Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
История создания
Как известно, в истории русской литературы возникало немало споров о значении литературного искусства в развитии общества. Так, например, в девятнадцатом столетии произошло столкновение между сторонниками пушкинского и гоголевского направления. После этот конфликт перерос в противостояние «чистого искусства» и гражданской лирики. Одни поэты не хотели затрагивать в лирике злободневные темы и социальные проблемы. А другие, напротив, настаивали на том, что человек искусства обязан заявить о своих политических взглядах и вложить свой вклад в борьбу народа за свои права.
В 1852 году вышло в свет знаменитое произведение Н.А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт…». В нем автор высмеял своих оппонентов — приверженцев «чистого искусства». Между Полонским и Некрасовым развернулась творческая полемика, несмотря на то, что Яков Петрович не был приверженцем ни одного из направлений, сложившихся в то время. Хотя его творчество подходило под все формальные признаки «чистого искусства». В литературной среде он занимал сторону тех поэтов, которые не высказывали свою гражданскую позицию во всеуслышание.
В 1872 году Полонский завершил работу над созданием произведения «Блажен озлобленный поэт…». Известно, что существовали две редакции анализируемого произведения. Однако первую из них не напечатали, ведь автор резко критиковал поколение его эпохи. А во второй Яков Петрович осуждал не личность Некрасова, а созданные им творения.
Краткий анализ стиха «Нищий» Лермонтов М. Ю.
Вариант 1
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» было написано в 1830 году. Оно было посвящено Екатерине Сушковой, в которую поэт был безнадежно влюблен. В произведении поднимается характерная для лирики Лермонтова тема безответной любви. Стихотворение построено на сравнении. Сопоставив третью строфу с первыми двумя, мы увидим параллель между лирическим героем, молящем об ответе на свои чувства, и человеком, страдающим от «глада» и «жажды».
Лексика высокого стиля позволяет понять важность мысли, которую несет нам поэт: «глада», «врат», «взор». В произведении используется много эпитетов: «иссохший», «живой», «горькими», оживляющими образы героев
Строки стихотворения выражают всю безысходность и тоску лирического героя, раскрывая читателю значение и ценность истинного чувства.
Вариант 2
Раннее стихотворение «Нищий» было написано М. Лермонтовым 17 августа 1830 года. Оно относится к любовной лирике и входит в так называемый «сушковский» цикл. 16-летний поэт написал его под влиянием сильного чувства к 18-летней красавице Екатерине Сушковой. Первая любовь оказалась неразделенной, принеся юноше вместо радости боль и страдания. Именно поэтому стихотворение проникнуто пронзительным чувством одиночества и неверием во взаимопонимание между людьми.
Произведение, созданное в романтических традициях байроновского творчества и посвященное теме неразделенной любви, является биографичным. Поразительное по глубине стихотворение было создано после поездки Лермонтова в Троице-Сергиеву лавру летом 1830 года. Он побывал там с бабушкой и семьями друзей, среди которых была и семья Сушковых.
В лавре юношу до глубины души потряс рассказ слепого нищего, пожаловавшегося на бессердечную шутку молодежи, положившей в его чашку вместо подаяния горсть камешков. Этот эпизод поэт, увидевший в нем своеобразную аналогию своих отношений с Сушковой, положил в основу стихотворения, используя его как символ человеческой безучастности и душевной глухоты. При жизни поэта оно не публиковалось, впервые же было напечатано в 1844 году в журнале «Библиотека для чтения».
Название стихотворения отражает его тему: лирический герой подобен нищему в своей просьбе, и так же, как и нищий, оставлен без всего. Стихотворение строится на развернутом сравнении: поэт проводит параллель между двумя случаями человеческого равнодушия.
Композиция стихотворения, включающего три строфы-четверостишия, состоит из двух неравных частей. Первая часть (два первых четверостишия) имеет сюжетную линию, посвященную описанию случая с нищим. Поэт создает яркий центральный образ нищего с помощью эпитетов: просящий, иссохшийся, едва живой от голода и муки.
Лермонтов включает в повествование евангельский мотив (часть Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой он приводит пример о сыне, просящем хлеба) и помещает действие к воротам «обители святой». Просящая рука ассоциируется со светлым простодушием, а камень символизирует обман.
Вторую часть стихотворения составляет заключительное четверостишие. Эпилог выражен образной развернутой метафорой. Душа лирического героя сравнивается с просящей рукой. Молящий о взаимности лирический герой сравнивается с нищим: ему так же жизненно необходима любовь, как просящему человеку – кусок хлеба.
В ответ герой получает лишь насмешку, и он, как и нищий, которому сунули в руку камень, полон горечи и разочарования. Повтор частицы «так» и восклицательная интонация усиливают обличительный пафос второй части стихотворения: «Так чувства лучшие мои// Обмануты навек тобою!».
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, неторопливым размером, придающим особую мелодичность произведению и раскрывающим всю глубину чувств героя. Лермонтов использовал для написания перекрестную рифмовку и «высокую» лексику (врат, взор, глада).
Полные боли строки стихотворения не только отражают разочарование и тоску героя, но и раскрывают ценность настоящего, искреннего чувства.
Тема
Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной в ответ на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.
Идея
В тексте звучат параллельно две линии: нищий, получивший вопреки ожиданиям камень, и юноша, чувства которого молодая особа осмеяла. Данный способ выстраивания композиции позволяет автору наиболее ярко выразить главную идею стихотворения. Поэт выступает как красноречивый проповедник: через осуждение шутки над бедняком Лермонтов выступает против надменности барышень, тоскующих в своих салонах. Они знают о любви по зарубежным романам, задумываются лишь о своём внешнем облике, но духовно молодые женщины пусты. Они развлекаются, играя с чувствами людей, и остаются при этом холодными и безжалостными. Стоит оговориться: этим текстом автор призывает читателей к милосердию, но едва ли Лермонтов выступает за подмену любви жалостью. Главная цель – указать на бессердечное высокомерие молодых дам.
Темы
Лермонтова всегда волновали темы, связанные с моральными качествами человека.
Обман представлен в двух ситуациях: с одной стороны, бедняку насыпали в чашку камни, с другой – девушка смеётся над любовью молодого человека
Важно обратить внимание на то, что поэт немного изменяет реальную историю нищего: не в миску, а в руку ему положили камень. Это придаёт ещё больший драматизм стихотворению и делает обман более жестоким.
Любовь для Лермонтова в контексте этого стихотворения не приравнивается к некой жизненной потребности
Но лирический герой, обнаживший свои чувства, похож на просящего милостыню
Их общая черта – абсолютная открытость перед другим человеком, уязвимость.
Бродяжничество представлено как полное повиновение судьбе, отказ от гордости и каких-либо претензий. В глазах нищего – «живая мука». Он не ропщет и не жалуется – грех обижать такого человека.
Средства выразительности
Эпитеты: “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”
делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука”
подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “врат святых”
, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Текстовыми антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб”
, образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.
Анафора – во второй строфе: “И взор являл живую муку…”
”И кто-то камень положил…”
, в третьей строфе: “Так я молил твоей любви…”
”Так чувства лучшие мои…”
.
Композиция и жанр
При подробном анализе стихотворения Лермонтова «Нищий» выяснилось, что это произведение является лирическим стихом. Об этом свидетельствуют следующие признаки:
- Эмоциональность.
- Поучительное символическое повествование.
- Наличие библейских мотивов.
Произведение выполнено в стилистике четырёхстопного ямба с элементами перекрестной рифмы. В нем присутствуют высокая лексика, придающая стихотворению мелодичность, метафоры и анафоры. Логическое ударение в стихотворении всегда падает на 2 слог.
Стих имеет следующую композицию:
- В первых 2 строфах показана история нищего, столкнувшегося с обманом и непониманием общества. Изначально стих вызывает у читателя чувства грусти и сострадания. Но в начале второй строфы произведение начинает раскрываться, события развиваются в быстром темпе.
- В 3 строфе автор произведения проводит параллели с безответной любовью, делясь опытом из личной жизни.