Анализ стихотворения «листопад» (и.а. бунин)

Сергей есенин - листья падают, листья падают

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. «Листопад» — стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны четырехстопным ямбом. При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы. Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Листопад» — пейзажная лирика. Автор описывает природу в ее мельчайших деталях, передает красочность, настроение и даже звучание. Сложно обозначить конкретное направление, в котором работал Бунин. Можно найти признаки имажинизма: обилие метафор, стремление передать целую картину, будоражащую воображение читателя, создание ярких образов.

Для того чтобы нарисовать целостною картину осеннего леса, писатель использует четырехстопный ямб. Он также переплетает в своем стихотворении строки при помощи всех видов рифмовки: кольцевой, параллельной, перекрестной.

Анализ троп (эпитеты и олицетворения)

Стихотворение написано в четыре авторские строфы в стихотворном размере хорей и имеет перекрестную рифмовку с закрытыми (болот – небосвод) и открытыми (леса – белеса) рифмами.

Их средств выразительности видим:

  1. Эпитеты (старая ольха, озеро белесо, сухие болота).
  2. Олицетворения («ты красива», «женственно глядишься» – по отношению к ольхе).
  3. Метафора (глядишься в воду в полусне).

Первая половина произведения грустна, что и следует ожидать от осени, но во второй части появляются нотки оптимизма, которые просматриваются в ольхе, заснувшей в ожидании весны. Так и человек, порой, уходит в глубокий сон, устав от жизненных драм и просыпается с новыми силами и новыми мечтами.

Если вам по духу бунинская тематика осени, то почитайте стих «Листопад», написанный на 5 лет ранее, в 1900 году. Два этих произведения хорошо дополняют друг друга.

Образы и символы

Ключевым образом стихотворения «Листопад» является образ вдовы Осени. Автор создает его при помощи олицетворения и дополняет за счет сравнения. Благодаря этому у читателя создается ощущение, что он наблюдает за жизнью главной героини, окруженной сменяющейся стихией. Это помогает лучше передать некоторые эмоции и общее настроение строф.

Раз уж есть образ Осени, как главной героини, то вместе с ним возникает и образ осеннего леса в роли терема. Его судьба не менее интересна, чем судьба самой Осени. Сначала он «расписной» и «пестрый», затем – «бледный» и «оцепенелый». Он лишается «крыши», пустеет, разрушается и восстает вновь в виде «чертогов».

Появляются в «Листопаде» мотивы смерти и воскрешения. «Лес… смерть себе пророчит», «зазимок… таять стал, все умертвив» — эти строки показывают увядание леса, его постепенное отмирание. А в строке «Засеребрится мертвый край» отражается обещание скорого перерождения. Осенний лес погиб, а на его останках появляется новый, зимний лес.

Тема

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья». Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял». Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Тема

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес.

В начальных строках стихотворения лирический герой будто «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Лес похож на – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с тихой вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние тёплые деньки, но грусть не сразу проникает в его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес замирает в странном молчании, которое является «предвестником долгого ненастья». Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Всё вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял». Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и всё укроется порошей, украсится серебром. Осень уверена, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Сказочный образ леса

В произведении «Листопад» показаны образы осени и леса, но в то же время читатель может наблюдать смену различных состояний природы. Главные герои показаны не застывшими, а как бы живыми. Поэт очеловечивает и лес, и осень, которую он именует «тихой вдовой». По мнению мастера пера, природа испытывает всё то же, что и люди: боль, тоску, радость, ожидание перемен.

Используя средства выразительности и художественные приёмы, автор показывает, как природа переходит из одного состояния в другое. Параллельно происходят изменения и в душе лирического героя — рассказчика. Чтобы показать цикличность изменений в природе, Иван Алексеевич использует кольцевую композицию. Яркая красота сменяется страданием и увяданием.

Некоторое время природа пребывает в состоянии подготовки к умиранию. Наконец, на смену угрюмой тишине и промозглой сырости приходит новая красота — холодная и величественная, пронизанная серебром и хрусталём.

Чтобы создать живописный образ красочного осеннего леса, автор использует соответствующую лексику, прибегает к эпитетам и сравнениям. Первая часть стихотворения изобилует красками, например:

  • «янтарный отблеск»;
  • «солнечная поляна»;
  • «лиловый терем»;
  • «серебро паутины».

Лес сравнивается с теремом, просветы в листве — с окнами, а поляну автор называет широким двором. Бодрый настрой постепенно сменяется минорным, и этот контраст ещё сильнее подчёркивает сказочную красоту природы.

Содержание третьей части — процесс умирания. Лес неподвижно застыл, как будто предрекая собственную смерть, но это продолжается недолго. Всё живое просто переходит в другое состояние, и жизнь возвращается в «терем», принесённая зимними ветрами.

Анализ стихотворения Сергей Есенин — Листья падают, листья падают

Сергей Александрович Есенин – великий поэт серебряного века русской литературы, в последние годы своей жизни и творчества – представитель литературного направления имажинизма, суть которого состояла в немалом использовании метафор для создания образа. Поздние произведения поэта наполнены философскими мыслями, в каком-то роде депрессивными. Именно под конец своего творчества, в 1925 году поэт пишет стихотворение «Листья падают, листья падают…».

Это произведение, как и другие произведения тех лет, наполнено жизненной усталостью. Лирический герой сожалеет о своей молодости, которую теперь уже не изменить, он подводит итоги прожитым годам. Уже в начале стихотворения присутствует пессимизм, непогода навевает печаль. Главная мысль, протянутая через все строки стихотворения и состоит в том, что, казалось бы, «осень» (конец) жизни поэта ещё не близок, но он уже ощущает его и в это же время переосмысливает жизнь, сожалея. Самым очевидным в произведении является то, что мотив разочарования и необходимость вернуть что-то, что уже прошло, прожить другую юность, которая не принесёт сожалений.

К тому же описание рассвета служит примечательной чертой данного периода творчества. Такие зарисовки отображаются в произведениях, начиная с одна тысяча девятьсот двадцать пятого года, являясь неотъемлемой деталью печального изображения того времени. Вполне возможно, именно в то время Есенин особенно немало пил, проводил бессонные ночи и по утрaм мучился от похмелья и тоски.

Скорее всего, во втором и третье четверостишьях показывается одно из таких утор, когда поэт напился, он мучается от похмелья и «с отягчёнными веками» размышляет «в обосененную тишину», хочет загадать желание, но не уверен, что хочет. В первых строчках четвёртого четверостишья чувствуется то самое сожаление о том, насколько бессмысленно проклинать уже сейчас что-то. Личная жизнь поэта всегда была буйной, скандальной, как и он сам. Есенин говорит о том, что всё же желает увидеть «хорошую девушку» под окном, которая успокоила бы его. И возможно, автор подразумевает в строчках с описанием глаз свою последнюю жену, Софью Толстую, которая была до конца предана поэту, но сам он её по-настоящему никогда не любил. Самое последнее пятистишье подводит к тому, что поэт хочет себе другую, новую юность, о которой он бы не жалел.

При написании стихотворения автор использует четырёхстопный хорей, выбирая мужскую рифму, чтобы наполнить произведение пессимизмом. Как истинный любитель Родины и природы, поэт использует эпитеты: «глазами васильковыми», «в обосененную тишину», «житейскою ношею» и т.д. Также автор использует олицетворения: «стонет ветер», а также метафору: «летающих звёзд».

Жизнь Сергея Есенина оборвалась неожиданно, она была наполнена разгулом, пьянством, девушками, любовью к Родине и, конечно, творчеством. В последние годы жизни поэт немало рефлексировал, его посещали депрессивные мысли, что и отобразилось в его последних произведениях.

Листья падают, листья падают
Сейчас читают:

  • Сочинение Новогодние хлопоты 4 класс

    Новый год всегда был моим самым любимым праздником. Ведь это один из немногих дней, когда за праздничным столом собирается вся семья, в том числе и родственники, приехавшие издалека.

  • Сочинение по картине Васнецова Иван царевич на Сером волке 4 класс

    Картина «Иван-царевич на Сером волке» великолепного живописца Виктора Васнецова украшает Третьяковскую галерею. Художник работал в Киеве, расписывал внутри Владимирский собор, но творческая идея написать необычный сказочный сюжет взяла верх

  • Сочинение по картине Волшебница-зима 3, 4 класс Юона

    Константин Федорович Юон – русский живописец, мастер своего дела. Большинство его картин посвящены родной природе, жизни в деревне. Так в 1912 году он написал картину под названием «Волшебница-зима».

  • Сочинение на тему Нужна ли сатира сегодня 7 класс

    Нужна ли нам сегодня сатира, так едко обличающая пороки общества и наставляющая наш социум в нелёгкие жизненные моменты и в стадиях надлома гражданского общества? Мы с вами очень часто задаёмся подобным вопросом об актуальности этого явления,

  • Сочинение Что значит «идти своей дорогой» (аргумент из литературы)

    Выражение «идти своей дорогой» означает свой путь для каждого отдельно взятого человека, который отвечает духовным потребностям конкретной личности. Это выражается в совершаемых человеком действиях,

  • Сочинение по картине Кудревича Утро весны 5 класс

    Замечательный художник-пейзажист Владимир Николаевич Кудревич родился в белорусской глубинке и с детских лет любил рисовать природу. Она вдохновляла его и дарила мимолетные сюжеты, которые живописец фиксировал и оставил в своих полотнах,

История создания

Произведение «Листопад» было написано в 1900 году. Тогда Ивану Алексеевичу исполнилось 30 лет. Это был ранний период творчества поэта. Бунина мало кто знал, он трудился в провинциальной газете «Орловский вестник». Иван Алексеевич был влюблён в природу и часто ездил на природу, чтобы полюбоваться русскими пейзажами, прекрасными в любое время года.

Природные явления будоражили, навевали романтические чувства, и слова сами складывались в строки. Так появилось произведение, которое изначально поэт назвал «Осенней поэмой». Стихотворение родилось в августе, а уже в сентябре было опубликовано в журнале «Жизнь», который издавался в Санкт-Петербурге. Автор посвятил шедевр М. Горькому.

В 1901 году И. А. Бунин выпустил поэтический сборник «Листопад», и стих вошёл в него под таким же названием. Русский критик Владислав Ходасевич отметил, что сборник стал первой книгой, которой Бунин обязан началу известности. В 1903 году поэт был удостоен Пушкинской премии, и во многом это произошло благодаря произведению об осени.

В «Листопаде» скрыто много особенностей, которые может увидеть только внимательный взгляд, а ощутить в полной мере то, о чём говорится в стихотворении, получится лишь при неторопливом и вдумчивом прочтении.

Основная идея

Стихотворение Бунина – своеобразная ода природе. Писатель помогает читателю увидеть, услышать, прочувствовать то, на что тот просто не обращал внимания. Шорох листка, резвящийся зверек, тепло солнца и пронизывающий холод морозного утра перед наступлением зимы. Статичные картины осени ранней и поздней оживают, смешиваются, одна плавно переходит в другую. Смысл стихотворения «Листопад» — это описание таинственных закономерностей природы: ее цикличности и динамичности. Каждый день в ней происходят тысячи едва уловимых изменений, одно связано с другим, и вместе они обеспечивают плавную смену времен года — сложный жизненный цикл окружающего мира.

Передает автор и настроение природы. Композиция построена так, что оно меняется от строфы к строфе. От радостного начала цикла к стагнации, к отмиранию и зарождению нового светлого этапа. Такова главная мысль стихотворения «Листопад».

Анализ средств выразительности

В произведении много движения, которое показано с помощью глаголов. Поэту удалось передать ощущение динамики, и даже там, где можно было обойтись прилагательными, автор порой использует другие средства:

  • «кружатся листья»;
  • «льёт дождь»;
  • «темнеют»;
  • «синеют»;
  • «блестят»;
  • «играет»;
  • «замирает».

Бунин умело применяет выразительные средства, причём мелодичность достигается не только благодаря словам, но и за счёт ассонанса «о» и «е», аллитерации «с» и «ш». Кроме эпитетов, в стихотворении Бунина «Листопад» содержатся такие приёмы:

  • метафоры;
  • сравнения;
  • антитеза;
  • инверсия.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный образ осеннего леса. Для этого он использует различные контрасты и краски («серебро паутины», «лиловый терем», «светлая, солнечная поляна», «янтарный отблеск листвы»). Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну — с широким двором, а просветы в листве для него — словно оконца.

Анализ стиха Бунина «Листопад» позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ «тихой вдовы», а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Композиция

Стихотворение «Листопад» состоит из семи длинных строф, которые начинаются с появления Осени и заканчиваются ее уходом из лесного «терема».

  1. Первые две строфы передают радостное настроение, связанное с теплой ранней осенью. Листья уже пестреют разными красками, но еще не опадают, небо пока не закрыто серыми тучами.
  2. Третья строфа становится переходной. Уходят «последние мгновенья счастья», веселое настроение предыдущих строф сменяется на тревожное. Завораживающее «мертвое молчанье», в котором можно было расслышать шелест листка, сменяется «пустынной тишиной ночной», от которой Осени становится жутко.
  3. Четвертая строфа сохраняет зародившуюся ранее пугающе-завораживающую атмосферу. Лес неподвижен и красив, как бездушная статуя, однако солнечный свет его покинул. Теперь он погружен в холодное сияние луны.
  4. Пятая строфа как бы подтверждает, что обратного пути нет. Происходит буйство стихий, прорываются мгла, дождь и порывистый ветер. От спокойной картины предыдущих строф не остается и следа: все движется, все меняется. В конце появляется «зазимок», показывая, что пора Осени уже скоро пройдет.
  5. Шестая строфа показывает последние дни Осени в ее «тереме». Все сковано холодом, зима уже подбирается к порогу. Настроение жалобно-тоскливое, хочется сбежать из безжизненного, пустого пространства, в которое превратился лес.
  6. Последняя строфа начинается с прощания Осени с ее домом, а продолжается описанием грядущих дней. Настроение вновь меняется на радостное, как в самом начале стихотворения, только краски уже другие. Описываются все прелести серебряной зимы. Прежний «терем» рушится и сменяется «ледяными чертогами». Осенний цикл завершается и начинается зимний.

Роль времени и пространства

В стихотворении «Листопад» значимая роль отведена пространству и времени. Сначала место действия ограничено поляной, а временные границы обозначены как «сегодня». Читатель вместе с автором наблюдает за всем, что происходит в этот день: квохчет дрозд, летает последний мотылёк, солнце посылает прощальные тёплые лучи.

Ближе к середине стихотворения поэт показывает, как меняется природа с течением дней. Пространство расширяется, теперь описание охватывает не только поляну, но и весь лес, а также небо. Дни сменяются ночами, по-своему прекрасными и немного мрачными, и далее лирический герой говорит, что сентябрь «листвой усыпал» вход в терем, который теперь стоит без призора. В завершающей части произведения пространство и время расширяются ещё сильнее, достигая масштабов всей планеты.

Анализ стихотворения юрия левитанского падают листья осеннего сада?

Другие предметы | 5 — 9 классы

Анализ стихотворения юрия левитанского падают листья осеннего сада.

Левитанского «Падают листья…» — это настоящая

внутренняя дискуссия лирического героя о том, что является вечным, а что

На первый взгляд красота осени, желтые листья, кружащиеся

в своем последнем вальсе – явления преходящие.

Однако они являются

частью вечного процесса природы, который заключается в смене сезонов.

И даже одним своим присутствием дополняют все могущество вечности, а

значит и есть ее частью.

Развеивает сомнения автора птица, которая своим

пением словно говорит о том, что все, что человек считает незначимым и

преходящим, на самом деле – вечное.

«Листопад»: анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе («льет дождь», «кружатся листья»), а также антитеза, которая противопоставляет направленное («гуси держат перелет») и беспорядочное движение («кружатся листья»).

Обилием тропов характеризуется поэма «Листопад» (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс «о» и «е», который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков «с» и «ш».

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто «сеть из серебра». Кроме того, в произведении встречаются метафоры («пестрый терем», «среди широкого двора»), олицетворения (осень входит в «терем свой»), эпитеты («морозное серебро», «мертвое молчание», «тихая вдова»).

Мастерство Бунина

Завершая анализ стихотворения «Листопад» Бунина, отметим, что автор его — настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы. Мнение многих литературоведов сходится в том, что «Листопад» является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы. Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями. Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха «Листопад» Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.

Какого цвета листья у дерева осинки осенью?

Какого цвета листья у дерева осинки осенью.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Анализ стихотворения юрия левитанского падают листья осеннего сада?, относящийся к категории Другие предметы. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 — 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Школьное образование играет самую главную роль в нашей жизни если небыло бы школьного образования. То мы были бы необразованные и простите за грубое слово , , тупыми».

Во все времена школьное образование — это основа для среднего специального и высшего, для дальнейшего повышения уровня своего образования.

1. Рыба + ловить — Рыболов ; 2. Земля + трясти — Землетрясение ; 3. Вода + лазать — Водолаз ; 4. Сабля + зуб — Саблезубый ; 5. Ходить + пешком — Пешеход ; 6. Белый + рука — Белоручка.

Cəлем бyл не мен сурет көрмеймын.

The school is a whole world full of joy, emotions and feelings. It unites people with a desire to learn and to learn something new. There is nothing more surprising than mastering something completely unprecedented. I was very lucky with the class..

Какой национальности певица Елка? : * родилась 2 июля 1982 г. (34 года) * родилась на Украине в городе Ужгород * по национальности девушка — украинка * живёт и занимается творчеством в России.

По национальности она украинка.

Дятлы – кош кара белән красными пятнами бу башымда һәм брюшке. Ия нык клюв һәм гибкий тел диярлек шундый ук длины кебек клюв. Март башында тукран башлый стучать буенча агач һәм җәлеп ителә самку. Оялар түгел төзиләр, ә выдалбливают дупла. Аларда ..

Тукранның 10 төре очрый. Иң зур тукран – кара тукран. Аның томшыгы ак төстә була. Безнең якларда зур чуар тукран яши. Тик ата тукранның гына башында кызыл тап була икән. Тукран бөҗәкләр белән туена, ә кыш көннәрендә күркәдәге орлыкларны да ашый.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: