Мы изучаем — Анализ стихотворения С. А. Есенина Снова пьют здесь дерутся и плачут&8230;. Подсказки школьнику
Стихотворение С. А. Есенина Снова пьют здесь, дерутся и плачут… (1922) входит в цикл Москва кабацкая (1921 1924), в котором отразились пессимистичные, упадочнические настроения поэта. 1922 год время гражданской войны в России. Только недавно свершилась социалистическая революция, в стране произошли огромные перемены, перевернувшие не только привычные устои жизни, но и мировоззрение миллионов людей. Лирический герой этого стихотворения Есенина размышляет о судьбе своей страны. Этому и посвящено данное произведение, это и является его темой. Снова пьют здесь, дерутся и плачут… имеет свой сюжет. Лирический герой, находясь в кабаке, пьянствуя вместе со всеми, наблюдает за разномастными посетителями. В основном это люди, проигравшие в войне, оставшиеся за бортом жизни: Снова пьют здесь, дерутся и плачут Под гармоники желтую грусть. Проклинают свои неудачи, Вспоминают московскую Русь. И что остается этим неудачникам? Только заливать свою тоску по московской Руси в кабаках, под желтую грусть гармоники. Да и сам герой занимается тем же самым опустясь головою, Заливаю глаза вином…. Он боится увидеть лицо роковое, хочет забыться, хотя бы короткое время о нем не думать. Что же это за роковое лицо? Мне думается, что так герой, и сам поэт, характеризует положение его любимой родины, его голубой Руси после событий 1917 года.
А это положение представляется герою не только плачевным и бедственным, но и роковым. Употребляя этот эпитет, автор, как мне кажется, предполагает, что Россия идет к своему краху, к какой-то страшной беде. Но этот эпитет роковой можно назвать психологическим, передающим состояние лирического героя, его отношение к произошедшим событиям. Мы понимаем, что этот человек тоскует по прошлой Руси, которую, по его мнению, уже никогда не вернуть: Что-то всеми навек утрачено. Май мой синий! Июнь голубой! Не с того ль так чадит мертвячиной Над пропащею этой гульбой. А настоящее России герой оценивает очень негативно как угар и пьянство, как бредовый кошмар, который он наблюдает и в кабаке, и в стране: Самогонного спирта река. Гармонист с провалившимся носом Им про Волгу поет и про Чека. Атмосфера, царящая здесь, напоминает какой-то страшный сон: озлобившиеся люди, у которых не осталось ничего святого, разгул нечистой силы, стихии, хаоса: Что-то злое во взорах безумных, Непокорное в громких речах… Герой вспоминает о жертвах, погибших в этой нелепой и бессмысленной войне. Среди них было много совсем еще юных существ (дурашливые, юные), и они сгубили свою жизнь сгоряча. Этих светлых людей не сравнить с теми, что видятся поэту теперь. Трагически и даже фаталистически звучит последнее четверостишие стихотворения: Нет! таких не подмять, не рассеять. Бесшабашность им гнилью дана. Ты, Рассея моя… Рас… сея… Азиатская сторона! В эпитете азиатская сторона выражено очень многое. Азиатское у Есенина обозначает дикое, свирепое, безрассудное, безнравственное, непонятное уму и сердцу. Именно так, на мой взгляд, поэт оценивает современное ему состояние и положение его любимой России. Чтобы подчеркнуть контраст между прошлой и будущей Русью, он ставит рядом чисто русское название Рассея и эпитет азиатская сторона. Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности, которые помогают выразить отношение лирического героя ко всему происходящему, выразить его эмоциональное состояние. Это, прежде всего, метафоры: гармоники желтую грусть, не видеть в лицо роковое, Май мой синий! Июнь голубой!, чадит мертвячиной, самогонного спирта река, светят наши лучи, бесшабашность гнилью дана; фразеологические выражения: заливаю глаза вином. Кроме того, здесь есть эпитеты: желтую грусть, май мой синий! июнь голубой!, во взорах безумных, громких речах, дурашливых, юных. В синтаксическом плане в стихотворении можно выделить риторические вопросы (Где ж вы те, что ушли далече? Ярко ль светят вам наши лучи?), восклицательные предложения Нет! таких не подмять, не рассеять…, Азиатская сторона!. Данное стихотворение написано с помощью перекрестной рифмовки, мужской и женской рифмы.
Биография Сергея Есенина
Как и большинство поэтов, Сергей Александрович Есенин был рожден в самой простой семье, которая ничем не отличалась от остальных селян. Семья жила в селе Константиново, и 3 октября 1895 года на свет появился маленький Сережа. Так вышло, что воспитывался будущий поэт не матерью, а старшим поколением – любимой бабушкой и дедом. Мать Сергея была вынуждена уехать из села на заработки, ведь достойной и оплачиваемой работы в селе не было уже в те годы. Еще в раннем детстве Сергей под началом бабушки увлекся стихами – старушка знала огромное количество песен и стихов, чем и развлекала младшее поколение тихими темными вечерами.
В какой-то момент поэт, как и его мать, понял, что перспектив в деревне нет, и уже в 1912 году бросил родное село и с болью в груди отправился покорять столицу. Не удивительно, что столица хорошо приняла молодого и амбициозного Сергея – здесь он практически сразу устроился на оплачиваемую работу корректором в местной типографии и получил уникальную для своего времени возможность читать все, что попадается под руку и даже то, чего практически недостать. Долгое время Сергей стремился к учебе и работе, заглатывая знания пачками. Параллельно он являлся активным участником литературной организации, в которой часто проводились тематические мероприятия, интересные Сергею.
Не удивительно, что монотонная и рутинная жизнь совсем не подходила Есенину – уже в 1914 году поэт бросает все, что окружало его и решает посвятить всего себя написанию стихотворений. В этом же году поэт отправляется в Петроград – именно здесь кипит вся литературная жизнь, собирается все элита и происходят самые масштабные творческие события. Есенин сразу становится своим среди даже самых знаменитых в поэтическом мире личностей, с легкостью находит язык с движением новокрестьянских поэтов, которые и принимают его в свои круги.
Разгуляться в Петрограде у него не получилось, потому что Сергей был призван в армию, где служба его проходила на удивление легко благодаря его особенным талантам – здесь но читал стихи самой императрице и всей ее семье. Не удивительно, что наглый поэт, создавший себе особый имидж хулигана и гуляки, даже в обществе великой императрицы не гнушался матерных слов и прямо объявлял свою точку зрения, чем просто шокировал всех слушателей.
Композиция, тропы
Написано стихотворение преимущественно анапестом
, рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы:«золотые дали» ,«ярче гореть» ,«ласкать и карябать» ,«розу белую с чёрною жабой повенчать» ,«розовые дни» . Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.
Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.
«Заметался пожар голубой…», анализ стихотворения Сергея Есенина
Сергей Александрович Есенин — личность весьма неординарная и хорошо известная во всем мире не только в поэтических кругах, но и среди читателей самого разного возраста и склада ума. Интересно, что свою ошеломляющую популярность поэт получил при жизни, что, конечно, очень справедливо — поэт вдохновлялся, зная, что его признают, и создавал вещи настолько великие, что они живут в сердцах миллионов и на сегодняшний день. Но, как и любой творческий человек, Сергей Александрович прошел свой, непростой и местами тернистый путь, который, очевидно, и повлиял на всё его творчество
Что же такое происходило в жизни Есенина, что до сих пор его строки пронизывают до самого сердца? Как поэт начал свой путь и чем он закончился? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратить внимание на факты из биографии поэта
«Мне осталась одна забава…», анализ стихотворения Есенина
«Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями. Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии. В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями. Сюжет и идея произведения В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания. В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни. До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы. Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем. Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил. Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось. Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке. Композиция, тропы Написано стихотворение преимущественно анапестом, рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с чёрною жабой <�…> повенчать», «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души. Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.А. Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо матери»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая».
Особый имидж Есенина
Некоторые могут подумать, что поэт был знатным гулякой и всю свою жизнь провел в пьянках и разврате. На самом деле биографы рассказывают о том, что гулянья поэта первое время были не чем иным, как хорошо спланированный образ – первое популярное стихотворение поэта как раз было хулиганским, и публика с удовольствием зацепилась за этот образ. После отъезда из родного села Есенин практически не употреблял спиртных напитков и даже ругал своих соседей, которые проводили все свое время в пьянстве.
Сложно сказать, как хорошо продуманный образ превратился в реальную жизнь – но с каждым годом Есенин пил все больше и больше, что не могли не заметить его знакомые.
Примечания
Автограф — частное собрание (Санкт-Петербург), без даты. Машинописный список с авторскими пометами — Государственный музей-заповедник С.А.Есенина (с. Константиново Рязанской обл.), без даты. Датируется по содержанию и свидетельству А.Б. Кусикова (см. прим. к «Да! Теперь решено. Без возврата…»).
В частном собрании (Москва) сохранился экз. «Москвы кабацкой», в котором шестая строфа вписана автором от руки.
Сложна история текста стихотворения. В сборнике «Стихи скандалиста» (Берлин, изд. И.Т.Благова, 1923; Ст. ск.) оно было напечатано без третьей строфы. В «Москве кабацкой» (М.каб.) третья строфа была напечатана, но были изъяты четвертая и шестая. В сборнике «Стихи (1920—24)» четвертая строфа восстановлена, а шестая — нет. При подготовке Собр. ст., видимо, специально обсуждался вопрос о возможности включения в стихотворение двух строф, выпущенных в М.каб. Среди подготовительных материалов к этому изданию (Государственный литературный музей) сохранились листки, на которых трижды перепечатана четвертая строфа («Ах, сегодня так весело россам..») и дважды — шестая («Жалко им, что октябрь суровый…»). С этим связано, очевидно, и то, что в наб. экз. текст стихотворения представлен в виде машинописи, а не в виде вырезки из М.каб., хотя экземпляр этого сборника был в руках Есенина и тексты других стихотворений, входивших в него, представлены в наб. экз. именно в виде вырезок из этого издания.
Существовал, видимо, еще один текст стихотворения, который Есенин читал с эстрады. Г.А. Бениславская, которая узнала и услышала стихотворение только после возвращения Есенина из-за рубежа, т.е. после его публикации, приводит в воспоминаниях текст части стихотворения, существенно отличающийся от печатного:
Защити меня, влага нежная.
Май мой синий, июнь голубой.
Одолели нас люди заезжие,
А своих не пускают домой.
Знаю, если не в далях чугунных
Кров чужой и сума на плечах,
Только жаль тех дурашливых, юных,
Что сгубили себя сгоряча.
Жаль, что кто-то нас смог рассеять
И ничья непонятна вина.
Ты Расея моя, Расея,
Азиатская сторона.
В известных в настоящее время рукописных источниках данная редакция не зафиксирована.
Рецензируя Ст. ск., критик Н.Светлов писал в харбинской газете «Русский голос» 5 августа 1924 г.: «…мы думаем, что «Стихи скандалиста» — не результат упадочных нравов московской богемы, всегда и везде одинаковой, и не нэп надо винить в хулиганском (как школа, что ли?) уклоне лирики части московских поэтов. В этом виноват тупик, куда пронизавшая искусство коммунистическая тенденция гонит поэзию». Полемизируя с известными положениями А. К. Воронского, рецензент подчеркивал: «Критик-коммунист, конечно, должен был проглядеть истинную разгадку явления. А она дана самим Есениным, она есть в самой поэме «Москва кабацкая». Вот она…». Он цитировал строфу «Жалко им, что октябрь суровый…» и продолжал: «Это поет деревня, обреченная большевиками на гибель, это народ сопротивляется коммунистическим нажимам, отстаивая свою веру и свою волю. Новая удаль накапливается в оторванном от привычного быта бездомном бродяге-хулигане — не крестьянине и не рабочем,— еще тоскующем в кабаках, но уже разглядевшем в „суровой пурге октября“ очертания своего смертного врага» (цит. по газ. «Волжский комсомолец», Самара, 1991, 9 февраля).
Анализ стихотворения Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»
Не секрет, что свою зрелость Сергей Есенин воспринимал очень болезненно, считая, что лишается в своей жизни чего-то очень важного и дорогого. Отчасти это объясняется тем, что юность поэта была неразрывно связана с селом Константиново, воспоминания о котором согревали сердце Есенина даже в самые сложные периоды жизни
Сложилось так, что автор покинул свою малую родину 17-летним юношей. И с этого момента он не просто ощутил себя взрослым человеком, но и осознал, что возврата к прошлой жизни уже не будет. Вместе с этим осознанием пришла и безудержная тоска, которую Есенин тщетно пытался утопить в вине. В итоге его жизнь превратилась в сплошной кошмар, состоящий из пьянок, случайных знакомств и пронзительных стихов, в которых автор пытался тщетно убежать от окружающей его действительности. Эта тенденция очень ярко прослеживается в произведении «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…», написанном в 1922 году.
Примечательно, что Есенин никогда не стремился представить себя в более выгодном свете. Поэтому в своих стихах он открыто признается в далеко не самых благовидных поступках, отмечая: «И я сам, опустясь головою, заливаю глаза вином». Делает он это не из молодецкой удали или же стремления кому-то что-то доказать. Просто поэт, по его утверждению, что-то навеки утратил, а именно – распрощался с юношескими иллюзиями, которые раньше воспринимал за чистую монету. И от этого на душе у Есенина пусто, мрачно и горько, а постоянные попойки не приносят ожидаемого облегчения. «Не с того ль так чадит мертвячиной над пропащею этой гульбой?», – задается вопросом поэт, заведомо зная на него ответ.
Автор понимает, что подобные чувства испытывает не он один. Ведь тысячи людей вокруг вот также расстаются с собственными иллюзиями, пытаясь утопить боль утраты в вине. Но есть и еще одна причина, по которой желание забыться во хмелю кажется для многих таким спасительным. Люди просто не видят себя в новом мире, который строится по неведомым им законам. «Жалко им, что октябрь суровый обманул их в своей пурге», – отмечает Есенин, и в его словах есть доля истины. Но именно эта безысходность порождает в русском человеке бахвальство, смешанное с удалью, и толкает его на самые непредсказуемые поступки. Именно по этой причине Есенин называет Россию «азиатской стороной», одновременно восхищаясь стойкостью славян и осуждая их душевные слабости, склонность к фатализму и нежелание отстаивать собственные интересы даже под страхом смерти.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Средства выразительности
Обилие тропов не случайно. Поэт рисует картины, которые передают его эмоциональное состояние. Про этот момент не стоит забывать, оценивая стихотворение.
Читайте по теме:
Эпитеты
Дурная слава, золотые, далекие дали – вот небольшой колорит эпитетов, определяющих ключевое значение в плане формирования стихотворного настроения.
Метафоры
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну — Русь. Сергей Есенин — уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Сергей Есенин
Мне осталась одна забава: Пальцы в рот — и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист.
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
Ах! какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Золотые, далекие дали! Все сжигает житейская мреть. И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Дар поэта — ласкать и карябать, Роковая на нем печать. Розу белую с черною жабой Я хотел на земле повенчать.
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились — Значит, ангелы жили в ней.
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
Вот за это веселие мути, Отправляясь с ней в край иной, Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной, —
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
p, blockquote 12,0,0,0,0 —>
Автор сливает в произведении две своих личины, скандальную и обаятельную, в одно целое. Строки данного стихотворения ещё долго мелькали в критических статьях.
p, blockquote 13,0,1,0,0 —>
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
p, blockquote 18,0,0,0,0 —>
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
p, blockquote 22,0,0,0,0 —>
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
p, blockquote 24,0,0,0,0 —>
p, blockquote 25,0,0,0,0 —>
Прижизненное издание
p, blockquote 26,0,0,0,0 —>
p, blockquote 27,1,0,0,0 —>
Сергей Есенин в 1923 году
p, blockquote 28,0,0,0,0 —>
Самая скандальная книга Есенина
p, blockquote 30,0,0,0,0 —>
Есенин и поэты-имажинисты А. Мариенгоф, А. Кусиков и В. Шершеневич
p, blockquote 31,0,0,0,0 —>
p, blockquote 32,0,0,0,0 —>
Почему Москва — кабацкая, а не как мы привыкли — златоглавая, хлебосольная или белокаменная
p, blockquote 33,0,0,0,0 —>
p, blockquote 34,0,0,0,0 —>
Москва, начало 1920-х годов
p, blockquote 35,0,0,0,0 —>
p, blockquote 36,0,0,0,0 —>
p, blockquote 37,0,0,0,0 —>
О чем стихотворение?
Автор и литературный герой поэзии – единое целое, именно так идентифицируют этот стих многие литературоведы и критики. Автор в поэзии постоянно сопоставляет разные понятии: верю – не верю, жизнь – смерть, добро – зло и т. д. Можно проследить, что эти противоречия – как часть сама жизнь поэта, полна то взлетов, то падений. От имени автора, лирический герой подтверждает и слухи о своей испорченной репутации, что уже ничего невозможно изменить. Но отчаиваться, по словам героя не стоит, ведь это потеря смешная: потерять себя в глазах окружающих не страшно. Страшно потерять себя для самого себя. Это каламбур, но автор видит свое существование – как творческой личности – именно так. Есенин с тоской вспоминает юношеские годы, полные искренней веры не только в Бога, но и в людей. Однако со временем отрицательный опыт общения дает ужасные плоды разочарования, душевной боли и недоверия:
Автор
Сергей Есенин в 1923 году
Есенин вернулся из-за границы летом 1923 года. Популярность поэта среди читателей росла с каждым днем, о ней ходили легенды. Стоило поэту выйти на улицу, его встречала толпа очарованных любителей поэзии. Есенин часто выступает на литературных вечерах, где читает свои новые «кабацкие» стихи. По поводу одного из таких выступлений сам поэт вспоминал: «Вечер прошёл изумительно. Меня чуть не разорвали». Сохранилось немало восторженных впечатлений от есенинского чтения: залы, где он выступал, были всегда переполненными, а аплодисменты слушателей — оглушительными. «Публика была покорена, зачарована», — свидетельствовал участник одного из вечеров, писатель Рюрик Ивнев.
Женщины Сергея Есенина
Сергей Александрович с самого детства осознавал свою необычную природную красоту и пользовался ей всю жизнь. От женщин у поэта не было отбоя и он пользовался этим – играл с ними как хотел и менял их как перчатки. Тем не менее у поэта были и серьезные романы. Еще в 1917 году поэт познакомился с Зинаидой Райх, с которой поженился и завел сразу двоих детей, но переезд поэта обратно в Москву, к самой гуще литературной жизни, развел пару и Есенин с легкостью нашел замену даме сердца. Погоня за популярностью и переезд в Москву совпали со знакомством с Надеждой Вольпин, которая, как и Райх, подарила поэту ребенка. Однако, слава, которая наваливалась на поэта все большим и большим грузом, постоянные ночные гулянья по кабакам и любовь к женскому вниманию развели и эту пару.
Самым громкий и яркий роман Сергея Александровича Есенина был с американской популярной танцовщицей Айседорой Дункан. Эта женщина оставила в жизни поэта серьезный отпечаток – она была инициатором его мирового тура, в котором, как ни удивительно, поэт много пил, гулял и дебоширил. Должного внимания Дункан не получала, чем была очень огорчена, и после возвращения из турне пара навсегда рассталась без лишних скандалов и истерик.
Сюжет и идея произведения
В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава»
, с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.
В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!»
Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.
До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.
Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.
Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.
Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать»
, воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.
Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути»
и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.