История создания
Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник. Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвященных музе. Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.
Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза – прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.
Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».
Тема
Главная проблема, которую поставил поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.
Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключённой в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только Богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей
Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное, – не требовать признания своих заслуг
Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.
Анализ стихотворения «Памятник» Брюсова
Валерий Яковлевич Брюсов — основоположник символизма Серебряного века русской поэзии. В программном стихотворении «Памятник» поэт излагает свою точку зрения на творчество.
Стихотворение написано в 1912 году, его автору исполнилось 39 лет, в прошлом году вышел его сборник «Зеркало теней», он активно пишет прозу. По жанру — ода, по размеру — шестистопный ямб с перекрестной рифмой, 6 строф. Рифма открытая, закрытая. Лирический герой — сам поэт, в упоении прославляющий сам себя. Стихотворение явно перекликается с целой чередой «Памятников», от Горация до М. Ломоносова, от Г. Державина до А. Пушкина. Причем, сближение с последним — самое явное. Уже в первом четверостишии В. Брюсов противостоит врагам, желающим с криками «свалить памятник». «Я есмь и вечно должен быть» — гордый человек здесь себя фактически провозглашает божеством. Затем поэт эпатажно называет свое имя как достойное звучать в веках.
В столицах и в провинции, в заморских странах — всюду «долетят горящие страницы», в которые поэт вложил свою душу. Читатель пробудит ее от сна. Затем поэт эпатажно называет свое имя как достойное звучать в веках. В столицах и в провинции, в заморских странах — всюду «долетят горящие страницы», в которые поэт вложил свою душу. Читатель пробудит ее от сна. Поэт считает, что он выражает мысли и чаяния всех людей: за многих думал, за всех знал муки страсти. Интересно, что он не упоминает, что разделял муки совести, разделял с кем-то чье-то страдание. Родина «печальна», противиться обаянию его строк не смогут «и немец, и француз», хотя прочтут стихи В. Брюсова не в подлиннике, а в переводе. Поэт мечтает о славе с большой буквы, вечной, о введении в Пантеон всех Муз, некое капище, где будут поклоняться «далеким грезам» поэта начала XX века. Эпитеты: стих осиротелый, благосклонных Муз, яркий сон. Риторические вопросы с восклицаниями: что слава наших дней? — случайная забава! Инверсия: думал я, прославят стих. Олицетворения: страницы долетят, в которых спит душа. Интонация монументальная, чеканная, лексика возвышенная. Поэт считает, что его стихи — зов для далеких времен, откровение и путеводный маяк для будущих поколений людей. Подобный пафос — не редкость для приверженцев школы символизма, прославляющей индивидуализм.
Теоретик стихосложения, В. Брюсов считал свое творчество прорывом в будущие времена, откровением для всего человечества.
Все ли равно, где «бесчувственному телу… истлевать»?
На лицевой части небольшой каменной плиты серого цвета выбиты надписи на русском и английском языках с указанием имени, фамилии и даты жизни. На оборотной — известная эпитафия из Проперция «Со смертью не все кончается». Сигареты, цветы, карандаши от поклонников… Так выглядит сегодня могила человека с мировым именем.
В своих стихотворениях поэт не раз возвращался к теме смерти. Остается лишь надеяться, что место (его все же выбрали за Бродского), где похоронен поэт, действительно принесло упокоение его душе. Иначе истории с открывшимся в самолете, а затем и вовсе переломившимся пополам гробом – это случилось во время переноса праха поэта – вовсе не кажутся случайностью. Как и проблемы, возникшие с выбором могилы уже на самом острове: сначала отказы православной и католической церквей, затем кости похороненных, на которые то и дело натыкались могильщики. В результате неброский камень на холмике, расположенной у самой стены лагуны.
Перезахоронение через полтора года
Сан-Микеле – это остров-кладбище или город мертвых, где обрели покой представители разных конфессий. Одни оказались здесь случайно, другие намеренно выбрали Сан-Микеле в качестве последнего пристанища. Есть на острове, обнесенном высокой каменной стеной, и могилы выходцев из России.
Изначально Иосифа Бродского предполагалось похоронить рядом с Дягилевым и Стравинским на православной половине погоста. Однако все оказалось не так просто: И. Бродский, еврей по национальности, был человеком без вероисповедания. А посему православная церковь, а вслед за ней и католическая отказались предоставить праху поэта последний приют на своей территории. В итоге именно кусок земли на участке для протестантов рядом с кирпичной стеной стал местом – рядом, с могилой, кстати, похоронен Э. Паунд, которого очень не любил Бродский – где похоронен всемирно известный поэт и эссеист.
Перенос тела в Венецию состоялся в июне 1997 года. Изначально на могиле установили обычный крест из дерева с именем усопшего. На перекладине креста, по свидетельству очевидцев, можно было увидеть камни – именно их вместо быстро увядающих цветов принято приносить на могилу еврея. И лишь спустя несколько лет могилу украсил памятник, изготовленный по проекту В. Радунского – художника, также в свое время эмигрировавшего из СССР и некогда иллюстрировавшего одно из произведений Бродского.
Где похоронен поэт и почему именно здесь – теперь понятно. Как же узнать могилу великого соотечественника в городе мертвых?
Мой облик неизменен
Автор считает свой талант даром свыше – его подарила муза и этот огонь поэт обязан нести в чистом виде, не болтаясь с ним из стороны в сторону. Такое расположение памятника основано на фоне усталости от текущего дня, это не спонтанное решение, а продуманный выбор.
Бродский уподобляет себя этому памятнику, что видно из второй части стихотворения. Он говорит, что ничего не изменит даже если ему будет угрожать «демонтаж». Не за горами ссылка и полное презрение властей, которое вынудит покинуть страну. Бродский примет решение эмигрировать, но от своих взглядов и убеждений не откажется. Уже в 1962 году он принёс клятву верности своим убеждениям и не отречётся от них никогда.
Эта непреклонность видна в стихотворение и отражена в сцене возможного сноса памятника. Поэт буквально кричит, что его правда, его убеждения не останутся незамеченными, если обвинят, разрушат или даже расчленят, то правда вырвется сквозь незрячие глаза гипсовой статуи и ударит струёй в небеса.
Стихотворение достаточно легко читается, для понимания его смыла не надо долго просматривать через лупу межстрочное расстояние.
Спиной к постыдному прошлому
С первой строки стихотворения в нём чувствуется дух бунтаря, который шёл с Бродским рука об руку всю жизнь, подобно тени. Поэт является ярым противником текущей социалистической действительности, убивающей человеческое «я» и загоняющей индивидуума в стадо общества. Автору не нравится ближайшее прошлое страны, и он не стесняясь называет его постыдным.
Поэт противопоставляет постыдное прошлое потерянной любви, ставя последнюю наголову выше – памятник установлен к ней лицом. Внимательный читатель заметит, что грудь памятника смотрит в сторону любви, а ягодицы в сторону постыдного столетия. Любовь достойна выгнутой колесом груди, а море полуправд прошлого только взгляда на пятую точку.
Далее, уже во втором четверостишье, поэт говорит в строках, что образ и расположение памятника не случайно и он не собирается их менять. В 1962 году началось первое давление власти на Бродского, но автор стихотворения откровенного говорит, что останется при своём мнении и не изменит взглядов даже под давлением.
Анализ стихотворения «Памятник» Брюсова
Валерий Яковлевич Брюсов — основоположник символизма Серебряного века русской поэзии. В программном стихотворении «Памятник» поэт излагает свою точку зрения на творчество.
Стихотворение написано в 1912 году, его автору исполнилось 39 лет, в прошлом году вышел его сборник «Зеркало теней», он активно пишет прозу. По жанру — ода, по размеру — шестистопный ямб с перекрестной рифмой, 6 строф. Рифма открытая, закрытая. Лирический герой — сам поэт, в упоении прославляющий сам себя. Стихотворение явно перекликается с целой чередой «Памятников», от Горация до М. Ломоносова, от Г. Державина до А. Пушкина. Причем, сближение с последним — самое явное. Уже в первом четверостишии В. Брюсов противостоит врагам, желающим с криками «свалить памятник». «Я есмь и вечно должен быть» — гордый человек здесь себя фактически провозглашает божеством. Затем поэт эпатажно называет свое имя как достойное звучать в веках.
В столицах и в провинции, в заморских странах — всюду «долетят горящие страницы», в которые поэт вложил свою душу. Читатель пробудит ее от сна. Затем поэт эпатажно называет свое имя как достойное звучать в веках. В столицах и в провинции, в заморских странах — всюду «долетят горящие страницы», в которые поэт вложил свою душу. Читатель пробудит ее от сна. Поэт считает, что он выражает мысли и чаяния всех людей: за многих думал, за всех знал муки страсти. Интересно, что он не упоминает, что разделял муки совести, разделял с кем-то чье-то страдание. Родина «печальна», противиться обаянию его строк не смогут «и немец, и француз», хотя прочтут стихи В. Брюсова не в подлиннике, а в переводе. Поэт мечтает о славе с большой буквы, вечной, о введении в Пантеон всех Муз, некое капище, где будут поклоняться «далеким грезам» поэта начала XX века. Эпитеты: стих осиротелый, благосклонных Муз, яркий сон. Риторические вопросы с восклицаниями: что слава наших дней? — случайная забава! Инверсия: думал я, прославят стих. Олицетворения: страницы долетят, в которых спит душа. Интонация монументальная, чеканная, лексика возвышенная. Поэт считает, что его стихи — зов для далеких времен, откровение и путеводный маяк для будущих поколений людей. Подобный пафос — не редкость для приверженцев школы символизма, прославляющей индивидуализм.
Теоретик стихосложения, В. Брюсов считал свое творчество прорывом в будущие времена, откровением для всего человечества.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафор: “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.
Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Деревня» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – смысл, средства выразительности, эпитеты, композиция
Следующая
Анализ стихотворений«Я встретил вас – и все былое» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – средства выразительности, жанр, идея
Сходства и различия в стихотворениях
Стих впервые был написан около II тысячелетий назад Горацием, а его последующие версии имеют некую схожесть с ним. Если сравнить «Памятники» Пушкина и Державина, можно сделать вывод, что они похожи по своей структуре. В них используется один размер — шестистопный ямб. В стихотворениях присутствуют и женские, и мужские речи. Во всех куплетах первая строка созвучна третьей, вторая — четвёртой и так далее. Проще говоря, оба автора при написании пользовались перекрёстным методом.
Пушкин пользуется такими словами, как «великий», «нерукотворный». Державин — «сердечный», «чудесный». В стихотворениях поэты используют инверсию — это один из видов литературных приёмов:
- «Доколь славянов род вселенна будем чтить». (Державин).
- «И долго буду тем любезен я народу…». (Пушкин).
С его помощью становится возможным подчеркнуть особенно важные слова и придать произведению эмоциональности.
Мнение поэтов о себе
Державин в своём стихотворении показывает себя не только творцом, но и придворным. Именно по этой причине его будут уважать, ведь он может без смущения общаться с высокопоставленными людьми. Кроме того, Гавриил Романович считает, что о высших духовных ценностях нужно говорить, словно о боге.
Если сопоставить его с Александром Сергеевичем, то он, наоборот, в первую очередь считает себя поэтом. Через этот образ автор познаёт себя как человека. В первых строках стихотворения он подчёркивает то, что находится рядом с народом. Для него признание людей является высшей ценностью. Гаврила Романович ставит на первое место свою близость с находящейся у власти знатью, а Александр Сергеевич — служение народу, и его ценности намного выше.
Отношение авторов к самодержавию
Державина очень уважали в высшем обществе, ведь он был придворным поэтом. До написания своего «Памятника» автор издал известную оду «Фелица», в которой воспевались положительные качества Екатерины II. В этом и заключалось главное отличие произведений.
Пушкин был самым настоящим противником самодержавия. Николай I предпринимал множество попыток, чтобы сделать из Александра Сергеевича придворного поэта, но все они были провальными. По этой причине Пушкин подвергался гонению и травле.
Подведение итогов
Оба поэта стихотворением «Памятник» пытались подвести итоги собственной жизни. Гавриил Романович написал своё произведение в 52 года. Помимо литературы, Державин ещё и работал, а также служил при дворе. Своей главной заслугой автор считал то, что смог воспеть Екатерину II. Об этом достижении он упомянул в стихотворении «Памятник». Державин был уверен, что все люди на земле будут помнить его именно за это.
Пушкин полагал, что запомнится лишь славянам. Свой стих «Памятник» он написал за год до смерти. В основу сюжета лёг его жизненный опыт. Им он, как будто бы подводил итоги своего литературного пути, хотя на момент написания автору было всего лишь 37 лет. Пушкин словно чувствовал, что смерть его близка.
добавить стихотворение в закладки?
Гораций, 30-я ода (перевод Ломоносова)
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром. 1747г.«Памятник» Г.Державин Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так!— весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. 1795г.«ПОДРАЖАНИЕ ГОРАЦИЮ» К.Батюшков Я памятник воздвиг огромный и чудесный, Прославя вас в стихах: не знает смерти он! Как образ милый ваш и добрый и прелестный (И в том порукою наш друг Наполеон) Не знаю смерти я. И все мои творенья, От тлена убежав, в печати будут жить: Не Аполлон, но я кую сей цепи звенья, В которую могу вселенну заключить. Так первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетели Елизы говорить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям громами возгласить. Царицы царствуйте, и ты, императрица! Не царствуйте цари: я сам на Пинде царь! Венера мне сестра, и ты моя сестрица, А кесарь мой — святой косарь. 1826г.«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин Exegi monumentum. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживёт и тлeнья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Веленью бoжию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приeмли равнодушно И не оспаривай глупца. 1836г.«Памятник» В.Брюсов Sume superbiam… Horatius Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить! Распад певучих слов в грядущем невозможен, — Я есмь и вечно должен быть. И станов всех бойцы, и люди разных вкусов, В каморке бедняка, и во дворце царя, Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов, О друге с дружбой говоря. В сады Украины, в шум и яркий сон столицы, К преддверьям Индии, на берег Иртыша, — Повсюду долетят горящие страницы, В которых спит моя душа. За многих думал я, за всех знал муки страсти, Но станет ясно всем, что эта песнь — о них, И, у далеких грез в неодолимой власти, Прославят гордо каждый стих. И в новых звуках зов проникнет за пределы Печальной родины, и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый, Подарок благосклонных Муз. Что слава наших дней? — случайная забава! Что клевета друзей? — презрение хулам! Венчай мое чело, иных столетий Слава, Вводя меня в всемирный храм. 1912г.
За стихотворение голосовали:
margo.matv: 5 ; maarv: 5 ; toporkov2013: 5 ; Наиль Бикметов: 5 ; Игорь Гарде: 5 ;
Currently 5.00/5
Рейтинг стихотворения: 5.0 5 человек проголосовало Голосовать имеют возможность только зарегистрированные пользователи! зарегистрироваться
Тема
Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…”
.
И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим”
. Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным”
. Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?
Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным”
, скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.
Стихотворение «Я памятник воздвиг себе иной!» Бродский Иосиф Александрович
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию — спиной. К любви своей потерянной — лицом. И грудь — велосипедным колесом. А ягодицы — к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт, чего бы ни пришлось мне извинять,- я облик свой не стану изменять. Мне высота и поза та мила. Меня туда усталось вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то. Рассудок мой теперь, как решето, а не богами налитый сосуд. Пускай меня низвергнут и снесут, пускай в самоуправстве обвинят, пускай меня разрушат, расчленят,-
В стране большой, на радость детворе из гипсового бюста во дворе сквозь белые незрячие глаза струей воды ударю в небеса.
(2 votes, average: 4,50 out of 5)
Еще стихотворения:
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах…
- Иной имел мою Аглаю Иной имел мою Аглаю За свой мундир и черный ус, Другой за деньги — понимаю, Другой за то, что был француз, Клеон — умом ее стращая, Дамис — за то,…
- На землю полдень мертвый пал На землю полдень мертвый пал, Налитый золотом тяжелым, И в блеске пламенно-веселом Дробится озера опал. Гудят косматые шмели, Протяжен их медовый голос. Налитый соком спелый колос Главу склоняет до земли….
- Я приснился себе медведем Я приснился себе медведем И теперь мне трудно ходить — Раздавил за столом тарелку, А в ответ на нежный укор Проворчал: «Скорлупку ореха Я не так еще раздавлю!» Даже медом…
- Памятник Я — памятник отцу, Андрею Николаевичу. Юдоль его отмщу. Счета его оплачиваю. Врагов его казню. Они с детьми своими по тыще раз на дню его повторят имя. От Волги по…
- Памятник Пушкину Из вольных мысли сфер к нам ветер потянул В мир душный чувств немых и дум, объятых тайной; В честь слова на Руси, как колокола гул, Пронесся к торжеству призыв необычайный….
- Памятник Sume superbiam… Horatius Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить! Распад певучих слов в грядущем невозможен, — Я есмь и вечно должен быть….
- Памятник Я при жизни был рослым и стройным, не боялся ни слова, ни пули и в привычные рамки не лез, но с тех пор, как считаюсь покойным, охромили меня и согнули,…
- Памятник юноше Пушкину Распахнув сюртук свой, на рассвете Он вдыхал все запахи земли. Перед ним играли наши дети, Липы торжествующе цвели. Бабочки весенние порхали Над его курчавой головой. Светлая задумчивость печали Шла к…
- Памятник Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так!- весь я не…
- Памятник Приснилось мне, что я чугунным стал. Мне двигаться мешает пьедестал. В сознании, как в ящике, подряд чугунные метафоры лежат. И я слежу за чередою дней из-под чугунных сдвинутых бровей. Вокруг…
- Памятник Дивизия лезла на гребень горы По мерзлому, мертвому, мокрому камню, Но вышло, что та высота высока мне. И пал я тогда. И затих до поры. Солдаты сыскали мой прах по…
- Видишь, сама я себе западня Видишь, сама я себе западня: Людям кричу среди белого дня,- Вот она я — унижайте меня! Вот она я — распинайте меня! Черного крику мне хватит на три Не петушиных…
- Памятник Он стоит как центр, как узел, Всех окружных струн и спешек. Он несется — горд и грузен, Он своим недвижьем взбешен. Он ни жив ни мертв от топа, Что кругом…
- Памятник Тот монумент тысячетонный, С речною пеной на висках, Рос из упорства и бетона, Железа, пота, и песка. …Я шел по трапам, как по тропам, Кайлом, лопатой и киркой Смыкая Азию…
- Памятник Нанесли мы венков — ни пройти, ни проехать; раскатили стихов долгозвучное эхо. Удивлялись глазастости, гулкости баса; называли певцом победившего класса… А тому Новодевичий вид не по нраву: не ему посвящал…
- Памятник Во мне конец, во мне начало. Мной совершенное так мало! Но все ж я прочное звено: Мне это счастие дано. В России новой, но великой, Поставят идол мой двуликий На…
- Памятник Ты замкнут четкою решеткой Ограды сада и кругом Спешащей, мелкою походкой Проходят люди — день за днем. Сейчас январь, по небу вьюга Мчит снеговые корабли. Костлявых веток тени туго Твое…
- Памятник охоты Пошли за зверем восемь человек. Булчуты понимали: зверь не слабый. Судили по следам: ноябрьский снег Был глубоко продавлен мощной лапой. Эвенк Атласов, может быть, потомок Атласова, открывшего Камчатку, На зверя…
- Памятник Достоевскому Как искусство ни упирается, жизнь, что кровь, выступает из пор. Революция не собирается с Достоевским рвать договор. Революция не решается, хоть отчаянно нарушается Достоевским тот договор. Революция это зеркало, что…
Вы сейчас читаете стих Я памятник воздвиг себе иной!, поэта Бродский Иосиф Александрович
Литературный анализ стихотворения
Данное стихотворение было впервые запечатлено на бумаге в 1795 году, когда Державину было пятьдесят два года и он уже находился в зрелом периоде своего творчества. В этом возрасте он уже обзавёлся поэтическим и служебным успехом, а также начал анализировать свою роль в русской поэзии и культуре.
Жанр стихотворения — ода. Но не совсем обычная ода, Державин первый из русских поэтов, хоть и косвенно, но посвятил оду себе. Это можно назвать слегка эгоистической одой; но с другой страны талант, масштаб и влияние личности поэта этого заслуживает.
Размер стихотворения: шестистопный ямб. Вид рифмовки: перекрёстная рифмовка.
Главная мысль и тема стихотворения — это вера в бессмертие как поэзии в частности, так и искусства в целом. Державин говорит нам, что человеку не обязательно возводить города, увековечивать себя в граните или быть центром внимания своей эпохе, но ему лишь нужно творить искусство и тогда его запомнят и без лишних атрибутов.
Но ко всему прочему Державин также выдвигает несколько условий к будущим поэтам: Во-первых, быть абсолютно честными всегда и везде и с кем бы то ни было. Пускай и король перед вами, или император, но коль вы поэт, то обязаны не льстить, а правдою как мечом рубить.
Во-вторых, не стеснятся и даже гордиться собственными успехами и заслугами. Державин собственным примером показывает, что если вы действительно сдюжили в борьбе за славу и достигли чего-то грандиозного, то нет ничего постыдного в том, чтобы похвастаться этим. В‑третьих, подобно примеру поэта из его последней строфы, безгранично, бесцельно, но перманентно, резво и яро славить, восхвалять. Ту самую соблаговоляющую в творчестве, но при том неуловимую поэтическую музу.
Для поддержания величественности и высокопарности своего стихотворения, дабы выделить его непомерную важность, Гавриил использует множество разных художественных приёмов. Эпитеты: памятник (какой) чудесный, вечный; вихрь(какой) быстротечный; слог забавный
И др. Гипербола: металлов тверже, а также выше пирамид. Метафоры: времени полет; зарей бессмертия. Олицетворения: ни гром не сможет сломить; ни времени полёт ни сокрушит. Также стоит отметить общий подбор слов для этого стихотворения, многие из них считаются очень возвышенными и редкими. Стихотворение изобилует восклицанием и духом высокой поэзии.
Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество»
Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.
Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.
На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.
Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он – созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.
Но анализ стихотворения Брюсова «Творчество», как и всякого другого произведения, необходимо начать с указания дня и года его создания. Оно было написано первого марта 1895 года и вошло в сборник «молодых» стихов «Шедевры».
Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.
О том, что произведение относится к символизму, говорит многое. Например, лексика, которую использует автор для изображения странных, необычных образов: лопасти латаний (растопыренные в виде пятерни листья), словно фиолетовые причудливые руки на стене эмалевой чертят не линии, а звуки, не нарушая при этом «звонко-звучной тишины».
Перед читателем предстает странный фантастический мир: возникают ниоткуда прозрачные беседки («киоски»), «несозданные» создания, блестящие в свете двух лун, вернее, лазоревой луны и «обнаженного» (без облаков) месяца. И весь этот процесс окутан тайнами и снами.
Анализ стихотворения Брюсова выявил использование таких выразительных средств, как цветопись и звукопись. В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость. Сонорность часто повторяемых «л», «р», «м» и «н» призвана создать ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!
Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.
Брюсов стихотворение «Творчество» разворачивает медленно, как бы говоря, что ничто не создается сразу, никогда нельзя знать ничего наверняка. Образы зыбки, нечетки, они постепенно угадываются лирическим героем. Возможно, этот мучительный процесс исканий сути и называется «мукой творчества»?
Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!