Анализ стихотворения Есенина «Слушай, поганое сердце…»
В есенинских творениях 1915–1916 гг. нередко встречаются суицидальные мотивы. Они занимают центральное место в «Исповеди самоубийцы», где отчаявшийся лирический герой не только отрекается, но и проклинает вечные идеалы веры и любви. Резюмируя неутешительные итоги безотрадного земного пути, субъект речи облекает их в лаконичную формулу с ужасным смыслом: «Жизнь есть песня похорон». В других стихотворениях лирическим «я» овладевает странная мечта пополнить ряды разбойников, кого-нибудь зарезав. Подобное желание можно трактовать как уничтожение собственной души, близкое к самоубийству.
Одно из самых пессимистических есенинских произведений датировано серединой лета 1916 г. В нем тема суицида приобретает особую остроту: адресатом злобных угроз героя становится часть своего тела, а конкретнее – сердце. Последнее награждается пренебрежительными просторечными эпитетами и сравнением с вором, заслуживающим смертной участи за свои черные дела. При помощи художественных приемов субъект речи демонстрирует стремление души отделить себя от физической оболочки – несовершенной, греховной, склонной к заблуждениям.
Во второй части стихотворения появляется объяснение агрессии лирического субъекта, направленной против собственной личности. На крайнюю меру его подвигло осознание бессмысленности существования: жизненные перспективы оцениваются как «пустота» или «сгнившая даль». Разговоры о целях и связанных с ними надеждах остаются уделом болтливых глупцов.
Сходная мысль о безнадежности земных путей появляется в стихотворном посвящении Михаилу Мурашеву, появившемся за несколько месяцев до анализируемого текста. Итог жизни обоих поэтов – «грязью покрытое» кладбище.
У литературоведов нет единого объяснения всплеску пессимистических мотивов в есенинском творчестве предреволюционного периода. Одни связывают приоритет негативных интонаций с особым духом эпохи или тяготами службы на военно-санитарном поезде и в стационарном лазарете. Другие исследователи трактуют образ мятежника и хулигана как одно из воплощений многогранного лирического «я», противоположность кроткого и набожного странника. Еще одна версия связана с внешними обстоятельствами появления «Слушай…» Произведение возникло как экспромт во время обсуждения темы страшного пожара, случившегося в Риме во время правления Нерона. Согласно этой версии, личность лирического «я» отождествляется с исторической фигурой императора-грешника, которого толкает на самоубийство предчувствие скорого возмездия.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Мрачный Есенин. История одного стихотворения
«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.»
1916 год. Есенин только что вернулся с фронта. Он исколесил в санитарном поезде полстраны, ассистируя на операциях, перенося на носилках тяжелобольных и раненых, составляя списки погибших. Ежедневно сталкиваясь с болью, страданиями людей. Есенин глубоко сопереживает чужой беде.
Позже, в 1917 году, он напишет:
«Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелил я в мне близкое тело
И грудью на брата лез».
А пока шел 1916 год. В Лунное затмение, 2(15) июля 1916 года, Есенин возвращается в Петроград, и на следующий же день пишет одно из самых своих мрачных стихотворений:
Слушай, поганое сердце, Сердце собачье мое. Я на тебя, как на вора, Спрятал в руках лезвие.
Рано ли, поздно всажу я В ребра холодную сталь. Нет, не могу я стремиться В вечную сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают, Что их загрызла мета; Если и есть что на свете — Это одна пустота.
Стихотворение, действительно, чуть ли не самое пессимистичное в творчестве поэта. Он написал его спонтанно, на литературном совещании у М.Мурашева. Последнему только что, из-за границы, привезли репродукцию скандальной картины Яна Стыки «Пожар Рима». Под звуки произведений Глинки «Не искушай» и «Сомнение» между литераторами завязался ожесточенный спор — можно ли совмещать поэзию и пытки? В самом центре картины стоял музыкант с лирой в кругу красивых женщин и мужчин, и наблюдал за страданиями народа в горящем городе.
Драматические ноты картины дополняла музыка Глинки. После соприкосновения с болью и жестокостью войны, Есенин чутко реагирует на общую атмосферу, внезапно возникшую на совещании. Опять драматизм, опять страдания… И строки стихотворения родились на одном дыхании. Открыв альбом Мурашева, он пишет сквозящее трагизмом, стихотворение. Есенин бесспорно был гением! Стихи рождались в его голове внезапно, озарением. Вот, что вспоминает М.Мурашев:
«Обычно Есенин слагал стихотворение в голове целиком и, не записывая, мог читать его без запинки. Не раз, бывало, ходит, ходит по кабинету и скажет:
— Миша, хочешь послушать новое стихотворение?
Читал, а сам чутко прислушивался к ритму. Затем садился и записывал…
Прочитанное вслух стихотворение казалось вполне законченным, но когда Сергей принимался его записывать, то делал так: напишет строчку — зачеркнет, снова напишет — и опять зачеркнет. Затем напишет совершенно новую строчку. Отложит в сторону лист бумаги с начатым стихотворением, возьмет другой лист и напишет почти без помарок
Спустя некоторое время он принимался за обработку стихов; вначале осторожно. Но потом иногда изменял так, что от первого варианта ничего не оставалось.»
В тот вечер, 3 (16) июля 1916 года, Есенин на одном дыхании создал полное драматизма стихотворение. Всем присутствующим стихотворение показалось страшным. Написанное в период действия Лунного затмения, оно произвело гнетущее впечатление на собравшихся. Да и транзиты того дня были под стать настроению созданному стихотворением.
Карта красноречиво говорит о витавших настроениях того вечера. Целая плеяда планет в Раке. Здесь и Солнце, и Меркурий, Венера, Сатурн, Плутон, Черная Луна. Солнце в трине с Хироном после всех впечатлений войны выбрасывают его на эту встречу. Не успел Есенин вернуться в Петроград, как словно с корабля на бал, попадает на следующий же вечер на литературный диспут о добре и зле, о том, может ли лира беспристрастно взирать на людские страдания, находить в этом вдохновение. Как созвучно все, что происходило на этом вечере. мыслям и настроениям Есенина.
Ретроградная Венера идет на соединение с Плутоном, идет к очищению всего ненужного, лишнего, застоявшегося. Уже накопившиеся эмоции требуют выхода, и тут как нельзя кстати, как сметающий все ветхое на своем пути, ураганный ветер Плутона. Вспомнилось все — неприглядные ужасы войны, страдания, боль, сломленные судьбы тысяч людей. Но Венера в Раке чувствительна и беззащитна. И из глубин сознания приходит защитная реакция: » Если и есть что на свете — Это одна пустота.» Ощущение одиночества, щемящее чувство пустоты вокруг себя.
После прочтения стихотворения на том памятном вечере, Мурашев не выдржал и спросил:
— Сергей, что это значит?
— То, что я чувствую, — ответил он с лукавой улыбкой.
Вариант 2
Согласно некоторым исследователям, Есенин написал Слушай, поганое сердце под впечатлением от беседы об императоре Нероне, который сжег собственный город и готовился к тому чтобы отправиться вслед за всеми сгоревшими людьми. Подобная версия является вполне логичной, так как не совсем ясно, чем мог быть так огорчен Сергей Александрович в период 1916 года, чтобы писать такие стихи.
Хотя возможно предположить некоторый кризис, который мог возникнуть на старте поэтической карьеры, когда не всегда поэта издавали, не всегда была возможность получить признание публики, да и фирменный стиль поэта только формировался.
В любом варианте стихотворение представляет собой картину крайнего разочарования в себе и мире. Лирический герой предполагает свести счеты с собственной жизнью, более того, он довольно резко отзывается о себе самом и не совсем понятно, с чем связан подобный самоуничтожительный порыв.
Становится различимой только общая картина, которая позволяет посмотреть глазами лирического героя в вечность. Какой она представляется ему? Сгнившая даль – именно такой ему видится перспектива.
Возможно такое отношение обуславливается только пессимизмом или чем-то подобным, но также вполне допустимо предположить и ситуацию, когда человек осознает нечто действительно близкое к истине. К примеру, грязь этого мира, отвратительная суть многих человеческих поступков и глупость воззрений являются ни для кого ни секретом, поэты как тонко чувствующие люди, не раз отмечали не только красоту, но и отвратительное, которое без преувеличения разлито много где. Некоторым образом вся мерзость и грязь этого мира действительно имеет свое продолжение в вечности, и понимание этого факта может, мягко говоря, не совсем радовать.
Герой стихотворения отмечает тщету, которой часто заслоняются глупцы, представители толпы от мировой печали. Люди поглупее болтают для того чтобы как-то заболтать действительность, сделать собственное пребывание здесь не таким печальным и отвратительным, но сам герой не считает подобное поведение разумным. Ведь в этом мире есть только пустота, тогда совершенно некуда стремиться и некуда идти.
В завершение следует отметить отсутствие логической связанности, так как не совсем понятно, есть ли на свете сгнившая даль или все-таки только пустота. Тем не менее, и при наличии такой несостыковки ситуация понятна. Автор хотел рассказать о собственной разочарованности и печали.
Анализ стихотворения Слушай поганое сердце по плану
Еще песни Сергей Есенин
-
- слушать Сергей Есенин — Черный человек./С.Безруков./
- скачать Сергей Есенин — Черный человек./С.Безруков./
Сергей Есенин — Черный человек./С.Безруков./
-
- слушать Сергей Есенин — Гой ты, Русь(читает С.Безруков)
- скачать Сергей Есенин — Гой ты, Русь(читает С.Безруков)
Сергей Есенин — Гой ты, Русь(читает С.Безруков)
-
- слушать Сергей Есенин — Кто я? Что я? Только лишь мечтатель… /чит. С.Безруков/
- скачать Сергей Есенин — Кто я? Что я? Только лишь мечтатель… /чит. С.Безруков/
Сергей Есенин — Кто я? Что я? Только лишь мечтатель… /чит. С.Безруков/
-
- слушать Сергей Есенин — Пой же, пой. На проклятой гитаре
- скачать Сергей Есенин — Пой же, пой. На проклятой гитаре
Сергей Есенин — Пой же, пой. На проклятой гитаре
-
- слушать Сергей Есенин — Я московский озорной гуляка
- скачать Сергей Есенин — Я московский озорной гуляка
Сергей Есенин — Я московский озорной гуляка
-
- слушать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
- скачать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
-
- слушать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
- скачать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
-
- слушать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу…
- скачать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу…
Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу…
-
- слушать Сергей Есенин — Как умеет любить хулиган
- скачать Сергей Есенин — Как умеет любить хулиган
Сергей Есенин — Как умеет любить хулиган
-
- слушать Сергей Есенин — Сыпь, гармоника. Скука… Скука… (поёт С.Безруков)
- скачать Сергей Есенин — Сыпь, гармоника. Скука… Скука… (поёт С.Безруков)
Сергей Есенин — Сыпь, гармоника. Скука… Скука… (поёт С.Безруков)
-
- слушать Сергей Есенин — Мне осталась одна забава…(читает С.Безруков)
- скачать Сергей Есенин — Мне осталась одна забава…(читает С.Безруков)
Сергей Есенин — Мне осталась одна забава…(читает С.Безруков)
-
- слушать Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь.
- скачать Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь.
Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь.
-
- слушать Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…» (читает Злищев А.)
- скачать Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…» (читает Злищев А.)
Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…» (читает Злищев А.)
-
- слушать Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
- скачать Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
-
- слушать Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь…
- скачать Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь…
Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь…
Похожие песни
-
- слушать Сергей Есенин — Слушай поганое сердце
- скачать Сергей Есенин — Слушай поганое сердце
Сергей Есенин — Слушай поганое сердце
-
- слушать Сергей Есенин — Слушай поганое сердце…
- скачать Сергей Есенин — Слушай поганое сердце…
Сергей Есенин — Слушай поганое сердце…
-
- слушать Сергей Есенин — Слушай, поганое сердце (читает Николай Шарифулин)
- скачать Сергей Есенин — Слушай, поганое сердце (читает Николай Шарифулин)
Сергей Есенин — Слушай, поганое сердце (читает Николай Шарифулин)
-
- слушать Николай Шарифулин (Сергей Есенин) — Слушай, поганое сердце
- скачать Николай Шарифулин (Сергей Есенин) — Слушай, поганое сердце
Николай Шарифулин (Сергей Есенин) — Слушай, поганое сердце
-
- слушать Монгол Шуудан (Сергей Есенин) — Слушай, поганое сердце
- скачать Монгол Шуудан (Сергей Есенин) — Слушай, поганое сердце
Монгол Шуудан (Сергей Есенин) — Слушай, поганое сердце
-
- слушать Монгол Шуудан — Слушай, поганое сердце (сл. Сергей Есенин)
- скачать Монгол Шуудан — Слушай, поганое сердце (сл. Сергей Есенин)
Монгол Шуудан — Слушай, поганое сердце (сл. Сергей Есенин)
-
- слушать Роман Ходосов — «Слушай, поганое сердце!» (Сергей Есенин)
- скачать Роман Ходосов — «Слушай, поганое сердце!» (Сергей Есенин)
Роман Ходосов — «Слушай, поганое сердце!» (Сергей Есенин)
-
- слушать Игорь Ильин — Слушай, поганое сердце (Сергей Есенин)
- скачать Игорь Ильин — Слушай, поганое сердце (Сергей Есенин)
Игорь Ильин — Слушай, поганое сердце (Сергей Есенин)