Николай рубцов 📜 первый снег

Николай рубцов ~ первый снег (+ анализ)

Оригинал текста

Серебро, огни и блестки, -Целый мир из серебра!В жемчугах горят березки,Черно-голые вчера.

Это — область чьей-то грезы,Это — призраки и сны!Все предметы старой прозыВолшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,На лазури белый дым.Жизнь людей и жизнь природыПолны новым и святым.

Воплощение мечтаний,Жизни с грезою игра,Этот мир очарований,Этот мир из серебра!

1895 год.

️Стихотворение «Первый снег» написано Валерием Брюсовым в 1895 году и рисует поэтическую картину начала зимы, когда мир трансформируется и становится похожим на волшебную сказку. Стих позволяет почувствовать себя на празднике зимы, когда серебро снега говорит «Стоп» осенней слякоти, и дает возможность погрузиться в зимние грезы.

История создания произведения

На момент написания стихотворения Валерию Брюсову 22 года, и он продолжает учебу, переведясь на историческое отделение Московского университета (закончит в 1899 году).

Молодого поэта интересует не только история, он буквально живет литературой, философией, языками и искусством, утоляя пригоршнями свою жажду познания мира. Сам Брюсов пишет в это время в дневнике:

Не забыта и поэзия – в 1895 году выходит первый сборник Валерия Яковлевича «Шедевры», получивший больше негативной критики, пусть и не столько за содержание, сколько за название.

Продолжается поиск новых поэтических форм, символизм становится догмой Брюсова, но поэт старается не ограничивать себя строгими рамками.

На этом фоне и пишется «Первый снег» — яркий пример пейзажной лирики, где автор активно использует символы для передачи зимнего образа.

Отплытие

Одно из самых волнующих для меня стихотворений Рубцова – «Отплытие». Я не
шутя считаю его шедевром и одним из самых лучших его произведений. Первая же
строчка бросает в родное: «Размытый путь. Кривые тополя». Кстати, поэт
достаточно часто обращался в начале своих стихотворений к форме назывного
предложения. У вас ведь, наверное, сразу же зазвучало его же: «Высокий дуб.
Глубокая вода» – один к одному. А «Тихая моя родина! // Ивы, река, соловьи…»?
Или – «Лошадь белая в поле тёмном»?… Ключевые стихотворения. Шедевры. Так вот,
меня первая строчка почему-то обращает к некоторым полотнам русских пейзажистов
– в первую очередь, наверное, к Саврасову. Мерцающие лужи дорог, грязные колеи,
раздетые осенью, грустные деревья по обочинам бездорожья… «Была пора отлёта». А
дальше… загадочное ведь совершенно: «И вот я встал и вышел за ворота, //Где
простирались жёлтые поля…». Что-то вне конкретной предметики. Вне быта. Вне
места. Вне дома. Платоновское грустное пространство русской равнины. Ворота
выходят в неё, в мир, а не на деревенскую улицу. А «жёлтые поля», простирающиеся
за шагом в мир, это никак не рожь, скажем, по логике стихотворения и строфы, а
его же «поблекшие травы луга». Осеннее, грустное пространство русской равнины.

Следующий шаг – тоже вне пространства, неопределённости: «И вдаль пошёл…». Звуки
печали сопровождают лирического героя: крики перелётных птиц, «гудок чужой
земли, гудок разлуки!» В них такая нам знакомая у поэта «тоска»: «…тоскливо
пел». Волнение пути, тревога дороги, печаль «дорожной смуты».

«Я ни о чём ещё не сожалел…» – так завершается вторая строфа, и право, она
только добавляет грусти, но не объясняет нам – «о чём»?

Следующие две строфы (совершенно потрясающие!) с огромной силой пробуждают в
нас тайну отплытия на больших северных реках: скрип дебаркадера, плеск холодно
мерцающей воды, её шлепание по доскам пристани, качающиеся и скрипящие трапы,
смутные силуэты «хмурых» матросов, молчаливые и усталые пассажиры, летящие в
воду окурки, шаркание ног, пугающий бряк цепи трапа, резкий гудок теплохода,
блики света на чёрной воде, бурлящая у винта вода, глухое урчание мотора.
Наверное, только пьяный и счастливый человек не будет затронут тайной, магией
отплытия…

И дальше молния, яркий прочерк чувства, его ослепляющая сердце вспышка:

И вдруг такой повеяло с полей

Тоской любви, тоской свиданий кратких!

Вот она – причина сожаления! Встречи-расставания… Всегдашний налёт боли
сердечной, тоски. Одиночество среди русской равнины, северной реки, времени
«распада» – так им любимой и воспетой осени… Отрывание от родного, нажитого,
уютного к неясному контуру «мглистой юности». По сути же – в неизвестность.
Какой зыбкий ориентир – «мглистый берег юности»! Где он? Вы знаете?

Щемящее стихотворение! Равное другому шедевру – «На ночлеге», столь же
магическому, таинственному, вызывающему в душе дрожную волну воспоминаний…

Размытый путь. Кривые тополя.

Я слушал шум — была пора отлёта.

И вот я встал и вышел за ворота,

Где простирались жёлтые поля,

И вдаль пошёл… Вдали тоскливо пел

Гудок чужой земли, гудок разлуки!

Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,

Я ни о чём ещё не сожалел…

Была суровой пристань в поздний час.

Искрясь, во тьме горели папиросы,

И трап стонал, и хмурые матросы

Устало поторапливали нас.

И вдруг такой повеяло с полей

Тоской любви, тоской свиданий кратких!

Я уплывал… всё дальше… без оглядки

На мглистый берег юности своей.

Два стихотворения о снеге Рубцова и Анищенко

Есть у Михаила Анищенко стихотворение «Спасение», с посвящением Сергею
Морозову. Всякий, кто его прочитает, сразу припомнит «Выпал снег…» Николая
Рубцова. Прочитает и подивится внешней схожести и внутренней разности их.
Конечно, Анищенко шёл по следу Рубцова, как младший брат. Вбирать в себя и
переплавлять в своих стихах другие поэтические миры – вообще фирменная черта
Михаила Анищенко, дающаяся ему как никакому другому поэту. И здесь мы видим, как
поэт вбирает в себя мелодику и мотивы рубцовского стихотворения.

 Шёл с вырубов с корзинкой брусники в руках и «раскачивал» внутри оба
стихотворения. Читал Рубцова – вспыхивал свет, читал «Спасение» – свет гас. Свет
внешний – не внутренний. Как будто лампочка на улице качалась от ветра, то
пропадая в тени, то снова являясь мне. Кажется, ни одного светового слова нет у
Рубцова, разве что «чистый» и «красотою древнерусской обновился городок».
Пожалуй, ещё и «храм Софии» (а если ещё и бывал в Вологде в зимний денёк и в
снегопад!). И всё-таки очистительный свет плещет вам в душу! От него легко, как
от воображаемого выпитого вина («словно выпил я вина»). Световая гамма Анищенко
поплотней, появственней: «на склоне дня», «во мгле», «ночь», «в аду» (правда, мы
ничего не знаем о последнем, но, согласитесь, всем «опытом» культуры своей мы
связываем его с кромешной ночью). Я со смущённой улыбкой прокомментировал про
себя: у Рубцова предвкушение «вина» от нахлынувшей радости чистоты и света, как
это было у него после написания очередного шедевра, у Анищенко – освобождение от
«ада» пития: «Хорошо что я не запил // нынче с самого утра». «Спасение» – так он
называет своё стихотворение. Освежающий снег «ада». Временное избавление от мук:
«Так встречают снег и холод // лишь в России да в аду».

Хотя… это же временность счастья, ощущение его краткости – один из лейтмотивов
лирики Рубцова. Вот и здесь мелькнуло в конце – «Жизнь порой врачует душу». И
тут невольно возвращаешься к началу: «…и всё забылось, чем душа была полна»!
Тоже очень рубцовская черта, присущая, думаю, более чем 90 процентам его лирики.
Бинарность: свет – мрак. Эти внутренне-световые снижения окольцовывают то и
другое стихотворение, а внутри шедевров теснятся – «пленительно, как в детстве»,
«радостная весть», «сердцу хочется чудес», «врачует», «то-то славно на земле»,
«сердце проще вдруг забилось»… И всё-таки – простодушие, доверчивость Рубцова,
его «живое обнажённое русское чувство», а с другой стороны – предел, «умирание в
каждом стихотворении», бездна. «Ну и ладно! И добро» – вершит своё стихотворение
Рубцов, «Россией и адом» – Анищенко.

Невольно же, сразу, начинает звучать и «Первый снег» Анищенко, тоже идущий
ночью: «Здесь ночи из чёрного крепа, //И голос прощальный дрожит…//Зачем же он с
ясного неба // На тёмную землю бежит?» И ещё мне кажется, что внутреннее
пространство «Выпал снег…» Рубцова обращено к Миру – храму, городку, детям, всей
России, пространство Анищенко сжато сильнейшей судорогой личного, но предельно
мощного, пронзающего. Но по-другому, чем у Рубцова.

Выпал снег — и все забылось.

Чем душа была полна!

Сердце проще вдруг забилось.

Словно выпил я вина.

Вдоль по улице по узкой

Чистый мчится ветерок,

Красотою древнерусской

Обновился городок.

Снег летит на храм Софии.

На детей, а их не счесть.

Снег летит по всей России,

Словно радостная весть.

Снег летит — гляди и слушай!

Так вот, просто и хитро,

Жизнь порой врачует душу…

Ну и ладно! И добро.

СПАСЕНИЕ

                      
Сергею Морозову

Первый снег ударил залпом.

Нету худа без добра.

Хорошо, что я не запил

Нынче с самого утра.

Было больно и тревожно,

А теперь, на склоне дня,

И представить невозможно –

Снег, идущий без меня.

Не мечталось о наследстве,

А оно летит с небес.

И пленительно, как в детстве,

Сердцу хочется чудес.

Снег идёт. Летит, как небыль.

Тихо светится во мгле.

Снова люди смотрят в небо…

То-то славно на земле!

Я давно уже не молод,

Но всю ночь стою в саду…

Так встречают снег и холод

Лишь в России да в аду.

  стр.4

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фета Поэтам Афанасий Афанасьевич Фет – человек необычный и самобытный. Недаром про него много критиков писали, что пишет он весьма экзотично, и что не каждый сможет понять его смысл стихов. Его произведение «Поэтам» было написано в 1890 году пятого июня
  • Анализ стихотворения Мать Бунина Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.
  • Анализ стихотворений Тургенева
  • Анализ стихотворения Узник Лермонтова 6, 9, 10 класс Лирическое стихотворение «Узник» написано М.Ю. Лермонтовым зимой в 1837 году, когда автор находился в тюрьме. Дело в том, что после смерти А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»
  • Анализ стихотворения Если радует утро тебя Фета Ни для кого не становится секретом, что поздняя лирика Фета становится достаточно драматичной. Почти все стихотворения посвящены Марии Лазич, как и все мысли поэта. Среди множества произведений, окрашенных в трагичные

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.

Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч

Ответов: 1

Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.

Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы

Ответов: 2

Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.

Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта

Ответов: 1

Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.

Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!

Ответов: 1

Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.

Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов​

Ответов: 2

Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.

1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен

Ответов: 1

Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.

Правильним є твердження: «Балади …​

Ответов: 1

Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.

Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н

Ответов: 1

Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.

Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко

Ответов: 1

Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.

Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям

Ответов: 1

СВЕТОВОЕ

Если внимательно собрать световую и цветовую лексику рубцовской поэзии, то
очевидно, что она демонстрирует нам предрасположенность к чистым тонам: белый
(19), тёмный (25), светлый (18), чёрный (10), жёлтый (13), чистый (9), зелёный
(10), синий, голубой, лазурный (13), красный и багряный (9), золотой и солнечный
(14), серый (5). Совсем почти неохоч поэт был к сложным живописным
прилагательным: их всего 6 в сборнике «Подорожники», Москва. «Молодая гвардия»,
1976): серебряно-янтарный, огнеликий, сказочно-огнистый, белоколонный,
златогривый, многоцветный.

Здесь почитатель поэзии века серебряного заскучает: Рубцов традиционен.

Присовокупим к перечисленному пару десятков кратких прилагательных тех же
тонов, редкое другое: тусклый, медный, рыжий, ясный, смутный, атласный, сияющий
и ещё несколько. Если всю эту палитру раскинуть по всему полю сборника, то
получится немного. Однако Николай Рубцов так умел распорядиться «скромным
багажом» световой лексики, что простые цвета у него наливаются то драматическим,
то умиротворённым, то ликующим…

Вот только первая строфа одного из самых его тревожных, «нервных», загадочных
стихотворений — «На ночлеге»:

Лошадь белая в поле тёмном.

Воет ветер, бурлит овраг,

Светит лампа в избе укромной,

Освещая осенний мрак.

Все существительные испытывают давления «света» или «мрака». А за внешней
простотой изложения – глубокий драматизм.

Анализ стихотворения Рубцова «Первый снег»

В произведении раннего периода творчества перед читателем предстает картина русской природы — гармоничной, торжественной и светлой.

Восхищение, которое задается с первым «ах», лишено шумной силы: это спокойное любование естественной красотой, рождающее у лирического героя умиротворенное настроение. Оно подтверждается неторопливым ритмом и сложным синтаксисом стихотворного текста. Замедляет движение и аллитерация: «замерзших руслах», «слегка гудящем». Она опирается на повторы глухих согласных, особенно шипящих — как отдельных, так и в сочетании с сонорными звуками.

Поэтом применяется метод смены плана, как при съемке кинофильма. В первой строфе читатель «видит» бескрайнюю зимнюю панораму. Во второй — средний, крупный и общий план следуют друг за другом: они соотносятся с сельским праздником, снежинками на гармони и видом «отдаленного берега», на котором появляется лось. В третьем четверостишии «камера» движется вместе с повозкой.

Неопределенно-личное «празднуют» отделяет лирического героя от сельских жителей, участвующих в гуляньях. Герой, который слышит лишь отголоски веселья, больше интересуется видами природы. В них преобладают белые оттенки, свет, блеск и тишина. Последнюю не нарушают даже скачущие кони: их образ лишен конкретики и скорее является символом воли, удали и свободного полета души. Показательно, что снег, вылетающий из-под копыт, сравнивается с белыми голубиными стаями.

Мотив движения, возникающий с образом конной упряжки, не противостоит мотиву покоя, заявленному в первой строфе. Плавный бег саней, подчиненный ритму падающего снега, не мешает неторопливому созерцанию.

Риторический вопрос, ставящий под сомнение необходимость подстегивать лошадей, появляется неслучайно. Герой противится попыткам разрушить умиротворенность, возникшую при виде прекрасного пейзажа, тронутого первыми холодами. Кольцевая композиция также подчинена идее гармонии: она придает законченность и усиливает музыкальное начало стихотворения.

Мотивы снега и света связаны между собой, они символизируют покой, внутреннее равновесие и надежду. Природное явление становится бесценным подарком для внимательного созерцателя и в позднем произведении «Выпал снег». Оно сходно по тематике, но содержит новые оттенки смысла: событие не только приносит радость, но излечивает душу, помогая забыть о былых тревогах.

В прошлом году я стала классным руководителем пятиклашек. Это второе моё классное руководство. Первых ребят любила очень, как-то даже не «по-учительски», как мама, переживала, как сложится у них жизнь после школы, на год от классного руководства отказалась. Всё первое – всегда незабываемое!

К новому классу привыкала долго, но и эти ребятки постепенно становятся родными. Класс активный, творческий. В любой проект включаются моментально. Каждый классный огонёк – театральное представление, песни, танцы, игры.

Хочется рассказать об одном интересно проведённом незапланированном мероприятии, на котором я смогла реализовать учебно-воспитательные задачи: развитие речи, креативного мышления, укрепление здоровья учащихся, сплочённости ученического коллектива. Буду рада, если мой опыт кому-нибудь пригодится.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 29.06.2023 04:06 0 Шевченко Георгий.

Напишите сочинение (10 предложений) на тему : «Особеннности русского национального характера»​

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 04:31 0 Шуктомов Иван.

Задание Ш. Кто из героев говорит: «Я царский сын, я не хуже родом его. Кощей он Бессмертный! видали

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 04:01 0 Махметов Ильяс.

. Какая из рыцарских поэм относится к французскому народному эпосу? А) «Песнь о Бадыноко» Б) «Песн

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 04:01 0 Жамишева Аягоз.

О чем произведения сказка о потере премени

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 04:50 0 Райский Фока.

Помогите пожалуйста Я ПРОООООШУУУУУУ ВСЕЕЕММ СВООООИМ СЕЕЕЕРДЦЕЕЕЕЕМ​Подпишусь

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 04:35 0 Ершов Леонид.

Очень надо!!! желательно не с инета — как вы понимаете клятву верности принесённую во время венчан

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 04:34 0 Шутова Настя.

Яку роль у житті й творчості Грголя відіграла Україна?​

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 04:18 0 Медяник Алексей.

По стихотворению парус ответить на вопросы:1 каким предстает герой стиха? 2 как Меняется его настр

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 04:17 0 Валивахин Алексей.

Сравнить Мэри Бэлу и Веру Пожалуйста помогите умоляю пожалуйста ​

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 04:02 0 Лисин Александр.

Чим утруїлася царівна у казці Пушкіна Казка про мертву ​

Ответов: 1

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

РУБЦОВ И ЖЕМЧУЖНИКОВ

Сквозь вечерний туман мне под небом стемневшим

Слышен крик журавлей всё ясней и ясней…

Сердце к ним понеслось, издалёка летевшим,

Из холодной страны, с обнаженных степей.

Вот уж близко летят и все громче рыдая,

Словно скорбную весть мне они принесли…

Из какого же вы неприветного края

Прилетели сюда на ночлег, журавли?..

Я ту знаю страну, где уж солнце без силы,

Где уж савана ждет, холодея, земля

И где в голых лесах воет ветер унылый,-

То родимый мой край, то отчизна моя.

Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть,

Вид угрюмый людей, вид печальный земли…

О, как больно душе, как мне хочется плакать!

Перестаньте рыдать надо мной, журавли!..

Прочитал вчера к ночи стихотворение Алексея Жемчужникова и понял, что Николай
Рубцов точно читал «Осенние журавли» и что его знаменитое «Журавли» написано как
отклик, как современное и абсолютно рубцовское продолжение лучших традиций
русской классической поэзии!

В обоих шедеврах по 16 строк и они не разбиты на отдельные строфы. Размер…
Поставлю рядом две первые строчки: «Меж болотных стволов красовался восток
огнеликий…» (Рубцов) – «Сквозь вечерний туман мне под небом стемневшим». Рубцов
музыкально делает концовку шире, свободней, а Жемчужников чуть сжимает дыхание
стиха

Обратите внимание на тематическую общность первых стихов поэтов: и там и
там вечер, пространственное начало – «сквозь» и «меж»

Главное, конечно, в родстве стихотворений в их глубочайшем общем настрое и
тематическом единстве, в которых можно найти массу общего! Достаточно назвать
ключевые слова «крик», «рыдание», «плач», которыми (обратите внимание снова!) –
приносят журавли «скорбную весть» (А.Ж.) и «срок увяданья возвещают» (Н.Р.). Лексически, «постановочно» некоторые стихи буквально перепевают другу друга:
«Вот уж близко летят» (А.Ж.) – «Вот летят, вот летят…» (Р.)

Лексически, «постановочно» некоторые стихи буквально перепевают другу друга:
«Вот уж близко летят» (А.Ж.) – «Вот летят, вот летят…» (Р.)

Печаль русского осеннего простора выражена при всей разнице слов, определяющих
её, – тоже едино: «забытость полей, «утраты знобящих полей», «увяданье» у
Рубцова, «Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть» у другого.

При всей градационной начинке стиха Жемчужникова рубцовские «утраты знобящих
полей» не уступают в печали…

Даже в знаках  препинания есть несомненная перекличка: и там и тут три
эмоциональных вершения. Четыре стиха заканчиваются у поэтов многоточием. Они
по-разному расположены в структуре стихотворений, но всё же…

Также можно говорить и о глубокой поэтической трансформации нашим
современником «высокого полёта» птиц. Например, пристальное прописывание «гордых
прославленных птиц» или акцент на соборном взгляде с Земли (Руси) у Рубцова в
отличие от более субъективного  (и чем-то стеснённого) у Жемчужникова

Но и это
– отдельная тема, как ни странно, только ещё раз обращает наше внимание на
перекличку поэтов

Даю и стихотворение  Рубцова, чтобы было удобно.

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь — и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные клики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей —

Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей…

Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!

Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их…

Краткий анализ катренов

Первый снег, по мнению автора строк, преобразует мир, покрывая серебром вчерашнюю слякоть и гримируя снегом опавшую листву. Это настоящее волшебство, ведь достаточно одного дуновения природы и мир становится другой, совсем непохожий на вчерашний.

Березки покрылись жемчугом, как невесты на выданье, а жених-мороз спешит в свою вотчину на сказочных санях метели.

Начало зимы лирический герой сравнивает с грезами и сном, настолько оно волшебно и настолько отрывается от вчерашней реальности, когда земля была сера, а березки прятались на пригорке, стыдясь своего осеннего оголения и черноты.

После выпадения первого снега преобразилось всё – даже пешеходы и экипажи на улицах выглядят по-другому, они словно бы озарены новым светом, исходящим из серебряного покрова.

Финальный катрен подводит итог произведению, показывая мир игрой жизни с грезами и наделяя его неповторимым очарованием.

Стихотворение является одой первому снегу, рассыпанному над землей волшебницей-зимой и буквально за день преобразившим мир, наделив его волшебными, сказочными качествами.

Жанр, композиция, размер и тропы

️Стих написан в жанре пейзажной лирики в размере четырехстопного хорея. Композиция построена линейно, где один зимний сюжет сменяет другой, не повторяя друг друга, но образуя гармоничную паутину образов.

Рифмовка перекрестная (блестки – серебра – березки – вчера), первые три катрена имеют открытую рифму, а в последней строфе появляется закрытая связка (мечтаний – очарований).

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (черно-голые березки, белый дым).
  2. Метафора (в жемчугах горят березки).
  3. Анафора (этот мир…).

Отметим также три восклицания, последнее из них приходится на финальную строчку и подчеркивает красоту зимнего мира, где художница Зима рисует серебряными красками.

Завершая анализ, советуем прочитать ещё один «зимний» стих с аналогичным названием «Первый снег», который написан Константином Бальмонтом в 1912 году. Это произведение тоже передает очарование первых дней зимы, только делает это в более сжатой и лаконичной форме.

Сочинение: Анализ стихотворения Брюсова Первый снег

Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.

В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.

По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями.

Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается:

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений:

Серебро, огни и блестки –

Целый мир из серебра.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным провидением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передано воодушевление лирического героя от встречи с первым снегом.

Итак, «Первый снег» В.Я. Брюсова описывает одно из природных явлений и выражает чувства лирического героя, его очарованность первым снегом.

Русскую зиму часто описывали и описывают в стихотворениях. Она настолько красива, что, конечно, достойна такой популярности. Первый снег радует, как первый дождь, первый цветок. Но какое странное, завораживающее и неживое описание первого снега вышло из-под пера В. Брюсова. Такое ощущение, что описывает не поэт, а ювелир: так много серебра и жемчугов. «Целый мир из серебра» – это очень красиво и очень неуютно. По замыслу автора, перед нами обыкновенное чудо преображения, волшебства, мечты, снов. Черно-голые, бедные, гнущиеся под холодным ветром березки вдруг защеголяли в великолепных зимних шубах, в драгоценных уборах. Перевоплощение настолько неожиданно, что реальность стала вымыслом, а вымысел – реальностью.

Серебро, огни и блестки, –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Привычная жизнь, проникая в сказочный мир, соприкасаясь с ним, приобретает иной, новый смысл. Засыпало снегом экипажи, запорошило пешеходов, и они торопятся унести это серебро домой. Но в тепле сказочное серебро тает и превращается в воду, поэтому, чтобы вновь ощутить сказочность зимы и сохранить ее дары, нужно вновь выйти на улицу, насладиться первым снегом.

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Первый снег – предшественник зимы, любимых праздников, подарков, таинственных гаданий, катаний на санках, это приближающаяся зимняя рождественская сказка, символ чистоты, святости. Каждый Новый год люди загадывают желания, надеются, что их мечты сбудутся. Зимняя сказка щедра, как сказочные волшебники, и красива, как волшебницы. Она дарит часть своей красоты и щедрости людям, очаровывая их, играя, мечтая вместе с ними.

Жизни с грезою игра…

Ювелирная зима преображается в иную драгоценность – способность мечтать, изменять реальность.

Еще работы по литературе и русскому языку

Встречи-расставания в лирике Н. Рубцова

На тёмном разъезде разлуки

И в тёмном печальном авто

Я слышу печальные звуки,

Которых не слышит никто…

Горьки встречи и расставания Рубцова! Как и дороги его… «Дорожная мука» и
«грустное таинство» расставания – лейтмотив его стихотворений. Щемящая, совсем
не радостная нотка их задана поэтом ещё в 1957 году в его стихотворении
«Воспоминание», посвящённого им брату:

Помню, луна смотрела в окно.

Роса блестела на ветке.

Помню, мы брали в ларьке вино

И после пили в беседке.

Ты говорил, что покинешь дом,

Что жизнь у тебя в тумане,

Словно о прошлом, играл потом

«Вальс цветов» на баяне.

Помню я дождь и грязь на дворе,

Вечер тёмный, беззвёздный,

Собака лаяла в конуре,

И глухо шумели сосны…

Какое рубцовское, осеннее: «дождь и грязь», «в тумане», «вечер тёмный
беззвёздный». В каждой строке раннего этого стихотворения виден будущий
сложившийся Рубцов. Грозен и тревожен путь к друзьям, к дому, к близким.
Радостны и пленительны краткие встречи и печальны расставания. Да и в самих этих
тайных вечерях друзей таится уже, созрело зерно разлуки, зерно близкого и
тревожного одиночества: «Повеселились с грустными глазами». Заметьте: светел и
возвышающ безлюдный пейзаж, а трагические нотки вносит присутствие родных людей,
друзей.

Вот в «Старой дороге», насёленной призраками пилигримов, «прошедших
поколений», воображаемых, почти сказочных всадников, душа поэта светла.   Она,
«как лист звенит, перекликаясь, со всей звенящей солнечной листвой». В одиноком
пути до Устюга «через город Тотьму и леса» у поэта – «неплохая в жизни полоса!»
Только, пожалуй, как исключение, в «Дорожной элегии» – «страшно немного без
света, без друга»… Покоя, внутренней гармонии не хватает, даже находясь рядом с
«хорошим давним другом» («Зелёные цветы»).

В шумном празднике, в редкой, порой внезапной дружеской встрече поэт слышит
«печальные звуки, которых не слышит никто». Это – ведущая мелодия
встреч-расставаний.

Когда опять на мокрый дикий ветер

Выходим мы, подняв воротники,

Каким-то грустным таинством на свете

У тёмных волн, в фонарном тусклом свете

Пройдёт прощанье наше у реки.

Согласитесь, зябко и душу словно прищемили. Действительно, как в тайной
вечере… Последнее что-то переживаем и мы вместе с поэтом.

Так же, по сути, трагичны или печальны встречи с любимым человеком:

Поздно ночью откроется дверь.

Невесёлая будет минута.

У порога я встану, как зверь,

Захотевший любви и уюта.

Не случается встречи… и лирический герой уходит в тягостное, жутковатое,
лесное, мрачное, тревожное… Уходит «неприкаянный». И в мыслимой встрече в
«Прощальной песне» о том же:

Ты не знаешь, как ночью по тропам

За спиною, куда ни пойду,

Чей-то злой, настигающий топот

Всё мне слышится словно в бреду.

Да и в возвращении любимой в родной дом: —  «в мокрых вихрях столько блажи,
//столько холода в пейзаже //с тёмным домом впереди».

А при каких исключительных обстоятельствах происходят эти встречи-расставания!
Иногда лирический герой на грани жизни и смерти, как в «Русском огоньке»,
например: «Один живой в бескрайнем мёртвом поле!» И вот, кажется, везёт,
подхватывают тебя проезжающие машины, но: – «Какая зловещая трасса! //Какая
суровая быль!»

Поэтому-то мне и «мерещится всюду драма», отдают его короткие праздники вкусом
тайной вечери…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: