Средства художественной выразительности
Есенин известен как поэт, который очень интересно подбирал эпитеты, порой очень емкие и меткие. Однако основная лексика, с которой он работает, — обычная, порой простонародная, понятная любому человеку. Это придает поэтическому тексту напевность, мелодичность, при этом читатель невольно отождествляет себя с лирическим персонажем и начинает смотреть на мир его глазами. Примеры эпитетов: «доверчивая», «милая». Другие средства выразительности:
- Сравнение: «как пьяный друг».
- Метафоры: «бесшумная погода», «бархатная шерсть».
- Переход к обыденным деталям из своей жизни поэт подчеркивает включением в текст нарочито просторечных вкраплений: «норовит», «лезешь целоваться», «по-собачьи». Его язык максимально приближен к разговорному, что помогает создать лирический диалог с животным.
- Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в беседе с Джимом.
- Риторический вопрос.
Несмотря на кажущуюся простоту и разговорность, стихотворение дышит болью и одиночеством, автор в отчаянии, поскольку не может найти собеседника среди людей. Именно поэтому ему приятно, что пес Качалова может на время стать его лучшим другом, выслушать и понять.
Чем интересны заключительные строки произведения?
Как бы ни было на самом деле, последние строки произведения «Собаке Качалова» наиболее полно и красочно рассказывают о том, что именно печальная любовь была причиной создания стихотворения. Отношения, возможно и безответные, послужили поводом для создания шедевра
В сюжете, точнее, в его заключении, Есенин хвалит пса, говоря, что он красив, и особое внимание уделяет его шерсти, которая бархатистая и ее весьма приятно гладить. Автор также отмечает, что красота собаки привлекает всех, кто приходит в гости к Качалову, каждый желает погладить домашнего питомца
В произведении имеется описание многих достоинств животного, которые красиво расписаны Есениным. Здесь же автор описывает и самого себя, говорит, что якобы сам доверчив и имеет открытую душу. Эти своеобразные качества совмещены с качествами присущими и собаке, поэтому создается ощущение, что автор хотел показать определенное сходство животного и человека.
В последних строках произведения поэт начинает задавать вопросы домашнему питомцу. Он интересуется у него, посещала ли их дом та женщина, которая обычно грустна и безмолвна. По мнению автора, хотя пес Джим за свой век видел многих гостей, эту женщину он не мог не запомнить.
При формировании вопроса отслеживается своеобразная надежда. Читатель сразу же чувствует, что расставание с молодой девушкой привело поэта к душевному расстройству.
Некоторые критики приводят в качестве примера и иное развитие событий. Возможно, Сергей Есенин в то время сильно страдал от неразделенной любви. Данная версия считается неправдоподобной, ведь он считался весьма популярным среди противоположного пола и с легкостью мог влюбить в себя любую.
Следует отметить, что симпатию к Есенину проявляла даже его литературная секретарша, которую звали Галиной Бениславской. Эта женщина любила поэта на протяжении долгих лет, и готова была делить его с другими женщинами, главное, чтобы он всегда был возле нее. Она боялась потерять Есенина.
Даже после того, как поэт умер, она не смогла пережить потерю. Женщина отправилась на кладбище, где был похоронен молодой поэт, оставила записку, в которой писалось о том, что Галина просит похоронить ее возле него. После чего застрелилась.
Исходя из вышесказанного, можно сделать логический вывод, что версия критиков о неразделенной любви – это полный бред.
» «Песнь о собаке» С. Есенин
«Песнь о собаке» Сергей Есенин
Утром в ржаном закуте,Где златятся рогожи в ряд,Семерых ощенила сука,Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,Причесывая языком,И струился снежок подталыйПод теплым ее животом.
А вечером, когда курыОбсиживают шесток,Вышел хозяин хмурый,Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,Поспевая за ним бежать…И так долго, долго дрожалаВоды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,Слизывая пот с боков,Показался ей месяц над хатойОдним из ее щенков.
В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкийИ скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,Когда бросят ей камень в смех,Покатились глаза собачьиЗолотыми звездами в снег.
Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»
Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своем стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году.
В основе сюжета этого произведения – типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок , безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек.
Когда «хмурый хозяин» сложил новорожденных щенков, которых она так тщательно «причесывала языком», в мешок и понес к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков.
О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.
Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишенных тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа – животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встает у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека.
Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой попытался развеять миф о бездушности животных.
«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
Так начинается стихотворение Есенина «Собаке Качалова». Первая строка уже давно превратилась в афоризм.
Стихотворение, как большая часть произведений Сергея Есенина, написано пятистопным ямбом. Ритм неровный, паузы создают ощущение беседы. Отчасти так оно и есть. Поэт беседует с собакой, ставя ее несомненно выше многих двуногих. И наравне с собой. Первое четверостишие убеждает читателя в том, что идет задушевная беседа между человеком и животным. Сергей Александрович считает себя другом собаки Качалова, стих Есенина подтверждает этот факт.
Вторая строфа — это открытие. Здесь поэт предлагает понять, в чем же сущность жизни. «Жить на свете стоит» — кульминационная строка. Беседа с псом — это беседа с читателем. До него Есенин пытается донести, в чем смысл жизни.
Третье четверостишие — переходное. Здесь Сергей Александрович описывает Качалова, его основные качества.
В четвертой строфе идет опять беседа с собакой. Здесь Есенин немного приоткрывает сохраненную ребячливость души. Язык этой строфы простой «крестьянский». Но с другой стороны, зачем ему витийствовать? Русскому поэту чужды завуалированные строки. Он остается в первую очередь простым человеком. Этаким «рубахой-парнем». И четверостишие тому подтверждение.
В пятой и шестой строфе настроение поэта изменяется. Теперь Джим — посредник между ним и некой дамой. Кто она? Случайная незнакомка, зашедшая в гости к Качалову? Или известная лишь Есенину девушка, которую он когда-то знал?
Если речь идет о конкретной женщине, то смысл стихотворения изменяется. Обращение к собаке Качалова Есенина — это лишь вступление к последним строкам. Действительно ли это так — загадка.
Философские рассуждения, простой диалог с собакой, драматизм — шесть строф вместили в себя все. В этом стихотворении отражается чистая душа Сергея Есенина, его простота и вместе с этим — утонченность.
Анализ «Собаки Качалова» Есенина проливает свет на то, что хотел донести поэт до читателя.
История написания
Стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в 1925 году. Есенин написал его в форме монолога, обращённого к собаке своего приятеля, народного артиста СССР В. И. Качалова.
В последний год жизни Есенин переосмысливал свой жизненный путь, полный разочарований, потерь и личных трагедий. Цена успеха оказалась слишком велика, и всенародная популярность, о которой так сладко мечталось в юные годы, принесла с собой фальшь и неискренность в отношениях.
Пес Джим, к которому обращается Есенин, реально существовал. Это был питомец известного театрального актера Василия Качалова, в доме у которого часто бывал Сергей Александрович. Между Джимом и Есениным с первых минут знакомства завязалась нежная дружба, которая нашла свое отражение в трогательных строчках.
Сергей Александрович не скрывал, что искреннюю любовь и преданность животного ставит выше многих людей, которые ради личной выгоды готовы пойти на любую подлость.
Финал
Конец произведения – это всемирно известные строки:
Композиционная и стилистическая специфика произведения
Литератор использует последовательное развитие сюжета. Писатель отдает предпочтение линейной композиции. Читатель заметит в тексте характерную для автора перекрестную рифму. В целом произведение включает семь блоков, каждый блок состоит из четырех строк. При написании текста поэт использовал анапест.
Есенин считался народным поэтом, который обрел за собственную жизнь популярность среди народов мира. Поэт в стихотворениях описывает наивные и легкие образы, которые вызывают у читателей внутренние искренние переживания. В стихотворениях поэт раскрывает чистоту и ярость. Некоторые цитаты из стихотворения Есенина стали популярными, и народными, без таких цитат тяжело представить русский народ. Этот поэт считался главной личностью в государстве. Конечно, что такой славы поэт добился благодаря собственной творческой жизни, потому что каждое стихотворение поэта, это шедевр. Стихотворение “Песнь о собаке” также шедевр Есенина. Писатель сильно любил животных и решил написать такой стих. В этом стихотворениях поэт рассказывает о жизненных периодах, о начале и конце существования животного. Обыкновенность экспозиции побуждает внутренний интерес.
В начале обратим внимание на теплоту красок картины “собачьего Рождества”, здесь преобладает больше желтого цвета. У поэта получилось так живописно изобразить рождение щенков, эти щенки вызывают читателя чувство радости
Также в этом стихотворении описывается трагедия собаки, у которой забрали щенков. Собака бежала вслед за хозяином, словно говоря о том, что кормит семерых щенков. Но чуда не произошло, и хозяин утопил этих бедных щенков. Над этим стихотворение читатель станет размышлять. Есенин раскрывает темы материнства, дружбы и любви. В финале произведения стоит задуматься о том, что представляет собой человеческая личность, так как поэт не ответил на этот вопрос. Писатель финал оставил открытым, для того, чтобы читатель потом сам нашел ответы на вопросы. В последних строках стихотворения, видно как собака, грустит и сливается с тёмной ночью.
Краткий анализ «Песнь о собаке» 2 вариант
Стихотворение Есенина «Песнь о собаке» написано в 1915 г. Поэт часто говорил, что братьев меньших любит больше чем людей. Писатель также считал, что животные не такие жесткие, как люди, а их агрессивность продиктовано инстинктом самосохранения. Такая точка зрения стала популярна и до Есенина, но только поэт смог остро отобразить контраст между животным и человеком.
Главная тема стихотворения это жестокое отношение между людьми и братьями. Есенин показывает, какие люди жестокие, что даже безнаказанно лишают жизни животных, поэт осуждает эту жесткость в которой нет сожаления. Стихотворение относится к сюжетной лирике, главная героиня это собака, которая родила семеро щенков. Есенин здесь показал, с какой любовью мать ласкает и причесывает собственных деток и согревает щенят в холодные времена.
Однако такое счастье закончилось быстро. Вечером хозяин отнес щенят к реке и утопил этих беззащитных малышей
Поэт не употребляет слова убить и утопить, но такое метафорическое отображение трагедии задевает сердце читателя. Есенин обратил главное внимание на то что собака бежала за собственным хозяином к реке, так как хозяин туда пошел, для того чтобы утопить тех деток. Собака бежала за ним до конца
Эмоциональное напряжение усиливается образом щенка, который показался собаке в месяце «над хатой». Собака мама не знала, что случилось, но чувствовала несчастье, поэтому отчаянно заскулила и глядела на луну, и продолжала скулить до тех пор, пока луна не скрылась за холмом. В последнем предложении писатель показывает, что глаза собаки покатились золотыми звездами в снег. Это означает что с глаз собаки покатились слезы или гласа собаки перестали блестеть. В этой же строфе Есенин намекает на то, что люди считают себя хозяевами природы, поэтому могут запросто бросить в животное камень и это вызывает только смех.
2.1
5
(
23
голоса
)
Образная система и тематика
Основная мысль художественного текста заявлена в диалоге лирического героя и пса Джима, о котором автор говорит очень кратко. Порода, внешний вид и возраст питомца не имеют значения, гораздо важнее то, что бессловесный пес оказывается для человека не просто самым лучшим, а единственным другом.
Герой успел всей душой привязаться к Джиму, поэтому ласково называет его «голубчиком». Кроме того, при анализе «Песни о собаке» Есенина следует отметить такие образы:
- Василий Качалов. О нем в тексте говорится только вскользь, актер обрисован краткими штрихами, поскольку его фигура не важна для реализации авторского замысла.
- Незнакомка. По отношению к ней Есенин испытывает нежные чувства одновременно с сожалением. Он несправедливо обидел ее, в чем горько раскаивается. Но лирический герой признает, что неравнодушен к этой даме, ее образ смутил его покой.
- Лирический герой. Это человек разочарованный, уставший от жизни. Многие видят в образе черты, роднящие его с автором.
Ключевые мысли
Основная тема, звучащая в стихотворении, — грусть. Автор просит собаку дать ему лапу «на счастье», поскольку он пытается зацепиться даже за ничтожно малый шанс обрести гармонию с самим собой и с миром. Кроме того, звучат и мотивы раскаяния, которые несвойственны поздней лирике поэта. При обращении к собаке Качалова он говорит, что обижал тех, кто искренне любил его, но сожалеть о своих поступках начал только сейчас. Тяжелые мысли гнетут лирического героя, заставляя его обращаться для «беседы» к питомцу своего знакомого.
Вторая важнейшая тема, которая заявлена в тексте, — отношения человека и природы. Есенин известен как поэт, прославивший русскую природу в своей лирике. Нет ничего удивительного, что отголоски любимой тематики обнаруживаются в этом лирическом тексте.
Кроме того, касается Есенин и темы одиночества, из-за которого его лирический герой вслед за автором испытывает страдания. Ему не удается найти понимания у современников, поэтому приходится искать собеседника среди животных.
Основная идея
Лирическое стихотворение, по духу приближенное к песне, — вот как можно охарактеризовать жанровую специфику текста. Если проводить его анализ по плану, то после определения тематики необходимо обозначить главную мысль и привести аргументы, подтверждающие, что это действительно так.
Ключевая идея автора, которую он пытается передать через лирический диалог с собакой Качалова, — тот, кто заставляет своего ближнего страдать, будет несчастен сам. Тот факт, что герой поэтического текста два раза просит у собаки подать ему лапу, говорит: этому человеку одиноко, он жаждет общения, но не может получить желаемого у людей, поэтому и выбирает в качестве собеседника пса.
Он очень виноват перед неизвестной женщиной, гнетущее чувство недовольства самим собой мешает ему попробовать вывести собственную жизнь в иное русло, ему хочется пожаловаться в монологе. Дополнительные ключевые мотивы:
- тоска;
- сожаление о содеянном и невозможности что-либо изменить.
Лирический герой понимает, что причинил женщине страдания, однако не может извиниться перед ней сам, поскольку этим причинит ей лишь страдания. Вот почему он просит Джима стать его помощником.
Краткая история создания
Текст стихотворения, которое нередко называют по первым строчкам «Дай, Джим, на счастье лапу мне», был написан Сергеем Есениным в 1925 году, ставшим для поэта последним. Некоторые исследователи отмечают, что стих можно даже назвать своеобразным завещанием лирика, его прощанием с читателем. В основу положен реальный факт. Придя в гости к своему другу Василию Качалову, Есенин не застал его дома. Но вместо этого он получил возможность познакомиться с Джимом, псом Качалова.
Питомец, чей образ поэт оживил в стихах, стал его настоящим другом и собеседником, который, казалось бы, понимает все, что ему говорят, но лишен возможности ответить. Период написания текста был очень сложным для Есенина: он переживал жизненный кризис, перестал верить в себя, разочаровался в возлюбленной и друзьях. Пытаясь найти спасение в алкоголе и краткосрочных романах, он лишь глубже погружался в пучину отчаяния.
Образы и символы
- Центральным образом стихотворения, безусловно, выступает пес по кличке Джим. Лирический герой за такое короткое время успел даже полюбить собаку, ведь он так ласково ее называет и обращается к ней: «голубчик», «с такою милою доверчивой приятцей», «мой милый Джим». Возможно, Джим явился также символом верной дружбы и доброты. Поэт очеловечивает собаку, видя в ней полноценного участника разговора.
- В стихотворении также присутствует образ хозяина – Василия Качалова. Он «мил и знаменит» и «гостей бывает в доме много». Но он дополняет картину, являясь второстепенным персонажем.
- К концу появляется новый образ – таинственной женщины, к которой обращена трепетная любовь героя. Он испытывает чувство вины и сожаления.
- Образ лирического героя пропитан грустью. У него возникает безотчетное желание полаять на луну и пожить беззаботной собачьей жизнью, лишь бы избавиться от навязчивых мыслей. Его существование отравлено раскаянием за то, что какая-то женщина печалится по его вине.
«Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
Первая строчка стихотворения «Собаке Качалова» давно стала чем-то вроде афоризма, а напевность и философский настрой всего произведения обеспечили ему поистине народный успех.
Есенин написал его в 1925 году, история создания довольно необычна: сначала поэт познакомился с принадлежащим актёру Качалову Джимом (на тот момент щенком), был покорён его обаянием и пообещал написать для него стихи. Что вскорости и исполнил, специально вновь придя в гости — читать своё посвящение собаке.
1925 год — последний год жизни Есенина, когда его путь уже был полон разочарований, оборвавшихся связей с друзьями, личных трагедий. Успех нёс с собой и волну фальши, неискренности. И не один только Есенин в таких условиях искал чистой привязанности, в животном, в идеализированной женщине или в сердцах родителей.
Стихотворение посвящено собаке, и его искренний правдивый тон с первых слов даёт понять читателю, что автор ставит Джима, пожалуй, выше многих людей и при этом наравне с собою. «Давай с тобой полаем при луне» — странноватый призыв сразу же рождает мысль о равенстве и подготавливает к тому, что всё стихотворение окажется откровенной задушевной беседой.
Вторая строфа — наиболее философская, призывающая собаку (а заодно и всех тех, кто готов внимать автору) понять сущность жизни. Эту часть стихотворения вполне можно назвать кульминационной: фраза «жить на свете стоит» бросается в глаза, ею заканчивается строфа, утверждая позицию автора, его настроение. И именно в этой части ясно видно, что беседа эта — с самим собою, что сказанное было бы сказано любому слушателю, не только собаке Качалова.
Но дальше настрой меняется: автор словно возвращается из своих размышлений в настоящий момент и снова обращается к Джиму, уже описывая его качества. Третья строфа — переходная, описательная, мало значащая, если бы её не было в стихотворении, композиция не пострадала бы.
Отвлекшись от философствования, автор нарочно обращается к обыденным деталям, упрощает язык произведения. «Норовит», «потрогать», «по-собачьи», «приятцей», «пьяный друг», «лезешь целоваться» — третья и четвёртая строфы благодаря этим словам напоминают подростковое творчество, свободное и от мастерства, и от умствований. Но с другой стороны, как же ещё обращаться к собаке? Эта простота и искренность опять-таки возвращают ощущение близости между автором и его лохматым собеседником. Ни к чему красивости и изящный слог, ни к чему притворяться…
В двух последних строфах вновь меняется настроение, тут Джим выступает посредником — обращаясь к нему, Есенин говорит о некой даме, выделяя её среди «всяких и невсяких». До сих пор неизвестно, кого он имел в виду, и не было ли добавление этого нежного образа просто штрихом, воспоминанием о ком-то давно виденном.
Если же речь идёт о конкретном человеке, то переворачивается весь смысл стихотворения: и посвящение, и обращение к Джиму является лишь вступлением к последним строчками, к просьбе автора попросить за него прощения «за всё, в чём был и не был виноват». Так ли это, нашло ли это стихотворение своего потаённого адресата, остаётся загадкой. Но отзвук печали, раскаяния, угасшей любви по-особенному украшают произведение, меняя его настрой на возвышенно-лирический.
От философствования к простому описанию, от описания — к любовному воспоминанию. Такую амплитуду вместили в себя шесть строф, и название-посвящение вовсе не добавляет ясности вопросу, для чего же они были написаны. Но искренность и безыскусственность этих перепадов, простые, близкие любому человеку (и даже собаке) слова сразу делают стихотворение любимым. Ведь в нём отражается такая непоследовательная, непонятная и открытая душа поэта.
- «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
- «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
- «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
- «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
- «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
- «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
- «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
- «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
- «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
- «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
- «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
- «Пороша», анализ стихотворения Есенина
- «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
- «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина
По произведению: «Собаке Качалова»
По писателю: Есенин Сергей
Жанровая специфика
Стихотворение относится к любовно-философской лирике. Проведение анализа «Песни о собаке Качалова» доказывает, что забавное обращение к животному по кличке Джим — это очень серьезный лирический монолог, в котором писатель обнажает свою душу. В философской беседе с питомцем звучат грустные мотивы зависти. Человек не может существовать настолько просто, как животное, всегда его будут угнетать мысли, не давать покоя чувства, в то время как пес живет только инстинктами.
Животное становится самым лучшим собеседником одинокому Есенину, именно Джиму он готов излить свою душу, не опасаясь насмешек или недопонимания. Пес, у которого нет собственного мнения, в итоге оказывается независимым от чужого. Особенность философской лирики (сложный нелинейный сюжет) присуща этому произведению. Постепенно направление меняется, стихотворение наполняется любовной тематикой. Лирический герой не может делиться столь личными переживаниями с людьми, поэтому общается с животным.
По направлению в литературе произведение не относят к имажинизму, который уже перестал интересовать поэта. При этом и к новокрестьянской поэзии текст не имеет никакого отношения. Литературоведы затрудняются в причислении его к какому-либо конкретному направлению.
Центральные персонажи
Споры о том, кому же всё-таки посвящено стихотворение, девушке или псу, ведутся многими есениноведами.
Безусловно, описание Джима занимает львиную долю произведения, а о незнакомке сказано кратко. К тому же, заглавие стихотворения явно отсылает нас к Джиму как к центральному персонажу послания.
И всё же это стихотворение о любви, о чудесном умном посреднике, которому предстоит донести до безмолвной гостьи чувства лирического героя.
В этом «любовном треугольнике» нет конфликта. Напротив, пёс представляет собой живой образ души поэта, столь же преданной, влюблённой, откровенной и обаятельной.
Получается, что Джим – это в какой-то мере двойник поэта, наделённый особыми собачьими полномочиями, его духовный брат-близнец, отзывчивый на доброту и ласку.
Темы и проблемы
Все стихотворение пропитано сожалением. Лирический герой дважды говорит животному «дай лапу на счастье». Он словно отчаянно пытается уцепиться за любую надежду на то, что он сможет снова жить полноценно в гармонии с самим собой. Стих сильно отличается от других произведений позднего Есенина. В нем автор показал свои тяжелые мысли о том, что он заставляет страдать близких людей:
- Главная тема стиха — тихое раскаяние за свои поступки, которое лирическому герою стыдно признать, потому он просит собаку попросить прощения за него.
- Есенин поднял проблему природы и ее взаимодействия с человеком. Творец описывает ситуацию, в которой животное может утешить его лучше другого собеседника. Люди связаны с природой вокруг себя и потому видят в ней свое отражение. Лирический герой увидел себя в собаке рядом. Он приводит аргументы, что животные гораздо лучше людей и преданней. Они всегда будут любить несмотря на все недостатки, и не предадут ради личной выгоды.
- Следующая тема была поднята Есениным неслучайно. Он говорит о сожалении и угрызении совести, поскольку сам чувствовал подобное. Друзья годами рвались помочь поэту отказаться от пьянства и других вредных привычек, но все безуспешно. По всей видимости, Сергей понимал свои недостатки и ему было неловко в очередной раз просить прощения за то, что повторится вновь.
- В произведении четко видна проблема одиночества поэта и его страдания. Герой не находит понимания в лице друзей и потому изливает душу псу, которому и посвящает песню.
Поэт не может быть сильнее обстоятельств, ставшими у них на пути, но ему стыдно за всю ту боль, что он принес этой женщине. Но они оба так сильно страдают, что он не в силах самостоятельно к ней подойти.
При равном количестве баллов победа присуждается тому автору, у которого больше рейтинг., Итоговая таблица конкурса («Проза»)
Номер члена жюри Название произведения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Баллы | Место |
Трёхлапая. | 7 | 9 | — | 10 | 10 | 10 | 10 | — | — | 56 | 1 |
Боевой друг | 8 | 7 | 10 | — | 8 | 4 | 2 | 9 | 7 | 55 | 2 |
Кот Ничей и дед Хорский | — | 10 | 7 | 6 | 9 | — | 8 | — | 8 | 48 | 3 |
Ну, уж! Живи уж! | 10 | 6 | — | 5 | 6 | 7 | 1 | — | — | 35 | 4 |
Сохатый. | 1 | 8 | — | 9 | — | 9 | 4 | — | — | 31 | 5 |
Зверинец | — | 1 | 6 | — | — | 5 | 9 | 10 | — | 31 | 6 |
Рассказ «Полкан спасает пернатых подружек» | — | 5 | — | 3 | — | 6 | 7 | 7 | — | 28 | 7 |
Айран — пёс сторожевой | 4 | 4 | 8 | — | 5 | — | 3 | — | — | 24 | 8 |
Муха | — | — | — | 8 | — | — | — | 5 | — | 13 | 9 |
Ветер | — | — | — | 4 | 7 | — | — | — | — | 11 | 10 |
Девять жизней. | — | — | — | 7 | 4 | — | — | — | — | 11 | 11 |
Право касания | — | — | — | — | — | — | — | 2 | 9 | 11 | 12 |
Ошейник | 3 | — | 3 | — | 3 | — | — | — | 1 | 10 | 13 |
Ночные пожиратели бананов | — | — | — | — | — | — | — | — | 10 | 10 | 14 |
Веселые улитки | 6 | — | 1 | 2 | — | 1 | — | — | — | 10 | 15 |
Чёрный котёнок | — | — | 9 | — | — | — | — | — | — | 9 | 16 |
Из жизни леопарда | 9 | — | — | — | — | — | — | — | — | 9 | 17 |
Первый фазан. Из цикла «Охотничьи страсти» | — | — | — | — | — | 8 | — | — | — | 8 | 18 |
Шантрапа | — | — | — | 1 | — | 2 | — | — | 5 | 8 | 19 |
«Ведьма» (сказка для взрослых) | — | — | — | — | — | — | — | 8 | — | 8 | 20 |
Ёжик | 5 | — | 2 | — | — | — | — | — | — | 7 | 21 |
Тимка | — | — | — | — | — | — | 6 | — | — | 6 | 22 |
Сашкины будни ( отрывок из романа) | — | — | — | — | — | — | — | 3 | 3 | 6 | 23 |
Февраль | — | — | — | — | — | — | — | — | 6 | 6 | 24 |
Последний рельмень | — | — | — | — | — | — | — | 6 | — | 6 | 25 |
Мой верный Тишка | — | 2 | 4 | — | — | — | — | — | — | 6 | 26 |
Пушок | — | — | 5 | — | — | — | — | — | — | 5 | 27 |
Умница | — | — | — | — | — | — | 5 | — | — | 5 | 28 |
Зоовагон | — | — | — | — | — | — | — | 4 | — | 4 | 29 |
Пушистая охотница. | — | 3 | — | — | 1 | — | — | — | — | 4 | 30 |
Степан и домочадцы | — | — | — | — | — | — | — | — | 4 | 4 | 31 |
Улитки | 2 | — | — | — | — | — | — | 1 | — | 3 | 32 |
Приключения на колонке, или мои необычные друзья! | — | — | — | — | — | 3 | — | — | — | 3 | 33 |
Снегурочка. | — | — | — | — | — | — | — | — | 2 | 2 | 34 |
Вот это любовь! | — | — | — | — | 2 | — | — | — | — | 2 | 35 |
Голуби | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 36 | |
Макаронина раздора | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 37 | |
Кот Баюн | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 38 | |
Шурик | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 39 | |
Муська и Кактус | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 40 | |
Марсик | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 41 | |
Марсик | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 42 | |
Зоовагон | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 43 | |
Когда я увидел её… | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 44 | |
СОНЬКА | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 45 | |
Найда. | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 46 | |
ПЕС | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 47 | |
Доброта | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 48 | |
Линда и Квакуша | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 49 | |
Хочу жить вечно и быть опекуном Тореадора! | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 50 | |
Кошка | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 51 | |
Машенька | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 52 | |
Невыдуманная история | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 53 | |
Лети, ворона! Надежда Семеновская | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 54 | |
Советую милосердие к животным! | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 55 | |
Люди лошади | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 56 | |
Кошачья жизнь | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 57 | |
Поход за грибами | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 58 | |
Поход за грибами | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 59 | |
ШАРИК | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 60 | |
Подвиг дворняг | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 61 | |
Вечер | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 62 | |
Дети, мама, такса и я. | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 63 | |
Моя Муся | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 64 | |
Чудовища | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 65 | |
О собаке Пальме, хозяине Петре и милосердной хозяйке. (фентези) | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 66 | |
Ёж в тумбочке | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 67 | |
Хомяк-космонавт. Праздники на ФизТехе. | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 68 | |
Рыбий интернет. | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 69 | |
пьяный рейд | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 70 | |
Белочка | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 71 | |
Белочка | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 72 | |
Космическая история | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 73 | |
Журка | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 74 |