Анализ стихотворения Пушкина «Мне вас не жаль, года весны моей…»
В 19 веке представления о возрасте у людей были несколько иными, и 20-летний Пушкин считал себя уже вполне зрелым мужчиной. Именно этот факт объясняет содержание стихотворения «Мне вас не жаль, года весны моей…», написанном в 1820 году.
Посвящено оно периоду учебы в Царскосельском лицее, который поэт вспоминал с особой теплотой и благодарностью. Однако в его словах нет сожаления по поводу того, что эти счастливые времена остались в далеком прошлом. Гораздо больше Пушкин переживает по поводу того, что утратил остроту ощущений. Жизнь больше не кажется ему столь восхитительной, как в юности, и для этого есть свои причины. Все дело в том, что стихотворение «Мне вас не жаль, года весны моей…» было написано в первые месяцы южной ссылки, пребывание в которой поэт считал весьма жестоким наказанием. Именно тогда он почувствовал, что значит быть по-настоящему одиноким, когда люди, которых считаешь близкими, отворачиваются от тебя.
Именно по этой причине Пушкин пишет: «Мне вас не жаль, неверные друзья, венки пиров и чаши круговые». Поэт признается, что прошлые забавы ему уже совсем неинтересны, он стал взрослее, рассудительнее, и все чаще задумывается над смыслом жизни. Ему кажется, что она уже заканчивается, ведь никто не знает, как долго продлиться эта обременительная для поэта ссылка. Подводя своеобразные итоги, Пушкин отмечает, что сожалеет только о том, что годы юности прошли без любви, а лишь в ее ожидании.
Конечно же, молодой поэт лукавит, потому что к 21 году считается уже достаточно опытным ловеласом. Однако теперь высший свет, к которому так привык Пушкин, его игнорирует, и автор убежден, что на светских романах придется поставить крест. Он не представляет, что и на юге России знать может устраивать роскошные балы, а южные девушки славятся особенной статью и красотой. Это открытие поэту предстоит еще совершить. А пока он пребывает в депрессии и искренне считает, что уже не сможет испытать тех чувств, которыми так дорожил в юности.
«Но где же вы, минуты умиленья, младых надежд, сердечной тишины? Где прежний жар и слезы вдохновенья? – вопрошает поэт и не находит ответа на свой вопрос. Мир представляется ему в весьма мрачных тонах, и мысленно он постоянно возвращается в свое прошлое, где был счастлив. Пушкину не жаль разбитых сердец и потерянных друзей, он страдает от осознания того, что уже никогда не сможет стать прежним – молодым, свободным, дерзким и беззаботным.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
Произведение является ярким классическим примером пейзажной лирики, которая сочетается с философским раздумьем автора. В нем изумительно переданы изображения осенних картин природы, крестьянской жизни, личных переживаний поэта, особенности его творчества. Сквозь изображение природы родной стороны проглядывают экзистенциальные переживания автора.
Когда написано и кому посвящено
Стихотворение – один из плодов так называемой «болдинской осени» в творчестве А.С. Пушкина, периода наиболее богатых образно и знаменитых его произведений. Написана «Осень» была во время пребывания Александра Сергеевича в Болдино в 1833 году, когда на свет появились и известные «Повести Белкина». Посвящено стихотворение любимому времени года поэта и его лирическим исканиям.
Композиция, размер и жанр
Произведение «Осень» имеет четкую композицию, деление на 12 строф, объединенных общей темой, но посвященных разным ее вариациям. Такая структура роднит знаменитое произведение Пушкина с большими музыкальными формами, объединяющими вариации на одну тему в гармоничные циклы.
Первая строфа посвящена изображению октябрьских картин природы, созданному автором с особой любовью. Любование красотой увядания – в каждом образе: в последних листах, падающих с деревьев рощи, в промерзшей дороге, в усталом охотнике и лае его собак.
Вторая строфа является откровенным признанием поэта в любви к осенней поре, ее преимуществу по сравнению с другими сезонами. Противопоставление осени другим порам года продолжается и в третьей, и в четвертой строфе. Строки наполнены яркими картинами зимних забав, весенней капели, иссушающего лета.
Пятую строфу поэт посвящает поздней осени, которая особенно мила ему, несмотря на то, что бранима большинством людей. Описание тихой красоты любимого времени года продолжается до девятой строфы.
Автор делится откровениями с читателем, рисуя при помощи тропов прекрасный девичий портрет осени, рассказывая о любимом времяпровождении верхом в полях, красивом разноцветном увядании листвы. Автор признает, что любит русский холод, от которого закипает кровь, приятный перепад между подмерзающим воздухом в полях и теплым уютом домашнего камина. Постепенно Пушкин сосредотачивается на своих переживаниях и мыслях.
Десятая и одиннадцатая строфа посвящены откровению поэта о его лирических переживаниях и рождении поэзии. Пушкин приоткрывает «святая святых» читателю, давая понять особенности рождения поэтических строк. Вдохновленный скромной красотой поздней осени, Александр Сергеевич делится мыслями с читателем в откровенном диалоге, рассказывая, как яркие образы и мысли превращаются в талантливые строки.
Последняя двенадцатая строфа является уникальной концовкой, оставляющей финальную мысль на суд читателя. В ней заключен лишь вопрос «Куда ж нам плыть?», ответ на который Пушкин предоставляет право решать читателю самому.
Произведение считается по жанру написания отрывком, за свою нечеткую концовку. Также «Осень» относится к жанру пейзажной лирики с элементами философской экзистенциальной медитации. Можно считать стихотворение обращением, потому что автор ведет откровенный диалог с читателем. И главная художественная цель отрывка – сквозь атмосферные картины природы привести читателя к творческому откровению автора.
Написано произведение шестистопным ямбом, который придает размеренный темп повествованию, присущий осенней медлительности.
Образы и тропы
Главные образы стихотворения – осенняя пора и другие времена года, а также образ лирического героя с его живыми мыслями и поэтическими строками.
Для изображения красоты осени автор использует яркие метафоры: «в багрец и золото одетые леса», «чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева», «знакомцы давние, плоды мечты моей». Не менее примечательны авторские эпитеты: «могильное дыханье», «рифмы легкие», «унылая пора».
Метки: Александр Пушкин, Стихи про осень