Стихотворение «памяти матери» твардовский александр трифонович. анализ стихотворения памяти матери твардовского прощаемся мы с матерями проблема

«памяти матери»: анализ цикла стихотворений твардовского

Перед отлетом

Ты помнишь, ночью предосенней, Тому уже десятки лет, — Курили мы с тобой на сене, Презрев опасливый запрет.

И глаз до света не сомкнули, Хоть запах сена был не тот, Что в ночи душные июля Заснуть подолгу не дает…

То вслух читая чьи-то строки, То вдруг теряя связь речей, Мы собирались в путь далекий Из первой юности своей.

Мы не испытывали грусти, Друзья — мыслитель и поэт. Кидая наше захолустье В обмен на целый белый свет.

Мы жили замыслом заветным, Дорваться вдруг До всех наук — Со всем запасом их несметным — И уж не выпустить из рук.

Сомненья дух нам был неведом; Мы с тем управимся добром И за отцов своих и дедов Еще вдобавок доберем…

Мы повторяли, что напасти Нам никакие нипочем, Но сами ждали только счастья, — Тому был возраст обучен.

Мы знали, что оно сторицей Должно воздать за наш порыв В премудрость мира с ходу врыться, До дна ее разворотив.

Готовы были мы к походу. Что проще может быть: Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если — То и жизнь отдать.

Что проще! В целости оставим Таким завет начальных дней. Лишь от себя теперь добавим: Что проще — да. Но что сложней?

Такими были наши дали, Как нам казалось, без прикрас, Когда в безудержном запале Мы в том друг друга убеждали, В чем спору не было у нас.

И всласть толкуя о науках, Мы вместе грезили о том, Ах, и о том, в каких мы брюках Домой заявимся потом.

Дивись, отец, всплакни, родная, Какого гостя бог нанес, Как он пройдет, распространяя Московский запах папирос.

Москва, столица — свет не ближний, А ты, родная сторона, Какой была, глухой, недвижной, Нас на побывку ждать должна.

И хуторские посиделки, И вечеринки чередом, И чтоб загорьевские девки Глазами ели нас потам, Неловко нам совали руки, Пылая краской до ушей…

А там бы где-то две подруги, В стенах столичных этажей, С упреком нежным ожидали Уже тем часом нас с тобой, Как мы на нашем сеновале Отлет обдумывали свой…

И невдомек нам было вроде, Что здесь, за нашею спиной, Сорвется с места край родной И закружится в хороводе Вслед за метелицей сплошной…

Ты не забыл, как на рассвете Оповестили нас, дружков, Об уходящем в осень лете Запевы юных петушков.

Их голосов надрыв цыплячий Там, за соломенной стрехой, — Он отзывался детским плачем И вместе удалью лихой.

В какой-то сдавленной печали, С хрипотцей истовой своей Они как будто отпевали Конец ребячьих наших дней.

Как будто сами через силу Обрядный свой тянули сказ О чем-то памятном, что было До нас. И будет после нас.

Но мы тогда на сеновале Не так прислушивались к ним, Мы сладко взапуски зевали, Дивясь, что день, а мы не спим.

И в предотъездном нашем часе Предвестий не было о том, Какие нам дары в запасе Судьба имела на потам.

И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою.

Навстречу жданной нашей доле Рвались мы в путь не наугад, — Она в согласье с нашей волей Звала отведать хлеба-соли. Давно ли? Жизнь тому назад…

Пишите письма матерям

Поют гитар походных струны в тайге, в горах, среди морей… О, сколько вас сегодня, юных, живет вдали от матерей!

Вы вечно, юные, в дороге – то там объявитесь, то тут… А ваши матери в тревоге вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели, слова роняя невпопад… Коль рано матери седеют – не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом или скитаясь по морям, почаще все-таки, ребята, пишите письма матерям!

Коротаев Виктор

* * *

О вере наших матерей, Вовек не знающая меры, Святая трепетная вера В нас, Подрастающих детей. Ее, как свет в березняке, Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей. Уж матери такой народ – Вздохнут, Нас долгим взглядом смеря: «Пусть перебесятся. Пройдет». – И снова верят, верят, верят. Так верят матери одни Взыскательно и терпеливо. И – не крикливые они – они Не почитают это дивом. А просто нипочем года Их вере, трепетной и нежной; Вот только мы-то Не всегда Оправдываем Их надежды.

Фирсов Владимир

* * *

Мы часто мать По пустякам тревожим: У друга заночуешь иногда, А мать не спит И думает, быть может, Что с сыном приключилася беда. Она не спит. Минуты словно вечность, Проходит перед нею, как вопрос. Заплачет мать, И ей как будто легче… А если у нее не хватит слез?

Стариков А.

* * *

Мама и Родина очень похожи: Мама – красивая, Родина – тоже! Вы присмотритесь: у мамы глаза Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница, Что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей Вторит веселый и звонкий ручей… Так и должно быть: что дорого нам, Напоминает всегда наших мам.

Мы — матери

Ты на коленях держишь малыша, К щеке прильнула пухлая ручонка И ты сидишь безмолвно, чуть дыша, Чтоб не проснулся спящий твой мальчонка. А где-то далеко в другой стране, Обняв дитя своей рукою тонкой, В звенящих ожерельях из монет Качает мать смешного негритенка.

Горюнов М.

Мать

Вставала всех раньше, везде поспевала, Ложилась последней, а станет светать, Опять на ногах, как ни в чём не бывало, Моя дорогая, любимая мать. Ты деток своих бережливо растила, А кто заболеет, боялась дышать, Не спала ночами, огня не гасила, Моя дорогая, любимая мать. Немало тревог пережито тобою. Но как хорошо иногда помечтать! И, кажется, мыслям конца нет отбою, Моя дорогая, любимая мать. «Вот вырастут детки, по школам учиться Во что бы то ни стало, а нужно отдать. И если худого ни с кем не случится, Я буду навеки счастливая мать!» Когда посвободнее дома бывала, К себе на колени любила нас брать. Быть может, ты детство своё вспоминала, Моя дорогая, любимая мать? Ты песню нам самую лучшую пела, — Её не сумею теперь передать… О мужестве храбрых та песня звенела, Моя дорогая, любимая мать.

Мы выросли все, ничего не забыли, Что с детства учила ты нас понимать! Мы любим тебя так, как прежде любили, Моя дорогая, любимая мать.

И в грозные дни, когда враг озверелый Хотел нашу радость и счастье отнять, По первому зову Отчизны мы смело Взялись за ружьё, любимая мать.

Не бойся, родная, ведь нас миллионы, Мы зверя в берлогу загоним опять! Победой великой в борьбе окрылённый Весь мир будет вместе с тобой ликовать!

Суворова В.

Моей маме

Пред тобой я склоняю колени, Моя добрая, милая мать. Как люблю я тебя, к сожаленью, Не успела тебе я сказать.

Не успела, так часто бывает, Все казалось еще впереди,. Жизнь так быстро порой угасает, Смотришь — руки уже на груди…

А душа улетела, не слышит, И спеши — не спеши, не догнать. Только ветер калитку колышет И пытается что-то сказать.

Я сегодня калитку прикрою И с тобой посижу в тишине. Свою тайну тебе я открою: Пусто мне без тебя на Земле.

Но я знаю, что время настанет И с тобою увидимся мы. Жизнь, как снежная горка, растает, Я увижу другие миры.

Виноградова Т.

Мама

Тебе было трудно, я знаю. Но все пересилить смогла. Для нас ты была, как святая, Святою от нас и ушла. Я помню, как вечером звездным Учила писать и считать. И часто твердила: не просто Людьми нам хорошими стать. Не делать плохого учила, На зло отвечать лишь добром. В пример ты всегда приводила — Как дружно вы жили с отцом. А жили вы трудно, правдиво, Хранили душевную честь, Внушали вы нам терпеливо, Что правда лишь — истина есть. Спасибо, родные, за это, За то, что для всех нас тогда Вы были источником света, Что нас согревает всегда.

Максимов М.

Мать

Жен вспоминали на привале, друзей — в бою. И только мать не то и вправду забывали, не то стеснялись вспоминать,

Но было, что пред смертью самой видавший не один поход седой рубака крикнет: — Мама! ..И под копыта упадет.

Рубцов Н.

Анализ стихотворения Твардовского «Памяти матери»

Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем мен менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме по вечерам постоянно устраивались чтения произведений русских классиков. Мать поэта также принимала в них участие, однако своих детей она учила любить не столько литературу, сколько народное творчество, хорошо знакомое ей с детства.

После ее смерти Александр Твардовский написал стихотворение «Памяти матери», в котором попытался переосмыслить свои взаимоотношения с самым близким и дорогим человеком, поняв, что очень часто был к ней несправедлив. Это произведение состоит из четырех различных частей, каждая из которых рассказывает об определенном периоде жизни поэта
. В первой из них Твардовский вспоминает, как впервые покинул отчий дом, чтобы, как принято тогда было говорить, «выбиться в люди». Он настолько стремился к свободе, что даже не замечал, насколько опечалена и огорчена его мать предстоящей разлукой. Тогда он еще не осознавал, что мать прощается с ним навсегда, мысленно отпуская его и благословляя. Ведь в суете и суматохе взрослой жизни сыну будет уже не до нее. И лишь скупые телеграммы да письма с фотографиями той, которая впоследствии станет его спутницей жизни, будут для нее утешением. «От щедрой души позволяем заочно любить их невесток», — с горечью написал Твардовский, отметив, что только сообщение о смерти матери заставляет многих людей изменить к ней свое отношение.

Во второй части стихотворения поэт рассказал о сибирской ссылке своих родителей, которые были раскулачены и более 10 лет прожили на чужбине. Автор вспоминает, что не это беспокоило его маму, а тот факт, что ей, возможно, придется найти свой последний приют в этом неприветливом и суровом крае, где нет кудрявых берез, а «могилки сразу за бараком». Но эта участь миновала родителей поэта, они смогли вернуться домой, в разоренную и сожженную усадьбу. И были похоронены на Смоленщине, хотя их смерть стала для Твардовского настоящим потрясением. В третьей части стихотворения он описывает похороны матери, отмечая, что в тот момент он метал о том, чтобы поскорее все закончилось.

В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Но даже после смерти матери автору нелегко смириться с этой мыслью, и он сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, которая подарила ему жизнь.

Александру Твардовскому с самого детства родители прививали любовь к литературе. Его отец хоть и работал в селе кузнецом, но был начитанным и образованным человеком. Трифон устраивал для детей литературные вечера, на которых они всей семьей читали произведения известных русских классиков. А вот мать поэта больше любила народное творчество, с которым познакомила и Александра.

Анализ цикла стихотворений Твардовского «Памяти матери»

Жанр стихотворения продолжает обычные для Твардовского— с 1928 года — лирические рассказы-очерки в форме дневниковых записей.

В первых двух стихотворениях «Памяти матери» намечен и развит ряд мотивов, которые имеют и самостоятельное значение и вместе с тем подготовляют третье стихотворение. В первом стихотворении — и общее размышление о прощаниях с матерями, прощаниях всех сыновей и всех матерей, и обобщенный лирический рассказ истории жизней матерей и сыновей, их отношений, с горькой нотой сожаления, сознания неравноценности любви матерей и сыновей.

В начале стихотворения намечается образ матери, материнской любви и значительности последней разлуки, хотя непосредственно об этой матери, об этом сыне еще ничего не говорится. Во втором стихотворении эта тема развивается уже как история матери, драматической судьбы русской женщины-крестьянки, на фоне большой истории народа, как слитный рассказ-воспоминание и сына и матери, и матери о самой себе и как в самом этом прошлом предвосхищение последней разлуки. Непосредственно на авансцену выступает тема самого последнего прощания — похорон, тех, о которых когда-то мечтала мать — «на севере, тайгою запертом», и тех, которые сейчас реально наступили, и горько-скорбный лирический комментарий сына. Таким образом, концовка второго стихотворения цикла уже и непосредственно подготовляет, подводит нас к третьему — к картине последнего прощания. «Как не спеша садовники орудуют» воспринимается как элемент цикла, следующая ступень развития чувства, мысли, события. Но вместе с тем это и самостоятельное стихотворение. Здесь остановимся на анализе только этой ее самостоятельной целостности. Контекст цикла дает ей дополнительную почву и атмосферу, и разбираемое стихотворение подводит нас к заключительному стихотворению («Ты откуда эту песню…»). Тема цикла в целом здесь уплотнена, сжата в самом близком эпизоде памяти, когда воспоминание еще свежо, выступает как только что пережитое, еще сейчас существующее, продолжающееся. И внутри картины похорон выделен также один небольшой отрезок времени — кульминационный момент прощания. Один, но во всей его многоплановости…

Анализ стихотворения Твардовского «Памяти матери»

Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем мен менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме по вечерам постоянно устраивались чтения произведений русских классиков. Мать поэта также принимала в них участие, однако своих детей она учила любить не столько литературу, сколько народное творчество, хорошо знакомое ей с детства.

После ее смерти Александр Твардовский написал стихотворение «Памяти матери», в котором попытался переосмыслить свои взаимоотношения с самым близким и дорогим человеком, поняв, что очень часто был к ней несправедлив. Это произведение состоит из четырех различных частей, каждая из которых рассказывает об определенном периоде жизни поэта . В первой из них Твардовский вспоминает, как впервые покинул отчий дом, чтобы, как принято тогда было говорить, «выбиться в люди». Он настолько стремился к свободе, что даже не замечал, насколько опечалена и огорчена его мать предстоящей разлукой. Тогда он еще не осознавал, что мать прощается с ним навсегда, мысленно отпуская его и благословляя. Ведь в суете и суматохе взрослой жизни сыну будет уже не до нее. И лишь скупые телеграммы да письма с фотографиями той, которая впоследствии станет его спутницей жизни, будут для нее утешением. «От щедрой души позволяем заочно любить их невесток», — с горечью написал Твардовский, отметив, что только сообщение о смерти матери заставляет многих людей изменить к ней свое отношение.

Во второй части стихотворения поэт рассказал о сибирской ссылке своих родителей, которые были раскулачены и более 10 лет прожили на чужбине. Автор вспоминает, что не это беспокоило его маму, а тот факт, что ей, возможно, придется найти свой последний приют в этом неприветливом и суровом крае, где нет кудрявых берез, а «могилки сразу за бараком». Но эта участь миновала родителей поэта, они смогли вернуться домой, в разоренную и сожженную усадьбу. И были похоронены на Смоленщине, хотя их смерть стала для Твардовского настоящим потрясением. В третьей части стихотворения он описывает похороны матери, отмечая, что в тот момент он метал о том, чтобы поскорее все закончилось.

В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Но даже после смерти матери автору нелегко смириться с этой мыслью, и он сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, которая подарила ему жизнь.

Александру Твардовскому с самого детства родители прививали любовь к литературе. Его отец хоть и работал в селе кузнецом, но был начитанным и образованным человеком. Трифон устраивал для детей литературные вечера, на которых они всей семьей читали произведения известных русских классиков. А вот мать поэта больше любила народное творчество, с которым познакомила и Александра.

Расставание с отчим домом

Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, насколько тяжело поэт переживал потерю близкого человека. Для Александра Трифоновича смерть родителей стала большим потрясением, поэтому он долго корил себя за то, что не уделял им должного внимания. Стихотворение было написано с целью переосмыслить свои взаимоотношения с матерью, ведь люди осознают, как им дорог был человек, только когда теряют его навсегда. Анализ стиха «Памяти матери» Твардовского позволяет разделить его на четыре части, соответствующие биографии писателя.

В самом начале поэт рассказывает о том, как стремился покинуть отчий дом, не подозревая, что прощается с матерью навсегда. Дети вырастают, стремятся стать свободными, независимыми, добиться чего-то в жизни. Мать понимает, что, уезжая, ребенок уже не вернется обратно в отчий дом, поэтому мысленно прощается с ним и благословляет. Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, что автор сожалеет о редких встречах с родителями, ведь он лишь в письмах рассказывал о своей жизни, присылал фотографии своей будущей жены.

Материнское окно

Ах, края мои родные!.. Как я не был здесь давно. Нежно светит меж рябинами Материнское окно.

Привела тропа окольная К материнскому крыльцу. И бежит слеза невольная, Как дождинка по лицу.

Разволнован я — не слишком ли? Ведь седой уже давно. А смотрю опять мальчишкою В материнское окно.

Вот сейчас, через мгновение, На родной ступлю порог. Выйдет мама, с удивлением Вскрикнет: — Дитятко! Сынок!

И опять, как в давней давности Прослезится моя мать. Будет вновь меня от радости Обнимать и целовать!..

Время, время быстротечное… Как в награду мне дано Испокон на веки вечные Материнское окно!..

Гамзатов Расул

Любимая песня матери

В четвертой части стихотворения Твардовский практически дословно приводит песню, которую во времена его детства напевала мама. Ее смысл сводится к тому, что покинувший отчий дом ребенок считается отрезанным ломтем, его жизненные дороги с того момента расходятся с путями родителей. Анализ «Памяти матери» Твардовского говорит лишь об одном — поэт очень сожалел, что при жизни уделял мало внимания самому родному и близкому человеку, но понимание этого пришло только после его смерти.

Цикл «Памяти матери» был написан Твардовским в 1965 году, после смерти матери.

Цикл состоит из четырех стихотворений, объединенных общим названием и общей темой — ис­торией жизни матери.

Открывает цикл стихотворение «Прощаемся мы с матерями», в котором развивается драмати­ческая тема разлуки сыновей с матерями. Оно представляет собой своеобразный зачин, который задает напряженный тон всему циклу.

Второе стихотворение — «В краю, куда их вывезли гуртом». Оно построено на реальных фак­тах: семья Твардовских была выслана в североуральскую тайгу. Это событие и нашло отображение в стихотворении. Два центральных образа — северная тайга, где глухие и нелюдимые «леса без краю и конца» и взгорок с «березами кудрявыми» — противопоставлены друг другу и отражают трагедию человека, навсегда оторванного от «малой» родины.

В третьем стихотворении — «Как не спеша садовники орудуют» — тоже звучит мотив разлу­ки. В центре — тема последнего прощания. Лирический герой ловит себя на постыдном желании ускорить печальную процедуру, которую с «пожарным навыком» проделывают могильщики.

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только все — еще короче.

Стихотворение, замыкающее цикл, подхватывает тему прощания. Эпиграфом к нему служат слова из народной песни, повествующей о разлуке дочери, выходящей замуж, с матерью. В связи с этим возникает образ перевозчика-водогребщика. Однако с развитием лирического сюжета образ перевозчика трансформируется: сначала это «парень молодой», а в последней строфе уже «ста­ричок седой». Таким образом, он приобретает черты мифологического Харона и возникает тема «последнего перевоза».

Главная » Артикли » Твардовский прощание с матерью. Анализ стихотворения Твардовского «Памяти матери

Смерть

Твардовский переживал уход из «Нового мира». Нервное состояние сказалось на здоровье. Александр Трифонович переносит инсульт, после которого не двигается и не разговаривает. Поэта госпитализировали, врачи обнаружили у него рак легких в запущенной форме, который и стал причиной смерти автора Василия Тёркина.

Он умер 18 декабря 1971 года. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище. На его могилу привезли землю со Смоленщины, где он провел детство и юность.


Могила поэта Александра Твардовского на Новодевичьем кладбище Москвы / Википедия

В биографии Твардовского много интересных фактов. Его покровитель Хрущев ни разу не читал поэмы про Василия Тёркина. Несмотря на непростые отношения с советской властью, Твардовский 5 лет числился кандидатом в члены ЦК КПСС. После смерти именем поэта называют улицы в городах, школу в Москве и самолет «Аэрофлота».

После себя он оставил потомкам литературное наследие. На фотографиях с участием Твардовского отображены настроение и атмосфера ушедшей эпохи Советского Союза.

Русская поэзия 1960-х годов

Александр ТВАРДОВСКИЙ

ПАМЯТИ МАТЕРИ

* * *

Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока — Еще в нашей юности ранней, Еще у родного порога,

Когда нам платочки, носочки Уложат их добрые руки, А мы, опасаясь отсрочки, К назначенной рвемся разлуке.

Разлука еще безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая Каких-то девчонок безвестных, От щедрой души позволяем Заочно любить их невесток.

А там за невестками внуки… И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой.

* * *

В краю, куда их вывезли гуртом, Где ни села вблизи, не то что города, На севере, тайгою запертом, Всего там было холода и голода.

Но непременно вспоминала мать, Чуть речь зайдет про все про то, что минуло, Как не хотелось там ей помирать, Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца Что видит глаз глухие, нелюдимые. А на погосте том ни деревца, Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля Меж вековыми пнями да корягами, И хоть бы где подальше от жилья, А то могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне Не столько дом и двор со всеми справами, А взгорок тот в родимой стороне С крестами под березами кудрявыми.

Такая то краса и благодать, Вдали большак, дымит пыльца дорожная, Проснусь, проснусь, рассказывала мать, А за стеною кладбище таежное…

Теперь над ней березы, хоть не те, Что снились за тайгою чужедальнею. Досталось прописаться в тесноте На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не все ль равно. Какою метой вечность сверху мечена. А тех берез кудрявых их давно На свете нету. Сниться больше нечему.

* * *

Как не спеша садовники орудуют Над ямой, заготовленной для дерева: На корни грунт не сваливают грудою, По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук, Крошат его для яблони. И обойдут приствольный круг Вслед за лопатой граблями…

Но как могильщики рывком Давай, давай без передышки, Едва свалился первый ком, И вот уже не слышно крышки.

Они минутой дорожат, У них иной, пожарный навык: Как будто откопать спешат, А не закапывают навек.

Спешат, меж двух затяжек срок, Песок, гнилушки, битый камень Кой-как содвинуть в бугорок, Чтоб завалить его венками…

Но ту сноровку не порочь, Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только все еще короче.

* * *

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону домой… Из песни

Ты откуда эту песню, Мать, на старость запасла? Не откуда все оттуда, Где у матери росла.

Все из той своей рожимой Приднепровской стороны, Из далекой-предалекой Деревенской старины.

Там считалось, что прощалась Навек с матерью родной, Если замуж выходила Девка на берег другой.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону домой…

Давней молодости слезы, Не до тех девичьих слез, Как иные перевозы В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая Шире нашего Днепра.

В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней.

Но была, пускай не пета, Песня в памяти жива. Были эти на край света Завезенные слова.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, перевези меня на ту сторону, Сторону домой…

Отжитое пережито, А с кого какой же спрос? Да уже неподалеку И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону Сторону домой…

1965

Предыдущее стихотворение Следующее стихотворение

Анализ стихотворения Твардовского «Памяти матери»

Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем мен менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме по вечерам постоянно устраивались чтения произведений русских классиков. Мать поэта также принимала в них участие, однако своих детей она учила любить не столько литературу, сколько народное творчество, хорошо знакомое ей с детства.

После ее смерти Александр Твардовский написал стихотворение «Памяти матери», в котором попытался переосмыслить свои взаимоотношения с самым близким и дорогим человеком, поняв, что очень часто был к ней несправедлив. Это произведение состоит из четырех различных частей, каждая из которых рассказывает об определенном периоде жизни поэта . В первой из них Твардовский вспоминает, как впервые покинул отчий дом, чтобы, как принято тогда было говорить, «выбиться в люди». Он настолько стремился к свободе, что даже не замечал, насколько опечалена и огорчена его мать предстоящей разлукой. Тогда он еще не осознавал, что мать прощается с ним навсегда, мысленно отпуская его и благословляя. Ведь в суете и суматохе взрослой жизни сыну будет уже не до нее. И лишь скупые телеграммы да письма с фотографиями той, которая впоследствии станет его спутницей жизни, будут для нее утешением. «От щедрой души позволяем заочно любить их невесток», — с горечью написал Твардовский, отметив, что только сообщение о смерти матери заставляет многих людей изменить к ней свое отношение.

Во второй части стихотворения поэт рассказал о сибирской ссылке своих родителей, которые были раскулачены и более 10 лет прожили на чужбине. Автор вспоминает, что не это беспокоило его маму, а тот факт, что ей, возможно, придется найти свой последний приют в этом неприветливом и суровом крае, где нет кудрявых берез, а «могилки сразу за бараком». Но эта участь миновала родителей поэта, они смогли вернуться домой, в разоренную и сожженную усадьбу. И были похоронены на Смоленщине, хотя их смерть стала для Твардовского настоящим потрясением. В третьей части стихотворения он описывает похороны матери, отмечая, что в тот момент он метал о том, чтобы поскорее все закончилось.

В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Но даже после смерти матери автору нелегко смириться с этой мыслью, и он сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, которая подарила ему жизнь.

Александру Твардовскому с самого детства родители прививали любовь к литературе. Его отец хоть и работал в селе кузнецом, но был начитанным и образованным человеком. Трифон устраивал для детей литературные вечера, на которых они всей семьей читали произведения известных русских классиков. А вот мать поэта больше любила народное творчество, с которым познакомила и Александра.

Поэма о материнской любви

Без преувеличения эти стихотворения вместе можно назвать поэмой по своему построению и значимости. Цикл состоит из четырёх самостоятельных частей, в каждой из которых рассматривается своя грань взаимоотношений Твардовского с матерью. В каждой из этих частей поэт пытается выписать образ родного для него человека, как и образ и всех матерей трудного времени. Первая часть описывает обычные события взросления сына и ухода его в большую жизнь. Поэт описывает события своей жизни и поспешное прощание с матерью, а каждый из нас узнаёт в этом собственные промахи и невнимательность к родному человеку.

Вторая часть содержит воспоминания о чувствах матери в таёжной сибирской ссылке. Как многих русских людей, её не страшил тяжёлый труд и суровые условия жизни. Более всего её беспокоила возможность быть похороненной на неуютном таёжной кладбище прямо за бараками. Верность родным могилам и месту успокоения всегда была характерна для русских людей. Как тонко прописано у Твардовского это желание быть упокоенной дома, на родине. Третья часть продолжает эту тему. Матери поэта посчастливилось вернуться на родину, и была она похоронена на родном кладбище, но для сына похороны матери – тяжёлая событие в жизни. Твардовский нашёл сравнение работы двух копщиков с садовниками, так близко похожа их работа и так далека она по смыслу. Настроение растерянности, желание покончить с этим действом быстрее объясняется нежеланием умом принять эти похороны. Наверное, многие проходили через такое.

Воспоминание, общение с уже потерянной матерью, долгие раздумья о ней после смерти выразились в четвёртой части стиха. Здесь приводятся воспоминания о матери уже в новом их понимании. Через старую песню, привезённую в ссылку с родины, через размышления о нелёгкой жизни матери, о старении и словах о последнем перевозе, как о естественном ходе событий. Как в мифах древней Греции, как в старинной русской традиции. Здесь скрывается глубинный философский смысл жизни каждого. И только остаётся горькое сожаление, что не смог, не захотел, не успел понять мать свою лучше, при жизни.

Стихотворение «Памяти матери» Твардовский Александр Трифонович

Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока — Еще в нашей юности ранней, Еще у родного порога,

Когда нам платочки, носочки Уложат их добрые руки, А мы, опасаясь отсрочки, К назначенной рвемся разлуке.

Разлука еще безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая Каких-то девчонок безвестных, От щедрой души позволяем Заочно любить их невесток.

А там — за невестками — внуки… И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой.

В краю, куда их вывезли гуртом, Где ни села вблизи, не то что города, На севере, тайгою запертом, Всего там было — холода и голода.

Но непременно вспоминала мать, Чуть речь зайдет про все про то, что минуло, Как не хотелось там ей помирать, — Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца — Что видит глаз — глухие, нелюдимые. А на погосте том — ни деревца, Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля Меж вековыми пнями да корягами, И хоть бы где подальше от жилья, А то — могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне Не столько дом и двор со всеми справами, А взгорок тот в родимой стороне С крестами под березами кудрявыми.

Такая то краса и благодать, Вдали большак, дымит пыльца дорожная, — Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, — А за стеною — кладбище таежное…

Теперь над ней березы, хоть не те, Что снились за тайгою чужедальнею. Досталось прописаться в тесноте На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не все ль равно. Какою метой вечность сверху мечена. А тех берез кудрявых — их давно На свете нету. Сниться больше нечему.

Как не спеша садовники орудуют Над ямой, заготовленной для дерева: На корни грунт не сваливают грудою, По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук, Крошат его для яблони. И обойдут приствольный круг Вслед за лопатой граблями…

Но как могильщики — рывком — Давай, давай без передышки, — Едва свалился первый ком, И вот уже не слышно крышки.

Они минутой дорожат, У них иной, пожарный навык: Как будто откопать спешат, А не закапывают навек.

5 стр., 2323 слов

Трудный путь матери (по роману М. Горького “Мать”)

… духовным миром. Возможно, поэтому Горький название произведению выбрал не случайно, ведь потому что мать символизирует человечность, любовь и счастье. Сочинение по произведению Мать В романе … герои произведения Основные герои романа: Власова Пелагея Ниловна — главная героиня романа, этот образ в романе … в разные стороны. Таким образом, … мужа жизнь матери потекла более … позже приходить домой, приносил с …

Спешат, — меж двух затяжек срок, — Песок, гнилушки, битый камень Кой-как содвинуть в бугорок, Чтоб завалить его венками…

Но ту сноровку не порочь, — Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только все — еще короче.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой… Из песни

Ты откуда эту песню, Мать, на старость запасла? — Не откуда — все оттуда, Где у матери росла.

Все из той своей родимой Приднепровской стороны, Из далекой-предалекой Деревенской старины.

Там считалось, что прощалась Навек с матерью родной, Если замуж выходила Девка на берег другой.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой…

Давней молодости слезы, Не до тех девичьих слез, Как иные перевозы В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая — Шире нашего Днепра.

В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней.

Но была, пускай не пета, Песня в памяти жива. Были эти на край света Завезенные слова.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, перевези меня на ту сторону, Сторону — домой…

Отжитое — пережито, А с кого какой же спрос? Да уже неподалеку И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону Сторону — домой…

( 1 votes, average: 5,00 out of 5)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: