Анализ стихотворения пастернак март

Анализ стихотворения пастернака март

Анализ стихотворения Пастернака «Март»

Пейзажная лирика Бориса Пастернака имеет ряд отличительных особенностей. Она носит но просто описательный характер, но и содержит в себе философские размышления. Исключения составляют лишь те произведения, которые поэт вынужден был создавать на заказ, выполняя требования партии о привнесении в культуру элемента доступности и простоты для восприятия. К таким заказным произведениям относится и стихотворение «Март», не лишенное, впрочем, иронии. Являясь коренным москвичом, Борис Пастернак сумел тонко передать сельский быт, но при этом вложил в произведение и тайный смысл, показав, что сельские люди готовы радоваться даже малому, в то время как для горожан мартовский пейзаж, изображенный автором, кажется диким и вульгарным.

Это стихотворение было написано в 1947 году, когда Советский Союз еще восстанавливался после военной разрухи. Тем не менее, жизнь города и села существенно разнилась. В московских магазинах уже отменили продуктовые карточки, начали работу театры и рестораны. А в российской глубинки люди по-прежнему работали за трудодни, радуясь, если к концу уборочной страды на семью колхоз выдавал хотя бы мешок зерна.
В том стихотворении поэт попытался взглянуть на мир глазами простого сельского труженика, которому нет никакого дела до красот природы. Март у него ассоциируется с солнцем, которое «греет до седьмого пота» и напоминает дюжую скотницу, у которой невпроворот работы. Действительно, если наступление весны городские жители воспринимают с радостью и надеждой на новую жизнь, то у крестьян в этот период каждый день – на все золота. Ведь от того, как поработаешь весной, зависит будущий урожай. К тому же, необходимо выполнять план по заготовкам мяса и молока, грабительский и непосильный. Поэтому с самого утра «дымится жизнь в хлеву коровьем, и здоровьем пышут зубья вил».

Март сквозь призму мировосприятия сельского жителя – это голуби, который возле конюшен и коровников «в снегу клюют овес». При этом аромат набухающих почек на деревьях и подснежников отходит на второй план, так как везде «пахнет свежим воздухом навоз». Подобная сельская романтика навевает далеко не самые оптимистичные мысли, так как поэт понимает – в эту пору крестьянам нет никакого дела до красот природы. Их жизнь подчиняется совершенно иным законам, которые трудно понять и принять горожанам. В итоге самая светлая и восхитительная пора года проходит для них под знаком каторжного труда во имя мифических идеалов.

Борис ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Ключевые мотивы: природа и весна

Природа – один из ключевых мотивов стихотворения «Март» Б.Л. Пастернака. Поэт описывает природу весеннего месяца, цветущую жизнь и возобновление круговорота природы. Символичность природы в стихотворении показывает связь человечества с природой и весь мир, а также ее роль в продолжении жизни.

Весна – еще один ключевой мотив поэмы. Весна – символ восстановления жизни и возобновления силы. Это время, когда зарождаются новые надежды и переживания, и когда наступает период продуктивного развития человеческого духа. Весна для поэта – это время возрождения, когда человек осознает свою связь с природой и получает новые возможности для творческих начинаний.

  • В стихотворении «Март» Б.Л. Пастернака природа и весна рассматриваются как ключевые мотивы.
  • Поэт описывает цветущую природу весеннего месяца и символизирует ее связь с продолжением жизни.
  • Весна в стихотворении – символ возрождения и новых возможностей для творческих начинаний.

Образы и символы

Стихотворение «Март» является описанием природы, поэтому оно наполнено именно природными образами и пейзажными зарисовками. Самые яркие из них:

  1. Символ и образ оврага. Овраг, как что-то расположенное ниже общего уровня земли, становится настоящим символом жизни. В нем бушуют звуки, он буквально одурел, как выражается сам автор.
  2. Образ скотницы. Дюжая скотница из стихотворения соотносится с весной. Это время года так же трудолюбиво, так же заботливо. От весны зависит то, как будет развиваться жизнь в другие месяцы после марта. Именно в нее начинается обновление.
  3. Образ хлева. Хлев, описанный автором, становится таким же источником жизни, как и овраг. Он противопоставляется холоду и синеве веток своим теплом и здоровьем. Именно в хлеву появляется навоз, который может оживить мир вокруг.

Средства выразительности

Для того, чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.
  • Метафоры– “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
  • Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

В нем также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “черная” и в то же время в мире человека также есть кое-что черное – это “чернила”.

Немного об особенностях творчества

Анализ Пастернака лучше начать со знакомства с особенностями творчества этого писателя. Становление его литературной деятельности пришлось на непростые годы для страны. В ту пору многие творческие личности предавались философским размышлениям.

Не мог оставаться в стороне от философских споров и Борис Пастернак. Поэт хотел понять предназначение поэзии, определить, какое место она занимает в жизнях людей. В анализе «Определения поэзии» Пастернака стоит отметить, что автор описывает свои размышления при помощи возвышенных фраз. было написано в 1917 году, оно имеет философское направление.

Идея

Основная мысль стихотворения – счастье его автора. Смысл произведения становится ясен, когда во время прочтения возникает чувство, что ничто не может помешать ему творить. Он совершенно свободен, только лёгкий ветерок, дождь, гроза и пух одуванчиков немного отвлекают его от творчества. Но это небольшое отвлечение приятно и совсем не раздражает. Писатель по молчаливому согласию и доброй воле «сдал» весь дом настырному летнему месяцу и с удовольствием наблюдает за тем, как текут прекрасные июльские деньки.

Стихотворение учит читателя замечать красоту природы и уметь воздавать ей должное. Это умение является залогом его душевной гармонии и созидательной силы.

Ритм и рифма в стихотворении «Март» Б.Л. Пастернака

В стихотворении «Март» Б.Л. Пастернака можно выделить особенности ритма и рифмы, которые помогают передать настроение мартовских дней.

Строфы стихотворения имеют разную длину, что создает разнообразие в структуре стихотворения. Ритм стихотворения является вальсовым, что отражает непостоянство и переменчивость марта. В стихотворении используется широкое разнообразие ритмических приемов, таких как повторение слов и звуков, ассонансы и аллитерации.

Рифма также меняется в каждой строфе. Она является сквозной и служит своеобразным связующим звеном между строфами. В стихотворении можно выделить такие рифмы как окончания на «у», «о», «е» и «и».

Ритм и рифма в стихотворении «Март» Б.Л. Пастернака создают особенную мелодику, которая помогает передать настроение марта и его переменчивость. Ритмические приемы, использованные поэтом, делают стихотворение живым и ярким воспоминанием о весне.

Осыпающиеся цветы как символ уходящей жизни

Строчки Б.Л. Пастернака «Март» словно оживляют умирающую природу, но в то же время символизируют ее уход. Осыпающиеся цветы на деревьях и земле — один из главных мотивов произведения, который переводится как уходящая жизнь.

Символические значение цветов в «Марте»:

  1. Белые ампелы на распустившихся ветвях, которые уже почти опали, представляют бессмысленность и проходящую жизнь.
  2. Красные ампелы на фоне снега наряду с белыми цветами символизируют кровь и жизнь, рождающую смерть и уход.
  3. Селезневые листья на земле являются символом опавшей жизни, которая уже не может быть восстановлена.

Пастернак в своем произведении настойчиво указывает на необходимость принять и смириться со смертью и уходом. Взгляд на окружающую природу подчеркивает естественность и единство всех жизненных циклов великого мира.

«Младенец в брюхе тихо,Червь в земле мертвецкий спит,Кристаллы грудных зубцов лихоПриподнимаются и падут…А небо сладко весь Чекан!Так льет на вас он золотистый нектар,Небесный дивный туман.»(Б.Л. Пастернак «Март»)

Таким образом, использование символической осыпающейся природы, помогает Пастернаку обратиться к вечным мотивам жизни и смерти. Это напоминает о необходимости ценить и уважать жизнь, прекрасное естества и природу. Пусть жизнь и уходят, но жаждать к новому зарождению — вот задача практически каждого человека.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Пастернака «Определение поэзии» нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт для написания произведения. Борис Леонидович не скупился на художественные средства выразительности, чтобы его творение получилось звучным и поэтичным.

Он прибегнул к излюбленному приему символистов — аллитерации. В одних строках происходит нарастание раскатистого звука «Р», в других же происходит создание звукового эффекта за счет шипящих и свистящих согласных. Еще мелодичности словам придают олицетворения и сравнения. Борис Леонидович использовал и анафору: в произведении несколько раз повторяется слово «это». Данный прием придает дополнительную выразительность образам.

В этом стихотворении Пастернак отдает предпочтение коротким и безличным предложениям

Это подчеркивает его мнение о том, что в поэзии важно быть лаконичным и емким. Также таким синтаксисом он подчеркнул некую стихийность непредсказуемость поэзии: ведь поэт не знает, какое стихотворение у него в итоге получится

Отличается данное творение и вычурными метафорами, которые делают стихотворение намного выразительнее.

Стихотворение Бориса Пастернака оказалось достаточно сложным для восприятия. Но в его строках чувствуется особое очарование, простота. От них словно веет поэтическим волшебством. Образы, описанные в этих строках, отличаются точностью формулировок. Сложный поэтический язык был свойственен символизму, который был доминирующим литературным направлением в 20 веке. Символизм оказал большое влияние на творчество поэта.

Это был анализ стиха Пастернака «Определение поэзии».

Он не называет по имени ни женщину, ни детей (своих или чужих – не важно). Герой совершенно выпал из реальной истории, он оторван от мира, даже не знает, какое нынче тысячелетие

Его страх перед реальностью передаётся в образах того, как он от мира заслоняется: надевает кашне, заслоняется ладонью, кричит через фортку. Просторечные формы (фортка, проторить, невдомёк, глянет) подчёркивают обычность поэта в быту.

Мир грёз позволяет герою также путешествовать в ущельях Кавказа, в закрытых и охраняемых помещениях для изготовления и хранения оружия.

В последнем стихе лирический герой сравнивает истинную жизнь творца с дрожью Лермонтова , с погружением губ в вермут. Таким образом, в последних двух строчках происходит синтез мира внешнего по отношению к лирическому герою (губы в вермуте) и внутреннего (дрожь Лермонтова). Этому поэту Пастернак посвятил книгу «Сестра моя, жизнь».

Весны в мире и сердце

Весна расцветает в 1947 году и в подмосковном мире, и в сердце Пастернака. Это позволят нарисовать практически реалистичную картину буйства весенней природы, уже с первых строк стиха видна её сила и неистовство.

Все кругом оживает, перерождается, дело в руках спорится, ведь впереди благодарная пора цветения, словно символ нового расцвета жизни.

Снег ещё держится по оврагам, но он болен малокровием, он умирает, распадаясь на атомы воды и уходя в почву, как пища для новой жизни.

Март – это время, когда весна уже приходит и она неотвратима, но и зама ещё скребется кошкой у двери, только её попискивание с каждым днем все тише. Прорисовка умирающей зимы – это как символ прошлой жизни Пастернака с рухнувшими надеждами и с неуемной до гробовой доски болью за первую любовь и первый отказ (Ида Высоцкая). Но пришла весна, появилась Ининская и сейчас время для марта, время для цветения природы и души.

В концовке стихотворения автор призывает по весне открывать настежь все двери, даже коровник и конюшня хотят вдохнуть мартовского воздуха и проснуться от зимней спячки. В это время даже навоз пахнет свежим воздухом, ибо скоро ему уходить в землю и становиться пищей для нового урожая, новых цветов и трав.

Анализ стихотворения Пастернака “Март

Солнце греет до седьмого пота, И бушует, одурев, овраг. Как у дюжей скотницы работа, Дело у весны кипит в руках. Чахнет снег и болен малокровьем В веточках бессильно синих жил. Но дымится жизнь в хлеву коровьем, И здоровьем пышут зубья вил. Эти ночи, эти дни и ночи!

Дробь капелей к середине дня, Кровельных сосулек худосочье, Настежь всё, конюшня и коровник. Голуби в снегу клюют овес, И всего живитель и виновник — Пахнет свежим воздухом навоз. Стихотворение появилось на свет в 1947 году, вторую послевоенную весну. Это жизнерадостное стихотворение создано в период обострения критики советской властью творчества поэта. По жанру — пейзажная лирика, зарисовка с натуры, по размеру — пятистопный хорей с перекрестной рифмой, 4 строфы.

Композиция едина: отступление зимы, как и весенние заботы, упомянуты и в первой строфе, и в последней. Лирический герой — сам автор. Поэт сумел опоэтизировать самые простые, а то и низкие, вещи: незатейливые хозяйственные хлопоты, да даже навоз. Он обо всем написал с любовью и доброй улыбкой. Картинки природы, быта народной жизни даны сочной кистью, полны экспрессии и немного грубоватой силы. В первой строке фразеологизм: до седьмого пота именно так жарит солнце. Овраг поэт увидел одуревшим эпитет.

Есть яркое сравнение: как у дюжей скотницы. Поэт восклицает: эти ночи, эти дни и ночи! Повтор слов здесь выражает полноту чувств поэта, наблюдающего атаку марта на исчезающие следы прошедшей зимы. Среди действующих лиц за кадром — коровы и лошади коровник и конюшня , зато голуби уже вовсю клюют овес.

Прием инверсии усиливает динамизм происходящего: чахнет снег, пахнет навоз. С той же целью употребляются уменьшительные суффиксы: сосулек, ручейков. Ассонанс: кровельных сосулек худосочье, ручейков бессонных болтовня. Обилие олицетворений: дело у весны кипит в руках, здоровьем пышут зубья вил, чахнет снег и болен малокровьем, ручейков болтовня. Вообще, сравнение уходящей зимы с больным человеком традиционно для мировой поэзии.

Парадоксальным выглядит сравнение запаха навоза со свежестью воздуха. Пастернака — образец жизнеутверждающей лирики поэта. Простые радости жизни, картины мирного труда после тягот военной поры переполняют этот короткий весенний гимн.

Творческая работа

Краткий анализ стихотворения Пастернака «Февраль» потребуется для написания тематического школьного сочинения. В работе над ним одиннадцатиклассники могут использовать изученную информацию и выразить свое отношение к произведению.

Классик Борис Пастернак внес уникальный вклад в литературу. Его произведения наполнены глубоким смыслом, музыкальны и лиричны. Спустя годы они остаются актуальными, поскольку автор высказывал мысли о единстве людей и природы, размышлял о гармонии мира.

Стихотворение «Февраль» знакомит читателей с лирическим героем, который ожидает прихода весны. Автора окружают серость и слякоть последнего месяца зимы. Мыслями он устремлен в будущее, представляет себе грачей и звуки пасхального благовеста. Свое эмоциональное состояние он не держит в секрете. Ему хочется громко расплакаться, закричать.

Образы, создаваемые с помощью ярких слов и их сочетаний, позволяют представить картину, которую хотел изобразить Пастернак. Читатель переносится в мрачный февральский день, наблюдает за черной слякотью, представляет напоминающих обугленные груши птиц. Антитеза, использованная поэтом, помогает воспринимать образы, изложенные в виде рифмы.

Авторская работа написана в классическом размере, но можно заметить неточные рифмы, надрывные интонации. Множество ярких образов не позволяет проследить определенную закономерность. Читателю может показаться, что слова для стихотворения подобраны случайно, поэтому неизвестно, как они объединились в правильный поток творческих мыслей. В этом и заключается талант поэта.

Знакомство со стихотворением помогает лучше узнать творчество Бориса Пастернака, побуждает к дальнейшему изучению его биографии и литературных работ. Живописный стиль и образность произведений не оставляют читателей равнодушными.

Литературный разбор

Анализ показывает, что стих написан в жанре пейзажной лирики пятистопным хореем и имеет четыре катрена с перекрестной рифмовкой (пота – овраг – работа – руках). Рифмы открытые и закрытые.

Из троп выделим:

  1. Метафоры (жизнь дымится, чахнет снег и болен малокровьем, кровельных сосулек худосочье).
  2. Фразеологизм (до седьмого пота).
  3. Сравнение (как у скотницы работа дело кипит).
  4. Олицетворение (овраг бушует).
  5. Эпитеты (дюжая скотница, синие жилы, кровельные сосульки, бессонные ручейки).

Также отметим риторическое восклицание:

Ещё один гимн весне мы видим в стихотворении «Сирень», которое написано на 20 лет ранее (1927 год) и имеет главного весеннего героя – сиреневый куст.

Анализ стихотворения Пастернака «Март»

Взаимопроникновение двух миров — мира человеческой души и мира природы пронизывает все поэтическое наследие Б. Л. Пастернака. Стихотворение «Март» из сборника «Стихотворения Юрия Живаго» — яркий тому пример.

Динамика и экспрессия лирической мысли захватывают с первой строчки. Пастернак берет мир в его контрастной повседневной совокупности и через простые и, казалось бы, обыденные слова, плетет вереницу метафор. поражающих оглушительной образностью.

Март, в изображении поэта, — концентрация неукротимых сил самой жизни, стремительно рвущейся к свободе.

Освобождение природы от зимних оков мыслится поэтом как сложная работа. Именно поэтому метафорой марта становится полная здоровья и кипучей энергии скотница, а отголосок зимы, чахлый снег, похож на умирающего от тяжелой болезни.

Чахнет снег и болен малокровьем

Многоплановость и сложность ассоциативных рядов показывает стремление лирического героя вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир:

Эти ночи! Эти дни и ночи!

Читатели привыкли к тому, что понимают через пейзажные зарисовки чувства лирического героя. Пастернак же через изображение человеческих эмоций, стремлений, даже через облик людской рисует пейзаж. Его природа настолько очеловечена, что кажется неотделимой от субъекта. Это достигается с помощью излюбленного приема поэта — олицетворения.

И бушует, одурев, овраг

Чахнет снег и болен малокровьем.

Пьянящая радость бытия разлита в воздухе, пронизанном новым ощущением весны.

И всего живитель и виновник,- Пахнет свежим воздухом навоз.

Это глубоко личное ощущение, расширяясь, захватывает и читателя.

Написанное единой строфой, стихотворение не выглядит неприступным монолитом, потому что каждый образ зрим и осязаем, бесконечен в своей глубине. Простые и понятные каждому явления весны:

Ручейков бессонных болтовня

Голуби в снегу клюют овес!

— соединяются в калейдоскоп пастернаковского пространства, и все привычные представления начинают разрушаться.

Картину первого весеннего месяца помогает нарисовать сложный синтаксис. Поэзия Б. Л. Пастернака в этом отношении необычайно сложна, но именно это делает ее настолько пронзительной, неуемной, что оглушительная образность даже приводит в замешательство.

Сложные, конструктивные ряды образов, созданных с помощью инверсии. на самом деле не усложняют поэтический мир, а, скорее наоборот, пытаются проинтегрировать гармонию природы, соотнести ее с эмоциями лирического героя.

И всего живитель и виновник,- Пахнет свежим воздухом навоз.

Обычные слова и словосочетания, получившие необычные места, создают емкий образ, передающий связь внутреннего состояния и внешнего.

Стихотворение «Март» написано пятистопным хореем. чей ритм созвучен с «дробью капелей в середине дня». Весна звучащая создается здесь и с помощью ассонансов :

Кровельных сосулек худосочье Ручейков бессонных болтовня.

Перекрестная рифма подхлестывает весеннее торжество.

Б. Л. Пастернак решительно отделяется от традиции простого живописного пейзажа, и стихотворение «Март» — еще одно тому подтверждение.

Отражение эмоций в поэме

В стихотворении «Март» Б.Л. Пастернака ярко отражены его эмоции и настроение. Он использовал сильные символы и мотивы, чтобы передать свой внутренний мир и чувства.

  • Первый мотив, используемый поэтом — это пробуждение природы, что передает его радость и восторг. Он описывает прозрачные дни и ручейки, начинающие таять под солнцем. Это говорит о его надеждах на то, что наступило время перемен к лучшему.
  • Второй мотив — зима, которая является символом грусти и уныния. Пастернак описывает зиму как умирающую и страдающую, чтобы передать свое настроение и эмоции.
  • Третий мотив — это наличие в поэме божественных элементов. Автор говорит о том, что «Быть может, Творец забыл обо мне», и это указывает на его неопределенные чувства к Богу. Он также использует Бога как символ строки, которая поддерживает жизнь и даёт мощь для перемены.

Таким образом, Пастернак использует мощный язык, чтобы передать свои чувства и эмоции читателям. Он объединяет пробуждение природы, зиму и божественные элементы, чтобы создать экспрессивный портрет своей внутренней жизни через поэму «Март».

Темы, проблемы, настроение

Данное стихотворение выше мы уже охарактеризовали как пейзажная лирика. Но хочется уточнить, что, как таковой, чистой пейзажной лирики у Пастернака не встречается. Хотя у Бориса Леонидовича множество стихов с названиями, которые сразу предупреждают читателя о предмете повествования, о природе: «Февраль», «Весна», «Зимняя ночь», «Июльская гроза», «Август», «В лесу»…

Природа для поэта – это не отдельное, а часть от чего-то целого, большого, которое нельзя разделить, но можно рассмотреть с разных ракурсов. Любовь, природа, творчество –вот это «целое», вот три неразлучные темы, которые пронизывают все произведения автора. Рассматривая творчество Бориса Леонидовича с данной точки зрения, можно сказать, что стихотворение «Июль» — это размышления поэта о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни с помощью природы.

Проблемой всех произведений автора можно считать проблему восприятия мира. В данном стихотворении она тоже просматривается, поэт воспринимает лето не как «антураж», не как окружающий интерьер, а как отдельную личность, живое существо, которое имеет свой характер, мнение.

Настроение стихотворения «Июль» светлое, забавное, очень оптимистичное, можно сказать, что стихотворение детское, но философское звучание всё же присутствует, добавляя произведению тайны и глубины.

Что такое «поэтика»?

В разных источниках понятие «поэтика» дается несколько различно. Например, Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев в словаре литературоведческих терминов (издательство М. «Просвещение» 1974 год) дают такое понятие «поэтики»: Поэтика — целостная система тех художественных средств (образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи), появление которых обусловлено определенными идейно-тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя.

А С.П. Белокурова в словаре литературоведческих терминов 2005 года (электронная версия) дает такие определения:

Поэтика — 1) Учение о художественной литературе вообще, описание художественной формы произведения, наука о поэтическом творчестве, исследующая приемы стихосложения и средства образной выразительности.

2) Наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых, а также об исторических законах их изменения, о возможных способах художественного воплощения авторского замысла.

3) Целостная система, совокупность художественных средств (композиция, сюжет, язык и стиль и т. д.), проявление которых в произведении обусловлено авторским замыслом или является характерным для того или иного жанра, писателя, направления, национальной литературы.

Как видим, Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев, а вслед за ними и С.П. Белокурова, определяют поэтику как целостную систему художественных средств, обусловленных авторским замыслом и характерных для творчества того или иного писателя. Именно это определение слова «поэтика» мы будем иметь в виду при анализе стихотворения «Февраль…»

История создания

Стихотворение «Март» было написано в 1947 году и, как отмечают исследователи, оно примечательно тем, что отражало состояние автора после кровавых событий Великой Отечественной войны. Это была вторая весна под мирным небом.

В письмах-воспоминаниях Лидии Чуковской можем найти ужасные воспоминания о дне, когда в редакции познакомились со стихотворением Бориса Леонидовича. Оно было показано 28 января, зимой. Пастернак в тот период жизни выглядел ужасно: постаревший, седой, облезший. Чуковская отвечает, что лицо его было одним сплошным ртом, уже не глазами. Выглядел поэт безумным от горя. У него совсем не было денег.

В 1946 году, за год до описываемых событий, начались ожесточенные нападки на Пастернака и его творчество. В 1947 году, в мае, произошло самое горькое событие в жизни писателя – разлад с Константином Симоновым, отказ печатать стихи в журнале «Новый мир». Далее, в 1948 году, двадцатипятитысячный тираж избранных стихотворений писателя будет уничтожен.

В эти же годы Борис Леонидович занимается одним из главных своих произведений – пишет «Доктора Живаго». Несмотря ни на что, он продолжает творческую деятельность.

Главная тема произведения

В анализе «Определения поэзии» Пастернака основное внимание следует уделить основной теме стихотворения. Для того чтобы определить место поэзии, автор прибегает к символизму

Но некоторые созданные им образы показались читателям и критикам довольно сложными, поэтому Пастернаку даже пришлось объяснять их значение.

Но эти несколько вычурные образы только подчеркивают, что именно литературный язык помогает создавать удивительные и прекрасные вещи, которыми так ценна поэзия. При этом, чтобы в стихотворных строках выразить свою мысль, нужно придерживаться лаконичности и емкости слога. Поэт уверен, что только в поэзии можно найти именно те слова, которые помогут раскрыть всю красоту мира.

Также в анализе «Определения поэзии» Пастернака нужно рассказать и об образе Вселенной. Примечательным является то, что поэт пишет это слово с маленькой буквы. Человек является частью окружающего мира, и он неразрывно связан с миром

Все образы созданные Пастернаком отличаются яркостью красок и выразительностью, которые привлекают к строкам большее внимание читателя

Темы, проблемы, настроение

Главная тема стихотворения «Март» – весеннее пробуждение жизни после долгих холодов. Автор искренне радуется природе, видит в ней живительную силу всего сущего. Он искренне восхищается солнцем, хлевом, ручейками тающего снега.

Также в стихотворении звучит тема полноценной радости самому существованию. Автор восхищается не только днями, но еще и ночами, и ничто не способно его расстроить. Даже худосочные ветви деревьев не расстраивают его, а ободряют, вселяют радость и надежду.

Как таковой в стихотворении проблематики нет, так как оно является зарисовкой-описанием природы. Но можно попробовать вычленить тему из того, что противоположно содержанию произведения.

Как нам кажется, основная проблема, которая волнует автора, — равнодушие человека к красоте окружающей его природы и неумение увидеть великолепие в мелочах

Пастернак не зря так много раз акцентирует внимание на живительной силе природы – именно она способна вернуть к жизни еще и человека, который выстраивает новый мир после войны. Таким образом, писатель учит читателя видеть прекрасное в обыкновенном и всегда надеяться на лучшее

Анализ стихотворения «Март» Б.Л. Пастернака: ключевые мотивы и символы

«Март» Б.Л. Пастернака — это стихотворение, которое посвящено наступающей весне и олицетворяет в себе переход от зимняя спокойной тишины к весенней буре и смятению. В произведении встречаются ключевые мотивы и символы, раскрывающие жанрово-символическую загадочность стихотворения.

Один из наиболее ярких ключевых мотивов стихотворения является мотив освобождения, который связан с переходом от зимней спячки к весенней жизни. Это отражается в строках: «Наконец, весеннее нахлынуло / На сердце радость и беспокойство», что символизирует начало новой жизни.

Ключевым символом стихотворения является снег, который представляет собой угасание зимы и наступление весны. Снег является образом чистоты и невинности, и это символизирует возрождение и обновление.

Также в стихотворении присутствует символ бури, который является символом ломки старых порядков и начала новых времен. Это отражается в строках: «Шум, гам! Суета!..» и «Кто смолкает – тот торжествует…», что символизирует конец старого и наступление нового времени.

В целом, стихотворение «Март» Б.Л. Пастернака — это произведение, которое отражает переход от зимней тишины к весенней буре. Это классический образ перехода из одного этапа жизни в другой, который связан с символикой возрождения и обновления, а также с символикой бури и смятения.

«Июль», анализ стихотворения Б.Пастернака

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идеязаключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики(таскающий, растрепа).

У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати», громко разговаривает, «мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» — своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка», «взвивается до потолка»), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух») образами.

«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом, придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одёже — вхожий, невежа — приезжий, привиденье – тени) соседствуют с необычными (растрепа — укропа, роздых – воздух, некстати – кровати), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты(июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей»).

Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: