«сокровенный человек», анализ повести платонова

Популярные сегодня темы

А.П. Чехов излечивал народ не всегда микстурками и снадобьями, но и собственными историями. Талантливый врач, совмещавший в себе юмор и сострадание, Антон Павлович изменил понятие о трагедии и рассказе.

Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз.

Поздняя осень — особая пора. Многие не любят это время года из-за начинающихся холодов и обильных дождей. Но даже в непогоду можно разглядеть особую, величественную красоту природы.

Приходит известие о взятии красными войсками Симферополя. Четыре месяца Пухов проводит в Новороссийске, работая старшим монтёром береговой базы Азово-Черноморского пароходства. Он скучает от недостатка работы: пароходов мало, и Пухов занят тем, что составляет отчёты о неисправности их механизмов. Он часто гуляет в окрестностях города, любуясь природой, находя все уместным и живущим по существу. Вспоминая свою умершую жену, Пухов чувствует своё отличие от природы и горюет, уткнувшись лицом в нагретую его дыханием землю, смачивая её редкими неохотными каплями слез.

К городу подступают белые. Рабочие, собравшись в отряды, обороняются. Бронепоезд белых обстреливает город ураганным огнём. Пухов предлагает собрать несколько платформ с песком и пустить с уклона на бронепоезд. Но платформы разлетаются вдребезги, не причинив бронепоезду вреда. Бросившиеся в атаку рабочие падают под пулемётным огнём. Утром два красных бронепоезда приходят на помощь рабочим — город спасён.

Ячейка разбирается: не предатель ли Пухов, придумавший глупую затею с платформами, и решает, что он просто придурковатый мужик. Работа в цехе отягощает Пухова — не тяжестью, а унынием. Он вспоминает о Шарикове и пишет ему письмо. Через месяц он получает ответ Шарикова с приглашением работать на нефтяных приисках. Пухов едет в Баку, где работает машинистом на двигателе, перекачивающем нефть из скважины в нефтехранилище. Идёт время,

Пухову становится хорошо, и он жалеет только об одном: что немного постарел, и нет чего-то нечаянного в душе, что было раньше.

Глава 2

По прибытии в Лиски Фома Пухов глядел, как с духовым оркестром встречали прибывший сюда поезд красного командарма. Тот толкнул перед народом речь, разъяснив, что «буржуазия целиком и полностью – свoлочь». Но на свой поезд с американским паровозом ездивший по-барски командарм не взял никого из толпы, тщетно ждавшей отъезда.

Пухов увидел висящее на бараке объявление о наборе технических рабочих для Красной Армии на Кубани и Черноморском побережье. Приближалась весна. Понимая, что с её приходом от него здесь, на снегоочистке, будет мало проку, Фома решил ехать на юг, чтобы там принести пользу рабочему делу. Он звал с собой Зворычного, но тот стал отнекиваться: «У тебя жена умерла. Ты один – тебя и тянет, дурака, а у меня – семья и сынишка. И так покою нет от жизни такой!..»

Получив на дорогу от Красной Армии пять фунтов воблы и ковригу хлеба, Пухов поехал к Чёрному морю. В Новороссийске его назначили монтёром в порт.

Местные большевики жаждали устроить десант на сидящего в Крыму Врангеля, но не могли найти для этого кораблей, пока дружественный Совнаркому турецкий вождь Кемаль-паша не прислал в подарок транспортное судно «Шаня». «Так у Врангеля ж английские крейсера», – недоумевал Пухов насчёт безнадёжности предприятия. – «Красная Армия все может! – убеждали его красные новороссийские матросы. – Мы в Царицын на щепках приплыли, кулаками город шуровали!»

После прихода «Шани» красноармейцев разбудили ночью и вывели на улицу. Комиссар полка произнёс перед ними речь с призывом немедленно плыть в Крым, чтобы «разрушить мосты и дороги Врангеля, растерзать его тыл, загородить ему море и выжечь сразу всю эту заразу!.. С Перекопа пусть Врангеля трахнут в морду, а мы разом в зад, – вот тогда он с корнем ляжет».

Для десанта в Крым отобрали пятьсот человек. Все понимали, что поход будет очень опасным, и большинство его участников погибнет. Пухов сам напросился в экспедицию с другими, решив разделить общую судьбу. Следующей ночью большую часть отряда посадили на «Шаню», а человек двадцать разведки – на катер «Марс» с едва тянувшим керосиновым мотором.

Вскоре после отплытия корабли попали в страшную бурю, от которой красноармейцы лежали в «желудочном кошмаре» и блевали густой желчью. «Марс» отстал где-то вдали. Назначенный следить за двигателем «Шани» Пухов плохо справлялся с ним: от страшной качки винт то зарывался в воду, то выскакивал на воздух.

«Шаню» едва не задержали врангелевские корабли, но этой опасности удалось избежать. Внезапно рядом показался недавно потерянный «Марс». Он был напрочь разбит волнами. Крутой взмах шквала схватил «Марс» и швырнул его так, что он очутился над «Шаней». Люди оттуда попрыгали вниз – на палубу «Шани». Некоторые пролетели мимо, в морскую прорву. Другие, рухнув на борт, переломали руки и ноги.

«Шаня» тоже грозила в любой момент потонуть. Красноармейское начальство решило отказаться от десанта. «Шаня» вернулась в Новороссийск. Вспыльчивый матрос Шариков бил кулаком по стойке с досады, что Врангеля победят без него. «Будя тебе ерепениться! – увещал его Пухов. – Пускай Врангель плывет, – другого кого-нибудь избузуешь!»

Авария

Стоит ли читать «Сокровенного человека» Платонова в кратком содержании? На чтение сокращенного варианта уйдет минут пять. Но, конечно, изложение не передаст красочного, сочного языка советского классика. Характеристику своему герою Платонов дает словно между строк. Фома Пухов в начале произведения создает впечатление человека равнодушного. Происходит авария. Снегоочиститель останавливает казачий отряд. Машина тормозит, в результате рабочие получают травмы, а машинист погибает. «Как он нарвался на штырь, дурак?» – произносит Пухов, увидев изуродованное тело погибшего. Казалось бы, его совсем не трогает трагическая смерть молодого человека. Быть может, немного удивляет.

Герои

Главный герой повести Фома Пухов вначале описывается как человек, лишённый чувственности. Сердечной привязанности к дому он тоже не чувствует, считая себя дома на машине или рядом с машиной. К середине повести выясняется, что Пухов о жене горевал, но об этом никогда никому не сообщал.

Название «Сокровенный человек», относящееся к Фоме Пухову, обозначает, что Пухов живёт по каким-то своим природным законам, плохо сочетающимся с законами социальными

Фома не только себя чувствует частью природы, не более важной, чем умершие на зиму травы, но и всю природу воспринимает как личность, она для него антропоморфна. У природы руки – ветер, тормошащий путников, она желанна для человека, как девственница

Землю Пухов любит супружеской любовью и чувствует себя на ней хозяином.

Природа противопоставлена истории и злым силам свирепого мирового вещества, которые треплют и морят людей.

Личность Пухова совершенно неудобна новой власти. Впрочем, никакая власть таких людей не любит и совладать с ними не может. С точки зрения Пухова, жить надо не по чьей-нибудь указке, а по велению сердца, всё проверяя собой. Так что у героя говорящее имя, а не фамилия. Фома подобен своему неверующему тёзке из Библии, который должен вложить руки в раны от гвоздей, чтобы поверить в смерть и воскресение Иисуса.

Фома не верит в революцию, честно говоря об этом матросу Шарикову, который считает его кустарём советской власти.

Комиссар называет Пухова полным контр. А сам себя Пухов чувствует безродным, заблудившимся человеком.

Фома обвиняет комиссара в том, что они делают не вещи, а отношения, «отношения же Пухов понимал как ничто». Показательны ответы Фомы на вопросы комиссии, которая проверяла не столько знания специалистов, сколько их политграмоту. Фома соглашается лить кровь за народ, «только не зря и не дуриком».

И действительно, через год после этого разговора, возвращаясь домой, Фома наблюдает общую беспризорность «огромной порожней земли» и видит «народ, обратившийся в нищих». Вывод Пухова совершенно «антиреволюционный»: «Почва есть, а хлеба нету, — значит, дураки живут».

В финале повести Пухов называет себя природным дураком, то есть становится своеобразным народным сказочным непобедимым героем.

Зворычный – помощник механика на паровозе и товарищ Пухова. Он отказывается ехать в Новороссийск, жалея семью. Его Пухов называет предрассудочным человеком. Когда через год Пухов возвращается на родину, Зворычный уже состоит в отряде особого назначения и в партии. Пухов понимает, что Зворычный тоскует из-за смерти сына.

Люди, живущие во времена гражданской войны, глубоко несчастны. Начальника дистанции дважды ставили к стенке, так что он поседел и ждал смерти каждый миг. Кроме того, он находится под следствием, потому что мост возле Царицына, который под инженерным руководством начальника дистанции восстанавливали неквалифицированные рабочие, просел под воинским поездом. Убийство этого человека отрядом казаков стало избавлением от суда и расстрела.

Удивительна история калеки, который хотел сменять ножики на пшеницу и дошёл уже до Аргентины, а в Месопотамии он попал в крушение в туннеле, и искалеченную ногу ему отрезали в багдадской больнице.

Точка зрения автора в романе – сочувствие к людям, которые готовы «пожертвовать достоинством жизни на благо революции», которые заняты «общей жизнью». Автор – выразитель здравого смысла. Он мысленно возражает собравшимся на смерть красноармейцам, что радоваться нечему, он называет разрушенный войной и революцией мир погибающим.

Красная армия в романе изображается как крестьяне, одевшиеся в шинели, «скрытые хлебопашцы». Их победы обусловлены тем, что они не ценят своей жизни, что они готовы «дважды быть растерзанными», лишь бы враг погиб с ними. Воины похожи на потаённых охотников, у которых тревожный восторг теплится в сердце. Они – природная сила, стихия. Платонов с горечью отмечает, что мечта о счастье у них не собственная, а навязанная политруком. Им противопоставлены белые офицеры, индивидуалисты, например, офицер Маевский, который не верил в человеческое общество.

Стилистические особенности

Время и пространство в повести ведут себя удивительно. Главный герой много путешествует, но времени путешествия почти не замечает «в забвении самого себя», потому что ехать «долго  и трудно». Символом истинного путешественника у Платонова выступает ветер, который со смелостью «воюет над беззащитными пространствами». Когда останавливаются поезда, то и время стоит вокруг Пухова, как светопреставление.

Герои преодолевают пространства с помощью поездов, причём они едут в ту сторону, куда везёт поезд, независимо от того, какое направление их интересует, случайно попадая куда нужно.

Пространства сопротивляются продвижению человека по ним. Просторы сухопутные засыпаются снегом, море вздымается валами. Даже тьма ночи подобна каше, через которую нужно продираться. Стихии перемешиваются, как и судьбы людей. Ветер становится твёрдым, капли воды бьют в лицо, как камешки. Во время морской бури меняются местами верх и низ, так что красноармейцы, попавшие в своём катере на гребень волны, оказываются как раз над другим судном и спасаются, прыгая вниз.Даже история этих лет сравнивается с паровозом, который тащит за собой «груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».

Время для Пухова в момент его остановок идёт «без тормозов». С другой стороны, каждый день для человека – сотворение  мира, так что каждый живёт будто в начале времён. Революция же, с точки зрения Фомы, — конец света.

Платонов любит играть словами, совсем как постмодернисты. Он наполняет слова новыми значениями или переосмысливает омонимы. Например, в реввоенсовете сидят задумчивые люди, потому что они задумываются о судьбах государства, человек, состоящий в браке, для друга и для общества бракованный.

  • «Сокровенный человек», краткое содержание повести Платонова

  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

  • «Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова

  • «Никита», анализ рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова

  • «Чевенгур», анализ романа Платонова

  • «Котлован», анализ повести Платонова

  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова

  • «Фро», анализ рассказа Платонова

  • «Корова», анализ рассказа Платонова

  • «Юшка», анализ рассказа Платонова

  • «Маленький солдат», анализ рассказа Платонова

  • «Третий сын», анализ рассказа Платонова

По произведению: «Сокровенный человек»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

Анализ

Герои Платонова косноязычны, речь их своеобразна, может показаться безграмотной. Но в этом особенность прозы советского писателя. Пухов пытается понять революцию. Это выражается в его своеобразных размышлениях.

В советской художественной литературе довоенных лет встречаются чаще герои пролетарского происхождения. На их фоне Фома Пухов выглядит немного странным. В отличие от персонажей Островского, Фадеева, Фома не верит в революцию. Он сомневается в коммунистических идеях. В душе платоновского героя коренится неудержимое желание познать мир, стремление самому убедиться в истинности революционных идей. Он чем-то напоминает Фому неверующего. Этого библейского персонажа не было с апостолами, когда происходило воскрешение Иисуса Христа. А потому он отказывался верить в чудо. До тех пор, пока не коснулся ран Христа. Однако, согласно одной из версий, Фома был единственным апостолом, который сумел постичь сокровенный, тайный смысл учения Иисуса Христа.

Пухов имеет что-то общее и с мужиками из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасовские герои тоже пытаются постичь загадку счастья. Пухова интересует не так быт, как бытие. А его непохожесть, отличие от других людей заметно уже в первой сцене, о которой было сказано выше.

Главный герой повести «Сокровенный человек» — вечный странник. Может показаться, что Пухов путешествует совершенно бесцельно. Вокруг все заняты каким-либо делом, имеют строгие суждения относительно того или иного вопроса. А у Пухова революция не находит в душе отклика. Он ищет подтверждения идеи о всеобщем счастье. При этом во время своих блужданий по стране не раз видит смерть. Увиденная реальность порождает новые сомнения в революционных идеях.

Это имя, так же как и десятки других, неугодных режиму, предано забвению и на протяжении нескольких десятилетий не было известно читателям. Андрей Платонов занимает прочное место в цепи «еретиков» русской литературы ΧΧ века. Однако место у него здесь все равно особое. В отличие от Замятина, Ахматовой, Булгакова, Мандельштама, он не был выходцем из интеллигенции, из традиций литературы Серебряного века. Социальное его происхождение — пролетарское, он и сам прошел рабочую закалку. Писатель Андрей Битов скажет о Платонове: «Он первым понял все изнутри». Имея в виду истинную суть социализма, понял все из своего опыта, то есть из рабочего класса.

Андрей был первым ребенком в большой семье слесаря Платона Климентова в Воронеже. Следом родилось еще 10 детей, поэтому чуть ли не с пеленок ему пришлось помогать отцу. Он начинал чернорабочим. Железнодорожные мастерские привили будущему великому писателю какую-то патологическую страсть к механике, может быть, это в нем было отцовской чертой, поскольку тот был не просто обычным рабочим, а талантливым изобретателем. Впоследствии у самого Платонова появится обозначение такого типа личности — человек с «умными» руками.

К моменту совершения революции Платонов уже твердо осознал себя гегемоном — пролетариатом и твердо верил, что социализм — это единый строй, который может осчастливить всех людей на свете, поэтому восприятие революции у писателя традиционно восторженное. В 20-е годы он мечтает о грандиозной переделке мира сообществом счастливых людей. О растворении каждого человека в коллективе, о социальном обезличивании личности, то есть о том, что в его зрелом творчестве станет предметом колоссальной, жесткой критики.

Первые рассказы Андрея Платонова представляют собой утопию. Его герои мечтают и создают прекрасный мир будущего. Они, как правило, творческие люди, изобретатели, самоучки, которые мечтают об укрощении колоссальной силы энергии солнца, воды или ветра. Платонов и сам верил, что можно повернуть воды теплого океана и за счет этого растопить полюса, а затем засадить их садами. Он верит в то, что новый строй колоссально преобразует весь земной шар и всю вселенную. К этому времени он оканчивает железнодорожный техникум, становится инженером-мелиоратором. В своих анкетах писатель до конца жизни в графе «профессия» писал «мелиоратор». И даже выпустил брошюру о мелиорации.

А потом вдруг началось переосмысливание, эйфория восторга сходит на нет. Этот процесс начинается уже с момента повести «Сокровенный человек». В словаре Даля слово «сокровенный» означает «сокрытый, скрытый, тайный», однако в контексте платоновской повести это понятие получает иной смысл. «Сокровенный» — необычный, нестандартный, выпадающий из привычного стереотипа восприятия мира.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема повести – гражданская война как источник человеческого горя, скитаний и смертей.

Основная мысль состоит в том, что человек переживает революции и войны как стихийное бедствие и потом снова живёт природной хорошей и лёгкой жизнью. Вся повесть утверждает превосходство природного начала над социальным.

Проблема преждевременной смерти, бессмысленной жертвы революции и гражданской войны – едва ли не самая частая в творчестве Платонова. Герои принимают смерть как избавление (начальник дистанции, Афонин, белый офицер Маевский). Они пытаются спастись от смертельных ран с помощью хлеба, положенного на рану и окрученного портянкой, обтирочных концов, забитого в ухо гвоздя. То есть к живому телу близко оказываются окружающие человека полезные предметы.

Герои Платонова не боятся смерти, перед смертью команда тонущего «Марса» играет на гармонике, «пугая все законы человеческого естества». Смерть в романе тоже олицетворяется, она действует со спокойствием. Герои, кроме Пухова, воспринимают смерть как защиту от жизненных мучений. Но Пухов знает, что это не так, может быть, поэтому смерть и минует его, как сказочного неуязвимого дурака.

Важны в тексте проблема смысла человеческой жизни, правоты человека, крушения человеческих жизней в ходе революции и войны. Намечается сатирическая проблематика соответствия ума коммунистических начальников занимаемому им месту, проблема понимания.

Слайд 361. Как понимал Платонов смысл слова «сокровенный»? «Сокровенный» обозначает нечто противоположное понятиям

«откровенный», «внешний», «наглядный». В современном русском языке к определению «сокровенный» — «необнаруживаемый, свято хранимый» — добавляется часто «задушевный», «интимный», «сердечный». Однако в связи с Фомой Пуховым Платонова, откровенным пересмешником, подвергающим жесткому анализу святость и безгрешность самой революции, понятие «сокровенный», как всегда, резко видоизменяется, обогащается. «Сокровенность» Пухова — в  свободе саморазвития, свободе суждений и оценок самой революции, ее святых и ангелов в условиях остановившейся в бюрократическом оцепенении революции.

Осознание Фомы Пухова

Как-то раз главный герой, о жизни которого рассказывает нам повесть Платонова «Сокровенный человек», пошел на промысел из Баку. Он переночевал у своего друга Шарикова, к которому из плена вернулся брат. Неожиданно пробудившееся сочувствие к людям вдруг проясняется в душе Пухова. Он шагает с удовольствием, ощущая родственность к своему телу всех других тел, роскошь жизни, а также неистовство природы, смелой, неимоверной и в действии, и в тишине

Постепенно главный герой догадывается о самом мучительном и важном: в людей, в революционную смелость перешла отчаянная природа. Душевная чужбина оставляет Пухова, и он ощущает знакомую теплоту родины, как будто от ненужной жены он возвратился к матери

Теплота и свет напрягались над окружающим миром, превращались постепенно в людскую силу. Встретившемуся машинисту он говорит: «Хорошее утро!» Тот отвечает: «Революционное вполне».

Так заканчивается «Сокровенный человек» Платонова. Краткое содержание знакомит читателя лишь с основными событиями. Прочитав оригинал произведения, вы поближе познакомитесь с главным героем и лучше поймете, почему Платонов в его отношении употребил столь необычное определение — «сокровенный человек». Герои повести весьма интересны. Их характеры заслуживают более детального рассмотрения.

«Сокровенный человек»
анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Герой повести «Сокровенный человек » Фома Пухов и в зрелые годы не утратил наивного восприятия мира.

В начале повествования он попросту отмахивается от всех сложных вопросов. Одно только ценит механик Пухов: свое дело. Но с другой стороны он предстает как стихийный философ, в чем-то озорник, в чем-то морализатор.

Партийная ячейка даже делает вывод, «что Пухов — не предатель, а просто придурковатый мужик».

Усилие «придурковатого мужика» понять революцию выражается особенным индивидуальным языком платоновской прозы — иногда косным, словно бы безграмотным, но всегда точным и выразительным. Речь рассказчика и героев несет на себе печать особого юмора, проявляющегося в самых неожиданных фрагментах текста: « Афанас, ты теперь не цельный человек, а бракованный! — говорил Пухов с сожалением ».

«Сокровенный человек» на протяжении повести как бы собирает в одно целое свою вечно голодную плоть, практическую сметку, ум и душу: «если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!»

Фома Пухов не только любит природу, но и понимает ее. Единение с природой вызывает у него целую гамму чувств: «В один день, во время солнечного сияния, Пухов гулял в окрестностях города и думал — сколько порочной дурости в людях, сколько невнимательности к такому единственному занятию, как жизнь и вся природная обстановка».

Осмысление событий Гражданской войны в его сознаний принимает фантастический характер. Однако в основном, в главном он не лжет, а напротив — добивается правды.

В сложное, путаное время, когда безграмотная беднота поднялась против ученой «белой гвардии» и невозможным невообразимым подвигом — и жаждой подвига! — одолела противника, из человека «внешнего», бездумного, пустого Фома Пухов, проверяя все на своем опыте, превращается в «сокровенного человека».

Заключение

Основная мысль произведения заключается в превосходстве природного начала человека над социальным: пережив все ужасы революции и гражданской войны, он способен вновь вести легкую и радостную жизнь.

Краткий пересказ «Сокровенного человека» пригодится для читательского дневника и при выполнении домашних заданий по литературе.

Глава 1

Фома Пухов не отличается особой чувствительностью. Без лишних душевных переживаний он нарезает «на гробе жены вареную колбасу» и перекусывает, проголодавшись.

Сразу после похорон он ложится спать, «потому что сильно исхлопотался и намаялся» . Однако ему не суждено выспаться: сторож вручает путевку, согласно которой Фома должен явиться к четырем часам для очистки железнодорожного полотна от снежных заносов.

Машинист сокрушается – «Опять неделю не спать !», но Фома даже рад этому, поскольку «жизнь как-то незаметней и шибче» пойдет.

Фронт находится всего в шестидесяти верстах, и белые регулярно атакуют железнодорожную линию, «ища уюта в вагонах и станционных зданиях, утомившись в снежной степи на худых конях» .

На особенно заснеженном участке снегоочиститель резко застревает и начинает буксовать. Внезапная остановка становится причиной ранения машиниста, смерти его помощника и потери четырех зубов у Пухова.

В этот момент к снегоочистителю подъезжает небольшой казачий отряд, решивший захватить снегоочиститель. Но вовремя подоспевшие на бронепоезде красноармейцы отбивают его. Вызволенный из снежного плена снегоочиститель продолжает свой путь.

Глава 3

После неудачного морского похода проходит четыре месяца, и все это время Пухов работает в Новороссийске «старшим монтером береговой базы Азово-Черноморского пароходства» . В его обязанности входит ежедневный осмотр судов и написание рапортов о невозможности исправления поломок.

«Тоска по родному месту» берет Фому за живое, и он решает вернуться. Он добирается до Баку, где встречает знакомого матроса Шарикова, которому поручено наладить Каспийское пароходство.

Погостив в Баку неделю, Пухов держит путь дальше, несмотря на заманчивое предложение Шарикова «стать командиром нефтеналивной флотилии» . Он отправляется в Царицын, где должен привлекать рабочих в Баку.

Глава 8

После тяжелого сражения многие рабочие, в том числе и Зворычный, отворачиваются от Пухова, считая его предателем. Однако тот не хочет признавать свою вину. Его везде выгоняют, и лишь после того, как на собрании партячейки выносят вердикт, что Пухов не враг, а «просто придурковатый мужик» , его положение в обществе стабилизируется.

Однако мятущаяся душа Фомы не знает покоя, и даже «работа в цехе отягощала его — не тяжестью, а унынием» . Он пишет письмо Шарикову, и тот приглашает Пухова на работу на нефтяном прииске.

На заводе Пухова увольняют быстро, считая, что он хоть и «не враг, но какой-то ветер, дующий мимо паруса революции» .

  • Цитаты из книги история с кладбищем

      

  • Цитаты в зоне тумана

      

  • Жан ростан цитаты на французском

      

  • Цитаты из фильма лед

      

  • Цитаты о шри ланке
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: