«Стальное колечко» очень краткое содержание
К. Г. Паустовский «Стальное колечко» краткое содержание для читательского дневника:
Главные герои: Варя, ее дедушка.
Сюжет:
Девочка со своим дедом живут в маленьком домике в лесу. Однажды дед заболел, как он сказал девочке от того, что у него кончилась вся махорка. Варя решает пойти за куревом для деда в райцентр. Возвращаясь обратно, она встречает двух военных, которые просят ее продать им немного махорки.
Девочка от всей души их угощает, отказавшись взять деньги. Тогда один из солдат дарит ей стальное колечко, наделяя его волшебными свойствами. Но когда девочка идет по лесу, кольцо соскальзывает у нее с пальчика и падает в снег.
Она пытается его отыскать, но тщетно. Дед успокаивает ее, говоря, что после оттепели их сожитель – воробей обязательно поможет отыскать ценную потерю. И действительно через несколько дней после оттепели девочка вместе с птицей отыскала кольцо.
Варя сразу же одела его на средний палец, что обещало выздоровление ее родных. И действительно подходя к дому, она увидела своего деда румяным и веселым, бодрым и здоровым. Варя рада, что кольцо действительно оказалось волшебным, но не спешит испробовать все его свойства, она точно знает, что нет места лучше Родины.
Вывод:
Читая произведения Паустовского, понимаешь, что для автора природа такое же живое существо, как и человек. И животные, и птицы, и люди в его удивительных рассказах вместе живут и сопереживают, чувствуют и думают, действуют гармонично, подчиняясь не только законам природы, но и законам человеческого сосуществования.
Герои рассказа «Теплый хлеб»
Готовя сочинение 5 класс по рассказу «Теплый хлеб» Паустовского, обратите внимание на образ Фильки. Это подросток, который живет с бабушкой, и он очень бессердечен, полон злобы, недоверия и черствости
Когда друзья обращаются к нему за помощью, он отказывает им, и не любит он ни людей, ни животных.
Когда с Филькой беседует его бабушка, он вдруг понимает, насколько жестоко поступил, и какие теперь могут быть последствия. Поразмышляв, он находит самый лучший выход из положения, и признает свою ошибку. Теперь мы видим этого персонажа с другой стороны: он трудолюбив, сообразителен, организован и готов исправить последствия своих необдуманных действий на благо других. Фильке уже можно верить.
Однако анализ рассказа «Теплый хлеб» показывает и образ другого персонажа, о котором мы уже упоминали. Это старый мельник Панкрат. Его образ загадочен, ведь он не только вылечил коня, но и проявил удивительные качества. Когда Филька идет искупать свою вину, Панкрат не мешает ему, и не держит на него зла, давая себе отчет в том, что каждый человек имеет свои положительные качества, и в человека нужно верить.
История создания
Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович вплотную занялся государственной дипломатической службой и был определен в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся ученых своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.
Не имея возможности поговорить с кем-либо заграницей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написание стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.
Краткий анализ стиха «Листопад» И. Бунин
Вариант 1
В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора.
Именно пейзажная лирика, помогает автору передать глубину его размышлений о смысле жизни и её быстротечности, а также о вечной любви и радости бытия. В этом стихотворении, пёстрыми красками золотой осени завуалирована осенняя грусть увядания и оскудения. Особенно отчетливо автор передает это состояние во второй части стиха, слегка приоткрыв вуаль.
Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». В описании природы осени использовано множество красок:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки – здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев. А во второй части стиха картина осени предстает в образе тихой вдовы осени, входящей в свой лес-терем, окруженный тишиной:
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Но, после этих строк облик красочной осени наполняется грустным мотивом вечной тишины и покоя. Этот мотив усиливается использованием таких слов: «последний», «замирает», «мертвое молчанье», «тишина». Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной». А играющий последний мотылек — единственный одушевленный персонаж, во второй части стиха – «на паутине замирает».
В последнем четверостишье, автор снова возвращается к поэтическому образу осени, но в ее описании использует уже не красочные и яркие сравнения, а тишину, которая объяла все:
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине
Стихотворение И. А. Бунина «Листопад», передает и красоту осенней природы, и глубокую полноту светлой грусти. Пусть это уже осень и очень скоро придет тишина и полная пора увядания, однако эта печаль светлая и яркая, как золотая осень.
Вариант 2
Это достаточно длинное описательное стихотворение. Однако его очень интересно читать, так как происходит изменение того, что представляет в стихотворении Бунин. Собственно, лето постепенно меняется на зиму. В произведении много красок, звуков, здесь и птицы, и животные, а также очеловеченная фигура осени, чей терем – лес.
Вначале этот терем радостный и тёплый, птицы поют, светит солнце. Много сравнений, например, что просветы солнечные между листвой – это окошки. Осень здесь – тихая вдова, она грустит по лесу, который за лето высох.
И вот уже последний мотылёк летит, паутина засеребрилась. И эти две художественные детали соединяются в сцене, когда мотылёк замирает на паутине. Эта часть стихотворение наполняется тревожным ожиданием, которое усиливается контрастом с первой частью. Теперь вокруг только мертвое молчанье. Лишь иногда птица пролетит – снова тишина.
Лес снова сравнивается с теремом, но в таком печальном окружении выглядит уже по-другому. Авторский голос восклицает: «Последние счастливые мгновения». И та вдова-осень знает, что такая тишина перед долгой непогодой. Лес странно молчит, закат как страшный пожар. Самой Осени страшно этой холодной ночью. Лексика торжественная, например, «злато», «багряный»… Чаща помертвела, месяц бледен.
В следующей строфе тишина уже «другая» — растущая, как молодая луна. Тут даже сова молчит, лишь иногда, как безумная, захохочет. Жутко! Лес в оцепененье, ему автор говорит: «Не жди!» Ничего, ни солнца, ни песен… Осень прячется в тереме, но время разрушает его. Холодным утром Осень отправляется вслед за улетевшим птицами.
Но в последней строфе показано, что всё не так страшно. Да, лес практически умирает (автор просит у него прощения), но всё покроет снег, и будет весело зверям бегать по мягкому снегу, резвиться. Выйдет солнце – засверкают поля. Ветра-шаманы разрушат тот самый терем. И над ним будут сиять серебром чертоги льда. И в самой последней строчке северное сияние расцветает.
Стихотворение создаёт всеми традиционными поэтическими средствами атмосферу, пик негатива приходится на середину, когда лес умирает, но к концу радость торжествует.
Это интересно:Стих Пушкина «Пророк» – это хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе.
«Заячьи лапы» читательский дневник
«Заячьи лапы» – добрый и поучительный рассказ о том, как маленький зайчишка спас деда Лариона от пожара, а тот, в свою очередь, вылечил его обожженные лапки.
Краткое содержание «Заячьи лапы» для читательского дневника
Название: Заячьи лапы
Число страниц: 2. Паустовский К. Г. «Заячьи лапы». Издательство «Аванта». 2021 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1937 год
Главные герои
Ваня Малявин – добрый, жалостливый, отзывчивый мальчик.
Дед Ларион Малявин – старый охотник, справедливый, добрый человек, любящий природу.
Карл Иванович – детский врач, который по доброте душевной вылечил зайца.
Анисья – добрая, отзывчивая женщина, пожалевшая Ваню и зайца.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Однажды к ветеринару пришел мальчик по имени Ваня Малявин, в руках у которого был заяц. Животное выглядело очень несчастным: у него слезились глаза, и были сильно обожжены лапы. Но ветеринар сказал, что не умеет лечить зайцев, и предложил зажарить его на закуску деду. Ваня заплакал, а жалостливая бабка Анисья предложила мальчику отнести зайца в город, к Карлу Ивановичу.
Утром Ваня с дедом и пострадавшим зайцем отправились пешком в город. В аптеке они узнали заветный адрес, но аптекарь предупредил, что их затея напрасна – Карл Иванович был лучшим специалистом по детским болезням, но он уже давно не принимал пациентов.
Дед с Ваней отыскали нужный дом, и оторвали доктора от игры на рояле. Узнав, по какому делу они пришли, Карл Иванович очень рассердился. Но дед стал умолять вылечить зайца, который, по сути, был тем же ребенком. Кроме того, этот заяц в свое время спас деду жизнь. Выслушав его сбивчивый рассказ, доктор согласился взяться за лечение.
История же была такова. Однажды дед отправился на охоту, и заметил зайчонка с рваным ухом. Он выстрелил, но промахнулся и побрел дальше. Неожиданно в лесу начался сильный пожар, который распространялся с невиданной скоростью. Дед увидел знакомого зайчишку и побежал вслед за ним, зная, что животные лучше человека знают, где спрятаться от огня. Так заяц вывел деда к озеру, на берегу которого они оба упали без сил. У зайца были сильно опалены лапки и живот. Дед не смог остаться равнодушным к своему спасителю. Он забрал зайца с собой и вылечил, и с тех пор они жили вместе: дед, Ваня и заяц.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.
Отзыв
Нужно быть благодарным тем, кто выручил тебя, даже если спасителем оказался маленький зайчишка. Дед оказался именно таким человеком. Он спас зайца, не поленился сходить ради него в город и найти хорошего врача. Его поступок стал отличным примером для маленького Вани.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Заячьи лапы.
Пословицы
- Долг платежом красен.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Помогающий другим найдет и себе помощь.
- Сам пропадай, а товарища выручай.
Описание картин природы как преддверие событий
Пейзаж в «Герое нашего времени» часто предваряет события, о которых мы еще не знаем. Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах», а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия. И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.
После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц «полный и красный, как зарево пожара». Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным «странный отпечаток неизбежной судьбы» на лице офицера-фаталиста рассеялся. Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.
Сочувствуя Печорину, скачущему, «задыхаясь от нетерпенья», чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь «солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно».
Пейзаж в «Герое нашего времени», пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя. Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру. Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. «Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна. Вид с трех сторон у меня чудесный. … Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?» Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.
Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади «по высокой траве, против пустынного ветра»; как вспоминает: «с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее». Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.
Центральные персонажи
Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.
Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.
Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.
Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.
Герои сказки
В отличие от обычной народной сказки, здесь нет отрицательных героев, а поле битвы добра и зла – душа человека. Филька по прозвищу Ну Тебя – «не злой человек», — справедливо заключает сказку мельник Панкрат – носитель общедеревенской мудрости и морали. Сила зла (мороз) и сила добра (тёплый ветер) – стихии. Но в силах людей эти стихии и прогнать, и призвать, как парадоксальным образом призывал зло Филька своим вечным неприятием, вечным «ну тебя». Панкрат не учит Фильку и не воспитывает: он даёт ему час с четвертью на самостоятельный поиск выхода из создавшейся ситуации, и мальчик сам находит этот выход.
«Массовка» повести – «ребята и старики», что естественно: взрослые на войне или погибли, и связь поколений нужно восстанавливать через их головы, нужно возвращать в сознание нового поколения старые деревенские ценности, без которых ему не выжить – всё заморозится.
Прелестный образ вороного коня – доверчивого, но и обидчивого; сорока, несколько преувеличившая свою собственную роль во всей этой истории, – все эти разумные животные, привычные для сказки, на самом деле очень необычны и способны вызвать глубокий интерес как у юного, так и у взрослого читателя. Однако для последнего – это ещё и аллегории, на что ясно указывает «двойник» раненого коня – раненый солдат русско-турецкой войны, из-за которого случился такой же лютый мороз в исторически прошлый раз.
Этот прошлый раз помнит Филькина бабушка, толком даже не описанная в сказке, да это и не нужно. Образ бабушки чисто функциональный – это историческая память, без которой людям не выжить. Видимо, был и позапрошлый раз, и позапозапрошлый и т.д. – этого бабушка уже не помнит. Но поскольку всё повторяется, необходимый для выживания минимум исторической памяти – ближайшее прошлое, те условные «сто лет назад», о которых говорит Филькина бабушка.
Художественное своеобразие
Жёлтый свет от листьев, освещающий всё вокруг и меняющий смысл и душу предметов и явлений – лейтмотив рассказа. Этот образ многозначен. Первоначально жёлтый свет отбрасывают опавшие за ночь листья. Этот свет похож на солнечный. Лица людей от него кажутся загорелыми, а страницы книг — покрытыми слоем воска. Этот свет вдруг делает человека счастливым. Ведь счастье для Паустовского в незаметных вещах.
Жёлтый свет происходит от жёлтого цвета – цвета солнца, нарядных листьев и жёлтых весёлых птиц иволг, зазывающих гостей.
Этому счастливому свету и цвету в рассказе противопоставлен серый цвет. Это для Паустовского цвет смерти. С него начинается рассказ (серое утро), он возникает в истории пожара – медленного дождя из золы, покрывающего серым налётом речную воду, превращённых в пепел берёзовых листьев. Серая паутина поздней осени тоже символизирует смерть. Вернувшись домой, герой отмыл паутину с лица и затопил печь. Это своеобразное противостояние смерти, ведь недаром в следующих предложениях Паустовский описывает поющего сверчка, мышей, стаскивающих в норы запасы и даже терпеливо дожидающийся рассвета ветер. Природа не умирает ни от прихода осени, ни от глупости людей.
Важнейший образ рассказа – паук и паутина. Для писателя это символы чего-то необъяснимого, и поэтому зловещего, пугающего. Никто не знает, почему пауки каждую осень летят на паутине, зачем они ткут её в полёте. Опутанный паутиной мир превращается в сказочный, как во время пожара в небе, затянутом дымом, солнце висит, как багровый паук.
-
«Старый повар», анализ рассказа Паустовского
-
«Золотая роза», анализ повести Паустовского
-
«Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
-
«Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
-
«Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
-
«Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
-
Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
-
«Телеграмма», анализ произведения Паустовского
-
«Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Сюжет и композиция
Действие происходит в том самом году, когда сказка написана. Советская армия, быстро наступая, оставляет убитых и раненых. В нашем случае – «всего лишь» раненого в ногу вороного коня. Крестьяне коня вылечили. В послевоенную разруху они сами голодают, но конь считается «общественным, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага». Такова экспозиция сказки.
Конь стучался в калитки, и никто не отказывал ему в скудной еде, пока не постучался он к Фильке, жестоко его обидевшему. Такова завязка: обиженный конь «заржал жалобно, протяжно, махнул хвостом» – и всё утонуло в метели, а после метели наступил небывалый мороз.
Развитие действия состоит в том, чтобы установить причину вселенского зла в деревенском масштабе и, согласно жанровым законам сказки, победить его. Для этого нужно соблюсти ряд условий:
- Знать историю и быть готовым учиться на чужих исторических ошибках.
- Не дать заморозить своё сердце – сохранить сердечную способность к покаянию.
- Признав ошибку, сразу начать действовать, делать всё возможное для исправления ошибки.
- И только после этого искренне просить у обиженных прощения.
Соблюдя все эти условия, Филька заслужил свой катарсис, свои слёзы примирения, прощения и счастья – кульминацию, счастливо совпавшую с развязкой.
Мастерство писателя в изображении природы
Мастерство поэта – пейзажиста огромно. Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с верблюдами» или «Сцена из кавказской жизни», – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: «умирающая прохлада ночи», «голова Машука», дымящаяся, «как загашенный факел», «как змеи, серые клочки облаков», «золотой туман утра», метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях». Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.
Таким образом, пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых компанейских —
Главные герои «Герой нашего времени»
для самых занятых —
Читательский дневник «Герой нашего времени»
для самых любопытных —
Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
для самых крутых —
Читать «Герой нашего времени» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы июня для 9 класса:
Краткое содержание «Страдания юного Вертера»
Краткое содержание «Обелиск»
Краткое содержание «Завтра была война»
«Не стреляйте в белых лебедей» главные герои
Краткое содержание «В людях»
Анализ «Матерь человеческая» Закруткин
«Белые ночи» очень краткое содержание
Краткое содержание «Мои университеты»
Анализ «Хамелеон» Чехов
Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей»
Характеристика героев
В новелле всего четыре героя: три человека и одна собака. Пёс так же стар, как и его хозяин, и потихоньку доживает свой вес, не умея даже лаять. Люди, о которых ведётся повествование:
- Повар. Этот человек живёт в каморке, которую выделила ему графиня. Автор оставил героя без имени — читатели не знают, как его зовут. Управляющий графини выплачивает старику скромное жалованье, которого едва хватает на жизнь. Такова награда за многолетний добросовестный труд.
- Мария. Юная дочь повара. Девушке около 18 лет, всё её богатство — старенький клавесин. Мария живёт в тройном окружении старости, которое составляют её отец, пёс и музыкальный инструмент.
- Маленький человек. Худощавый господин — тот, кто по сюжету принимает у повара исповедь. По просьбе отца его привела с улицы Мария.
В то время, о котором идёт речь в новелле, Вольтер пропагандировал отказ от религии. Образ повара отчасти собирательный. Старик относится к церкви непримиримо, однако перед смертью понимает, что ему нужно исповедаться, так как на душе лежит тяжесть от совершённого греха.
Мария выходит на улицу, останавливает человека и просит пройти в дом. Прохожий обещает умирающему, что избавит его от тяжести грехов, причём такой властью он наделён «не от Бога, а от искусства». И человек не обманул, он действительно принял исповедь умирающего, сняв тяжесть с его души.
Старик попросил прохожего позаботиться о дальнейшей судьбе Марии, и незнакомец пообещал это сделать. На самом деле он мог помочь девушке только в том, чтобы она смогла заниматься музыкой, ведь клавесин был единственным богатством дочери повара.
Средства художественной выразительности
Текст произведения насыщен эпитетами: «уснувшие дубравы», «суровою зимой», «красою тихою, блистающей смиренно», «прощальная краса», «свежее дыханье» ветра.
Их дополняют метафоры: «чувства, ум тоскою стеснены», «обув железом ноги», «по зеркалу стоячих ровных рек», «в багрец и золото одетые леса», «незримый рой гостей», «корабль недвижим».
Важную роль играют сравнения: «как поля, мы страждем от засухи», душа ищет «как во сне» и другие.
Образный каркас держится на ярких олицетворениях: суровая зима сравнивается со старухой, которую провожают блинами и вином, а поминают в жаркие летние дни мороженым и льдом. Осень напоминает чахоточную деву, «нелюбимое дитя в семье родной».
«Лето красное» тоже предстаёт в стихотворении живым, поэт обращается к нему на «ты», как к хорошо знакомому человеку.
Помимо этого, множество олицетворений описывает детали пейзажа:
- «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей» так, будто раздевается престарелая модница;
- озими (посевы озимых «страждут» от «бешеной забавы» то есть страдают от того, что во время охоты сосед скачет по ним на коне и со сворой собак);
- лето «губит» и «мучит»; кровь «бродит», мысли «волнуются», рифмы «бегут».
Также для передачи осенних контрастов поэт использует оксюморон: «пышное увяданье», сочетая два несочетаемых понятия водном образе.
Тема и проблематика
Тема новеллы – великая сила великой музыки, способной снять тяжесть с человеческой души. Однако, вопреки и в противоборстве с этой темой – темой эстетики, – специфическую нравственную проблематику новеллы создаёт одна из главных и – в советском атеистическом контексте – неожиданных проблем этики, а именно проблема греха. Ведь несмотря на атеизм и «классовую» гордость повара («кто работает, у того нет времени грешить») совесть этого «человека труда» неспокойна. Всего один раз в жизни, пытаясь спасти жену от чахотки, он украл из сервиза хозяйки маленькое золотое блюдо. И прежде чем «отпустить» повару этот грех и приступить к дальнейшему «снятию тяжести» с его души, случайный прохожий строго спрашивает, не пострадал ли из-за этого проступка повара кто-то из неповинных в краже слуг графини. И лишь получив клятвенное заверение умирающего, что никто не пострадал, удивительный незнакомец «отпускает» повару этот грех. В эпоху массовых посадок и расстрелов по политическим доносам, также ставшим массовым явлением, такой, мягко говоря, традиционный гуманизм Паустовского мог бы считаться дерзким вызовом. И лишь прозрачная, весьма условная ширма историзма (ведь действие происходит в 1786 году!) защищает автора «Старого повара» от подобных обвинений.
Изобразительные средства
Автор широко использует различные художественные средства.
Повествовательность и основательность изложения событий придают басне инверсии, которых тут немало: «с горшками шел обоз», «кажется в другом ошибкой нам» и другие.
Эпитетов не так много, так как действие описывается очень быстро:
- «Конь добрый»;
- «Конь бедный»;
- «Конь хваленый»;
- «крутая гора».
Применяется очень меткое сравнение: «лепится, как рак». Множество фразеологических оборотов придают повествованию и речи героев яркость и образность. Все хвастливые эмоции Лошади хорошо подчеркивают лексические повторы («левей, левей»), риторические восклицания: «смелей, смелей», «Какой осел!». Кульминацией басни является падение Лошади в канаву и также подчеркивается восклицаниями: «бух в канаву!», «Прощай, хозяйские горшки!».
Баснописец активно использует прием иносказания — аллегорию. В Лошади видны черты Александра I, а в старом Коне — Кутузова. В басне названия животных пишутся с заглавной буквы, намекая на людей. Большую роль в произведении играют синонимы («косо! криво!», однородные сказуемые («махнем, минуты не потратим, не свезем, скатим»), анафоры «Вот чуть не зацепил…», «Вот толчок…». При анализе басни «Обоз» Крылова в 8 классе стоит подчеркнуть, что с помощью этих выразительных средств автором высмеивается человеческая глупость, бахвальство, неуважение к старшим по возрасту.
Нравоучительный смысл произведения состоит в том, что умных и рассудительных людей, поступающих мудро, всегда ждет хороший результат, а самонадеянность и беспечность ведет к проигрышу.
Система образов
Стихотворение построено на чередовании возвышенных и сниженных образов. Первые характеризуют весну и лето, вторые – осень и зиму.
В центре находится образ поэта или лирического героя, который рассказывает о том, как он любит проводить осенние дни, зимние утра и вечера.
Большое место отведено образам осеннего пейзажа. Из них складывается общий портрет осени, которую Пушкин сравнивает с чахоточной девой и своей возлюбленной.
Столкновение столь противоречивых образов рождает интуитивное понимание идеи стихотворения: наиболее привлекательно для творческого человека то, что стоит на грани между жизнью и смертью. Осень – некое духовное пограничье, путь в мир творчества и поэтических открытий.
Философский смысл стихотворения «Осенний вечер»
Тютчев в своем произведении не проводил разделения между живой и потому что он считал все в этом мире взаимосвязанным. Люди очень часто даже неосознанно копируют какие-то поступки или жесты, которые видят вокруг. Осенняя пора тоже отождествляется с человеком, ассоциируется с его духовной зрелостью. В это время люди запасаются знаниями и опытом, осознают ценность красоты и молодости, но не могут похвастаться чистым взглядом и свежим лицом.
«Осенний вечер» Тютчев написал с легкой грустью о безвозвратно ушедших днях, но в то же время с восхищением совершенства окружающего мира, у которого все процессы цикличны. У природы нет сбоев, осень навевает тоску холодным ветром, срывающим желтые листья, но за ней придет зима, которая покроет все вокруг белоснежным покрывалом, затем земля проснется и запестрит сочными травами. Человек же, переживая очередной цикл, становится мудрее и учится наслаждаться каждым мигом.
Цель:
- знать основные мотивы лирики Тютчева, особенности изображения мира природы;
- уметь анализировать и интерпретировать пейзажную лирику поэта;
Оборудование:
компьютер с проектором, слайды с изображением портрета Тютчева, картин Левитана «Золотая осень», «Осень. Сокольники», с текстами стихотворений «Осенний вечер» Тютчева и «Унылая пора! Очей очарованье…» Пушкина.
Сюжетная композиция
Смысл сюжетной композиции – рассказать всю историю из конца в начало, т.е. строго противоположно фабуле. Фабула такова:
- Рассказчик ночует у деда Лариона, который показывает ему зайца с рваным ухом и сообщает историю этого зайца (при совпадении фабулы и сюжетной композиции эта часть составила бы экспозицию).
- Сама же история должна была бы начинаться с завязки, т.е. с того, как заяц спас деда.
- Развитие действия состояло бы в том, что сначала Ваня один, а потом вместе с дедом, искали врача, который мог бы вылечить обгорелые заячьи лапы.
- «Хэппи энд» состоял бы в том, что такой врач нашёлся, а слух о зайце-спасителе (!) разошёлся сначала по всему городу, а потом (благодаря прессе) и по всей стране.
- Развязку и вместе с тем кульминацию составил бы дедов ответ московскому профессору, пожелавшему купить зайца: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле». Концовка, что и говорить, для 37-го (!) года опасно эффектная, даже вызывающая: в самый разгар расстрелов и стукачества дед Ларион не стал Иудой, не продал «душу живу» и зайца-спасителя (!).
Однако писатель не то что испугался столь эффектного и вместе с тем реалистически правильного построения рассказа, но он им не соблазнился. Он пошёл по пути классической композиции романтической новеллы, в конце которой читателя ждёт взрыв эмоций, вызванный неким неожиданным открытием. И как это часто бывает в новелле, на место такого «понимающего» читателя поставлен повествователь (последняя фраза новеллы – «Тогда я понял всё»). Поэтому «ситуация рассказывания» (ночная беседа) описана не в начале, а в конце – что даёт возможность в финале достичь совершенно неожиданного катарсиса-кульминации, узреть ту глубокую жизненную правду, которая, собственно говоря, вообще не укладывается в фабулу и которой в этой истории не увидели ни местный журналист, ни московский профессор. «Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся» – так начинается финальный пересказ дедова рассказа. Далее следует подробное описание того, как дед попал в эпицентр лесного пожара и уже прощался с жизнью, как вдруг из-под ног у деда выскочил какой-то (!) заяц и вывел из огня, только лапы у зайца обгорели. И вроде бы дед зайца отблагодарил, лапы вылечил и приютил – чего ж ещё? Но только сердится дед, не может свою совесть успокоить, говорит, что перед зайцем он виноват, даёт рассказчику фонарь и отправляет в сени смотреть на спящего зайца.
Тут-то мы и видим, что левое ухо у зайца рваное. Смерть от дедова ружья ждала зайчонка, но дед промахнулся, избежав таким образом и собственной смерти. Так что жизнь в глубинных основаниях своих справедлива, а вина наша в непонимании и неблагодарности…
Сюжет и композиция
«Телеграмма» — одно из ярких опровержений теории авторитетного немецкого слависта Вольфганга Казака, согласно которой «вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского — аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского». В «Телеграмме» предельно сжатый объём текста не мешает выстроить две параллельные, одновременно развивающиеся сюжетные линии – деревенскую и ленинградскую, – чтобы эффектно соединить их в финале.
Первая линия: «Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником». Вторая: «Настя работала секретарем в Союзе художников». Объединяет их слово «художник». Не обладая художественным даром знаменитого самородка-отца, выходца из простого народа, старуха горда своей причастностью к его «мемориальному» дому. Её дочь Настя тоже не унаследовала художественного дара деда, но она, искусствовед и организатор художественной жизни, свою причастность к семейному делу понимает иначе: она помогает талантам пробиться, состояться, ведь и её собственный дед не выбился бы в люди без помощи знающих людей.
Так параллельные сюжетные линии по сути становятся контрастными. В селе Заборье не происходит ровным счётом ничего, просто угасает жизнь старухи. В Ленинграде жизнь кипит, Настя открывает и выводит в свет истинное художественное дарование – скульптора Тимофеева. О его последнем шедевре – скульптурном портрете Гоголя – она со знанием дела говорит: «Это действительно превосходно».
Однако истинное искусство неподкупно и нелицеприятно, оно выдвигает тяжкие, неподъёмные моральные требования, и это не зависит ни от творца (Тимофеева), ни от мецената (Насти). В самый момент Настиного триумфа её настигает телеграмма из Заборья: «Катя помирает». С этой скомканной телеграммой в руке она пытается продолжить свой триумф, «но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный», она «всё время чувствовала на себе… с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь».
Не выдержав взгляда Гоголя, Настя бежит на вокзал. Тем временем её мать тихо умирает в старом доме. Приехав на второй день после похорон, Настя всю ночь проплакала в пустом теперь дедовском доме и наутро, прячась от людей, уехала с чувством «непоправимой вины, невыносимой тяжести».