«стань самим собой» а. тарковский

Анализ стихотворения тарковского "стань самим собой"

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Марина и Арсений

Первая встреча Арсения и Марины Ивановны прошла в доме Нины Яковлевой, бывшей тогда переводчицей. По воспоминаниям хозяйки в глазах у пары при встрече читалась любовь. Они не отрываясь смотрели в глаза друг другу и не могли наговориться. Для любви сложись все отношения и со стороны поэтессы, и со стороны Тарковского. Он боготворит Цветаеву, она иссушилась без любви. Он молод и привлекателен, она является одной из икон русской поэзии, пусть и прошла мимо неё ласка властей.

Самое печальное то, что в 1940 году Цветаева не видит в жизни смысла – нет постоянного угла, стихи не печатают, дочь и муж на Лубянке и злопыхатели пророчат там место и Марине Ивановне. Встреча с Тарковским стала отдушиной для Цветаевой, у неё появилась вера и надежда, что в жизни ещё не всё кончено.

Ответы

Автор ответа: Alsushkakz09

4

Ответ:

Стихотворение датируется 1957 годом. Поэту исполнилось пятьдесят лет, однако добро на издание дебютной книги он получит только еще через пять лет. Он занимается переводческой работой, иногда выбирается в творческие командировки, всерьез увлекается астрономией и годами пишет стихи в стол. В жанровом отношении – философская лирика, этюд самопознания, рифмовка смежная и лишь в конце – охватная, 7 строф. Название стиха почти дословно повторяется в предваряющем его эпиграфе из Гете. Начинается стих с изрядной долей иронии, со спора автора с известной пословицей, народной мудростью. Оказывается, найти себя в этом мире – задача, которая не каждому и по плечу. Более того, не всякий человек этой целью в принципе озадачивается. По крайней мере, в предлагаемом поэтом смысле. «Вывернешься наизнанку» в тщетных попытках увидеть в своем отражении лица необщее выражение. «Все и всех найдешь»: маски, личины, роли, подражания, но только не свое истинное «я». «В прятки сам с собой»: человек как будто боится посмотреть на себя трезво. Ему комфортно в миражах. Даже Гамлет уже вторичен – перед затмевающей его игрой актера. Жизнь отступает, тушуется на фоне театрализации. Поэт ратует за уникальность личности, за поиск ключа, отпирающего лишь один, предназначенный для него, замок.

В предпоследней строфе поэт обращается к собратьям по перу, не обязательно и начинающим, кстати. Он призывает искать собственный голос, а первый шаг на этом пути – мужественно посмотреть правде в глаза и признать свою негениальность. «Загородил полнеба»: значит, следует идти на ощупь, искать в словесной руде, подбирать осколки самоцветов, брошенные торопливым гением. Не следует примерять на себя и роль пророка, мудреца, особенно, если она явно не по зубам. Ведь остаются, пусть негромкие, бесхитростные, но такие настоящие и трепетные слова естественного образа, сравнения, мысли. Слепец додумывает мир, немой – символ ценности каждого произнесенного слова. Верный «угол зренья» при взгляде на себя и вещи – как средоточие, фокус, из которого расходятся лучи долгожданного озаренья. «Угадан до конца»: пронзен, просвечен, обретший форму и содержание. Лексика возвышенная смешана с просторечной, эпитет («заветное число»), сравнение («как ряженый»), идиома («как назло»), внутренняя рифма в третьей строфе, метафоричность («под его стопой»), обращение на «ты» к читателю. А. Моисси – знаменитый актер, игравший в постановках по В. Шекспиру. Известны также его советские гастроли.

Стихотворение «Стань самим собой» А. Тарковского – вдохновляющая карта по поиску клада собственной души.

Объяснение:

Призыв *стань самим собой * Арсения Александровича Тарковского обращен как к художникам , так и ко всем людям вообще

Арсений Тарковский – отец Андрея Тарковского

  • Арсений Александрович Тарковский, годы жизни 1907 – 1989. Он был замечательным проникновенным русским поэтом. 
  • Отец кинорежиссёра Андрея Тарковского. Когда родился Андрей, Арсений Александрович написал в своём дневнике: «В ночь на 4 апреля 1932 года, с воскресенья на понедельник, родился сын, назван Андреем.»
  • В 1954 году Андрей Тарковский сдал все экзамены и стал студентом ВГИКа. К себе в мастерскую его взял известный режиссер Михаил Ромм.
  • В феврале 1956 года Никита Хрущев выступил с докладом о развенчании культа личности Сталина на XX съезде партии. Началась оттепель. 
  • В этом же году Тарковский вместе с одногруппницей Марикой Бейку снял свой первый короткометражный фильм — «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя.
  • В 1960 году Тарковский вместе с Кончаловским написал сценарий фильма «Каток и скрипка».
  • В 1962 году Андрей Тарковский снял «Иваново детство» по рассказу Владимира Богомолова. Фильм принес Тарковскому мгновенный успех. Он получил «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции.
  • Многие смотрели фильмы Андрея Тарковского: Андрей Рублёв, Солярис, Зеркало, Сталкер.
  • Андрей Тарковский 6 марта 1982 года уехал в Италию для работы над фильмом – Ностальгия, а 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане заявил о своём невозвращении в Советский Союз.

Анализ стихотворения «Стань самим собой» Тарковского

Призыв «Стань самом собой» Арсения Александровича Тарковского обращен как к художникам слова, так и ко всем людям вообще.

Стихотворение датируется 1957 годом. Поэту исполнилось пятьдесят лет, однако добро на издание дебютной книги он получит только еще через пять лет. Он занимается переводческой работой, иногда выбирается в творческие командировки, всерьез увлекается астрономией и годами пишет стихи в стол. В жанровом отношении – философская лирика, этюд самопознания, рифмовка смежная и лишь в конце – охватная, 7 строф. Название стиха почти дословно повторяется в предваряющем его эпиграфе из Гете. Начинается стих с изрядной долей иронии, со спора автора с известной пословицей, народной мудростью. Оказывается, найти себя в этом мире – задача, которая не каждому и по плечу. Более того, не всякий человек этой целью в принципе озадачивается. По крайней мере, в предлагаемом поэтом смысле. «Вывернешься наизнанку» в тщетных попытках увидеть в своем отражении лица необщее выражение. «Все и всех найдешь»: маски, личины, роли, подражания, но только не свое истинное «я». «В прятки сам с собой»: человек как будто боится посмотреть на себя трезво. Ему комфортно в миражах. Даже Гамлет уже вторичен – перед затмевающей его игрой актера. Жизнь отступает, тушуется на фоне театрализации. Поэт ратует за уникальность личности, за поиск ключа, отпирающего лишь один, предназначенный для него, замок.

В предпоследней строфе поэт обращается к собратьям по перу, не обязательно и начинающим, кстати. Он призывает искать собственный голос, а первый шаг на этом пути – мужественно посмотреть правде в глаза и признать свою негениальность. «Загородил полнеба»: значит, следует идти на ощупь, искать в словесной руде, подбирать осколки самоцветов, брошенные торопливым гением. Не следует примерять на себя и роль пророка, мудреца, особенно, если она явно не по зубам. Ведь остаются, пусть негромкие, бесхитростные, но такие настоящие и трепетные слова естественного образа, сравнения, мысли. Слепец додумывает мир, немой – символ ценности каждого произнесенного слова. Верный «угол зренья» при взгляде на себя и вещи – как средоточие, фокус, из которого расходятся лучи долгожданного озаренья. «Угадан до конца»: пронзен, просвечен, обретший форму и содержание. Лексика возвышенная смешана с просторечной, эпитет («заветное число»), сравнение («как ряженый»), идиома («как назло»), внутренняя рифма в третьей строфе, метафоричность («под его стопой»), обращение на «ты» к читателю. А. Моисси – знаменитый актер, игравший в постановках по В. Шекспиру. Известны также его советские гастроли.

Стихотворение «Стань самим собой» А. Тарковского – вдохновляющая карта по поиску клада собственной души.

Анализ стихотворения А. А. Тарковского «Стань самим собой»

Стихотворение «Стань самим собой» написано в 1957 году. Произведение относится к жанру философской лирики и характеризует автора как глубокого мыслителя. Тарковский делает попытку осмысления самоидентификации человека – ее путей и возможностей.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • многосоюзие – «и сто рублей и друга» – выделяет каждый член ряда и создает акцент на материальной и на духовной стороне жизни;
  • ряды однородных членов предложения – «вывернешься, обшаришь, смешаешь, увидишь», «ходит, мямлит, хочет», «собой, искусством, судьбой», позволяющие точно изобразить искания лирического героя;
  • антонимы – «явь – сны» – описывают полярные стороны бытия;
  • сравнение – «играешь, как ряженый», создающее яркий запоминающийся образ;
  • инверсию – «ходит Гамлет», «загородил гений», «не дается число»;
  • лексику высокого стиля – «карать», «стопа», «пророк», она иллюстрирует значимость поднятой в произведении проблемы, ее значимость для автора;
  • метафору – «вспышка озаренья»;
  • аллитерацию – «сам с собой, с … искусством и судьбой»;
  • разговорную лексику – «мямлит», «обшаришь», оттеняющую книжную лексику, противопоставленную ей;
  • антитезу – «играть, а не карать», выделяющую основой посыл произведения – подмену подлинного мнимым;
  • эпитет – «заветное число», формирующий перифраз – это истина, некое сокровенное знание, которым стремится овладеть лирический герой;
  • гипербола – «загородил полнеба» – художественное преувеличение помогает осознать масштаб личности, о которой упоминает автор.

Частотность местоимений придает стихотворению удивительную достоверность, доверительность. Александр Моиси – это немецкий актер, который в 1924-1925 годах находился на гастролях в СССР и прославился как исполнитель ролей в пьесах Шекспира и Ибсена. А. А. Тарковский проводит параллели между Моиси, исполнителем роли Гамлета, актером, и личностью литературного героя, самого Гамлета.

В рамках произведения автор подчеркивает, что человека заставляют критически мыслить только исключительные обстоятельства, и подчеркивает особую ответственность творческой личности за каждое написанное слово. Она обязана трудиться и искать свое место в искусстве, невзирая на авторитеты, на подавляющую громадность их значения.

Парадоксальное упоминание о слове у немого и яркости красок у слепца означает умение абстрагироваться, избегать штампов и искать индивидуальные способы самовыражения.

Арсений ТарковскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Арсений Тарковский – Стань самим собой

  • Когда тебе придется туго,
  • Найдешь и сто рублей и друга.
  • Себя найти куда трудней,
  • Чем друга или сто рублей.
  • Ты вывернешься наизнанку,
  • Себя обшаришь спозаранку,
  • В одно смешаешь явь и сны,
  • Увидишь мир со стороны.
  • И все и всех найдешь в порядке.
  • А ты — как ряженый на святки —
  • Играешь в прятки сам с собой,
  • С твоим искусством и судьбой.
  • В чужом костюме ходит Гамлет
  • И кое-что про что-то мямлит, —
  • Он хочет Моиси играть,
  • А не врагов отца карать.
  • Из миллиона вероятий
  • Тебе одно придется кстати,
  • Но не дается, как назло
  • Твое заветное число.
  • Загородил полнеба гений,
  • Не по тебе его ступени,
  • Но даже под его стопой
  • Ты должен стать самим собой.
  • Найдешь и у пророка слово,
  • Но слово лучше у немого,
  • И ярче краска у слепца,
  • Когда отыскан угол зренья
  • И ты при вспышке озаренья
  • Собой угадан до конца.
  • (1957 г.)

Анализ стихотворения

Строки «Всё повторяю первый стих» требуют особого внимания со стороны почитателей Марины Цветаевой, ведь это последнее стихотворение, написанное поэтессой незадолго до трагической смерти. По сути строки являются поэтическим ответом на стихотворение Арсения Тарковского «Стол накрыт на шестерых», которое зацепило Цветаеву. Для понимания последней работы поэтессы анализировать надо не само стихотворение, а то, что сподвигло Марину его написать.

В 1939 году Марина Ивановна возвращается в Россию из Европы, куда уехала за мужем, Сергеем Эфроном после его иммиграции. В СССР Цветаеву окружил вакуум, никто не печатал стихов, не приглашал на творческие вечера, а то и переходил дорогу, издалека увидев поэтессу на улице. Такая атмосфера вдвойне тяжела Марине, так как она не видит своей жизни без двух вещей – любви и поэзии, а писать и любить в вакууме нельзя.

В 1940 году «возвращенка» читает книгу переводов поэта Арсения Тарковского (отец известного режиссёра Андрея Тарковского) и по достоинству оценивает их. Тогда она ещё не знает, что является для Тарковского кумиром, поэт буквально боготворит её стихи. Так как перевод понравился Цветаевой, то она написала Арсению письмо, в котором тепло отозвалась о работе. После этого между Мариной и Тарковским началась заочная дружба, которую после вылилась в нечто больше.

Поэтический ответ Тарковскому

Через некоторое время, снова в доме Нины Яковлевой Тарковский читает Цветаевой своё стихотворение «Стол накрыт на шестерых». Эти строки чем-то обидели поэтессу, и она отвечает на них своими, среди которых есть:

Цветаева видит себя седьмой лишней. Скорее всего, не только стихотворение Арсения стало причиной ответа, возможно, что-то случилось такое, что строки Арсения стали детонатором. Четверостишие:

Цветаева буквально бросает в лицо Арсению, как бы крича – а я?

Марина не долго в стихотворении жалуется на забывчивость хозяина, и сама присаживается седьмой к столу, но её гордость задета, самолюбию нанесён удар. В строках поэтесса олицетворяет себя с жизнью, которая пришла к заколдованному смертью столу и расколдовала его.

Дом был разбужен ненадолго, скоро отношения с Тарковским перетекли из близких в отдалённые и Цветаева снова потеряла лучик надежды. Сложно сказать до какого уровня развились отношения Марины и Арсения, но факт – это была последняя любовь поэтессы. Далее продолжилась череда неудач, непризнания и депрессии. Конец весны и лето 1941 тяжелы для Цветаевой, в эти дни она пишет в дневнике:

Стихи не пишутся, жить негде, денег нет, а над головой висит ужас небытия.

Стихотворение закрывает поэтическую страницу великой русской поэтессы Марины Цветаевой, не получившей при жизни и части заслуженных оваций. Марина Ивановна всю жизнь искала любви, но находила лишь её отблески, она всю жизнь жила стихами, но воздать им должное получилось только далеко после самоубийства поэтессы.

Арсений Тарковский – Русь моя, Россия, дом, земля и матерь

  • Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!
  • Ты для новобрачного — свадебная скатерть,
  • Для младенца — колыбель, для юного — хмель,
  • Для скитальца — посох, пристань и постель,
  • Для пахаря — поле, для рыбаря — море,
  • Для друга — надежда, для недруга — горе,
  • Для кормщика — парус, для воина — меч,
  • Для книжника — книга, для пророка — речь,
  • Для молотобойца — молот и сила,
  • Для живых — отцовский кров, для мертвых — могила.
  • Для сердца сыновьего — негасимый свет.
  • Нет тебя прекрасней и желанней нет.
  • Разве даром уголь твоего глагола
  • Рдяным жаром вспыхнул под пятой монгола?
  • Разве горький Игорь, смертью смерть поправ,
  • Твой не красил кровью багряный рукав?
  • Разве киноварный плащ с плеча Рублева
  • На ветру широком не полощет снова?
  • Как — душе дыханье, руке — рукоять.
  • Хоть бы в пропасть кинуться — тебя отстоять.

Анализ стихотворения «Стань самим собой» Тарковского

Призыв «Стань самом собой» Арсения Александровича Тарковского обращен как к художникам слова, так и ко всем людям вообще.

Стихотворение датируется 1957 годом. Поэту исполнилось пятьдесят лет, однако добро на издание дебютной книги он получит только еще через пять лет. Он занимается переводческой работой, иногда выбирается в творческие командировки, всерьез увлекается астрономией и годами пишет стихи в стол. В жанровом отношении – философская лирика, этюд самопознания, рифмовка смежная и лишь в конце – охватная, 7 строф. Название стиха почти дословно повторяется в предваряющем его эпиграфе из Гете. Начинается стих с изрядной долей иронии, со спора автора с известной пословицей, народной мудростью. Оказывается, найти себя в этом мире – задача, которая не каждому и по плечу. Более того, не всякий человек этой целью в принципе озадачивается. По крайней мере, в предлагаемом поэтом смысле. «Вывернешься наизнанку» в тщетных попытках увидеть в своем отражении лица необщее выражение. «Все и всех найдешь»: маски, личины, роли, подражания, но только не свое истинное «я». «В прятки сам с собой»: человек как будто боится посмотреть на себя трезво. Ему комфортно в миражах. Даже Гамлет уже вторичен – перед затмевающей его игрой актера. Жизнь отступает, тушуется на фоне театрализации. Поэт ратует за уникальность личности, за поиск ключа, отпирающего лишь один, предназначенный для него, замок.

В предпоследней строфе поэт обращается к собратьям по перу, не обязательно и начинающим, кстати. Он призывает искать собственный голос, а первый шаг на этом пути – мужественно посмотреть правде в глаза и признать свою негениальность. «Загородил полнеба»: значит, следует идти на ощупь, искать в словесной руде, подбирать осколки самоцветов, брошенные торопливым гением. Не следует примерять на себя и роль пророка, мудреца, особенно, если она явно не по зубам. Ведь остаются, пусть негромкие, бесхитростные, но такие настоящие и трепетные слова естественного образа, сравнения, мысли. Слепец додумывает мир, немой – символ ценности каждого произнесенного слова. Верный «угол зренья» при взгляде на себя и вещи – как средоточие, фокус, из которого расходятся лучи долгожданного озаренья. «Угадан до конца»: пронзен, просвечен, обретший форму и содержание. Лексика возвышенная смешана с просторечной, эпитет («заветное число»), сравнение («как ряженый»), идиома («как назло»), внутренняя рифма в третьей строфе, метафоричность («под его стопой»), обращение на «ты» к читателю. А. Моисси – знаменитый актер, игравший в постановках по В. Шекспиру. Известны также его советские гастроли.

Стихотворение «Стань самим собой» А. Тарковского – вдохновляющая карта по поиску клада собственной души.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: