Анализ стихотворения «на поле куликовом» а. а. блок

Анализ цикла стихотворений «на поле куликовом» блока

На поле Куликовом (Блок А.А.)

На поле Куликовом

Автор — Блок Александр Александрович 1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 7 июня 1908

2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень. За рекой — поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: «Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! 8 июня 1908

3

В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою,- Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. 14 июня 1908

4

Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне… Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!» Вздымается конская грива… За ветром взывают мечи… 31 июля 1908

5

И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло. Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись! 23 декабря 1908

1908

Подробный анализ

Александр Блок — поэт, которого всегда беспокоило будущее России, поэтому он часто пишет произведения о своей любимой стране.

Стихотворение «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» было написано в 1908 году и вошло в цикл «На поле Куликовом», включённого в другой более обширный цикл «Родина».

Во время написания своего произведения поэт часто вспоминает важный эпизод в истории – Куликовскую битву. Это сражение было между русским войском и монголо-татарским, в ходе которого русскому войску удалось победить и освободиться от плена и унизительного отношения к себе. Постепенно Русь превращалась в самостоятельное и независимое государство. К сожалению, Блок живёт в то время, когда Россия опять предстаёт перед лицом войны, поэтому его переполняют далеко не самые светлые эмоции, он осознаёт трагичность предстоящих событий. Тем не менее автор относится к патриотам своей Родины, поэт любит Россию, переживает за её судьбу, поэтому он сравнивает себя со своим лирическим героем, готовящимся к битве. Блок всегда говорил о намерении остаться со своей отчизной и со своими земляками, несмотря ни на что, хотя и предчувствовал их драматический ход событий.

В своем стихотворении поэт сравнивает Россию со степной кобылицей, которая стремительно мчится навстречу гибели, и остановить ее не под силу уже никому.

Понимая, что в истории страны настал переломный момент и её ждут кардинальные изменения, в своём произведении автор подчёркивает, что отчизна ещё «долго будет больна». Также Блок осознаёт и то, что предстоящая война будет более ужасающей, чем битва на Куликовском поле, потому что страна стоит на пороге революции. Ведь в битве будут принимать участие уже не татары, это гражданская война внутри самой страны, когда против славян выступят в войне такие же славяне, только одержимые мятежными понятиями. Переживая за будущее своей Родины, поэт надеется на чудо и Бога и в своём стихотворении призывает последовать его примеру и молиться.

Любопытно то, что все предчувствия Блока в отношении трагичности исхода битвы и разрушения через несколько лет стали действительностью. Несмотря на это поэт сильно любил свою отчизну и решил остаться жить в России, чтобы участвовать в восстановлении разрушенной Родины и превращении её в одну из самых сильных стран мира.

Одним из интересных факторов является то, что Александр Александрович не стремился описать само сражение, для него важнее было описать чувства воина, его любовь к Родине, патриотизм и сильное желание защищать свою страну даже если для этого потребуется пожертвовать своей жизнью.

Произведение Блока учит меня анализировать историю, задумываться о будущем, любить окружающий мир и природу, любить свою страну и защищать её интересы. Из творчества поэта я поняла: чтобы жить в великой и сильной державе, необходимо каждому человеку прикладывать огромные усилия. Прежде всего мы должны быть патриотами своей Родины, любить её и общество, в котором живём. Живя в мире и согласии с нашими земляками, мы сможем построить великую державу.

Анализ стихотворения Река раскинулась по плану

История создания

Цикл Блока «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Кажется, что революция уже позади, народу не о чем волноваться. Однако люди понимали, что главный переворот в стране ещё не наступил, и с опаской встречали каждый новый день. Александр Александрович в период с 1905 по 1917 год анализировал исторические события и в своих произведениях сравнивал прошлое и будущее страны.

Образ битвы выступает отражением того, что происходило в России в незапамятные времена. Блок предчувствовал новые перевороты в стране и описывал те, что произошли. Поэт был готов к тому, что скоро народ попадёт под новую волну революции.

Александр Блок увлекался историей страны и любил писать стихотворения, которые основаны на каких-либо исторических событиях.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).

Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

Образы и символы

Весь цикл пронизан символами, указывающими на беспокойные настроения, царящие в России 1908 года. Степной путь, по которому скачут воины к месту сражения – символ метафорического исторического пути, по которому идет родина. Как воины движутся к битве, так страна идет к новой революции и гражданской войне.

Образ жены

трактуется уже не так просто. Еще в первой части цикла Блок вместо классического сравнения «Россия-матушка», сравнивает Россию с женой. Но это не жена в обыденном нашем понимании, а отсылка к раннему творчеству поэта и к идеям Соловьева о священной женственности. Это подтверждает и наличие цитаты самого Соловьева перед заключительной частью цикла. Образ некоей жены, которая должна будет оплакивать лирического героя после сражения, проходит через весь цикл. Так, заключительную фразу второго стихотворения можно понять и буквально, то есть «помяни меня после, жена», и как «помни обо мне, Россия». Третье стихотворение полностью посвящено образу некоей прекрасной женщины. Это может быть и соловьевская святая, и образ России.

Через весь цикл также проходят символы тумана и мглы

. Они указывают на неизвестность и беспокойство, которые издавна окутывали отчизну.

Степная кобылица

– это водоворот событий, который затягивает народы в побоища. Это неумолимая судьба, что несется, не разбирая дороги. Сама стихия войны выражается в этом образе.

Лирический герой – воин

, который скачет защищать Родину от татаро-монголов. Является ли герой отражением самого Блока, или он просто абстрактный персонаж, необходимый для передачи основных мотивов стихотворения, точно неизвестно. Этот вопрос поэт оставляет воображению читателя.

Таким образом, главные герои неразрывно связаны. Жена и муж – это семья, узы которой священны и вечны. Так и русский человек навек связан со своей землей.

Начало противостояния

С 1374 года татары стали нападать на нижегородские земли и на южное порубежье. С 1376 года Дмитрий ходил на южнее Оки и далее в степь с разведкой. Таким образом, русский князь не ждал агрессии, а сам ее проявлял.

В 1377 году Мамай послал против Москвы своего хана Арапшаха. Дмитрий Иванович был далеко от войска. И оно расслабилось — возможно, напилось пива. В результате нежданно подкравшийся противник нанес сокрушительное поражение русским войскам.

Хан Мамай. Годы правления 1361 — 1380.

Но в 1378 году состоялась первая победа русского войска во главе с московским князем над регулярной монгольской ратью — на реке Воже. Русские ударили внезапно, чем и был обеспечен успех. После этого события стороны стали готовиться к решающей битве.

Ритмико-мелодический анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

В первом катрене произведения А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» читатель видит пейзаж, который вбирает в себя образы реки, берегов, обрыва, степи. Картина природы наполнена мрачными тонами. Такую атмосферу помогают создать глагол «грустит» (дважды повторяется в катрене), эпитет «скудная», прилагательное «жёлтый», которое в контексте данного стихотворения приобретает оттенок серо-желтого цвета. Весь этот образный план сопрягается с ритмической организацией стихотворения, которая позволяет автору создать ощущение протяжности. Часто повторяющийся звук (долгий, закрытый), пиррихии, пятистопные и шестистопные строки, цезуры создают замедленную интонацию.

Во втором катрене появляется образ родины, широкой, безбрежной (создается благодаря ассонансу звука ). Подчеркивается автором стремительность, которая возникает благодаря пунктуации в словах: «Наш путь – стрелой татарской древней воли» (тире придает тексту эмоциональной напряженности, способствует динамике действия). Более того, интонация стихотворения получает развитие благодаря приему анжамбеман («До боли нам ясен долгий путь!»).

Третий катрен насыщен цезурами, которые выполняют акцентную функцию. Прослеживается аллитерация на шипящие ,,, которая есть в словах безбрежная, ночная, зарубежная

(последние два эпитета создают образ тьмы).

В четвертом катрене отсутствуют пиррихии (ускоряется темп стихотворения), текст насыщен глаголами (озарим, домчимся), которые «всеми своими звуковыми и смысловым свойствами участвуют в создании движущейся словесной картины» (Е. Эткинд). Присутствует в последней строке «…и ханской сабли сталь…» аллитерация звука . Его повторение является семантически важным, так как данный звук с точки зрения звукового символизма высокий, а значит, в данном случае передаёт силу света. Из этого следует, что в катрене появляется образ света, который противопоставляется автором предшествующему ему образу тьмы («И даже мглы – ночной и зарубежной»).

В пятом катрене происходит динамичное развитие действия (строки становятся короче, уменьшается в них количество слогов (11,4)). Русь предстает перед читателем в образе степной кобылицы. Для создания её образа автор использует аллитерацию звуков , в словах кровь, пыль, ковыль.

Фонетическая близость данных существительных словукобылица говорит и о их лексическом сближении. Мотив движения вводится в текст за счет употребления автором слов «летит, летит».

В шестом катрене движение более медленное. Это подтверждается тем, что в четверостишие присутствуют пиррихии (вторая и третья строки), синтаксическая конструкция «идут, идут», глагол мелькают.

Последний катрен обладает эмоциональной напряженностью. Это проявляется в ритмическом, синтаксическом и образном планах. В тексте практически отсутствуют пиррихии (встречается лишь в третьей строке); кроме того, катрен насыщен восклицательными предложениями, повторами: сердце, плачь, кровь –

словами, которые выражают боль автора, страдания всего русского народа; а предыдущий абзац с последним будто связан выражением «закат в крови» (повторяющийся образ).

Последняя строка стихотворения «

Несётся вскачь!» стремительна, именно в ней движение стихотворения, начинавшееся с «течёт лениво», достигает своего апогея.

Таким образом, значима ритмико-мелодическая организация стихотворения. Благодаря ей читатель понимает настроение произведения, его темп, развитие, улавливает эмоциональное состояние лирического героя (напряженность, испытываемую им боль и любовь к родине). Звуковые приемы – аллитерация и ассонанс – играют важную роль в создании образов (образ Руси, света). Действительно ритмико-мелодическая структура произведения выражает его идейно-эстетическую концепцию. Понимается замысел автора о том, что Россия – страна, предстающая в данном стихотворении то женой, то степной кобылицей, обладает великой историей, преодолевает все невзгоды на своем долгом пути.

Тонкая грань

Этой патриотичностью Блок учит из своего «далека» любить, быть терпимым к родине и довольствоваться тем, что есть. Продолжая анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», нельзя не отметить связи цикла со статьей «Россия и интеллигенция», в которой автор пишет, что есть две реальности, не понимающие друг друга – народ и интеллигенция.

Непрестанная смена настроений и боевых знамен происходит среди сотен тысяч. Над городом стоит гул, в котором и опытному слуху не разобраться, такой гул стоял и над станом татар в ночь перед битвой. Скрипят телеги за Непрядвой, вопль людской стоит, а на туманной реке плещутся и кричат гуси.

А среди десятка миллионов — тишина и сон. Стояла тишина и над лагерем Дмитрия Донского, однако заплакал воевода и услышал, как неутешно плачет вдова, как мать бьется о стремена сына. Есть меж двумя станами, народом и интеллигенцией, черта, на которой сходятся те и другие.

Как странно схождение на ней — сходятся здесь и босяк, и рабочий, и крестьянин, и сектант – с чиновником и общественным деятелем, с писателем и революционером. И хоть и тонка черта, два стана по-прежнему не желают знать друг друга и относятся как к перебежчикам и изменникам к тем, кто желает покоя. Не так ли тонка эта черта, как речка Непрядва? Вилась она меж двух станов, семь ночей текла, краснея от крови, в ночь после битвы.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).

Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперёд: «Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль…», «Степная кобылица несётся вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передаёт мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Вторая и третья части посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и её воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму её древней истории. Подъем революционных сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Ещё не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!». Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя).

Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Средства художественной выразительности

В стихотворении «На поле Куликовом» Блок щедро пользуется средствами, придающими речи яркость и выразительность, усиливающими эмоциональное воздействие:

  • эпитеты«поганая орда», «светлая жена», «тоскою вековою», «растерзанное сердце»;

  • метафоры«испуганные тучи», «река раскинулась», «течёт, грустит лениво», «путь …пронзил грудь», «закат в крови», «тучей возносилась княжеская рать», «летит кобылица»;

  • сравнения «как волк под ущербной луной», «мгла, словно облаком… день заволокла», «убралась туманом, что княжна фатой».

Как было уже упомянуто, стихи Блока полны многозначных символов. Необходимо изучать его произведения вдумчиво, стараясь представить и понять чувства, испытанные поэтом. 

И только после неоднократного прочтения и анализа его стихотворений можно сказать: «домчимся, озарим кострами» мысли поэта, обращённые к потомкам.

Краткий анализ стиха «На поле Куликовом» Блок А. А.

Вариант 1

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию и великая Куликовская битва на одноименном поле. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году.

Это время реакции после поражения революции 1905 года. Цен­тральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе. Первое стихотворение цикла от­крывается элегической пейзажной зарисовкой, которая сразу же настраивает на размышления и воспоминания. Начиная со вто­рой строфы сюжет становится более динамичным, оживляется обращениями и восклицаниями, рублеными синтаксическими конструкциями. Данному сюжету гармонично соответствует размер стиха — разностопный ямб. Родина сравнивается у

А.А. Блока с женой. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А.А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновре­менно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор вы­брал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же пер­вого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова «степь», «степной» подчеркивают просторы родной земли.

Особую роль в развитии патриотической темы приобрета­ет древнерусская тононимика: Непрядва, Дон, иоле Куликово. К традициям древнерусской литературы (краткое содержание «Слово о полку Игореве», «Задонщине») восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий кле­кот). В цикле большую роль играет контраст (покоя и движе­ния, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси — свя­тость («святое знамя», «лик нерукотворный»),

В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о гря­дущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исто­рических событий («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»). А поэтичная блоковская фраза «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней» обращено уже не к далекой истории, а к современности.

Таким образом, блоков­ский цикл «На поде Куликовом» можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя прежде всего, как знаковое, поворотное событие русской истории.

Вариант 2

Поэт Александр Блок, практически во всем своем творчестве показывает беспокойство о судьбе своей родины. Александр знал, что после революции Россия изменится в худшую сторону, но Блок остается на родине. В 1908 году Александр пишет стих «На поле Куликовом». Это произведение состоит из 5‑ти стихов, в которых можно встретить красоту Руси, историю прошлых лет, а также ужас грядущих перемен. Сюжет стихотворения состоит из событий, которые происходили в реальности.

Поет в данном стихотворении, не изменяет своим убеждениям и старается, словно намекнуть с помощью произошедших событий на Куликовом поле, что людям Руси снова нужно защищаться. Только враг теперь не татары, а революция, которая развалит страну.

Позиция Блока по поводу перемен, родилась в нем не просто так. Совсем недавно поет, верил и поддерживал свержение руководителей страны.  Но в 1905 году произошла революция, и автор своими глазами увидел, какой это ужас. Сколько смертей и разрушенных жизней она несет, поэтому вскоре поменял своё мнение по поводу перемены власти таким образом.

Красиво вписываются строки Александра о родине. Ему удается сравнивать Русь с кобылой степи, которая бежит без оглядки и только к закату. Остановить её никак нельзя, никто не сможет это сделать

Впереди только цель и не важно, что прольется много крови и будет множество человеческих страданий

Очень интересно то, что поет, предвидел практически все события, которые разворачивались в течение этих страшных лет. Совсем скоро, а именно через 9 лет, все что Блок написал в стихотворении, произошло. Автор все равно остается на Руси с надеждой, что страна возродится и снова будет великой, и сильной, но этого не произошло. Политика социализма гораздо страшней отражается на судьбе страны, чем война с татарами и монголами.

Анализ стихотворения Бродского “Коньяк в графине цвета янтаря”

“Коньяк в графине – цвета янтаря” принято считать первым “литовским” стихотворением Бродского. По информации Владимира Марамзина, в рукописном варианте у него значилось другое название – “Пану Пятрасу Юодялису с нежностью и любовью”. Соответственно, произведение посвящено литературному критику, другу и ментору Иосифа Александровича, бывшему сталинскому политическому заключенному. Прежде, чем заниматься разбором стихотворения, стоит напомнить о восприятии прибалтийских стран советскими гражданами. Литва, Эстония и Латвия считались последним островком культуры Старого Света в СССР.

Подробнее…

На поле Куликовом

  1. Поэты
  2. Блок Александр
  3. На поле Куликовом

1 Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной – В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы – ночной и зарубежной – Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 7 июня 1908

2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…

На пути – горючий белый камень. За рекой – поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: «Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!»

Я – не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! 8 июня 1908

3

В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою,– Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей.

С полуно?чи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. 14 июня 1908

4

Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали?…

Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне… Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!» Вздымается конская грива… За ветром взывают мечи… 31 июля 1908

5

И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло. Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.– Молись! 23 декабря 1908

1908

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: