Характеристика героев по произведению альбера камю «посторонний»

«посторонний»: экзистенциальное творчество альбера камю

Об авторе

Создатель повести «Посторонний» — Альбер Камю — прозаик, эссеист, философ и лауреат Нобелевской премии по литературе. Будущий писатель родился за год до начала Первой мировой войны в алжирском местечке Мондови. Его отец работал на винодельческой ферме, 1914 году погиб в битве на Марне. Мать Камю была необразованной женщиной.

Детство будущего лауреата Нобелевской премии прошло в нищете. Однако Альбер с ранних лет проявлял удивительные способности, а потому, в отличие от многих своих сверстников, поступил после окончания школы в лицей. В тридцатые годы Камю изучал философию в Алжирском университете. Он много читал, вел дневник, писал эссе. Огромное влияние на формирование Камю как писателя оказали творчество Достоевского, труды Ницше.

В начале Второй мировой войны писатель работал в газете «Пари-суар». В 1940-м он завершил работу над повестью «Посторонний». Альбер Камю в 1942 году смог издать произведение, и это стало важным событием во французской литературе. В годы войны он написал также «Миф о Сизифе» и «Чуму».

Камю был человеком довольно активным. Примыкал то к одной, то к другой подпольной организации. В начале пятидесятых публиковался в анархистском журнале. За повесть «Посторонний» Альбер Камю получил Нобелевскую премию в 1957-м – за три года до смерти. Основная тема произведений французского прозаика – борьба с несправедливостью и насилием.

О чем книга?

Место действия – Алжир, на тот момент колония Франции. Офисный работник Мерсо получает извещение о смерти матери. Она доживала свой век в богадельне, и он направляется туда проститься с ней. Однако никаких особенных чувств герой не испытывает, о чем красноречиво сообщает его равнодушный тон. Он машинально исполняет необходимые ритуалы, но не может выдавить из себя даже слезы. После мужчина возвращается домой, и из описания его быта мы узнаем, что он безразличен решительно ко всему, что дорого обывателю: карьере (отказывается от повышения ради того, чтобы не уезжать от моря), семейным ценностям (ему все равно, будет у него брак с Мари или нет), дружбе (когда сосед говорит ему о ней, он не понимает, о чем речь) и т.д.

Отсутствие эмоций выражает не сам рассказчик, а стиль его изложения, ведь рассказ в «Постороннем» ведется от его лица. Сразу после похорон матери он заводит девушку и ведет ее в кино. Параллельно налаживает отношения с соседом, который делится с ним самыми откровенными подробностями личной жизни. Раймон содержал местную женщину, но у них произошла размолвка насчет денег, и любовник избил ее. Брат жертвы по обычаям предков поклялся отомстить обидчику, и с тех пор за импульсивным мужчиной ведется слежка. Он заручается поддержкой Мерсо, и вместе с дамами они отправляются на дачу к общему знакомому. Но и там преследователи не отступили, и главный герой как раз встретил одного из них под палящими лучами солнца. Как-раз накануне он одолжил у товарища пистолет. Им он и застрелил араба.

Третья часть разворачивается в заточении. Мерсо арестовали, идет следствие. Судейский чиновник с пристрастием допрашивает преступника, не понимая мотива убийства. В тюрьме герой понимает, что оправдываться бесполезно, и никто его не поймет. Но истинный смысл его поведения читатель узнает лишь в части, где грешник должен был покаяться священнику. Духовный отец пришел к узнику с проповедью, но тот стал распаляться и категорически отрицать религиозную парадигму мышления. В этой исповеди и сосредоточена его идеология.

Арест

Мерсо задержали. Но ни убийство, ни арест не вызвали у него эмоций. Он полагал, что дело его очень простое. Следователь же пытался найти мотив. Но безрезультатно. Однажды он завел с Мерсо разговор о Боге, но тот признался в своем неверии.

Следствие продолжалось почти год. Он привык к тюремной камере, однажды, после того как его посетила Мари, вдруг подумал: достаточно всего одного прожитого дня для того, чтобы провести в тюрьме век. У Мерсо было достаточно воспоминаний. Он уже не тосковал по свободе. А спустя несколько месяцев пребывания в камере утратил чувство времени.

Начинается слушание дела Мерсо. В зале много народу. Мерсо здесь чувствует себя не преступником, ожидающим наказания, а посторонним, лишним. Допрашивают Мари, Раймона, Массона и даже директора богадельни, в которой провела последние годы мать подсудимого. Последний рассказывает о странном поведении Мерсо на похоронах матери.

Вырисовывается портрет убийцы. Равнодушный, беспринципный человек, который, не всплакнув ни разу на похоронах матери, вступает на следующий же день в любовную связь с женщиной, кроме того, состоит в дружеских отношениях с сутенером. А стреляет в человека он, пытаясь свести старые счеты. Прокурор называет Мерсо бездушной, беспринципной личностью и требует высшей меры наказания. Главного героя приговаривают к казни.

История создания

Идея произведения сформировалась в 1937 г., то есть на его написание ушло около трех лет. В записной книжке Альбер Камю набросал схематичное описание будущей работы:

Композиция романа (или повести, на этот счет нет единого мнения) состоит из трех частей, об этом автор сделал упоминание в своих записях в августе 1937 года. Первая повествует о предыстории героя: кто он, как живет, чем занимает время. Во второй происходит преступление. Но самая главная часть – это финальная, где Мерсо бунтует против любого компромисса с господствующей моралью и предпочитает оставить все, как есть – никак не пытаться спастись.

Многие исследователи находят схожесть «Постороннего» и первого крупного художественного произведения Камю «Счастливая смерть»: сюжетные повороты, имена героев, некоторые едва уловимые детали повторяются. Более того, писатель перенес некоторые фрагменты, не меняя ни содержания, ни формы. Следует отметить, что среди возможных названий книги фигурировали такие варианты, как: «Счастливый человек», «Обыкновенный человек», «Безразличные».

«Посторонний» был впервые опубликован в 1942 г

Он сразу завоевал внимание публики и полюбился ей. Теперь эта книга является визитной карточкой французской экзистенциальной литературы

Камю использовал композицию романа «Красное и черное» Стендаля. Произведения делятся на две части, кульминации и философский накал – сцены в камерах. Мерсо – антипод Сореля: пренебрегает карьерой и женщинами, убивает, а не делает попытку убийства, случайно, а не специально, не оправдывается. Но оба они — романтики, тесно связаны с природой и тонко ее чувствуют.

«Посторонний» Камю сокращенно

«Посторонний»

или«Чужой» , также известен перевод«Незнакомец» Г. А. Адамовича — дебютная повесть французского писателя Альбера Камю (1942), классическая иллюстрация идей экзистенциализма.«Посторонний» краткое содержание по частям изложено в этой статье.Краткое содержание 1 части «Посторонний»

Алжирец французского происхождения, живущий в пригороде, мелкий чиновник Мерсо, узнаёт о смерти матери. Несколько лет назад он отвёз её в богадельню, поскольку жалованье не позволяло её содержать. Мерсо отправляется на похороны.

В богадельне он ведёт себя явно неподобающе скорбящему сыну: побеседовав с директором, идёт ночевать к гробу матери, но даже не хочет взглянуть на её тело, разговаривает о пустяках со сторожем, спокойно пьёт кофе, курит, спит, а потом видит у гроба друзей матери из богадельни, которые явно осуждают его бесчувственность. Так же равнодушно хоронит мать и возвращается в город.

Дома долго спит, потом идёт к морю купаться и встречает бывшую сослуживицу Мари, которая очень сочувствует его потере. Вечером они становятся любовниками. Следующий день Мерсо проводит у окна, неторопливо размышляя о том, что почему-то в его жизни практически ничего не изменилось.

Вечером следующего дня Мерсо возвращается с работы и встречается с соседями: стариком Саламано и кладовщиком Раймоном, который слывёт сутенёром. У Раймона любовница-арабка, которую он хочет проучить: просит Мерсо помочь в сочинении письма, которым пригласит её на свидание, чтобы там её избить.

Мерсо видит их бурную ссору, которую пресекает полиция, и соглашается быть свидетелем в пользу Раймона.

https://www.youtube.com/watch?v=Q1NpmIdbfrE

Начальник на работе предлагает Мерсо повышение по службе с переводом в Париж. Мерсо не хочет: жизнь от этого не переменится. Потом Мари справляется у него о намерении на ней жениться, но Мерсо и это не интересует. В воскресенье Мари, Мерсо и Раймон идут на море в гости к Массону — приятелю Раймона.

На автобусной остановке их настораживает встреча с арабами, среди которых — брат любовницы Раймона. После завтрака и купания на прогулке, снова заметив арабов, друзья уже уверены, что их выследили. Завязывается драка, в которой Раймон получает удар ножом, после чего арабы убегают.

Через некоторое время, обработав рану Раймона, все трое снова идут на пляж и опять натыкаются на тех же арабов. Раймон передаёт Мерсо свой револьвер, но ссоры с арабами не получилось.

Краткое содержание 2 части «Посторонний»

Мерсо арестовали и вызывают на допросы. Он думает, что дело его совсем простое, но адвокат и следователь не соглашаются. Мотивы преступления никому не понятны, а сам Мерсо испытывает лишь досаду от случившегося. Одиннадцать месяцев длится следствие.

Камера стала домом, жизнь остановилась. Воля закончилась даже в мыслях после свидания с Мари. Мерсо скучает, вспоминает прошедшее. К нему приходит понимание, что даже один день жизни может наполнить сто лет заключения в тюрьме, столько остаётся воспоминаний.

Постепенно понятие времени теряется.

Дело слушается судом присяжных. Много народу в очень душном зале. Мерсо не различает лиц. Впечатление, что он тут лишний. Свидетелей опрашивают долго, картина вырисовывается печальная.

Адвокат заявляет противоположное: Мерсо — честный труженик и примерный сын, который содержал свою мать, пока мог, его погубило минутное ослепление, и самая тяжкая кара ему — раскаяние и совесть.

Приговор, тем не менее, — смертная казнь. От имени всего французского народа Мерсо публично отрубят голову на площади. Он не понимает неизбежности происходящего, но всё-таки смиряется. Жизнь не так хороша, чтобы за неё цепляться. И если всё равно придётся умереть, то нет разницы, когда и как.

Замысел

Записные книжки писателя поведали о возникновении замысла и определении темы будущей повести Камю. «Посторонний» мыслился писателем как рассказ о человеке, не желающем оправдываться, которому всё равно, что думают о нём другие люди, и он не станет их переубеждать. Более того, он, даже умирая, знает, что прав, и понимает, что это не утешение. С весны 1937 три года автор обживает, работает, пишет, правит. В 1942 году повесть Камю «Посторонний» была опубликована.

Алжирец французского происхождения, живущий в пригороде, мелкий чиновник Мерсо, узнаёт о смерти матери. Несколько лет назад он отвёз её в богадельню, поскольку жалованье не позволяло её содержать. Мерсо отправляется на похороны.

В богадельне он ведёт себя явно неподобающе скорбящему сыну: побеседовав с директором, идёт ночевать к гробу матери, но даже не хочет взглянуть на её тело, разговаривает о пустяках со сторожем, спокойно пьёт кофе, курит, спит, а потом видит у гроба друзей матери из богадельни, которые явно осуждают его бесчувственность. Так же равнодушно хоронит мать и возвращается в город.

Дома долго спит, потом идёт к морю купаться и встречает бывшую сослуживицу Мари, которая очень сочувствует его потере. Вечером они становятся любовниками. Следующий день Мерсо проводит у окна, неторопливо размышляя о том, что почему-то в его жизни практически ничего не изменилось.

Вечером следующего дня Мерсо возвращается с работы и встречается с соседями: стариком Саламано и кладовщиком Раймоном, который слывёт сутенёром. У Раймона любовница-арабка, которую он хочет проучить: просит Мерсо помочь в сочинении письма, которым пригласит её на свидание, чтобы там её избить. Мерсо видит их бурную ссору, которую пресекает полиция, и соглашается быть свидетелем в пользу Раймона.

Суд над Мерсо

На суде Мерсо обращает внимание на странное обстоятельство: судят его, но сам он на протяжении всего процесса остаётся в стороне. Суд напоминает театральное действо, где актёры одеты в мантии, каждый произносит давно затверженные монологи, а публика рукоплещет удачному исполнению

Адвокат всё время твердит Мерсо, что процесс проходит удачно, исключительно удачно. Свидетели защиты не подводят, говорят то, что нужно, свидетели обвинения нейтрализованы своевременными репликами адвоката, вот только сам Мерсо никак не может втолковать судьям, что истинной причиной убийства стало палящее солнце… Это «солнечное затмение» разума, секундное ослепление Мерсо роковым образом отозвалось на его судьбе: суд присяжных приговаривает его к смертной казни как совершившего умышленное убийство. Но ведь убийство не было умышленным, думает Мерсо, оно было случайным, только случайным: «Я как будто постучался в дверь несчастья четырьмя короткими ударами». Однако Мерсо настолько отдалился от людей, что диалог с ними никак не складывается. Перед казнью Мерсо дважды отказывается от беседы со священником.

Что такое экзистенциализм?

Слово происходит от латинского existentia, то есть существование. Главный тезис этого направления в искусстве — существование предшествует сущности. Проще говоря, согласно экзистенциализму поступки человека определяют природу человека. Выбор человек делает сам осознанно и несёт за это полную ответственность. Цепь философского построения — человек, моральный выбор, ответственность.

Мелкий служащий, чьё имя не упоминается, а известна лишь фамилия — Мерсо, получает известие о смерти матери, которую он содержал в доме для престарелых, и спешит на её похороны во Францию. По поведению и разговорам директор, да, и все служащие богадельни замечают его безразличный взгляд и отрешённость.

После похорон Мерсо возвращается домой в Алжир. Отоспавшись как следует, он идёт к морю освежиться и встречает на бывшую сослуживицу Мари Кардона. Девушка в тот же вечер становится его любовницей. Утром мужчина констатирует, что в его жизни с появлением Мари ничего не изменилось.

На следующий день герой встречает Раймона Синтеса. Тот просит написать письмо подружке, которая ему изменила. Раймон хочет заманить свою любовницу арабку на свидание, а потом отколотить её. После бурных разборок друзья попадают в полицию для выяснения обстоятельств.

В поле зрения Мерсо постоянно попадают два араба, один из которых брат любовницы Раймона. Это его настораживает, ему кажется, что за ними следят. После очередной случайной встречи завязывается потасовка и Раймона ранят ножом. Друзья убегают.

Парня арестовывают. Сам он считает дело ясным, но его адвокат и следователь так не думают. Видя, что Мерсо неглуп и не агрессивен, следователь не может понять его мотивов. Следствие затягивается на 11 месяцев. В это время наш герой не пытается оправдать себя.

В камере Мерсо вспоминает свою жизнь. Он ни о чём не жалеет только приходит к пониманию, что если человек пробыл хоть один день на свободе, то этих воспоминаний хватит на сто лет в тюрьме. Скоро Мерсо и вовсе потерял счёт времени.

На последнее слушание его дела собралось много народа. Глядя на знакомые лица, Мерсо чувствовал себя Посторонним. Иным. Перед ним мелькали свидетели — знакомые матери из богадельни, Мари, Раймон, директор и другие, обвинявшие его за равнодушие и чёрствость. В ужасе от услышанного прокурор требует публичную смертную казнь для Мерсо.

Мерсо как «чужой» человек

В лице Мерсо, главного героя произведения, Камю показал именно «чужого» человека, отказывающегося быть как все. Он отказывается лгать, предпочитая всегда говорить правду, даже если это абсолютно противоречит его личным интересам.

И сам Мерсо ощущает себя лишним, «непрошеным гостем». Он посторонний и в зале суда: «мою судьбу решали, не спрашивая моего мнения». Посторонний он и в отношении к жизни, которую он рассматривает как нелепое собрание ритуалов и отказывается их выполнять. Например, Мерсо не плачет на похоронах матери, отказывается в последний раз взглянуть на нее и т.д.

Но герой повести Камю чужд не только обществу, жизни, он чужд даже самому себе. Мерсо даже не знает, что ему интересно.

В литературоведении считается, что Мерсо – вымышленный образ. Именно воображаемость образа героя акцентирует отсутствие у него портрета, указаний на возраст, привычек. Героя можно отнести к разным поколениям. Благодаря мотиву сна, пронизывающему все произведение, складывается ощущение ирреальности. Из состояния сна равнодушного Мерсо не смогло вывести даже убийство, совершенное им.

Сам Камю характеризует Мерсо как невольного убийцу, осужденного за то, что отказывается играть в игру окружающем. И в этом смысле он чужд обществу, отказывается лгать, избегает маскировки, говорит правду, и общество чувствует себя под угрозой. Этот мотив игры появляется в эпизоде в зале суда, когда герой чувствует, будто это все игра. Писатель ставить героя в пограничную ситуацию, типичную для экзистенциалистов – в ситуацию выбора перед лицом смерти.

Замечание 1

Согласно философии экзистенциализма, именно в пограничных ситуациях наступает прозрение.

Герой повести выбирает свободу знать, что мир абсурден. Он отказывается идти на компромисс и принимает смерть. Главная черта образа Мерсо – равнодушие, которое можно интерпретировать как сознательный уход от предстоящего выбора. Мерсо оказывается «посторонним» по отношению к бытию. Он остается равнодушным к различным явлениям бытия, которые могли бы повлечь определенные действия. Но Мерсо предпочитает равнодушие, не углубляясь в возможности выбора.

Мотив равнодушия связан с одной из ключевых категорий философии экзистенциализма – свободой. А. Камю отмечал: «Этот мир не имеет значения. И кто это понимает, обретает свободу». Он считал, что быть свободным – значит, думать и поступать не «как все». Мерсо полностью удовлетворяет эти требования. В повести главенствующая роль отведена категории абсурдности. Абсурдность пронизывает всю повесть, начиная с самого первого предложения. Абсурден и суд над Мерсо – его судят не за убийство, а за то, что на похоронах матери он не плакал. Кроме самого Мерсо это осознает только его адвокат. Сцена суда – доказательство ирреальности происходящего. То, что героя судят и за его «неподобающее» поведение на похоронах матери, противоречит элементарному здравому смыслу, не говоря уже о юридических законах и правах человека. Но к этому эпизоду, тем не менее, обращается не только прокурор, но даже адвокат.

В экзистенциализме смерть рассматривается не как прекращение жизни, а как тень, омрачающая ее. Здесь речь идет не о факте смерти, а о ее ожидании. Мерсо принимает смерть как неизбежное. Но он считает, что «жизнь не стоит того, чтобы за нее цепляться». А. Камю ставит своего героя в типичное для экзистенциализма положение, на грани выбора между жизнью и смертью.

Концепция абсурда отражает художественное видением писателя, но не освобождает героя от порока нравственного равнодушия. Чувство абсурда делает убийство безразличным, а значит, возможным

Если ни в чем нет смысла, ценность чего-либо нельзя утверждать, то все неважно и все допустимо. Убийца оказывается ни правым, ни виноватым

А злодейство или добродетель – это прихоть или случайность.

В повести «Посторонний» А. Камю пытается встать на защиту человека. Писатель освободил своего героя от фальши. Мерсо имеет «право не лгать», а это и есть свобода. Образ Мерсо – выражение бунта, типичный образ эпохи разочарований и тревог. Но вместе с этим, Мерсо – это свобода бунтаря, который замкнул вселенную в себе.

4 вариант

Данное произведение напрямую связана с экзистенциальной философией, которая была очень актуальна в те года. За основу взята очень сложная система мировоззрения и мировосприятия, которая в корне противоречила привычным пониманиям. Работа писалась три года, автор пытался донести философские мысли в более понятном формате.

Композиция произведения поделена на три части. Первая часть знакомит читателя с образом жизни героя, показывает, чем тот заполняет свое время. Вторая часть описывает само преступление. Основная мысль содержится в финальной части. Здесь главный герой показывает все свои понимания. Тут ярко приведен пример бунта и не согласия с моралью. Герой не собирается ничего менять.

Примечательно, что исследователи подчеркивают схожесть этого произведения и произведения под названием Счастливая смерть. Некоторые фрагменты повторяются один в один. Данный роман полюбился многим читателям сразу же после выпуска.

Название романа очень интересное и привлекательное. Удивительно, что произведение, которое писалось три года, названо, всего лишь, одним словом. Название дает понять читателю какой главный герой. Он ото всего держится отстраненно. Его ничто не волнует, все чуждо и безразлично. Герой буквально пропитан равнодушием. Герой живет так, как будто его ничто не касается. Он тут временный прохожий.

Произведение начинается с того, что Мерсо получает известие о смерти матери. Удивляет то, как спокойно он реагирует на этого. Герою совсем не больно от произошедшего, он не горюет, ни плачет. Ни в одном его действии невозможно проследить печали и грусти. Для него нет понятий социальных ценностей, у Мерсо свой мир, свои убеждения, которые коренным образом отличаются от общепринятых. Герой не строит карьеру, когда ему предлагают повышение, он спокойно отказывается. Потому что не хочет покидать море. Герой находится в тонком единении с природой. Мерсо не хватается за материальное, он не является потребителем.

Роман поднимает вопросы поиска смысла жизни, нигилизм. Наступил кризис веры, и породил независимость от моральных норм и бунтовское поведение. Человек даже не подчиняется нормам морали. Даже после совершения преступления герой не чувствует угрызений совести, ему всё безразлично. Он не собирается открывать причины своих проступков. Ни следователь, ни священник не могут до него достучаться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: