Практикум: работаем с 15 и 16 заданиями егэ по литературе. м. ю. лермонтов «монолог»

Основная тема стихов лермонтова

Лирический герой

Стихотворение написано в форме философского размышления. Следовательно, в образе лирического героя Лермонтов воплотил самого себя.

Его трагедия состоит в том, что в стране столько талантов и ярких индивидуальностей, которым «перекрыли кислород» и не дают развиваться.

Лирический герой вступает в конфронтацию с окружающей его действительностью. Высокие идеалы ни во что не ставятся.

Лермонтов рассуждает о том, что талантливый человек, сильный духом, волевой прогнулся под тяжестью властных людей и увядает как растение. Поэт словно обращается к читателю или слушателю, заставляя взаимодействовать и окунуться в историю страны.

Душа лирического героя разрывается на части, стонет от пороков человека. Поэту хочется наполнить её любовью, искренностью и свободой, но вместо этого сталкивается только со злобой, бессердечием и тщеславием.

Темы

Произведение «Я не люблю тебя» — это любовная лирика. Данная тема в творчестве поэта занимает достаточно много места. Она автору близка, знакома. Так вышло, что в жизни Лермонтова любовь – это чувство трагичное. Екатерина Сушкова, Варвара Лопухина, Наталья Иванова, Мария Щербатова, Евдокия Ростопчина, Екатерина Быховец – это все адресаты любовной лирики автора, но ни одна женщина так и не стала супругой поэта.

Лермонтов с ранних лет стал писать глубокие стихи на философские темы, стихи о любви, о Родине. Этот факт может служить доказательством того, что поэт очень рано сформировался как личность.

Данное стихотворение относится к раннему творчеству поэта, но оно не наивное и глубокое, что также может свидетельствовать о его раннем становлении, взрослении.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Исповедь»

Исповедь.

В1859 году впервые было опубликовано стихотворение «Исповедь» Михаила Юрьевича Лермонтова в журнале » Отечественные записки». Но само стихотворение написано в1831 году. При создании стихотворения поэту было17 лет, но его жизнь в этот период складывалась далеко не самым лучшим образом. В прошлом Михаила Юрьевича остались две несчастные любви. Бабушка юного поэта постоянно находилась в состоянии конфликта с отцом внука, отказываясь отдавать ребенка отцу. К сожалению примирить родственников было не под силу семнадцати летнему поэту. В1831 году первогооктября скончался отец мальчика Юрий Петрович Лермонтов. Смерть отца послужила большим психологическим ударом для поэта, у него наблюдалась тяжелая форма депрессии, апатичности и замкнутости. Рассматривая внимательней все обстоятельства, которые приключились с молодым Михаилом Юрьевичем становиться очевидным ключевой образ раннего творчества поэта — разочарованная личность, которому Судьба уготовила страдание и переживания, обладающий романтичностью и легкой наивностью. Несмотря на то что Михаилу исполнилось семнадцать лет, он успел встретить в жизни: подлость, хитрость. Предательства близких людей, агрессию по-отношению к другим родственникам, а также пережить негативное расставание с первой любовью. Жизненная позиция Михаила Юрьевича была большой нравственный максимализм, который только через много лет стал мягче, но по-прежнему оставался жизненной позицией. Поиски совершенства, идеального мироздания, постоянный внутренний монолог в поиске ответов на самые сложные вопросы жизни, все это отображено в ранней творчестве поэта. В стихотворении «Исповедь» романтичный и лиричный герой ищет ответы и показывает читателю свой взгляд на то как устроен мир, на то каким он быть мир: идеальным, искренним и светлым. Герой верит в то что мир создан ля того чтобы человек испытывал счастье, в то что добродетель-это не просто название, а положительные нравственные качества, которыми должен обладать каждый человек, что любовь должна быть искренней, а поцелуи должны быть продиктованы любовью и не иметь коварства в своем начале. При анализе стихотворения можно заметить что оно разделяется на две составляющие. Первая важная часть указывают на идеальное представление жизни, на то какой она должна быть по-настоящему. Вторая часть описывает душевные переживания героя и то, какой мир в действительности. Обман, лицемерие, язвительность-все это в действительность существует в мире заставляя героя разочароваться в поступках людей. Сердце героя наполняется сожалением к людям. Он приходит к выводу о том что страдание, лож, подлость сопутствуют жизни постоянно. Страдание, уготованное Судьбой, как испытание для людей. В данном произведение можно заметить интересную особенность поэта. Михаил Юрьевич твердо верил в людей, в изменения, которые они могут над собой сделать, стать лучше. Несмотря на негативные качества в людях, с которыми он сталкивался, веру в людей он не потерял и не разочаровался окончательно. Заголовок данного произведения выбран поэтом не случайно. Семнадцатилетняя лирика юного поэта-похожа на веденный им дневник, где рассматривается проблематика мира, философия, проблема любовных отношений. Жанры, которые писал Михаил Юрьевич будучи семнадцатилетним-это монологи, стихотворения в виде записей в дневнике, а также откровение перед самим собой. Михаил Юрьевич Лермонтов талантливо соединил большинство жанров таких как оды, сатира в своих произведениях, подобно талантливому художнику соединяющего краски. Данные жанры были характерны и распространены в конце двадцатого века. Каждое стихотворения поэта полно глубоких личностных переживаний. В некоторых произведениях можно заметить черты, которые характерны Михаилу Лермонтову. Поэт наделил свои произведения глубоким смыслом, намекая людям о том что существуют положительные качества и то каким должен быть идеальный мир. Мир, в котором отсутствует лож, подлость, агрессия и лицемерие.

«Отрывок» (На жизнь надеяться, страшась)

Это стихотворение тоже из числа юношеских. В советское время оно почти не издавалось, и потому мало известно. И в нем тоже присутствуют нотки трагизма, ощущение собственной бесполезности.

Это произведение не маленькое, в нем 10 строф по 8 стихов в каждом. Это глубоко философское произведение, несмотря на юношеский возраст автора. В нем юный поэт упоминает высшие силы, пишет о будущем человечества. Стихотворение заставляет задуматься. О ком говорит юный поэт в следующей строфе: о Боге, о Сатане?

Стихотворение «Отрывок было впервые опубликовано в 1859 году в «Отечественных записках.

События, предшествующие написанию послания

Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою» необходимо начать с того, что у него есть и другое название — «К***». Автор не оставил сведений о том, кому именно адресовано это послание. Но современники автора знали историю создания любовного произведения.

В 1830 году 16-летний Лермонтов поехал к своим приятелям в загородное имение. Он недавно расстался со своей возлюбленной Екатериной Сушковой. В это время Михаил Юрьевич знакомится с прекрасной Натальей Ивановой. У юноши в сердце сразу вспыхнуло чувство любви. Считается, что именно ей и посвящено «Я не унижусь пред тобою». Ивановой был адресован не один стих, а целый цикл сочинений, который впоследствии стал называться «ивановским».

Наталья была дочерью литератора Фёдора Иванова. С трёх лет её воспитанием занимался отчим. Юная девушка очень понравилась Лермонтову, но отношения у них были довольно необычными. Михаил был младше Натальи на год. В те времена семнадцатилетние барышни уже хотели выйти замуж. Сначала девушка отвечала взаимностью, поэт часто её навещал.

Тема одиночества женщины в литературных произведениях

О жизни простой русской колхозницы повествует в своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын. Это одинокая женщина, потерявшая на фронте своего мужа и схоронившая шестерых детей. Матрена Васильевна, так зовут главную героиню рассказа, в одиночку борется с тяготами жизни. Ей, имеющей трудовой стаж в совхозе, не выплачивают пенсию. Не смогла она добиться и выплат за потерю кормильца. Однако Матрена не утратила своих человеческих чувств. Она с готовностью откликается на чужую беду и продолжает нести крест хранительницы домашнего очага.

Очень ярко женское одиночество показано в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Это произведение о разрыве отношений главной героини со всеми сферами жизни. Здесь же автором освещена и проблема влияния одиночества на человека. Аргументы в пользу того, что любовь Вронского и Анны обречена на провал, очевидны. Отчуждение общества и его неприятие возникших чувств, противоречащих морали светских кругов. Молодая и жизнерадостная в начале романа женщина в итоге доведена до полного отчаяния и гибнет под колесами поезда.

«На севере диком стоит одиноко…»

Лермонтов никогда не занимался переводами, однако зимой 1841 года, незадолго до гибели, сделал несколько переводов стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, которые вошли в «Лирический цикл». Нам это произведение известно как «На севере диком стоит одиноко…». В нем особенно явственно чувствуется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за непростого характера поэта не понимали и не принимали. А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека.

Образ сосны, растущей на крайнем севере, олицетворяет мысли и настроения самого Лермонтова. В одиноком дереве поэт узнал себя. Однако он не терял надежды встретить настоящего друга – в стихотворении его прототипом стала пальма, растущая на юге и такая же одинокая, как и сосна.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части. По типу – это линейная композиция. События описываются в хронологическом порядке.

Пейзаж в стихотворении играет в композиционном отношении важную роль. Именно в пейзажной зарисовке сосредоточена ключевая мысль поэта:

Мы дети севера как здешние растения,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша.

Такое существование порождает разочарование, потерю веры в искреннюю любовь и настоящую дружбу. Хотя Лермонтов гордится севером – родиной своей, но в тот же момент с горечью и болью переживает за её судьбу. Что может дать Россия кроме «пасмурной жизни»?

Если первая часть спокойная и плавная, поэт выражает искренне сочувствие своим соотечественникам, то вторая часть начинается резкой сменой настроения. Она более взволнованна и выражает поникший дух Лермонтова.

Виды тональности

Тон передает эмоции, которые скрыты в тексте (например, в эссе, романе или рассказе). Эти эмоции могут транслировать самые разнообразные чувства:

  • Счастье,
  • Серьезность,
  • Смех,
  • Грусть,
  • Угрозу,
  • Официальность,
  • Враждебность,
  • Оптимизм и др.

Тональность текста можно сравнить с тоном голоса. Наш голос звучит совершенно по-разному в ситуациях, когда мы злимся, радуемся, раздражены или чем-то обеспокоены. Но каким образом передать все эти эмоции через текст?

Если бы вы были фотографом, то тональность выражалась в том, как выставить свет, например. Если вы снимаете кино, то здесь тоном было бы музыкальное сопровождение. А вот чтобы тексту придать нужный тон, вам понадобятся слова. И не просто слова, а именно те, которые смогут совершенно точно и правильно передать нужную эмоцию и создать необходимую атмосферу.

Примеры определения тональности

На примере двух отрывков из известных литературных произведений рассмотрим, как при помощи правильно подобранных слов писатели смогли добиться такой реалистичной передачи эмоций. Прочтите первый отрывок из романа Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах»:

А теперь посмотрите на этот же отрывок, но уже с выделенными словами, которые наилучшим образом передают контекст, настроение и эмоцию:

Все эти слова придают тексту таинственности и даже мрачности.

Второй отрывок взят из романа Томаса Гарди «Тэсс из рода Д’эрбервиллей»

В данном случае писатель смог вызвать у читателя чувство беззаботности и беспечности, а также создал слегка пренебрежительное отношение к герою.

Часто авторы допускают ошибку, упуская из вида тональность текста. А зря. Тон может, как усилить интерес читателя, так и убить его.

Значение

В литературе судьба поколения волновала многих писателей и поэтов. Эта тема была особенно острой. М.Ю. Лермонтов еще не раз будет возвращаться к ней.

Одним из ключевых стихотворений на данную тему является произведение «Дума», которое поэт напишет после «Монолога». «Дума» — это продолжение философских размышлений об утрате идеалов, смысла жизни и ценностей.

История и литература как предмет изучения культурного наследства страны всегда неразрывны. С точки зрения литераторов можно понять, какие чувства переживали поэты и писатели, народ в целом в момент исторических свершений.

Число пострадавших и жертв после восстания декабристов было колоссальным. Никогда еще Россия не знала таких столкновений внутри государства. Высоким идеалам была принесена слишком большая жертва – 1271 человек. Неудивительно, что поэт разочарован.

Четвёртая письменная работа

Одиночество — это жизнь в одиночку, без других людей, скука. Одиноких личностей много. Я считаю, что у этого есть пять главных причин.

Во-первых, это обособленность от других. Часть людей отделяется от общества и сосредотачивается на собственном мире. Им тяжело общаться с другими и воспринимать их такими, какие они есть. Такие одиночки ищут единомышленников, родную душу, но у них это не получается.

Во-вторых, предательство. Нередко бывает, что близкий предаёт человека, и он больше не может ни быть с предателем, ни доверять кому-то другому, поэтому остаётся один.

В-третьих, негативные качества: самовлюблённость, наглость, грубость, зацикленность на деньгах, неуважение. От людей, обладающих подобными чертами, обычно отворачиваются другие.

В-четвёртых, проблема общества. Она актуальна во все времена. Например, когда ещё существовало крепостное право, все представители низших чинов были одинокими. У них ничего не было, в том числе права на выбор. Даже жизни настоящей не было, только выживание.

В-пятых, лень. Ленивые личности не справляются с множеством задач и дел, подводят других, и те от них постепенно отворачиваются.

Один в толпе

Умный и образованный Лермонтов тяжело сходился с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был прямым, едким, скрытным человеком, поэтому часто его недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов сильно страдал от невозможности быть понятым.

Так, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла. Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он понимает, что ему здесь не место. Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он осознает, что это все обман, а он все так же одинок.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова звучит и в произведении «Выхожу один я на дорогу…», которое он написал за три месяца до своей гибели. В нем поэт философски подводит итоги своей жизни, размышляет о смерти. «Жду ль чего? / Жалею ли о чем?» — спрашивает у себя лирический герой. Он мечтает сладко заснуть под дубом, наслаждаясь пением возлюбленной.

Свою скорую трагическую гибель поэт предчувствует и в стихотворении «Пророк», написанном за несколько недель до смерти. Лермонтова не покидает чувство скорби, он полон отчаяния, он не верит в признание потомков, ценность своего труда. Он сравнивает себя с пророком, которому суждены гонения и непонимание окружающих.

Система образов

В стихотворении два образа: дети севера, пустые бури.

Дети севера – это собирательный образ целого поколения эпохи Николая I. Детей представляют молодые соотечественники поэта. А север – Россия.

Родная земля, любимая и дорогая сердцу страна. Поэт говорит о трагедии, которая случилась на русской земле и гибели соотечественников физической и духовной.

Образ пустых бурь как символ безрезультатных свершений, государственных переворотов, движений, восстаний. Переворот в стране имел конкретную цель – не допустить восхождения на трон Императора Николая I.

Восстание удалось подавить. Цель не достигнута, результата нет. Оттого борьба оказалась «пустой». Государственный строй остался прежним. Декабристы, выступавшие против самодержавной власти, наказаны.

Анализ стихотворения «Одиночество» Лермонтова

Стихотворение «Одиночество» (1830 г.) относится к раннему периоду творчества Лермонтова. Молодой человек преклонялся перед поэтами-романтиками, особенно перед Байроном. Лермонтову еще предстояло ощутить настоящее одиночество, но он уже восхищался образом независимого гордого изгнанника.

Поэт еще находился во власти юношеского максимализма. Он часто представлял себя в роли независимого от людей героя, которому суждена бурная жизнь, наполненная опасностями и страданиями. Такой герой очень одинок. Автор утверждает, что «делить веселье – все готовы», но далеко не каждый способен разделить грусть и печаль. В этом можно заметить зародыш темы противостояния поэта и толпы, которую Лермонтов впоследствии будет очень детально разрабатывать.

Поэт сравнивает себя с «царем воздушным», грустно взирающим на проходящие годы. Этот образ пока еще очень расплывчат. Неясно, что подразумевает под ним Лермонтов. Это явно не Бог и не Дьявол, так как испытывает страдания и зависит от течения времени. В позднем творчестве поэта ближе всего к нему падший ангел (демон), обреченный на вечное одиночество.

Юного автора уже привлекает тема неизбежной смерти. Он видит «гроб уединенный». Жизнь трудна и приносит только огорчения. Из этого Лермонтов делает неутешительный вывод: лучше поскорее прекратить страдания и встретить смерть, чем пытаться что-то изменить. Поэт считает, что его гибель ни в ком не вызовет чувства сострадания. Он уверен, что она доставит людям больше радости, чем его появление на свет.

Такой крайний пессимизм молодого человека может удивить. Но не стоит считать его искренним проявлением мыслей и чувств Лермонтова. В то время многим романтически настроенным юношам было свойственно аналогичное мнение. Оно было своеобразной данью популярному направлению в литературе и искусстве. С другой стороны, с возрастом люди избавлялись от таких взглядов. Но для Лермонтова такой образ мыслей стал определяющим на всю жизнь. Судьба, как назло, была к нему крайне неблагосклонна, и это лишь укрепляло пессимизм поэта. В результате ощущение одиночества стало настолько сильным, что подтолкнуло его на осознанное стремление к смерти. Косвенным образом оно стало причиной его трагической гибели на дуэли.

Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселится, Чем о рождении моём…Стихотворение «Одиночество» написано М. Ю. Лермонтовым в 1830 году, когда Лермонтову было всего 15 лет. В этом возрасте наиболее остро переживаются различные жизненные драмы. Первые чувства, переживания переносятся острее и сложнее, чем когда тебе 25-30 лет. В этот период Лермонтов знакомится сначала с Екатериной Сушковой, а затем с Натальей Федоровной Ивановой, которой посвятил так называемый Ивановский цикл.

Юношескому максимализму молодые люди были склонны во все времена. К тому же Лермонтов находился под впечатлением и влиянием творчества Байрона, как и большинство его сверстников. Под влиянием английского поэта было написано стихотворение «Одиночество». 1830 год ознаменовался эпидемией холеры, и Лермонтов не мог не видеть ее опустошающих последствий. Это тоже могло стать причиной некротических настроений поэта.

В том же 1830 году Лермонтов написал стихотворения: «Два человека в этот страшный год», «Могила бойца», «Смерть».

Стихотворение «Одиночество» написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой. В произведении 16 строк, разбитых на 4 строфы. «Одиночество» впервые было опубликовано в журнале «Нива» за 1884 год в 12-м номере.

  • https://stihi-lermontova.com/stihi-ob-odinochestve/
  • https://lermontovm.ru/zhizn-i-tvorchestvo/tema-odinochestva-v-lirike-lermontova
  • https://stihotvorenie.su/lermontov/stihi-lermontova-ob-odinochestve/
  • https://rustih.ru/mixail-lermontov-odinochestvo/
  • https://lermontovm.ru/stihi/filosofskie-stihi/o-stihotvorenii-lermontova-odinochestvo

Стихи Лермонтова об одиночестве

Стихи Лермонтова об одиночестве

Тема одиночества в творчестве Лермонтова является доминирующей. Михаил был единственным ребенком в семье, мать умерла рано. Бабушка, винившая в смерти дочери отца Михаила, забрала маленького Мишеля в свое имение и позаботилась о том, чтобы Юрий Петрович не виделся с сыном. Елизавета Алексеевна заботилась о внуке, даже выписала врача, который жил в ее имении и занимался только здоровьем Миши, Дворовые дети были обязаны развлекать его. Но рядом не было братьев и сестер, не было родных ему людей. Бабушка, на плечах которой было огромное имение, всегда была занята, и ребенок с детства чувствовал себя одиноким в толпе. Потому что рядом не было человека, с которым он мог поделиться своими детскими заботами, кто бы выслушал и понял бы его. Отсюда ершистость его характера. Теме одиночества посвящены его стихотворения.

Практикум: работаем с 15 и 16 заданиями ЕГЭ по литературе. М. Ю. Лермонтов «Монолог»

Работаем с 15 и 16 заданиями ЕГЭ по литературе:

«Монолог» М. Ю. Лермонтова.

15. Чем обусловлена грустная тональность лермонтосвского «Монолога»

Всё творчество М. Ю. Лермонтова пронизывает мотив одиночества

. Этот писатель жил в трудную эпоху николаевской реакции, когда по-настоящему умные люди, понимающие, что наступила пора перемен, ничего не могли предпринять — любой протест был бы сразу заглушён неприятием властей и суровым наказанием

Талантливые, мыслящие люди, к которым и относился М. Ю Лермонтов, не могли найти возможность для самореализации, они «задыхались» от тоски по нужному и важному делу в душном воздухе застоявшейся атмосферы эпохи

Безусловно, грустная тональность стихотворения «Монолог»в первую очередь обусловлена чувством одиночества и ненужности , сложившемся у поэта в трудное историческое время России.

Само название «Монолог»

неслучайно. С его помощью подчёркивается, что лирический герой даже не может найти собеседника, с которым можно было бы поделиться своими мыслями и эмоциями. Есть только один человек, которому он может доверить самое сокровенное – он сам. По сути же, этот разговор с самим собой обращён прежде всего к обществу и эпохе, это скрытый призыв к действию, без которого жизнь теряет смысл и не приносит радости.

Лирическим героем овладевает грусть от понимания того, что «ничтожество есть благо в здешнем свете». Стихотворение начинается с риторического вопроса. Автор понимает, что не сможет получить на него ответа, но молчать дальше о бездуховности общества, в котором не нужны ни «глубокие познанья», ни «талант и пылкая любовь свободы», он не может. Развёрнутые образные сравнения «Мы, дети севера, как здешние растенья, цветём недолго быстро увядаем» и «Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша» помогают поэту выразить ощущение бессмысленности существования, чувство безысходности. Неслучайно и употребление многоточий: ими подчёркивается обрыв мысли, грустное настроение поэта. Особенно печально и тоскливо звучит последнее предложение стихотворения. Насыщенное эпитетами («дружбы сладкой», «бурь пустых», «остылой жизни») и метафорами («средь бурь пустых томится юность наша», «нам горька остылой жизни чаша»), оно показывает, насколько трудно жить мыслящему человеку в нравственно разлагающемся обществе.

16. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме личности и эпохи. В стихотворении М. Ю. Лермонтова она звучит печально и надрывно: в деградирующем обществе «ничтожество есть благо»

, а настоящим моральным ценностям места не осталось. Мыслящая личность и «серый небосклон» общества находятся в абсолютном разладе. Эпоха николаевской реакции губит личность.

Несколько иначе звучит тема личности и эпохи в стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева

«Наш век ». Поэт, как и М. Ю. Лермонтов, огорчён и возмущён падением нравственности.«Не плоть, а дух растлился в наши дни,и человек отчаянно тоскует…»

— эти патетические строчки пропитаны болью и грустью за человека. Но, сопоставив содержание обоих стихотворений, можно сделать вывод о том, что, по мнению Тютчева, причина одиночества, тоски и нравственного падения людей кроется в кризисе веры:

Безверием палим и иссушён,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит…

В стихотворении «Наш век» личность губит эпоха революций и бунтов, лишившая человечество веры.

Безверие разрушает личность.

С болью и горечью раскрывает тему личности и эпохи и Сергей Александрович Есенин в стихотворении «Русь Советская»

. Лирическим героем овладевают противоречивые чувства – он пытается принять перемены, произошедшие в обществе, понимая, что «это только новый свет горит другого поколения у хижин» , но не может, чувствуя себя одиноким и никому не нужным. Он восклицает:

Ах, родина, какой я стал смешной!

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Эти строчки, пожалуй, наиболее полно передают грусть и тоску лирического героя стихотворения. Трагизм взаимоотношений личности и эпохи заключается в том, что человек не всегда готов принять произошедшие в обществе перемены.

Итак, обращаясь к теме личности и эпохи и М.Ю Лермонтов, и Ф.И. Тютчев, и С. А. Есенин подчёркивают губительное влияние эпохи на человека, но причину и суть этого влияния каждый из них видит по-своему.

Когда ничтожество есть благо

С первых строк виден конфликт между автором строк и обществом, выбравшем самые низменные ценности для своего ориентира.

На этом фоне смешными выглядят потуги к славе и познанию, ведь они сегодня ничего не стоят и не одобряются светской толпой.

Чуть далее по тексту видны пророческие нотки:

В них Лермонтов сравнивает личность с северными растениями, которые цветут лишь миг, а остальное время борются с холодом севера. Не такова ли итоговая судьба и самого Михаила Юрьевича?

Эта «северная» жизнь однообразна до тошноты и личности не выбраться из её клетки, ведь прутья решетки сплетены общественным мнением, их сталь не по зубам свободе.

Завершается стих на привычной для Михаила Юрьевича минорной ноте, когда автор констатирует факт пустого томления юности, где яд злобы ежеминутно каплет в остывающую чашу жизни, а душа не знает и толики веселья.

Уже в 15 лет Лермонтов чувствовал себя изгоем в современном обществе, потому что имел свои взгляды на добро и зло, не разделяя ценности толпы.

Анализ данного стихотворения также показывает, что лермонтовский образ печального героя не искусственен, не придуман автором «Утеса» для хайпа, а есть естественное состояние души Лермонтова.

Парус (Белеет парус одинокий)

Лермонтов написал в 1832 году во временном интервале:  первая половина августа — 2 сентября, и было включено в письмо к М. А. Лопухиной. Михаил Юрьевич находился в душевном смятении, узнав, что ему предстоит снова сдавать экзамены, чтобы поступить в Петербургский университет. Он долго бродил по городу, раздумывая, что делать дальше. Перспектива оказаться в роли вечного студента юношу не прельщала. Существует мнение, что стихотворение «Парус» было написано на берегу Невской губы, получившей народное название маркизовой лужи. Как парус жаждет бури, так и восемнадцатилетний поэт жаждет приложения своих сил, знаний, стремится найти свое место в жизни.

Второе сочинение

Одиночество — такое состояние, когда у человека нет близких, друзей и родных, которые могут быть рядом, поддержать. Кроме того, люди могут быть в жизни, и человек даже часто с ними общается, но они его не понимают. Влияние такого состояния негативное и разрушающее. Когда кто-то долго остаётся один, он сильно погружается в себя, закрывается от социума, избегает общения и новых знакомств. У него может начаться депрессия.

Хочу привести пример из жизни. В первом классе я учился с очень жизнерадостным мальчиком, Артуром. Он всегда радовался и мог найти позитивное даже в плохих вещах. В середине учебного года он пережил трагедию: в автокатастрофе погибли его родители. Так Артур остался один. Опекуном стал его дядя: они тогда почти не общались.

Артур тяжело переживал смерть родителей. Сначала он просто был очень грустным, но общался с одноклассниками

Но со временем он перестал не только разговаривать, но и обращать на нас внимание. У дяди тоже было мало времени на племянника, так как он много работал

Артур стал совсем одиноким. Это яркий пример того, как одиночество меняет личность.

Но всё же одиночество — это не только негативное состояние. Всем нам время от времени нужно побыть наедине, отдохнуть от людей и шума. Многие талантливые личности создают свои произведения именно в уединении. К нему стремятся и те, кто занят важным делом.

Любовные страдания, нашедшие отражение в лирике поэта

Известно, что Лермонтову не везло в любви. Самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строчках стихотворений, — очаровательная Варенька Лопухина — стала чужой женой. Сложные взаимоотношения связывали их до самой смерти поэта, известие о которой окончательно сломило Варвару. Она пережила любимого всего на десять лет. Именно черты Лопухиной он искал в других женщинах.

Еще одна муза поэта – Екатерина Сушкова — лишь играла его чувствами, впрочем, как и Наталья Иванова, изменившая ему. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихотворениях.

«Мы случайно сведены судьбою» — первое произведение, адресованное Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван неразделенными чувствами. Произведение было написано в 1830 году и имеет отношение к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, которому вместо подаяния положили в руку камни. Такими были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые и легли в основу произведения.

Цикл стихотворений, посвященных Наташе Ивановой, – история неразделенной любви и горького разочарования. «Я недостоин, может быть, / Твоей любви», — обращается к ней автор. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» — пишет поэт незадолго до гибели. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.

Жанр, композиция, рифма и тропы

Стихотворение написано разностопным ямбом, без авторского деления на строфы, в жанре философской лирики, имея при этом грустный оттенок романтизма.

Композиция линейная, где все строки подчинены единой теме противостояния (неприятия) личности и общества.

Выраженная рифмовка встречается только в последних четырех строках (наша – мрачит – чаша – веселит), где она имеет перекрестную структуру.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (глубокие познанья, пасмурна жизнь, пылкая любовь, бури пустые, серый небосклон).
  2. Метафоры (сладкая дружба, жажда славы, яд злобы, юность томится, жизни чаша).
  3. Сравнения (как солнце зимнее, как здешние растения).
  4. Инверсии (дружбы сладкой, солнце зимнее).

Стихотворение оставляет после прочтения горький привкус вермута, но он компенсируется легкой эйфорией от алкоголя поэзии бесспорности таланта поэта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: