Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»
Произведение, созданное летом 1905 г., предвосхищает появление оригинальной трактовки патриотической темы, в которой осознание острых жизненных противоречий не может заглушить печальную искреннюю любовь к родному краю.
Возникающий в зачине мотив «каменного пути» вызывает в памяти классическое « » Лермонтовский «эффект» поддерживается запоминающимся ритмическим рисунком, основанным на пятистопной хореической строке. Однако философское содержание двух текстов разнится. Усталая страдающая душа лермонтовского героя жаждет гармонии, достигаемой вечным успокоением. Блоковский субъект речи не мыслит себя без родной земли — погрязшей в нищете, но прекрасной. В идейном отношении к анализируемому стихотворению гораздо ближе другое лермонтовское творение — « », герой которой предпочитает официальному пафосу славословий трепетное, интимное признание в любви к березам, полям, ночным огонькам деревенских изб.
Пейзаж, возникающий в первых строфах «Осенней воли», скуден и дисгармоничен: порывистый влажный ветер веет над косогорами, покрытыми обломками камня, и островками желтой глины. Сумрачная картина порождает мотив смерти. Олицетворенный образ разгулявшейся осени открыл миру «кладбища земли». Единственной яркой доминантой становятся рябиновые ягоды, однако и здесь автор опирается на амбивалентные характеристики оттенков красного, которые могут обозначать тревогу, опасность, душевный диссонанс.
Обобщая впечатления от картины природы, субъект речи прибегает к ключевому понятию «веселье» — бесшабашное бойкое поведение, которое составило основу одной из версий национального характера. Ей соответствует и характеристика лирического «я», беспечного странника, чей неторопливый путь пролегает по нищей земле.
Стремление к безудержному веселью демонстрирует не только отрицательные стороны народного характера. Оно символизирует жажду свободы. Противоречивые желания, в которых вольница сочетается со своеволием, побудили лирического субъекта отправиться в дорогу.
Интересно решение персонифицированного образа русского веселья, напоминающего действия молодой дерзкой крестьянки. Пляска, звон, попытка спрятаться, наконец пестрый рукав в роли визуального ориентира — эти особенности призваны подчеркнуть динамичность образа.
Мотив напрасного существования придает финалу острое трагическое звучание. Завершает стихотворение просьба, адресованная родной земле, которая становится единственной отрадой и мирным приютом для несчастных скитальцев.
Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»
Александр Блок – русский писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик, один из начинателей русского символизма. Стихи поэта довольно разные по тематике и форме. Символизм выявляет себя на уровне идей, тем, художественных средств и приемов. Как известно, это художественное течение возникло во Франции в 70-80 годах 19 века. Русские поэты, в первую очередь, ориентировались на искусство французских символистов. Символ становится главным средством для выражения, он призван раскрывать глубинные чувства. Многозначность символа определяется его неясностью, неопределенностью, его границы размыты. Каждый воспринимает символ по-своему, в этом и особенность данного метода. Основным принципом изображения действительности считается отсутствие красок, используются только оттенки.
Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…» начинается с эпиграфа из стихотворения Фета: «Как тяжко мертвецу ходить среди людей живым и страстным притворяться». Вначале стиха фразы одного и другого автора перекликаются. Фраза Фета становится реминисценцией.
После прочтения стихотворения возникает какое-то странное чувство, стих проникнут а. Это дает основания предполагать, что Блок идет за Фетом, воссоздает эстетику его произведений.
Эмоциональное состояние лирического героя тяжелое. Он ощущает себя погибшим человеком, чувствует себя ходячим мертвецом. Это стихотворение о человеке, лишенном жизненной энергии и творческих сил, который вынужден притворяться живым.
В стихотворении варьируется мотив игры трагических страстей, которая связана с ощущением духовной опустошенности. Образ ночи ассоциируется с ночными кошмарами, ночь символизирует гибель старого мира
В эстетике символизма атрибут ночи имеет важное значение, ассоциируется с мистицизмом и таинственностью
Лирический герой пытается найти «строй в нестройном вихре чувства». Передается тяжелое эмоциональное состояние человека, в душе которого разыгрывается гибельный пожар. Только «бледное зарево искусства» спасает от такой жизни. Творчество спасает человека, дает ему новые силы и энергию для осуществления своих планов.
Раскрывая эстетику ночи и страшного мира, автор использует чаще всего эпитеты. Произведение состоит из двух четверостиший, каждое из которых реализует основной мотив. Используется прием анафоры и повторение союза и, это очень важные приемы, которые обеспечивают единство стилистики произведения.
Таким образом, Александр Блок в своем произведение воссоздает эстетику страшного мира, которая связана с ночью и темными силами, в этом вопросе ссылается на Фета
В этом стихотворение важное значение играет символика ночи и таинственных сил. Эстетика символизма играет большую роль
Александр Блок реализовал принципы символизма на всех уровнях, не только в тематике, но и на уровне художественно-эстетических средств.
Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека…» Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»
Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»
Александр Блок – русский писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик, один из начинателей русского символизма. Стихи поэта довольно разные по тематике и форме. Символизм выявляет себя на уровне идей, тем, художественных средств и приемов. Как известно, это художественное течение возникло во Франции в 70-80 годах 19 века. Русские поэты, в первую очередь, ориентировались на искусство французских символистов. Символ становится главным средством для выражения, он призван раскрывать глубинные чувства. Многозначность символа определяется его неясностью, неопределенностью, его границы размыты. Каждый воспринимает символ по-своему, в этом и особенность данного метода. Основным принципом изображения действительности считается отсутствие красок, используются только оттенки.
Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…» начинается с эпиграфа из стихотворения Фета: «Как тяжко мертвецу ходить среди людей живым и страстным притворяться». Вначале стиха фразы одного и другого автора перекликаются. Фраза Фета становится реминисценцией.
После прочтения стихотворения возникает какое-то странное чувство, стих проникнут а. Это дает основания предполагать, что Блок идет за Фетом, воссоздает эстетику его произведений.
Эмоциональное состояние лирического героя тяжелое. Он ощущает себя погибшим человеком, чувствует себя ходячим мертвецом. Это стихотворение о человеке, лишенном жизненной энергии и творческих сил, который вынужден притворяться живым.
В стихотворении варьируется мотив игры трагических страстей, которая связана с ощущением духовной опустошенности. Образ ночи ассоциируется с ночными кошмарами, ночь символизирует гибель старого мира
В эстетике символизма атрибут ночи имеет важное значение, ассоциируется с мистицизмом и таинственностью
Лирический герой пытается найти «строй в нестройном вихре чувства». Передается тяжелое эмоциональное состояние человека, в душе которого разыгрывается гибельный пожар. Только «бледное зарево искусства» спасает от такой жизни. Творчество спасает человека, дает ему новые силы и энергию для осуществления своих планов.
Раскрывая эстетику ночи и страшного мира, автор использует чаще всего эпитеты. Произведение состоит из двух четверостиший, каждое из которых реализует основной мотив. Используется прием анафоры и повторение союза и, это очень важные приемы, которые обеспечивают единство стилистики произведения.
Таким образом, Александр Блок в своем произведение воссоздает эстетику страшного мира, которая связана с ночью и темными силами, в этом вопросе ссылается на Фета
В этом стихотворение важное значение играет символика ночи и таинственных сил. Эстетика символизма играет большую роль
Александр Блок реализовал принципы символизма на всех уровнях, не только в тематике, но и на уровне художественно-эстетических средств.
Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека…» Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»
Анализ стихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей…»
Александр Блок – русский писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик, один из начинателей русского символизма. Стихи поэта довольно разные по тематике и форме. Символизм выявляет себя на уровне идей, тем, художественных средств и приемов. Как известно, это художественное течение возникло во Франции в 70-80 годах 19 века. Русские поэты, в первую очередь, ориентировались на искусство французских символистов. Символ становится главным средством для выражения, он призван раскрывать глубинные чувства. Многозначность символа определяется его неясностью, неопределенностью, его границы размыты. Каждый воспринимает символ по-своему, в этом и особенность данного метода. Основным принципом изображения действительности считается отсутствие красок, используются только оттенки.
Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…» начинается с эпиграфа из стихотворения Фета: «Как тяжко мертвецу ходить среди людей живым и страстным притворяться». Вначале стиха фразы одного и другого автора перекликаются. Фраза Фета становится реминисценцией.
После прочтения стихотворения возникает какое-то странное чувство, стих проникнут а. Это дает основания предполагать, что Блок идет за Фетом, воссоздает эстетику его произведений.
Эмоциональное состояние лирического героя тяжелое. Он ощущает себя погибшим человеком, чувствует себя ходячим мертвецом. Это стихотворение о человеке, лишенном жизненной энергии и творческих сил, который вынужден притворяться живым.
В стихотворении варьируется мотив игры трагических страстей, которая связана с ощущением духовной опустошенности. Образ ночи ассоциируется с ночными кошмарами, ночь символизирует гибель старого мира
В эстетике символизма атрибут ночи имеет важное значение, ассоциируется с мистицизмом и таинственностью
Лирический герой пытается найти «строй в нестройном вихре чувства». Передается тяжелое эмоциональное состояние человека, в душе которого разыгрывается гибельный пожар. Только «бледное зарево искусства» спасает от такой жизни. Творчество спасает человека, дает ему новые силы и энергию для осуществления своих планов.
Раскрывая эстетику ночи и страшного мира, автор использует чаще всего эпитеты. Произведение состоит из двух четверостиший, каждое из которых реализует основной мотив. Используется прием анафоры и повторение союза и, это очень важные приемы, которые обеспечивают единство стилистики произведения.
Таким образом, Александр Блок в своем произведение воссоздает эстетику страшного мира, которая связана с ночью и темными силами, в этом вопросе ссылается на Фета
В этом стихотворение важное значение играет символика ночи и таинственных сил. Эстетика символизма играет большую роль
Александр Блок реализовал принципы символизма на всех уровнях, не только в тематике, но и на уровне художественно-эстетических средств.
Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека…» Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»
LiveInternetLiveInternet
Александр Александрович Блок
Там человек сгорел Фет
Как тяжело ходить среди людей И притворятся непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар!
Афанасий Фет
Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.
Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.
У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.
Текст: pishi-stihi.ru
Анализ cтихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей
Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей…» , написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.
Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось ее платье.
Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустошения, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рассказать о своей бурной жизни «еще не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.
Искусство поэзии обладает способностью переплавить личностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отражают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусства»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», воплощают в звуках опыт трагического мироощущения.
Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.
Но есть ответ в моих стихах тревожных, Их тайный жар тебе поможет жить… («О, нет! не расколдуешь сердца ты…», 1913)
— можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст возможность ощутить те же энергии и понять те же истины, что было суждено чувствовать ему. Его стихи при этом — не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; недаром речь идет о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.
LiveInternetLiveInternet
Александр Александрович Блок
Там человек сгорел Фет
Как тяжело ходить среди людей И притворятся непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар!
Афанасий Фет
Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.
Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.
У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.
Текст: pishi-stihi.ru
Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»
Произведение, созданное летом 1905 г., предвосхищает появление оригинальной трактовки патриотической темы, в которой осознание острых жизненных противоречий не может заглушить печальную искреннюю любовь к родному краю.
Возникающий в зачине мотив «каменного пути» вызывает в памяти классическое « » Лермонтовский «эффект» поддерживается запоминающимся ритмическим рисунком, основанным на пятистопной хореической строке. Однако философское содержание двух текстов разнится. Усталая страдающая душа лермонтовского героя жаждет гармонии, достигаемой вечным успокоением. Блоковский субъект речи не мыслит себя без родной земли — погрязшей в нищете, но прекрасной. В идейном отношении к анализируемому стихотворению гораздо ближе другое лермонтовское творение — « », герой которой предпочитает официальному пафосу славословий трепетное, интимное признание в любви к березам, полям, ночным огонькам деревенских изб.
Пейзаж, возникающий в первых строфах «Осенней воли», скуден и дисгармоничен: порывистый влажный ветер веет над косогорами, покрытыми обломками камня, и островками желтой глины. Сумрачная картина порождает мотив смерти. Олицетворенный образ разгулявшейся осени открыл миру «кладбища земли». Единственной яркой доминантой становятся рябиновые ягоды, однако и здесь автор опирается на амбивалентные характеристики оттенков красного, которые могут обозначать тревогу, опасность, душевный диссонанс.
Обобщая впечатления от картины природы, субъект речи прибегает к ключевому понятию «веселье» — бесшабашное бойкое поведение, которое составило основу одной из версий национального характера. Ей соответствует и характеристика лирического «я», беспечного странника, чей неторопливый путь пролегает по нищей земле.
Стремление к безудержному веселью демонстрирует не только отрицательные стороны народного характера. Оно символизирует жажду свободы. Противоречивые желания, в которых вольница сочетается со своеволием, побудили лирического субъекта отправиться в дорогу.
Интересно решение персонифицированного образа русского веселья, напоминающего действия молодой дерзкой крестьянки. Пляска, звон, попытка спрятаться, наконец пестрый рукав в роли визуального ориентира — эти особенности призваны подчеркнуть динамичность образа.
Мотив напрасного существования придает финалу острое трагическое звучание. Завершает стихотворение просьба, адресованная родной земле, которая становится единственной отрадой и мирным приютом для несчастных скитальцев.
Полный текст
Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться! Но надо, надо в общество втираться, Скрывая для карьеры лязг костей…
Живые спят. Мертвец встает из гроба, И в банк идет, и в суд идет, в сенат… Чем ночь белее, тем чернее злоба, И перья торжествующе скрипят.
Мертвец весь день труди́тся над докладом. Присутствие кончается. И вот — Нашептывает он, виляя задом, Сенатору скабрезный анекдот…
Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью Прохожих, и дома, и прочий вздор… А мертвеца — к другому безобразью Скрежещущий несет таксомотор.
В зал многолюдный и многоколонный Спешит мертвец. На нем — изящный фрак. Его дарят улыбкой благосклонной Хозяйка — дура и супруг — дурак.
Он изнемог от дня чиновной скуки, Но лязг костей музы́кой заглушон… Он крепко жмет приятельские руки — Живым, живым казаться должен он!
Лишь у колонны встретится очами С подругою — она, как он, мертва. За их условно-светскими речами Ты слышишь настоящие слова:
«Усталый друг, мне странно в этом зале». — «Усталый друг, могила холодна». — «Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали На вальс NN. Она в вас влюблена…»
А там — NN уж ищет взором страстным Его, его — с волнением в крови… В её лице, девически прекрасном, Бессмысленный восторг живой любви…
Он шепчет ей незначащие речи, Пленительные для живых слова, И смотрит он, как розовеют плечи, Как на плечо склонилась голова…
И острый яд привычно-светской злости С нездешней злостью расточает он… «Как он умён! Как он в меня влюблён!»
В её ушах — нездешний, странный звон: То кости лязгают о кости.
1912 г.
Анализ Стихотворения А. А. Блока «Как тяжело ходить среди людей»
Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей…», написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк.
Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось её платье.
Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это не физическая гибель, а духовная трагедия, боль опустошения, когда самые высокие, прекрасные идеалы сгорают, человек теряет смысл жизни. Он существует, но душа его погибла в «игре трагических страстей». У него осталась только способность рассказать о своей бурной жизни «ещё не жившим», то есть тем, кто не испытал подобного.
Искусство поэзии обладает способностью переплавить личностный опыт человека в стихи, которые, может быть, не отражают всей полноты и глубины чувств («бледное зарево искусства»), но лишь они доносят, передают их «нестройный вихрь», воплощают в звуках опыт трагического мироощущения.
Сила блоковских стихотворений в обращении их к образам бессознательного, воскрешении сновидческих воспоминаний об иных мирах.
Строки:
Но есть ответ в моих стихах тревожных,
Их тайный жар тебе поможет жить…
(«О, нет! не расколдуешь сердца ты…», 1913)
— можно понять как своеобразное поэтическое завещание Блока. Он чувствует, что глубокое проникновение в его стихи даст возможность ощутить те же энергии и понять те же истины, что было суждено чувствовать ему. Его стихи при этом— не истина в последней инстанции, но направление собственных поисков; недаром речь идёт о том, что энергия стихов окажет помощь при решении индивидуальных проблем.
Поделиться
Похожие материалы:
- Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» (адресовано жене) I. Любовь — умиротворенность для души. II. Анализ стихотворения. 1. Композиция стихотворения. 2. Жанр стихотворения. 3. Эпитеты, олицетворения, метафоры. 4 … …
- Анализ стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить…» Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С. Миролюбову, 1918). Особенностью … …
- Анализ стихотворения «Россия» А.А. Блока Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока … …
- Анализ стихотворения Блока «На железной дороге» Стихотворение «На железной дороге» включено в цикл стихов А. Блока «Родина». Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном … …
- Анализ стихотворения Блока “О доблестях, о подвигах, о славе” (адресовано жене) Это стихотворение было написано в 1908 году. Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и … …
- Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания «Страшного мира», когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния … …
- Анализ стихотворения Блока А. А. «Осенняя воля» Стихотворение А.А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в … …
- Анализ стихотворения А.Блока «Вхожу я в темные храмы…» Символист А.А. Блок обессмертил свое имя созданием цикла стихов о «Прекрасной Даме». В них — чистая отроческая любовь к прекрасному, … …
- Место праведника среди людей (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Несмотря на то что первой ласточкой, оказавшейся в печати, был рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», на первое … …
- Итоговое сочинение: Человек становится человеком только среди людей (2 варианта) Многомудрый Литрекон в пылу авторского рвения подготовил для Вас итоговое сочинение на тему: Согласны ли Вы с фразой Бехера «Человек … …
Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»
Произведение, созданное летом 1905 г., предвосхищает появление оригинальной трактовки патриотической темы, в которой осознание острых жизненных противоречий не может заглушить печальную искреннюю любовь к родному краю.
Возникающий в зачине мотив «каменного пути» вызывает в памяти классическое « » Лермонтовский «эффект» поддерживается запоминающимся ритмическим рисунком, основанным на пятистопной хореической строке. Однако философское содержание двух текстов разнится. Усталая страдающая душа лермонтовского героя жаждет гармонии, достигаемой вечным успокоением. Блоковский субъект речи не мыслит себя без родной земли — погрязшей в нищете, но прекрасной. В идейном отношении к анализируемому стихотворению гораздо ближе другое лермонтовское творение — « », герой которой предпочитает официальному пафосу славословий трепетное, интимное признание в любви к березам, полям, ночным огонькам деревенских изб.
Пейзаж, возникающий в первых строфах «Осенней воли», скуден и дисгармоничен: порывистый влажный ветер веет над косогорами, покрытыми обломками камня, и островками желтой глины. Сумрачная картина порождает мотив смерти. Олицетворенный образ разгулявшейся осени открыл миру «кладбища земли». Единственной яркой доминантой становятся рябиновые ягоды, однако и здесь автор опирается на амбивалентные характеристики оттенков красного, которые могут обозначать тревогу, опасность, душевный диссонанс.
Обобщая впечатления от картины природы, субъект речи прибегает к ключевому понятию «веселье» — бесшабашное бойкое поведение, которое составило основу одной из версий национального характера. Ей соответствует и характеристика лирического «я», беспечного странника, чей неторопливый путь пролегает по нищей земле.
Стремление к безудержному веселью демонстрирует не только отрицательные стороны народного характера. Оно символизирует жажду свободы. Противоречивые желания, в которых вольница сочетается со своеволием, побудили лирического субъекта отправиться в дорогу.
Интересно решение персонифицированного образа русского веселья, напоминающего действия молодой дерзкой крестьянки. Пляска, звон, попытка спрятаться, наконец пестрый рукав в роли визуального ориентира — эти особенности призваны подчеркнуть динамичность образа.
Мотив напрасного существования придает финалу острое трагическое звучание. Завершает стихотворение просьба, адресованная родной земле, которая становится единственной отрадой и мирным приютом для несчастных скитальцев.