинаковостью, все стали не равны, а одинаковы.
Булгаков сожалел о прекрасной, ушедшей в небытие атмосфере дома с его обычаями, традициями, семейным уютом, культурой общения друг с другом. Например, в описании сцены обеда у профессора Преображенского изображен целый ритуал, совершенно непонятный Шарикову, который говорит: «Да что вы все как при царском режиме мучаетесь». Попытки привить Шарикову хорошие манеры оказались провальными.
Стилистика повести
По стилистике повесть относится к политическому памфлету, научно-фантастической антиутопии или пародии на пролетариат. Критики трактовали эту повесть по-разному, высказывая свое мнение. Все это из-за неоднозначности восприятия произведения и многообразия используемых художественных средств.
Стиль языка в произведении разговорный, реже научный и художественный. Разговорный стиль проявляется в выражениях, свойственных персонажам по их социальному статусу.
- «Мыпришли к вам после общего собрания дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома»,
- «Общее собрание дома просит вас добровольно, в порядке трудовой дисциплины, отказаться от столовой».
Профессор, будучи частью отечественной дворянской интеллигенции, выражает в своей речи любовь к театру и морали:
«а вас, милостивый государь, попрошу снять свой головной убор».
Борменталь образованный, интеллигентный и наивный человек, который восхищается гениальностью профессора, поскольку их взгляды на жизнь схожи. Его речи разговорного стиля. Также он использует научную терминологию и лексику, пытаясь объяснить научный эксперимент. Однако термины, используемые им, соседствуют со словами из разговорного стиля:
«Поверьте, Филипп Филиппович, вы для меня гораздо больше, чем профессор-учительМоё безмерное уважение к вам».
В целом, стилистика повести отличается использованием практически всего арсенала изобразительных средств: аллегорического фона с ироничным повествованием и гротескным изображением. Также активно используются метафоры лирического характера, чтобы эффективно выразить авторскую позицию.
Политическая сатира/юмор в повести
Булгаков наполнил повесть сатирическими и юмористическими элементами. Добродушная форма смеха использована при описании бездомного Шарика, в его рассуждениях. После превращения пса в человека смех меняет свое направление и переходит в осмеяние и осуждение. В образе Шарикова Булгаков показывает парадоксальность действительности, которая сложилась в стране Советов. Новая власть с радостью принимает Шарикова, который не отличается ни умом, ни культурой поведения. В то же время врачу с мировым именем, который спасает жизни людей, грозят арестом и выселением. Востребованными оказываются бездельники-Шариковы, а не талантливые люди.
Писатель использует юмор и сатиру для контраста и усиления эффекта плачевности общественной ситуации. Иронией пронизаны и описание пациентов профессора, появление на сцене персонажей.
Шариков является аллегорическим образом люмпен-пролетариата, который, получив множество прав и свобод, оказывается неспособным противостоять своим эгоистичным интересам. Способ подняться по социальной лестнице он видит в уничтожении себе подобных (бывший бездомный пёс занимает главную должность в конторе по уничтожению уличных котов).
Финал повести остается открытым. Судьбы Преображенского и Борменталя остаются под угрозой. Некоторые исследователи считают, что таким образом Булгаков предсказал надвигающиеся репрессии 1930-х годов.
Булгаковеды утверждают, что у каждого персонажа «Собачьего сердца» имелся реальный прототип среди верхушки советской власти:
Метафорические особенности
Исследователи текста повести, отмечая его метафорические особенности, начинают с отправной точки повествования метафорического выражения названия и подзаголовка текста собачье сердце, которое имеет двойственное значение.
Далее метафоры встречаются по всему тексту:
- Разруха в головах,
- Если тетя Зина в моем туалете будет мочиться на пол, то у меня в туалете наступит разруха,
- Где же я буду харчеваться?,
- Желаю, чтобы всем,
- Если хотите, обедайте в ванной, а кроликов режьте в столовой,
- Отлезь, гнида,
- Шарикову больше не наливать,
- Так свезло мне, так свезло, — думал он, задремывая, — просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. Тут не без водолаза. Потаскуха была моя бабушка, царство ей небесное, старушке. Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть.
Сочинение на тему Реальное и фантастическое в повести М. Булгакова «Собачье сердце» читать бесплатно
Реальное и фантастическое в повести
Повесть «Собачье сердце» стала одним из лучших произведений М. А. Булгакова. Она была написана в 1925 году, но через год ее изъяли после обыска в квартире писателя и запретили издавать. Ведь основной темой произведения является изображение общества в сложную эпоху перехода от одного режима власти к другому.
Эту повесть в России впервые опубликовали в 1968 году за границей, и только в 1987-м году – в России. В ней отражается суровая действительность первой половины 1920-х годов: разруха и голод в стране, торжество мещанской психологии, жилищный кризис.
Главные герои произведения – выдающийся профессор, интеллигент Филипп Филиппович Преображенский и его антипод глуповатый и наглый Шариков.
Опыт и знания врача помогли Булгакову создать правдоподобную картину с небывалым медицинским экспериментом, во время которого профессор Преображенский превратил бездомного пса Шарика в человека.
Эта операция по пересадке человеческих семенников и гипофиза в тело животного была направлена на омоложение организма, а привела к неожиданным результатам. Пес постепенно принимал человеческий вид: становился на две ноги, клочками терял шерсть, пытался произносить короткие слова.
Со временем он и вовсе стал полноценным человеком, по крайней мере, внешне. Однако сущность бродячей собаки и характер условно осужденного Климу Чугункина, чьи органы были пересажены Шарику, давали о себе знать.
Вскоре новое существо получило паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописалось в квартире профессора. Все это, конечно же, произошло не без помощи Швондера, нового главы домкома и пролетария.
Совет
В повести прослеживается своеобразная литературная манера Булгакова. Он использовал разоблачительный юмор, порой доходящий до философского сарказма. Он прекрасно понимал, что любой талант в сочетании с непониманием конечной цели мог привести к трагическим последствиям. Так и творение ученого Преображенского стало скрытой угрозой для общества.
Шариков не просто дебоширил, разбивал стекла соседям, докучал кухаркам, напивался, дрался и воровал, он еще и примкнул к новой ячейке общества, которая увлекалась доносами, науськиванием и даже насильственными методами в целях унижения былой интеллигенции.
Этого Преображенский никак не мог позволить, поэтому в конце повести он все-таки исправил свою ошибку, превратив Полиграфа Полиграфовича в прежнего Шарика.
В произведении мастерски переплетаются фантастическое с реальным, комическое с трагическим. Несмотря на то, что повесть драматическая, порой сложно сдержать смех. Такое трагикомическое повествование наиболее полно отражает жизнь.
см. также:Другие сочинения по произведению Собачье сердце, Булгаков
Характеристики главных героев произведения Собачье сердце, Булгаков
Краткое содержание Собачье сердце, Булгаков
Краткая биография Михаила Булгакова
Сочинение про Швондера
Михаил Афанасьевич Булгаков написал свою повесть «Собачье сердце» в январе-марте 1925 года. Но опубликовали ее лишь после его смерти – в 1980-х годах. Можно предположить, что это из-за того, что произведение пронизано иронией и презрением к пролетариату. Именно через образ Швондера автор показывает правящий класс безнравственным, малодушным и эгоистичным.
Впервые Швондер появляется в повести, когда вступает на должность председателем домкома, и отправляется в квартиру профессора Преображенского, чтобы «уплотнить» квартиры в доме, так как, по его мнению, Филипп Филиппович занимает слишком много комнат (семь!). Но профессор, не церемонясь, выгоняет Швондера, оставив его ни с чем, и в дальнейшем, пожаловавшись на него высшему руководству. С этого момента и начинается противостояние двух героев.
Управдом Швондер — это типичный представитель пролетариата, «фанатик» нового режима. Он молод, амбициозен, готов на всё, чтобы насолить профессору. А для борьбы с Филиппом Филипповичем, ненавистником пролетариата, он использует результат его же эксперимента – Шарикова, внушая Шарикову мысль, что тот может оформить часть жилплощади и прописку в квартире Преображенского, подсовывая специальную литературу. Также Швондер определяет Шарикова на руководящую должность в отдел по очистки Москвы от бродячих кошек, подает ему идею написать донос на профессора. Всеми этими действиями Швондер ведет «холодую войну» с Преображенским. Его не волнует, как ведет себя Шариков, что делает, главное для Швондера — вложить в голову Шарикова азы нужной идеологии и вывести из равновесия профессора.
Подводя итог, можно сказать, что образ Швондера – это образ невежественного, эгоистичного человека с низменными человеческими качествами, он является противоположностью профессора Преображенского, благодаря этому образу Булгаков высмеивает все пороки лидирующего класса. Подстрекатель, который ради своих целей, готов пойти на многие низкие поступки. Нерассудительный, агрессивный, преклоняющийся перед властью, законами и документами, он как идеальная пешка для вышестоящей власти. Под видом помощи и беспокойства о судьбе Шарикова проталкивает идеи нового класса.
Реальность и фантастика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
В условиях советского времени М. Булгаков остался истинно русским писателем, исповедующим верность традициям русской классики. В его произведениях продолжают развиваться гоголевские традиции сатиры, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое.
Содержание повести «Собачье сердце» (1925) представляет остроумную и злую сатиру на социальную действительность двадцатых годов двадцатого столетия, «гротескный образ современности».
Действие повести начинается с того, что профессор Преображенский, который омолаживает нэпманов и советских чиновников, заманивает с помощью колбасы к себе домой собаку, чтобы потренироваться в проведении пересадок гипофиза.
Превращение Шарика в Шарикова и всё, что за этим последовало, предстаёт у М. Булгакова как буквальная реализация популярной в послереволюционные годы идеи, суть которой выражена в словах известного большевистского гимна: «Кто был ничем, тот станет всем». Фантастическая ситуация помогает обнажить абсурдность этой идеи. Та же ситуация обнаруживает абсурдность другой, не менее популярной, хотя, казалось бы, мало совместимой с первой, мысли о необходимости и возможности создания нового человека.
В результате фантастической операции, наделяющей Шарика «всем», происходит вытеснение благодарного, привязчивого, верного, смышлёного пса, каким он является в первых трёх главах повести, тупым, способным на предательство, неблагодарным и агрессивным люмпеном, который хочет занять место, ему не принадлежащее. Правдоподобные детали, соединяясь, создают фантастическую гремучую смесь под названием «Шариков», которая приобрела сегодня нарицательное значение, стала символом агрессивности люмпена.
Композиционный прием получает сюжетное развитие, основанное на совмещении реального и фантастического. Фантастическое в повести не имеет определяющего значения, а становится лишь средством анализа социальных явлений.
Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу «в очистку» в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов, пёс пытается «зарегистрироваться» с барышней, дворняга претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства, чуть не губит его «вселенную» (многозначителен комически переиначенный мотив «потопа», вызванного неумением Шарикова обращаться с водопроводными кранами).
Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются ввиду существования провокатора — представителя власти Швондера, стремящегося «уплотнить» профессора, отвоевать у него часть комнат. На природную основу Шарикова наложилось влияние Швондера. Его воспитание оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище. Именно недоразвитое умственное и нравственное чувство простого народа, который «был ничем и стал всем», является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг. «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской стране.
При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это — сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п. В результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.
Реальность повседневной жизни России 20-х годов, сатирически отображённая, мастерское использование фантастики, обнаруживающей абсурдность современности, сделали «Собачье сердце» М. Булгакова «непревзойдённой в своей неповторимости» произведением русской сатиры ХХ века.
Вариант 2
Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный. Их взаимное неприятие идёт по нарастающей. Описывая отношения Швондера и Преображенского, автор приходит к глубокому социальному обобщению о невозможности мирного сосуществования интеллигенции с победившим пролетариатом, ума и деликатности с невежеством и хамством.
Швондер является яркой иллюстрацией высказывания Томаса Карлейля о том, что «всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи». Швондер сочетает в себе черты как фанатика, так и негодяя. Время действия повести позволяет предположить, что он принимал активное участие в революционных событиях. Он вообще человек активный и деятельный. Начитавшись книжек, написанных классиками марксизма, Швондер уверовал в них, как в Святое писание и фанатично пропагандирует эти идеи всем, включая новоявленного жильца гражданина Шарикова.
Участие Швондера в революции принесло для него плоды, которыми он уже начал активно пользоваться. Став управляющим жилтоварищества, он сразу начал устанавливать свои порядки. Как известно, чем меньше начальник, тем больше в нём амбиций и самодурства. И пусть в подъезде исчезли вазоны с цветами и ковры, наплёвано, грязно и нет электричества. Зато по вечерам члены жилтоварищества распевают революционные песни.
У Швондера очень развито классовое чутьё. Он безошибочно определяет в профессоре Преображенском классового врага. Профессор не любит пролетариат, а Швондер в лице профессора ненавидит всю интеллигенцию. Он вынужден терпеть Преображенского на своей территории, потому что власти запретили ему трогать учёного с мировым именем. Но это не мешает Швондеру беспокоить профессора различными мелкими пакостями.
Больше всего Швондера возмущает, что учёный занимает целых семь (!) комнат. Попытка потеснить профессора потерпела неудачу, но Швондер от своих планов не отказался. Появление в квартире профессора Шарикова пришлось как нельзя более кстати. Настаивая на прописке Шарикова, Швондер пытается хотя бы таким способом потеснить профессора. Забивая голову бывшего пса пропагандистским идейками, путём словесной демагогии настраивая его против своего «создателя», Швондер получает в лице Шарикова надёжного союзника в борьбе с Преображенским. Тот факт, что Шариков решает донести на профессора, говорит о том, что «учитель» Швондер явно преуспел в деле воспитания «нового» человека.
В повести отчётливо заметно негативное отношение автора к этому персонажу, которое естественным образом передаётся и читателям.
Основные мотивы творчества Булгакова
Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.
- В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
- В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой. В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
- Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
- Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.