Анализ стихотворения бальмонта пламя кратко

Читать онлайн книгу том 1. стихотворения - константин бальмонт бесплатно. 7-я страница текста книги.

Краткое содержание

В мечтах он стремится к лесам, горам, высоким вершинам. Это сродни болезни и одержимости. Герою хочется плакать и жадно вздыхать воздух вокруг. Пусть это только фантазии и мечты, но именно это дарит ему эмоции. Сравнение с больным духом приведено неслучайно: именно путешествия во снах исцеляют героя, восстанавливают его, отвлекают.

Бледное сияние луны словно напитывает человека. Ему становятся понятными тайны мира и он готов слушать молчанье, лишь бы не прерывать этот процесс. Созерцание дает ему ощущение того, что он сказочный герой. Суета проходит мимо, и она больше не беспокоит. С лунным светом приходит покой, умиротворение, счастье.

История создания

Бальмонт написал стихотворение в 1894 году. Оно было создано в традициях импрессионистической лирики XIX века. Эта работа была одной из лучших творений поэта. В ней он реалистично описал пребывание во сне. В то время считалось, что во время ночного отдыха человек находится между жизнью и смертью. Именно поэтому ему может открыться тайное знание.

Бальмонт любил сновидения, ведь в них он расширял границы фантазии. После пробуждения многое забывалось, но если постараться, то можно было вспомнить частично сюжет. Поэту нравилось путешествовать по другим мирам и это отвлекало его от обыденной реальности.

Анализ стихотворения Константина Дмитриевича бальмонта «Пламя»

Согласно сюжету стихотворения, в некоем храме совершается молитва. Двое возжигают ладан, и его синее пламя пробуждает бога, который говорит с богомольцами:

Этот образ может также быть воспринят как своеобразное бальмонтовское видение неопалимой купины. Как и библейский бог, передавший Моисею свою волю вывести его народ из Египта, так и пламенный бог поэта взывает к лирическому герою. Он дает герою завет:

Бальмонтовское божество вдохновляет героев жить полной жизнью, стремиться к высокой мечте и воплощать дерзкие замыслы, обещая, что счастье будет сопутствовать смелым. В этом образ говорящего из пламени бога близок и к древнегреческому герою Прометею.

Если рассматривать сюжет произведения с иного ракурса, то окажется, что оно наполнено чувственными образами

Автор заостряет внимание на том, что героев двое, и пламя рождается между ними:

  • Почему грибы занимают промежуточное положение между растительными и животными организмами кратко

      

  • 44 школа ставрополь педагогический состав

      

  • Какие события в истории монголов предшествовали их нашествию на русь кратко

      

  • Почему у многих народов возникло понятие о душе как это проявилось в религиозных верованиях кратко

      

  • Что такое аркана в жизни человека кратко и понятно

Бальмонт Константин Дмитриевич

Пастернак Борис

Не нашли стихотворение?

Публикуйте свои стихи

Для более слаженной аналитической работы уместным будет краткий стихотворения:

  1. Название и автор произведения.
  2. Жанр и литературное течение.
  3. Тема.
  4. Идея и основная мысль.
  5. выразительности.

Данный план является довольно схематическим. Тем не менее разбор по его формуле получится четким и емким.

Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.

Стихотворение принадлежит к символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Настанет день — исчезну я…»

Раннее поэтическое творчество Бунинаотмечено преобладанием пейзажной лирики, написанной в традициях Афанасия Фета и Алексея Толстого. После первой русской революции Иван Алексеевич все чаще создает философские стихотворения, в которых явно слышны отголоски наследия Федора Тютчева. Важнейшей частью пейзажей, рисуемых Буниным, становятся погосты, могилы, кладбища, символизирующие не только приближение собственной смерти, но и исчезновение древних родов. Поэт стремится заглянуть за грань. Его завораживают тайны смерти, не щадящей никого на земле. Путь к обретению гармонии Иван Алексеевич видит в слиянии с природой, в возвращении человека к истокам. Кроме того, писателя волнует мысль о воссоединении с прошлым, с предками. Преемственную связь времен он переносит в мир духовный.

Стихотворение «Настанет день — исчезну я…», сочиненное в 1917 году, относится к философской лирике. В нем поднимаются бытийные проблемы, затрагивается тема смерти. Жанр произведения — элегия: Бунинпредлагает читателям печальные размышления, касающиеся скоротечности человеческой жизни. Нельзя сказать, что произведение Ивана Алексеевича — исключительно пессимистично. Да, лирический герой прекрасно осознает, что когда-нибудь смерть настигнет и его. В этом есть фатализм, смирение с неминуемым концом. Также он понимает: его смерть — это не финал для всего остального мира. На земле жизнь будет продолжаться. Благодаря подобным мыслям пессимизм отходит на второй план. Один человек умер — родился другой. Ему останется ровная синева моря. В его открытое окно будет смотреть дно неба. Все в мире повторяется, все перерождается. Подспудно надеется на перерождение и лирический герой стихотворения «Настанет день — исчезну я…».

Тема смерти заявляется с первой строки произведения. Подчеркивается она двумя прилагательными — «пустой» (по отношению к комнате) и «пустынный» (по отношению к простору). Первое слово располагается в начале стихотворения, второе — в финале. Таким образом они образуют кольцо, что усиливает мысль о повторяемости всего в мире, о неотвратимости конца (из небытия человек приходит, туда же и возвращается).

В итоге лирический герой стихотворения «Настанет день — исчезну я…» находит успокоение — ему не страшна смерть. Он не пытается избежать ее или оттянуть. Его ведет надежда, окрыляет осознание того, что мир продолжит свое существование.

Размер и рифмовка

Сонетная строфа – строгая форма. Сонет состоит из 14 строф – двух катренов и двух терцетов. Бальмонт пишет стихотворение в форме классического итальянского сонета, немного изменив систему рифмовки терцетов (в итальянском сонете вгв гвг, а у Бальмонта вгв вгв. Рифмовка в катренах и терцетах кольцевая, женская рифма чередуется с мужской. Сонет написан традиционным для этой строфы размером – пятистопным ямбом.

Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет XIX века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире.

Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, — час расплаты ждет. Кто начал царствовать Ходынкой, Тот кончит, встав на эшафот.

В начале творческого пути Бальмонта поддерживали В. Короленко, В. Брюсов, которые высоко ценили его талант и образованность.

Всю жизнь Бальмонт работал очень интенсивно. В год у него выходило по несколько сборников в нескольких изданиях. Он изучил 16 языков, поглощал целые библиотеки, стремился как можно полнее понять жизнь и людей.

С 1897 года поэт путешествует по всему миру, что отразилось на тематике его стихотворений. Отречение царя от власти Бальмонт воспринял с радостью, но революцию 1917 года отверг, считая ее грубой и страшной. В 1920 году поэт-бунтарь подает прошение о выезде за границу, где и остается навсегда. В эмиграции Бальмонт тосковал по родине:

И все пройдя пути морские, И все земные царства дней, Я слова не найду нежней, Чем имя звучное: Россия.

Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него — символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры. В едином взоре, Я властелин…

По музыкальности стиха Бальмонту не было равных. Он умел уловить и показать момент, миг, звук, рождающиеся и исчезающие. В своих стихах поэт использовал приемы, свойственные музыке, — ритмические повторы, множество внутренних рифм:

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. (1902)

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.

Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Чередование шипящих звуков — излюбленный прием символистов, позволяющий передать шелест листьев:

Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье глухое, немое.

Ландыши, лютики. Ласки любовные. Ласточки трепет. Лобзанье лучей. Лес зеленеющий. Луг расцветающий. Светлый свободный журчащий ручей.

Радость безумная. Грусть непонятная. Миг неизбежного. Счастия миг.

Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог, Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог.

Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет.

льшим смыслом наполняются его жизнь и творчество:

И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Красный парус в синем море, море голубом. Белый парус в море сером спит свинцовым сном. (1905)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • бальмонт основные темы в творчестве
  • темы стихов бальмонта
  • бальмонт стихи челн томления анализ
  • анализ стихотворения бальмонта челн томленья
  • бальмонт биография для детей краткое содержание

Анализ стихотворения Бальмонта «Белый пожар» 1 вариант

В конце 1902 года московское издательство «Скорпион» выпустило четвертую книгу Бальмонта «Будем как солнце». В течение шести месяцев было продано почти две тысячи экземпляров, что по тем временам означало большой успех. Сборник закрепил за Константином Дмитриевичем репутацию лидера русского символизма. По замечанию Стаховой, поэт предпринял попытку создать космогоническую картину мира. В центре ее находится солнце, представляющее собой вечный источник всего живого. В книге преобладают пантеистические мотивы поклонения стихийным силам. Особое место в образном ряде отведено огню. Он фигурирует во многих стихотворениях. В частности, в «Гимне огню» Бальмонт перечисляет множество его ликов – от пламени свечи в церкви до света горящих домов.

«Белый пожар» датируется 1900 годом. Произведение входит в раздел «Четверогласие стихий» сборника «Будем как солнце». В качестве эпиграфа Константин Дмитриевич использует строки из «Веселой науки» (1882) немецкого философа Фридриха Ницше: «Я здесь стою в пожаре прибоя…». Кстати, далее в оригинале написано следующее: «…чье белое пламя лижет мои ноги…». Многие идеи Ницше были близки Бальмонту. Не раз обращался Константин Дмитриевич к теме «стихийного гения», которому придавались черты сверхчеловека. В трудах великого немецкого мыслителя нередко говорится о сильной личности, способной противостоять толпе. Бальмонт, в свою очередь, любил подчеркивать исключительность поэта. Справедливости ради стоит отметить, что творчество Ницше привлекало не только Константина Дмитриевича, но и других ярких авторов Серебряного века – Гиппиус, Брюсова, Мережковского.

Стихотворение «Белый пожар» отличает сложная образность. Волны, которые наблюдает лирический герой, сравниваются одновременно с огнем и лошадьми. Метафоры сменяют друг друга, порой переплетаясь. В первой строфе упоминается предсмертное напряжение, с которым вода добирается до берега и, соответственно, до героя-наблюдателя. Во втором четверостишии бег волн олицетворен с дикой погоней. В ней вынуждены участвовать белые кони, «жгущие себя с торопливостью жадной». В финальной строфе волны-огни «на песке умирают в дрожании гнева». «Белый пожар» можно отнести к философско-пейзажной лирике. В нем описание природного явление помогает раскрыть тему неизбежной физической смерти всего живого на земле.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Пламя»

Стихотворение «Пламя» написано в период творческого расцвета Константина Дмитриевича. Оно относится к жанру интимной лирики и отражает всю сложность отношений любящих людей.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

парцелляцию (намеренное членение предложения) – «Нет. Уходи скорей. К восторгам не зови», «Я не люблю тебя. Мне жаль … губить», которая позволяет интонационно выделить каждый фрагмент, «рубленая» речь подчеркивает непреклонность намерений лирического героя;

синекдоху – замена по типу «часть-целое» – «восторг» – подразумевается счастье, всеобъемлющее воодушевление, которые приносит любовь;
аллитерацию (повторение однородных согласных) – «Любить? – Любя, убить…», «тебя губить» – звонкий согласный является мощным средством звукописи;
олицетворение – «красота любви»;
инверсию – «был день», «клубится ночь», «могу я» – она позволяет осуществить рифмовку;
контекстуальные антонимы – «люблю – удаляюсь», «день – ночь», «греть – жечь» – призваны подчеркнуть разность жизненных установок любящих;
эпитет – «ясный день» – описывает мимолетный разгар чувства, который тем и ценен;
сравнение – «буду как жернов» – то есть смертельно опасное обременение;
риторические вопросы – «Любить?», «…греть?..» – вопросительная интонация придает оттенок иронии, подчеркивает то, что лирический герой исключает такую возможность;
риторическое восклицание – «Уйди!» – отражает накал чувств, глубину отчаяния – герой как будто отказывается ручаться за себя;
синонимы – «уйди, уходи» – создают акцент на ключевом слове;
лексические повторы – «со мной… – за мной…», «не люблю тебя

Мне жаль тебя…» – выделяют героев стихотворения;
оксюморон – «любя, убить» – используя его, автор концентрирует внимание на разрушительности чувства лирического героя;
ряды однородных членов предложения – «люблю, удаляюсь», «светить, греть».

И побуждение, и запрет, выражаемые героем, обозначены глаголами повелительного наклонения – «уходи», «не зови», «беги», «уйди», интонацией. Произведение поражает обилием глаголов. Они создают впечатление стремительности событий, придают речи сбивчивость, спонтанность.

Хрупкость любимой подчеркнута определением «полудетские» в применении к ее сложению. Трезво оценивая себя, герой сознательно отказывается от отношений, понимая их гибельность.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: