Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде»
Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий Оксенов писал, что предчувствие собственного голоса у Сергея Александровича появляется не ранее 1913-14 гг. По его мнению, произведения «Ямщик», «Что это такое?», «На небесном синем блюде…» помогают увидеть будущее лицо лирика, обозначают его грядущий путь в литературе.
Рассматриваемое стихотворение начинается с любимого цвета Есенина, часто встречающегося в его творчестве, — синего. Он соответствует весне, а иногда ассоциируется и с Русью. Кроме того, в лирике Сергея Александровича синий цвет олицетворяет душевное равновесие, покой и тишину, голубой — радостное ощущение свободы и безграничного простора. В финале стихотворения появляется еще один характерный для есенинской поэзии цвет — красный. Правда, впрямую он не называется, а используется через упоминание зарницы и глагола «поджечь».
Есенин, чья лирика близка к русскому фольклору, часто прибегал к принципу психологического параллелизма, поэтому природа в его стихотворениях тесно связана с чувствами и мыслями людей. К ней нередко обращаются лирические герои, рассказывая о своих сомнениях, горестях и радостях. Важный момент — природа у Сергея Александровича одушевлена. Это обусловлено мировосприятием поэта. Согласно его воззрениям, люди, стихии, животные и растения имеют единый источник происхождения. Все они дети матери-природы. Соответственно, для них действуют одинаковые законы. Одушевленность природы выражается в частом употреблении олицетворений. В стихотворении «На небесном синем блюде…» читаем: «тянет пальцы косогор», глядит одинокая звезда, «сладкий дым вдыхает бор», «грезит ночь».
Произведения Есенина отличаются богатой яркой образностью. Они наполнены красками, запахами, звуками, что позволяет читателям легко представить нарисованную поэтом картину во всех подробностях. В пейзажной зарисовке «На небесном синем блюде…» крячет цапля и хлюпает вода, в воздухе разлит медовый сладкий дым, синее небо украшено зарницей. В каждой строчке стихотворения чувствует безграничная любовь Сергея Александровича к природе средней полосы России, недаром тема Родины на протяжении всего творческого пути поэта была основной.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего.
- Анализ стихотворения Есенина «Выткался на озере алый свет зари» Раннюю лирику Есенина исследователи его жизни и творчества считают неравноценной и неоднородной. В ней сложно выделить единственный главенствующий мотив, ее.
- Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом» Стихотворение «Сыплет черемуха снегом … » — одно из ранних произведений Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта. Как и многие.
- Анализ стихотворения Есенина «Весна на радость не похожа» Стихотворение «Весна на радость не похожа…», датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в.
- Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца» Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина —.
- Анализ стихотворения Есенина «К покойнику» В 1909 году Есенин приступил к обучению в церковно-приходской школе, находившейся в селе Спас-Клепики. Там он стал членом маленького дружеского.
- Анализ стихотворения Есенина «О верю, верю, счастье есть!» Есенин писал, что чувство Родины — основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде»
Не жалею, не зову, не плачу
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
*****
Письмо к женщине
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.
Земля — корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…
. . . . . . . . . . . . . . .
Теперь года прошли,
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне…
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
С е р г е й Е с е н и н.
1924 год
*****
Композиция
В этом стихотворении очень важны скрытые смыслы, стоящие за каждым словом, ведь именно они создают общую атмосферу поэтического произведения, составляя контекстуальную основу композиции и художественного содержания.
Вид
Композиция стихотворения «Заметался пожар голубой…» — кольцевая: две последние строки первой и последней строф совпадают. Это символ жизненного круга, по которому движется судьба лирического героя. Кроме того, она задаёт эмоциональный тон стихотворения: помогает расставить акценты на отдельных рассуждениях, которые важны для создания особой атмосферы работы
Автор акцентирует внимание на фразах:
Они повторяются в конце и в начале стихотворения четыре раза. Таким образом, Есенин подчёркивает смысл, что для его лирического героя нехарактерно такое поведение — петь про любовь и не скандалить, ведь это он делал всю свою жизнь и молодость, и если он действительно отказывается от этого, он действительно начинает меняться.
Значение
- Это круги порочной жизни, которые прошёл лирический герой до того, как внезапно встретил любимую женщину. Это своеобразные круги земного, порочного ада, из которого до поры до времени не было никакого выхода, пока не настала пора катарсиса ради возвышенного, небесного чувства.
- Это безвыходность ситуации — «замкнутый круг», ведь, несмотря на то, что герой изменился и готов пересмотреть всю свою жизненную позицию, даже забыть о родине — возлюбленная не собирается разделять его чувств, поэтому остаётся одно: ненавязчиво убеждать её в том, что он готов жертвовать для неё многим. Но, тем не менее, всей сути это не меняет.
Особенности
Ещё в композиционном построении имеет значение буква «з» — следует отметить, что она встречается в каждой строфе и придаёт особую певучесть стихотворению: с этой буквы оно начинается, и также она присутствует в строках, на которых сделан акцент.
С точки зрения психолингвистического восприятия, «з» может означать, к примеру, звонкость и ясность светлого чувства, впервые испытанного лирическим героем: оно подобно внезапному колокольному звону. А колокольный звон в некоторых стихотворениях Есенина (к примеру, в стихотворении «Колокол дремавший…» (1914)) — символ радости, света, чистоты. Вот также и здесь внезапно слышится радостный поднебесный звон в поэтической душе, и с помощью этой звукописи автор передаёт настроение стихотворения — читатель тоже слышит этот символический звон.
Немаловажны для композиции стихотворения и различные стилистические нюансы, к которым прибегает поэт. Некоторые слова соответствуют одному стилю, а некоторые из него выпадают. Это, например, просторечия: «родимые», «зелие». Так поэт подчёркивает своё простое происхождение, которое связывает его с родиной, но в связи с кардинальными изменениями в жизни, он готов про неё забыть, то есть — отказаться от того, что ему дорого. «Зелие» — слово из старорусского, дореволюционного наречия, которым называли алкоголь, имея в виду «зелье дьявола». При помощи ассоциативной связи автор подчеркнул былую причастность лирического героя к миру грехов и пороков.
Подробный анализ стихотворения
История создания
История создания стихотворения «Заметался пожар голубой» тесно связана с тем, а, точнее, с той, кому посвящена эта яркая лирическая исповедь.
В августе 23-го года Есенин вернулся из продолжительного путешествия с Айседорой Дункан по США. На тот момент поэт переживал кризис любовных отношений и надеялся на что-то новое, что вольётся в его жизнь и изменит её к лучшему.
Этим веянием перемен стало свидание поэта с актрисой Августой Миклашевской, он написал «Заметался пожар голубой» после первых встреч с этой неприступной женщиной. Стихотворение стало зачином для целого цикла «Любовь хулигана».
А актриса так и осталась равнодушна к Есенину и к его лирике, посвящённой её красоте. Роман двух деятелей искусства продлился совсем недолго и носил почти платонический характер.
Тема
Главенствующей темой стихотворения можно смело назвать «любовь». Причём в случае с «Заметался пожар голубой» — это любовь неразделённая. Встречи с актрисой вызвали в мятежной душе поэта бурю свежих чувств, то, чего ему очень не хватало на тот момент.
Сменивший не одну женщину подле себя, Есенин заговорил о первой любви: «В первый раз я запел про любовь».
Любовных переживаний в строках более чем достаточно, но утверждать тему любви единственной для данного произведения и цикла, который оно открывает, неправильно.
Звонко и убедительно звучит также тема самоанализа. Поэт говорит о себе и своём образе жизни не в самых лестных красках: «был на женщин и зелие падкий». И в то же время он утверждает, что готов измениться и ему «разонравилось пить и плясать».
Лирический герой желает отказаться от прошлого и войти в новое будущее под руку со своей возлюбленной: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил…».
Композиция
Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признаётся, что все прошлые его увлечения не были похожи на настоящую любовь. Лишь когда он испытал это волшебное чувство, ему стал не нужен прежний образ жизни и он готов кардинально измениться ради любимой.
Произведение закольцовано, то есть в начале его и в конце третья и четвёртая строки похожи:
Таким образом, поэт подчёркивает, что испытываемое им чувство для него совершенно ново.
Жанр
Произведение «Заметался пожар голубой» написано в жанре элегии, трёхстопным анапестом, а его рифма носит перекрёстный характер. Элегии присущи философские, грустные размышления. Строки стихотворения окрашены эмоционально-психологической напряжённостью, в них заметны «внутренние восклицания», созданные с помощью таких приёмов, как повторы и анафоры.
Поэт подчёркивает эмоциональное напряжение, взволнованность героя посредством диссонантных рифмовок: «сад — плясать» или «забросил — осень». Такие рифмы нарушают мелодичность, подчёркивая хаотичность поэтического «пожара».
Средства выразительности
Эмоциональность стихотворения «Заметался пожар голубой» умело передана автором за счёт богатства средств выразительности:
Анафоры: «В первый раз я запел…» — подчёркивается новизна; «Был я весь…» — внимание акцентировано на отказ от прошлого. Эпитеты: «лёгкий стан», «поступь нежная» — подчёркивают восхищение образом любимой женщины
Метафоры: «волос твоих цветом в осень», «глаз златокарий омут» — поэт проецирует свою любовь к осени на любовь к женщине. Инверсии: «пожар голубой» — перестановка слов, подчёркивает акцент на внутреннем мятеже лирического героя. Повторы: «…В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить» — строки открывают исповедь героя и замыкают её. Сравнение: «был я весь как запущенный сад», с помощью сравнения поэт обличает свою прошлую жизнь, о бренности которой он задумался, встретив любовь.
Несмотря на признания и живописания радостной жизни рядом с любимой, поэт говорит о будущем в сослагательном наклонении, что наталкивает читателя на мысль, что, хотя лирический герой уже отказался от прежней жизни и любовь как-то изменила его, в данный момент он всё равно не достиг того счастья, о котором мечтает.
Мне нравится41Не нравится16
Размер, жанр и художественные средства
Стих написан в размере трехстопного анапеста, жанр – смесь пейзажной и философской лирики, композиция развивается последовательно с выраженным финалом, полным есенинской грусти.
Рифмовка перекрестная (теплынь – калитки – полынь – накидке) с открытыми и закрытыми рифмами.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (белая накидка, тонкие шторы, кружевные узоры, приятная память).
- Олицетворения (спит черемуха, взбалмошная луна, веселый май).
- Метафоры (синий май, липкий запах, деревянные крылья окна, пенный пожар, отшумевшая жизнь).
- Сравнение («сад полышет, как пенный пожар»).
Есенин нередко в стихах заглядывал в прошлое и пытался его осмыслить и оценить, один из примеров этого в стихотворении «За горами, аз желтыми до́лами», написанным в 1916 году и посвященным своей первой любви, Анне Сардановской. Рекомендуем прочесть и эту мини-исповедь, чтобы лучше понять душевные переживания Сергея Александровича.
Песнь о собаке
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
1915 год
*****
Композиция произведения
Раскрывая тему любви и ностальгии по малой родине, Сергей Есенин ведет повествование от первого лица. Произведение вполне можно назвать автобиографическим, оно приближает читателя максимально близко к душевным переживаниям лирического героя.
Исключение составляют пиррихии — отдельные сочетания безударных слогов. При перекрестном типе рифмовки автор иногда отступает от него, чтобы подчеркнуть момент кульминации.
Первый катрен стихотворения посвящен обращениям поэта к своему родному дому, признаниям в вечной любви. Поэт говорит, что забыть его никогда и ни за что не сможет. Годы жизни, проведенные в этих стенах, уже давно остались позади, но часто в снах родные просторы напоминают о себе, вызывая ностальгические переживания.
Я обманывать себя не стану
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я хожу в цилиндре не для женщин —
В глупой страсти сердце жить не в силе,-
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
1922 год
*****
Да! Теперь решено. Без возврата
Да! Теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне Бог.
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
А когда ночью светит месяц,
Когда светит… черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь, напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.
Сердце бьется все чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
— Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне Бог.
*****
Анализ стиха «Заметался пожар голубой»
Стихотворение «Заметался пожар голубой…» было написано в 1923 году. Оно является первым в цикле «Любовь хулигана», посвящённом, как уже было сказано, Августе Миклашевской.
Жанр стихотворения – любовная лирика, так как в нём поэт выражает своё неожиданно возникшее чувство любви. Основная тема для Есенина здесь — изменение состояния и поведения человека до и во время влюблённости.
Здесь также поднимаются темы легкомысленного поведения со стороны мужчины: выпивка, пляски, кабаки, доступные женщины; имеет место сравнение этого поведения с вдумчивым влюблённым состоянием, преданностью и самоотверженностью перед ликом любви: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил».
Эти проблемы актуальны и по сей день, как и внутренний конфликт лирического героя: в нём борется его сторона хулигана и преданного мужа. Произведение имеет кольцевую композицию, так как начало и окончание его звучат одинаково.
В первом случае он выражает свою любовь: первая строка говорит, что голубые его глаза вспыхнули огнём, заметались, словно пожар, а предпоследняя строка говорит нам, что герой готов на всё, горя в этом пожаре. Во втором же случае Есенин описывает то, что его дом, родина, сердце героя там, где его возлюбленная.
В начале стихотворения он описывает свою жизнь без любви, к пятой строфе постепенно показывает полнейшее погружение в чувство. Есенин всегда звал себя хулиганом, поэтому данное стихотворение, естественно, рассказывает про него самого, лирическим героем он выставляет самого себя.
Произведение написано трёхстопным анапестом. Рифма перекрёстная; интересно то, что первые и третьи строки каждой строфы рифмуются мужской рифмой, а вторая и четвёртая — женской. В стихотворении присутствует анафора (в‑третьих и четвёртых строках первой, четвёртой и шестой строфы).
Также стихотворение богато на тропы, а именно:
- Эпитеты: пожар голубой; златокарий омут; поступь нежная; волосы цветом в осень; сердце упорное.
- Метафоры: заметался пожар; на зелие падкий (= на плохие поступки); касаться тонко руки (= касаться нежно, чутко).
- Сравнение: был я весь как запущенный сад.
Я считаю, что Сергей Есенин хоть и имел намного больше одной симпатии за всю свою жизнь, любить он умел действительно покорно и самоотверженно, отрекаясь от своих позиций, образа жизни, а главное — отрекаясь от себя самого.
Мне нравится2Не нравится
Хулиган
Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев,-
Я такой же, как ты, хулиган.
Я люблю, когда синие чащи,
Как с тяжелой походкой волы,
Животами, листвой хрипящими,
По коленкам марают стволы.
Вот оно, мое стадо рыжее!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человечьих ног.
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.
Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!
Бродит черная жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам
И по крови степной конокрад.
Кто видал, как в ночи кипит
Кипяченых черемух рать?
Мне бы в ночь в голубой степи
Где-нибудь с кистенем стоять.
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сотрет меня кличка «поэт»,
Я и в песнях, как ты, хулиган.
1920 год
*****
Анализ стихотворения
Вот что нашлось на YouTube по этому запросу
Ничего не понимаю в стихах 49.63%
Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.3%
Нет времени, нужно другим заниматься 30.06%
Сергей Есенин Как покладинка лег через ров
Как покладинка лег через ров Звонкий месяц над синью холмов. Расплескалася пегая мгла, Вижу свет голубого крыла.Снова выплыл из ровных …
Сергей Есенин Эх, жизнь моя
Эх, жизнь моя, Улыбка девичья. За Гольдшмита пьем И за Галькевича.Будет пуст стакан, Как и жизнь пуста. Прижимай, Муран, Свой …
Сергей Есенин Письмо к женщине
Сергей Есенин Сельский часослов
Сергей Есенин В этом мире я только прохожий
В этом мире я только прохожий, Ты махни мне весёлой рукой. У осеннего месяца тоже Свет ласкающий, тихий такой.В первый …
Сергей Есенин Запели тесанные дроги
Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.Опять я теплой грустью болен От овсяного …
Сергей Есенин Ты плакала в вечерней тишине
Сергей Есенин Королева
Пряный вечер. Гаснут зори. По траве ползет туман, У плетня на косогоре Забелел твой сарафан.В чарах звездного напева Обомлели тополя …