Фёдор тютчев ~ тихо в озере струится… (+ анализ)

Лучшие стихи федора тютчева | стихи | дзен

Весна

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Весна… она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле;

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,

Свежа, как первая весна;

Была ль другая перед нею —

О том не ведает она:

По небу много облак бродит,

Но эти облака — ея;

Она ни следу не находит

Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет,-

И страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан!

Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь —

И жизни божеско-всемирной

Хотя на миг причастен будь!

1838 год

*****

Ранний период творчества

Свои первые несколько стихотворений маленький мальчик написал довольно рано, примерно в 7-8 лет. И если одно из них «Любезному папеньке!», достаточно понятно по своему происхождению, то второе поражает недетской зрелостью.Всесилен я и вместе слаб, Властитель я и вместе раб, Добро иль зло творю — о том не рассуждаю, Я много отдаю, но мало получаю, И в имя же свое собой повелеваю, И если бить хочу кого, То бью себя я самого.

На, без сомнений, одарённого ребёнка большое влияние оказал его учитель Семён Егорович Раич. Педагог сразу распознал у мальчика талант к словесности и сумел развить художественную выразительность. Это он познакомил ребёнка с теорией литературы, с поэзией античных времён. Очень похоже, что «Всесилен я и вместе слаб» — это обработка сочинений немецкого мистика и философа, с образованием сапожника Якоба Беме.

Философия, вложенная в это небольшое произведение, говорит о том, что с юных лет гениальный ребёнок задавался вопросами: что такое человек, зачем он живёт, куда идёт, чего хочет?

Вот несколько небольших стихотворений, написанных юным Тютчевым в 20-е годы. Их биографы аккуратно собрали буквально по крупицам.

Это из альбома, поначалу вызывало сомнения, потому что было подписано инициалами «Ф.Т.»

«Не дай нам духу празднословья»! Итак, от нынешнего дня Ты в силу нашего условья Молитв не требуй от меня.

А это написано на первом листе книги Вольтера.

Пускай от зависти сердца зоилов ноют. Вольтер! Они тебе вреда не нанесут… Питомца своего Пиериды покроют И Дивного во храм бессмертья проведут!

О, как убийственно мы любим

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слезы

Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебны взоры, речи

И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль злую, боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

1851 год

*****

Женщины, изменившие судьбу автора

Фёдор Иванович Тютчев за время своей жизни был женат дважды. Находясь в браке во второй раз, он встретил весьма красивую и привлекательную девушку. Звали ее Еленой Денисьевой. Именно она больше других пленила сердце лирического творца и вдохновила его на создание многочисленных произведений. Поздняя любовь взбудоражила внутренний мир Фёдора Ивановича. Он душой и телом отдался завязавшемуся новому роману

Ему уже совершенно было не важно, что на самом деле происходит в его семье, что о нем думает супруга, как заговорит общественность. Одновременно с этим автор многих произведений сохранял частичку любви, относящейся к своей жене

Для возлюбленной Фёдора Ивановича – Лены Денисьевой – данная любовь стала настоящим испытанием. Роман, который возник между ними, привел к ссоре практически со всеми родственниками. Отец девушки от нее отказался, ранее близкие друзья и любимые родственники перестали общаться, а окружающие, посторонние ей люди, осуждали. Этот союз принес много боли Денисьевой, которая постоянно страдала от таких отношений, но выбрала любовь, вместо общественного признания.

Это была непросто страсть. Влюбленные люди провели вместе порядка четырнадцати лет. Следует отметить, что все это время Фёдор Иванович был женат, и расходится не собирался, а положение Елены всегда было сомнительным. Более того, дипломат обманул свою возлюбленную, сказав, что он женат в третий раз, а значит церковь не разрешит ему жениться в четвёртый раз. В XIX веке закон религии разрешал только три брака.

Конечно, Фёдор Иванович понимал всю двусмысленность их отношений, это тяготило его. Он один за другим писал своей любимой стихи и собирался выпустить их в одном сборнике. Правда, Елена не дожила до этого. Позже эти стихи будут объединены в так называемый «Денисьевский цикл».

Когда умерла последняя любовь поэта, он был надломлен как никогда. Такой удар буквально выбросил дипломата на обочину жизни, которая подготовила один за другим новые удары судьбы — в тот же год умирают два ребёнка Фёдора Ивановича от Елены.

Стихи, написанные Тютчевым, после смерти Денисьевой, переполнены болью и тоской по любимой. Стих «Как неожиданно и ярко…» написан сразу же после годовщины смерти любимого человека. Здесь отслеживается резкая смена настроения, которая произошла спустя время. С этого момента поэт начал совершенно по-иному воспринимать жизнь и в строках старается максимально точно передать данные перемены в его внутреннем мире.

Вы здесь

Главная»Классика»Русские поэты»Тютчев Фёдор

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» (Ф. И. Тютчев)

Тютчева можно смело назвать маэстро философской лирики. Его стихотворения глубоко психологичны и метафоричны. Хаос и космос, день и ночь, Вселенная и человек – все это является пищей для размышлений поэта.

Философские раздумья Федора Тютчева об одиночестве, поиске идеала и счастья, гармонии земного и небесного пронизаны грустью. Поэт осознает свою ограниченность и преклоняется перед роковой неизбежностью. Любит изображать в стихах бурю, грозу в природе и человеческой душе. Он создает жемчужины философской лирики, случайного совпадения в этом нет. Философ и мыслитель, Тютчев не мог прожить свою жизнь без такого наследия.

Стихи Тютчева о Родине

Как насаждения Петрова…

Как насаждения Петрова,
В Екатерининской долине
Деревья пышно разрослись —
Так насаждаемое ныне,
Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.

Как дочь родную на закланье…

Как дочь родную на закланье
Агамемнон богам принес,
Прося попутных бурь дыханья
У негодующих небес, —
Так мы над горестной Варшавой
Удар свершили роковой,
Да купим сей ценой кровавой
России целость и покой!
Но прочь от нас венец бесславья,
Сплетенный рабскою рукой!
Не за коран самодержавья
Кровь русская лилась рекой!
Нет! нас одушевляло в бое
Не чревобесие меча,
Не зверство янычар ручное
И не покорность палача!
Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди!
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленных, как рать.
Сие-то высшее сознанье
Вело наш доблестный народ —
Путей небесных оправданье
Он смело на себя берет.
Он чует над своей главою
Звезду в незримой высоте
И неуклонно за звездою
Спешит к таинственной мете!
Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершая приговор,
Ты пал, орел одноплеменный,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как феникс, зародится в нем.

И дым отечества нам сладок и приятен…

«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит.
А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит!

Умом Россию не понять…

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Два единства

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней…
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…

Славянам

Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда?нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас — позор немалый, —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — Верховный Промыслитель,
И суд Его не оскудел,
И слово «Царь-Освободитель»
За русский выступит предел.

Русская география

Москва и Град Петров, и Константинов Град —
Вот царства Русского заветные Столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?..
Грядущим временам судьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство Русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух, и Даниил предрек…

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Рассвет»

Стихотворение, написанное в конце 1849 года, современники расценили в качестве предсказания событий Крымской войны. Позже исследователи говорили о богатейшем символическом контексте этого произведения, улавливая связь с концепцией возрождения и укрепления славянского мира.

Иносказательная картина того, как зарождается новый день, наполнена жизнерадостным настроением. Тишину нарушает пронзительный крик петуха, для описания которого автор использует три однородных обстоятельства образа действия, которые выражены наречиями.

Этот

образ поддержан красивыми деталями: поблекший месяц уходит, его место занимает красочная заря, и лучи солнца окрашивают воду в ярко-красный цвет. Топоним, который включен в пейзажную зарисовку, говорит о ее символизме. Цель, будоражащая воображение, расположена за проливом, к востоку от позиции субъекта речи.

Грядущий день должен разбудить спящую Русь. Как раз к ней, могучей позитивной силе, обращены призывы, которые размещены в трех последних четверостишиях. На Русь возложена ответственная миссия — возродить православие. Сигналом к борьбе служит звон царьградского колокола. Он такой сильный и могущественный,

что охватывает даже восточные земли и пробуждает православное воинство.

Интонации призыва определяют характер лексических средств, которые задействовал поэт. В числе семи глаголов в повелительном наклонении находится и анафора «вставай». Похожие функции возложены на разговорное выражение «не пора ли» и напутствие «с Богом».

В заключительном катрене возникает обобщенный образ Отечества, где Русь предстает как ратник, богатырь, к которому упорно взывает лирический герой. Интересен тот факт, что могучий воин защищен «доспехами веры». Герой преследует высокие цели, проявляет готовность биться за великое будущее православия — вот что означает метафора.

Произведение четко разделено на смысловые части. Сначала пейзаж, затем обращение к Родине, призывы к восстанию. Немаловажная роль отводится восклицательным предложениям. Формально стихотворение состоит из пяти четверостиший, имеющих относительную смысловую завершенность. Использована перекрестная рифма. Размер — четырехстопный ямб.

Идея избранности русской нации получает развитие в «Пророчестве», которое было написано через четыре месяца после «Рассвета». Могучая сила, которую выражает глас свыше, способствует перемене в образе российского императора: он превращается в защитника славянского народа.

Анализ стихотворения Тютчева В небе тают облака

Тютчев считается одним из самых известных и талантливых поэтов своего времени в России. Как и много других поэтом он уделяет много времени в своём творчестве для написания произведений касающихся красоты родной природы.

Одним из таких творений является «В небе тают облака…». В данном стихотворении автор описывает красоту природы во время жаркого летнего дня.

По мнению автора, которое четко прослеживается в стихотворении, наша природа никогда не потеряет своего уникального и прекрасного вида и даже через многие годы.    

Автору действительно удалось максимально передать зной летнего дня, который он так любит. На строки ложится описание красивейшего и чистого неба, когда вспоминаешь такое небо, то сразу приходит на ум лето и жара. Река в произведении Тютчева как зеркало из стали, которое неподвижно от жары. Растения и поля автор описывает с помощью передачи читателю аромата их запахов.

Далее автор выражает свою главную идею. Поэт рассуждает о том, что идет время, идут года, но вот природа со своей красотой останется навсегда и будет такой же через многие годы. Природа и через века будет радовать человека своей красотой и приятными летними запахами полей и растений.

Тютчев входит в круг Русских поэтов, которые отдали много лет своей жизни для описания красивейших пейзажей и это ему удалось. Его работы надолго оседают в памяти. Такой вектор творчества помог автору прояснить читателю то, что люди и природа это одно целое и жить они должны в гармонии.

По плану кратко

  • Анализ стихотворения Пушкина ЦветокОгромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях – формах, цветовых оттенках,
  • Анализ стихотворения Брюсова Да можно любить ненавидяСтихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Да, можно любить ненавидя», было опубликовано в его третьем сборнике, в 1897 году «Me eum esse», что в переводе на русский означает «Я люблю…». На тот момент, ему было 23 года, и он все ещё был
  • Анализ стихотворения Тургенева Воробей 7 классИван Сергеевич Тургенев – всеми любимый поэт и писатель, который неплохо владеет искусством словосочетания и рифмы. Он использовал разные жанры в литературе, добиваясь большей эффективности. К сожалению, всякому приходит конец.
  • Анализ стихотворения Лермонтова ЗвездаЗвезда. Это слово несет в себе богатое смысловое значение для человека. Это самый неизведанный и, несущий в себе множество тайн, объект на небосклоне. Этими загадками и манит небесное светило человеческие умы ввысь.
  • Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый домТоска по родине вдохновила автора Сергея Есенина на написания столь трогательного стихотворения « Я покинул родимый дом». В данном произведении автор пытается донести до читателя свою глубокую тоску по прошлому по отчиму дому,

Анализ стихотворения «Странник»

Cочинение «Анализ стихотворения «Странник»»

Так, в стихотворении «Странник» странник бежит из «долины дикой» не в деревню, но за черту города. Что же в данном образном контексте означает «город»? Довольно ясный ответ дает описание городского кладбища в «Когда за городом задумчив я брожу. «. Оно раскрывается через оппозицию город — деревня, отраженную в этом стихотворении, в котором противопоставляются два кладбища — городское и деревенское. На городском кладбище показано завершение такой дороги жизни, которая кончается смертью, не связывающей человека с Вечностью, смертью-тлением.

Этот образ смерти по своему внутреннему содержанию близок к неожиданной смерти в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, смерти, обрывающей жизнь.

В «Когда за городом задумчив я брожу. » на кладбище «гниют все мертвецы столицы», и образ смерти-тления неразрывно связан с жизнью, подчиненной только тленному. Ее приметы даны через надписи на могилах «о добродетелях, о службе и чинах, По старом рогаче вдовицы плач амурный». Здесь изображается такое пространство, которое ограничено только земным, отсюда в первой части стихотворения возникает мотив стесненности, ограниченности, несвободы, композиционно соседствующий с мотивом тления:

Под коими гниют все мертвецы столицы В болоте кое-как стесненные рядком Как гости жадные за нищенским столом.

В третьей строке вышеприведенного фрагмента намечен образ стола, который «соседствует» с темой смерти, что далеко не случайно: такая композиционная близость смерти и стола у Пушкина повторяется в «Евгении Онегине» в I и II главах, что было отмечено еще В. С. Непомнящим. Жизнь, построенная только по законам потребления, законам «стола», чревата не смертью как формой жизни бесконечной, но тлением и распадом. Поэтому два стола в I главе «Евгения Онегина», наполненные разнообразными предметами услаждений, имеют свое логическое завершение в образе третьего стола с телом дяди — «дани, готовой земле».

Далеко не случайно и то, что во II главе Дмитрий Ларин умирает «в час перед обедом». Его смерть также «соседствует» со столом. Это «странное сближение» указует на такую жизнь, в которой обыденное не получает духовного содержания и обречено быть только обыденным. Вследствие этого дорога жизни в семье Лариных «пролегает» между сменой блюд, и жизнь главы семьи закономерно кончается «в час перед обедом».

Таким образом, в «Когда за городом задумчив я брожу. » Пушкин рисует такую жизнь и такую смерть, которая замыкает человека в земном, материальном пространстве, что неестественно для его души. Отсюда и возникает мотив тесноты, связанный с мотивом несвободы.

В деревне, на «кладбище родовом», наоборот, «неукрашенным могилам есть простор»

В этой характеристике деревенских могил важно каждое слово. Неукрашенная могила деревенского кладбища связана в восприятии поэта с простором: на ней нет следов той нелепой жизни, которой соответствуют и нелепые украшения на городских могилах («дешевого резца нелепые затеи»)

«Нелепая» жизнь города в этимологическом смысле эпитета «нелепый» есть жизнь некрасивая, деформированная, тесная для духовной жизни человека. Во второй части стихотворения образ простора получает свое углубление и объяснение

Обратим внимание на строки, предшествующие его описанию:

Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбища родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое.

Торжественный покой дремлющих мертвых. Этот образ — центральный во всем стихотворении. Так же, как и в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, феномен Дома связывается в сознании поэта с состоянием покоя и простора (ср. «покой и воля»). Его истоки — в обретении того пространства жизни, где конечное, смертное преображено бессмертным. Такое место найдено. Поэтому мертвецы здесь не «гниют», а «дремлют в торжественном покое». ‘Дремать — уснуть — усыпать — успение’ — данное лексико-семантическое поле, в котором через этимологический смысл явственна связь двух состояний, выраженных отглагольными существительными сон — успение.

К-во Просмотров: 2809

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения «Странник», то Вам точно к нам!

Стихи Тютчева, которые легко учатся: Короткие, легкие стихотворения Федора Тютчева

Все стихи Федора Тютчева

  1. Лучшее Федор Тютчев — Зима недаром злится
  2. Лучшее Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)
  3. Лучшее Федор Тютчев — Весенние воды
  4. Лучшее Федор Тютчев — Я встретил вас, и все былое
  5. Лучшее Федор Тютчев — Умом Россию не понять
  6. Федор Тютчев — Не остывшая от зною
  7. Федор Тютчев — О, вещая душа моя
  8. Федор Тютчев — Смотри, как роща зеленеет
  9. Федор Тютчев — Снежок
  10. Федор Тютчев — В разлуке есть высокое значенье
  11. Федор Тютчев — Последний катаклизм
  12. Лучшее Федор Тютчев — Полдень
  13. Федор Тютчев — Под дыханьем непогоды
  14. Федор Тютчев — Песок сыпучий по колени
  15. Лучшее Федор Тютчев — В небе тают облака
  16. Федор Тютчев — Не рассуждай, не хлопочи
  17. Лучшее Федор Тютчев — Нам не дано предугадать
  18. Федор Тютчев — Над этой темною толпой
  19. Федор Тютчев — Люблю глаза твои, мой друг
  20. Федор Тютчев — Лето 1854
  21. Лучшее Федор Тютчев — Летний вечер
  22. Федор Тютчев — Когда на то нет божьего согласья
  23. Федор Тютчев — Как этого посмертного альбома
  24. Федор Тютчев — Как океан объемлет шар земной
  25. Федор Тютчев — Как неразгаданная тайна
  26. Федор Тютчев — Как над горячею золой
  27. Федор Тютчев — Иным достался от природы (Фету)
  28. Федор Тютчев — И чувства нет в твоих очах
  29. Федор Тютчев — Из Гёте
  30. Федор Тютчев — Еще томлюсь тоской желаний
  31. Федор Тютчев — Все отнял у меня казнящий бог
  32. Федор Тютчев — Впросонках слышу я
  33. Федор Тютчев — Вечер
  34. Федор Тютчев — Я помню время золотое
  35. Федор Тютчев — Чему молилась ты с любовью
  36. Федор Тютчев — Что ты клонишь над водами
  37. Лучшее Федор Тютчев — Эти бедные селенья
  38. Федор Тютчев — Чародейкою Зимою околдован лес стоит
  39. Лучшее Федор Тютчев — С поляны коршун поднялся
  40. Федор Тютчев — Тихо в озере струится
  41. Федор Тютчев — Тихой ночью, поздним летом
  42. Федор Тютчев — Утро в горах
  43. Федор Тютчев — Куда сомнителен мне твой
  44. Федор Тютчев — Лебедь
  45. Федор Тютчев — Яркий снег сиял в долине
  46. Федор Тютчев — Сияет солнце, воды блещут

Стихи Тютчева, которые легко учатся: Короткие, легкие: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Не то, что мните вы, природа

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..

«Странник» Ф.Тютчев

«Странник» Фёдор Тютчев

Угоден Зевсу бедный странник, Над ним святой его покров. Домашних очагов изгнанник, Он гостем стал благих богов.

Сей дивный мир, их рук созданье, С разнообразием своим, Лежит развитый перед ним В утеху, пользу, назиданье…

Чрез веси, грады и поля, Светлея, стелется дорога, — Ему отверста вся Земля — Он видит все и славит Бога.

Анализ стихотворения Тютчева «Странник»

Произведение, созданное в 1829—30 гг. посвящено теме странничества, одной из знаковых в русской художественной словесности. Каким предстает многогранный лик Божьего человека в версии Тютчева? «Бедный странник» бесприютен, отлучен от тепла «домашних очагов», но его нельзя назвать покинутым и обездоленным. Скиталец, отверженный дольним миром, угоден божествам и оберегаем «святым покровом». Он подобен герою «Цицерона», ставшему «собеседником на пиру» у всемогущих обитателей Олимпа.

Страннику, свободному от земных забот, открывается разнообразие «дивного мира», созданного богами. Лирический субъект декларирует и многогранность целей, доступных нищему пилигриму: достижение духовного умиротворения, практическая польза, обретение знаний или опыта.

Финальный катрен начинается с изображения бескрайней панорамы пути. Предстоящая дорога получает положительные характеристики, выраженные деепричастием «светлея» и глаголом «стелется». В завершающем двустишии наступает кульминационный момент. Обобщающая формула «Отверста вся земля» моделирует открытую, дружелюбную и радостную модель мироздания, восходящую к библейской символике книги. Вдохновенный избранник, обладающий чудесным даром всевидения, добросовестно исполняет свою главную миссию, восславляя Бога.

Интересно, что с развитием лирического сюжета претерпевает изменения вера персонажа. Сначала путник близок античным богам, но дорога, подвластная воле провидения, обращает его к христианским ценностям. В завершающем эпизоде облик наивного странника преображается. Поскольку ему открыты и понятны все земные дали, фигура персонажа избавляется от первоначальной характеристики парии и сближается с образом библейского пророка. Книжная лексика, количество которой возрастает к финалу, подтверждает духовную трансформацию странника на стилистическом уровне.

Интонации приятия мира и глубинный смысл категории бедности объединяют стихотворение с поздним тютчевским творением «Эти бедные селенья… », где говорится о «смиренной наготе» и великом терпении русского крестьянства. Внешний убогий вид утаивает высокий сокровенный смысл, указывающий на искренность веры и чистоту духа. Поэтическое произведение завершает образ Христа, благословившего землю — скудную и бедную, но одухотворенную, родную и дорогую сердцу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: