Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Анализ стихотворения Бродского «На смерть Жукова»
Находясь в эмиграции, Иосиф Бродский продолжал внимательно следить за всеми событиями, которые происходят в СССР. Когда в 1974 году умер Георгий Жуков, который еще при жизни получил негласный титул маршала Победы, опальный поэт посвятил этому выдающемуся человеку стихотворение. По структуре оно выдержано в духе старинных од, которые были приурочены к знаковым событиям – гибели, рождению или же бракосочетании. Царственных особ. Однако по содержанию стихотворение «На смерть Жукова» вряд ли может претендовать на панегирик, так как в своей оценке деятельности этого полководца Иосиф Бродский постарался быть максимально объективным.
Автор признается, что он находится слишком далеко от Москвы, поэтому не может судить о том, как простые люди восприняли уход из жизни одной из ключевых фигур Второй мировой войны. В такой ситуации он лишь может констатировать: «Вижу в регалиях убранный труп: в смерть уезжает пламенный Жуков».
Бродский не отвергает заслуг этого прославленного генерала, который, фактически, выиграл войну и был настолько популярен среди народа, что впал в немилость к Сталину, не терпящему конкуренции во власти. Однако поэт видит и обратную сторону медали того, что произошло, отмечая: «Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую!». Автору интересно, вспомнил ли полководец об этих людях пере смертью, успел ли покаяться в том, что вел на верную гибель тысячи людей, считая их обыкновенным «пушечным мясом». Действительно, жуков разделял мнение Сталина о том, что гибель одного человека – это трагедия, а смерть сотен тысяч русских солдат – это уже статистика. И его можно понять, потому что в тот момент была поставлена конкретная задача – добиться победы любой ценой. Однако Иосиф Бродский убежден, что плата оказалась непомерно высока, потому что вернуть к жизни тех, кто был убит на этой кровавой войне по вине великого полководца, уже невозможно. Поэтому поэт предрекает, что за гибель других Жукову придется расплатиться полной мерой. Отчасти он уже начал отдавать долги при жизни, когда оказался в опале и понял, что судьба далеко не всегда будет к нему благосклонна. Возможно, он просто выполнил свою миссию и выиграл войну, после чего должен был уйти со сцены. У Жукова, как считает Бродский, было достаточно времени на то, чтобы осознать масштабы трагедии 1041-45 годов и хотя бы мысленно попросить прощения не только у погибших, но и у их семей. Однако если судить по мемуарам полководца, этого не произошло, поэтому поэту интересно, что он ответит своим подчиненным, оставшимся в братских могилах, когда встретится « в адской области с ними».
Поэт уверен, что Жуков непременно попадет в ад, так как на его совести – тысячи загубленных и ни в чем не повинных душ. Даже тот факт, что погибшие в бою воины очищаются перед Богом от всех грехов только за то, что вынуждены были взять в руки оружие для защиты своих семей, не может умалить вины маршала. С другой стороны, Бродский прекрасно понимает, что Советский Союз никогда бы не выиграл эту войну без Жукова, который заложил свою душу темным силам ради того, чтобы остановить «коричневую чуму». Этот парадокс не дает покоя поэту, который не понимает, почему ради достижения благих целей люди должны действовать столь жестокими и кровавыми методами. И у автора, по-видимому, нет ответа на этот вопрос. Свои стихи, посвященные Жукову, Бродский считает «жалкой лептой», но признается, что посвящает их человеку, «спасшему родину». Хотя в том, что имя маршала будет увековечено, поэт сомневается, предрекая, что подвиги этого полководца очень скоро канут в Лету.
Иосиф БродскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Краткий разбор строф
В стихотворении Бродский рисует нам картину похорон Жукова, который уезжает в страну смерти для более детального суда.
Далее Бродский отмечает, что сокрушив многие вражеские редуты, Жуков окончил жизненный путь в опале у Сталина, который побаивался маршала Победы и не терпел конкуренции.
Автор строк интересуется, вспоминал ли Жуков о тысячах и тысячах погибших под его стягом солдатах, снились ли ему реки крови, когда он умирал в белой кровати старости? Что маршал скажет, встретившись в аду с солдатами своей армии, которые где-то защищали свою землю, а где-то становились и на путь оккупантов?
Что ж, полную оценку Жукову даст история, Бродский лишь ещё раз сказал в стихотворении, что это неоднозначная фигура и она требует внимательного суда.
Жуков – великий мародер?
Фигура маршала Жукова неоднозначна и в рамках этого анализа у нас нет цели дать оценку жизненного пути полководца. С одной стороны, он внес большой вклад в победу над фашизмом, с другой не остался в истории только светлым пятном, так как шел к победе по костям миллионов русских солдат.
Жуков летел к цели победы не разбирая пути, оставляя за собой горы трупов, при этом своих солдат он клал в землю больше, предпочитая идти по костям, чтобы не поскользнуться.
Кроме этого, Жуков любил красивые вещи и много позже после войны из его дома вывозили-выносили сотни и сотни «трофеев», включая шубы, меха, золотые украшения и даже стиральную машину, что в то время было диковинкой. Такая страсть к вещам противника называется мародерство, поэтому Жуков с одной стороны достоин уважения, как ступенька к победе над Гитлером, с другой стороны и грехов за маршалом было очень много, выше крыши, как сейчас говорят.
Краткий анализ строф
Стихотворение написано трехстопным дактилем и состоит из пяти шестистиший, имеющих комбинированную перекрестную рифмовку (внуков – круп – звуков – труб – труп – Жуков).
Из средств художественной выразительности отметим:
- Метафоры (сколько он пролил крови солдатской, колонны замерших звуков, в смерть уезжает).
- Эпитеты (чужая земля, адская область, замершие звуки, жалкая лепта).
- Олицетворение (плачущие трубы).
Также в произведении видим риторическое обращение (Бей, барабан и военная флейта) и антитезу (противопоставление противоположностей) «входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою».
Анализ стихотворения «На смерть Жукова» Бродского
Иосиф Александрович Бродский уже в эмиграции в стихотворении «На смерть Жукова» изложил свой взгляд на личность полководца и его вклад в историю.
Стихотворение написано в 1974 году. Его автору 34 года и он уже пару лет как выдворен из СССР как элемент нежелательный и антисоветский. Это не помешало ему из Голландии откликнуться на смерть маршала Г. Жукова. По жанру – подражание классическим одам на смерть, по размеру – дольник со сложной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – автор. Сам поэт давал высокую оценку классицистам XVIII века, эти стихи написаны в манере оды «Снигирь» Г. Державина на кончину А. Суворова. Сходство формы и образов, однако, не порождает сходства смыслов. И. Бродский хотел объективно отразить свое субъективное отношение к покойному, стране и политическому строю, которым он служил. Поэт видел кадры с телетрансляции церемонии. Начало 1 строфы похоже на репортаж с места событий. Однако поэт умышленно вводит несуществующие детали: вижу труп. Помимо сомнительного по эмоциональной окраске (в данном контексте) слова «труп», следует сказать, что «в смерть» уезжала уже урна с прахом. Во 2 строфе на стыке первых двух строк игра смыслов: многие пали (затем возникает пояснение «стены»). «О Ганнибале»: сравнение с древними из арсенала Г. Державина. Третья строфа обличительна. По воспоминаниям самого полководца, ряд согласованных в верхах операций были спорными и повлекли за собой гибель множества солдат. Поэт называет «полным провалом» его смерть в «штатской кровати». «В адской области»: эту строку принято трактовать двояко. Впрямую, и тогда автор отводит место маршалу и его армии в аду (например, потому что они служили коммунистическому государству, были его силой), и нейтрально, если считать «ад» за «аид», то есть, просто загробный подземный мир времен античности, образы которой повсеместны в поэзии классицизма. И все же автор не стал отправлять его в Элизиум. «Что он ответит» там солдатам? В 4 строфе – обращение к мертвому: спи! Он иронизирует: смело в чужие столицы, в страхе в свою. В финале еще одно почти властное обращение: маршал! Поэт утверждает, что и его неоднозначную эпитафию, и «прахоря» самого покойного («сапоги» на криминальном арго) «поглотит Лета» (то есть, забвение). «Все же, прими их»: здесь уже дрогнувшая интонация. «Родину спасшему»: автор вполне искренен. Он благодарен за оборону Ленинграда (поэт сам с родителями был в городе), за низвержение Л. Берии. «Вслух говоря»: есть что сказать и не вслух, а про себя. Заключительные строки – очередная отсылка к Г. Державину. Эпитеты: замерших, пламенный, жалкая. Олицетворение: плачущих труб. Инверсия: уезжает Жуков.
В лирике И. Бродского, в ее форме и содержании, нередки аллюзии на творчество поэтов времен классицизма.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках