Анализ стихотворения эпилог северянин

И северянин стих "эпилог (я - гений)"👼- текст и анализ - блог stihirus24

Игорь Северянин анализ стихотворений кратко и понятно – главное и важное

Игорь Северянин поэт 20 века.

Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.

«Futurum» в переводе с латыни означает «будущее, а «Ego» — «я». Отрицая все традиции русской поэзии, они пытались создать новый язык, конструировали новые слова, декларировали новую мораль, где центром внимания поэта становится его собственное «я».

Эгофутурист Игорь Северянин – самый яркий представитель этой эпатажной поэзии. Его сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» были невероятно популярны, а его «поэзоконцерты» собирали полные залы и вызывали ажиотаж.

«Ананасы в шампанском» — одно из самых известных стихотворений Северянина, оно написано в 1915 году. В нем просматривается любимая урбанистическая тема: город, технические достижения, стремительный темп жизни.

Неспроста каждое предложение в нем – односоставное и с восклицательным знаком в конце. Общей картинки нет, только обрывочное мелькание «видеокадров», из которых складывается противоречивое впечатление: среди мчащихся экспрессов, автомобилей и самолетов идет жизнь салонная, изысканная, элегантная на фоне «ветропросвистов» и «стрекота аэропланов».

В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.

И тогда, если уж нельзя избежать низменности, приходит решение: «трагедию жизни» претворить «в грезо-фарс». Не обошлось и без неожиданных неологизмов: «ветропросвист», «крылолет», «порывно», «грезо-фарс». Они «осмысленны» и придают стихотворению своеобразную экстравагантность, провозглашенную программой эгофутуристов.

«Кензель». Для справки: кензелем в литературоведении называют форму стихотворения, включающего в себя три пятистишия. «Кензель» написан в 1911 году. Его очень любили слушать поклонники в исполнении Северянина на многочисленных выступлениях в разных городах. Буквально после первых слов «В шумном платье муаровом…» раздавались восторженные аплодисменты.

Стихотворение рисует перед нами изысканный, экзотический мир, принадлежащий таинственной женщине. Она идет по ночной, «олуненной» аллее, ассоциируясь с морем («проходите морево»), потому что платье у нее шумное, муаровое (шелк, переливающийся разными оттенками) тальма (накидка) «лазорева».

Утонченная, «изящная», «эстетная», она производит чарующее впечатление на фоне лунной ночи и песочной дорожки, «от листвы разузоренной», подобно меху ягуара. Красота и тайна женщины вызывают мысли о любви. Конечно, ей «предназначено» «любовное упоенье», ведь для такой неземной женщины «ночь всегда новобрачная». Но «найдется ли пара» подобному чуду? Вряд ли

. Она сядет в бензиновый ландолет, доверив жизнь «мальчику в макинтоше резиновом», закроет ему глаза своим «жасминовым», «шумным», «муаровым платьем»… Что последует за этим? Разбитый автомобиль, погубленная жизнь, мимолетная, ничего не значащая связь? Неологизмы в стихотворении доступны и экстравагантны, они усиливают ассоциации, увлекают в волшебный и таинственный мир.

А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Я гений»

Игорь Северянин оставил свой след в литературе «серебряного века». Он сделал неоценимый вклад в русскую поэзию. Судьба Северянина сложилась непросто. Он достигал вершину славы, однако умер в нищете, забытый всеми. В его стихах присутствовала лирика и ирония. В качестве примера можно привести стихотворение «Я гений». Оно вызвало в общество бурю негативных эмоций.

Одной из особенностей этого произведения является сложность его восприятия. Это связано с тем, что в нем много измененных слов. Чтобы понять его, необходимы определенные знания. Автор написал его таким, чтобы добиться особого звучания. Он дробил слова и заимствовал их из устаревшей речи.

Другой отличительной чертой стихотворения является сочетание лирики и иронии. Мы видим понятные образы, за которыми что-то скрывается. Что-то большее и истинное. Автор хвалит себя и возвышает свой талант. Но за этими выражениями скрывается что-то пустое.

Скорее всего, автор хотел показать, что за всеми хвалебными речами, за славой скрыта пустота. Северянин высмеивает свои же речи. Основную суть этого стиха можно объяснить, как то, что возвышение самого себя будет высмеяно. Рано или поздно это приведет к забвению.

Это произведение оказывает сильное влияние на читателя. Его можно назвать гениальным, несмотря на сложную восприимчивость.

Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему

Эгофутуризм. Творчество И. Северянина

Эпилог Анализ стихотворения Северянина Эпилог Начало двадцатого века было наполнено многими переменами в традиционной литературной жизни, это было вызвано несколькими причинами, и одной из самых главных причин является, профессиональный взлет большого количество поэтов, Есенин, Маяковский и другие. Все они вносили свои творческие идеи в общую литературную жизнь, тем самым делая ее более разнообразной. Но помимо влияния самих поэтов создавались новые направления, которые трактовали свои литературные идеалы, и к одному из них относиться футуризм. Стихотворения поэтов футуристов, значительно отличались от традиционных стихов, хотя это не касалось структуры написания.

Тропы, рифма, композиция

Стихотворение написано четырехстопным ямбом в жанре эгофутуризма, имеет линейное развитие композиции и перекрестную рифмовку (Северянин – упоен – оэкранен – утвержден) с открытыми и закрытыми рифмами.

В произведении есть неологизмы, которые появляются в строках Северянина, как грибы после теплого дождя:

  1. Оэкранен.
  2. Безаконце.
  3. Снегоскальный.
  4. Взорлил.

Также отметим из средств выразительности:

  1. Эпитеты (чаровое самоубийство, снегоскальный гипноз, упорная черта).
  2. Олицетворения (взойдет душа, сила росла, душа влечется).
  3. Метафоры (куда без них)) – покорить Литературу, упоен победой, я изнемог от льстивой свиты).

В произведении много восклицаний, что помогает нарисовать картину достижения вершины гениальности, на восклицательной же ноте стих и заканчивается, оставляя странное послевкусие для человека, незнакомого с эгофутуризмом.

Анализ двух частей

Стихотворение состоит из двух связанных между собой частей, первая из них – это подтверждение собственной гениальности, вторая есть поэтическая прорисовка образа усталости после покорения Олимпа поэтов.

Начинается стих банально просто, зато понятна цель строф:

Лирический герой, который и есть Северянин, показывает себя не на пути к славе, а на её вершине, оставив скромность для обывателей с картофельным носом. Автор считает себя покорителем Литературы, вторым Пушкиным и Толстым. Сложно сказать, где в строках Эпилога стеб, где искренность победителя, но год назад поэт поставил задачу быть лучшим и вот он им стал.

По пути к вершине поэт оставлял за спиной Иуд и месть, провозглашая одиночество гения и взращивая в себе самодержавную и гордую гениальность.

Вторая часть продолжает тему новорожденного гения, который оставил задачу достижения Олимпа позади и сейчас вправе бросать сильным мира сего порыв завоевателя творческой вершины.

Далее лирический герой описывает чувства гения, достигшего предела высоты, мозг которого прояснен дурманом, а душа стремиться к примитиву.

В финале стихотворения автор пророчит восход своей души в ненастный день, что можно понимать, как возможная роль мессианства его творчества.

«Ассоциация эгофутуризма» и поэзоконцерты

В 1910 году главное литературное течение начала XX века — символизм — стало переживать кризис: обнаружились внутренние противоречия и разные взгляды символистов на задачи искусства. Игорь Северянин выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. В «Ассоциацию эгофутуризма» вошли поэты: Константин Олимпов и Иван Игнатьев, Вадим Баян и Георгий Иванов. В интервью одной белградской газете Игорь Северянин рассказал о создании нового направления и подчеркнул, что его «главной целью было утверждение своего «я» и будущего. А главной доктриной была «Душа-истина»». Кружок эгофутуристов существовал недолго: уже через год после его образования поэты разошлись, а Игорь Северянин написал «Эпилог эгофутуризма».

Стихотворение «Ненужное письмо» Северянин Игорь

Семь лет она не писала, Семь лет молчала она. Должно быть, ей грустно стало, Но, впрочем, теперь весна.

В ее письме ни строчки О нашей горькой дочке. О тоске, о тоске,- Спокойно перо в руке.

Письмо ничем не дышит, Как вечер в октябре. Она бесстрастно пишет О своей сестре.

Ах, что же я отвечу И надо ли отвечать… Но сегодняшний вечер Будет опять, опять.

(2 votes, average: 3,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Пишет мне сестричка Пишет мне сестричка, только В буквы слезы льет, Пишет, что гуляет Колька, — Только дым идет. Все до поры, до времени, Потом растает дым, Отпустят в октябре меня, Тогда и…
  2. Прошло семь лет Прошло семь лет, а может быть, семь бед, а может, семь веселых каруселей мимо тебя галопом пролетели, а может, семь дождей и семь метелей семь раз успели замести мой след……
  3. Ответ на письмо Что я тебе отвечу на обман? Что наши встречи давние у стога? Когда сбежала ты в Азербайджан, Не говорил я: «Скатертью дорога!» Да, я любил. Ну что же? Ну и…
  4. Письмо Франсуа Вийону Добрый вечер, коллега! Здравствуйте, Франсуа! (Кажется, по-французски это звучит «бон суар».) Скорее сюда, трактирщик, беги и вина налей. Мы с вами сегодня живы, что может быть веселей! Но в темную…
  5. Письмо (Я здесь живу…) Я здесь живу на сквозняке, Меж гор, поднявшихся до неба, Не на курорте, а в тоске, В какой еще ни разу не был. Уж месяц март, а здесь зима —…
  6. Что делать, мой ангел, мы стали спокойней Что делать, мой ангел, мы стали спокойней, мы стали смиренней. За дымкой метели так мирно клубится наш милый Парнас. И вот наступает то странное время иных измерений, где прежние мерки…
  7. Путник замечает ненужное вполне Путник замечает ненужное вполне: лошадиную кость и брошеный сапог, в расщелине двух ящериц и мох, и припек более жаркий, чем извне. Пахнет незатейливостью такой мирок и пылью, и чтобы сюда…
  8. Письмо торговца фруктами с Центрального рынка Жора и Аркадий Вайнер! Вам салям алейкум, пусть Мы знакомы с вами втайне, — Кодекс знаем наизусть. Пишут вам семь аксакалов Гиндукушенской земли, Потому что семь журналов Вас на нас…
  9. Письмо с позиций Если умру я, усну навсегда, Кто пожалеет? Может быть солнце могилу мою В полдень согреет? Может быть, ветер в могильных кустах Ночью заплачет? Может быть, месяц, как по полю конь,…
  10. Письмо Мы не рыбы и не птицы, И в отечестве своем Мы привыкли веселиться И печалиться вдвоем. Одиноко мне и жарко. Напишу возьму письмо. Есть конверт. Наклею марку. Пусть идет себе…
  11. Письмо Писать всю ночь письмо. Писать, еще не зная, Сумеешь ли послать. И все-таки писать. Для самого себя. Поймешь ли ты, родная, Что я хотел сказать? Нет, спутался опять! Писать всю…
  12. Шестилетней Оле Рано дед проснулся, Крякнул, потянулся, Давши мыслям волю, Вспомнил внучку Олю. Семь часов пробило; Затопили печку, Темно очень было, И зажег он свечку. И дедушка хилый К внучке своей милой…
  13. К М. Л. Огаревой (Хочу еще письмо писать…) 1 18 декабря, вечером Хочу еще письмо писать От делать нечего и скуки И время длинное разлуки Стихом причудливым занять. Я здесь один и словно в пытке: Тоска, и на…
  14. Ты письмо мое, милый, не комкай Ты письмо мое, милый, не комкай. До конца его, друг, прочти. Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути. Не гляди так, не хмурься гневно, Я любимая, я твоя….
  15. К княгине Дашковой. Письмо на случай открытия Академии российской Избранная Минервы волей Устроить росским музам сень, Позволь для них счастливый день Восторженну их лучшей долей Оставить в памяти граждан… Не думай, чтобы я, гордяся Талантом, мне который дан, И…
  16. Письмо Письма солдатский треугольник, С дороги посланный домой, Опять напомнил мне сегодня Год сорок первый, роковой. Еще июню — половина, В полях пшеничных — тишина. Мчит эшелон по Украине, Мы солнцу…
  17. Письмо о пользе желаний Наскуча век желаньями терзаться, Препятством чтя их к благу моему, Сжал сердце я и волю дал уму, Чтобы от них навеки отвязаться. Все суета — так пишет Соломон; Хоть ныне…
  18. Я целовал твое письмо Я целовал твое письмо, Не унимая нервной дрожи. В нем наказание само, В нем отречение — и все же Я целовал твое письмо. Могло бы быть совсем иначе. Не плачу…
  19. Открытое письмо Не в том, что ты была горда, — Начало всех начал, Не в том, что пела ты, когда Я злился и молчал. Да и не в кротости твоей В какой-то…
  20. Письмо товарищу Кострову Простите меня, товарищ Костров, с присущей душевной ширью, что часть на Париж отпущенных строф на лирику я растранжирю. Представьте: входит красавица в зал, в меха и бусы оправленная. Я эту…

Вы сейчас читаете стих Ненужное письмо, поэта Северянин Игорь

Анализ стихотворения Северянина «Эпилог»

Стихотворение «Я гений…» – пожалуй, самое известное произведение Северянина – написано в октябре 1912 года. Это время, когда популярность Игоря Васильевича достигает своего пика.

Явные ноты самолюбования можно объяснить тем, что стихотворение написано двадцатипятилетним тщеславным человеком, на которого обрушилась литературная слава. Тем более примечательным является ощущение пресыщенности, усталости от экзальтации и ажиотажа, который вызывала его личность.

Выбор средств художественной выразительности, порой затрудняющих восприятие, отражает яркую индивидуальность поэта. Они тесно переплетаются и трансформируются друг в друга. Это:

  • авторские неологизмы – «оэкранен (размещен на всех экранах)», «повсеградно (во всех городах)», «повсесердно (во всех сердцах)», «взорлил (вознесся как орел)», «прозренно (провидчески)», «чаровое (спровоцированное чарами)», «снегоскалый (с белым, как снег, оскалом зубов)», «божи (призыв действовать именем Бога)», «отряхаю (отряхиваю)», «накаплен (наполнен по капле)», «беззаконец (беззаконие, произвол)» – «визитная карточка» его творческой манеры;
  • многочисленные яркие метафоры – «упоен победой», «тлен болот», «толпа холопов», «взалкал по природе», «вдохновитель исканий», «говор хат», «бросаю порыв»;
  • многочисленные риторические восклицания – «Я … оэкранен! Я …утвержден!», «Я вижу …! Я слышу…!», «До долгой встречи!», «… взойдет … душа!» – передающие экспрессию произведения;
  • инверсия – «сила моя, единая», «черту упорную», «не его отверг», «беглых взлет»;
  • гиперболы – «гений Игорь Северянин», «я покорил литературу»;
  • синекдоха – «покорил литературу», «дав восторг», «бросаю порыв», «презрев Рим», «изнемог от свиты», «прояснили мозг», «взалкал (в контексте фразы – затосковал) по природе», «одинок в … задаче», «даровав значенье», «влечется в примитив (стремится к простоте)»;
  • удивительные эпитеты – «гремящий я», «упорная черта», «единая сила, самодержавна сила», «чаровое самоубийство», «снегоскалый гипноз», «светлый пилигрим», «застенчивые долы», «ошеломленный Рим», «льстивая свита», «вселенская душа», прилагательное «липовый» здесь употребляется в прямом значении – «липовый мотив – мотив, воспроизводимый липами»;
  • обращения – «голубка», «змея», «Привет»;
  • умолчание – «шатнулась орда…»;
  • эллипсис – «я – (еще) год назад – (точно) сказал», «вот (пожалуйста) – я есть», «не его отверг, а – (отверг) месть», «вновь (направляюсь¸ стремлюсь) в простор – (вот) стезя моя», «(я) взорлил (вознесся) на престол», «и ныне, … пилигрим, (я) иду…»;
  • олицетворения – «год отсверкал», «сила росла, не просила, не мужала», «сила горда», «сила росла», «божи, Привет! (поэт не просто олицетворяет приветствие, но и наделяет его именем собственным)», «душа влечется (стремится)», «душа взойдет», «говор – вдохновитель», «говор хат»;
  • антитеза – «не его отверг, а – месть», «взорлил на престол» – «схожу с престола»;
  • архаизмы – «зрил», «отверг», «зане (в значении «так как, потому что»), «взалкал», «влечется», «змий»;
  • перифраз – «предатель – Иуда», «популярность – орда»;
  • цитирования – сказал: «Я буду!», «Я одинок…!» – …я провозгласил»;
  • библейский фразеологизм – «от пыли отряхаю обувь», который имеет значение «отмежевываюсь, отстраняюсь»;
  • оксюморон – «прояснили дурманы»;
  • антонимы – «великих – ничтожных», «ученик – учитель»;
  • сравнения – «взойдет, как солнце»;
  • катахреза (сочетание несовместимых по значению слов, образующих смысловое целое) – «схожу насмешливо»;
  • апокопа (усечение) – «примитив»;
  • ряды однородных членов предложения – «не ученик, не учитель, друг, брат»;
  • синтаксический параллелизм – «Я … оэкранен! Я …утвержден!», «Лети, голубка, …! Змея, обвей…!».

Стихотворение, которые многими расценено как собственная апология, имеет «подкладку». Его истинный смысл неочевиден. Автор пытается донести мысль о пустоте славы и дешевизне популярности, он иронизирует над собой. Стихотворение маскирует истинное лицо лирического героя, которым является сам автор.

Игорь СеверянинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: