Особенности второй части
Повествование сюжетной линии начинает меняться с третьего четверостишья. Здесь описываются особенные воспоминания автора. Фёдор Иванович рассказывает читателю о героине, которая с первой встречи покорила его сердце своим волшебным взором. Ему нравилось в любимой все – это и свежий румянец на щеках, и великолепный смех, который был таким живым, что казался чуть ли не младенческим. В момент встречи с лирическим героем девушка была как цветок, красующийся во время юности. Женщина очень сильно очаровала автора, он восхищался ее красотой и прелестью, а также гордился, что смог завоевать ее сердце. В четвертом четверостишии у автора снова возникают вопросы. Он спрашивает у самого себя, куда же все это подевалось. Очевидно, что таким вопросом задавался не лирический герой, а сам Фёдор Иванович.
Темы и проблемы
В данном стихотворении раскрывается основная тема несчастной любви, а также главная проблема её печальных последствий. Казалось бы, как взаимная любовь может быть несчастной? Мы видим описание раннего этапа взаимоотношений лирического героя и его любимой, это лёгкие, живые, чистые и радостные чувства. Но меньше, чем через год «живой, младенческий смех» девушки сменился на сплошную боль и страдания. Из-за чего? Почему любовь стала убийственной?
Автор не только даёт ответы на эти вопросы, но также раскрывает тему и главную проблему, которую хочет донести до читателя – он открыто пишет о том, что молодую девушку погубила его любовь. Свои искренние чувства необходимо, но в то же время невозможно оберегать от общественного мнения и внимания. Ведь именно бесконечные сплетни и осуждение окружающих разрушили не только счастливые беззаботные отношения героев, но и судьбу девушки, чью душу безжалостно «растоптала толпа».
Средства выразительности
Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф.И. Тютчев.
- Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
- Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
- Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
- Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».
- Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
- Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»
Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.
Стих — На возвратном пути
I
Грустный вид и грустный час-Дальний путь торопит нас…Вот, как призрак гробовой,Месяц встал — и из туманаОсветил безлюдный край…Путь далек — не унывай…
Ах, и в этот самый час,Там, где нет теперь уж нас,Тот же месяц, но живой,Дышит в зеркале Лемана…Чудный вид и чудный край-Путь далек — не вспоминай…
II
Родной ландшафт… Под дымчатым навесомОгромной тучи снеговойСинеет даль — с ее угрюмым лесом,Окутанным осенней мглой…Все голо так — и пусто-необъятноВ однообразии немом…Местами лишь просвечивают пятнаСтоячих вод, покрытых первым льдом.
Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья-Жизнь отошла — и, покорясь судьбе,В каком-то забытьи изнеможенья,Здесь человек лишь снится сам себе.Как свет дневной, его тускнеют взоры,Не верит он, хоть видел их вчера,Что есть края, где радужные горыВ лазурные глядятся озера…
Стих для детей 2 класса об осени
Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Некоторые образцы литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Федора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840‑х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.
Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.
Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молоденькую музу. Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвященных Е. Денисьевой. В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.
Тема
В этом стихотворении, как и в “Она сидела на полу”, раскрывается тема несчастливой любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием страстей и осуждений. В связи с указанной проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объекта светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих.
Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который полностью сливается с автором. Уже в первых строках герой рассказывает об убийственной любви и «слепости страстей».
Он пытается понять, почему для его любимой прекрасное чувство стало приговором. Мужчине удается найти ответы на поставленные вопросы: его возлюбленной пришлось отречься от общества, пожертвовать собой. Строчки «Твоя любовь для ней была, и незаслуженным позором на жизнь ее она легла!» будто бы намекают на ту, кому посвящено произведение.
Слова лирического героя напоминают пазл, из которого складываются два контрастных портрета возлюбленной. В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взором, блеском в глазах и «младенческо-живым» смехом. После того как «толпа» растоптала ее душу, женщине удалось сберечь только «злую боль».
Сочинения
Тема любви всегда актуальна, ведь каждый человек испытывал это чувство. И оно бывает не всегда радостным и взаимным. Иногда любовь приносит боль, а еще она может быть осуждена теми, кто не понимает поступков влюбленных. Примером осужденной любви может быть стихотворение О как убийственно мы любим, написанное Тютчевым. Его мы сегодня изучим и проанализируем.
О как убийственно мы любим Тютчев
Читая работу Тютчева О как убийственно мы любим, мы видим монолог, где лирический герой с первых строчек называет свою любовь убийственной, ведь за своей страстью он не заметил, как погубил возлюбленную. Да, сначала он погрузился в воспоминания. Герой переносится в прошлое, когда он увидел девушку впервые, и влюбился. Он гордится тем, что завоевал девушку, и радуется тому, что девушка ответила на его искренние чувства такой же искренней любовью. Но, увы. О незаконных отношениях стало известно обществу. И дальше он описывает, к чему привела его любовь. Уже спустя год улыбка исчезла из уст возлюбленной, в ее глазах часто можно увидеть слезы. А все потому, что их взаимная любовь стала для девушки приговором, стала позором и причиной, по которой все отреклись от героини. Мало того, толпа стала втаптывать в грязь все прекрасное, что жило в душе героини, не оставляя ей даже воспоминаний о прекрасных днях. Оклеветав девушку, общество оставила героине лишь злую боль ожесточения.
Жанр и композиция
По своему жанру стих Тютчева О как убийственно мы любим можно отнести к элегии, где имеет место рассуждения философской направленности о любимой и ее жизни. Говоря о направлении, то его можно отнести к романтизму, где герой размышляет о судьбе любимой девушки, которая идет против мнения общества, руководствуясь лишь чувствами.
Создавая стихотворение, писатель хотел показать, что ради любви люди могут пожертвовать многим. Обидно, что общество порой жестоко и делает влюбленных очень несчастными
Оно может легко погубить чистое чувство, поэтому важно научиться оберегать свои отношения и защищать их от сплетен
История создания
Изучив работу Федора Тютчева О как убийственно мы любим, мы погрузились в грустные и тоскливые размышления, в нечто таинственное и личное. Ведь мы понимаем, что автор не выдумал сюжет, а описал личные переживания и свою судьбу. Вернее даже не свою, а судьбу своей возлюбленной, которой пришлось пережить клевету и осуждение обществом. Здесь одинокая личность противостоит толпе и женщина не побоялась этого. Писатель же свою любовь называет убийственной, ведь он был в браке, когда полюбил Денисьеву. И это был настоящий треугольник любви, где Елена оказалась в роли любовницы. Тютчев же винит себя за это. Что не сумел защитить от позора свою возлюбленную, которую полюбил всем сердцем.
Имя Денисьевой было опорочено, от нее отказались даже родные, и женщине пришлось пройти все круги ада. Ведь светское общество унижало ее, называя падшей женщиной. Все вокруг отвернулись, но не Тютчев, который дал внебрачным детям свою фамилию. Однако поэт прекрасно понимает, что жизнь Денисьевой разрушена, и она стала предметом пересудов. Такую любовь общество не понимало и не принимало. Вот так в затворничестве и пришлось жить Денисьевой дальше, воспитывая детей поэта, который до последнего заботился о своей второй семье. Писатель по этому поводу очень переживал, поэтому и посвятил очередное стихотворение Елене Денисьевой, которое вошло в одноименный цикл, назвав свою работу О как убийственно мы любим. Написал стихотворение поэт в 1851 году, где и излил свои переживания, рассуждая о любви, которая делает несчастными возлюбленных.
А какую оценку поставите вы?
История создания
Некоторые образцы литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Федора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840-х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.
Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.
Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молоденькую музу. Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвященных Е. Денисьевой. В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.
Федор Тютчев — Когда в кругу убийственных забот: Стих
Когда в кругу убийственных забот Нам все мерзит — и жизнь, как камней груда, Лежит на нас, — вдруг, знает Бог откуда, Нам на душу отрадное дохнет — Минувшим нас обвеет и обнимет И страшный груз минутно приподнимет. Так иногда, осеннею порой, Когда поля уж пусты, рощи голы, Бледнее небо, пасмурнее долы, Вдруг ветр подует, теплый и сырой, Опавший лист погонит пред собою И душу нам обдаст как бы весною…
- Следующий стих → Федор Тютчев — Когда осьмнадцать лет твои
- Предыдущий стих → Федор Тютчев — Князю Суворову
Читать похожие стихи:
- Федор Тютчев — В часы, когда бывает
- Федор Тютчев — Неохотно и несмело
- Федор Тютчев — Песня (Из Шекспира)
- Федор Тютчев — Ночное небо так угрюмо
- Федор Тютчев — Из Шекспира (Любовники, безумцы и поэты)
История создания
В личной жизни поэт был счастлив не всегда, но у него возникали многочисленные романы, некоторые были продолжительными. Например, его отношения с Еленой Александровной Денисьевой длились около 14 лет. Подруга и ровесница его дочери, девушка была намного моложе поэта, а он был семейным мужчиной. Свою любовную связь влюбленные держали в тайне вплоть до рождения ребенка.
После этого молодая женщина подверглась травле высшего света, светского общества, куда ее перестали принимать. Для нее были закрыты многие приличные дома и престижные салоны, их связь была обсуждаема в общественных кругах. А Тютчев разрывался между своими женщинами. Потом у Елены и поэта родился второй ребенок. Но Денисьева не выдерживает такого к себе отношения со стороны общества, постоянного стресса и умирает в молодом возрасте.
Данное произведение автобиографичное, интересно и построение его содержания, сама структура. Автор сравнивает их любовные отношения с Денисьевой с замкнутым кругом, для изображения этой особенности поэт употребляет кольцевую рифмовку, где рифмуются строки 1 с последней.
Жанр, размер, композиция стихотворения
Произведение «Полдень» относится к пейзажной лирике. В стихах Тютчева часто сталкиваются и притягиваются противоположности, например в этом стихотворении противопоставляется день ночи. Здесь преобладает «дневная» лирика над «ночной».
Стих написан в четырёхстопном ямбе, имеет перекрёстную рифмовку, чередующиеся рифмы: женскую и мужскую. Характер произведения легкий и спокойный, ритм размеренный и четкий.
Композиция стихотворения «Полдень» довольно проста: оно разделено на две части по четыре строки. В первой части Тютчев рисует «ленивый» знойный пейзаж. Во второй – использует древнегреческие мотивы, ссылаясь на бога леса Пана.
Темы и проблемы
В данном стихотворении раскрывается основная тема несчастной любви, а также главная проблема её печальных последствий. Казалось бы, как взаимная любовь может быть несчастной? Мы видим описание раннего этапа взаимоотношений лирического героя и его любимой, это лёгкие, живые, чистые и радостные чувства. Но меньше, чем через год «живой, младенческий смех» девушки сменился на сплошную боль и страдания. Из-за чего? Почему любовь стала убийственной?
Автор не только даёт ответы на эти вопросы, но также раскрывает тему и главную проблему, которую хочет донести до читателя – он открыто пишет о том, что молодую девушку погубила его любовь. Свои искренние чувства необходимо, но в то же время невозможно оберегать от общественного мнения и внимания. Ведь именно бесконечные сплетни и осуждение окружающих разрушили не только счастливые беззаботные отношения героев, но и судьбу девушки, чью душу безжалостно «растоптала толпа».
Художественно – выразительные средства «Я встретил Вас — и все былое…»
Интересен и лексический строй тютчевского стихотворения «Я встретил Вас – и все былое…».
Так, сам стихотворный тютчевский шедевр читать очень легко, настроение создается легкое и светлое. Изменения в душе героя передают такие слова, как весна веет, время золотое, нежное упоение, теплое очарование, а грусть у лирика тоже особенная. Она и вековая, и поздняя. Использует поэт-философ и возвышенную лексику. Особенное место занимают глаголы, которые передает легкое и быстрое движение души: заговорила, встрепенулась, ожила. Использование глаголов позволяет нарисовать образ ветерка, легкого и воздушного, дуновение которого пробуждает силы для движения и преображения.
В тексте преобладает большое количество художественно-выразительных средств, которые как раз и позволяют передать всю глубину чувств основного персонажа. Используется следующие виды троп:
★ Метафоры и олицетворения: сердце у лирика ожившее, но такое, что ему от воспоминаний становить тепло, а жизнь у поэта — философа заговорила. ★ Сравнения: встреча у лирика произошла так, как будто разлука у них была вековая.
★ Эпитеты: поэт называет время золотым, разлука у него становится вековой, а к женским чертам, которые он узнает и которые ему так дороги, подбирает эпитет милые.
★ Инверсия: поэт меняет местами подлежащее «звуки» и сказуемое «слышнее стали». «Дни», а на первое место выносит сказуемое «бывают».
★ Анафора: в последней стихотворной строке повторяются первые слова, что позволяет выделить те части, где больше эмоций.
Интересен и звуковой строй стихотворного произведения. Используются следующие средства выразительности, как:
• Ассонанс: повторяются звуки о и э. • Аллитерация: использует повтор мягких звуков н и в, а также р.
Это придает всему стихотворению легкость и напевность, которую можно сравнить со свежестью легкого ветерка. Душа человека начинает возрождаться и эти этапы оживления читатель может видеть. В композиции пять строк, которые отражают пять этапов переживаний героя, от первого впечатления после встречи и до полного пробуждения чувств.
Рифма в тютчевском стихотворении точная, перекрестная. Так, интересна первая и третья строки, которые относятся к женской рифме, а вот вторую и, соответственно, четвертую можно отнести к мужской. Среди разных конструкций предложений встречается одно восклицательное, и в нем же употребляется многоточие. Самое стихотворение написано двусложным размером – ямбом.
Завязка
Данное произведение – это пересказ основных событий жизни поэта. Вторая часть сочинения посвящена описанию несчастной судьбы женщины, которая связала с ним свою жизнь.
Автор говорит о том, что она сильно переменилась внешне, что от ее былой красоты не осталось и следа. Анализ («О, как убийственно мы любим» Тютчева – это посвящение возлюбленной, которое напоминает просьбу о прощении) должен содержать описание тех перемен, которые с ней произошли. Ее глаза иссушили слезы, улыбка сошла с лица, щеки побледнели. Вид любимой, которую иссушило горе, доставляет немало огорчений и самому поэту, который, глядя на нее, сам сильно страдает.
Стихотворная стопа
Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов. Двухсложные стопы состоят из двух слогов: хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии. Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов: дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий). Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее. Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти. Больше о стопах
Композиция
Композиционно стихотворение условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к её истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.
Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стихотворения также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчёркивает переживания автора и лирического героя. Таким образом, автор закольцовывает стихотворение.
Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершённую мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Ф. Тютчев использует перекрестную рифмовку АВАВ, в тексте есть и мужские, и женские рифмы.
Жанр стихотворения – элегия, так как в произведении есть философские размышления. Строки проникнуты печалью лирического героя. В основе содержания боль от разочарования и грустные раздумья.
Что такое жбан?
- ЖБАН сосуд из клепки на обручах, с крышкой и ручкой, емкостью 1-3 литра, для пива, браги, кваса, молока
- огромная кастрюля
- На украинском большая емкость(типа кувшина) с крышкой для сохранения жидкости.
- это такой большущий бидон
- голова
- ссылка заблокирована по решению администрации проекта
- Меленький 40-литровый бочонок.
- бидон
- Деревянная, собраная из клпок (досок, как бочонок) посудина с ручкой, формой напоминающая (как правило) усечнный конус. Использовался для переноски пива или кваса из основной бочки к месту окончательного розлива.
Иногда так называют голову.
- еще жбаном называют голову. жаргонизм такой. а так то да емкость большая. «мальчики-жбанчики» — алкаши)))
- так обзываются. Щааа как тресну по жбану)))
- Большая мкость.
- Словарь Даля ЖБАН м. обручная посудина кувшином, высокая, кверху поуже, с навешенной крышкой, резною ручкою и таким же рожком, рыльцем или носком, для кваса и браги; коновка. Жбанец, жбанок, жбанчик. жбаночек, жбанушка, умалит. Жбанок тамб. боченочек. Как бражки жбан, так всяк себе пан. Что жбан, то пан (однодворцы). Жбанить, много нить, выдувать по жбану.
Небо бледно-голубое
Небо бледно-голубое Дышит светом и теплом И приветствует Петрополь Небывалым сентябрем.
Воздух, полный теплой влаги, Зелень свежую поит И торжественные флаги Тихим веяньем струит.
Блеск горячий солнце сеет Вдоль по невской глубине- Югом блещет, югом веет, И живется как во сне.
Все привольней, все приветней Умаляющнйся день,- И согрета негой летней Вечеров осенних тень.
Ночью тихо пламенеют Разноцветные огни… Очарованные ночи, Очарованные дни.
Словно строгий чин природы Уступил права свои Духу жизни и свободы, Вдохновениям любви.
Словно, ввек ненарушимый, Был нарушен вечный строй И любившей и любимой Человеческой душой.
В этом ласковом сиянье, В этом небе голубом Есть улыбка, есть сознанье, Есть сочувственный прием.
И святое умиленье С благодатью чистых слез К нам сошло как откровенье И во всем отозвалось…
Небывалое доселе Понял вещий наш народ, И Дагмарина неделя Перейдет из рода в род.
17 сентября 1866
Строфа
Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах
Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…» 2 вариант
Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник. Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.
В 1851 году Тютчев посвящает своей избраннице стихотворение под названием «О, как убийственно мы любим», которое наполнено раскаяньем и сожалением о том, что автор не смог защитить доброе имя опороченной им девушки. В результате Денисьевой ради любви к Тютчеву пришлось не только отказаться от собственной семьи, но и в полной мере пройти через все унижения, которые были уготованы светским обществом для падшей женщины, в которую, по мнению питерской знати, превратилась Денисьева. Поэт не отказался от той, которая ради любви к нему пожертвовала своим добрым именем. Однако в стихотворении «О, как убийственно мы любим…», автор с грустью вопрошает: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Его избранница раньше срока постарела, и виной все являются глубокие душевные переживания и те публичные унижения, которые пришлось пережить Елене Денисьевой. «Все опалили, выжги слезы горючей влагою своей», – отмечает поэт.
Автор раскаивается в том, что своей любовью причинил ни в чем не повинной девушке столько страданий, подчеркивая, что «незаслуженным позором на жизнь ее она легла». И единственно, что утешает ту, которая поддалась своим чувствам – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить. Но и они, по мнению автора, недолговечны, так как «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В результате в своей душе героине стихотворения удалось сберечь лишь «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!».
Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы. И это утверждение соответствовало истине, так как потомственная дворянка стала предметом сплетен и пересудов в высшем свете, куда после рождения дочери путь ей был заказан. Остаток жизни Елена Денисьева прожила на съемной квартире, которую оплачивал Федор Тютчев, полностью посвятив себя воспитанию детей поэта. Именно они стали для нее главным смыслом существования. Понимая это, Тютчев полностью взял на себя заботы о своей второй семье, резко пресекая любые попытки друзей и знакомых позлословить на столь больную для себя тему. До сих пор остается загадкой, почему поэт не оставил свою вторую жену, к которой к тому времени давно уже охладел, и не женился на Елене Денисьевой, которая подарила ему троих детей. Видимо, все дело заключалось в благородстве поэта, который знал, что супруга, несмотря ни на что, все еще искренне его любит. К слову сказать, Эрнестина Тютчева действительно простила своего неверного супруга и даже согласилась на то, чтобы он дал внебрачным детям свою фамилию. И именно она помогла поэту справиться горем, когда Елена Денисьева и двое ее детей скончались от туберкулеза. Тем не менее, до конца жизни поэт испытывал вину за то, что, поддавшись чувствам, не сумел сделать свою возлюбленную по-настоящему счастливой и заставил ее пережить множество унижений, связанных со скандальным романом.
Жанр, направление, размер
«Есть в осени первоначальной…» – лирическое стихотворение, принадлежащее к направлению «чистого искусства», пейзажной и философской лирике. В нём переплетается реализм, который выражается в точном описании пейзажа, с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью.
Размер стихотворения «Есть в осени первоначальной…» – ямб. Особенность произведения состоит в том, что в нём много пропусков ударений, что больше заметно в первой строфе. Рифмовка двух первых строф перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. В третьей строфе прослеживается опоясывающая рифмовка.
Не то, что мните вы, природа
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
Анализ стихотворения «Я встретил вас – и все былое» Тютчева 2 вариант
Стихотворение «Я встретил вас – и все былое” было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры.
Краткий анализ
История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что все это – истинная любовь.Жанр – точки зрения исследователей расходятся в вопросе о жанровой принадлежности: некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии.Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причем последние чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.Эпитеты – «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”.Гипербола – «Как после вековой разлуки…”.Олицетворения – «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”.Метафоры – «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.Аллитерация – повторение звуков «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п”.Ассонанс – повторение гласных звуков «о”, «а”, «е”.Анафора – «Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”.Градация – «Бывают дни, бывает час…”.
История создания
Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение «Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.
Тема
Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: «Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.
Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела «милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.
Композиция
Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – «время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – «и сердце стало так тепло”.
Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.
Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: «слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: «жизнь заговорила вновь”.
Жанр
Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.
Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”, метафоры: «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.
Также интересны олицетворения: «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”, гипербола: «Как после вековой разлуки…”.
Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п” (аллитерация). Например, звук «т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков «о”, «а”, «е”.
Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора («Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”), и градация («Бывают дни, бывает час”).