Краткое содержание повести «котлован» по главам (а. платонов)

Краткое содержание рассказов платонова

Платонов «Котлован», глава 10 – краткое содержание

Проснувшись утром, весь колхоз собирается к кузнице, откуда не перестают доноситься удары молота. Рядом с висящим на плетне лозунгом «За партию, за верность ей, за ударный труд, пробивающий пролетариату двери в будущее» медведь продолжает неустанно садить по железу. Чиклин помогает ему.

Мужики замечают, что удары слишком сильны. Чиклин с Медведем крушат железо, как врага жизни, да и закаляют его неправильно – подковы и зубья для борон получаются ломкими. Но в запале трудового пролетарского порыва кующие не замечают этого. Лишь угрозой вычеркнуть из колхоза их удаётся отогнать от наковальни.

Инженер Прушевский со свойственной ему грустью размышляет у плетня о том, что даже завоевание звёзд вряд ли изменит суть жизни человека: в недрах далёких планет те же медные руды, и там всё равно будет нужен ВСНХ. Из дум его выводят возгласы местной молодёжи, которая зовёт его за собой в избу-читальню начинать культурную революцию.

Полный текст главы 10.

Платонов «Котлован», глава 11 – краткое содержание

Простудившись во время колхозного топтания на месте под марш великого похода, Настя тяжело заболевает. В деревню влетает всадник на горячем коне с директивами из района. Одна из них сурово обвиняет Активиста: он забежал в левацкое болото правого оппортунизма и поэтому есть вредитель партии, объективный враг пролетариата и должен быть немедленно изъят из руководства навсегда. Поняв, что ему уже никогда не занять районный пост, Активист тут же теряет желание служить народным массам. Он даже снимает с больной Насти свой пиджак, которым раньше разрешил её накрыть. В ответ Чиклин даёт Активисту удар своей могучей, как кувалда, рукой. Активист падает и умирает. Новым главой колхоза избирают Вощёва. Тело Активиста бросают в ту же реку, по которой он сам недавно сплавлял кулаков.

Чиклин, Жачев и Прушевский возвращаются в город, унося с собой Настю. Они видят, что котлован уже занесло снегом, а их барак стоит пустым. Жачев после нового наезда на Пашкина достаёт для Насти бутылку сливок и два пирожных. Но спасти девочку не удаётся: она умирает. Увидеть Настю живой опаздывает Вощёв, приехавший из деревни со всем колхозом на обобществлённых лошадях. Чиклин, стараясь заглушить в себе тоску по девочке, всю ночь роет вглубь заснеженный котлован. К нему присоединяются все колхозные мужики.

Для Насти Чиклин выдалбливает особую могилу в камне и бережно хоронит её, накрыв гранитной плитой.

В этой статье мы расскажем о повести, которую создал Платонов, — «Котлован». Краткое содержание ее, а также анализ вы найдете в нашей работе. Мы постараемся раскрыть тему емко и по возможности сжато. Произведение Платонова «Котлован» рассказывает о коллективизации, ее сущности и последствиях.

Сейчас читают

В произведении «Глаз волка», созданном французским писателем Даниэлем Пеннаком, повествуется о жизни одноглазого волка.

В роскошном двухэтажном доме жила богатая кошка. Шуба была её из персидского меха. Море перинок и простынок. Всё было у неё новое. Заморские всякие безделушки носила.

Однажды, что бы поставить силки, мне пришлось встать рано – до восхода солнца! Мать так делала каждый день. Мы сели и попили чай с молоком. Я не могу забыть, неповторимый вкус молока!

Однажды в лесу происходит встреча лиса и мышонка, при которой лис интересует причиной грязного носа зверька.

Гекльберри Финн главный герой романа и его друг Том нашли золото, спрятанное в пещере грабителями. Судья Тетчер положил деньги мальчиков в банк под проценты. Гека взяла на воспитание вдова Дуглас вместе с сестрой мисс Уотсон.

Источник

Андрей Платонов написал огромное количество невероятных произведений, которые до сих пор вызывают настоящий, искренний интерес у читателей. Одним из таких произведений является рассказ про мальчика, который решил оживить сухие колосья.

Данный рассказ посвящен военной теме. В нем идет речь о еще не взрослом мальчонке, которого зовут Митей Климовым. Сейчас ему исполнилось семь годиков, и он проживает в сельской местности вместе со своей матерью. Малыш весьма любит и уважает, ценит свою родительницу, потому у него имеется неподдельное стремление быстрее вырасти, дабы оказывать ей гигантскую помощь на поле. Мальчик мечтает, как поможет матери вспахать землю и посеять хлеб. Однажды он даже начал нормально питаться, чтобы скорее стать взрослым.

Одно лета было очень жарким и суховатым. Все колхозные колоски умерли из-за высоких температур. Мать постоянно рассказывала Мите, что все умершие родственники просто-напросто уснули. Потому мальчик, видя увядшие колосья понимает, что не спят, а, значит, вот-вот умрут. Малыш отыскал дома мотыгу и принялся окапывать землю около колосьев. Он помнил материны слова, что говорила ему, что землю нужно взрыхлить, дабы та пустил в себя росу и она дошла бы к корням спящих колосков и те бы проснулись. Мальчик начал рыхлить. Его увидел учитель, которая позвала мальчика в поход в лес. Но тот отказался, сказав, что его мама нуждается в сыновьей помощи. Он оживлял рожь, погибшую от высоких температур. Елена Петровна – это учительница. Она лишилась одной из рук, та как воевала на фронте. Она тоже начала работать, рыхлить вместе с Митей. А через день на поле пришел весь класс, который хотел помочь однокласснику спасти хлеб.

Глава 2

Изложение второй главы краткого содержания «Сокровенного человека» Платонова начинается на станции Лиски, где прибывшим разрешили отдохнуть три дня. Пухов выменял себе махорки, осмотрел развешанные плакаты, принес газет из агитпунктов, но все же ему скучно. На одном из бараков набрел на объявление, которое предлагало всем обладателям «умелых пролетарских рук», отправляться на отладку и восстановление железнодорожных путей, мастерских, узлов связи и прочих нужных молодой России учреждений на Кавказе и Кубани.

Жена у Пухова умерла, ничего больше его на одном месте не держит, поэтому он сорвал листок и принес другу Зворычному с предложением поехать на Черное море. Но у того ответного желания не возникло — дома его дожидались жена и сын.

А спустя неделю Пухов с пятью слесарями отправился на юг. В Новороссийске героя откомандировали на катер, у которого сломался мотор, чтобы заняться его ремонтом. Пухов долго мучился, но перебрал и запустил-таки хитрый механизм. А потом пересел на пароход «Шаня». Пароход вез красноармейский десант, который должен ударить в тыл врангелевской армии. Ожидается «настоящая большевистская война», и никто не собирается жалеть себя, отсиживаясь в безопасности.

Началась буря, когда «Шаня» подошел к Керченскому проливу. Идущее следом судно с разведкой потрепало непогодой — и людей с него пришлось принять на пароход

Изрядно перегруженный, находясь под пристальным вниманием сторожевых вражеских крейсеров, «Шаня» вынужден вернуться обратно к Новороссийску

Труд и литература

Далее Андрей Платонович Платонов, биография и творчество которого с самого раннего времени были тесно переплетены с трудом и сложной жизнью, начинает плодотворно трудиться как журналист и литератор. В то же время он учится в Воронежском политехническом университете и работает на железнодорожной станции. Несомненный литературный талант проявляется уже в это время. В свет выходит его сборник стихов «Голубая глубина» (1922).

Краткая биография Платонова Андрея Платоновича продолжается тем, что жизнь его в это время напрямую связана с трудом на благо Он все так же не перестает трудиться на железнодорожной станции, кроме того, работает мелиоратором. Его стремления схожи со стремлениями многих молодых людей. Он хочет изменить мир к лучшему, верит в технический прогресс. Ему присущ юношеский максимализм, который хорошо проглядывается и в его литературном творчестве.

Удивительно, но за работой он не забывает и про писательскую деятельность. Его рассказы полны, все того же юношеского максимализма и веры в технический прогресс, но не забывает он и про такую родную для себя деревню. Кроме того, что он активно пишет для воронежских газет и журналов, его публикуют в московских газетах.

Биография Платонова Андрея Платоновича все так же полна бурной литературной деятельности, он публикует свой рассказы о деревне «В звездной пустыне» (1921) и «Чульдик и Епишка» (1920). Но и его изобретательский активно проявляется в писательстве и выливается в научно-фантастические рассказы и повести: «Потомки солнца» (1922), «Маркун» (1922), «Лунная бомба» (1926).

Тема

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег в большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остаётся с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Её образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят

На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острие перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Платонов «Котлован» очень кратко

Котлован Платонов краткое содержание для читательского дневника:

В день своего тридцатилетия Вощев был уволен с механического завода по причине «слабосильности» и задумчивости. Это рождает сомнения в его душе, он не знает, как жить дальше и уходит в другой город. После дня, проведенного в дороге, он засыпает в глубокой теплой яме. Вощева будит косарь, который отправляет его спать в барак, рассказав о том, что на месте этой ямы будет построено огромное здание.

Вощев просыпается вместе с мастеровыми, которые рассказывают ему о том, что строят дом, который предназначается для местного пролетариата. Он присоединяется к работе, предполагая, что сумеет выжить и здесь.

Господин Пашкин, председатель окрпрофсовета, часто появляется на стройке и поторапливает мужиков, призывая их ускорить темпы работы. По вечерам, после работы Вощев много думает о светлом будущем. Один из рабочих, Сафронов, хочет где-нибудь отыскать радио, чтобы быть в курсе достижений.

Чиклин приходит к кафельному заводу и находит там маленькую девочку, сидящую рядом с умирающей матерью. В женщине он узнает дочь владельца этого завода, которая давным-давно поцеловала его. Она умирает, и Чиклин забирает с собой в барак девочку.

Пашкин призывает мастеровых к борьбе с колхозными капиталистами, они отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают. Мастеровые проводят собрание, на котором зачитывается список крестьян, которые переходят в колхоз и список «кулацкого сектора», тех, кого сажают на плот и «отправляют по речке в море».

После этих событий девочка Настя сильно заболела, она умирает.  После этого Чиклин решает, что нужно рыть еще больший котлован, чтобы в доме мечты хватило места всему пролетариату. Жачев отказывается принимать в этом участие и уползает в город, чтобы убить товарища Пашкина.

Краткая биография Платонова

Андрей Платонович Платонов

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 16 августа (28 августа по новому стилю) 1899 года недалеко от Воронежа в Ямской слободе. Отец – Платон Фирсович Климентов (1870-1952) – работал машинистом на паровозе и слесарем в Воронеже. Мать – Мария Васильевна (1875-1928) – занималась домашним хозяйством и детьми. Андрей был первенцем, а после него в семье родилось еще одиннадцать детей.

Андрей Платонович начал обучение в семь лет. Сначала в церковно-приходской школе, а потом в городской четырехклассной школе. С 12 лет начал сочинять стихи. С 1913 года, после окончания четырех классов школы, в возрасте 13 лет начинает работать, чтобы помогать семье. До 1918 года успел поработать во многих местах.

В 1918 году Андрей Платонович поступает в Воронежское техническое железнодорожное училище. В 1920 году ему пришлось прервать учебу из-за мобилизации, в то время шла Гражданская война. Служил помощником машиниста на паровозе и стрелком в железнодорожном отряде. В том же году был направлен на учебу в губернскую партийную школу на год. И только в 1921 году смог продолжить обучение и закончить училище. В это же время меняет свою фамилию с Климентов на Платонов. В конце учебы знакомиться с Марией Александровной Кашинцевой(1903-1983), с которой в 1922 году расписывается, а в 1923 году у них рождается сын Платон (1923-1943) и в 1944 году дочь Мария(1944-2005). Благодаря жене и дочери до читателя дошли многие произведения Андрея Платоновича Платонова.

После окончания железнодорожного училища Платонов выпускает книгу «Электрификация» по специальности и сборник стихов «Голубая глубина». После этого Андрей Платонович перестает писать и полностью уходит в работу. Он занимался электрификацией и мелиорацией в Воронежской губернии. В 1926 году Платонова переводят на работу в Москву. И с этого времени он опять начинает активно заниматься творчеством. В 1927 году выходит книга «Епифанские шлюзы». После этого пишет такие свои известные произведения как «Чевенгур»(1929) и «Котлован»(1930). А в 1931 году начинается сложный период в жизни писателя.

После публикации повести «Впрок» начинается волна гонений Платонова. В тридцатые года часто подвергается резкой критике и периодически запретами печататься. Хоть власть и критиковала писателя, но признавала его талант. «Талантливый писатель, но сволочь» так писал про Платонова Сталин. В 1937 году выходит повесть «Река Потудань». А 1938 году сын Платон(15 лет) был осужден за “шпионаж” на 10 лет. Но стараниями Андрея Платоновича и его друзей в 1940 году сын возвращается из заключения, но с тяжелой формой туберкулеза. Платонов ухаживая за сыном заражается. В 1942 году уходит на фронт в роли военного корреспондента. В это время начинает писать на тему войны. В 1943 году умирает от туберкулеза сын. Это был очень сильный удар для Андрея Платоновича. В 1946 году демобилизуется по состоянию здоровья.

Последние годы жизни прошли для писателя тяжело. Власть запретила печать произведения Платонова. По совету друзей Андрей Платонович начал записывать русские и башкирские народные сказки. Их принимали некоторые журналы, и это давало хоть какие-то средства к существованию. Сборник сказок «Волшебное кольцо и другие сказки» вышел только 1954.

Умер Андрей Платонович Платонов 5 января 1951 года в Москве от туберкулеза. Похоронен на Армянском кладбище рядом с сыном.

Жизнь на родине

Пухов возвращается на родину, поселяется в доме Зворычного, работавшего секретарем ячейки мастерских, и служит здесь на гидравлическом прессе слесарем. Он переходит через неделю жить к себе в квартиру, которую зовет «полосой отчуждения», поскольку Пухову здесь скучно. Главный герой часто ходит в гости к своему товарищу Зворычному и рассказывает ему различные истории о Черном море — чтобы чай пить не задаром. Фома, возвращаясь домой, вспоминает, что людское жилище именуется очагом. Он сетует на то, что его дом совсем не похож на очаг: ни костра, ни бабы. Весьма интересны мысли главного героя, которого создал Платонов («Сокровенный человек»). Анализ их, к сожалению, не является предметом нашей статьи. Однако трансформацию, которую он в итоге претерпевает, мы постараемся далее вкратце описать.

Стать большим

Митя хочет работать, но мать не позволяет. Говорит, что он еще мал и не может трудиться наравне с ней. Тогда мальчик решает во что бы то ни стало стать большим. Как это сделать? Нужно много есть хлеба. Так думает Митя и принимается поглощать хлебную мякоть, запивая водой. Он съедает почти всю ковригу, а на следующий день мучается животом.

Мальчик идет на пашню к матери, а по пути оглядывается. Но никто из прохожих не замечает в нем перемен. Он так и остался маленьким мальчиком, которому еще рано работать. «Придет и твоя пора пахать!» — говорит ему мать.

Мальчик рассердился — он не хочет быть маленьким. Он разозлился на всех, кто больше и сильнее его. Даже на мать. Но она улыбнулась, и все вокруг вдруг стало добрым: и серая земля, и жаркий ветер, и былинка.

Глава 3

Инженер Прушевский смотрел на спящих рабочих и думал о будущем. О строил дом для всех пролетариев, но был уверен, что потом в центре мира возведут башню — одну на всех трудящихся. Но пока он не мог себе представить устройства души жителей этой башни. Он хотел узнать это, чтобы не возводить пустые здания без цели. В то же время сознания инженера было ограничено уже имеющимися знаниями, он не видел смысла заглядывать за границу понимания. Ему было тоскливо. Он думал о смерти и бессмысленности своей жизни. Он был нужен только сестре, но та родит ребенка, и ее сердце будет занято.

Утром в бригаду пришел товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета. Его унылой голове нечего было думать, но спина согнулась от социальной ответственности. Естественно, он пришел упрекать рабочих за медленные темпы. Он пообещал им льготы, но откуда же их взять, если они еще не сделаны? Когда он уходил, Козлов догнал его и пожаловался, что Вошева взяли незаконно. Пашкин ответил, что иных людей взять неоткуда, а надо.

Когда рабочие сели отдохнуть, Козлов попробовал сбегать пожаловаться на них, но Сафронов его остановил. Тем временем Прушевский привел новых людей. Но рабочими они не были. Чиклин предвидел затруднение с их обучением. Сафронов был настроен более оптимистично. Чиклин уговорил инженера больше не копать, а взять овраг в качестве котлована. Прушевский согласился: он все равно решил не доживать до окончания здания.

Вощев скоро пришел к Прушевскому с пробами земли и спросил, не знает ли инженер об устройстве мира? Тот ответил, что его учили только прикладным дисциплинам. Вощев сказал, что этого мало для такого человека. На этом разговор закончился. Прушевский отогнал лишние мысли. Вечером Прушевский вспоминал о ярком досуге в большом городе и грустил. В его жизни не осталось ничего настоящего, кроме работы.

Автор переносится в город, в кабинет Пакшина. К нему пришел тот самый безногий инвалид, которого встретил по дороге Вощев. Его фамилия оказалась Жачев. Он пришел к начальству за добавкой к пенсии: ее не хватало даже на просо. Жена Пакшина, дородная женщина, собрала инвалиду кое-какую провизию. Жачев не переставал ругаться на начальство, видя дородность женщины. Он уже один раз написал донос в район, поэтому теперь ему давали сливки и говядину. Жена посоветовала Пакшину устроить Жачева на фиктивную должность.

Тем временем Жачев отправился на встречу с Чиклиным. Он поинтересовался у рабочих, как дела со стройкой. Они дали ему каши, а Жачев не распаковал свертка и не поделился сливками с ними.

Ночью везде было так невзрачно и уныло, что даже Сафронов засомневался во всеобщем счастье. Чиклин думать не успевал, поэтому был более спокоен. Но Вощев вновь затронул тему истины: он видел, что рабочие просто роют землю и спят — нет у них идеи и понимания. Сафронов разозлился, а Чиклин поддержал Вощева: и правда, никто не был удовлетворен. Сафронов же назвал истину классовым врагом. Козлов пригрозил говорящим доносом. Все улеглись.

Чиклин не спал, ушел и встретил Прушевского. Инженеру было одиноко, он попросился ночевать со всеми. Чиклин посочувствовал и пустил. Инженер пожаловался, что 4 месяца взносы не платил в профсоюз.

Глава 3

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю. — Мама, — говорил он, — рожь от жары умаривается? — Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой. — А роса есть! — сказал Митя. — Она по утрам бывает. — А чего роса! — ответила мать. — Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит. — Мама, а как же быть-то без хлеба? — Незнамо как и быть… Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем. — А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит. — Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается. — Он не вырастет большой, он спит маленький! — произнес Митя; он скучал о тех, кто спит. Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою — дедушка тоже, должно быть, гладил ее, — положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом. Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить. Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник. — Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь! Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба

Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его. Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая. — Митя! Ты что тут копаешься? — спросила учительница. — Хлеб пусть растет! — сказал Митя. — Я хлебу помогаю, чтоб он жил. — Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит! — Он росу будет пить! Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу. — Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному? — Не скучно, — сказал Митя. — А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь… Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил: — Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда. Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе: — Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя — маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна! И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней. На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю. Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели. — Они просыпаются! — обрадованно сказал Митя учительнице. — Они проснутся! — Конечно, проснутся, — согласилась учительница. — Мы их разбудим! Она увела учеников с собой, и Митя остался один. «Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, — думал Митя. — У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала». Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, — она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.

Глава 2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал и я держу». Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки… Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

Сочинения

Грустно существующие люди (по повести А. Платонова «Котлован»)А.П.Платонов. «Котлован».Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован».Драматизм приобщения к новой жизни (По повести А. П. Платонова «Котлован»)Люди в произведении А. Платонова «Котлован».О чем я рассуждала, читая «Котлован»Основные образы повести А. П. Платонова «Котлован»Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован»Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» ЗамятинаПредсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»).Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова «Котлован»Проблематика и идея повести А. Платонова «Котлован»Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован»Пророчество Платонова в повести «Котлован»Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова «Котлован»Смысл названия повести А. Платонова «Котлован»Смысл названия повести А. П. Платонова «Котлован»Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован».Тема смысла жизни в повести А. П. Платонова «Котлован»Философский смысл произведения А. П. Платонова «Котлован»Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован».Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова «Котлован»»Котлован» А. Платонова как художественный документ эпохиИстина как смысл жизни (по повести Платонова «Котлован»)Герои повести «Котлован»Система персонажей повести «Котлован»Платонов А. П. Роман-антиутопия в русской литературе«Новая» действительность в повести «Котлован»Проблематика и герои произведений А. П. Платонова (на примере одного рассказа). По повести «Котлован»Образ простого русского человека в произведении А. Платонова «Котлован»Сочинение А. П. Платонов. «Котлован»Особенности стиля повестиЦентральная проблема в повести «Котлован»В «Котловане» автор разбивает миф о светлом будущемХарактеристика образа Пашкина Льва ИльичаСтроительство «нового мира» в повестиРоман-антиутопия в русской литературеХудожественное своеобразие одного из произведений А.ПлатоноваУтопический мир повести Платова «Котлован»Порицание тоталитаризма в повести Платонова «Котлован»Повесть «Котлован» о событиях «великого перелома»Художественное своеобразие произведенияСюжетно-композицнонная организация повествования («Котлован» Платонов)Надуманный мир (А. Платонов, «Котлован»)Особенности народного характера в повести Платонова «Котлован»Философская многозначность повести А. П. Платонова «Котлован»Сюжетно-композицнонная организация повествования («Котлован»)Старое и новое в повести А

Платонова «Котлован»«Новая» действительность в повести Андрея Платонова «Котлован»Своеобразие повести Андрея Платонова «Котлован»Сочинение по произведениям Платова «Сокровенный человек», «Впрок», «Котлован»Я бы хотел остановить ваше внимание на повести «Котлован»Сочинение по повести А. П

Платонова «Котлован»Характеристика образа Чиклина НикитыАнализ сцены раскулачивания (По повести Платонова «Котлован»)«Котлован» А Платонова — книга пророчествоЛюди в произведенииЧеловек и тоталитарное государство в повестиРазоблачение сталинизма в повести А. ПлатоноваГерои и проблематика одного из произведений А.П. ПлатоноваТрагическая мистерия о коллективизации Платонова «Котлован»«Котлован» А. Платонова — книга-пророчествоАнтиутопический смысл повести «Котлован»Характеристика образа ЖачеваХарактеристика образа ПрушевскогоХарактеристика образа СафроноваСюжетно композицнонная организация повествования («Котлован» Платонов)»Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается…» Д.И.Писарев.Вощев – скиталец из «Котлована»Проблематика повести Платонова «Котлован»Образ символ у Андрея Платонова (по произведениям «Сокровенный человек» и «Котлован»)Драматизм приобщения к новой жизни по повести «Котлован»Характеристика образа Вощева

Сюжет

Однажды в деревушке Бережки появился раненый конь, которого оставили красноармейцы. Его взял мельник Панкрат, которого местные мальчишки считали настоящим колдуном. Панкрат выходил коня, и с его помощью принялся чинить плотину. Однако мельник не мог кормить коня в голодное время, и тот ходил по всей деревне, выпрашивая у жителей еду. Все жалели его, и делились, кто чем мог.

Как-то раз конь постучал в калитку к Фильке по прозвищу «Ну тебя!». Мальчика так прозвали в деревне за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл. Филька нехотя подошел к калитке, и неожиданно со всего размаха ударил доверчивого коня по губам. Затем зло обругал его, и бросил кусок хлеба прямо в снег.

У коня скатилась слеза, он жалобно заржал и ушел, а деревня оказалась во власти сильного ветра со снегом. Филька даже с трудом дошел до своего крыльца и запер дверь, а ночью ударил страшный мороз, сковав речку до самого дна. Замерзли даже колодцы, и жителей деревни ожидала верная смерть – лед сковал водяную мельницу, и невозможно было смолоть муку.

Бабка Фильки, причитая, рассказала, что сто лет назад случился такой же лютый мороз, и половина деревни вымерла. А причиной тому оказалась людская злоба. Когда мимо деревни проходил безногий солдат, он попросил хлеба, но жадный хозяин кинул ему на землю заплесневелую краюху. Свистнул тогда солдат, и ударил лютый мороз. Бабка решила, что, видимо, и теперь в деревне завелся такой же злой человек.

Ночью Филька отправился к Панкрату и во всем признался. Тот дал мальчику час, чтобы он нашел способ, как спасти деревню от верной смерти. Филька решил собрать всех мальчишек и вручную выдолбить лед у мельницы, чтобы заработала плотина. Ранним утром у реки собрались не только мальчишки, но и все здоровые, крепкие жители, которые принялись жечь костры да рубить лед. В ходе работы никто и не заметил, как потянуло теплым ветром, и с крыш весело закапала вода под ярким солнцем. К вечеру возле мельницы образовалась большая полынья, и Панкрат приступил к работе. Теперь все хозяйки Бережков были обеспечены мукой, и повсюду стоял чудесный аромат свежеиспеченного хлеба. Утром Филька пришел к коню с большой краюхой, и помирился с ним.

Судьба

Андрей Платонов, краткая биография которого — свидетельство о множестве перенесенных испытаний, тем не менее никогда не изменял самому себе. Несмотря на тяжелую судьбу и гонения со стороны власти, его взгляды оставались неизменными. Черная полоса жизни писателя началась с того момента, когда из-под его пера вышла повесть «Впрок», в которой он разоблачал колхозное строительство. Александр Фадеев, будучи главным редактором журнала «Красная новь», пошел на риск и опубликовал это произведение. Повесть попала в руки Сталина и вызвала негативную реакцию. Фадеев, поняв, чем ему это грозит, быстро сменил свою точку зрения и написал обличающую статью, в которой как враг народа был представлен Андрей Платонов. Биография писателя наполнена множеством тайн, которые стали проясняться уже после его смерти.

Из откровений современников понятно, что именно Фадеев был человеком, который пустил под откос всю жизнь Платонова. Именно он пропустил статью с подобным компрометирующим содержанием в печать. Кроме того, Фадеев подчеркнул все места, которые могли повлечь впоследствии гнев Сталина, якобы для того, чтобы в типографии их удалили. Однако все вышло совершенно наоборот. При печати журнала все подчеркнутые мысли выделили жирным шрифтом и в таком виде положили на стол Сталину. Реакция последовала незамедлительно. Фадеев сумел удержаться на своем месте, а вот для печатных изданий перестал существовать писатель Андрей Платонов. Краткая биография рассказывает о том, что самого писателя не тронули, однако отправили в лагеря его единственного и любимого сына за антисоветскую агитацию. Освободившись только при помощи некоторых влиятельных друзей семьи, Платон, наконец, вернулся домой, к несчастью, уже смертельно больной туберкулезом. Он умер на руках у отца.

Считается, что именно от сына Платонов заразился смертельной болезнью легких. Это произошло потому, что писатель, словно в каком-то бреду, целовал мальчика в губы.

В 1951 году в Москве Андрей Платонов умер. Долгое время после смерти писателя его любимая жена всеми силами пыталась сохранить наследие, оставленное им при жизни. Именно благодаря ей нам стали доступны некоторые произведения. После смерти супруги все заботы легли на плечи дочери Платонова Марии. Она достойно справилась с поставленной перед ней нелегкой задачей и сохранила все бесценные произведения автора.

Писатель, его жена, сын и дочь, которая умерла в 2005 году, лежат совсем рядом, под одним памятником.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: