Стихотворение б. л. пастернака «про эти стихи». (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение стихотворение б.л. пастернака «про эти стихи» (восприятие, истолкование, оценка)

Борис Пастернак — Жизнь вернулась так же беспричинно ( Объяснение )

Жизнь вернулась так же беспричинно, Как когда-то странно прервалась. Я на той же улице старинной, № 4 Как тогда, в тот летний день и час.

Те же люди и заботы те же, И пожар заката не остыл, Как его тогда к стене Манежа № 8 Вечер смерти наспех пригвоздил.

Женщины в дешевом затрапезе Так же ночью топчут башмаки. Их потом на кровельном железе № 12 Так же распинают чердаки.

Вот одна походкою усталой Медленно выходит на порог И, поднявшись из полуподвала, № 16 Переходит двор наискосок.

Я опять готовлю отговорки, И опять все безразлично мне. И соседка, обогнув задворки, № 20 Оставляет нас наедине.

Не плачь, не морщь опухших губ, Не собирай их в складки. Разбередишь присохший струп № 24 Весенней лихорадки.

Сними ладонь с моей груди, Мы провода под током. Друг к другу вновь, того гляди, № 28 Нас бросит ненароком.

Пройдут года, ты вступишь в брак, Забудешь неустройства. Быть женщиной — великий шаг, № 32 Сводить с ума — геройство.

А я пред чудом женских рук, Спины, и плеч, и шеи И так с привязанностью слуг № 36 Весь век благоговею.

Но, как ни сковывает ночь Меня кольцом тоскливым, Сильней на свете тяга прочь № 40 И манит страсть к разрывам.

Obyasneniye

Zhizn vernulas tak zhe besprichinno, Kak kogda-to stranno prervalas. Ya na toy zhe ulitse starinnoy, Kak togda, v tot letny den i chas.

Te zhe lyudi i zaboty te zhe, I pozhar zakata ne ostyl, Kak yego togda k stene Manezha Vecher smerti naspekh prigvozdil.

Zhenshchiny v deshevom zatrapeze Tak zhe nochyu topchut bashmaki. Ikh potom na krovelnom zheleze Tak zhe raspinayut cherdaki.

Vot odna pokhodkoyu ustaloy Medlenno vykhodit na porog I, podnyavshis iz polupodvala, Perekhodit dvor naiskosok.

Ya opyat gotovlyu otgovorki, I opyat vse bezrazlichno mne. I sosedka, obognuv zadvorki, Ostavlyayet nas nayedine.

Ne plach, ne morshch opukhshikh gub, Ne sobiray ikh v skladki. Razberedish prisokhshy strup Vesenney likhoradki.

Snimi ladon s moyey grudi, My provoda pod tokom. Drug k drugu vnov, togo glyadi, Nas brosit nenarokom.

Proydut goda, ty vstupish v brak, Zabudesh neustroystva. Byt zhenshchinoy — veliky shag, Svodit s uma — geroystvo.

A ya pred chudom zhenskikh ruk, Spiny, i plech, i shei I tak s privyazannostyu slug Ves vek blagogoveyu.

No, kak ni skovyvayet noch Menya koltsom tosklivym, Silney na svete tyaga proch I manit strast k razryvam.

J,]zcytybt

;bpym dthyekfcm nfr ;t ,tcghbxbyyj, Rfr rjulf-nj cnhfyyj ghthdfkfcm/ Z yf njq ;t ekbwt cnfhbyyjq, Rfr njulf, d njn ktnybq ltym b xfc/

Nt ;t k/lb b pf,jns nt ;t, B gj;fh pfrfnf yt jcnsk, Rfr tuj njulf r cntyt Vfyt;f Dtxth cvthnb yfcgt[ ghbudjplbk/

;tyobys d ltitdjv pfnhfgtpt Nfr ;t yjxm/ njgxen ,fivfrb/ B[ gjnjv yf rhjdtkmyjv ;tktpt Nfr ;t hfcgbyf/n xthlfrb/

Djn jlyf gj[jlrj/ ecnfkjq Vtlktyyj ds[jlbn yf gjhju B, gjlyzdibcm bp gjkegjldfkf, Gtht[jlbn ldjh yfbcrjcjr/

Z jgznm ujnjdk/ jnujdjhrb, B jgznm dct ,tphfpkbxyj vyt/ B cjctlrf, j,juyed pfldjhrb, Jcnfdkztn yfc yftlbyt/

Yt gkfxm, yt vjhom jge[ib[ ue,, Yt cj,bhfq b[ d crkflrb/ Hfp,thtlbim ghbcj[ibq cnheg Dtctyytq kb[jhflrb/

Cybvb kfljym c vjtq uhelb, Vs ghjdjlf gjl njrjv/ Lheu r lheue dyjdm, njuj ukzlb, Yfc ,hjcbn ytyfhjrjv/

Ghjqlen ujlf, ns dcnegbim d ,hfr, Pf,eltim ytecnhjqcndf/ ,snm ;tyobyjq — dtkbrbq ifu, Cdjlbnm c evf — uthjqcndj/

F z ghtl xeljv ;tycrb[ her, Cgbys, b gktx, b itb B nfr c ghbdzpfyyjcnm/ ckeu Dtcm dtr ,kfujujdt//

Yj, rfr yb crjdsdftn yjxm Vtyz rjkmwjv njcrkbdsv, Cbkmytq yf cdtnt nzuf ghjxm B vfybn cnhfcnm r hfphsdfv/

Композиция

Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению.

Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

Концовка произведения имеет еще один мотив – это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд” , которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стихотворение и становится последним словом в нем, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом служит также внутренняя рифма в перекрестной рифмовке. Автор использовал для создания произведения классический четырехстопный ямб.

Анализ стихотворения Пастернака «Определение поэзии» — лучшее сочинение

Стихотворение «Определение поэзии» вполне можно назвать у Б.Пастернака программным, поскольку в нем дается четкое изложение тому, что следует понимать под поэзией. Многие поэты и до, и после Пастернака писали свой взгляд на это определение, но пастернаковский характерен тем, что дает очень яркий по краскам, очень громкий по звукам, очень объемный по образам ответ на этот вечный вопрос.

Анализ стихотворения Пастернака «Заместительница»

Стихотворение «Заместительница» Бориса Пастернака очень своеобразное.

  • Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» Борис Пастернак — поэт с философским мышлением, вдумчивый художник.
  • Анализ стихотворения Пастернака «Зимняя ночь» Стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Зимняя ночь» сразу вводит.
  • Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия» В 1958 году Б.Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за его произведение.
  • Анализ стихотворения Гумилева «Жираф» Николай Степанович Гумилев был отважным, мужественным, очень любил.
  • Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы.
  • Б. Л. Пастернак. Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» — является одним.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Пастернака «Определение поэзии» нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт для написания произведения. Борис Леонидович не скупился на художественные средства выразительности, чтобы его творение получилось звучным и поэтичным.

Он прибегнул к излюбленному приему символистов — аллитерации. В одних строках происходит нарастание раскатистого звука «Р», в других же происходит создание звукового эффекта за счет шипящих и свистящих согласных. Еще мелодичности словам придают олицетворения и сравнения. Борис Леонидович использовал и анафору: в произведении несколько раз повторяется слово «это». Данный прием придает дополнительную выразительность образам.

В этом стихотворении Пастернак отдает предпочтение коротким и безличным предложениям

Это подчеркивает его мнение о том, что в поэзии важно быть лаконичным и емким. Также таким синтаксисом он подчеркнул некую стихийность непредсказуемость поэзии: ведь поэт не знает, какое стихотворение у него в итоге получится

Отличается данное творение и вычурными метафорами, которые делают стихотворение намного выразительнее.

Стихотворение Бориса Пастернака оказалось достаточно сложным для восприятия. Но в его строках чувствуется особое очарование, простота. От них словно веет поэтическим волшебством. Образы, описанные в этих строках, отличаются точностью формулировок. Сложный поэтический язык был свойственен символизму, который был доминирующим литературным направлением в 20 веке. Символизм оказал большое влияние на творчество поэта.

Это был анализ стиха Пастернака «Определение поэзии».

Пастернак анализ

Джалтармаева Алия

Мастер (1340) 1 год назад

Стихотворение «Определение поэзии» вполне можно назвать у Б. Пастернака программным, поскольку в нем дается четкое изложение тому, что следует понимать под поэзией. Многие поэты и до, и после Пастернака писали свой взгляд на это определение, но пастернаковский характерен тем, что дает очень яркий по краскам, очень громкий по звукам, очень объемный по образам ответ на этот вечный вопрос.

Стихотворение не разбито автором на строфы через пробелы, но в условной первой строфе дается звуковое понимание поэзии – например, через соловьиную трель или свист. Но автор не ищет легких путей и простых описаний, он прибегает к использованию очень сложных метафор, которых непосвященному или обывательскому уму понять трудно.

Например, поэт пишет «щелканье сдавленных льдинок» вместо того, чтобы сказать об обычном хрусте снежинок под ногами, известном каждому. Фигаро – усеченное название оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», а значит, тоже музыка для посвященных. А непонятное слово «садкан» — означает название одной их тантрических духовных практик.

Особое внимание притягивает к себе строчки «это — сладкий заглохший горох, это — слезы вселенной в лопатках». Опять же, сам поэт давал разъяснения этой сложной метафоре: лопатками раньше назывались стручки молодого зеленого гороха

Таким образом, «слезы вселенной» оказываются как бы горошинами, прикрепленными к стручку, который рано или поздно раскроются, и тогда слезы-горошины будут выплаканы.

Поэт очень много сочетает высокого и низкого: Фигаро – на грядку, «небосвод завалился ольхою», доски в воде. Таким образом, поэт четко дает понять, что именно такое сочетание и рождает поэзию. Борьба и единство противоположностей дает новое понимание сути всех на свете вещей и явлений окружающего мира. Один предмет перерождается в другой, все взаимосвязано и взаимозависимо, и в то же время противостоит друг другу.

Это подтверждает и финал стихотворения, поскольку «вселенная», которая готова была расплакаться в середине произведения, оказалась «место глухое». Значит, только здесь, на Земле, где живет чувствующий, слышащий, осязающий и все понимающий человек, и рождается поэзия.

Рассвет

Ты значил все в моей судьбе.

Потом пришла война, разруха,

И долго-долго о тебе

Ни слуху не было, ни духу.

И через много-много лет

Твой голос вновь меня встревожил.

Всю ночь читал я твой завет

И как от обморока ожил.

Мне к людям хочется, в толпу,

B их утреннее оживленье.

Я все готов разнесть в щепу

И всех поставить на колени.

И я по лестнице бегу,

Как будто выхожу впервые

На эти улицы в снегу

И вымершие мостовые.

Везде встают, огни, уют,

Пьют чай, торопятся к трамваям.

В теченье нескольких минут

Вид города неузнаваем.

В воротах вьюга вяжет сеть

Из густо падающих хлопьев,

И чтобы вовремя поспеть,

Все мчатся недоев-недопив.

Я чувствую за них за всех,

Как будто побывал в их шкуре,

Я таю сам, как тает снег,

Я сам, как утро, брови хмурю.

Со мною люди без имен,

Деревья, дети, домоседы.

Я ими всеми побежден,

И только в том моя победа.

1918 год

«Определение поэзии», анализ стихотворения Бориса Пастернака

Борис Пастернак – один из самых противоречивых писателей первой половины XX века. Его творческий потенциал начал формироваться в очень сложное для России время, на рубеже исторических эпох

В те часы представители литературной элиты серьезное внимание уделяли вопросам философии. Они постоянно спорили о роли личности в истории, предназначении творчества, гражданской позиции мастеров слова

Не оставался вне этих процессов и Борис Пастернак. Как и многие его современники, он пытался осмыслить и выразить свое понимание поэзии. В этом плане стихотворение «Определение поэзии»

. написанное Пастернаком в 1917 году, можно считать программным. Другое дело, что автору в ту пору было всего двадцать семь, и вполне естественно, его взгляды на поэтическое слово претерпели со временем некоторые корректировки.

«Определение поэзии» – стихотворение небольшое, всего 16 строк. Написано анапестом

. Так в стихосложении принято называть трехстопныйразмер с ударением на последнем слоге.Рифмовка во всех строфах перекрестная – АВАВ.

Вероятно, Пастернак не ставил задачу удивить читателя необычной формой. Для него было гораздо важнее наполнить необыкновенной мощью внутреннюю часть произведения, вдохнуть в каждую строчку свой молодой эмоциональный заряд. Отсюда и несколько нарочитая первая часть стихотворения, где слово «это» повторяется в начале каждой строки, всего 7 раз.

Пастернак притягивает внимание читателя яркостью красок и громкостью звуков, которыми поэзия, по его убеждению, призвана потрясать этот мир. Предметы и явления оживают, они неразрывно связаны между собой

Образ Вселенной

(Пастернак пишет это слово с маленькой буквы) не только опосредован, но и конкретно упоминается в середине и конце стихотворения. Человек – часть природы, как деревья, камни, звезды, капли дождя. За несколько лет до стихотворения Пастернака так писал о себе известный российский поэт Константин Бальмонт:

Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей.

Пастернак не жалеет выразительных средств, чтобы зажечь читателя своей идеей, активно использует тропы. Поэт очень тонко применяет популярный прием символистов – аллитерацию

. когда несколько повторяющихся согласных придают стихотворению особую выразительность. Так, в конструкции«Figaro низвергается градом на грядку» постоянно нарастает звук «р», а в словосочетаниях:«круто налившийся свист» .«щелканье сдавленных льдинок» .«ночь, леденящая лист» – звуковой эффект создают шипящие и свистящие согласные.

Красиво усиливают мелодичность текста олицетворения

исравнения .«небосвод завалился ольхою» .«звездам к лицу б хохотать» .«ночи так важно сыскать»

Литературоведы часто обращают внимание и на оригинальный синтаксис стихотворения. Автор отдает предпочтение коротким безличным предложениям

Слова как бы стихийно вырываются из бездны. Подобная хаотичность свойственна дикой природе. Если в прозаическом произведении можно применять сложные предложения, то в поэтическом жанре все должно быть точно, емко, образно. Борис Пастернак глубоко убежден, что такие «волшебные» слова знает только поэзия.

Здесь еще явно ощущается влияние символизма

. что господствовал в русской литературе серебряного века. Однако заметны и росткифутуризма – течения, к которому Пастернак был близок в тот период. К сожалению, язык символов понятен не всегда и не всем. Особенно сложными для восприятия оказались пятая и шестая строки стихотворения:

Это – сладкий заглохший горох, Это – слезы вселенной в лопатках.

Пастернаку пришлось даже объяснять читателям суть столь вычурных метафор

. Дело в том, что в старину лопатками именовали стручки молодого гороха. Они рано или поздно раскроются, а горошины рассыпятся, будут выплаканы.

В стихотворении много контраста: Фигаро и грядка, небосвод и ольха, т. е. высокое неотделимо от низкого. В любой момент они могут поменяться местами. Это и есть литературное обрамление философского понятия о единстве и борьбе противоположностей. Таков и финал стихотворения, где вселенная Пастернака оказывается местом глухим.

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

1956 год

*****

Кратко об известном творении «Февраль!..»

В кратком анализе стихотворения «Достать чернил и плакать» Пастернака следует отметить, что главная его тема – это наступление весны, пробуждение поэзии и вдохновения. Черный цвет в этом произведении – это не цвет печали, а наоборот, признак весны, пробуждения земли после зимы.

Для поэтов весна является новым источником для вдохновения. К ним приходят новые силы для того, чтобы создавать прекрасные произведения. Таким образом автор показал единство природы и творчества.

В проведенном анализе стихотворений Пастернака показано, как он тонко чувствовал окружающий мир и стремился познать его. Его произведения не только наполнены философским смыслом, но и очень метафоричны. Именно эти особенности выделяют поэзию Бориса Пастернака среди других поэтов ХХ века. А его произведения являются достоянием русской поэзии и литературы.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – процесс творчества. Основная мысль – творчество как процесс бесконечно расширяет человеческие возможности, поэт проживает отдельную жизнь в каждом своём детище.

Стихотворение состоит из 7 строф и соответствует этапам создания стихотворения. Первая и вторая строфы – растянувшееся на полгода создание стихов, уход в творчество. С 3 по 5 строфу описано осознание поэтом реальности, из которой он был исключён в процессе творчества. Последние две строфы описывают не внешнее поведение поэта в процессе творчества, как первые две, а его внутреннюю жизнь, то есть объясняют, откуда поэт черпает вдохновение. Пастернак придерживается той идеи, что творец получает информацию и толчок для творчества в неком месте грёз, то есть ничто не ново под луной.

Главная тема произведения

В анализе «Определения поэзии» Пастернака основное внимание следует уделить основной теме стихотворения. Для того чтобы определить место поэзии, автор прибегает к символизму

Но некоторые созданные им образы показались читателям и критикам довольно сложными, поэтому Пастернаку даже пришлось объяснять их значение.

Но эти несколько вычурные образы только подчеркивают, что именно литературный язык помогает создавать удивительные и прекрасные вещи, которыми так ценна поэзия. При этом, чтобы в стихотворных строках выразить свою мысль, нужно придерживаться лаконичности и емкости слога. Поэт уверен, что только в поэзии можно найти именно те слова, которые помогут раскрыть всю красоту мира.

Также в анализе «Определения поэзии» Пастернака нужно рассказать и об образе Вселенной. Примечательным является то, что поэт пишет это слово с маленькой буквы. Человек является частью окружающего мира, и он неразрывно связан с миром

Все образы созданные Пастернаком отличаются яркостью красок и выразительностью, которые привлекают к строкам большее внимание читателя

Анализ «Определение поэзии» Пастернак

Анализ «Определение поэзии» Пастернак

«Определение поэзии» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Борис Пастернак – один из самых противоречивых писателей первой половины XX века. Его творческий потенциал начал формироваться в очень сложное для России время, на рубеже исторических эпох

В те часы представители литературной элиты серьезное внимание уделяли вопросам философии. Они постоянно спорили о роли личности в истории, предназначении творчества, гражданской позиции мастеров слова

Не оставался вне этих процессов и Борис Пастернак. Как и многие его современники, он пытался осмыслить и выразить свое понимание поэзии. В этом плане стихотворение «Определение поэзии», написанное Пастернаком в 1917 году, можно считать программным. Другое дело, что автору в ту пору было всего двадцать семь, и вполне естественно, его взгляды на поэтическое слово претерпели со временем некоторые корректировки.

«Определение поэзии» – стихотворение небольшое, всего 16 строк. Написано анапестом. Так в стихосложении принято называть трехстопный размер с ударением на последнем слоге. Рифмовка во всех строфах перекрестная – АВАВ.

Вероятно, Пастернак не ставил задачу удивить читателя необычной формой. Для него было гораздо важнее наполнить необыкновенной мощью внутреннюю часть произведения, вдохнуть в каждую строчку свой молодой эмоциональный заряд. Отсюда и несколько нарочитая первая часть стихотворения, где слово «это» повторяется в начале каждой строки, всего 7 раз.

Пастернак притягивает внимание читателя яркостью красок и громкостью звуков, которыми поэзия, по его убеждению, призвана потрясать этот мир. Предметы и явления оживают, они неразрывно связаны между собой

Образ Вселенной (Пастернак пишет это слово с маленькой буквы) не только опосредован, но и конкретно упоминается в середине и конце стихотворения. Человек – часть природы, как деревья, камни, звезды, капли дождя. За несколько лет до стихотворения Пастернака так писал о себе известный российский поэт Константин Бальмонт:

Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей.

Пастернак не жалеет выразительных средств, чтобы зажечь читателя своей идеей, активно использует тропы. Поэт очень тонко применяет популярный прием символистов – аллитерацию, когда несколько повторяющихся согласных придают стихотворению особую выразительность. Так, в конструкции «Figaro низвергается градом на грядку» постоянно нарастает звук «р», а в словосочетаниях: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь, леденящая лист» – звуковой эффект создают шипящие и свистящие согласные.

Красиво усиливают мелодичность текста олицетворения и сравнения: «небосвод завалился ольхою», «звездам к лицу б хохотать», «ночи так важно сыскать»

Литературоведы часто обращают внимание и на оригинальный синтаксис стихотворения. Автор отдает предпочтение коротким безличным предложениям

Слова как бы стихийно вырываются из бездны. Подобная хаотичность свойственна дикой природе. Если в прозаическом произведении можно применять сложные предложения, то в поэтическом жанре все должно быть точно, емко, образно. Борис Пастернак глубоко убежден, что такие «волшебные» слова знает только поэзия.

Здесь еще явно ощущается влияние символизма, что господствовал в русской литературе серебряного века. Однако заметны и ростки футуризма – течения, к которому Пастернак был близок в тот период. К сожалению, язык символов понятен не всегда и не всем. Особенно сложными для восприятия оказались пятая и шестая строки стихотворения:

Это – сладкий заглохший горох, Это – слезы вселенной в лопатках.

Пастернаку пришлось даже объяснять читателям суть столь вычурных метафор. Дело в том, что в старину лопатками именовали стручки молодого гороха. Они рано или поздно раскроются, а горошины рассыпятся, будут выплаканы.

В стихотворении много контраста: Фигаро и грядка, небосвод и ольха, т. е. высокое неотделимо от низкого. В любой момент они могут поменяться местами. Это и есть литературное обрамление философского понятия о единстве и борьбе противоположностей. Таков и финал стихотворения, где вселенная Пастернака оказывается местом глухим.

Другие материалы по творчеству автора:

  • Краткое содержание по главам «Доктор Живаго» Пастернак
  • Краткое содержание «Доктор Живаго» Пастернак
  • Анализ «Доктор Живаго» Пастернак
  • Анализ «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак
  • Анализ «Золотая осень» Пастернак
  • Критика «Доктор Живаго» Пастернак
  • Анализ «Сосны» Пастернак
  • Анализ «Февраль» Пастернак
  • Анализ «Гамлет» Пастернак
  • Анализ «Июль» Пастернак

Особенности поэзии

Прежде чем приступать к анализу стихотворений Пастернака, нужно отметить особенности его поэзии. Его лирику отличает особое отношение к природе. В описание природы Пастернак добавляет философские размышления, передавая через нее внутреннее состояние лирического героя. Поэт показал самобытность природы: до этого она передавалась через восприятие лирического героя.

Также одной из отличительных особенностей творчества Пастернака является акцент на теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт не должен стремиться к славе, показной шумихе. Известность он должен заслужить, прокладывая самостоятельно свой творческий путь.

Стихотворения Пастернака отличаются особой метафоричностью. Именно при помощи метафор поэту удается передать ощущения природы независимо от восприятия человека. Тем самым он показывал единство окружающего мира

Поэт уделял внимание и звуковому оформлению: смысловое содержание должно было соответствовать его оформлению

Пастернак скульптурный

Хоть мы и не нашли никаких упоминаний о связях Пастернака с нашим краем, свой Пастернак у Белгорода есть. В сентябре 2014-го на «Аллее нобелевских лауреатов», что возле НИУ «БелГУ» (ул. Студенческая, 14), появилась ещё одна бронзовая фигура – известный белгородский скульптор Анатолий Шишков свою новую композицию посвятил Борису Пастернаку. Поэт, писатель изображён сидящим на стуле, с устремлённым вверх взглядом, с раскрытой книгой на коленях. На постаменте памятника его строки: «Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, поисках пути, сердечной смуте…»

Бронзового Пастернака мы застали в шапках снега, который между тем начал таять и тонкими струйками стекать – февраль словно оплакивал его. Поэтичный образ, музыкальный. В голове зазвучала музыка Пастернака. А вы знали, что в начале своего пути он мечтал о карьере композитора и что его композиторский потенциал ценил Александр Скрябин? Мы же предлагаем вам фрагмент одной из его партитур – Прелюдии соль-диез минор (1906).

Видео Наталии Козловой

Оригинальный материал: «БелПресса»

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи» (восприятие, истолкование, оценка) — вариант 2

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи» посвящено теме творчества. Лирический герой описывает течение своей жизни, но его отличие от простых людей в том, что он поэт. В его голове, душе, сознании рождаются стихи. И поэтому жизнь лирического героя особенная – она полностью подчинена процессу творчества. Герой описывает собственнное состояние в процессе рождения, создания стихов. Свои творения он называет чехардой «чудачеств, бедствий и замет». Эта чехарда рождается солнечным днем из калейдоскопа впечатлений. Герой даже не может обозначить причины, поводы, которые привели к возникновению образов, рифм, мыслей и чувств. В этом участвовало все окружающее, отразившееся в душе поэта: На тротуарах истолку С стеклом и солнцем пополам… Затем все впечатления зреют в душе и формируются во что-то внятное через какое-то время. Пастернак даже точно указывает его – зимой. Первыми слушателями его творений станут чердак и сырые углы дома: Зимой открою потолку И дам читать сырым углам. Задекламирует чердак С поклоном рамам и зиме… В творческом «угаре» герой проведет долгое время. Он говорит о том, что этот «буран» «не месяц будет месть» и сотрет из памяти героя все «лишнее». Лирический герой полностью потеряет ориентацию в пространстве и времени, забудет обо всем. Но постепенно, когда стихи родятся и выйдут наружу, увидят свет, поэт начинает возвращаться к жизни: Внезапно вспомню: солнце есть; Увижу: свет давно не тот. Примечательно, что возрождается к жизни герой именно в Рождество. Тем самым Пастернак сближает поэта с творцом, приближает его к Богу. Пробуждение к жизни происходит постепенно: В кашне, ладонью заслонясь, Сквозь фортку крикну детворе: Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе? Пастернак показывает, как его лирический герой возвращается к одной реальности из других жизней и из других реальностей. Поэт живет в нескольких мирах. Его талант, божественный дар позволяет ему курить с Байроном и пить с Эдгаром По, входить, как к другу, в Дарьял, даже в сам ад. Именно это позволяет лирическому герою думать, что он проживает полноценную, богатую, насыщенную жизнь. По крайней мере, эта жизнь интересней многих обыденных, обывательских жизней простых людей. И именно эта особенность дает герою право сказать: Я жизнь, как Лермонтова дрожь, Как губы в вермут окунал. Интересно, что лирический герой чувствует свою связь с «коллегами» — всеми поэтами, когда-либо творившими в этом мире. Неслучайно он перечисляет величайших поэтов разных стран и эпох: Байрона, Лермонтова, Эдгара По. И себя он ставит, несомненно, продолжением в этот ряд. Цепь растет, собирая звено за звеном, не обрываясь и продолжая традиции поэзии, искусства слова, творчества. Данное стихотворение насыщено средствами художественной выразительности. Это, прежде всего, метафоры: «истолку С стеклом и солнцем пополам», «прянет чехарда Чудачеств, бедствий и замет», «буран концы, начала заметет», «денек прояснит», «к дыре, засыпанной крупой», «задекламирует чердак», «жизнь окунал», «Лермонтова дрожь», Пока я с Байроном курил, Пока я пил с Эдгаром По? Пока в Дарьял вхож, в цейхгауз и в арсенал… Интересны и значимы в произведении сравнения: «галчонком глянет Рождество», «в Дарьял, как к другу, вхож», «жизнь, как Лермонтова дрожь, Как губы в вермут окунал». Кроме того, в стихотворении присутствуют просторечные и разговорные слова: «фортка», «невдомек», обращение «милые», «проторил», «к дыре». Стихотворение делится на строфы – четверостишия с традиционной перекрестной рифмовкой (истолку — потолку, пополам — углам), мужской рифмой (Рождество – того, денек — невдомек). Таким образом, данное стихотворение посвящено теме поэта и поэзии, теме творчества и его роли в жизни самого лирического героя, прежде всего. Произведение помогает заглянуть во внутренний мир поэта, понять, хотя бы приблизительно, что он чувствует, чем живет. Кроме того, Пастернак показывает, как рождаются стихи. Он приближает поэта к самому творцу, господу Богу. Поэт показывает, что жизнь творческого человека иная, более богатая и насыщенная потому, что художник живет сразу в нескольких реальностях, чувствует за нескольких людей, проживает сразу несколько жизней. На мой взгляд, Пастернак в данном произведении глубоко и, в то же время, очень образно и ярко, раскрыл тему творчества и сущности творческого человека, несмотря на то, что говорил очень субъективно, о себе, в первую очередь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: