История создания
Со времени написания произведения и начнем целостный анализ «По праву памяти». Написано оно было в 1966-1969 годы. Автор пытается опубликовать свое творение на страницах «Нового мира». Но цензура настойчиво не пропускает поэму к печати. Критика Сталина в эти годы сменилась полным забвением и умолчанием. Твардовский так и не увидел поэму в печати. Новое произведение задумывалось как дополнение к работе «За далью — даль». Позже оно стало самостоятельным. Как покажет детальный анализ по главам, «По праву памяти» Твардовского — это произведение, которое отразило реакцию автора на политическую обстановку 60-х годов.
Публикации «Нового мира» приобретали явный оппозиционный характер. В 1968 году советские танки появились на улицах Праги, и в тетради Твардовского появилась запись: «Как в 45-м нас встречала Прага, и как встречает в 68-м». Писатель осудил эту акцию и не поставил подпись под письмом к чехословацким писателям. Это поступок с большой буквы — гражданский, человеческий. Но у чиновников это вызвало раздражение, и они буквально ополчились на журнал и главного редактора. Почему опубликовать эту поэму в те годы было немыслимо, покажет детальный анализ. «По праву памяти» — работа, которая была опубликована в журнале «Знамя» лишь в 1987 году.
Анализ стихотворения «Лежат они, глухие и немые…» — Твардовский
Но в то же время, обращение мертвого к живым — это утверждение идеи бессмертия павших за свободу и призыв не допустить новой войны, быть достойными тех, кто защитил ценой собственной жизни благополучие живых. Сама тема очень важна. Сколько у нас осталось после войны детей без отцов, которым куда труднее приходилось, чем тем, у которых отцы вернулись с войны. Светлый образ погибшего отца, по мысли Твардовского, должен служить напоминанием сыновьям о том, как надо жить, чтобы не попасть на неправильный путь. Трудно найти такого поэта, в котором бы так трепетно ощущалось чувство вины за все, что произошло на войне.
Анализ стихотворения «Лежат они, глухие и немые…» — Твардовский – Школьные сочинения
Стихотворение «Лежат они, глухие и немые…» было написано А.Т. Твардовским в 1966 году. Стихотворение написано в характерной для этих лет творческой манере поэта: оно фрагментарно, очень кратко, лаконично.
Это стихотворение посвящено памяти погибших воинов, которые выступают здесь наравне с живыми. Оно относится к патриотической лирике. Но в отличие от другого произведения («Я убит подо Ржевом…») герои здесь — глухие и немые.
«И новое ощущение дистанции прошедшего времени и его целостности и насыщенности как бы материализуется, становится пластически ощутимым, осязаемым в удивительной следующей строчке — “под грузом плотной от годов земли”.
Плотность и груз времени ведут за собой множество ассоциаций, в том числе и ассоциаций с самой землей, на которой человек живет и в которую он возвращается, и с единством самой памяти, личности, человеческой общности, потока жизни и смерти.
Дальнейшее движение стихотворения состоит в своеобразном перечислении “речью точной и нагой” галереи воевавших и погибших»1.
Особо выделены в этом перечне образы женщин, «девушек-девчонок», «медсестренок», «подружек», «сестер». Эти уменьшительно-ласкательные суффиксы говорят об отношении поэта к этим героиням.
И в этом отношении прочитывается многое: и непринужденность товарищества фронтовых лет, и настоящая близость, и дополнительное чувство острого, щемящего сострадания к этим девчушкам, самой природой предназначенным для мирной жизни, семьи и любви.
А затем поэт подчеркивает и то, что дана была им слава, двойная доблесть, и сыновей, и дочерей. Однако и воины, и «девушки-девчонки» защищали Родину, честно выполняли свой долг, не думая о наградах и почестях:
- Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,
- Верней всего, не думали о ней.
- В этих заключительных строчках раскрываются «глубинные пласты поэтической мысли-переживания: и еще одно напоминание о семейном начале, символе всей этой человеческой общности, и о ее героизме, и о массовости, скромности этого героизма, и о реальном ужасе тоски смертного часа, заново пережитого вместе с ними теперь поэтом, всеми нами, и опять новое чувство некоего вопроса, проникновение в тайну — “верней всего”».
Строфика стихотворения — свободная.
Поэт использует перекрестную и парную рифмовку, различные средства художественной выразительности: эпитеты («глухие и немые»), метафору («Что шли на смерть и повстречались с ней…»), ряды однородных членов и многосоюзие («И юноши, и люди пожилые… И женщины, и девушки-девчонки…»), ряды однородных членов и бессоюзие («Подружки, сестры наши, медсестренки»), фразеологизм («в смертный час»).
Жанровые и композиционные особенности
В произведении три части, которым предшествует небольшое вступление. Многие литературоведы называют произведение Твардовского триптихом. Так же в процессе работы его называл и сам автор. Журнал «Знамя», опубликовавший впервые эту поэму, определил ее жанр, как лирическая поэма. В окончательном варианте обозначение «триптих» было снято, и частям поэмы были даны заголовки. Это подчеркивает сюжетно-психологическую составляющую произведения Твардовского «По праву памяти». Анализ по главам, который мы сейчас рассматриваем, покажет, что эмоциональный подтекст поэмы очень глубок. Это исповедь-покаяние, обращение, обвинение. Цельность поэме придает сам автор и монологическая форма повествования. Произведение открывается вступлением, в котором выражается жизненное кредо писателя.
«Памяти матери»: анализ цикла стихотворений Твардовского
Четыре стихотворения цикла «Памяти матери», анализ которого мы проведем, внутренне связаны между собой темой сыновней скорби и осознанием сыновней вины перед матерью за то, что при её жизни место матери в жизни ее взрослого сына было очень малым, произошло чуть ли не отчуждение сына от матери: «И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой», — говорит лирический герой о матери как бы о чужом человеке, эта деталь показывает, что живущий вдалеке от матери сын воспринимает ее и в самом деле как «старую бабушку», почти чужого человека, и только смерть заставляет вспомнить, кем была для него в жизни мать, вспомнить ее трудную жизнь, достойно прожитую и ставшую прошлым, которое невозможно забыть.
Образ «родного» кладбища, «взгорок тот в родимой стороне С крестами под берёзами кудрявыми», становится центральным во втором стихотворении. Он контрастирует с образом «кладбища немилого» в той, далёкой стороне, куда насильно была угнана семья поэта.
В этом контрасте скрыт глубокий смысл: с его помощью лирический герой утверждает значение родины в жизни человека, показывает несправедливость того, что было сделано по отношению к матери, — ведь человек имеет право жить и умереть на родине.
Третье стихотворение цикла «Памяти матери» Твардовского также построено на приеме контраста, только здесь противопоставлены труд садовника (обобщенный образ жизни) и труд могильщика (соответственно, образ смерти).
Если садовники «орудуют» не спеша, аккуратно, «грунт не сваливают грудою», они создают новую жизнь, то могильщики — наоборот: «Давай, давай — без передышки… Как будто откопать спешат, А не закапывают навек».
Такая торопливость могла бы показаться пренебрежением к тому, что совершается, но лирический герой понимает причины такого их повеления: «Но ту сноровку не порочь, — Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только все — еще короче».
Скорбные минуты прощания невыносимы, поэтому торопливость могильщиков помогает сократить их, она совпадает со стремлением лирического героя прекратить это мучительное прощание, когда мать уже ушла из твоей жизни, но этот уход ещё не реален, потому что в могиле стоит еще не скрытый землей гроб с ее телом.
Эпиграф к последнему стихотворению цикла «Памяти матери» взят из народной песни, и это создает особый эмоциональный настрой для воспоминаний о матери.
Обращаясь к мотиву «перевоза через реку», лирический герой показывает, что практически вся жизнь человека — это потери и расставания, но эти потери могут быть окрашены ожиданием радости, счастья (в юности) или же быть трагическим по своей сути: «Как с земли родного края Вдаль спровадила пора.
Там текла река другая — Шире нашего Днепра». Лирический герой снова вспоминает страшную для его семьи «пору», когда мать оказалась в чужом краю: «В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней».
В последних строфах стихотворения лирический герой размышляет о собственной жизни, он понимает, что его собственный жизненный путь тоже во многом пройден, поэтому так пронзительно звучат чуть измененные (вместо «парень молодой») строки народной песни: «Перевозчик-водогрёбщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону Сторону — домой…»
Цикл «Памяти матери», анализ которого мы провели, относится к лучшим произведениям Твардовского.
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения
Видеоурок 1: Краткая биография А. Т. Твардовского
Видеоурок 2: Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…»
Лекция: А.Т.Твардовский (1910-1971). Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери (В краю, куда их вывезли гуртом…)», «Я знаю, никакой моей вины…»
- «Вся суть в одном единственном завете…»
- Дата написания – 1958 год.
Стихотворение считается вершиной культуры стиха. В произведении ярко выражены бескомпромиссная честность, правдивость, предельная откровенность, народность.
Жанр: декларативный монолог.
Тема: назначение поэта и поэзии. Автор высказывается о необходимости свободного высказывания собственного мнения – не только поэта и писателя, но и любого человека вообще. Именно поэтому непривычно часто в стихотворении встречается местоимение «я». Стиль изложения предельно скуп, лаконичен, информативен, однако хорошо передает искреннюю убежденность поэта в своей правоте.
- Выразительность поэтического слова достигается с помощью излюбленных приемов Твардовского – ассонансом и аллитерацией, антитезой.
- Во второй строфе высказывается мысль о невозможности доверить свое «заветное» слово кому–то, даже Льву Толстому, гениальному русскому писателю, признанному мерилу нравственности в русской литературе.
- Поэт в стихотворных строках утверждает: « О том, что знаю лучше всех на свете /Сказать хочу, и так, как я хочу».
- «Памяти матери (В краю, куда их вывезли гуртом…)»
- Цикл стихов написан в 1965 году, в него вошли несколько стихотворений, посвященных вечной разлуке с бесконечно любимой мамой.
- Тема: трагическая разлука с матерью.
- Печальная тема пронизывает все стихотворения цикла. Произведение состоит из 4 частей:
- I часть –воспоминания поэта о том, как он ушел «в люди» из отчего дома;
- II – рассказ о сибирской ссылке родителей;
- III – похороны матери;
- IV – обращение к детству (воспроизведена старинная песня, услышанная поэтом от матери).
- Стихотворение наполнено горем, горечью переживания собственного невнимательного отношения к матери.
- «Я знаю, никакой моей вины…»
- Стихотворение написано в 1968 году.
- Жанр: патриотическая лирика, монолог-исповедь.
- Тема: ощущение вины перед погибшими на войне.
В первоначальном варианте стихотворение имело еще 2 строчки, однако позднее автор их убрал, так как заключительное двустишие серьезно ограничивало произведение. Таким образом финальными строками стали слова, заканчивающиеся многоточием, сообщив этим открытость, многозначительность всему стихотворению.
- Произведение заканчивается кульминацией – поэт остается наедине с воспоминаниями.
- Стихотворение написано шестистишием, с использованием парной и кольцевой рифмовки.
- Средства художественной выразительности очень скромные – анафора, лексический повтор, метафора.
- Онлайн-библиотека:
А. Т. Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»А. Т. Твардовский. «Памяти матери (В краю, куда их вывезли гуртом…)»А. Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»
Предыдущий урок | Следующий урок |
Третья часть
Продолжаем анализ «По праву памяти» Твардовского. Последняя глава поэмы «О памяти» передает мысли автора и мотивы, заявленные в ее названии: «забыть велят безмолвно». Она написана в свободной манере. В ней автор поднимает много вопросов: отголоски споров, которые велись в редакции «Нового мира», когда они отстаивали право литературы — говорить правду. «Забыть велят и просят — память под печать». Все строки текста создают целостное представление и построены на мироощущении автора, который ясно выражает свою позицию. «Все знают все; беда с народом!» Твардовский меряет все высшими для него критериями — «правдой сущей», «памятью правдивой» и совестью. Ключевыми словами третьей части являются: быль, правда, память, боль.
Как показал анализ «По праву памяти», слова Твардовского говорят каждому, что за свое время отвечаем только мы, и каждый из нас в долгу перед прошлым. Какой бы ни была правда горькой, и как бы ни хотели ее «в забвенье утопить», каждый должен знать правду, чтобы уберечься от повторения страшных и преступных ошибок. Поэтому поэт меряет все «памятью правдивой», поскольку без нее сопричастности к жизни не бывает. За героем произведения стоит поэт-гражданин, который учит нас высокой нравственности, милосердию и гражданственности. Быть теми людьми, которые «не прячут глаз».
Александра Трифоновича Твардовского можно смело отнести к поэтам народным, простым и душевным. Пройдя все ужасы войны, автор смог донести до читателя самые яркие моменты военных событий. Он создает свою грандиозную работу «Василий Теркин» и вместе с главным героем странствует по дорогам войны. Простого солдата поэт награждает самыми хорошими человеческими качествами. Поэма была необычайно близка простому воину и солдату, ведь в ней таился истинный смысл происходящих событий.
В 1943 году поэт решает обратить свое внимание на подвиги не только солдат, а и простых людей, которым также нелегко пришлось жить в военное время.
Главной героиней стихотворения «Награда» стала простая женщина, которая пыталась всеми усилиями сберечь советское знамя. Она перепрятывала его от врагов, тайком скрывала от оккупантов. И только тогда, когда земли снова перешли в руки советской власти, героиня передала сохраненное знамя солдатам. За такой подвиг женщина была награждена высшим орденом СССР. Сам генерал вручал орден Красного Знамени, признавая настоящий подвиг обычной селянки.
Героиня необычайно смутилась. Она никак не ожидала такой награды. Зная психологию простого народа, Твардовский понимал, что такая отметка была для жителей России наивысшей похвалой. Скромная героиня рассчитывала на менее серьезное вознаграждение и мечтала всего лишь о телочке. Ведь в после военное время в селах не было ни скота, ни домашнего хозяйства. И молодая коровка была бы весьма полезна.
В своем стихотворении Александр Твардовский пытается сказать о том, что подвиги и благородные поступки совершаются не только на поле боя, а и в обычных сельских поселениях.
Стихотворная работа «Награда» написана без использования ярких художественных приемов. В рифмованных строках используется простая, понятная обычному человеку речь. В этом и заключается особенность творчества замечательного поэта – Александра Твардовского.
Главная » Грамматика » Твардовский анализ. Анализ стихотворения Твардовского «Награда
Аннотация
Александр Трифонович Твардовский (1910–1971) – русский писатель, поэт и прозаик, лауреат государственных премий, обладатель многих орденов и наград.
В творчестве поэта отразились сложные, переломные моменты в истории страны и жизни народа. Всю Великую Отечественную войну Твардовский работал военным корреспондентом, пройдя с действующей армией от Москвы до Кёнигсберга.
Лиро-эпическая поэма «Василий Тёркин» (1941–1945) – самое известное произведение Твардовского. «Книга про бойца», как называл её сам автор, описывает события фронтовой жизни, мысли и чувства человека на войне.
Поэма пользовалась необыкновенной популярностью на фронте и принесла автору подлинную славу.
В книгу вошли также стихотворения разных лет.
Скачать или читать онлайн книгу Василий Теркин. Стихотворения
На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top вы можете ознакомиться
с описанием книги «Василий Теркин. Стихотворения» и другой информацией о ней, а затем начать
читать книгу онлайн с помощью читалок, предлагаемых по ссылкам под постером, или
скачать книгу в формате fb2 на свой смартфон, если вам больше по вкусу сторонние
читалки. Книга написана автором Александр Трифонович Твардовский,
относится к жанру Поэзия,
добавлена в библиотеку 25.07.2015.
С произведением «Василий Теркин. Стихотворения» , занимающим объем 407 печатных страниц,
вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В онлайн читалках,
которые мы предлагаем посетителям библиотеки fb2.top, предусмотрен ночной режим
чтения, который отлично подойдет для тёмного времени суток и чтения перед сном.
Помимо этого, конечно же, можно читать «Василий Теркин. Стихотворения» полностью в
классическом дневном режиме или же скачать книгу на свой смартфон в удобном
формате fb2. Желаем увлекательного чтения!
С этой книгой читают:
-
Советский рассказ. Том второй
— Александр Твардовский -
С Карельского перешейка (из фронтовой тетради)
— Александр Твардовский -
Василий Тёркин
— Александр Твардовский -
За всех маленьких в мире
— Александр Твардовский -
Как был написан «Василий Теркин» (ответ читателям)
— Александр Твардовский -
Домик под грушевым деревом
— Елизавета Дмитриева -
Алая нефть
— Константин Юст, Михаил Запрудный, Алексей Крученых, Сергей Городецкий, Георгий Астахов -
Четвертый год
— Борис Несмелов, Борис Перелешин, Николай Тихомиров -
Авто в облаках
— Анатолий Фиолетов, Сергей Третьяков, Вадим Шершеневич -
Конница бурь № 1
— Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Сергей Есенин
Тема, основная мысль и композиция
Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.
Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.
В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.
Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» — о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» — о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» — о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» — о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» — о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» — о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» — о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» — о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» — о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» — о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» — о движении Тёркина от западной границы до Германии.
Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.
Я слышу это не впервые (немые) · твардовский · анализ стихотворения
- Я слышу это не впервые,В краю, потоптанном войной,Привычно молвится: немые, —
- №4 И клички нету им иной.
- Старуха бродит нелюдимоУ обгорелых черных стен.— Немые дом сожгли, родимый,
- №8 Немые дочь угнали в плен.
- Соседи мать в саду обмыли,У гроба сбилися в кружок.— Не плачь, сынок, а то немые
№12 Придут опять. Молчи, сынок…
Голодный люд на пепелищеВарит немолотую рожь.И ни угла к зиме, ни пищи…
№16 — Немые, дед? — Немые, кто ж!
- Немые, темные, чужие,В пределы чуждой им землиОни учить людей России
- №20 Глаголям виселиц пришли.
Пришли и ног не утирали.Входя в любой, на выбор, дом.В дому, не спрашивая, брали,
- №24 Платили пулей и кнутом.
- К столу кидались, как цепные,Спешили есть, давясь едой,Со свету нелюди. Немые, —
- №28 И клички нету им иной.
- Немые. В том коротком словеЖивей, чем в сотнях слов иных,И гнев, и суд, что всех суровей,
- №32 И счет великих мук людских.
- И, немоты лишившись грозной,Немые перед тем судомЗаговорят. Но будет поздно:
№36 По праву мы их не поймем…
- Ya slyshu eto ne vpervye,V krayu, potoptannom voynoy,Privychno molvitsya: nemye, —
- I klichki netu im inoy.
- Starukha brodit nelyudimoU obgorelykh chernykh sten.— Nemye dom sozhgli, rodimy,
- Nemye doch ugnali v plen.
- Sosedi mat v sadu obmyli,U groba sbilisya v kruzhok.— Ne plach, synok, a to nemye
Pridut opyat. Molchi, synok…
Golodny lyud na pepelishcheVarit nemolotuyu rozh.I ni ugla k zime, ni pishchi…
— Nemye, ded? — Nemye, kto zh!
- Nemye, temnye, chuzhiye,V predely chuzhdoy im zemliOni uchit lyudey Rossii
- Glagolyam viselits prishli.
Prishli i nog ne utirali.Vkhodya v lyuboy, na vybor, dom.V domu, ne sprashivaya, brali,
- Platili puley i knutom.
- K stolu kidalis, kak tsepnye,Speshili yest, davyas yedoy,So svetu nelyudi. Nemye, —
- I klichki netu im inoy.
- Nemye. V tom korotkom sloveZhivey, chem v sotnyakh slov inykh,I gnev, i sud, chto vsekh surovey,
- I schet velikikh muk lyudskikh.
- I, nemoty lishivshis groznoy,Nemye pered tem sudomZagovoryat. No budet pozdno:
Po pravu my ikh ne poymem…
Nemye
- Z cksie ‘nj yt dgthdst,D rhf/, gjnjgnfyyjv djqyjq,Ghbdsxyj vjkdbncz: ytvst, —
- B rkbxrb ytne bv byjq/
- Cnfhe[f ,hjlbn ytk/lbvjE j,ujhtks[ xthys[ cnty/— Ytvst ljv cj;ukb, hjlbvsq,
- Ytvst ljxm euyfkb d gkty/
- Cjctlb vfnm d cfle j,vskb,E uhj,f c,bkbcz d rhe;jr/— Yt gkfxm, csyjr, f nj ytvst
- Ghblen jgznm/ Vjkxb, csyjr///
- Ujkjlysq k/l yf gtgtkbotDfhbn ytvjkjne/ hj;m/B yb eukf r pbvt, yb gbob///
— Ytvst, ltl? — Ytvst, rnj ;!
- Ytvst, ntvyst, xe;bt,D ghtltks xe;ljq bv ptvkbJyb exbnm k/ltq Hjccbb
- Ukfujkzv dbctkbw ghbikb/
- Ghbikb b yju yt enbhfkb/D[jlz d k/,jq, yf ds,jh, ljv/D ljve, yt cghfibdfz, ,hfkb,
- Gkfnbkb gektq b ryenjv/
- R cnjke rblfkbcm, rfr wtgyst,Cgtibkb tcnm, lfdzcm tljq,Cj cdtne ytk/lb/ Ytvst, —
- B rkbxrb ytne bv byjq/
- Ytvst/ D njv rjhjnrjv ckjdt;bdtq, xtv d cjnyz[ ckjd bys[,B uytd, b cel, xnj dct[ cehjdtq,
- B cxtn dtkbrb[ ver k/lcrb[/
- B, ytvjns kbibdibcm uhjpyjq,Ytvst gthtl ntv celjvPfujdjhzn/ Yj ,eltn gjplyj:
- Gj ghfde vs b[ yt gjqvtv///
- Ytvst
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
971 |
791 |
166 |
119 |
45 |
57 |
36 |
9 |
72,9 % |
3,16 |
10,8 % |
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге
4 строки, четверостишие | впервые-войной-немые-иной | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | нелюдимо-стен-родимый-плен | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | обмыли-кружок-немые-сынок | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | пепелище-рожь-пищи-ж | отсутствует (белые стихи) |
4 строки, четверостишие | чужие-земли-россии-пришли | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | утирали-дом-брали-кнутом | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | цепные-едой-немые-иной | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | слове-иных-суровей-людских | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | грозной-судом-поздно-поймем | отсутствует (белые стихи) |
Строфы, размер и рифмовка
Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.
Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.