«король лир», художественный анализ трагедии уильяма шекспира

«король лир»

Король Шекспира Лир — Краткое содержание

Король Лир признан одной из величайших трагедий Уильяма Шекспира. Это история старого монарха, который прямо столкнулся с фактами своей жизни и столкнулся с последствиями своих действий.

  • Эпическая борьба Лира за то, чтобы смириться с потерей силы, создает напряженную, волнующую драму, тревожную, но притягательную.
  • Распад семьи, эмоциональные потрясения и безумные манипуляции властью — все это становится классикой сцены. Добавьте к этому ревность, убийства и изгнания, и перед вами откроется вечный рассказ о человечестве, который веками интересовал публику.

Это по-прежнему актуально и в наше время.

Хотя большинство персонажей — мужчины, именно женщины — три дочери — играют ключевую роль в истории. Каждый привносит в действие что-то новое, у каждого свой подход к участи своего любимого отца.

  • Но в конечном итоге именно Лир пленяет, бушует против богов, претерпевает личную трансформацию, ставит под сомнение свое существование и свое место в меняющемся мире.
  • Лир открывает правду о своем авторитете, о том, как он культивировал двор льстецов и людей, и как он был виноват, разделив свое королевство на три части, решение, которое в конечном итоге подрывает его правление и способствует его безумию.

Спектакль подвижен, довольно жесток и сложен. Я надеюсь, что этот простой анализ поможет внести ясность и контекст и разожжет ваш аппетит к безумию короля Лира.

Король Лир — Содержание

Игра — Исторический контекст

Темы Короля Лира

Основная история

Dramatis Personae

Акт 1 — Сошествие Лира в безумие?

Акт 2 — Борьба за власть в сильной буре

Акт 3 — Лир в смертельной опасности

Акт 4 — Эта великая сцена дураков

Видео — Иэн МакКеллен в роли Лира

Акт 5 — Кто проигрывает и кто выигрывает

Король Лир — Вызов актеру

Честность дурака

Непорочность дурака видна в первых четырех строчках его речи, когда он говорит: «Слуга, ищущий выгоды… упакует вещи, когда начнется дождь». Он доказывает, что он не слуга, который поддерживает Лира только ради собственной выгоды, потому что дурак предпочитает остаться. Если бы он был слугой, который работал только ради материальной выгоды, он бы бросил Лира, когда стало трудно. Глупец делает то, что считает правильным. Он признает, что является одним из немногих источников мудрости, к которым прислушивается король; поэтому он заявляет, что останется верным царю, когда он говорит: «Я останусь, глупец останется». Из-за своей избыточности, подчеркивая «дурак», он понимает, что верность Лиру стала глупой из-за неудобной ситуации, в которой они оказались во время шторма.

К счастью для Лира, дурак остается рядом с Лиром, действуя как источник мудрости до третьего акта, после которого дурак больше не появляется в пьесе. Это не означает, что Лира покинула мудрость. На самом деле это означает совсем другое. Хотя король Лир становится все более и более безумным, он начинает доказывать свою мудрость. Например, когда он воссоединяется с Корделией, он заявляет: «Я очень глупый любящий старик». Тот факт, что он понимает, что он глуп, сам по себе свидетельствует о мудрости. Позже он признает, что Корделия имела право злиться на него, когда он заявлял: «Я знаю, что вы меня не любите; потому что ваши сестры / Сделали (насколько я помню) неправильно со мной. / У вас есть причина, а у них нет. » Это показывает большое смирение со стороны короля. Теперь он видит в Гонерил и Риган жестоких людей.Он также осознает свою глупость, когда говорит: «Я даже / естественный дурак удачи». Отсутствие глупого присутствия показывает, что Лиру больше не нужна мудрость, идущая рядом с ним, даже если он совершенно обезумел.

Готовность дурака остаться с королем — один из многих примеров, когда персонажи Короля Лира действуют с «моральной глупостью». Моральная глупость — это когда стирается грань между моральным и глупым. Например, Гонерилья называет Олбани «моральной дурой», потому что осуждает ее за нечестность и предательство. Гонерилья считает Олбани дураком, потому что он ставит мораль выше своих целей. Она считает, что нужно делать все возможное, чтобы добиться желаемого результата. Нежелание делать все, что нужно, рассматривается как слабость; поэтому, в глазах Гонерил, попытка жить жизнью с моральным кодексом не приведет к получению желаемого.

Описание главных героев

Главными действующими лицами истории являются шестнадцатилетний Ромео и тринадцатилетняя Джульетта. Их семьи враждуют много лет, отчего влюбленные не могут быть вместе. В итоге пара идет на самоубийство. Характеристика персонажей:

  1. Джульетта задумчива и практична. Невинное подчинение играет в ее пользу, ведь это позволяет внести обман в действие. В первом акте девушка уже демонстрирует свои способности ко лжи, расспрашивая медсестру о двух других мужчинах, прежде чем спрашивать о Ромео, так как девушка не хочет вызывать лишние подозрения.
  2. Ромео — гораздо менее сложный персонаж, чем Джульетта. Действительно, в работах Шекспира героини часто более многомерны, чем их мужчины. В первом акте наиболее выраженными качествами Ромео были раздражительность и капризность. Тем не менее юноша стоит в стороне от других мужчин. Даже Бенволио, вечный пацифист, признал насильственную природу мира и то, что большинство мужчин быстро обращаются к гневу и агрессии для решения своих проблем. Молодой человек же проявляет качества, которые можно было бы считать женскими по шекспировским стандартам — он меланхоличен и замкнут.

Война короля Лира против дочерей

Голодный, замёрзший и несчастный Лир вышел на берег земли франков. Он не смог отправиться ко дворцу, а потому послал к Корделии своего гонца. Девушка сразу же поспешила на помощь старому отцу. Тёплый приём и душевное отношение растрогало короля. Он рассказал Корделии и Аганиппу о своих страданиях, о лжи дочерей, которым когда-то отдал всё своё богатство.

Лир молил короля Франции помочь ему вернуть власть над Британией. Аганипп не заставил свёкра долго ждать. Вскоре войско франков отправилось к британским берегам. Удача была на стороне Лира, а потому он вскоре снова получил престол, прогнав со своих земель лживых дочерей.

После смерти мужа, а заем и отца королевой Британии стала Корделия. Несколько лет её правления стали счастливыми и благополучными в жизни британцев. Увы, сыновья Гонерильи и Реганы не простили их деду и тётке захвата власти.

Когда они возмужали, внуки Лира собрали армии, которые направили против Корделии. Могло ли одно войско противостоять двух объединённым отрядам? Когда королева поняла, что поражение неизбежно, а сама она вскоре станет пленницей, Корделия покончила с собой. Позднее война разразилась уже между двумя победителями. С помощью коварства старший из внуков Лира убил своего соперника, после чего стал единовластным правителем Британии.


Джеймс Барри. Король Лир оплакивает Корделию

Есть мнение, что король Лир существовал в реальности, ведь хроники сохранили такое же имя монарха, что правил в Британии в I веке до нашей эры. Стал ли он прообразом легендарного Лира, неизвестно. Однако предание о короле и его дочерях благодаря труду Шекспира стало одним из самых известных в мире. Оно открывает нам противостояние искренности и лжи, вечное стремление человека к власти и силу судьбы, что неизменно наказывает того, кто отрёкся от своей семьи ради богатства и славы.

Король Лир осознаёт свои ошибки

Распределив своё имущество и устроив жизнь дочерей, Лир решил немного отдохнуть и пожить в своё удовольствие. Старый король решил навестить Гонерилью, чтобы погостить у неё и пообщаться с её супругом. В качестве свиты и охраны Лир взял 40 человек.

Сначала всё шло гладко, однако уже через неделю дочь и зять Лира стали попрекать короля. По их мнению, такое количество прислуги было слишком затратным для содержания – Лир мог бы довольствоваться и более скромным количеством сопровождающих. После массы осуждений и упрёков король вынужден был покинуть дочь, что некогда заверяла его в своей любви.

«Я люблю отца больше самой себя», – вспомнились ему слова средней дочери, Реганы. Лир решил отправиться к ней. Практически та же история произошла и в замке Реганы и её супруга. Лишь недолгое время Лир ощущал гостеприимство и доброту хозяев, после чего вынужден был снова бежать от недовольства и злобы. Вот тут-то и вспомнилась Лиру честная Корделия.

Темы и проблемы пьесы

В произведении раскрывается множество тем и проблем. Все они остаются актуальными и в наше время, в этом заключается особенность творения автора. Проблематика трагедии:

  1. Любовь. Хотя «Ромео и Джульетта» — самая архетипическая история любви, она изображает очень специфический тип любви: молодую, иррациональную любовь-страсть.
  2. Смерть. В романе смерть повсюду. Даже до того, как пьеса перешла в тональность после смерти Меркуцио, Шекспир несколько раз упоминал, что смерть «была женихом» Джульетты.
  3. Месть. Произведение предполагает, что стремление к мести является одновременно естественным и разрушительным человеческим качеством.
  4. Брак. Шекспир не рисует привлекательную картину института брака. Единственное положительное изображение супружества — между титульными любовниками — может быть проведено только в тайне.

Принцесса-бесприданница

Мне кажется, Лиру на самом деле нравились льстивые речи и оды в его честь. Не будь так, вряд ли он отказал в наследстве младшей дочери. После удачного замужества старших дочерей король осчастливил их подарком в виде половины своих владений для каждой из девушек. По сути, Британия оказалась разделённой на две части. А бесприданнице Корделии оставалось лишь смотреть на эту несправедливость и молить о собственном счастье.

Вот только своенравный король, желая обделить младшую дочь, не учёл. Что та была очень красива. Увидев её, французский монарх Аганипп был покорён очарованием девушки, после чего сразу же отправился свататься к Лиру.

Британца такое поведение короля Франции разозлило, после чего он велел передать гонцам, что Корделия не имеет ни гроша за душой. Аганипп благородно ответил, что земель и золота у него и так много, а нуждается он лишь в супруге. Лир вынужден был уступить, а Корделия уехала с мужем во Францию.


Форд Мэдокс Браун. Король Лир и Корделия

Акт второй

Вторая часть произведения основывается на том, что Эдмунд узнает о скором прибытии герцога Корнуэльского с женой и возможной войне между ним и Альбанским.

Эдмонд осознает, что все идет по плану в его пользу. Он наносит небольшое ранение ножом и говорит отцу, что это сделал его брат. Якобы Эдгар хотел напасть на Глостера, но сын защитил его. Такой поступок рассердил графа, и он решил отыскать беглого сына.

В это время приезжают герцог с женой Реганой. Они выражают сочувствие графу и рассказывают о том, что уехали из своего замка, чтобы не встречаться с королем.

  • Когда произошла встреча Освальда и Кента они начали оскорблять друг друга. На крики и доносящийся шум сбежались слуги. Корнуол, выяснив суть раздора, приказал заковать Кента. Глостер всеми силами старался защитить слугу, но Корнуэльский был непоколебим.
  • Эдгару удается уйти от погони, он спрятался в дупле трухлявого дерева. Мужчина понимал, что его ждет страшная кара и решил перевоплотиться в обезумевшего бродягу.
  • При въезде в поместье Глостера Лир заметил закованного Кента, который поведал, что его дочь вместе с мужем покинули замок не пожелавшие принимать короля. Лир не хочет в это верить и считает такое поведение недостойным.
  • При встрече король начинает жаловаться Регалии на сестру, но она, недослушав его, сказала, чтобы он возвратился и извинился перед старшей дочерью. В это время в замок прибыла сама Гонерилья. После долгих разговоров и препирательств они пришли к выводу, что отцу не нужно иметь свою свиту, ему вполне хватит прислуг дочерей.

Король понял замысел сестер и уезжает. Но напоследок он сказал им, что отомстит за подлость.

Игра слов

Дурака разочаровывают неосторожные решения Лира. Он выражает свое разочарование, играя со словом «дурак». Согласно Оксфордскому словарю, слово «дурак» имеет несколько значений: «человек, который действует неразумно или неосмотрительно», «человек, которого одурачили или навязал» и «шут или клоун». В следующем отрывке он использует эти определения, одновременно доказывая свое благородство.

Утверждение, что «дурак» — это «не лжец», а «лжец превращается в дурака», показывает, что он очень хорошо осведомлен об обратном. Слова мошенник и дурак часто используются для описания одного и того же человека, хотя они не являются синонимами. Валет означает «нечестный или беспринципный человек»

Это важно, потому что строка «лжец превращается в дурака» показывает, что Лир (лжец) стал «человеком, который действует неразумно», а также «человеком, которого одурачили» его старшие дочери. С другой стороны, дурак — это «шут», который не лжец, потому что он честен

Король Лир

Анонимно, через Wikimedia Commons

Глупое использование морали

Мысль о том, что мораль можно использовать безрассудно, присутствует на протяжении всей пьесы. Другой пример — «глупая честность». Эдмунд использует фразу «глупая честность», когда описывает способность манипулировать своим братом Эдгаром и его отцом. Он говорит: «Легковерный отец и благородный брат, / чья природа так далека от причинения зла / что он ничего не подозревает; на чьей глупой честности / мои обычаи идут легко». Эдмунд считает, что, поскольку его отец и брат честны, ими легко манипулировать. В его глазах честность рассматривается как слабость, а не как преимущество. Следовательно, если честно, это «глупо». Эдмунд считает, что единственный способ получить желаемое — это обман. Он также считает, что благодаря их честности его планы узурпировать первородство брата будут намного проще. С мирской точки зрения,честность кажется глупой человеку, который эгоистично руководствуется деньгами и властью, которые являются всего лишь мирскими следствиями.

С другой стороны, с религиозной или моралистической точки зрения это видится иначе. Ким Патенрот, религиозный эссеист, сказала это лучше всего, когда она заявляет:

Эдмунд одержим тем, чтобы быть мудрым по мировым стандартам, и в результате стал эгоцентричным, жестоким и несчастным. Он не только ясно дает понять это, когда замышляет заговор против своего брата и отца, но и после того, как завоевал расположение Гонерил и Риган. Он говорит, Понятно, что он никого из них не любит. Он думает только о своей похотливой природе и о том, что женщины могут обеспечить ему в финансовом отношении; поэтому он упускает прекрасные стороны жизни, которыми можно было бы наслаждаться.

Переводы на русский язык

: неверное или отсутствующее изображение В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 июля 2012 года

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) Существует несколько переводов пьесы на русский язык. Известными являются переводы:

  • Николая Гнедича, перевод-переделка под назв. «Леар» (по франц. переработке Жан-Франсуа Дюси) (СПб, 1808);
  • Александра Дружинина (СПб, 1857);
  • Сергея Юрьева (М., 1882);
  • Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (М.-Л., 1937);
  • Бориса Пастернака (М., 1949; Шекспир У. Полное собрание соч. / под общей ред. А. Смирнова и А. Аникста. Т. 6. — М., 1960);
  • Григория Кружкова (М., 2013; готовился с конца 2000-го).

Своеобразие трагедий у.Шекспира. Анализ «Макбета».

Шекспир
отказывается от идеализации человека.
Человек противоречив. Нет положительных
героев (кроме Карделии). Время не терпит
лучших (козни низких людей раскрывают
в хороших героях противоречия). Человек
в безумном мире (человек в разуме –
безумные поступки; человек безумный –
прозрение). Стиль маньеризм – кричащие
контрасты, противоречия, не находящие
разрешения. Каждый из героев обладает
богатой натурой. Герои трагедий Шекспира
– необыкновенные люди, наделенные
титаническими душевными силами. Они
могут заблуждаться, совершать ошибки,
но они всегда вызывают интерес. В них
есть такие человеческие качества,
которые не могут не привлечь внимания.Шекспир
пытается не выносить каких-то нравственных
оценок – Шекспир призывает нас приблизится
к пониманию человеческой природы.В
большинстве трагедий написанных в
зрелые годы жизни зло торжествует.
Внешне оно может терпеть поражение.
Человек далек от совершенства. Взор
всегда на людей значительных, интересных,
энергичных, волевых. Шекспировское
понимание человека: человек, личность,
во всем его многообразии.Макбет понимает
различия между добром и злом. Он сознает,
что совершая убийство, он преступает
нравственные законы, в которые верит.
Совершив убийство, Макбет навсегда
теряет покой: он перестает верить другим,
им овладевают подозрения. Он добился
власти, но лишил себя возможности
насладиться ею.Трагедия Макбета в том,
что он, некогда прекрасный и благородный
человек, подлинный герой по своим личным
качествам, подпал под влияние дурной
страсти и властолюбие толкнуло его на
множество коварных преступлений. Но
Макбет не сражается до конца, не сдается,
даже когда все против него, ибо в нем до
конца живет душа героя, хотя и запятнанная
его кровавыми преступлениями. Макбет –
талантливый полководец, волевой и
несгибаемый человек, бесстрашный в бою,
жестокий и одновременно душевно тонкий
во всем, что касается его самого. У.Шекспир
создает трагедию «Макбет», главным
героем которой становится подобная
личность. Трагедия была написана в 1606
году. «Макбет» — самая короткая из
трагедий У.Шекспира – в ней всего 1993
строки. Ее сюжет заимствован из «Истории
Британии». Но ее краткость нисколько
не отразилась на художественных и
композиционных достоинствах трагедии.
В этом произведении автор поднимает
вопрос о губительном влиянии единоличной
власти и в особенности — борьбы за власть,
которая превращает храброго Макбета,
доблестного и прославленного героя, в
ненавистного всем злодея. Еще сильнее
звучит в этой трагедии У.Шекспира его
постоянная тема – тема справедливого
возмездия. Справедливое возмездие
обрушивается на преступников и злодеев,
— обязательный закон шекспировской
драмы, своеобразное проявление его
оптимизма. Его лучшие герои погибают
часто, но злодеи и преступники погибают
всегда. В «Макбете» этот закон проявляется
особенно ярко

У.Шекспир во всех своих
произведениях уделяет особое внимание
анализу и человека и общества – в
отдельности, и в их непосредственном
взаимодействии.Конфликтом является в
Макбете то, что в нем боролись 2
мировоззрения.с одной стороны человек
служит себе,но с другой он и член общества,служащий ему

Образ и главная мысль

Через призму несчастий, случившихся с самодержцем, автор попытался показать сущность среды, в которой каждый стремится уничтожить ближнего. Поэтому Шекспир использует образы хищных животных, что видно при анализе метафор и афоризмов, – «разъяренный дракон», «блестящие змеи». А чтобы показать, что речь идет не о единичной судьбе, английский писатель ввел историю жизни Глостера.

Образ короля Лира меняется под влиянием трагедии, которую пришлось пережить. Сначала главный герой – гордый деспот, возомнивший себя повелителем жизней и душ. Лесть для него важнее настоящих чувств. Перед читателем и зрителем – слепой человек, не знающий ни жизни, ни собственных дочерей. Предательство близких людей становится вечным уроком для всех политиков.

Король Лир

Скитаясь по степи, Лир впервые задумался о том, что разницы между людьми, в сущности, нет. Старец, оказавшись в хижине сбежавшего Эдгара, говорит:

Лир понимает, что значит лишиться всего, вплоть до элементарной крыши над головой, и делает выводы:

Еще вчера влюбленный только в свою власть, король осознает искреннюю любовь младшей дочери и раскаивается. Умеющая сострадать, Корделия способна развеять мрак в мире, где люди готовы уничтожить друг друга за власть и богатство, восстать против тех, кто их родил.

Готовых ответов на россыпь поставленных вопросов английский драматург не дает. Каждому читателю приходится самостоятельно искать правду.

Корделия — любимая дочь короля

Решившись наконец повидаться с Кордейлой, он отправился на корабле в Галлию, однако по пути сокрушался о горькой судьбе и несчастьях, постигших его. Леир не был уверен, что дочь захочет с ним знаться, ведь он поступил с ней довольно жестоко, но больше родни у него не было. Слова Кордейлы о дочерней любви к отцу больше не казались ему непочтительными, он начал осознавать, что все прочие питали к нему приязнь лишь потому, что он в то время был могуч, богат и велик.

Дочери короля Леира. (Pinterest)

Прибыв в Карицию, город, где жила Кордейла, он отправил к ней гонца, а сам не решился показаться на глаза. Леир опасался, что дочь не примет его, а, кроме того, не мог предстать при дворе в обносках. Гонец сообщил королеве, что ее отец взывает к милосердию и просит помощи, так как он абсолютно разорен, голоден и наг. Кордейла, узнав, что из охраны у отца остался только лишь один оруженосец, горько расплакалась, а затем передала гонцу все ценности и деньги, что были у нее под рукой, с наказом проводить Леира в соседний город, где ему должны были предоставить покои, омыть, обуть, одеть и снарядить подобающей дружиной в количестве 40 человек. Только после этого ее отец должен был по всем процедурам сообщить Аганиппу о своем прибытии. Гонец вернулся к Леиру — все было сделано так, как наказала Кордейла.

Леир, переодевшийся в царское одеяние, окруженный свитой, явился вскоре ко двору Аганиппа и дочери, где и поведал о бедах, с ним приключившихся. Зять торжественно вручил Леиру власть над всей Галлией до тех пор, пока они не восстановят его в правах в собственном королевстве, а сам начал созывать воинов со всех концов страны, дабы пойти войной на сестер Кордейлы и их мужей. Аганипп, вместе с женой и тестем, вскоре отправились в Британию в сопровождении большого войска. Леир и Аганипп воевали бок о бок и сразили мощь Маглауна и Хенуина, вернув власть законному правителю. Через три года Леир умер, скончался также и Аганипп, Кордейла получила власть над всей Британией (у Шекспира все не так радужно: Лир и Корделья проигрывают войну и оба умирают). Королева правила Британией пять лет, пока не восстали ее племянники — сыновья Гонорильи и Регау, раздосадованные тем, что их семьям так и не досталось земель, как обещал некогда Леир. Те подняли восстание, захватили в плен Кордейлу и заточили в темницу, где она наложила на себя руки.

Анализ произведения

Пьеса «Король Лир» — это свое рода описание трагедии человеческого достоинства, которое существовало в несправедливом обществе. В тексте прослеживается разделение разных социальных групп: рыцарская честь и буржуазное хищничество. Между двумя этими классами идет постоянная борьба. Общество переживает о разрушениях общественных устоев. В больших городах происходят мятежи, в деревнях и селах раздоры. Даже во дворце неспокойно, так как разрушаются семейные связи между родителями и детьми.

На этом скандальном фоне разворачивается история короля Лира. В этой пьесе автор показал читателям, что могущество и сила главного героя зависит не от его звания, а от наличия богатств и земель. После того как он разделил все, что имеет, между дочерьми, он перестал быть могущественным правителем. Он стал на ступень нищенства, и дети, которые клялись в любви к нему, отвернулись от него.

После того как король ощутил на себе все тяжести жизни, он стал простым человеком. Герой понял, каково это — быть нищим и не иметь ничего. Лир сочувствует бедным людям и начинает ненавидеть богатых личностей.

Для того чтобы описать суть произведения, необходимо для начала ознакомиться с героями шекспировской трагедии.

К главным действующим лицам относятся:

  1. Король Лир (Korol Lear) — гордый, мудрый правитель Британского королевства.
  2. Гонерилья и Регана — старшие дочери. Лицемерные и корыстные барышни.
  3. Корделия (Cordelia) — младшая из дочерей. Искренняя и отзывчивая девушка, искренне любившая своего отца.
  4. Корнуол — муж Реганы.
  5. Герцог Альбанский — супруг второй дочери короля.
  6. Глостер — верноподданный короля.
  7. Эдгар — сын Глостера.
  8. Эдмунд — самовлюбленный и эгоистичный молодой человек. Незаконнорожденный сын верноподданного короля.

Кроме этого, в тексте присутствуют второстепенные персонажи, которые также внесли свою лепту в сюжет произведения. К ним относятся Французский король, который являлся законным супругом Корделии, граф Кент и Освальд.

Примечания

  1. Шекспир В. Трагедии. Сонеты. — М.: Художественная литература, 1968. — С. 364
  2. Адаптации Лир • Тысяча акров • Ран • Король Техаса
    Экранизации Фильм, 1910 • Фильм, 1953 • Фильм, 1970 • Фильм, 1971 • Фильм, 1983 • Фильм, 1987 • Фильм, 2008
    Комедии Бесплодные усилия любви

    БуряВенецианский купецВиндзорские насмешницыДва веронцаДва знатных родичаДвенадцатая ночьЗимняя сказкаКак вам это понравитсяКомедия ошибокКонец — делу венецМера за меруМного шума из ничегоПериклСон в летнюю ночьУкрощение строптивойЦимбелин

    Хроники Король Иоанн

    Эдуард IIIРичард IIГенрих IV, часть 1Генрих IV, часть 2Генрих VГенрих VI, часть 1Генрих VI, часть 2Генрих VI, часть 3Ричард IIIГенрих VIII

    Поэмы Сонеты • Венера и Адонис

    Обесчещенная ЛукрецияФеникс и голубкаСтрастный пилигримЖалоба влюблённой

    Апокрифы
    Поэзия To the Queen

    A Funeral Elegy

    Шахматные партии Партия против Бена Джонсона (на картине Карела ван Мандера)
    Разное Чандосовский портрет • Честеровский сборник • Шекспировская библиотека Фолджера • Картины по сюжетам произведений Уильяма Шекспира • Адаптации • Shakespeare (язык программирования) • Шекспировский Глобус • Стратфорд-на-Эйвоне • Скульптуры • Надгробный памятник Шекспиру • Экранизации произведений • Something wicked this way comes

    Королевский шекспировский театрShakespeaRe-Told • Шекспировские персонажи • Театральная техника в эпоху Шекспира • Жена Шекспира •

    Категория • Портал

Король Лир

Шекспир – талант, не имеющий равных

Разносторонний талант Уильяма Шекспира в свое время максимально раскрылся, оставив будущим поколениям бесценные литературные сокровища. Сегодня каждая из его пьес – это нечто поистине уникальное.

В каждой из них он с особой точностью и детализацией раскрывает характеры и поступки персонажей, которые всегда вынуждены действовать под давлением со стороны. Будучи автором таких всемирно почитаемых пьес, как «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», «Двенадцатая ночь», «Венецианский купец» и «Король Лир», Шекспир может дать ответ на практически любой волнующий современный мир вопрос, касающийся человеческой души. Времена идут, и лишь оболочка мира поддается переменам. Проблемы остаются те же, и все яростнее передаются из поколения в поколение.

Сложнее может и не быть

Хочется заметить, что «Король Лир» — одна из самых сложных пьес Шекспира. Сложность её в том, что автор выводит здесь образ не только обезумевшего короля, который на пике своего безумия понимает всю трагедию происходящего, но и всего королевского окружения, включая детей короля. Здесь помимо темы безумия прослеживается и тема любви, предательства, милосердия, тема отцов и детей, смены поколений и многое еще, что сразу заметить сложно.


Шекспир всегда славился тем, что писал между строк — суть прячется не за отдельным словом, а за двустишием, за набором слов. Лир постепенно начинает понимать зло, которое царит в жизни. Главный конфликт произведения вытекает из семейных отношений в царственной семье, от которой и зависит судьба всего государства. В этом произведении, как ни в одном другом, есть сокрушающее падение в бездну безумия, которое переживает король Лир. Он вынужден опуститься до уровня нищего и размышлять над ключевыми вопросами жизни, находясь в шкуре самого простого человека.

Король Лир – анализ и мнения

В 1800 годах некто Чарльз Лэм заявил, что «Король Лир» Шекспира невозможно ставить ни в одном театре, не потеряв при этом колоссального смысла и энергии произведения, которое вкладывалось автором. Заняв данную позицию, он заручился поддержкой именитого писателя Гете.


В одной из своих статей Лев Толстой отнесся к пьесе критически. Он указывал на ряд несуразностей, которые четко проявлялись в тексте. Например, отношения между дочерьми и отцом. Толстого раздражал тот факт, что за 80 лет жизни король Лир не узнал, как относятся к нему его дочери. Помимо этого, было еще несколько странностей, которые бросились в глаза таким дотошным людям, как Лев Толстой. Таким образом, завязка этой трагедии кажется очень неправдоподобной. Главная проблема в том, что Шекспир — скорее человек «театральный», нежели «литературный». Создавая свои пьесы, он рассчитывал, в первую очередь, на сценический эффект повествования. Если смотреть постановку в театре, то можно заметить, что начинается все настолько стремительно, что не успеваешь проследить за тем, как развивается ситуация. Весь эффект такого начала не дает зрителям усомниться в правдивости отношений, которые несет в себе «Король Лир». Шекспир полностью доверял такому эффекту мгновенного зрительского шока — на глазах зрителей постепенно вырастает история, и вскоре, словно после рассеивания дыма, приходит ясность…

Акт третий

Король отправился в путь именно в тот момент, когда разбушевалась буря. Вся его дорога — это «сражение с ураганом» в степи.

  • Кент узнает важную новость и говорит о ней придворному. Он сообщает, что короля настигла злая участь и Франция желает завоевать государство. Частые споры между герцогами ослабили позиции всей страны.
  • Лир расположился посреди степи, а его придворные уговаривают короля вернуться в замок дочери или спрятаться в шалаше.
  • Глостер поведал Эдмунду о поведении герцогов и считает, что это бесчеловечное обращение к королю. Граф просит сына отвлечь герцогов для того, чтобы оказать помощь Лиру.
  • Эдмунд здесь же придумывает коварный план и решается выдать графа, тем самым расчистить себе путь к наследству. Несмотря на все уговоры слуг, Лир решает остаться один на один со степной бурей. В шалаше шут обнаруживает Эдгара, который говорит, что раньше жил только для удовольствия. Слова молодого парня впечатляют короля, он понимает, что перед ним честный человек.
  • Пока граф отсутствовал Эдмунд передает письмо Корнуолу, которое является доказательством, что его отец является предателем, а также он якобы регулярно доставлял французам все све́дения.

Герцога впечатлил поступок юноши, он приказывает схватить Глостера, а Эдмонду предлагает занять место отца.

Корнуол отдает приказ, чтобы Гонерилью отправили к супругу и передает сообщение герцогу Альбанскому, в котором просит его подготовиться к войне на случай, если французы решат напасть.

Освальд раскрывает тайну и говорит всем о том, что Глостер предатель, который помог Лиру. Разъяренный Корнуэльский злится оттого, что слуга не повиновался ему, и за это ослепляет его. На защиту графа становится его верный слуга, но Регана лишает его жизни. Именно от нее Глостер узнает, кто такой на самом деле Эдмунд, и что Эдгар ни в чем не виноват.

https://youtube.com/watch?v=0nDM_B8Wkjo

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: