Краткое содержание
В первом четверостишии герой откровенно рассказывает о своем сильном желании жить. Он ставит перед собой глобальные цели по увековечиванию всего сущего, очеловечиванию безличного, воплощению несбывшегося.
Во втором четверостишии герой рассказывает о тяготах жизни, которые буквально душат его. Это не пугает его, хотя он порой испытывает чувство удушья. Его спасает только надежда на то, что некий человек прочтет стихи и поймет, что автор был не только угрюмым человеком. В нем скрывалась светлая оболочка.
В третьем четверостишии герой открывает свою тайну — он поэт, и его задача увековечить ценности в словах. Поэтому он надеется на то, что наследие будет оценено потомками.
Тема стихотворения
С помощью строк автор пытается передать свои чувства на фоне пока ещё безответной любви к Менделеевой. Своё нынешнее положение Блок показывает с помощью бури, бушующей за окном на фоне «ужасной ночи». Точно такой же хаос в душе героя стихотворения, он томится от любви и разрывается на части от безумия быстрее достичь цели, познать взаимность.
В таком состоянии просто невозможно усидеть в тёплом доме, и герой рвётся наружу, чтобы остудить сердце и прояснить разум. Ему не страшны завывания ветра, в его душе бушует более свирепая буря – ураган безответной любви. Видит ли Блок во мраке ночи образ Менделеевой – вопрос, но то, что он хранит его в душе – это факт.
Тоска по Любови
Совсем недавно Александр сделал Любови Менделеевой и получил однозначный отказ, а после него длительная разлука. Сейчас автор строк томится в одиночестве, ибо не может никого поставить на место возлюбленной и страдает. Муки разрывают поэта на части, он согласился бы взойти на плаху, только услышав положительный ответ от Менделеевой. Побывать мгновенье в раю, а потом можно стать и постояльцем ада.
Почему безумен мир за окном? Так ли страшит ветер и дождь? Нет, они только символы безответной любви, мир страшен, потому что в нём недавно прозвучал отказ, а буря это только рамка для картины разочарования и одиночества. Автор согласен быть заменой тем, кто сейчас находится во власти стихии только бы не страдать самому от безысходности положения.
Своё дело делает и ночь, солнце могло бы разогнать душевную хандру, но его нет, за окнами мрак и пустота, которая танцуем под хохот бури и барабанную дробь дождя.
Главная тема стихотворения
Стоит обратить внимание на то, что если большинство его поэтов-предшественников считали главной целью поэта донести до массового читателя важные философские мысли с поучающим подтекстом, Блок видел свое предназначение в более простых вещах. Поскольку поэт был напрочь лишен тщеславия, он не задавался философскими вопросами о том, как воспринимают в своем внутреннем мире читатели его строчки
Нужно понимать, что в то время поэт мог бы покорить сердца сотен прекрасных дам, поскольку его современницы восхищались его коллегами, засыпая с портретами известных поэтов под подушками. Однако Блок к этому не стремился, и старался просто выражать свои личные переживания и чувства в стихотворной форме.
В данном произведении основная суть в выражении мечты поэта, которая заключается в возможности воплотить «несбывшееся». Он подчеркивает при этом тяжесть эмоций, которые испытывает от жизни словно бы в двух мирах: реальном и воображаемом. При этом автор рассказывает читателям, что в том, воображаемом, мире он испытывает настоящее счастье, а вот в повседневности его давит некая тяжесть.
Главная тема стихотворения
Стихотворение навеяно, как писалось выше, сюжетом и атмосферой трагедии Шекспира. Многие строки произведения перекликаются с текстом монолога шекспировского героя, обманутого и изгнанного из королевства. Стихотворение пронизано глубоким состраданием к «людям, лишенным крова».
Поэт имеет в виду, конечно, не только понятие дома, как пристанища от непогоды. Автор говорит о духовном одиночестве героя, предательстве близких людей. Он принимает в сердце страдания изгнанников, ему близка и понятна их нравственная и физическая боль. Сочувствие к «страдальцам» гонит его из дома, поэт хочет разделить их участь.
Итак, темой стихотворения стало одиночество лирического героя, его «бесприюность». Внешним толчком для написания произведения Блоком послужило его эмоциональное потрясение от игры актера. Но были и глубинные мотивы, послужившие основой для создания лирической миниатюры — взаимоотношения поэта с невестой, которые складывались очень непросто.
Тем летом с Любовью Менделеевой, в которую поэт был влюблен, произошло объяснение, после которого наступил разрыв. Вскоре влюбленные стали вновь близки, но в конце лета 1899 года Блок переживал трагедию расставания. Его мучает одиночество, в его душе бушует буря, которую он и описал в стихотворении «О как безумно за окном…» Читая его, можно понять, что лирический герой, возможно, завидует тем, кто на самом деле бродит под ненастным небом, без крова и пристанища. Ведь эта природная буря когда-то должна закончиться, а его душевное ненастье, как считает автор, будет длиться бесконечно.
В небольшом по объему тексте акцент сделан на описании ревущей «бури злой», им начинается и заканчивается стихотворение. Кульминацией повествования становится восклицание о желании автора вслед за теми, кто бродит в бурю за его окнами, самому броситься «в объятья холода сырого». В этом стремлении читается не только чувство сострадания к бесприютным скитальцам, но и надежда самому обрести в борьбе «с мраком и дождем» утерянное душевное равновесие.
Структурный анализ стихотворения
В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира. В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.
Для подчеркивания эмоций используются слова «сон тяжелый», «в грядущем скажет», «юноша веселый». Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны — угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.
Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Фета Как беден наш язык
Афанасий Афанасьевич Фет всегда пытался показать читателю красоту окружающего мира, невероятные чувства влюбленности, свет и доброту. Он пытался «обходить» политические темы, социальные проблемы, за что его часто критиковали другие поэты,
- Гиппиус
Творчество Зинаиды Гипиус является ярким примером символизма, как солнце среди туч, ведь эта писательница поразила всех своей уникальностью. Свой внутренний лучик писательства она вначале творчества отражала в доверительных письмах,
- Анализ стихотворения Гиппиус Пауки
Паук – идеальный хищник. Он не выходит на охоту, но жертва сама приходит в его паутину. Паук ненасытен, но может долго голодать. Его почти никто не ест, но он может съесть любое насекомое, а если паук достаточно крупный, то и птицу.
- Анализ стихотворения Есенина Голубая да веселая страна
Стихотворение Есенина написано после революции в России. Он наблюдал, как все изменилось в его родной стране. Люди стали совсем другими и перестали радоваться мелочам. Никому не нужны красоты полей и рек все заняты своими
- Анализ стихотворения Хлебникова Заклятие смехом
Виктор Хлебников родился 9 ноября 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкие. Его отец был естественник-орнитолог, а мать историком. Сам он был третьим ребёнком в семье, позже родились ещё два. Семья поэта была вынуждена
Популярные темы анализов
Знаменитый советский поэт 50-х годов Николай Заболоцкий появился в литературе как мастер поэтических произведений и стал самым читаемым автором до настоящего периода. Все его мечты начать поэтическую деятельность сбывались постепенно.
Стихотворение Афанасия Фета «Шепот, робкое дыханье. » создает ощущение невозможности существования пейзажных зарисовок без любовных переживаний. Каждая из этих тем раскрывается в полной мере лишь под воздействием другой.
Зинаида Гиппиус была одним из самых ярких представителей русского символизма. Вместе с супругом Д. С. Мережковским она составила один из самых необычных и продуктивных литературных союзов. Круг ее литературных интересов был чрезвычайно
Многие из нас ошибочно воспринимают всю поэзию Некрасова лишь как произведения преимущественно гражданской тематики. Однако среди его творений есть и прекрасные любовные стихи, наполненные особой философией по отношению
Краткий анализ
Стихотворение написано в кольцевой композиции, что усиливает эффект боли и одиночества. По жанру строки отнесём к философской лирике, которая написана при перекрёстной рифмовке размером классического четырёхстопного ямба.
Средства художественной выразительности:
- Метафоры (сожаленье гонит прочь, бороться с мраком и дождём).
- Эпитеты (злая, ужасна).
- Инверсия (несутся тучи).
Тропы помогают автору передать драматизм и накал строф.
Стихотворение отлично передаёт настроение человека, который томится от безответной любви и разрывается от боли собственного одиночества.
ТОП русской поэзии
- Анна Ахматова
- Александр Блок
- Валерий Брюсов
- Иосиф Бродский
- Иван Бунин
- Константин Бальмонт
- Зинаида Гиппиус
- Николай Гумилёв
- Сергей Есенин
- Николай Заболоцкий
- Михаил Лермонтов
- Владимир Маяковский
- Осип Мандельштам
- Николай Некрасов
- Борис Пастернак
- Игорь Северянин
- Федор Тютчев
- Афанасий Фет
- Марина Цветаева
“О как безумно за окном…” анализ стихотворения Блока
В представлении большинства читателей ранняя лирика Александра Блока связана со “Стихами о Прекрасной Даме”. Однако мало кто знает, что более ранним сборником был “Ante Lucem”, что переводится с латыни – “До света”. И действительно, все произведения, входящие в цикл , лишены светлого начала.
Уже в названиях звучат мотивы ночи, сна, грозы, одиночества.
Показательным в этом смысле можно считать стихотворение “О, как безумно за окном…” Этому короткому произведению предпослан эпиграф из трагедии английского драматурга Вильяма Шекспира “Король Лир”.
Это вполне объяснимо: молодой Сашура Блок был увлечен театром.
Доподлинно известно, что вместе со своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой они устраивали театральные представления в имении Шахматово, принадлежавшем семье матери Блока.
Однако это стихотворение, датированное 24 августа 1899 года, посвящено актеру Александринского театра Василию Далматову, воплотившему на сцене данного театра лучшие трагические образы русской и мировой драматургии: Гамлета, Макбета, Короля Лира, Иоанна Грозного. Больше всего, однако, Блок был восхищен ролью короля Лира, поэтому первые редакции стихотворения сохранили посвящение Далматову именно в этом образе.
Эпиграф задает основной тон стихотворению: все произведение пронизано состраданием к тем, кто в силу разных обстоятельств лишился крова. Монолог шекспировского героя, откуда взяты строки эпиграфа, обманутого, изгнанного из своего королевства, был призван вызвать участие в сердцах зрителей.
Скорее всего, внешним толчком для появления подобного лирического произведения стало эмоциональное потрясение от игры Василия Далматова.
Однако многие исследователи раннего творчества Блока упоминают и скрытый мотив – непростые взаимоотношения с будущей невестой Любовью Менделеевой.
За два года Александр написал почти триста стихотворений, но нет ни радости, ни счастья в его стихах, посвященных первой любви.
- Он будто чувствовал себя изгнанником.
- Участием к судьбе изгнанников полон и лирический герой блоковского стихотворения “О, как безумно за окном…”. Он признается:
- Мне жаль людей, лишенных крова…
Пейзаж призван подчеркнуть безумство, царящее за окном: бушующая буря, льющий без конца холодный дождь, воющий ветер. Все эти признаки ненастья рождают в душе героя двойственное чувство: с одной стороны, он сочувствует “лишенным крова”, таким как шекспировский король Лир, как миллионы бедняков, влачащих жалкое существование в полуразваленных русских избах.
С другой стороны, герой, чувствующий себя в безопасности, мечтает броситься в “объятья холода сырого”, чтобы “бороться с мраком и дождем”. По мысли автора, именно такое состояние поможет не только испытать счастье борьбы , но и разделить участь страдальцев. Ведь, как известно, страданиями совершенствуется душа человеческая.
Лирика Блока – творческое истолкование шекспировской трагедии, а не комментарий к ней. Страстная жажда идеального роднит героя Блока с героем Шекспира. Таким образом, творчество Блока следует рассматривать как движение, вовлекающее читателя в мучительное и страстное его размышление о судьбе человеческой и лице жизни, как своеобразную “историю души поэта”.
Повторяющиеся в конце стихотворения первые строки неожиданно меняются к концу: бушующая за окном “буря злая” сменяется бушующим, но изнывающим ветром. Этот образ призван подчеркнуть не столько жалость и сочувствие героя, сколько желание испытать сильное потрясение, способное перевернуть всю его жизнь.
Таким образом, искания юного Александра Блока, сложность его движения к единству с миром, неизбежные потери и обретения – все это и составляет суть его лирики, всю его душу. Недаром современники Блока, например К. Чуковский, утверждали, что личность поэта оказывала на них просто магнетическое действие: “… В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков”.
Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока
Александр Александрович Блок во времена, когда был студентом, примкнул к символистам. Именно тогда он начинает искать жанр и стиль для своих произведений. В 1899 году выходит сборник писателя, в котором публикуется стихотворение «О, как безумно за окном».
Александр Александрович в этом стихотворении пишет о ветреной и холодной ночи. Главный герой стихотворения смотрит в окно и наблюдает за погодой. Писатель находится один дома и углубляется в свои размышления. Сильный ветер быстро гонит тучи и льет сильный дождь. Человек, который наблюдает за всем этим из дома, сочувствует людям, у которого нет своего жилья. Блок рассуждает как тяжело таким людям, что эта ночь очень холодна и дождлива. Писатель пишет, что хочет разделить участь с этими людьми и испытать все тоже, что испытывают они.
Александр Александрович собирается выйти на улицу и бороться с природной стихией, которая ему, к сожалению не подвластна. Писатель хочет попасть в объятья сырого и темного времени суток, чтобы лучше понять людей без крова.
Многие считают, что это стихотворение написано о душевных переживаниях поэта, которые он переживал из-за своей любви. События, происходящие за окном, скорее всего, были в душе писателя при написании этого стихотворения. Его будущая жена, в которую он был сильно влюблен, попросила о разлуке. И все что бушует у него в душе, он излагает в строки своего произведения.
Блок описывает, как ему жаль людей, которые остались на улице при такой погоде. Писатель собирается выйти им навстречу, чтобы пережить тоже, что и они. Холодные порывы ветра и дождь, который льет, как с ведра должны успокоить душевные страдания поэта.
В строках стихотворения Александра Александровича даже проглядываются нотки зависти к бездомным, ведь такая погода пройдет и снова выйдет солнце, а его душевное состояние надолго.
В этом небольшом по объему стихотворении Блок вместил столько восклицания и понятных для всех слов. Когда писатель описывает бурю за окном из ветра и дождя, то на самом деле это буря его эмоций и чувств в душе.
Стихотворение было написано еще совсем молодым Блоком, поэтому возможно гамма его эмоций превышена. В молодости каждый все воспринимает остро, и из этого стихотворения это видно.
По плану 6 класс кратко
Анализ стихотворения Александра Блока «О, я хочу безумно жить…»
Александр Александрович Блок – самый яркий представитель поэтов серебряного века. Его романтический символизм сформировался под воздействием романсов. В своих произведениях Александр Александрович умело сочетал высокие чувства и бытовые мелочи, таким образом, создавая поэзию понятную всем. Блок отличался метафорическим восприятием мира, что ярко выражалось в его произведениях.
История написания
Стихотворение «О, я хочу безумно жить…» является первым в цикле «Ямбы», который поэт посвятил своей сестре Ангелине. Всего в этом цикле вышло двенадцать стихотворений, которые увидели мир в 1914 году.
Со своей сестрой Ангелиной поэт был очень близок. В 1909 году девушка решила уйти в монастырь, что для Александра стало тяжелым испытанием. Блок считал монастырь равный армейской службе, лишающий свободы человека и возможности развития его потенциала. Естественно такой судьбы для своей сестры он не хотел, но был вынужден смириться с ее выбором.
Жанр
«О, я хочу безумно жить…» – это элегия, написанная в стиле символизм и выражающая размышления автора о его роли в общественном строе.
Произведение имеет три четверостишия, в которых ямб перекликается с хореем. Стихотворение имеет цикличную рифму, заканчивающуюся в последних двух строфах перекрестной рифмовкой.
Композиция
Основа стихотворения – это монолог автора, в котором он пытается донести до читателя свои ценности и жизненные цели.
Всю композицию можно разделить на 2 части. В первой части автор рассказывает о своих целях:
«Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!»
Во второй же части Александр Александрович уже придается размышлениям, что скажут о нем потомки, метафоричный «юноша веселый»:
«Он весь – свободы торжество!»
Символизм произведения
«О, я хочу безумно жить…» – это попытка поиска смысла жизни автора, обретения бессмертия с помощью памяти потомков. Ключевым персонажем является сам Блок. Всем своим стихотворением автор буквально говорит, что хочет оставить след в этом мире. Таким образом, это наталкивает на мысль, что автор больше всего боится забвения.
Произведение имеет жизнерадостный окрас, в нем собрана надежда, мечты и любовь к самой жизни, о чем нам говорят строфы: «Он весь – дитя добра и света». Как мы видим, у Александра Александровича большие надежды на будущее, в которых он планирует не только прожить счастливую жизнь, но и поделиться счастьем с окружающими.
Художественные приемы
- Разнообразие эпитетов: «юноша веселый», сокрытый двигатель», «Сон тяжелый»;
- метафоры: «дитя добра и света», «свободы торжество»;
- риторический вопрос: «простим угрюмство?»;
- неологизм: «вочеловечить».
Тема
В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.
Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам
Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А
Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, середина же светлая и добрая.
Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством».
В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.
История создания
К тому времени Блок был давно безнадёжно влюблён в Любовь Менделееву, которая впоследствии стала его супругой. Однако начальный этап их отношений не предвещал столь благополучной развязки. После трогательного признания в чувствах последовала продолжительная разлука, ставшая для Александра настоящим испытанием.
Центральная тема произведения – одиночество лирического героя, чья мятущаяся душа никак не может найти успокоения. Ему близки страдания скитальцев, у которых нет дома, нет надёжного убежища, где можно было бы скрыться от разыгравшейся стихии. Терзаемый душевными муками, герой мечтает разделить их участь, и это стремление гонит его навстречу буре.
В какой-то мере он даже завидует несчастным, которые испытывают лишь физические страдания от непогоды. Рано или поздно буря пройдёт стороной, и на ясном небе вновь появится солнце, в то время как его душевное ненастье может длиться целую вечность.
Структурный анализ стихотворения
Стихотворный текст лишен цветовых образов. Для передачи картины разбушевавшейся стихии поэт использует ряды слов с повторяющимися гласными «у» и «о». Фонетический прием позволяет читателю «услышать» звуки бури. Текст насыщен восклицаниями, повторяющимися, идущими сплошной чередой глагольными конструкциями, которые передают смятение, состояние тревоги и одиночества лирического героя. Стихотворение не разбито на строфы. Компактность текста позволяет воспринимать его, как «выдох», эмоционально высказанную, короткую мысль страдающего поэта.
Написанное еще юным Блоком произведение содержит характерные черты всего творчества поэта: символизм, искренность при описании душевного состояния лирического героя, связывание движений его души с явлениями, происходящими в природе.
Анализ
«О, я хочу безумно жить» Блок написал в жанре лирической поэзии в свободной форме, наполнив его философской тематикой личностных размышлений поэта. Сам стихотворец является лирическим героем произведения, жадно мечтающим о полной жизни и свободе, задыхающимся в тяжелом сне реальности. По сюжету стихотворения, этот Поэт надеется, что после его смерти некий «веселый юноша» прочтет стих и поймет, что написал их свободный человек, добрый и со светлой душой, увлеченный не «угрюмством», а именно надеждой избавить от этого «угрюмства» всех и вся, и в первую очередь себя самого. Под «веселым юношей» Блок наверняка подразумевает жизнерадостного человека будущего, свободного от тягот войны и жизненных несчастий. Под «угрюмством» же подразумеваются произведения из сборника «Ямбы», своеобразным предисловием к которым и стал стих Блока «О, я хочу безумно жить».
Анализ с морфологической стороны показывает, что стихотворение написано в размере четырехстопного ямба. Интересно, что первая строфа содержит кольцевую рифму, а две другие – перекрестную.
К выразительным средствам, которые использовал Блок, относятся метафоры («тяжелый сон жизни», «дитя добра и света»), эпитеты («веселый», «безумно»), а также анафора:
Любопытны нарочитые искажения слов, такие как «вочеловечить» (просторечное произношение) и «угрюмство».