Темы
Главной темой произведения является сравнение дня и ночи
Автор заостряет внимание на грани между светом и тьмой, суть коих различна и соответственно сказывается на мире, и в особенности – на человеке. День дарует исцеление человеку и указывает путь, а ночь – напротив, размывает направление и вгоняет в печаль
Второй темой произведения выступает воля богов и тайны, на которых зиждется окружающий мир. Поэт соглашается с идеей о том, что мир возник по желанию богов, и считает, что день – это покрывало, которое символизирует собой защиту всего живого. Следовательно, боги хранят людей.
Помимо этого автор проводит толкование природных явлений. В этом стихе он хочет разузнать загадку Сфинкса.
А благодаря спокойному и размеренному настроению, произведение наводит читателя на мысли о порядке вещей в мире.
Особенности сюжета и проблематики
В стихотворении как минимум три плана (измерения смысла), в которых можно по-разному прочитать сюжет стихотворения.
Первый план – буквальный смысл. Поэт, находясь в тени деревьев, наблюдает пожар за рекой, который в летнюю жару разгорается особенно быстро.
Второй — метафорический смысл. Там, за рекой, то есть на другом берегу жизни – другое, законное семейство поэта. Оно не за буквальной рекой, а за рекой в переносном смысле, рекой – символом разлуки. Здесь поэт отдыхает с Еленой, но он знает, что у него есть другая семья, другая жизнь, и его законная супруга страдает от его измены; но главное – страдает его собственная совесть. «Сумрак тут, Там жар и крики». Это его собственная личная жизнь, которая скрывается в сумраке, на тайной, спрятанной от общества даче, и на другом берегу сознания — «крики» его собственной души, раздираемой на части между двумя женщинами, между страстью и верностью.
Третий план – образ любви к Елене Денисьевой. Ибо «жар и крики» создают также и довольно яркий образ той самой страсти, что объемлет жизнь лирического героя. Именно ее, эту неуемную, разгульную стихию он исподволь воспевает в этом стихотворении. И сколько бы ни скрывался он в тени деревьев (символ желания скрыться от самого себя и своих инстинктов), он не может уйти от этого пламени. Оно преследует его, он находится под его влиянием. Образ пламени на другой стороне реки здесь как параллелизм для чувственного образа любимой женщины, с которой он здесь находится:
Сумрак тут, там жар и крики,-Я брожу как бы во сне,-Лишь одно я живо чую:Ты со мной и вся во мне.
Таким образом, Елена Александровна – с одной стороны, спасение его от страха перед пожаром. С другой – она сама воплощает этот пожар. Она изображается как само пламя любви, которым упивается лирический герой: «Страстный говор твой ловлю…» Поэтому заключительные строки поэта о том, что Денисьева спасает его от страха огня – не более чем самообман.
Слава богу, я с тобою,А с тобой мне как в раю.
Ведь несмотря на такое заключение, все стихотворение оставляет явное впечатление тревоги, ощущение подвижной и разрушительной динамики огня. Это докажет и сама жизнь поэта.
Много лет спустя, на закате их любовной связи, Елена станет мрачной, раздражительной, не имея более сил терпеть свое положение гражданской жены. Ее страдания от двойной жизни Тютчева (жизни на две семьи) перевесили счастье их безумной, безрассудной любви, и бедная женщина сгорает от чахотки на руках у поэта.
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Вечер»
Стихи Ф. И. Тютчева называют поэзией мысли, философии, любви и даже космического сознания. Ф. М. Достоевский уважал Тютчева, называя первым в России поэтом-философом, которому нет равных, кроме Пушкина. Александр Блок стихотворение Тютчева «Два голоса» считал символом своей жизни, несгибаемой веры.
В поэзии Тютчева перед человеком распахивается Вселенная. Хаос, помещенный в мироздание, смысл человеческой жизни – неподвластная разуму тайна, которую мечтал разгадать поэт. Он понимал мир как первозданную стихию. С этим связано многократное обращение к вечерним сумеркам и «тьме ночной». Время, когда человек находится наедине с вечным миром. И ключ к этому миру, его колыбель – природа.
Федор Иванович – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Природа в его стихах одухотворена. Она живет своей особой жизнью. Это драматическая смена состояний. Происходит постоянное движение, динамика, трансформация, взаимодействие природных явлений. В поэзии проходит незримая нить между человеком и природой.
Что значит для человека вечер? Кончается день, его уже не перепишешь заново. Возможно, он был счастливым, полным эмоций, событий. Или наоборот – печальным, совершено много ошибок. Подведены итоги. Завтра будет день новый, который можно прожить совсем иначе. Он как чистый лист. Закат солнца – время спокойствия, гармонии, смирения. В природе происходят неуловимые изменения, которые редко видимы человеческому глазу.
У Ф. И. Тютчева много стихотворений, посвященных вечернему времени. Одно из них с одноименным названием родилось в 1825-1826 г.г. Это был сложный период в жизни поэта. Он только вступил в Государственную коллегию иностранных дел, был командирован в Мюнхен. Надо сказать, что поездка не была рабочей необходимостью.
У юного барина завязался роман с крепостной девушкой Катюшей – наивная, светлая, чистая первая любовь. Отношения молодых людей зашли настолько далеко, что влиятельные родители юноши были вынуждены вмешаться, разорвать союз. Дворяне выхлопотали для сына досрочное окончание университета и заграничную поездку.
Поэт всю молодость проведет заграницей. Катюша Кругликова – единственная любовь лирика, которой не было посвящено стихов. Но грустный след этого чувства читатель может уловить в «Вечере». Автор не использует специальных средств художественной выразительности. В стихотворении нет ни одного эпитета. Оно богато не образами, а звуками. Мельчайшие детали происходящего представлены в аудиальном фоне, что помогает читателю в полной мере представить картину, увиденную рассказчиком.
Где-то слышен колокольный звон. Можно предположить, что это благовест, так как звук одинокий, далекий. Он «веет» над долиной. Приносит покой, становится фоном для картины природы и тяжелых дум автора.
Звуковая доминанта музыкальна, напевна, слышится исключительно вдалеке. До лирического героя долетают только отголоски, своеобразные тени звуков. Вот шорох стаи журавлиной. Его невозможно услышать, но мы знаем, что он есть. Шуршание крыльев улетающих птиц, шелест опадающей листвы говорят читателю о приходе осени.
Второй катрен отличается образностью. Здесь перед нами уже зрительная картина. Появляются яркие метафоры и сравнения. Небо предстает «вешним морем». Оно такое же лазурное, безбрежное, нескончаемое. Создается ощущение бескрайности, безграничности простора. Картина мало похожа на Мюнхен, набережную Изара. Скорее, образ утраченной Родины, Орловской губернии, где вырос поэт.
Автор выбирает самый гармоничный, размеренный стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает мелодичности лирическому этюду.
Стихотворение оставляет противоречивые эмоции после прочтения. Напевность, размеренность ритма приносят покой. Но есть сомнения, раздумья, ведь рассказчик не знает, что принесет ему утро. Он немного растерян.
Краткий анализ строф
Начинается стихотворение с описания физического огня, который пышет пламенем и рдеет по ту сторону реки, озаряя окрестности снопами искр.
Лирический герой наблюдает за игрой пламени из тенистого сада, чем сумрак прямая противоположность жару огня. Однако герой чувствует только один огонь – это зарево любви в своей души, оно для есть Альфа и Омега, начало и конец, нить, связующая тело и душу.
Во второй строфе-октаве продолжается описание физического огня, оставляющего после себя только голые обожженные трубы, и пламени в сердце, поддерживающего жизнь.
Стихотворение показывает огонь чувств в груди человека, по сравнению с которым пылающий дом выглядит прохладной игрушкой, ведь в первом случае горит влюбленное сердце, во втором сгорает и превращается в прах мертвое дерево.
Красивое стихотворение великого русского поэта, который в нём воспевает чувства к любимой девушке, к Елене Денисьевой, ставшей на всю жизнь его музой.
История создания
На склоне лет вместе с выходом в свет первого сборника стихотворений к поэту пришла писательская слава, а за ней и людское признание, но осознавать самого себя как состоявшегося поэта он не хотел. Подобные волнения были ему чужды, и вплоть до своих последних дней Фёдор Тютчев предпочитал всецело отдаваться страстной чувственности. В его судьбе были переломные моменты, в периоды которых он часто обращал свой творческий взор к природе. Проникновенно заглядывая в её живое естество, поэт отстаивал утончённое совершенство и одушевлённую свободу окружающего мира. Этот обособленный мир, хоть временами и вторит человеческим душам, остаётся полностью независимым, – таков главный посыл Фёдора Тютчева, которого современники прозвали певцом природы.
Стихотворение «Летний вечер» датировано 1866 годом. Оно написано спустя два года после смерти самой молодой возлюбленной Тютчева. В 1864 году Елена Денисьева скоропостижно умерла буквально на его руках от чахотки. Немного позже, вслед за своей матерью, ушли из жизни и двое из их общих троих детей. Фёдор Иванович, находясь в законном браке с другой женщиной – Эрнестиной фон Пфеффель, ещё при жизни своей обожаемой Лёли терзался тем, что он не достоин самоотверженной любви юной девушки, которая обрекла себя ради него на сложное своей неопределённостью положение в свете. После её смерти поэт и вовсе на несколько лет потерял стойкость, он отчаянно восклицал: «О Господи! И это пережить…» Счастье для Фёдора Тютчева было утрачено, но в очередном стихотворном обращении к природе нет ни единого намёка на его сердечную тоску.
Текст
Пламя рдеет, пламя пышет,Искры брызжут и летят,А на них прохладой дышитИз-за речки темный сад.Сумрак тут, там жар и крики,Я брожу как бы во сне, –Лишь одно я живо чую:Ты со мной и вся во мне.
Треск за треском, дым за дымом,Трубы голые торчат,А в покое нерушимомЛистья веют и шуршат.Я, дыханьем их обвеян,Страстный говор твой люблю…Слава богу, я с тобою,А с тобой мне – как в раю.
10 июля 1855 года.
Произведение «Пламя рдеет, пламя пышет» написано Федором Тютчевым летом 1855 года и посвящено любви к Елене Денисьевой, что показано на фоне разгула стихии пожара. Стих не был опубликован при жизни поэта, но стихотворение сохранилось и увидело свет в посмертном издании.
Анализ стихотворения Тютчева Зима недаром злится 5 класс
Изучив стихотворение «Зима недаром злится…» мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы
Фёдор Иванович Тютчев – один из известнейших представителей эпохи расцвета отечественной поэзии. Основные темы его лирики – это любовь и ощущения, которые сопровождают человека в этом: восхищение, влюблённость, драматизм, возвышенность и вдохновлённость. Особо отлична лирика Фёдора Ивановича от других певучей манерой – это и послужило причиной тому, что многие стихотворения поэта перекладывались на музыку для исполнения романсов. Одно из них – произведение «Я встретил Вас — и всё былое…».
Стихотворение Тютчева «Я встретил Вас…» имеет поистине значимое место в его творчестве. Герой стихотворения чувствует всё то же, что испытывают многие молодые люди, влюбляясь, поэтому оно такое лёгкое и воздушное, возрождает в душе какое-то радостное волнение. Главное в этом стихотворении то, что герой испытывает те чувства, что понятны каждому.
Это лирическое произведение имеет вполне реальную подоплеку. Фёдор Иванович ещё в юности познакомился с девушкой, и между ними зародилось нежное, пылкое чувство. Но по велению родителей ей пришлось выйти замуж за богатого мужчину с уважаемым чином. Спустя много лет влюбленные встретились вновь, что и дало поэту повод к написанию стихотворения «Я встретил Вас…», а точнее, описанию того, что он почувствовал.
Правда, существует и другая версия. Стихотворение родилось будто бы не после встречи с Амалией, а после мимолётного свидания с Клотильдой фон Ботмер. Клотильда – это родная сестра первой супруги Фёдора Ивановича, с которой он был знаком очень давно и которая жила рядом с местом отдыха поэта. Однако, эта версия не настолько широко известна, как первая.
История написания
Произведение поэт написал в 1839 году, и оно сразу же было опубликовано в модном тогда в интеллигентной среде литературном журнале «Современник». Стихотворение стало настоящим памятником в честь философской лирики в творчестве России.
Произведение Тютчев написал, уже будучи умудренным опытом в этом деле. Впрочем, он никогда не относился к литературе серьезно, и считал ее чем-то сродни досугу. Поэтому он не желал славы и известности в этой стезе. Именно по этой причине о его произведениях знал ограниченный круг знакомых
Для него более важной была карьера – ведь он работал дипломатом
В том же 1839 году Тютчев сочетается браком с вдовой немецкого дипломата, Эрнестиной Дернберг. Знакомы они были давно, еще до того дня, когда супруга Тютчева умерла после кораблекрушения в 1838 году.
Некоторые считают, что причиной столь быстрого брака стала их любовная связь, бывшая еще тогда, когда он был женат.
Любовь на фоне пожара
По сюжету произведения лирический герой наблюдает из тенистого сада за пожаром на другой стороны реки, горя пламенем любви в своей груди. Лирический герой – это Тютчев, его избранница Денисьева, а место происходящего – это дача на Черной речке, которую поэт и дипломат снимал для своей Елены.
Очень символичные образы использует Федор Иванович для передачи ощущения любви, которая очень похожа на пожар. Представьте себе картину – влюбленный поэт с горящим сердцем наблюдает из холодного сумрака тенистого сада за полыхающим пламенем, сжигающим все на своем пути по ту сторону реки. Два огня – в груди и на воле, но как не похожи их качества – один превращает в пепел, а второй помогает из него возродиться.
Текст
Пламя рдеет, пламя пышет,Искры брызжут и летят,А на них прохладой дышитИз-за речки темный сад.Сумрак тут, там жар и крики,Я брожу как бы во сне, –Лишь одно я живо чую:Ты со мной и вся во мне.
Треск за треском, дым за дымом,Трубы голые торчат,А в покое нерушимомЛистья веют и шуршат.Я, дыханьем их обвеян,Страстный говор твой люблю…Слава богу, я с тобою,А с тобой мне – как в раю.
10 июля 1855 года.
Произведение «Пламя рдеет, пламя пышет» написано Федором Тютчевым летом 1855 года и посвящено любви к Елене Денисьевой, что показано на фоне разгула стихии пожара. Стих не был опубликован при жизни поэта, но стихотворение сохранилось и увидело свет в посмертном издании.
Образы
Важную роль в произведении играет образ дня – автор наделяет его божественностью, он будто создан из золота, волей богов. Он привносит в жизнь гармоничный настрой и исцеляет, тем самым являясь как для бога, так и для человека, другом.
Образ же ночи является противоположным – наступая, она снимает благодатный покров с мира и приносит с собой бездну, полнящуюся страхами и ужасами, которая темна и сумрачна. Ночь заполняет мир ужасом, стирая грань между человеком и неопознанным. Именно поэтому, по мнению автора, мы и боимся ночи.
Герой стихотворения раздумывает о сущности дня и ночи, показывая нам человека слабым и крошечным на фоне величественного мира. А размер окружающей бездны пугает человека тем, что под ее покровом он становится слаб, и не устоит ни перед чем.
Но на помощь беспомощным людям приходят боги, ниспослав на Землю день, когда люди не боятся – потому что пропадает видимость угрозы, что показывает нам правильность и разумность порядка вещей и о добродушии богов.
Краткий анализ строф
Начинается стихотворение с описания физического огня, который пышет пламенем и рдеет по ту сторону реки, озаряя окрестности снопами искр.
Лирический герой наблюдает за игрой пламени из тенистого сада, чем сумрак прямая противоположность жару огня. Однако герой чувствует только один огонь – это зарево любви в своей души, оно для есть Альфа и Омега, начало и конец, нить, связующая тело и душу.
Во второй строфе-октаве продолжается описание физического огня, оставляющего после себя только голые обожженные трубы, и пламени в сердце, поддерживающего жизнь.
Стихотворение показывает огонь чувств в груди человека, по сравнению с которым пылающий дом выглядит прохладной игрушкой, ведь в первом случае горит влюбленное сердце, во втором сгорает и превращается в прах мертвое дерево.
Красивое стихотворение великого русского поэта, который в нём воспевает чувства к любимой девушке, к Елене Денисьевой, ставшей на всю жизнь его музой.
«Ещё шумел весёлый день…», анализ стихотворени Тютчева
В 1851 году в журнале «Москвитянин» было опубликовано стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Ещё шумел весёлый день». Долгое время (почти 22 года!) его незаконченная рукопись лежала без внимания в бумагах поэта. И лишь в середине 19 века была решена издательская судьба стихотворения. Поэт скромно подписал его: Т-въ. Но читатели и критики сразу узнали талантливую руку Тютчева. По мнению Тынянова, это одно из тютчевских стихов «на случай».
Однозначную тему стихотворения определить достаточно сложно, так как в строчках переплетаются многие мотивы:
- неизбежной смены дня и ночи, шума и тишины;
- наполнения сердца жизненной энергией и умиротворённым одиночеством;
- духовной связи природы и человека;
- столкновения реального и таинственного.
Весь сюжет стихотворения тщательно уложен в три ряда: день — вечер — ночь. День у Тютчева по-весеннему весёлый, светлый, шумный, многозвучный и свежий. Вечер у него приходит с потемневшими облаками и физической усталостью после «дел насущных». Ночь — главная «царица» поэтического повествования. Именно к ней стремится герой, именно она приносит ему беспокойство, именно в ней он ищет ответы на трудные вопросы бытия. Смена суток, по Тютчеву, не только природное течение жизни, это ещё и течение мысли и дел человека.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ударный и безударный слоги образуют один стоп. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки. Значит, это перекрёстная форма рифмовки. Женская рифма сменяет мужскую.
В «Ещё шумел весёлый день» тропов так много, что хочется их все расставить по полочкам. Тропы придают стихотворению яркое и образное звучание, красоту и очарование:
- эпитеты: весёлый день, благодатная жизнь, невнятный (стозвучный, шумный) строй, весенняя нега, полусонное мерцанье, невольное забвенье, бледное светило, пышно-золотой день, незримый гений, миротворный гений;
- метафоры: царство теней, звуки жизни;
- олицетворения: день шумел, улица блистала, тень пролетала, шум и гам затих, молчанье воцарилося, ходили мерцанье (тени), глядело (сторожило) светило, глядело украдкою, гений увлёк.
Образ лирического героя противоречив и интересен. Он соткан из личных переживаний самого поэта и его наблюдением за другими людьми. Лирический герой не равнодушен к жизни, он чувствуют её дневные хлопоты и её ночные уловки. Для него жизнь — это и радость, и тревога одновременно. Можно в герое найти нерешительность и даже массу сомнений. Ему многое кажется, и от этого он чувствует себя неуютно в ночной тишине. Кстати, за год до опубликования «Ещё шумел весёлый день» Тютчев встретил свою самую большую любовь в жизни — Елену Денисьеву. Многое в их отношениях было неясным. В строчках стихотворения эти неясность и неопределённость есть. Внимательный читатель это заметит.
Жанр стихотворения — элегия. Мы видим философское раздумье над непростым течением жизни, проникнутое грустью и растерянностью.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
- «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
- «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
- «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
- «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
- «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
- «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
- «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
- «Листья», анализ стихотворения Тютчева
- «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
- «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
- «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
- «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
По произведению: «Ещё шумел весёлый день…»
По писателю: Тютчев Федор Иванович
Основная идея
Главная мысль произведения «День и ночь» — это наличие у всего живого в мире, как и у самого мира, положительных и отрицательных сторон, которые находятся в определенном балансе, создавая гармонию жизни и размеренность.
День – это положительные стороны человеческой души, а ночь – негативные. По этой причине люди боятся ночи – потому что она показывает то, что нежелательно и скрывалось. Однако она показывает и истину, но о которой не хотят знать.
Есть и второе толкование смысловой нагрузки произведения – в этом случае ночь представляет собой таинства мира, которые человек не знает и о которых не узнает. А день – это проявление доброты от богов, потому что именно они знают, что человек больше всего боится того, чего не знает.
Жанр, композиция, рифма и тропы
Стихотворение написано в смешении жанров интимной и пейзажной лирики, имеет двухчастную композицию и перекрестную рифмовку (пышет – летят – дышит – сад), где большинство рифм закрытые.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (темный сад, страстный говор).
- Олицетворение (трубы голые, дышит сад).
- Инверсии (пламя пышет, пламя рдеет, искры брызжут, покой нерушимый, листья веют).
Денисьевой поэт Тютчев посвятил много стихотворений, одно из самых ярких «Последняя любовь», само название которого говорит о любви больше, чем иная толстая, но водянистая по смыслу книга. Советуем прочитать его.
Любовь на фоне пожара
По сюжету произведения лирический герой наблюдает из тенистого сада за пожаром на другой стороны реки, горя пламенем любви в своей груди. Лирический герой – это Тютчев, его избранница Денисьева, а место происходящего – это дача на Черной речке, которую поэт и дипломат снимал для своей Елены.
Очень символичные образы использует Федор Иванович для передачи ощущения любви, которая очень похожа на пожар. Представьте себе картину – влюбленный поэт с горящим сердцем наблюдает из холодного сумрака тенистого сада за полыхающим пламенем, сжигающим все на своем пути по ту сторону реки. Два огня – в груди и на воле, но как не похожи их качества – один превращает в пепел, а второй помогает из него возродиться.
Темы и настроение
Другая тема – цикличность бытия, которое живет по строгому закону смены дня и ночи, тоски и радости, обретения и потери. Такова закономерность всякой жизни на Земле, и стоит жить в такт с нею, чтобы обрести гармонию с природой, космосом и своим сознанием.
Настроение стихотворения умиротворяющее и спокойное, чему способствуют и стихотворный размер произведения, и тропы, и образы, наделенные плавными и легкими чертами.
Тютчев так ярко смог показать приходящую весну и радость, которую она приносит, что кажется, будто сама растворяешься в стихотворении, видишь все картины, в нем описанные, наяву.
Основным образом произведения является сама весна, которая предстает перед нами в облике бессмертной, бестелесной, но прекрасной богини. Они равнодушна ко всем горестям человека, но несет в себе оживление для природы, для людей, для всего вокруг. Никто не может остаться равнодушным, устоять перед дыханием божества.
Поэт рассуждает о том, что весну не заботит прошлое и будущее, она живет только в настоящем.
«Была ль другая перед нею —
О том не ведает она:
По небу много облак бродит,
Но эти облака — ея;
Она ни следу не находит
«Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
«Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь —
И к жизни божеско-всемирной
Обычно, если в стихотворении присутствуют и мужская и женская рифма, поэт хочет показать какое-либо противостояние. Вот и в этом произведении Тютчева показываются бессмертная весна и ранимые, обессиленные люди, погрязшие во лжи и невзгодах своего мирка, не видя настоящей красоты жизни.
Это стихотворение произвело на меня неизгладимое впечатление, заставило задуматься над многими вещами. Поэт смог передать всю красоту весны, каждая строчка будто дышит этим временем года.
Произведение вызывает довольно противоречивые эмоции. Ты чувствуешь и грусть за людей, и радость от ощущения новых красок в жизни, и какое-то странное умиротворение, будто богиня-весна оставила в твоей душе частичку своего спокойствия и теплой, ровной любви к миру.
Композиция
Разбор стихотворения немыслим без характеристики композиции.
- Первая строфа – это описание летнего заката, постепенно затухающий пламенный жар которого смывается прохладной морской водой с утомлённой за ещё не до конца прошедший знойный день земли.
- Вторая строфа – рассказ об отягощённом и не знающем покоя небе, накопившуюся усталость которого хотя бы в ночное время стараются снять влажные звёзды.
- В третьей строфе говорится о воздухе, находящемся и текущем подобно реке между разгорячённой землёй и остывающим небом, дарящим желанную свежесть всему вокруг. Именно в третьей строфе можно найти открытую отсылку к человеческим ощущениям – нам тоже начинает дышаться вольнее с наступлением вечера, а затем и ночи, когда застоявшийся воздух наконец-то приходит в движение.
- В заключительной четвёртой строфе перед читателем предстаёт в образе девы сама природа, умиротворённо спустившая обнажённые ноги в воду перед подступающим ночным покоем.
*** Пламя рдеет, пламя пышет
<< «Последняя любовь» О как на склоне наших лет Нежней мы любим и
*** Утихла биза…Легче дышит Лазурный сонм женевских вод- И лодка вновь >>
*** Пламя рдеет, пламя пышет. Искры брызжут и летят, А них прохладой дышит Из-за речки темный сад. Сумрак тут, там жар и крики, Я брожу как бы во сне,- Лишь одно я живо чую: Ты со мной и вся во мне. Треск за треском, дым за дымом, Трубы голые торчат, А в покое нерушимом Листья веют и шуршат. Я дыханьем их обвеян, Страстный говор твой ловлю. Слава богу, я с тобою, А с тобой мне — как в раю. 10 июля 1855.
Слайд 40 из презентации «Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873).ppt» можно в zip-архиве размером 4313 КБ.
Похожие презентации
краткое содержание других презентаций на тему слайда
«Темы лирики Тютчева» — Стихотворение Ф.И.Тютчева «К.Б.» (Я встретил вас — и всё былое…). Любовная лирика – не частая гостья в творчестве Тютчева. Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метёт? Стихотворение Ф.И.Тютчева «Ещё земли печален вид». Первая половина 1851. Пейзажная лирика Тютчева. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
«Тютчев стихи» — Статья С.И.Аксакова Статья Вл.Соловьева Статья Д.И.Писарева. Душа моя Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою? Любовная лирика. О смертной мысли водомет, О водомет ___?______! Многовековый дуб мою живую душу Корнями обовьет, печален и суров. Лишь далеко на океане-море, Прогулка У животных нет названья.
«Анализ пейзажной лирики Тютчева» — День и ночь. Тютчев – тайновидец природы. Вехи поэтической биографии. Фоника стихотворения. Образный параллелизм. Тютчев — самый натурфилософский из всех русских поэтов. Пафос стихотворения. Человек проходит, природа остается. Усадьба Тютчева. Стихотворение. Жизнь человеческая. Философская подоснова.
«Мотивы лирики Тютчева» — Погружение. Вызов интереса. Ф.И. Тютчев: философские мотивы лирики. Выступления. Реализация. Душа. Ключевые фрагменты текста. Мифотворчество. День и ночь. Стихотворение. Осмысление. Творческое воображение. Эвристическая беседа. Океан. Сад темнозеленый. Мировидение поэта.
«Тютчев и Денисьева» — Общественное гонение. «Денисьевский» цикл. Елена Денисьева. Тютчев и Денисьева. Поэт-переводчик. Фёдор Иванович Тютчев. Сближение Тютчева с Денисьевой. Е.И. Денисьева с дочерью Еленой. Анна Дмитриевна. Любовная лирика Тютчева. Прощальный свет.
«Урок по творчеству Тютчева» — А) в 1876 Б) в 1800 С) в 1901 Д) в 1819. Урок литературы по теме: «Творчество Ф.И.Тютчева». Попробуй еще раз. Начало лирического творчества. Где и когда родился великий русский поэт? Материал к уроку по творчеству Ф.И.Тютчева в 9 классе. Перейти к следующему вопросу. А) « Умом Россию не понять. » Б) « Я встретил вас — и все былое. » С) «Славянам».
32 презентации о Тютчеве