Краткое содержание пьесы сартра «мухи»

Краткое содержание уэллс дверь в стене для читательского дневника

Краткое содержание романа «Повелитель мух» У. Голдинга

Роман «Повелитель мух» Голдинг написал в 1954 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Повелителя мух» по главам. Аллегорическое произведение считается антиробинзонадой. Автор описывает, как обычные английские школьники, оказавшись на необитаемом острове, быстро отказываются от ценностей цивилизации и становятся кровожадными дикарями.

В книге затрагивается тема атомной войны, тема противостояния демократической и тоталитарной властей, прослеживаются религиозные христианские и карнавальные («масочные») мотивы. Пересказ подойдет для подготовки к уроку мировой литературы, для читательского дневника.

Основные персонажи романа

Главные герои:

  • Ральф – светловолосый мальчик, 12-ти с лишним лет; первое время был избран главным на острове.
  • Джек Меридью – «тощий, высокий» мальчик, с рыжими волосами; лидер церковного хора, а затем охотник и вождь дикарей.

Другие персонажи:

  • Хрюша – толстый мальчик, страдающий от астмы, воспитывался тетей; прозвище Хрюша получил, потому что так его называли в школе.
  • Саймон – «маленький, тощий мальчуган с острым личиком», один из певчих церковного хора.
  • Близнецы Эрик и Сэм, Морис, Роджер, Роберт, Персиваль Уимз Медисон – мальчики, оказавшиеся на острове после крушения самолета.
  • Офицер.

«Повелитель мух» в сокращении

Уильям Голдинг «Повелитель мух» краткое содержание для читательского дневника:

Большая группа мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет оказались на необитаемом острове. Они радуются неожиданной свободе. Наиболее разумные предлагают выбрать главного и установить правила поведения, чтобы их спасли.

И в результате этого группа делится на две части: кто-то за работу и законы (их меньше), кто-то за свободную жизнь, полную приключений. Во главе анархистов встает Джек, сильный, жестокий и агрессивный подросток. ОН запугивает ребят и полностью подчиняет своей власти.

Пока группа под предводительством Джека ведёт «дикарский» образ жизни, группа Ральфа по-прежнему пытается найти способ, как спастись. В своих поступках «дикари» в конце концов доходят и до убийства – сперва мальчика по имени Саймон, потом убивают и Хрюшу. Ведя охоту за Ральфом, они поджигают лес, и этот пожар замечают спасатели – они высаживаются на остров и спасают детей.

Когда на остров приплывает корабль, капитан поражен видом ребят и их поведением, ведь со стороны остров казался раем.

Вывод:

В экстремальных обстоятельствах раскрывается сущность людей. Они становятся или агрессивными и бессмысленно жестокими, или мобилизуют все свои лучшие качества и стараются найти разумный выход из положения. А порой страх является главной движущей силой поступков и действий людей.

Графический роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» был впервые опубликован в апреле 1719 года. Произведение дало начало развитию классического английского романа, сделало популярным псевдодокументальное направление художественной прозы. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Робинзона Крузо» по главам для читательского дневника.

Короткий пересказ «Повелитель мух»

Краткое содержание «Повелитель мух» Голдинг:

Во время войны проводится эвакуация детей. Во время эвакуации в результате авиакатастрофы группа детей оказывается на необитаемом острове. Мальчик Ральф знакомится с другим – толстым, носящим большие очки и страдающим астмой (чем он весьма гордится, потому что в школе он такой всего один) – мальчиком, которого все называют Хрюшей.

Тем не менее, Хрюша весьма сообразителен и обладает хорошей смекалкой. Вместе с Ральфом они находят морскую раковину, с помощью которой созывают детей со всего острова на собрание. Отовсюду начинают стягиваться дети. Из всех выделяется отряд хористов под руководством Джека Меридью. Джек – гордый и высокомерный мальчик, требующий называть себя по фамилии, как взрослого.

Экзистенциальное измерение наших квартир

На самом же деле вина каждого рядового россиянина, его доля участия в унижении страны и народа объективно присутствует. Российские аргосцы равнодушно восприняли убийство своего Агамемнона, то есть развал СССР, и воцарение своего Эгисфа — Ельцина с компанией.

Вместо этого они включились в процесс разворовывания общенационального достояния, кинулись приватизировать квартиры и получать от новой власти дачи, покупать импортные тряпки и предметы роскоши. Сегодня многие россияне все ещё живут в квартирах, приватизированных в девяностые, или в квартирах, купленных в обмен на те приватизированные квартиры, ездят на раздобытые в девяностые дачи. А кто-то даже заимел бизнес на приватизированных обломках предприятий.

Другие вклады

Литературные произведения Сартра

Мышление Сартра выражалось не только в философских произведениях, но и в эссе, романах и пьесах. Поэтому этот философ считается одним из самых символических мыслителей современной культуры..

Одним из наиболее представительных романов французского философа является произведение под названием тошнота, написано в 1931 году. Некоторые из тем, рассматриваемых в этой работе, являются смерть, восстание, история и прогресс. В частности, роман рассказывает историю, в которой персонажи задаются вопросом о существовании человека.

Еще одно из литературных произведений Сартра соответствует сборнику рассказов, озаглавленному Стена, и опубликовано в 1939 году. Оно представляет собой повествование от первого и третьего лица. В этой работе философ ставил под сомнение жизнь, болезни, пары, семьи и буржуазию..

Среди самых известных пьес Сартра Муха, работа, которая отражает миф об Электре и Оресте в поисках мести за смерть Агамемнона. Этот миф послужил поводом для критики Второй мировой войны..

Коммунистическая мысль Сартра

После окончания Второй мировой войны Сартр начал чувствовать вкус к коммунистическим идеалам в Европе. Оттуда он начал писать несколько текстов относительно мыслей левых..

Сартр хотел покончить с моделью сталинского социализма. Его тип социализма приблизился к тому, что сегодня известно как социал-демократия. Эту концепцию не очень хорошо видели политики того времени, которые объявили идеи философа нулевыми.

Однако Сартр начал симпатизировать марксистским и ленинским идеям. Его идея основывалась на том факте, что единственным решением для устранения реакции в Европе было формирование революции. Многие из его идей о политике и коммунизме были отражены в его политическом журнале, который был назван Современные времена.

Работа Критика диалектического разума Это была одна из главных работ Сартра. В нем он обратился к проблеме примирения марксизма. По сути, с помощью книги Сартр пытался примирить марксизм и экзистенциализм..

Глоток свежего воздуха

Меня давно тошнит от современного театра. Что бы ни ставили нынешние режиссёры — ультрасовременные пьесы или бессмертную классику — в лучшем случае, выхожу из зала не слишком разочарованным. Но вот недавно я испытал настоящий восторг. Давно со мной такого не бывало: как будто распахнулись двери и окна в давно не проветривавшемся помещении. Это произошло после просмотра постановки по пьесе Жана Поля Сартра «Мухи» в Красноярском театре юного зрителя. В двух словах опишу сюжет пьесы, чтобы было понятно дальнейшее, а к идейному содержанию пьесы вернусь потом. Из дальних странствий в Аргос возвращается Орест. Он — сын и наследник убитого царя Агамемнона. Он воспитывался вдали от родины и вот возвращается, чтобы обнаружить трон своего отца занятым убийцей Эгисфом, свою мать Клитемнестру замужем за убийцей, а свою сестру Электру — грязной служанкой в их доме. Это история мести, восстановления справедливости, бунта и освобождения.

«Неужели что-то изменилось? Неужели что-то сдвинулось с мёртвой точки?» — спрашивал я себя ещё долго после просмотра.

«Тошнота», анализ романа Сартра

«Тошнота» была написана Жан-Полем Сартром в 1938 году, во время пребывания писателя в Гавре. По своему жанру это произведение относится к философскому роману. В нём производится анализ классических проблем, присущих экзистенциализму как литературному направлению: осмысление субъектом категории существования и вытекающие из него (осмысления) положения абсурдности человеческой жизни, её бессмысленности и тяжести для мыслящего сознания.

По своей форме «Тошнота» представляет собой дневник тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. В нём герой тщательно и подробно описывает своё открытие категории существования окружающего его мира и себя, как его составной части. Живущий на ренту и занимающейся историческими изысканиями, персонаж избавлен писателем от необходимости трудиться, а значит – быть погружённым в социум. Антуан Рокантен живёт один. В прошлом у него была большая любовь с Анни – актрисой, помешанной на создании «совершенных мгновений». В настоящем герой ещё только приближается к пониманию того, что же это такое. Время для Рокантена – важная сторона существования. Он чувствует его, как череду мгновений, каждое из которых тянет за собой другое. Необратимость времени он ощущает как «чувство приключения», а себя в такие минуты видит «героем романа». Периодами Рокантен воспринимает время как ёмкую субстанцию, в которой вязнет окружающая реальность

Глядя на события, происходящие в настоящем, герой понимает, что ничего, кроме текущего времени нет и быть не может: прошлое давно исчезло, а будущее – бессмысленно, потому что в нём не происходит ничего важного. Но что больше всего пугает Рокантена – так это окружающие его предметы и его собственное тело

С каждой новой записью он всё глубже проникает в суть вещей и понимает, что они ничем не отличаются друг от друга: красная скамейка трамвая вполне может быть издохшим ослом, а его рука – шевелящим лапками крабом. Как только предметы начинают терять свои имена, на героя наваливается вся тяжесть познания. Подступающая к нему Тошнота – это «бьющая в глаза очевидность», с которой ему сложно примириться.

Композиция романа отличается логичностью выстраиваемых художественных эпизодов, вырастающих к финалу в классические философские рассуждения о существовании. Стиль «Тошноты» тесно связан с общим ходом повествования: в начале он напоминает дневниковые записи обычного человека, затем перерастает в историческую публицистичность, затем приобретает черты обычного художественного стиля (яркого, метафоричного) и заканчивается чёткими философскими положениями, выражающими основные выводы, к которым пришёл главный герой произведения:

  • он чувствует себя лишним и понимает, что даже смерть не изменит этого состояния, поскольку его мёртвая плоть будет такой же лишней;
  • существование – мира и человека – не имеет причин, а значит и лишёно смысла;
  • весь ужас существования в том, что оно уже есть – в мире существует даже то, что не хочет существовать, поскольку просто «не может не существовать».

Осознание героем этих простых истин завершается пониманием его одиночества, свободы и, как следствие, духовной смерти. В Бога Рокантен не верит, человеческому обществу – не принадлежит, а любовь в лице Анни для него навсегда потеряна, поскольку она уже давно пришла к выводу о том, что нет в мире «совершенных мгновений», а она – самый обычный «живой мертвец». Такие же одиночки, как и он сам, ничем не могут помочь Рокантену. Таким людям скучно друг с другом. С одиночками же склада Самоучки герою просто не по пути, поскольку он относится к людям равнодушно: он их не любит, но и не ненавидит. Люди для Рокантена – это всего лишь ещё одна субстанция бытия.

Выход из состояния Тошноты герой находит в творчестве. Слушая на протяжении всего романа старую пластинку с песней Негритянки, Рокантен как будто возносится над временем. По его мнению, музыка не принадлежит общему существованию. Она – сама по себе, как чувство, как эмоция, как порыв души. И именно через музыку герой приходит к мысли о том, что преодолеть тяжесть окружающего мира можно, написав книгу, которая покажет людям прекрасную часть существования.

Анализ «Тошноты» — не единственное, что есть на GoldLit:

  • «Тошнота», краткое содержание романа Сартра
  • «Мухи», анализ драмы Сартра
  • «Мухи», краткое содержание драмы Сартра
  • «Стена», анализ новеллы Сартра
  • «Стена», краткое содержание новеллы Сартра
  • Философия атеистического экзистенциализма Жана-Поля Сартра
  • Жан-Поль Сартр, краткая биография

По произведению: «Тошнота»

По писателю: Сартр Жан-Поль

Нечистая совесть

Стоит также сказать несколько слов и о том, в чём пьеса Сартра привязана именно к своей эпохе и расходится с современной ситуацией. Сартр написал «Мух» во время нацистской оккупации Франции. Отсюда такой акцент на темах нечистой совести, чувства вины, которые и воплотились в образе мух, терзающих жителей Аргоса.

Французы чувствовали горечь поражения, испытывали стыд за недостаточность своего сопротивления. Коллаборационистское правительство Виши стремилось превратить эти чувства в инструмент подавления и манипуляции, привить французам ощущение собственной ущербности и неискупимой вины. Сартр показывает, что вина может быть искуплена героическим поступком, что раб может в одно мгновение превратиться в революционера, встав на путь сопротивления и борьбы.

Актуальна ли эта идея сартровских «Мух» для современной России? Боюсь, что нет. Вряд ли многие современные россияне испытывают чувство исторической вины и ответственности за то, что происходит с нашей страной. И уж тем более нет необходимости их от этого чувства вины избавлять.

«Патриоты» винят во всём либералов, либералы — «патриотов». Россияне винят предательское и продажное правительство, не желающее слышать народ, кремлёвские чинуши и столичные журналисты винят во всём «неправильный русский народ», отравленный советским наследием и мешающий бюрократам и богачам строить «правильный капитализм».

Глоток свежего воздуха

Меня давно тошнит от современного театра. Что бы ни ставили нынешние режиссёры — ультрасовременные пьесы или бессмертную классику — в лучшем случае, выхожу из зала не слишком разочарованным. Но вот недавно я испытал настоящий восторг. Давно со мной такого не бывало: как будто распахнулись двери и окна в давно не проветривавшемся помещении. Это произошло после просмотра постановки по пьесе Жана Поля Сартра «Мухи» в Красноярском театре юного зрителя. В двух словах опишу сюжет пьесы, чтобы было понятно дальнейшее, а к идейному содержанию пьесы вернусь потом. Из дальних странствий в Аргос возвращается Орест. Он — сын и наследник убитого царя Агамемнона. Он воспитывался вдали от родины и вот возвращается, чтобы обнаружить трон своего отца занятым убийцей Эгисфом, свою мать Клитемнестру замужем за убийцей, а свою сестру Электру — грязной служанкой в их доме. Это история мести, восстановления справедливости, бунта и освобождения.

«Неужели что-то изменилось? Неужели что-то сдвинулось с мёртвой точки?» — спрашивал я себя ещё долго после просмотра.

Вселенский ужас и государственная добродетель

Теперь настало время поговорить об идейном наполнении пьесы «Мухи». Вот как описывает экспозицию сюжета один из лучших исследователей творчества Сартра Самарий Великовский:

«Жители Аргоса — жертвы <�…> нехитрой операции. Их покорность зиждется на прочнейших устоях: страхе и угрызениях совести. Когда-то, заслышав доносившиеся из дворца крики Агамемнона, они заткнули уши и промолчали. Эгисф с иезуитской ловкостью превратил их испуг в первородный грех, раздул его до размеров вселенского ужаса, сделал не просто личной доблестью, но и государственной добродетелью. Духовное оскопление довершила пропагандистская машина, запущенная пятнадцать лет назад и с тех пор вдалбливающая в головы сознание неизбывной вины всех и вся. В ход пошло все, от оружия стражников до проповедей жрецов, до разжиревших мух — укоров совести, от наглядных пособий в виде измазанного кровью деревянного идола, водруженного на площадях и перекрестках, до личного примера самой Клитемнестры, чьи основополагающие, “конституционные” прегрешения всем уже навязли в зубах и которая теперь, потеряв слушателей, выворачивает наизнанку грязное белье своей души перед первым встречным. И как апофеоз государственного культа — раз в год ритуальные представления на празднике мертвецов, когда горожане, впадая в какой-то мазохистский экстаз, долго и исступленно предаются самобичеванию.

Вечно трепещущим аргосцам Эгисф кажется грозным и всемогущим владыкой. Одного его жеста достаточно, чтобы смирить взбудораженную толпу. На деле же он пугало, устрашающая маска, напяленная на живой труп — еще больше мертвеца, чем истлевший в могиле Агамемнон».

Тем, кто хочет понять философское содержание «Мух» во всей полноте, я рекомендую ознакомиться с работой Великовского «Путь Сартра-драматурга». Я же буду говорить о том, чем эта пьеса актуальна для нас сегодня, какую практическую пользу мы можем из неё извлечь.

Сартр не просто показывает нам, каким образом Орест возвращает себе трон. Напротив, техническая сторона дела автора не волнует. Сартр показывает, как именно Орест становится на путь, ведущий его к восстанию против неправой власти. Автор внимательно прослеживает все этапы внутреннего восхождения: от простого желания поскорее покинуть Аргос к готовности задержаться ненадолго инкогнито, и далее — вплоть до убийства тирана и отказа занять его место.

Популярные сегодня пересказы

  • Allez! — краткое содержание рассказа Куприна Возглас «Алле!» был одним из первых звуков, которые помнила и слышала Нора в течение своей жизни. Она еще в пять лет начала тренироваться выполнять цирковые трюки на лошади
  • Краткое содержание трактата Государство Платона Произведение по своей жанровой направленности является философским трактатом, основная тематика которого заключается в определении идеального государственного строя, который, с точки зрения автора, представляет собой выражение идеи справедливости.
  • Живые мощи — краткое содержание рассказа Тургенева Молодой барин Петр Петрович с охотником Ермолаем ходили по лесу и стреляли тетерев. Но погода с самого утра не ладилась. Дождь был такой сильный, что даже плащи не помогали. Охотники промокли и замерзли
  • Мальчик с коньками — краткое содержание рассказа Яковлева Произведение начинается с того, что один парень решился направиться на каток. На дворе стоял замечательный весенний день. Главный герой – высокий и худой подросток, одетый в одежду, которая уже не по размеру.

Люди и боги

Ещё одним очень важным посылом Сартра является атеистическая тема в «Мухах». Революционеру противостоит не только тиран, не только оболваненное и запуганное общество, но и сам господь бог (в пьесе превосходно сыгран Эдуардом Михненковым). Сартр — атеист, он знает, что бога не существует, но в качестве великой иллюзии он обретает плоть и становится полноправным участником событий пьесы. Бог всякой религии становится последним оплотом и прибежищем власти.

Боги существуют лишь до тех пор, пока в люди в них верят. И эта крайне важная и смелая для наших тёмных времён идея прямо озвучивается со сцены. Впрочем, в устах нашей либеральствующей богемы эта антирелигиозная идея может стать лишь выпадом против официальной (православной) церкви, но не против суеверия как такового.

Действительно, Российская православная церковь давно уже дискредитировала себя в глазах людей и потеряла в народе всякий авторитет, приобретя взамен значительную долю недвижимости, отобранную у детских садов, музеев и больниц. Православных иерархов уважают только их непосредственные подчинённые, а их проповеди никому не интересны. Но, увы, три десятилетия насаждения мистицизма и развала науки и образования сделали своё дело: очень многие россияне (особенно представители богемы) полны предрассудков и не придерживаются научного (материалистического) взгляда на мир.

Вот и Роман Феодори, разоблачив религию в одном спектакле, пропагандирует её в других — «Хрониках Нарнии» и «Снежной Королеве». Борьба с официальной церковью при сохранении мистических настроений является способом современной богемы заявить претензии на собственную гегемонию в качестве новых жрецов. Но это уже другая история.

Сейчас же мне хочется ещё раз порадоваться вместе со всеми посетителями спектакля «Мухи», поблагодарить создателей и выразить надежду на то, что данная постановка станет началом возвращения Сартра и близких ему по духу авторов (Камю, Брехта, Горького и других) на отечественную, и прежде всего провинциальную, сцену. И не в каком-нибудь «особом, авторском», а в бережном и внимательном прочтении. В таком случае театр снова может превратиться из интим-шопа в рупор эпохи.

Дмитрий Косяков. Апрель-май, 2019

Проблема абсурда и отчуждения в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»

Ж.-П. Сартр понимает абсурд как осознание иррациональности и бессмысленности существования. Именно в таком ключе он рассматривает проблему абсурдности в своих произведениях. От осознания абсурдности существования, от глубочайшего разлада с миром мучается и Антуан Рокантен. В прошлом у героя произведения было множество событий – и интересная работа, и путешествия, и большая любовь к женщине. Но об этом прошлом он почти не вспоминает, так боится вспоминать. В его воспоминаниях всплывают только обрывочные картинки, и Рокантен точно не знает, вымысел это или воспоминания.

К находящемуся в этом состоянии Рокантену приходит Тошнота. И тогда он из «просто человека» превращается в экзистенциалистского героя, для которого не нужны чрезвычайные происшествия и идеи. Ему нужно, например, только неотрывно смотреть на пивную кружку. Внезапно Рокантен понимает, что мир «есть», и он «вне».

Тошнота Рокантена сама по себе – это абсурдистское понятие, и возникает она от не до конца еще осознанного факта того, что вещи «есть» и они не есть «я». И одновременно от того, что «я» не является вещью, «я» — «ничто». Антуан Рокантен улавливает «ничто» и «бытие», улавливает отсутствие смысла бытия, то есть абсурдность существования. Абсурдность за собой влечет неоправданность, и Рокантену все начинает казаться «лишним». А обычные вещи преобразуются, вдруг становятся пугающими, неузнаваемыми.

Замечание 1

Абсурдность всеобъемлюща и абсолютна. Если жизнь человека не имеет смысла, то все его действия тоже бессмысленны. И в этом мире абсурда, мире «Ничто», где «ничего не происходит» и ничего не может произойти, всякое действие оказывается невозможным.

По этой причине Рокантен отказывается от идеи написания книги о маркизе де Рольбоне. И именно по этой причине от не предпринимает абсолютно никаких действий, не отправляется в путешествие. По мысли Рокантена, приключения возникают в тот момент, когда о них рассказывают, а не в тот момент, когда эти события действительно совершаются. Приключения есть в разговорах и в книгах, но на самом деле они никогда не происходят. Он считает, что когда человек живет, ничего не происходит. Просто меняется сцена, приходят и уходят люди, вот и все.

Открыв однажды этот безумный мир, Антуан Рокантен не может нигде найти точку опоры. Перед его эмоционально преображенным взглядом все поплыло, потеряло привычные очертания. Он открывает новое измерение, которое не поддается освоению и пониманию обычными человеческими средствами.

У Сартра проблема абсурда тесно связана с проблемой отчуждения. По мнению писателя, жизнь абсурда еще и по той причине, что человек живет в чуждом ему мире. Он постоянно ощущает свое одиночество, свою разобщенность с другими. Рокантен со своей возлюбленной разделен не только расстоянием, но и чем-то большим. Люди оторваны от мира, оторваны друг от друга, то есть «отчуждены».

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание романа Ярмарка тщеславия Теккерея Роман «Ярмарка тщеславия», написанный известным английским автором Уильямом Мейкписом Теккереем, впервые был издан на протяжении 1847-1848 годов. Перед читателями предстают судьбы двух основных героинь произведения
  • Краткое содержание романа Золотой телёнок Ильф и Петров Хитрый мошенник с большим опытом, Остап Бендер решил пойти в кабинет начальника исполкома. Там он выдал себя за сына лейтенанта Шмидта. Афера удалась, и он получил деньги и продуктовые карточки
  • Краткое содержание пьесы Кто боится Вирджинии Вулф? Олдби По жанровой направленности произведение является театральной пьесой, основная тематика которой заключается в необходимости проявления внимания к чувствам и желаниям близких и родных людей.
  • Два приятеля — краткое содержание повести Тургенева В поместье Вязовны приезжает молодой человек, Борис Анндреевич Вязовнин. Это его родовое гнездо. Мужчина учился в университете, был хорошо воспитан, владел языками. Молодой человек до недавнего времени жил в столице

Выдержка из текста

Сартр в своей философии признает единственным достоверным фактом лишь существование земли и человека на ней, отрицая как бога, так и любую объективную закономерность развития общества (даже понятие общества для Сартра условно, так как общество для него — скопище разрозненных индивидуумов), Сартр тем не менее не впадает в аморализм, полагая, что настоящий человек, сознавая свое одиночество, должен не отдаваться во власть отчаяния, в преодолевать его и, свободно выбирая судьбу, выбирать наиболее достойный путь, постоянно совершенствоваться.В 1940 году, находясь в немецком лагере для военнопленных, Сартр написал пьесу «Мухи». В Аргосе Ореста встречает жуткая реальность: полчища трупных мух, зловоние, вереницы плакальщиц, молящиеся старухи.

Фундаментальная проработанность проблемы свободы отмечена трудами И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля. Различные трактовки свободы на сущностном уровне рождают противоречащие друг другу монистические и плюралистические концепции. Формально об этом можно говорить на основании существования различных интерпретаций свободы. Достаточно популярна сегодня интерпретация свободы как возможности выбора (экзистенциализм).

Но продолжает сохранять свои позиции и понимание свободы как «осознанной необходимости» (Б. Спиноза, Ф. Энгельс).

Во время Второй Мировой войны, Сартр попадает в плен, затем возвращается в Париж и принимает активное участие в движении Сопротивления (хотя после войны многие писатели обвиняли его в пассивности и преувеличении своей роли в Сопротивлении).

Знакомится с писателем и философом Альбером Камю, который вводит Сартра в редакцию газеты «Комба» («Борьба»), пишет пьесы, а так же главный философский труд «Бытие и ничто», сценарий «Последний шанс», где он показывает, что ограниченность, невозможность человеческого выбора диктуются моральным определением норм. Главные герои сценария попадают в загробный мир, влюбляются друг в друга, но, получив возможность вернуться в реальный мир, прежде всего, идут на выручку своим близким и родным людям; у них не отбирается память, они знают, что произойдет, если не вмешаться и поэтому жертвуют любовью, ради блага других людей.

Особенности французского экзистенциализма и «Повелитель Мух» Голдинга

У поколения западной интеллигенции, которая пережила первую мировую воину, обманчивую стабилизацию 20 -30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний . По этому поводу данной философии …………………

Вторая глава посвящена проблеме человека, как она представлена в философии Жана-Поля Сартра. Третья глава представляет собой анализ идей Сартра о человеке и его свободе в работе «Экзистенциализм – это гуманизм»

Экзистенциализм называют философией свободы

И в самом деле, проблема свободы занимает в экзистенциализме важное место. Но в чем же заключается сущность свободы? Как ее понимают экзистенциалисты? Экзистенциализм определяет свободу как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он сам себя свободно выбирает

Избравший для себя одинокий путь интеллектуального скитальца, Рокантен — человек высоких устремлений, повидавший немало стран, остановившийся на неопределенное время в вымышленном портовом городе Бувиль для того, чтобы в тишине и спокойствии написать исторический труд о маркизе де Рольбоне, выдающемся плуте.

Сартра. Я постараюсь подтвердить посредством образа человека и мира, которые описывает Жан Поль Сартр в романе «Тошнота», его ответы на обвинения в сторону экзистенциализма, которые он дает в своем докладе «Экзистенциализм – это гуманизм».

Философско-научные труды по прилагаемому списку (20 вопросов)

Кем же является Жан-Поль Марат, безумцем или спасителем?Столпы, на которых основано понятие Жан-Поля о свободе, одновременно являются в данном случае поводами, чтобы его можно было отнести к числу мятежников.

Объектом исследования стала журналистика во Франции в период Великой революции. Предметом исследования является жизненный и творческий путь Жан-Поль Марата и Жак-Рене Эбера, как ярких представителей журналистики той эпохи.

Вселенский ужас и государственная добродетель

Теперь настало время поговорить об идейном наполнении пьесы «Мухи». Вот как описывает экспозицию сюжета один из лучших исследователей творчества Сартра Самарий Великовский:

«Жители Аргоса — жертвы <�…> нехитрой операции. Их покорность зиждется на прочнейших устоях: страхе и угрызениях совести. Когда-то, заслышав доносившиеся из дворца крики Агамемнона, они заткнули уши и промолчали. Эгисф с иезуитской ловкостью превратил их испуг в первородный грех, раздул его до размеров вселенского ужаса, сделал не просто личной доблестью, но и государственной добродетелью. Духовное оскопление довершила пропагандистская машина, запущенная пятнадцать лет назад и с тех пор вдалбливающая в головы сознание неизбывной вины всех и вся. В ход пошло все, от оружия стражников до проповедей жрецов, до разжиревших мух — укоров совести, от наглядных пособий в виде измазанного кровью деревянного идола, водруженного на площадях и перекрестках, до личного примера самой Клитемнестры, чьи основополагающие, “конституционные” прегрешения всем уже навязли в зубах и которая теперь, потеряв слушателей, выворачивает наизнанку грязное белье своей души перед первым встречным. И как апофеоз государственного культа — раз в год ритуальные представления на празднике мертвецов, когда горожане, впадая в какой-то мазохистский экстаз, долго и исступленно предаются самобичеванию.

Вечно трепещущим аргосцам Эгисф кажется грозным и всемогущим владыкой. Одного его жеста достаточно, чтобы смирить взбудораженную толпу. На деле же он пугало, устрашающая маска, напяленная на живой труп — еще больше мертвеца, чем истлевший в могиле Агамемнон».

Тем, кто хочет понять философское содержание «Мух» во всей полноте, я рекомендую ознакомиться с работой Великовского «Путь Сартра-драматурга»

Я же акцентирую внимание на некоторых важных моментах

Сартр не просто показывает нам, как Орест возвращает себе трон. Напротив, техническая сторона дела автора не волнует. Сартр показывает, как именно Орест становится на путь, ведущий его к восстанию против неправой власти. Автор внимательно прослеживает все этапы внутреннего восхождения: от простого желания поскорее покинуть Аргос к готовности задержаться ненадолго инкогнито, и далее — вплоть до убийства тирана и отказа занять его место.

Экзистенциальное измерение наших квартир

На самом же деле вина каждого рядового россиянина, его доля участия в унижении страны и народа объективно присутствует. Российские аргосцы равнодушно восприняли убийство своего Агамемнона, то есть развал СССР, и воцарение своего Эгисфа — Ельцина с компанией.

Допустим, к моменту своего заката советская власть и вправду представляла отталкивающее зрелище. Однако советские люди не включились в борьбу с новыми «демократическими» правительствами, которые представляли собой очередную ступень деградации сталинской партноменклатуры, не попытались выстроить более справедливого, более демократического, подлинно социалистического общества, хотя субъективно, может быть, именно о таком обществе и мечтали.

Вместо этого они включились в процесс разворовывания общенационального достояния, кинулись приватизировать квартиры и получать от новой власти дачи, покупать импортные тряпки и предметы роскоши. Сегодня многие россияне все ещё живут в квартирах, приватизированных в девяностые, или в квартирах, купленных в обмен на те приватизированные квартиры, ездят на раздобытые в девяностые дачи. А кто-то даже заимел бизнес на приватизированных обломках предприятий.

Так что в современных условиях было бы полезнее, напротив, клеймить россиян позором, заставить их разглядеть-таки бревно в своём глазу, как писал классик, «не давать им ни минуты для самообмана», «сделать действительный гнёт ещё более гнетущим, присоединяя к нему сознание гнёта; позор – ещё более позорным, разглашая его», «заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: