Анализ стихотворения Тютчева «Слезы»
С поэзией Тютчева все мы знакомимся в начальных классах, читая его произведения о природе. Чуть позже, примерно в средних классах, на ум пытливому читателю приходит мысль, что этот поэт не просто рисует природу, главное для него – ее осмысление. Становясь еще старше, мы знакомимся с философскими стихотворениями поэта, своеобразным размышлением о смысле жизни, об устройстве мира и места человека в нем
Самый увлекшийся поэзией Тютчева читатель обратит внимание и на его религиозные стихи, занимающие особый пласт среди философских мыслей. Исчерпав все возможности, которые представляет Природа, Тютчев стремительно движется навстречу религии
По его мнению, есть всё же не Природа, а нечто Иное, Что человеку не так легко понять. К этому нужно идти, стремиться, лишь человек, имеющий жизненный опыт за плечами, может осознать это Иное.
Тютчев восхищается природой, он выражает свой восторг, вызванный деталями, которые дарует человеку природа в обыденной жизни: красота и манящий аромат плодов, созревших на деревьях, пурпур свежего вина в бокале, ощущение наступления весны, когда мир начинает просыпаться после долгого сна, запах распустившейся розы.
Но большее внимание Тютчев уделяет слезам, каплям, в которых хранится вся чистота и непорочность. Автор испытывает к ним почти божественное чувство: они чисты и ни с чем не сравнимы
В них преломляется свет, они очищают душу, останавливают течение времени — лишь, когда человек перестает плакать, все в мире продолжает для него идти своим чередом.
Автор считает, что слезы даны человеку для очищения души. Человек по Тютчеву существо низкое, но не падшее и слезы, капающие из глаз в минуты страданий или восхищения как будто сами по себе, тому доказательство.
Слёзы людские
Умом Россию не понять >>
Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой… Льётесь безвестные, льётесь незримые Неистощимые, неисчислимые, – Льётесь, как льются струи дождевые, В осень глухую, порою ночной. Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855) проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удручённому тяжёлой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию: А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:
Слайд 29
из презентации«Основные темы лирики Тютчева» . Размер архива с презентацией 1545 КБ.
краткое содержание других презентаций
«Жизнь и творчество Тютчева» — Вторая жена поэта. Любовь в жизни и лирике поэта. Возлюбленная мюнхенского периода. Осень. Фонтан. Годы учёбы. Елена Александровна Денисьева. В полях белеет снег. Природа в творчестве поэта. Поэт-философ. Девушка. Великий поэт. Волна моя морская. Люблю грозу в начале мая. Детство. Мюнхенский период. Фёдор Иванович Тютчев. Основные темы творчества. Эрнестина Дёрнберг. Тютчев возвращается на родину.
«Биография Ф.И.Тютчева» — Душа хотела б быть звездой. Тютчев едет в Петербург. Последняя любовь Тютчева. Детство поэта. Мать Тютчева. Ф.И.Тютчев родился в усадьбе Овстуг. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Еще томлюсь тоской желаний. Тютчев выступает с политическими статьями. Глашатай истины. Мюнхенский период в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева. Тютчев учится в Московском университете. Тютчев возвращается на Родину. Преломлялись сами собой лучи мысли.
«Мотивы лирики Тютчева» — Ключевые фрагменты текста. Творческое воображение. Душа. Выступления. Мифотворчество. День и ночь. Мировидение поэта. Осмысление. Ф.И. Тютчев: философские мотивы лирики. Эвристическая беседа. Погружение. Реализация. Океан. Стихотворение. Вызов интереса. Сад темнозеленый.
«Особенности лирики Тютчева» — Гражданская лирика. Сфинкс. Подготовка к анализу. Лексический повтор. Интерпретация. Слово. Особенности лирики поэта. Любовь героя. Тематика произведения. План анализа стихотворения. Единство мира. Умом Россию не понять. Жизненный опыт. Стихи «денисьевского» цикла. Природа. Любовная лирика поэта. Любовная лирика. Стихотворения для анализа. Что губит любовь. Предопределение. Лирика Фёдора Ивановича Тютчева.
«Основные темы лирики Тютчева» — Произведения Тютчева. Умом Россию не понять. Весна. Слёзы людские. Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Елена Денисьева. Последняя любовь. Таинственная прелесть. Пластинки. Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. Время золотое. Вопросы и задания. Осень. Один из многих памятников Ф.И.Тютчеву. Тютчев женился на вдове русского дипломата. Детство. Весна, как торжество жизни над увяданием. Последние годы жизни. Тютчев.
«Тютчев и Денисьева» — Общественное гонение. Фёдор Иванович Тютчев. Елена Денисьева. Тютчев и Денисьева. Сближение Тютчева с Денисьевой. Анна Дмитриевна. «Денисьевский» цикл. Любовная лирика Тютчева. Поэт-переводчик. Е.И. Денисьева с дочерью Еленой. Прощальный свет.
Всего в разделе «Тютчев» 6 презентаций
Анализ стихотворения
Начнем анализ с первого катрена, где лирический герой взывает к душе и сердце, называя первую вещей, а второй полным тревоги.
По мнению автора, сердце бьется на пороге двойного бытия, между духовным и физическим миром, являясь необходимым и для души, и для тела.
Во втором катрене Тютчев продолжает тему двойственности, называя сердце жилищем двух миров, когда время его бдения – это боль и страсть, а время сна пророчески смутно.
Финальный катрен пытается связать воедино две предыдущие строфы, хочет соединить вместе духовное и телесное. В первых строках мы видим буйство роковых страстей в груди страдальца, а финальные строчки являются последним узелком стихотворения, попыткой поставить в произведении жирную точку, соединив в единое целое двойственность бытия.
Душа сравнивается с девой Марией, желающей припасть к ногам Христа – человека и Бога, страдающего тела и бессмертной души. Так примиряется земное и божественное, так автор находит решение двойственности мироздания, так мастерски ставится точка в произведении, задающим много вопросов.
История создания
Будучи уже состоявшимся поэтом и зрелым мужчиной, Федор Иванович страстно влюбился в юную воспитанницу Института благородных девиц Елену Денисьеву. На тот момент Тютчеву было 47 лет, а его избраннице – 24 года, однако столь внушительная разница в возрасте не стала помехой для искренних чувств.
Роман между Федором Ивановичем и Еленой развивался весьма стремительно, став предметом пересудов и осуждений в обществе. Дело в том, что на тот момент известный поэт имел семью, и его связь с юной девушкой была аморальной. Чувства Денисьевой были настолько сильны, что она пожертвовала своим положением в обществе.
Порочная связь Тютчева продолжалась в течение 14 лет, вплоть до роковой гибели Елены, родившей поэту трех внебрачных детей. Все это время молодая женщина страдала от своего оскорбительного положения, и умерла от скоротечной чахотки. Оставшиеся дни Федор Иванович прожил с чувством вины перед своей возлюбленной.
Всю силу своей страсти Тютчев отобразил в многочисленных стихах, посвященных Елене. Самые яркие лирические произведения были объединены в сборник «Денисьевский цикл».
В него вошел и стих «Последняя любовь», написанный Тютчевым в 1852-1854 годах.
Жанр, рифма и средства выразительности
Стихотворение написано в жанре философской лирики с легким налетом религиозности и имеет микст кольцевой и смежной рифмовки, где рифмуется первая с четвертой, и вторая с третьей строчки (моя – тревоги – пороге – бытия). В первом катрене рифмы открытые, во втором закрытые, а в третьей строфе они комбинируются.
Художественные средства:
- Эпитеты (страдальческая грудь, вещая душа, двойное бытие, роковые страсти).
- Олицетворение (болезненный и страстный день, душа готова прильнуть к ногам Христа).
- Сравнение (сон, как откровение духо́в).
- Инверсия (страсти роковые, к ногам Христа навек прильнуть).
Продолжая тему философской лирики Тютчева, советуем в финале прочитать произведение «Как океан объемлет шар земной», написанное в 1830 году и относящееся к ранней лирике поэта.
Стихи Ф. И. Тютчева о любви
Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без-надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес-тить всю силу переживаний, отражение в поэзии психологи-ческих нюансов придает любовной лирике Ф. И. Тютчева драматизм.
Романтическая идиллия предстает перед читателем в ранних стихотворени-ях Ф. И. Тютчева о любви. Воспоминание о любовном пере-живании окрашено в светлые и нежные тона в стихотворе-нии «Я помню время золотое…» (1834-1836), посвященном графине Амалии Лерхенфельд. Никакие жизненные бури не омрачают чувства героев. Прекрасный вечерний пейзаж, на фоне которого проходит свидание, дополняет внутреннюю гармонию чувств влюбленных:
И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл, И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.
Эпитеты, широко использующиеся в тексте, обладают ярко выраженной положительной оценкой, что усиливает общее впечатление счастья и благополучия: «время золотое», «милый край», «младая фея», «нога младенческая», «течи юные», «веселость беспечная» и т. д. Лишь в финальной стро-фе звучит легкое напоминание о конечности счастья:
И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.
Иначе предстает любовь в лирике позднего периода Ф. И. Тютчева. Это поединок двух сердец, несущий в себе как блаженство, так и иссушающую душу страсть. Чувст-во женщины более естественно и ранимо, чем любовь мужчины, но при этом именно возлюбленной приходится порой вступать в поединок со светским мнением, грубо вторгающимся в хрупкие отношения влюбленных. За-висать людская, сплетни враждебны любви, подвергают ее тяжелым испытаниям:
Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловыо На поруганье предала. «Чему молилась ты с любовью…» (1851-1852)
Финал отношений всегда предопределен, а потому даже в самые блаженные мгновения мысль о конечности любви, за-вершенности отношений с возлюбленной вносит ноту грусти:
В разлуке есть высокое значенье: Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец проснуться человек… «В разлуке есть высокое значенье…» (1851)
Поэту удается представить себе те чувства, которые ис-пытывает влюбленная женщина (вспоминается пушкинская Татьяна Ларина). Так, например, вся гамма женских пережи-ваний раскрывается с психологической достоверностью и конкретностью в стихотворении «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1851-1852).
Поэт представляет любовь как стихию, справиться с ко-торой человеку порой бывает не под силу. Такое чувство пе-рестает нести просветление и чистоту, оно приобретает раз-рушительное начало. О таких страшных мгновениях поэт го-ворит в стихотворении «О, как убийственно мы любим…» из «денисьевского цикла» (1851), посвященное музе и тайной жене Ф. И. Тютчева на протяжении 15 лет Елене Александ-ровне Денисьевой:
О, как убийственно мы любим. Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
Страшнее всего для лирического героя осознание собст-венного бессилия, неспособности спасти, защитить возлюб-ленную. Сложность ситуации, многогранность любовного чувства автор обостряет посредством использования в языке стихотворения антитез: «что сердцу… милей» — «вернее гу-бим», «смех младенческий» — «слезы» и т.д.
Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви не только поража-ют психологической глубиной, они еще и философичны. Даже в последние годы жизни великое чувство не оставляет поэта:
О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! «Последняя любовь» (1852-1854)
По словам В. Гиппиус: «Тютчев поднимает любовную ли-рику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».
На этой странице материал по темам:
- ранние стихотворения тютчева о любви
- тютчев в разлуке есть высокое значенье анализ
- стихи ф.и.тютчева о любви
- читать онлайн о любовных переживаниях тютчева
- анализ стихотворения чему молилась ты с любовью
Чему молилась ты с любовью (Тютчев)/ПСС 2002 (СО)
Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья Безмерной пошлости людской!
Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и проникновенные эмоции зрелости.
В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но, все же, это не дружеские отношения, лишенные романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине
Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадежность. Он суеверно бережет его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.
Весна
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран;
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,-
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Весна… она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.
Цветами сыплет над землею,
Свежа, как первая весна;
Была ль другая перед нею —
О том не ведает она:
По небу много облак бродит,
Но эти облака — ея;
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия.
Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет,-
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.
Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!
Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь —
И жизни божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь!
1838 год
*****
Текст
О вещая душа моя,О сердце, полное тревоги, –О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!..
Так ты – жилица двух миров,Твой день – болезненный и страстный,Твой сон – пророчески-неясный,Как откровение духо́в…
Пускай страдальческую грудьВолнуют страсти роковые –Душа готова, как Мария,К ногам Христа навек прильнуть.
1855 год.
Сквозь строки стихотворения «О вещая душа моя» сквозит тревога и чувствуется напряжение, которое нарастает к финалу и выплескивается в роковые страсти Христа и Марии, соединяющие тело и душу. Стих написан в 1855 году, это пора расцвета творчества Тютчева, когда поэт все чаще ищет истину мироздания и делится поиском с читателями своих произведений.
Читая строки кажется, что Федор Иванович сам переосмысляет бытие, ищет в нём новые черты и пытается найти подсказки внутри себя и во внешнем мире, от чего строки сквозит двойственностью мироздания.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Тютчева Восток белел ладья катилась
Стихотворение «Восток белел. Ладья катилась…» было написано Ф. И. Тютчевым в 1830-х г, однако опубликовано оно было лишь весной 1836 г. Поэт посвятил его своей второй супруге Эрнестине Пфеффель.
- Анализ стихотворения Тютчева Как весел грохот летних бурь
Стихотворение «Как весел грохот летних бурь» относится к пейзажной лирике. В поэзии Тютчева таких стихотворений немного. Нельзя сказать, что его душа чутко откликалась на природу. Тютчев был политиком, философом,
- Анализ стихотворения Блока Сны 3 клас
Одним из ярких детских произведений написанных Александром Блоком стало стихотворение «Сны». Несомненно, во многих стихах Блока раскрывалась тема любви, переживаний и отношений между героями, но поэту так же, очень нравилось писать
- Анализ стихотворения Фета Венера Милосская
На создание своего стихотворного шедевра «Венера Милосская», Афанасия Фета вдохновила одноименная древнегреческая статуя богини всех влюбленных. Встреча поэта и скульптуры состоялась в Лувре в 1856 году.
- Анализ стихотворения Некрасова Приговор
Одно из его известных лирических поэзий стихотворение «приговор», которое Н.А. Некрасов написал в 1877 году, в ночь с 7 на 8 января. После того как автор написал его, это стихотворение не входит по каким-то причинам в его сборник собранных произведений,
Стихи Тютчева о Родине
Как насаждения Петрова…
Как насаждения Петрова,
В Екатерининской долине
Деревья пышно разрослись —
Так насаждаемое ныне,
Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.
Как дочь родную на закланье…
Как дочь родную на закланье
Агамемнон богам принес,
Прося попутных бурь дыханья
У негодующих небес, —
Так мы над горестной Варшавой
Удар свершили роковой,
Да купим сей ценой кровавой
России целость и покой!
Но прочь от нас венец бесславья,
Сплетенный рабскою рукой!
Не за коран самодержавья
Кровь русская лилась рекой!
Нет! нас одушевляло в бое
Не чревобесие меча,
Не зверство янычар ручное
И не покорность палача!
Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди!
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленных, как рать.
Сие-то высшее сознанье
Вело наш доблестный народ —
Путей небесных оправданье
Он смело на себя берет.
Он чует над своей главою
Звезду в незримой высоте
И неуклонно за звездою
Спешит к таинственной мете!
Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершая приговор,
Ты пал, орел одноплеменный,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как феникс, зародится в нем.
И дым отечества нам сладок и приятен…
«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит.
А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит!
Умом Россию не понять…
Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Два единства
Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней…
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…
Славянам
Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда?нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас — позор немалый, —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — Верховный Промыслитель,
И суд Его не оскудел,
И слово «Царь-Освободитель»
За русский выступит предел.
Русская география
Москва и Град Петров, и Константинов Град —
Вот царства Русского заветные Столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?..
Грядущим временам судьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство Русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух, и Даниил предрек…
Картинка к сочинению анализ стихотворения Чему молилась ты
Любовные отношения между Тютчевым и Еленой Денисьевой были для поэта очень болезненными. Влюбившись в эту необычайно прекрасную и милую особу, Тютчев все же не смог предостеречь и обезопасить эту девушку от предначертанной ей судьбы. Раньше, поэт не смог бы и представить себе, какой исход получиться от отношений с дамой из знатной семьи. Вскоре Елена забеременела и стала настоящим позором своей семьи. Ее выгнали из пансионата, который ей обеспечила ее семья, а также родители поспешили отказаться от дочери и вычеркнуть ее из своих жизней. Тютчев был слишком обеспокоен тем фактом, что вся общественность постепенно отворачивается от Елены, отвечая отказом от приема в своих домах. Он начал заботиться о ней и полностью обеспечил ее и ребенка. О том, что будут говорить про него, поэт совсем не думал и прекрасно знал, что однажды все узнают о его романе с такой юной девушкой, в том числе и его жена.
Елена Денисьева была тем самым человеком, кому и было посвящено это стихотворение. Произведение сочетает в себе нотки радости и страданий одновременно. Поэт дает понять, что эти роковые отношения не что иное, как огромная и святая любовь. Только общество в то время слишком бессердечно и неумолимо, что может разрушить все, что может и желает любить. Тютчев с печалью описывает то, что чувствует его любимая в этих строках: «судьба людскому суесловью на поруганье предала»
Поэт считает, что современное общество, чрезмерно злое и жестокое, хочет позабавиться и проникает в душу Елены, пытаясь завладеть ей и принудить девушку постоянно переживать и ощущать глубокое чувство вины и раскаяния за свою любовь. Автор, безусловно, понимает, какой позор переживает Елена и ему становиться жалко от того, что именно он стал причиной такого унижения в обществе молодой девушки. Поэт живет грезами о том, чтобы его возлюбленная стала когда- нибудь еще счастлива, но в то же время ему известно и понятно, что их связь всегда будет подвержена критикой, слухами и разными сплетнями. Тютчев на самом деле хотел, чтобы у этой юной, но уже такой несчастной девушки, которая мужественно принимала на себя все удары судьбы, выросли за спиной крылья, которые она могла бы сполна прочувствовать и вознестись высоко высоко над землей, а также в первую очередь над этим бесцеремонным общественным мнением. Все же, его мечты так и не осуществились. Елена Денисьева всю свою оставшуюся жизнь прожила в статусе распутной женщины, которая осмелилась на счастье наперекор общественности.
Картинка к сочинению анализ стихотворения Слезы людские
Великие о стихах:
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Марина Цветаева
Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.
Гумбольдт В.
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
А. А. Ахматова
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И. С. Тургенев
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Г. Лихтенберг
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.
Мурасаки Сикибу
Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
Александр Сергеевич Пушкин
— …Хороши ваши стихи, скажите сами? – Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще. – Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…
Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.
Джон Фаулз. «Любовница французского лейтенанта»
Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.
Александр Александрович Блок
Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки
Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки
Макс Фрай. «Болтливый мертвец»
Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…
Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают! — Мои стихи не печка, не море и не чума!
Владимир Владимирович Маяковский
Стихи — это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему — гоните критиков. Они — лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас — это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.
Борис Кригер. «Тысяча жизней»
Стихи — это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.
Композиция и характеристика
Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» помогает понять душевные метания автора. Ему довелось испытать нежные чувства в зрелом возрасте и осознать, что они намного нежнее и суевернее, чем в молодые годы. Имея за плечами опыт двух браков, он с удивлением открывает в себе новые черты характера, о которых ранее не подозревал. Любовь описана Федором Ивановичем как вечерняя заря, осветившая его путь и придающая сил для творчества.
Стихотворение зрелого поэта звучит по-особенному. Вначале может показаться, что оно написано амфибрахием. Однако последнее слово перебивает ритм и нарушает слаженное звучание. Размышления немолодого лирического героя, у которого в «жилах стынет кровь», укладываются в несколько строф:
- В первом четверостишии он размышляет о любви в зрелые годы. Сравнивает чувство с зарей, осветившей путь.
- Во второй строфе угадывается, что поэта тревожит скорая неизбежная старость. Ему нужно еще немного времени, чтобы насладиться чувством, и об этом он готов просить у судьбы.
- В третьем куплете отображена основная идея произведения. Несмотря на преграды, которые ставят перед человеком время, он способен искренне любить в любом возрасте.