Анализ стихотворения «последний катаклизм» федора тютчева

Анализ стихотворения ф.и. тютчева «последний катаклизм»

Анализ «Денисьевского цикла»

Все эти насыщенные события и перемены в личных отношениях между Денисьевой и Тютчевым, легли в основу увлекательного и довольно романтического сборника стихотворений – «Денисьевский цикл». Эта книга была посвящена последней любви великого русского поэта.

В этом великолепном сборнике собраны самые драматичные и романтичные сюжеты, основанные на реальных чувствах автора. Тютчев стремительно передавал свои волнения и переживания по поводу случившегося, а вместе с этим, повествовал своему читателю о большой любви, непоколебимой многочисленными сложностями и непониманием со стороны окружающих.

В этих замечательных стихотворениях заложен глубокий смысл. В них четко просматривается разрушительная страсть, безумная борьба за справедливость, душевная напряженность и вызов недопонимающему сообществу. При всей своей любви к Елене Александровне, великий поэт не мог вступить в законные отношения с избранницей, но он всячески показывал публике свое искреннее отношение к молодой девушке, избранной сердцем и душой.

Так как поэт был достаточно публичным человеком, его бурный роман с Денисьевой мгновенно был раскритикован публикой. Эти осуждения породили многочисленные травмы в душе поэта и его любовницы, а все пережитые события, автор передал в своих лирических произведениях, опубликованных в уникальном сборнике «Денисьевский цикл».

Многие стихотворения из этой книги наполнены романтическими нотками и страстью. Поэт воспевает свою любовь, сравнивая эти необыкновенные чувства с некоторыми природными явлениями.

Каждое произведение из цикла, несёт определенный смысл. Одни стихи наполнены трагическими чувствами и безысходностью, другие же, воспевают любимую женщину и приоткрывают миру настоящие чувства, сразившие сердца двух обреченных на недопонимание людей.

Тютчев внимательно рассматривает проблему человеческой провинности, ложь и фальшивость дружественных отношений. Его герои словно противостоят всему миру, желающему разрушить нежные и трепетные отношения возлюбленных.

Подведя итог, можно сделать весьма очевидный вывод. «Денисьевский цикл», в отличие от других произведений Тютчева, основан на реальных событиях и переживаниях автора. В этих стихотворениях, Фёдор Иванович самостоятельно анализирует свою жизнь и отношения с Еленой Александровной. Эти великолепные стихи наполнены философско-психологическим смыслом, здравыми рассуждениями и личными мыслями поэта, касательно произошедших событий.

О вещая душа моя!О, сердце, полное тревоги,О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!..Так, ты – жилица двух миров,

Твой день – болезненный и страстный,Твой сон – пророчески-неясный,Как откровение духов…

Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые –Душа готова, как Мария,К ногам Христа навек прильнуть.

Обратимся к Книге Бытия

Согласно ветхозаветной истории, Бог прогневался на людей. До такой степени, что решил уничтожить Свое же творение. Но был среди людского моря благочестивый человек по имени Ной. Его-то и предупредил Бог о грядущем потопе, велев построить судно. В этом судне можно было спастись от потопа.

Работа над строительством длилась много лет. Наконец ковчег был готов. Ной с семьей вошли на его борт, прихватив с собой и животных. Каждой твари по паре. Сразу после этого хлынул дождь.

Сорок дней и ночей шел ливень. И около года понадобилось Ною, чтобы выйти на сушу. Ковчег причалил к горе Арарат. Благочестивый Ной благодарил Бога за спасение. После чего Бог обещал, что никогда больше не повторится Всемирного потопа.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весна»

Стихотворение было написано в 1838-1839 году. В этот промежуток времени в жизни Федора Ивановича происходит много неприятных событий. Жена и дети Тютчева чуть не погибли при пожаре на пароходе «Николай I», на котором они отправлялись в Турин. Им удалось спастись, но сильное нервное потрясение сломило хрупкое здоровье жены Федора Ивановича, и вскоре она умирает. Смерть жены стала страшным ударом для поэта. Но его произведение показывает, что даже такие страшные испытания не смогли лишить его любви ко всему живому.

Тютчев так ярко смог показать приходящую весну и радость, которую она приносит, что кажется, будто сама растворяешься в стихотворении, видишь все картины, в нем описанные, наяву.

Основным образом произведения является сама весна, которая предстает перед нами в облике бессмертной, бестелесной, но прекрасной богини. Они равнодушна ко всем горестям человека, но несет в себе оживление для природы, для людей, для всего вокруг. Никто не может остаться равнодушным, устоять перед дыханием божества.

Поэт рассуждает о том, что весну не заботит прошлое и будущее, она живет только в настоящем.

«Была ль другая перед нею —

О том не ведает она:

По небу много облак бродит,

Но эти облака — ея;

Она ни следу не находит

Отцветших весен бытия» — Весне безразлично, была ли перед ней другая, она знает только, что сейчас все: и облака, и деревья, и цветы находятся в ее власти.

«Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан!» — автор сравнивает весну с океаном, и, действительно, она как бурный, легкий, всепоглощающий поток вовлекает все в свои неспокойные воды, заставляя каждого прочувствовать красоту природы.

«Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь —

И к жизни божеско-всемирной

Хотя на миг причастен будь» — поэт призывает нас раскрыть душу, увидеть как прекрасна, необыкновенна жизнь, несмотря на невзгоды и тяжелые испытания.

Стихотворение создает необыкновенное, непередаваемое впечатление, а благодаря такому большому количеству красивых эпитетов («отцветшие весны бытия», «благоухающие слезы», «кончины неизбежной», «океан безбрежный», «животворный океан», «струей его эфирной», «страдальческую грудь», «жизни божеско-всемирной»), олицетворений и метафор(«Гнетет рука судьбины»,»томит людей обман», «бессмертьем взор ее сияет», «вздыхают розы», «страх. не свеет с древа ни листа», «жизнь. вся в настоящем разлита»), благодаря точным сравнениям («. светла, блаженно-равнодушна, как подобает божествам», «свежа, как первая весна») и таким речевым особенностям, как, например, инверсия(«браздят чело морщины», «цветами сыплет над землею» и т.д.) мы можем более точно представить все те образы, которые рисует нам поэт.

Обычно, если в стихотворении присутствуют и мужская и женская рифма, поэт хочет показать какое-либо противостояние. Вот и в этом произведении Тютчева показываются бессмертная весна и ранимые, обессиленные люди, погрязшие во лжи и невзгодах своего мирка, не видя настоящей красоты жизни.

Это стихотворение произвело на меня неизгладимое впечатление, заставило задуматься над многими вещами. Поэт смог передать всю красоту весны, каждая строчка будто дышит этим временем года.

Произведение вызывает довольно противоречивые эмоции. Ты чувствуешь и грусть за людей, и радость от ощущения новых красок в жизни, и какое-то странное умиротворение, будто богиня-весна оставила в твоей душе частичку своего спокойствия и теплой, ровной любви к миру.

Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.

Наделенная природной красотой и острым умом, Елена Денисьева с первой встречи произвела на Тютчева настолько неизгладимое впечатление, что он, предчувствуя начало бурного романа, в 1850 году посвятил ей стихотворение «Предопределение», в котором фактически предсказал, как будут развиваться его взаимоотношения с этой женщиной. Любовь в понятии поэта представляет собой «союз души с душой родной». Однако это не только мир и гармония, но и «поединок роковой», который неизбежен, когда речь идет о чувствах

. Кто-то в таком союзе всегда является лидером, а кто-то подчиняется, иначе отношениям не суждено стать долгими и счастливыми.

Разочарование

Что еще может крыться в «Последнем катаклизме» Тютчева? Неудовлетворенность внешним миром, разочарование в нем. На момент написания стихотворения душевное состояние поэта могло оставлять желать лучшего. Это отобразилось в произведении.

Федор Иванович — известный поэт-философ. В его произведениях нет ничего лишнего. Каждое слово взвешенное и обдуманное.

Неизбежность катаклизма и невозможность человечества остановить его. Это один мотив. Второй же кроется в такой же неизбежности возрождения жизни. Погибнет старая жизнь, но возродится новая. Как гармонично сочетаются эти две, казалось бы, абсолютно несочетаемые вещи. В момент написания стихотворения поэту было душевно плохо. Это вполне возможно. Но он понимает, что эта агония души, ее «последний катаклизм» не вечен. Он пройдет, а на смену придет «белая жизненная полоса».

Тютчев о новой катастрофе

В стихотворении «Последний катаклизм» Федор Иванович говорит о грядущей катастрофе. Он предчувствует ее, как было сказано выше. Но в то же время Федор Иванович рассматривает новый потоп как источник жизни. Звучит довольно странно. Однако, по мнению Тютчева, после наводнения мир вернется к своим истокам. К началу времен. Вода поглотит все живое, но вместе с этим станет источником новой жизни. Максимальное разрушение становится максимальным созиданием. Земля ввергается в хаос, это ее начальное состояние.

Таким образом, «Последний катаклизм» — это не что-то пугающее. Не мрачное предсказание конца света, а отображение источника новой жизни, вечного движения.

Анализ стихотворения «Последний катаклизм» Тютчева

Философская лирика – визитная карточка Федора Ивановича Тютчева. К ней можно отнести и произведение «Последний катаклизм».

Стихотворение написано в 1829 году. Его автору в эту пору исполнилось 26 лет, он уже не первый год служит в Германии на дипломатической работе, даже произведен в титулярные советники, занимает активную позицию в делах обретения Грецией независимости, отстаивает необходимость покровительства России греческому народу, счастливо женат, воспитывает детей. На Родине он бывает наездами. В этой обстановке видимого довольства, расцвета жизненных сил и семейного благополучия, он пишет произведение «Последний катаклизм». По жанру – религиозная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, состоит всего из одного катрена. Интонация почти пророческая. Лексика возвышенная, торжественная, местами устаревшая. Сам размер стихотворения подчеркивает высокую трагедию происходящего. Между тем, поэт описывает скорее первую катастрофу (потоп), а не последнюю. Если опираться на Священное Писание, то при конце мира будут потоки не воды, а огня. Следует отметить, что поэт содрогается от зрелища перемен в природе, человек как активно действующий герой в произведении отсутствует. «Последний час»: метафора. «Состав частей»: разрушение земли, атмосферы, гидросферы. Из воды появится обновленное естество мира, на всем будет лежать зримый отпечаток славы Бога. Больше уже никогда и никто не поставит его могущество под сомнение. Заключительное восклицание в финале словно подчеркивает неотвратимость приближающегося преображения. Кстати говоря, название стихотворения может и не нести негативную, устрашающую окраску. Возможно, имеется в виду превращение, очищение, изменение, а не уничтожение, гибель, хаос. Эти стихи интересны еще и тем, что молодой Ф. Тютчев о кончине этого мира думал скорее в философском, чем христианском духе. Скажем, нет намека на учение о Страшном Суде. Впрочем, в столь короткой зарисовке почти невозможно выразить всю христианскую эсхатологию. Эти строки похожи почти на экспромт, запись поразившей его мысли, мгновенного озарения. Он посчитал его настолько важным, что вскоре предложил к публикации. В катрене несколько раз использована инверсия: покроют воды.

Стихотворение «Последний катаклизм» впервые было опубликовано в журнале «Денница» спустя 2 года после создания.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм»

1. Когда пробьет последний час природы,

2. Состав частей разрушится земных

3. Все зримое опять покроют воды,

4. И божий лик изобразится в них.

Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной», «Как океан объемлет шар земной», «Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор пытается ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса. Гигантский смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и однозначный ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей планете развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»). Затем наступило, продолжающиеся по настоящее время царство Земли и жизни на ней. Далее спокойной жизни на Земле положит конец огонь («Пожары»). По всей видимости, Тютчев пришествием пожаров говорит о грядущей эре Антихриста (Дьявола, Сатаны).

Дым за дымом бездна дыма

Тяготеет над землей.

Но покроет и землю, и людей, и дьявольские пожары другая стихия — вода. О покрытии водой «всего зримого» Тютчев пишет стихотворение «Последний катаклизм».

Здесь, в отличие от «Пожаров», уже нет огромного количества твердых звуков, так как вода является более мягкой стихией, чем огонь. Но нельзя сказать, что в «Последнем катаклизме» этих твердых звуков нет совсем. Но это «последний час природы», то есть, по всей видимости, — конец света. Рушится «состав частей земных» и даже то, что уцелело после пожаров.

Но обращает на себя внимание слово «зримое» из третьей строчки. В Апокалипсисе погибает только все зримое

Значит, с точки зрения поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую душу.

Очень важно то, что в последней строчке Тютчев говорит о «божьем лике». То есть после дьявольской эры наступит царство Бога

Бог окажется сильнее Дьявола, и Он водой покроет все ужасы Земли и огня. И, возможно, конец света не воспринимается Тютчевым как трагедия потому, что именно создатель мира (Бог) и уничтожает его. Возможно, Бог построит нечто более совершенное, чем сегодняшний мир.

Основная идея

Кроме художественных образов и выразительных отсылок, в «Летнем вечере» есть философская подоплёка. Смысл стихотворения в том, что жизнь – это замкнутый цикл, состоящий из череды повторяющихся раз за разом событий и вызванных этими событиями эмоций. Подобно восхождению и заходу солнца, появлению и исчезновению звёзд, смене дня и ночи, в нашу жизнь приходят, воспламеняя душу, а после неизменно нас покидают, обдавая прохладой, одни и те же чувства. Разнящиеся в своей силе, все они имеют единую суть. Кто, как не Фёдор Иванович Тютчев, ясно осознавал, что любовь всегда будет любовью, тоска – тоской, а ненависть – ненавистью, какими бы оттенками их не наделили. Такова главная мысль произведения.

Поэт потерял одну из своих любимых женщин, в которой видел живое воплощение своих несбывшихся юношеских мечтаний, к которой был привязан наиболее страстно. Все четырнадцать лет их романтических взаимоотношений он видел, какую цену платит Елена Денисьева за возможность любить и временами находиться рядом с ним, и ненавидел себя за то, на какие страдания несправедливо обрекает преданную Лёлю. Несколько лет после её смерти он искренне тосковал и скорбел по ней, продолжая при этом любить находящуюся рядом жену Эрнестину, но позже, окончательно поняв, что всё приходящее, вновь стал испытывать жажду новой привязанности и возобновил отношения с давно знакомой Амалией фон Крюденер, по-прежнему не расставаясь с женой. К слову, у Тютчева до Эрнестины была ещё одна жена – Элеонора Петерсон. Он по-настоящему любил каждую из своих возлюбленных и испытывал жуткие угрызения совести за то, что не мог оставаться верным одной единственной женщине. Человек вообще редко понимает ценность происходящего с ним, ещё реже – извлекает какие-либо весомые уроки. Как контрастен и совершенен на его фоне одухотворённый образ природы

Она принимает всё как данность, остаётся верной этой данности и умеет быть счастливой как жарким днём, так и холодной ночью, не так важно, что с ней и что вокруг неё, дева-природа ценит и дорожит каждым моментом

Федор Тютчев — Еще шумел веселый день

Еще шумел веселый день, Толпами улица блистала, И облаков вечерних тень № 4 По светлым кровлям пролетала.

И доносилися порой Все звуки жизни благодатной — И все в один сливалось строй, № 8 Стозвучный, шумный и невнятный.

Весенней негой утомлен, Я впал в невольное забвенье; Не знаю, долог ли был сон, № 12 Но странно было пробужденье.

Затих повсюду шум и гам, И воцарилося молчанье — Ходили тени по стенам № 16 И полусонное мерцанье.

Украдкою в мое окно Глядело бледное светило, И мне казалось, что оно № 20 Мою дремоту сторожило.

И мне казалось, что меня Какой-то миротворный гений Из пышно-золотого дня № 24 Увлек, незримый, в царство теней.

Yeshche shumel vesely den, Tolpami ulitsa blistala, I oblakov vechernikh ten Po svetlym krovlyam proletala.

I donosilisya poroy Vse zvuki zhizni blagodatnoy — I vse v odin slivalos stroy, Stozvuchny, shumny i nevnyatny.

Vesenney negoy utomlen, Ya vpal v nevolnoye zabvenye; Ne znayu, dolog li byl son, No stranno bylo probuzhdenye.

Zatikh povsyudu shum i gam, I votsarilosya molchanye — Khodili teni po stenam I polusonnoye mertsanye.

Ukradkoyu v moye okno Glyadelo blednoye svetilo, I mne kazalos, chto ono Moyu dremotu storozhilo.

I mne kazalos, chto menya Kakoy-to mirotvorny geny Iz pyshno-zolotogo dnya Uvlek, nezrimy, v tsarstvo teney.

Tot ievtk dtctksq ltym, Njkgfvb ekbwf ,kbcnfkf, B j,kfrjd dtxthyb[ ntym Gj cdtnksv rhjdkzv ghjktnfkf/

B ljyjcbkbcz gjhjq Dct pderb ;bpyb ,kfujlfnyjq — B dct d jlby ckbdfkjcm cnhjq, Cnjpdexysq, ievysq b ytdyznysq/

Dtctyytq ytujq enjvkty, Z dgfk d ytdjkmyjt pf,dtymt; Yt pyf/, ljkju kb ,sk cjy, Yj cnhfyyj ,skj ghj,e;ltymt///

Pfnb[ gjdc/le iev b ufv, B djwfhbkjcz vjkxfymt — [jlbkb ntyb gj cntyfv B gjkecjyyjt vthwfymt///

Erhflrj/ d vjt jryj Ukzltkj ,ktlyjt cdtnbkj, B vyt rfpfkjcm, xnj jyj Vj/ lhtvjne cnjhj;bkj/

B vyt rfpfkjcm, xnj vtyz Rfrjq-nj vbhjndjhysq utybq Bp gsiyj-pjkjnjuj lyz Edktr, ytphbvsq, d wfhcndj ntytq/

Федор Тютчев — Еще шумел веселый день

Еще шумел веселый день, Толпами улица блистала, И облаков вечерних тень № 4 По светлым кровлям пролетала.

И доносилися порой Все звуки жизни благодатной — И все в один сливалось строй, № 8 Стозвучный, шумный и невнятный.

Весенней негой утомлен, Я впал в невольное забвенье; Не знаю, долог ли был сон, № 12 Но странно было пробужденье.

Затих повсюду шум и гам, И воцарилося молчанье — Ходили тени по стенам № 16 И полусонное мерцанье.

Украдкою в мое окно Глядело бледное светило, И мне казалось, что оно № 20 Мою дремоту сторожило.

И мне казалось, что меня Какой-то миротворный гений Из пышно-золотого дня № 24 Увлек, незримый, в царство теней.

Yeshche shumel vesely den, Tolpami ulitsa blistala, I oblakov vechernikh ten Po svetlym krovlyam proletala.

I donosilisya poroy Vse zvuki zhizni blagodatnoy — I vse v odin slivalos stroy, Stozvuchny, shumny i nevnyatny.

Vesenney negoy utomlen, Ya vpal v nevolnoye zabvenye; Ne znayu, dolog li byl son, No stranno bylo probuzhdenye.

Zatikh povsyudu shum i gam, I votsarilosya molchanye — Khodili teni po stenam I polusonnoye mertsanye.

Ukradkoyu v moye okno Glyadelo blednoye svetilo, I mne kazalos, chto ono Moyu dremotu storozhilo.

I mne kazalos, chto menya Kakoy-to mirotvorny geny Iz pyshno-zolotogo dnya Uvlek, nezrimy, v tsarstvo teney.

Tot ievtk dtctksq ltym, Njkgfvb ekbwf ,kbcnfkf, B j,kfrjd dtxthyb[ ntym Gj cdtnksv rhjdkzv ghjktnfkf/

B ljyjcbkbcz gjhjq Dct pderb ;bpyb ,kfujlfnyjq — B dct d jlby ckbdfkjcm cnhjq, Cnjpdexysq, ievysq b ytdyznysq/

Dtctyytq ytujq enjvkty, Z dgfk d ytdjkmyjt pf,dtymt; Yt pyf/, ljkju kb ,sk cjy, Yj cnhfyyj ,skj ghj,e;ltymt///

Pfnb[ gjdc/le iev b ufv, B djwfhbkjcz vjkxfymt — [jlbkb ntyb gj cntyfv B gjkecjyyjt vthwfymt///

Erhflrj/ d vjt jryj Ukzltkj ,ktlyjt cdtnbkj, B vyt rfpfkjcm, xnj jyj Vj/ lhtvjne cnjhj;bkj/

B vyt rfpfkjcm, xnj vtyz Rfrjq-nj vbhjndjhysq utybq Bp gsiyj-pjkjnjuj lyz Edktr, ytphbvsq, d wfhcndj ntytq/

Образы

Важную роль в произведении играет образ дня – автор наделяет его божественностью, он будто создан из золота, волей богов. Он привносит в жизнь гармоничный настрой и исцеляет, тем самым являясь как для бога, так и для человека, другом.

Образ же ночи является противоположным – наступая, она снимает благодатный покров с мира и приносит с собой бездну, полнящуюся страхами и ужасами, которая темна и сумрачна. Ночь заполняет мир ужасом, стирая грань между человеком и неопознанным. Именно поэтому, по мнению автора, мы и боимся ночи.

Герой стихотворения раздумывает о сущности дня и ночи, показывая нам человека слабым и крошечным на фоне величественного мира. А размер окружающей бездны пугает человека тем, что под ее покровом он становится слаб, и не устоит ни перед чем.

Но на помощь беспомощным людям приходят боги, ниспослав на Землю день, когда люди не боятся – потому что пропадает видимость угрозы, что показывает нам правильность и разумность порядка вещей и о добродушии богов.

Разочарование

Что еще может крыться в «Последнем катаклизме» Тютчева? Неудовлетворенность внешним миром, разочарование в нем. На момент написания стихотворения душевное состояние поэта могло оставлять желать лучшего. Это отобразилось в произведении.

Федор Иванович — известный поэт-философ. В его произведениях нет ничего лишнего. Каждое слово взвешенное и обдуманное.

Неизбежность катаклизма и невозможность человечества остановить его. Это один мотив. Второй же кроется в такой же неизбежности возрождения жизни. Погибнет старая жизнь, но возродится новая. Как гармонично сочетаются эти две, казалось бы, абсолютно несочетаемые вещи. В момент написания стихотворения поэту было душевно плохо. Это вполне возможно. Но он понимает, что эта агония души, ее «последний катаклизм» не вечен. Он пройдет, а на смену придет «белая жизненная полоса».

Композиция

Разбор стихотворения немыслим без характеристики композиции.

  1. Первая строфа – это описание летнего заката, постепенно затухающий пламенный жар которого смывается прохладной морской водой с утомлённой за ещё не до конца прошедший знойный день земли.
  2. Вторая строфа – рассказ об отягощённом и не знающем покоя небе, накопившуюся усталость которого хотя бы в ночное время стараются снять влажные звёзды.
  3. В третьей строфе говорится о воздухе, находящемся и текущем подобно реке между разгорячённой землёй и остывающим небом, дарящим желанную свежесть всему вокруг. Именно в третьей строфе можно найти открытую отсылку к человеческим ощущениям – нам тоже начинает дышаться вольнее с наступлением вечера, а затем и ночи, когда застоявшийся воздух наконец-то приходит в движение.
  4. В заключительной четвёртой строфе перед читателем предстаёт в образе девы сама природа, умиротворённо спустившая обнажённые ноги в воду перед подступающим ночным покоем.

Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева 2 вариант

Стихотворение о сильнейшем в своей жизни чувстве Федор Иванович Тютчев посвятил девушке, которая была намного моложе. Безнадежно влюбившись в молодую красавицу, поэт и не рассчитывал на взаимность, одна судьба распорядилась иначе. Элегия «Последняя любовь» — одно из знаменитых произведений автора, написанное для воспитанницы института благородных девиц Елены Денисьевой.

История создания произведения

Несмотря на то, что между влюбленными разница в возрасте составляла 23 года, их чувства были искренними и пылкими. О романе быстро стало известно в обществе. От обсуждений и постоянных пересудов скрыться было невозможно, ведь знаменитый поэт всегда был примерным семьянином. Связь с молодой возлюбленной все считали аморальной, но пара решила пожертвовать своей репутацией во имя любви.

Роман длился более 14 лет, пока от болезни не скончалась Елена Денисьева. За этот период она родила троих детей поэту, несмотря на оскорбительное положение и осуждающие взгляды со стороны.

Обо всех своих переживаниях автор рассказал в стихотворении «Последняя любовь». В каждой строчке чувствуется безмерная нежность, трепетность по отношению к юной особе. Вспыхнувшая симпатия была не просто страстью и мимолетным желанием, а пронизывающим до глубины души чувством.

Отношения не были лишены ни романтики, ни желания заботиться друг о друге. Будучи в зрелом возрасте, поэт понимал, что значит полюбить по-настоящему, глубоко, пронзительно, взаимно. Человеку, умудренному жизненным опытом, дважды вступавшему в брак, было невероятно страшно потерять то, что так дорого сердцу.

Сам автор относится к этому этапу в своей жизни, как к настоящему подарку судьбы. Понимая, что эта любовь обречена, Федор Иванович передавал легкую грусть с нотками безнадежности в строках стихотворения: ««О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней…». В письмах своему лучшему другу поэт признавался, что даже представить не мог о таком сильнейшем чувстве в своей жизни.

Литературные особенности

Все свои чувства Федор Тютчев выразил в жанре элегии. Так называют в литературе произведения с содержанием, пронизанным грустью и тоской. Стихотворение легко читается и запоминается, несмотря на использованный автором четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Такой прием применяется, чтобы сделать акцент на исповедальном характере написанных строк, подчеркнуть доверительную интонацию.

В каждой строчке читаются слова с возвышенным произношением благодаря частичке «О!». Не лишена элегия и многочисленных эпитетов, придающих тексту образность, яркость, выразительность. Для удивительной музыкальности и легкости автор использует лексические повторы. Этот стиль написания, по мнению Тютчева, претворяет литературное произведение в искреннее любовное послание.

«Последняя любовь» включена в школьную программу уроков литературы. Стихотворение считают уникальным, ярким примером любовной лирики, так как оно не посвящено ни юношеским страданиям, ни пылкой страсти, ни разлуке, а является откровением взрослого и мудрого влюбленного мужчины.

Последняя любовь (из к/ф Клоун) — Елена Камбурова (Дашкевич — Тютчев) Kamburova

Краткий анализ строк

В своём стихотворении-миниатюре Тютчев предполагает наступление второго всемирного потопа, когда вода накроет большую часть суши. Это станет глобальным катаклизмом и приведет к гибели по прямым и косвенным причинам большей части человечества.

Эту катастрофу поэт называет последним часом природы, без которой человек не сможет существовать, ибо воды и солнечного света ему для жизни мало.

Называя одну из причин этой трагедии, Тютчев указывает на отсутствие у людей веры и игнорирование Божьих законов. Это видно в последних двух строках стиха:

Божий лик указывается, чтобы акцентировать внимания читателя, что такие катаклизмы не проходят без участия Бога, который наказывал людей (если верить библейской притче) уже ранее, накажет и ещё раз, показав им свой лик на водной глади второго потопа…

Даст ли в этот раз Господь построить людям ковчег, найдутся ли достойные для него – это большой вопрос, но все идет к тому, что Бог не будет спасать людей, если они с упорством оленя убивают сами себя войнами и уничтожением окружающего мира.

Основная идея

Главная мысль произведения «День и ночь» — это наличие у всего живого в мире, как и у самого мира, положительных и отрицательных сторон, которые находятся в определенном балансе, создавая гармонию жизни и размеренность.

День – это положительные стороны человеческой души, а ночь – негативные. По этой причине люди боятся ночи – потому что она показывает то, что нежелательно и скрывалось. Однако она показывает и истину, но о которой не хотят знать.

Есть и второе толкование смысловой нагрузки произведения – в этом случае ночь представляет собой таинства мира, которые человек не знает и о которых не узнает. А день – это проявление доброты от богов, потому что именно они знают, что человек больше всего боится того, чего не знает.

Заключение

В статье был сделан анализ стихотворения «Последний катаклизм». Кто-то увидит в стихотворении нечто близкое. Согласится мысленно с его автором. А кому-то этот стих чужд. И этот человек воскликнет: «Я не согласен!», — таким образом вступая в мысленный спор с поэтом. Для того и нужны философские стихотворения, чтобы каждый мог по-своему увидеть этот мир. Подобного рода стихи дают толчок к размышлениям. Они помогают высказывать свою точку зрения, не бояться вступать в спор и отстаивать собственную позицию. Помогают развиваться личности человека.

На этой странице читайте текст «Катаклизм» Федора Тютчева, написанный в 1849 году.

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Примечание:
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 11. Л. 2 об.

Первая публикация — Денница. 1831. С. 89, стихотворение имеет заглавие — «Последний катаклизм». В другие прижизненные издания не входило, затем — РА. 1879. С. 128; ННС. С. 24; Изд. СПб., 1886. С. 67; Изд. 1900. С. 67.

Автограф на одном листе со стих. «Снежные горы»; заглавие отсутствует. Почерк ясный, особенность графики — прописные буквы в словах «Час», «Частей», «Земных», «Зримое», «Воды», «Божий»; выражена та же тенденция к мифологизации картины, что и в стих. «Снежные горы» (см. коммент. С. 325): сущностное в бытии графически выделено. Имеется список (РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 30 об.) среди других произведений с общим заголовком «Из стихотворений Тютчева, хранящихся у князя И.С. Гагарина»; список имеет название «Последний катаклизм», как в Деннице. Есть основание предполагать, что название принадлежит самому поэту.

Особенности тютчевского написания некоторых, особенно значимых для картины слов, не сохраняются ни в первом, ни в последующих изданиях. Текст в ННС, Изд. 1886 и Изд. 1900 совпадает, но в двух последних во второй строке — вариант 2-й строки: «Разрушится состав частей земных». Стихотворение печаталось везде без названия.

Датируется по контексту в автографе: так же, как и «Снежные горы», не позднее 1829 г.

В стихотворениях Тютчева о природе конца 1820-х г. «Последний катаклизм» стоит, по существу, рядом с «Видением». Если в таких лирических шедеврах, как «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Утро в горах» и (в основном) — «Снежные горы», «Полдень», показан благодатный, нежащий, светлый, дневной космос (в древнегреческом смысле слова), то «Последний катаклизм» и «Видение» рисуют «некий час» бытия («колесницы мирозданья»), тревожащий душу. В «Последнем катаклизме» — предчувствие, даже ясновидение, бедствия планеты; дальнейшее развитие этой темы — в «Безумии» с образом бедствий земли и безумных попыток их оптимистического истолкования. Однако «Последний катаклизм» резко отличается от всех других стихотворений с образом хаоса утверждением победы Божественного Первоначала над хаотическим распадом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: