Анализ стихотворения тютчева «о вещая душа моя. анализ стихотворения тютчева “о вещая душа моя

История создания о вещая душа моя тютчев

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Душа моя — Элизиум теней»

Душа моя — Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных.

Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..

Анализ стихотворения «Душа моя — Элизиум теней» (для школьников)

В этом произведении можно угадать авторский стиль. Я не знаком со всеми произведениями, но могу провести параллель между этим примером и стихотворением «Silentium!». Эти произведения объединяет одна особенность, характерная для творчества поэта. Это призыв к самопознанию, изучению своей души. Если стихотворение «Молчание!» («Silentium!») обращено к читателю и призывает его к мудрому молчанию, учит созидать свой внутренний мир, то произведение «Душа моя — Элизиум теней» обращено к чувствам поэта, представляет то, как ощущает себя автор в этом мире.

Стихотворение «Душа моя — Элизиум теней» было написано в 1836 году и относится к периоду Золотого века русской поэзии. В этот период формируется литературное наследие, которое получило признание многих поколений и людей разных стран, изучающих русскую литературу. Тютчев жил и творил в одно время с другими поэтами, которых мы называем классиками, это: Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский и другие. Данное произведение, наверняка, было хорошо воспринято современниками Тютчева. Но и сейчас оно не утратило своей актуальности.

Прежде всего, актуальность данного произведения обоснована его проблематикой, а именно: неизведанный мир души человека. Тема, которую затрагивает творчество русского поэта, является вечной.

Именно об этом и говорит автор совершенно доступными словами. Среди людей, которые его окружают, и может быть,  не всегда готовы быть для него собеседниками или просто друзьями, автор находит покой в своей душе, которая богата и разнообразна. Это правда, что образованные и культурные люди того времени часто не находили должного общества, так как наша страна того периода имела большое разделение людей на сословия: дворяне и крестьяне, барское сословие и холопы. Возможно, в данном произведении герой сталкивается именно с такой проблемой.

В своём стихотворении автор ставит душу человека выше отношений с окружающими людьми. В этом есть тонкие грани, о которых нужно догадываться. Я считаю, что талантливый, духовный человек своего времени, Фёдор Иванович Тютчев, говорит о том, как избегать конфликтов и справляться с неприятностями. Он открывает душу как место, в котором обитают светлые и прекрасные создания.

Слово «Элизиум», употреблённое в этом стихотворении дважды, означает «рай, благодать» на латинском языке. Автору спокойно и приятно оставаться наедине с собой, чтобы погружаться в свой внутренний мир, это и помогает ему забыть о неприятных моментах. 

В стихотворении душа — это не только место, но также это друг и любовь. Если в первом четверостишии герой произведения погружается в свою душу и видит мир «Теней безмолвных, светлых и прекрасных», то во втором четверостишии это понятие меняет свою форму, во всяком случае, общение человека обычно происходит с другим существом человеческой природы, и автор общается с душой, как с подругой или даже любимой.

В конце своего произведения автор ставит риторический вопрос, обращаясь к своей душе. Этот длинный и очень сложный вопрос стоит зачитать заново:

Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..

Этот вопрос является риторическим, но приобретает своё значение, только когда существуют противоречия между внутренним и внешним миром — между душой героя произведения и поступками и словами окружающих людей.

Стихи Тютчева о Родине

Как насаждения Петрова…

Как насаждения Петрова,
В Екатерининской долине
Деревья пышно разрослись —
Так насаждаемое ныне,
Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.

Как дочь родную на закланье…

Как дочь родную на закланье
Агамемнон богам принес,
Прося попутных бурь дыханья
У негодующих небес, —
Так мы над горестной Варшавой
Удар свершили роковой,
Да купим сей ценой кровавой
России целость и покой!
Но прочь от нас венец бесславья,
Сплетенный рабскою рукой!
Не за коран самодержавья
Кровь русская лилась рекой!
Нет! нас одушевляло в бое
Не чревобесие меча,
Не зверство янычар ручное
И не покорность палача!
Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди!
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленных, как рать.
Сие-то высшее сознанье
Вело наш доблестный народ —
Путей небесных оправданье
Он смело на себя берет.
Он чует над своей главою
Звезду в незримой высоте
И неуклонно за звездою
Спешит к таинственной мете!
Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершая приговор,
Ты пал, орел одноплеменный,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как феникс, зародится в нем.

И дым отечества нам сладок и приятен…

«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит.
А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит!

Умом Россию не понять…

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Два единства

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней…
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…

Славянам

Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда?нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас — позор немалый, —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — Верховный Промыслитель,
И суд Его не оскудел,
И слово «Царь-Освободитель»
За русский выступит предел.

Русская география

Москва и Град Петров, и Константинов Град —
Вот царства Русского заветные Столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?..
Грядущим временам судьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство Русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух, и Даниил предрек…

Тютчевский мир

Любая суммарная картина мира Тютчева, в особенности созданная по дневникам, письмам или же в результате анализа его творческого наследия, условна. Федору Ивановичу нужна система для того, чтобы уходить от нее. Горизонты его лирики расширяются при одновременной проекции нескольких взглядов.

По мнению Тынянова, этот автор был поэтом короткой формы, в отличие от своих предшественников-учителей (Тредиаковский, Бобров). На самом деле Федор Иванович принимает европейскую традицию написания коротких стихов выборочно и частично, существенно трансформируя ее.

Центром мироощущения поэта является ощущение существования/несуществования. И в стихах, и в письмах Федор Иванович вновь и вновь возвращается к вопросу о хрупкости жизни. Художественная система поэта строится на противопоставлениях присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность, пространство/время.

Как мы уже отмечали, Тютчев боится разлуки. Он ненавидит пространство, говоря о том, что оно «пожирает нас». Именно поэтому поэт горячо приветствует железные дороги, для него это победители пространства.

В то же время есть много стихотворений Тютчева, посвященных пространству. Одно из них — «На возвратном пути», созданное в 1859 году. В этом произведении у поэта присутствуют одновременно и жажда бытия, и чувство его хрупкости, а с другой стороны — мысль о разрушении. Тютчев, философская лирика которого непроста, не чувствовал себя вполне живым. Федор Иванович сравнивает свою личность с домом, окна которого замазаны мелом.

Бытие, таким образом, у этого автора — основа всего. Но важна при этом и другая грань существования, противоположная ей, — уничтожение себя, разрушение (любовь, например, это самоубийство). В данном отношении интересно стихотворение «Близнецы», последняя строчка которого — «самоубийство и любовь!» — объединяет два этих понятия в неразрывное целое.

В тютчевском мире важно наличие границы: грань, черта и отпугивают, и организуют. Мысль об уничтожении в качестве лейтмотива организует весь «денисьевский» цикл, в котором соединяется любовная и философская лирика Тютчева

Понятие «смерть» для поэта весьма многогранно. Его внутренне рифмует с любовью Тютчев. Философская лирика, стихотворения, построенные на контрасте, в частности, это целый мир. Мир границ, перехлестов. Одна строфа объединяет и свет, и тень. Это характерно, например, для начала стихотворения «Весенние воды». В нем говорится о том, что в полях еще лежит снег, но воды уже шумят.

Интересно, что Л. В. Пумплянский считал Тютчева представителем бодлеризма. Эстетическую красоту смерти изображает стихотворение «Mal’aria» (в переводе — «Зараженный воздух»). В системе этого произведения присутствуют негатив и позитив: прекрасный мир (благоухание роз, звенящие ручьи, прозрачный небосвод) — это одновременно и мир смерти.

Для Тютчева бытие — это сиюминутная непосредственная реальность, которая противостоит разрушению. Оно в этом смысле находится на противоположном полюсе понятия «время», поскольку все прошедшее — это все умершее. Но есть и особая сила — память (не случайно так много стихотворений посвящено ей). Философская лирика в творчестве Тютчева очень подробно раскрывает эту тему.

История создания

Стихотворение было создано Тютчевым в 1855 году. В это время в России состоялось значимое политическое событие: вместо царствующего Николая I трон занял Александр II. Каждый раз при смене царя народ получал надежду на улучшение условий жизни. Люди вновь начинали заявлять права на свободу и равенство.

По этой причине стихотворение «Эти бедные селенья» написано иносказательно. Автор не говорит читателям открыто, что именно он имел в виду, однако смысл произведения понятен даже при использовании эзопова языка. Стихотворение создано в жанре политической лирики. Тютчев написал его по дороге из Москвы в свое родовое имение.

«Нам не дано предугадать»

Лучшим примером философской лирики поэта можно назвать стихотворение, состоящее всего лишь из одной строфы, но при этом имеющее законченную мысль. Стихотворение «Нам не дано предугадать» образно можно поделить на две части. В первой поэт говорит о человеческой непредсказуемости. Он не знает, как общество воспримет его творчество (а эта проблема была всегда актуальной, если дело касалось русской поэзии). И вместе с тем, это можно понять, как и то, что человеку тоже стоит задуматься о своем повседневном общении. Тютчев считает, что не хватит никаких слов, чтобы выразить все то, что творится на душе, чтобы обрисовать кому-то свой внутренний мир, и нет слов, которые заставят собеседника по-настоящему понять тебя.

Вторая часть стихотворения описывает результат, то есть реакцию на высказанные слова. Тютчев пишет, что для человека нет ничего лучше, чем доброе отношение окружающих к нему в частности и к произнесенным кем-то словам. Вот только неизвестно, будет такой реакция или нет. И все это говорит лишь об одном: в человеческом общении невозможно достичь гармонии.

Сочинение о стихе Весь день она лежала в забытьи

У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой – возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой.

Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так как на протяжении 14 лет он фактически содержал две семью, состоя в законном браке с Эрнестиной Дернберг, но при этом воспитывая трех детей от Елены Денисьевой.

Однако роман с русской аристократкой закончился трагически – в 1964 году она скончалась от туберкулеза. Накануне ее смерти поэт весь день провел у постели Елены Денисьевой, понимая, что не в состоянии помочь возлюбленной.

Спустя несколько месяцев Тютчев написал стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…», которое стало эпитафией к его роману с женщиной, сумевшей сделать поэта по-настоящему счастливой.

Это произведение, наполненное трагизмом и бесконечной любовью, описывает последние часы жизни Елены Денисьевой, которая уже не вставала с постели и находилась в беспамятстве.

Женщина стала прислушиваться к звукам падающих капель, увлеченно и будто бы погрузившись в воспоминания. О чем она думала в этот момент? Понимала ли, что уходит из жизни? Судя по всему, да, так как произнесла вполне осознанную и отчетливую фразу: «О, как все это я любила!».

О том, насколько был подавлен Тютчев после смерти Елены Денисьевой, свидетельствует последнее четверостишье произведения, в котором поэт признается, что так искренне и преданно могла любить лишь только эта женщина. Действительно, ради Тютчева она отказалась от наследства и высшего общества, которое осуждало ее связь с поэтом и рождение детей вне брака.

Елене Денисьевой пришлось забыть о своем благородном происхождении и семье, которая отреклась от женщины, оставив ее на произвол судьбы и без средств к существованию. Федор Тютчев прекрасно понимал, на какие жертвы пошла во имя любви его избранница, поэтому посчитал своим долгом заботиться о ней до самой ее смерти.

Уход из жизни той, которая была смыслом существования поэта, Тютчев с горечью отмечает, что судьба оказалась к нему несправедливой и не позволила воссоединиться с возлюбленной после ее смерти. «О господи! и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…», — отмечает поэт, сожалея о том, что после подобной трагедии продолжает жить.

По воспоминаниям очевидцев, смерть Елены Денисьевой фактически превратила Тютчева в старика, дряхлого, сгорбленного и беспомощного. Ведь туберкулез забрал и жизни двух его детей, гибель которых поэт не мог себе простить, считая, что малышей нужно было забрать из дома, где находится их больная мать.

После этих трагических событий Тютчев уехал в Ниццу, надеясь на то, что смена обстановки поможет ему справиться с личным горем. Его супруга сопровождала поэта в этой поездке и, простив ему измену, старалась сделать все возможное, чтобы скрасить одиночество Тютчева.

Стоит отметить, что в течение последующих лет Тютчев неоднократно обращался в стихах к Елене Денисьевой и посвящал ей удивительно нежные строки, наполненные восхищением, любовью и признательностью. Но при этом до конца жизни поэта его верной спутницей оставалась супруга Эрнестина, считавшая своим долгом заботиться о человеке, которого безгранично любила.

Это стихотворение не оставило может никогда оставить равнодушным, ведь здесь писатель рассказал о трагической части из своей жизни, когда умирал не просто посторонний человек, а его возлюбленная, частичка его сердца.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «В толпе людей, в нескромном шуме дня…»

Точная дата написания неизвестна, это стихотворение было написано в конце 1820х годов. Стихотворение великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева повествует о мироощущении автора. Он говорит о необычном и приятном чувстве, которое приходит, когда наступает ночь. Это чувство, которое вдохновляет поэта и помогает ему созидать и фантазировать.

Стихотворение обращено к душе поэта. Ф.И.Тютчев общается с душой, и возможно, выстраивает отношения со своей душой. То есть использован художественный приём олицетворения: душа становится собеседницей и принимает человеческий образ. В этом особенность творчества поэта, которая проявляется и в других его произведениях, таких как: «Душа моя — Элизиум теней», «Как океан объемлет шар земной…».

Стихотворение состоит из двух четверостиший, в которых содержится противопоставление дневной жизни и ночной. Автор открывает читателю свои наблюдения или свой образ мыслей. Попробуем понять это сообщение.

В первом четверостишии рассказывается о дневной жизни, которая, по мнению автора произведения, скучная и безрадостная. Ф.И.Тютчев в этом четверостишии обращается к своей душе, желая пояснить причину неприветливости людей, и почему другие не радуются при встрече.

Герой произведения, которым является сам автор, говорит о том, что «В толпе людей, в нескромном шуме дня… Твоей не смеют радоваться встрече…» Автор употребил именно «не смеют радоваться», то есть это относится к поведению людей, окружающих поэта. Если бы он написал «не смею радоваться» — это могло означать, что он скрывает свои отношения от других. Но автор именно заявляет об отношении других людей к душе, с которой он общается. Это сложная взаимосвязь. Возможно, это происходит потому, что другие люди не понимают всего того, что стало реальностью для поэта. Ночью же он совершенно иначе относится к этим переживаниям.

Стоит отметить, что слово «душа» в первом четверостишии означает именно понятие «душа человека», но не является названием другого человека, например, любимой. Это прослеживается в других произведениях, которые были обозначены ранее.

В первом четверостишии система рифмовки — кольцевая, то есть рифмуется первая строка с последней, и вторая — с третьей

Это помогает передать напряжение и правильно расставить акцент, обратить внимание на суть проблемы, которую затрагивает автор

Второе четверостишие имеет другую систему рифмовки — перекрёстную, то есть рифмуются строки: первая — с третьей, вторая — с четвертой. В этом четверостишии автор рисует сюжет ночи. В эту ночь, когда «Чуть брезжит в небе месяц светозарный…» его посещают мысли и фантазии, которые для автора являются очень важными и приятными. Он употребляет средства художественной изобразительности, чтобы подчеркнуть красоту, которую он наблюдает в этот момент. Автор пишет:

Наступит Ночь — и в чистое стекло
Вольет елей душистый и янтарный!

То есть чувства, душевные переживания и ощущения сравниваются с елеем — пахучим веществом с приятным запахом — а также с янтарём — сияющим камнем.

Я считаю, что в этом произведении открывается особенный мир, в котором жил Федор Иванович Тютчев. Замечательный, образованный, талантливый поэт населяет не только реальный мир, но также он живёт в тонком духовном мире. Об этом состоянии и повествует стихотворение «В толпе людей, в нескромном шуме дня…»

Философская система в творчестве Тютчева

Как вы видите, тютчевский мир довольно сложен. Однако это не делает его бессистемным. Напротив, в основе лежит глубокое смысловое единство, которое понимается как соединение и разнообразие. Это отражается во многих произведениях. Так, в стихотворении «Странник» присутствует мысль о соединенности (странник и Зевс) и о единстве разнообразия. Мир, подвижный для путника, является недвижимым для Зевса. Он богат разнообразием и представляет собой единство соединенного, где контрасты составляют одно целое. В ряде других стихов, однако, слияние это оценивается отрицательно, имеет признаки опустошенного, мертвого мира. То, что обозначает полноту, богатство, одновременно есть и опустошение.

Итак, философская лирика Ф. И. Тютчева характеризуется тем, что основные слова имеют порой противоположную оценку и семантику. Для каждого ключевого понятия у этого поэта есть ряд смыслов. Любое произведение Федора Ивановича построено именно как затемнение мысли, а не ее прояснение. Понятие может обозначать и смерть, и жизнь.

Мотив памяти в лирике Тютчева

К памяти у поэта отношение болезненное, которое характеризуется множеством императивов: «Помни!», «Вспомни!» и др. Она может оживить прошлое, но оно от этого не становится реальнее. В письмах поэт неоднократно упоминает о том, что не любит вспоминать, поскольку чувствует, что память нереальна. По возвращении в Россию из Германии после двадцати лет отсутствия он повстречал своих старых знакомых, и это столкновение знания и зрения с воспоминаниями было для поэта мучительным.

Для Тютчева мир памяти двойной: он страшен и поэтичен одновременно (поскольку реальное в прошлом не так реально в настоящем).

Чем вещи неподвижнее, тем отчетливее слышен стон, гул времени. Как и жизнь, смерть течет. Настоящее хрупко, а прошедшего нет, поскольку оно — лишь тень. Но ведь и на сегодняшний день можно смотреть как на тень ушедшего. Таким образом, реальное оказывается в тени. Бытие не может существовать без тени, считает Тютчев. Философская лирика, стихотворения, посвященные бытию (в частности, «Последний катаклизм») — это и важнейший мотив жизни и смерти, не только человеческой, но и всего мира. Тютчев предсказывает, что когда-нибудь наступит конец природы, землю покроют воды, в которых отобразится «Божий лик».

Особенности философской лирики

Вместе с Е. А. Баратынским Ф. И. Тютчев — виднейший представитель философской лирики в нашей стране в 19 веке. Его художественный метод отражает характерное для поэзии того времени движение от романтизма к реализму. Талант Федора Ивановича, поэта, который обращался охотно к хаотичным силам бытия, был сам по себе чем-то стихийным. Философская лирика Тютчева в своем идейном содержании характеризуется не столько разнообразием, сколько большой глубиной. Последнее место при этом занимает мотив сострадания, который можно найти в таких стихотворениях, как «Пошли, Господь, свою отраду» и «Слезы людские».

Краткий анализ стиха «Что в имени тебе моем» Пушкин А. С.

Вариант 1

В Золотом веке русской литературы каждый образованный человек имел в доме альбом, где гости оставляли строки из стихотворений, миниатюрные зарисовки, тёплые пожелания, понятные лишь немногим мысли. Однажды красавица Каролина Собаньская попросила А. С. Пушкина внести и своё имя в её книгу для записей. На это пожелание поэт, как и надлежит творческому человеку, ответил стихотворением «Что в имени тебе моём?» В этом произведении автор вновь задумался о своей значимости для мира, для окружающих его людей.

Он пришел к выводу, что каждый человек по-настоящему важен лишь немногим. Разумеется, выражению авторской мысли способствуют и, казалось бы, абсолютно «технические» стороны стихотворения. Но ведь и размер, и рифмовка часто помогают донести до читателя то, о чём стремится сказать поэт. В стихотворении «Что в имени тебе моём?» Пушкин вновь прибегнул к излюбленному четырехстопному ямбу, которым были написаны и знаменитый «Евгений Онегин», и «Бесы», и ещё множество других стихотворений.

Рифма в первой и второй строфах кольцевая (AbbA), что, «закольцовывая» композицию, показывает, как неумолимо время, как циклична судьба. А вот третье и четвертое четверостишия написаны уже перекрёстной рифмовкой (AbAb). Они разрывают замкнутый круг и возвращают нас в реальную жизнь, к реальным людям с их чувствами и переживаниями.

Для усиления эмоционального воздействия на читателя поэт использует и различные изобразительно-выразительные средства. Это эпитеты «глухой лес», «мятежные волнения», «печальный шум», которые будто бы дают особое внутреннее звучание каждому образу. Сравнения «умрёт, как шум печальный», «след, подобный узору» помогают нам сопоставить и связать воедино, казалось бы, не имеющие ничего общего вещи.

Присутствует и олицетворение «имя умрёт», фатальное эхо которого ещё долго звучит в нашем сознании. Но завершается произведение светлой метафорой «есть в мире сердце, где живу я». Ведь несмотря на неумолимое время, на неподвластную уму бесконечность чистые человеческие чувства делают нашу жизнь счастливой!

Вариант 2

Любовная поэзия Пушкина прекрасна. С какой дерзостью и свободолюбием умел Александр Сергеевич писать о страданиях русского народа под гнетом крепостничества, с такой же огромной нежностью и страстью мог писать он о любви. Это прекрасное чувство настигло поэта и именно о нем стихотворение “Что в имени тебе моем?”.

Именно этими строками начинается произведение, и мы понимаем, что в этом риторическом вопросе, обращенном к той, которую Пушкин полюбил уже и кроется ответ: ничего. Страдания неразделенной любви, любви светлой, благородной, должны очищать душу человека. Такие чувства, как любовь делают из человека-особи человека с высокими моральными принципами, с идеями, желаниями, пусть даже это чувство неразделенное.

Все стихотворение проникнуто настроением печали и грусти, автор утверждает, что, не встретив ответа, человек оставит лишь мертвый след, его жизнь оборвется и ничего после не останется. Об этом свидетельствуют и слова, которые использует Пушкин: “забвение”, “исчезновение”, “перестанет звучать”. Однако постепенно, слушая его повествование, утверждается мысль о надежде. Ведь, если в памяти останется след о человеке, он будет жить. Лишь память может воспрепятствовать исчезновению бесследно.

Переломным в произведении является начало третьей строфы. Автор начинает ее со слова “но”. В одном из вариантов написания стихотворения Пушкин поставил после “но” многоточие, и оно несет глубокий смысл. Эта пауза заставляет осмыслить все сказанное выше, помогает понять психологизм произведения.

В последней строфе используются глаголы настоящего времени, что еще больше усиливает надежду на память, память о человеке, о любви в сердце возлюбленной.

Стихотворение “Что в имени тебе моем?” относится к медитативной лирике. В нем автор размышляет, и мысли эти касаются значения любви в жизни и существовании самого человека.

Лирическая поэзия Пушкина прекрасна, она не тронет, наверное, только самое черствое сердце.

Все строки в его стихах заставляют сопереживать лирическому герою, проникаться к нему самыми теплыми чувствами. Автор заставляет любить и страдать, радоваться и испытывать муки ревности вместе со своими героями. И какими бы ни были любовные стихи Пушкина, счастливыми и безмятежными или печальными и грустными, они прекрасны своей разноплановостью.

Анализ стихотворения Тютчева «Не остывшая от зною…»

Поэтическая зарисовка грозовой ночи относится к числу сквозных образов тютчевских творений. Героя произведения «Ночное небо так угрюмо…» притягивает загадочное зрелище, когда плотную, но «чуткую» тревожную темноту неожиданно прорезывают яркие вспышки далеких молний. Живописный пейзаж является частью авторской мифопоэтической картины, ставящей земной мир в зависимость от действий таинственных могущественных сил.

Аналогичные мотивы присутствуют в стихотворном тексте, появившемся в середине лета 1851 г. Поэт изображает знойную ночь, приход которой не принес желанную прохладу.

В начальной строфе противопоставляются образы земли и неба. Упоминание о первом из них лаконично, оно ограничивается эпитетом «тусклая». Лексическое средство дополняет общую картину: обращаясь к мотиву зноя, заявленному строкой зачина, автор создает выразительный образ. Земля утомлена, изнурена жарой и духотой, которые принес минувший день.

Грозовое небо, выступающее антагонистом образу земли, наполнено светом. Оно озаряется проблесками молний, и по этой причине летняя ночь характеризуется свойствами сверкать, блистать, мгновенно изменяться. Герой-наблюдатель увлечен динамичным зрелищем: световые вспышки идут одна за другой, создавая общую картину трепещущего, дрожащего небесного свода.

Содержание второй строфы организовано развернутым сравнением, при помощи которого олицетворяются природные объекты и явления. Рождается фантастический образ гигантского существа, созданный по принципам метонимии. Неведомый персонаж поочередно опускает и поднимает веки, будто всматриваясь в земную темноту грозным, устрашающим взглядом. Стремясь передать величественный характер происходящего, автор обращается к устаревшей лексеме «зеницы», которая заменяет привычный вариант «глаза». Семантика оригинального сравнения обогащает тематику произведения, выводя ее за рамки пейзажной лирики. В разгуле ночной стихии находят проявление хаотические силы, чья природа недоступна человеческому разуму.

В образной системе стихотворения лидирующую роль играют зрительные доминанты, которые обозначают яркий, слепящий блеск быстрых световых вспышек. Автор, признанный мастер звукописи, в этом случае отдает явное предпочтение визуальному ряду, намеренно «приглушая» дополнительные средства выразительности.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»

Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с известными немецкими литераторами и философами, поэтому его стихи изобилуют философскими размышлениями. С первых строк герой погружается в ночной сон, который захватывает его. Заявленная тема ночной жизни души человека характеризует все творчество Тютчева. Композиционно стихотворенье четко разделено на три части строфами, определяющими мысль текста. Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон — состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон — граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, «днем и ночью». Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая — над его мыслями. Герои увлечены волшебством ночи, которая «нудит и просит». В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их. Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. «Глубокое небо» и «Пылающая бездна» — полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания — гармоничного, но неизвестного мира. Челн — спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.

Анализ стихотворения

Начнем анализ с первого катрена, где лирический герой взывает к душе и сердце, называя первую вещей, а второй полным тревоги.

По мнению автора, сердце бьется на пороге двойного бытия, между духовным и физическим миром, являясь необходимым и для души, и для тела.

Во втором катрене Тютчев продолжает тему двойственности, называя сердце жилищем двух миров, когда время его бдения – это боль и страсть, а время сна пророчески смутно.

Финальный катрен пытается связать воедино две предыдущие строфы, хочет соединить вместе духовное и телесное. В первых строках мы видим буйство роковых страстей в груди страдальца, а финальные строчки являются последним узелком стихотворения, попыткой поставить в произведении жирную точку, соединив в единое целое двойственность бытия.

Душа сравнивается с девой Марией, желающей припасть к ногам Христа – человека и Бога, страдающего тела и бессмертной души. Так примиряется земное и божественное, так автор находит решение двойственности мироздания, так мастерски ставится точка в произведении, задающим много вопросов.

Тютчевиана

К ногам Христа навек прильнуть. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет душу, как нечто небесное, божественное, и сердце, как воплощение земного. Федор Иванович признает тревожность полярности человеческого бытия и невозможность избавиться от этой двойственности. От строчки к строчке все больше нарастает тревога. Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза, часто встречающаяся в творчестве Тютчева.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Фёдор Тютчев — О вещая душа моя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: