🤔 опасение (страшись любви: она пройдет)

Михаил лермонтов "молитва": стихотворение, анализ, значение

Значение стихотворения

Анализ стихотворения Лермонтова «Предсказание» показывает, что произведение является пророческим. Автор предвосхитил историческое развитие Родины и предупредил об опасных последствиях. Падение старого правопорядка повлечёт за собой установление новой системы, законов, идеалов. Это приведёт к гибели людей, которые умрут во время революции. Лермонтов хотел оградить свою страну и уберечь, он предупреждал, но его просто не услышали… В 1917 году произошла революция. Большинство людей брали оружие ради спасения собственной жизни и своих близких. Представители «черни» учиняли убийства, насилие, грабежи.

Внимая ужасам войны (Н. Некрасов);

Песня о друге (В. Высоцкий);

Честная бедность (Р. Бернс);

Знайте (З. Гиппиус);

Забелелся туман за рекой (Ф. Сологуб);

Родное (Д. Мережковский);

Ты кончил жизни путь (Д. Байрон);

Уступи мне. скворец… (Н. Заболоцкий);

Братские могилы (В. Высоцкий);

У птицы есть гнездо… (И. Бунин);

Соловьи (А. Фатьянов);

М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) — знаменитый русский поэт, но писал он и прозу, был замечательным драматургом, художником, человеком, обладающим многими талантами. К сожалению, он рано закончил свой земной путь. В творчестве поэта есть не только гражданские, философские и личные мотивы, но и религиозные, духовная жизнь народа всегда волновала Лермонтова. Его произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе, а стихи стали основой для прекрасных народных песен и романсов. Молодой поэт оказал большой влияние на всю творческую среду своего времени и оставил великое наследие.

Михаил Лермонтов «Молитва»: анализ стихотворения

Михаил Лермонтов «Молитва» — это не просто стихотворение, а лирический монолог автора, написанный ямбом с пиррихием. Лермонтов пишет о том, что в жизни наступила трудная минута, он ищет утешения и сразу дает ответ на вопрос, где его найти — в молитве. Интересно, что автор не называет название молитвы и ничего не говорит о словах, которые мысленно произносит, но описывает свои ощущения, а в конце стихотворения мы видим и результат молитвы — облегчение, освобождение от тяжелых мыслей.

Тоска в «Молитве» — это символ невозможности поверить, тяжких сомнений, поэт рассказывает о том, что есть способ победить их. В то время, когда Лермонтов писал «Молитву», у него был творческий кризис и трудный период в жизни, но мы видим, что он нашел выход из него.

В стихотворении употребляются эпитеты, Лермонтов называет:

  • минуту трудной,
  • молитву чудной,
  • силу благодатной,
  • прелесть святой и непонятной.

И олицетворение «Грусть теснится и прелесть дышит», а также сравнение «сомнение – как бремя».

Художественные приемы и тонкая лирика стихотворения «Молитва» позволили ему войти в историю Русской литературы.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

«Опасение» М.Лермонтов

«Опасение» Михаил Лермонтов

Страшись любви: она пройдет, Она мечтой твой ум встревожит, Тоска по ней тебя убьет, Ничто воскреснуть не поможет.

Краса, любимая тобой, Тебе отдаст, положим, руку… Года мелькнут… летун седой

Укажет вечную разлуку…

И беден, жалок будешь ты, Глядящий с кресел иль подушки На безобразные черты Твоей докучливой старушки,

Коль мысли о былых летах В твой ум закрадутся порою И вспомнишь, как на сих щеках Играло жизнью молодою…

Без друга лучше жизнь влачить И к смерти радостней клониться, Чем два удара выносить И сердцем о двоих крушиться.

Анализ стихотворения Лермонтова «Опасение»

Лермонтовская трактовка любовной темы насыщена трагическими интонациями. Искренний и пылкий лирический герой сталкивается с непониманием, бездушием, предательством. Отчаявшись и исстрадавшись, он провозглашает: «Счастья без обмана нет», — и пытается отказаться от прекрасного, но рокового мучительного чувства. В «Опасении», созданном в 1830 г. тема отречения от любви приобретает оригинальное звучание.

Форма «Опасения» представляет собой монолог-обращение к лирическому «ты». Судя по тематике произведения, воображаемый собеседник или слушатель — молодой человек, ровесник героя. Первым звучит броское предупреждение: «Страшись любви». Начальная строфа объясняет причины, почему стоит избегать романтического чувства: любовь краткосрочна, порождает напрасные мечты, крушение которых оборачивается тоской и душевным опустошением.

Чтобы показать тщетность и нелепость любовных надежд, автор моделирует сатирическую картину будущего, которое ждет лирического объекта. Центральные четверостишия посвящены деталям жизни пожилой семейной пары. Изображение создается при помощи группы лексики с коннотациями немощи, нездоровья, увядания: «беден», «жалок», «безобразные черты», «докучливой старушки». С этой лексикой соседствуют примеры традиционной романтической интонации: «краса», «вечная разлука», «мысли о былых летах», «играло жизнью молодою». Комический эффект достигается путем гротеска, сплетения воедино юности и старости, цветения и увядания. На стилистическом уровне авторская ирония поддерживается фразами фамильярно-бытового характера: «отдаст, положим, руку».

В финальном катрене звучит обобщающий вывод, который одновременно служит решением проблемы. Лирический герой предлагает «влачить жизнь» в одиночестве, без любви. Такой вариант имеет преимущества: человек испытывает меньше беспокойств и страха перед неизбежной смертью.

В «Опасении» объектом обличения становится не любовь, а беспочвенные юношеские надежды. За авторским сарказмом кроется трагический подтекст: лирический герой, который осознает невозможность счастья, смиряется с одиночеством — и в настоящем, и в будущем.

Избрав в качестве объекта сатиры интимно-лирическую тему, поэт создает комический эффект при помощи комплекса характерных для лермонтовской поэтики приемов. Среди них — сарказм и ирония, гротеск и стилевое расслоение текста, элементы обличительной речи — инвективы.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью»

Время написания стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью…» до сих пор точно не определено. При этом существует несколько базовых версий от разных исследователей творчества Лермонтова. Литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум относил произведение к 1837 году. Он упоминал период, когда Михаил Юрьевич находился под арестом, связанным с расследованием дела о «Смерти поэта». Ираклий Луарсабович Андроников в качестве времени написания рассматриваемого текста указывал 1838 год. Мнение подкреплено тем, что автограф расположен на одном листе с «Кинжалом» и посвящением к «Тамбовской казначейше». Кстати, датировка обоих произведений также предположительна.

Не могут прийти к единому мнению литературоведы и по поводу трактовки стихотворения. Точно ясно одно – «Гляжу на будущность с боязнью…» представляет собой отражение напряженной внутренней ситуации, в которой находится лирический герой. У него впереди – возможные кардинальные перемены в жизни. Перед тем, как они свершатся, ему необходимо подвести промежуточный итог. Понять, к чему удалось прийти, что достигнуто. Ключевые вопросы – о какой будущности идет речь и что за другую жизнь имеет в виду Лермонтов? Некоторые специалисты по творчеству Михаила Юрьевича находят здесь ярко выраженную тоску по идеалу и нравственному обновлению. Другие литературоведы трактуют будущность как загробную жизнь, конец земного существования.

Второе толкование на первый взгляд кажется более верным. В стихотворении превалирует интонация меланхоличной безнадежности. В финале появляется образ «раннего плода, лишенного сока», символизирующий «увядшую» душу. Подобная метафора встречается и в других произведениях Лермонтова. В стихотворениях «Он был рожден для счастья, для надежд…» (1832) и «Дума» (1838) говорится о плоде, «до времени созрелом». В качестве главного аргумента против восприятия будущности как финала земного существования приводится первая часть анализируемого текста. Для нее характерна настолько сильная заинтересованность в грядущих событиях, настолько эмоциональные вопросы к жизни, что думать о пассивном приятии близкого конца не приходится.

В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» Лермонтов с удивительной психологической точностью показал пограничный момент, отличающийся остротой, мучительностью. Попав в сложнейшую ситуацию, лирический герой пытается осмыслить прошлое и настоящее, приподнять завесу тайны над будущим.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Твардовского «На дне моей жизни»
  • Анализ стихотворения Александра Твардовского «Награда»
  • Анализ стихотворения Александра Твардовского «О сущем»
  • Анализ стихотворения Александра Твардовского «Отец и сын»
  • Анализ стихотворения Александра Твардовского «Памяти матери»

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной;

Придет ли вестник избавленья

Открыть мне жизни назначенье,

Цель упований и страстей,

Поведать — что мне бог готовил,

Зачем так горько прекословил

Надеждам юности моей.

Земле я отдал дань земную

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла;

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя;

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

Анализ 2

Некоторые стихи обладают удивительной судьбой, и Она не гордой красотою.. – характерный тому пример. Оно написано Лермонтовым в раннем возрасте и посвящено Варваре Лопухиной, подруге детства, к которой он испытывал нежные чувства, на которые она отвечала взаимностью. Тем не менее, в итоге они не смогли соединиться полностью, и каждый имел собственный путь, поэтому поэт не публиковал стихотворение на протяжении длительного времени, вероятно, оно стало доступно общественности только после его гибели.

Стихотворение насыщенно нежными чувствами и искренностью, которую испытывал Лермонтов. Помимо этого оно довольно оригинальным образом описывает достоинства, которые являются не совсем характерными для женской красоты

В какой-то степени даже описывается и восхваляется отсутствие женской красоты в привычных рамках, но при этом внимание читателя акцентируется на некоторых других особенностях и деталях, которые, по мнению Лермонтова, тоже имеют высокую ценность

Сначала Лермонтов довольно ясно заявляет об общем факте: «не гордой красотою», то есть действительно, красота в привычном понимании тут отсутствует и, соответственно, отсутствуют воздыхатели и поклонники. Далее рассматриваются довольно типичные особенности женской фигуры, которые нередко выступают как основные достоинства и считаются признаками красоты. Именно поэтому никто не считает эту девушку чем-то действительно возвышенным и достойным поклонения, ведь, как известно, для мужчин в целом поклонение женской красоте является вполне характерным поведением.

Лермонтов видит в собственной избраннице нечто другое, он отмечает детали, которые составляют столь привлекательный образ. Каждая, казалось бы, незначительная деталь, такая, к примеру, как речь или улыбка, наполнена вдохновеньем и удивительной простотой, которые и являются в действительности привлекательными. Такое простое и искреннее описание дополняется заключительными строками от Лермонтова, который анализирует собственное отношение и наблюдает за тем, как он страдает и даже немного стыдится собственного восхищения.

Этот пример любовной лирики является довольно легким и простым для восприятия, тем не менее, он действительно может в каком-то смысле быть эталонным для всех времен. В нем автор смещает акцент восхищения с описания внешней женской красоты и последовательно всех деталей облика, как часто делают поэты, к рассмотрению своего ощущения и внутреннего чувства, которое оно создает в поэте. Пресловутая внутренняя красота описывается тут невероятно точно и понятно именно так как может быть воспринимаема мужчиной.

Анализ стихотворения Она не гордой красотою по плану

Средства художественной выразительности

Все художественные средства, используемые автором при создании этого стихотворения, служили для построения полноты образов себя самого как лирического героя, незнакомки в маске, выступающей в роли любимой женщины, и в целом для всеобъемлющей передачи трепетных чувств поэта.

Лермонтов использовал только одно сравнение и уже в первом четверостишии: «Звучал мне голос твой отрадный, как мечта». Поэт тем самым сразу заявляет о стремлении своего сердца к возлюбленной, способности легко узнать ее средь шума и бала и о душевной боли, наполняющей его, будучи одновременно рядом и далеко от нее.

Эпитеты передают яркую эмоциональную окраску, придаваемую поэтом описываемым чувствам и переживаниям: «пленительные глазки», «лукавые уста», «таинственная, холодная полумаска», «девственные ланиты». Вместе с тем эти художественные образы говорят о том, что поэт одинок и раним. Он осознает, что не найдет способа выражения своей любви. Порой ему кажется, что любимая играет его чувствами, кокетничает. Это явственно передается через метафоры: «светили мне твои пленительные глазки», «улыбалися лукавые уста», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей». «Уста» — как пример возвышенной лексики, сообщающий о силе чувств к незнакомке в маске. Восклицание «Счастливец!» также передает высокую степень эмоционального состояния лирического героя.

Лермонтов подошел к созданию данного стихотворения, будучи преисполненным самых теплых, искренних и крепких чувств к даме сердца. И потому он наполнил свое творение самой изысканной и трогательной лексикой.

Анализ стихотворения «Опасение» Лермонтова

Произведение «Опасение» Михаила Юрьевича Лермонтова относится к ранней лирике поэта.

Стихотворение написано в 1830 году. Его автору исполнилось 16 лет, весной он распрощался с Благородным пансионом, лето провел в усадьбе Середниково, где был сражен красотой Е. Сушковой, осенью приступил к занятиям в университете. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы мужские, женские, открытые и закрытые. Лирический герой – автор, беседующий, видимо, с ровесником или же с самим собой. Поэт размышляет о времени и приходит к неожиданным выводам. Герой наставительно предостерегает в повелительном наклонении: страшись. От любви одни неприятности. Во-первых, она проходит. Во-вторых, тревожит и убивает тоской. Да так, что после столь жестокого испытания трудно «воскреснуть», вернуть интерес к жизни. Во 2 четверостишии – о главном: краса, любимая тобой. Дальше начинаются мечты о будущем: тебе отдаст руку. Небольшие сомнения все же побуждают героя добавить к рассуждению «положим». Поскольку здесь начинается область мечты, появляется россыпь многоточий. «Года мелькнут»: справедливое, но довольно банальное утверждение, еще не испытанное героем на, так сказать, собственной шкуре. «Летун седой» (метафора и инверсия): подразумевается Кронос, мифологический персонаж, который изображается в виде крылатого старика. «Вечную разлуку»: смерть. В 3 строфе юноша выносит приговор долголетним союзам. Герой полагает, что престарелая пара – довольно жалкое зрелище. Пожилой влюбленный с радикулитом непременно располагается в креслах, подушках, а рядом ворчливая (докучливая) «старушка», черты лица которой смело можно назвать «безобразными». Тогда всякое воспоминание о молодости и красоте своей избранницы будет вызывать бесполезные сожаления. Интересно, что похожие меланхоличные мысли на тему старости легли и в основу посвящения неотразимой Е. Сушковой под названием «Весна». В заключительной строфе философствование героя переходит на иной уровень. Он декларирует одиночество, поскольку неизбежная утрата дорогих лиц кажется ему невыносимой. «Жизнь влачить»: похоже, герой уже не питает иллюзий. «К смерти радостней»: оксюморон. «Два удара»: кончину любимого человека, а потом и необходимость встретить свою собственную. Интонация достаточно мрачная, местами ироническая. Лексика от возвышенной до просторечной. Эпитеты: былых, вечную. Метафора: играло жизнью.

В своем «Опасении» М. Лермонтов предупреждает читателя о превратностях любви и неумолимости времени.

Жанр, тема и идея

Это социальное стихотворение, написано в жанре гражданской лирики. В нем поднята проблема российского общества и российского народа. Лермонтов не надеялся его опубликовать когда-нибудь. Он поделился с бумагой своими мыслями. Тема стихотворения заложена в его названии: предсказание о будущем России. И надо заметить, что Лермонтов не ошибся. В годы революции и гражданской войны Закон не защищал ни женщин, ни детей. Страна пережила эпидемии, были в ее жизни чума, и тиф, и голод.

Освобождение от царской власти – это и идея стихотворения, и мечта поэта. Вероятно, отсюда приписка в скобках. Поэт верит, что в России появится мощный человек, который освободит страну от царского гнета и выведет из феодального застоя.

Анализ стихотворения Лермонтова «А. О. Смирновой»

Адресат произведения 1840 г. — Александра Смирнова-Россет, женщина яркая и одаренная. До замужества она служила фрейлиной у двух императриц, пользовалась их благосклонностью за редкий ум, тактичность и вкус. Смирнову привлекала культурная жизнь, она посещала салон дочери Карамзина и сама организовывала подобные встречи, была в дружеских отношениях с выдающимися литераторами того времени.

Лермонтов, направившись с визитом к Смирновым однажды утром, не застал хозяйку дома. Стихотворение, посвященное Александре Осиповне, поэт записал в альбом, лежавший на столике в салоне. Произведение, которое появилось по случаю, на самом деле не является экспромтом: исследователям удалось обнаружить черновик и готовый автограф в другой редакции. Стихотворение существует в нескольких вариантах, причем ни один из них не приобрел статус окончательного.

Следуя жанровым особенностям альбомного мадригала, поэтический текст начинается с комплимента адресату. Лирический субъект, восторгаясь умом и образованностью дамы, критически позиционирует себя как «невежду» — искреннего, но простодушного человека, желавшего свести короткое знакомство с героиней. Личный характер первого четверостишия побудил издателей исключить эти строки из варианта, опубликованного при жизни поэта.

Центральная часть лермонтовского творения посвящена теме трудностей общения, здесь главенствуют мотивы смущения и робости, которые мешают герою. Антитеза «без вас» — «при вас» очерчивает противоречивые желания лирического «я», который не может определить свою роль. Герой будто примеряет маски оратора и слушателя, не решаясь выбрать определенную. Употребление двух однокоренных лексем — «молча» и «молчу» — подчеркивает неловкость ситуации, когда разговор содержит больше пауз, чем слов. Лирический герой удручен своими неумелыми попытками завести дружбу с адресатом.

За риторическим вопросом следует обобщение, в котором герой признает свое бессилие: «речь неискусная» не способна привлечь внимание умной проницательной собеседницы. Афоризм, составляющий финальное двустишие, приобрел самостоятельную жизнь в языковой системе, получив статус крылатого выражения

Лермонтовское творение отличается изяществом и выразительностью стиля, точностью передачи тонких оттенков эмоций. Интимный характер лирической ситуации подтолкнул некоторых исследователей отнести стихотворение к образцам любовной лирики, однако проблематика произведения указывает на желание заслужить симпатию, завязать дружеские отношения с адресатом.

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

Анализ стихотворения Лермонтова «Она не гордой красотою»

В жизни Михаила Лермонтова было несколько женщин, к которым он испытывал очень нежные и трепетные чувства. Одной из них являлась Варвара Лопухина, с которой поэт был знаком с самого детства. В 15 лет он был поставлен перед очень серьезным выбором, так как влюбился сразу в двух юных особ – Лопухину и Сушкову. Однако отдал предпочтение последней, хотя и понимал, что добиться ее взаимности будет совсем не просто.

Очень скоро Варвара Лопухина вышла замуж, и это известие разожгло в сердце поэта не только ревность, но и любовь. Удивительно то, что подруга детства испытывала к своему давнему воздыхателю не мене сильные чувства и готова была расторгнуть брак ради возможности разделить с Лермонтовым все печали и скорби совместной жизни. Однако поэт не принял такой жертвы и настоял на разрыве отношений. Тем не менее, молодые люди вели обширную переписку, и Варвара Лопухина была самой первой читательницей всех произведений поэта вплоть до его трагической гибели.

Правда, одно стихотворение она смогла увидеть лишь после смерти поэта. Лермонтов хранил его в отдельной тетради и не считал нужным публиковать, боясь скомпрометировать свою избранницу. Произведение «Она не гордой красотою», написанное в 1832 году, стало достоянием общественности спустя 15 лет. И ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано.

Примечательно, что поэту к тому времени едва минуло 18 лет, и по всем законам природы, он должен был увлекаться красотками и кокетками. Однако на фоне Варвары Лопухиной все они теряли свою привлекательность, потому что его избранница «не гордой красотой пленяет юношей живых». Воссоздавая по памяти образ любимой, Лермонтов отмечает, что она не может похвастаться ни станом богини, ни роскошным бюстом. За ней не ходят толпами поклонники и не признаются ей в любви, рассчитывая получить в награду хотя бы мимолетный взгляд. Тем не менее, эта женщина поражает воображение окружающих, так как ее «улыбки, речи и черты так полны жизни, вдохновенья, так полны чудной простоты». Отсутствие кокетства и наигранности, которые так раздражали Лермонтова, превращает Варвару Лопухину в глазах поэта чуть ли не в божество. И это чувство автору удается сохранить в своей душе на всю оставшуюся жизнь, хотя он и понимает, что никогда не сможет быть рядом с той, которая так дорога ему. Поэтому Лермонтов пишет, что «сердце любит и страдает, почти стыдясь любви своей», ставя жирный крест на взаимоотношениях с женщиной, которая могла бы сделать его по-настоящему счастливым.

Образы и символы

Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.

Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.

Лирический герой, в роли которого выступает сам автор, способен узнать свою любимую женщину даже под маской. Он отличает ее черты, замечает изящество линий ее стана и лица, ловит каждый звук ее голоса. Тот образ, который скрыт под маскарадной маской, бесконечно любим им, вызывает трепетный стук сердца и напоминает о сильном чувстве, сокрытом внутри. Остальное уже рисует воображение поэта, он грезит, что когда-то они смогут встретиться с возлюбленной «как старые друзья», тщетно надеясь выйти за рамки недозволенности и запретности. Автор будто раскаивается в том, что не смог одарить дорогую женщину счастьем, и отказывается признавать права на нее другого мужчины, помещика Бахметева.

Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.

Композиция, построение стиха

Композиция произведения линейная. Поэт условно делит стихотворение на две части:

  • В одной части прогнозирует будущую революцию: смутный век, «чёрный голод», время абсолютного произвола, многочисленных беспорядков, болезней, убийств. Михаил Юрьевич подробно описывает ужас и страх этого времени.
  • Во второй части показывает человека, главного «чудесника» всех изменений. Образ гордой личности является центром композиции произведения. Именно такой вождь перевернёт устройство страны.

Стихотворный размер — это пятистопный ямб с включённой парной рифмой, представленной в виде одной строфы.

Порывистая авторская мысль подчёркивается литературной формой стихотворения в виде одного распространённого сложного предложения, создающего впечатление единого целого.

Страшись любви: она пройдет

В 1830 году Лермонтов встречает красавицу Сушкову и сразу влюбляется в неё, забыл про душевную простоту Лопухиной (тыц), покорившей его душу, но не сердце, чуть ранее.

Екатерина Сушкова была светской девицей в худшем её воплощении, так как она, обладая дьявольской красотой, умела на раз-два покорять мужские сердца, но играла с покоренными, как с игрушками. Лермонтов был покорен быстро, но допуска к сердцу не получил, отчего страдал и проклинал всё, что связано с любовь, ставя ей в противовес одиночество.

Чтобы облегчить свое положение поэт и пишет этот стих, где сам себе придумывает сказку про опасность любви.

Какие аргументы мы видим против развития чувств? Тело тленно, сейчас ты любишь молодуху за румянец на щеках и высоту груди, но пройдет децл времени, и эта красота превратится в «докучливую старуху». Особенно обидно это созерцание старости, когда в голове ещё хранятся кадры юности… Это второй аргумент. Третий-четвертый катрены полностью раскрывают эту тему.

Финальная строфа подводит итог стихотворению, где автор приходит к выводу, что лучше в жизни оставаться одному – да, так потеряешь многие радости зрелости, но избавишь себя от старости в формате X2 – когда твоя собственная немощь лишь множится созерцанием старости в глазах твоей старушки.

На этом мы оставляем Лермонтова, нежно смотрящего в спину Сушковой влюбленным взглядом, но борющегося с желанием плюнуть на шлейф её модного платья).

История и предпосылки создания стихотворения

В России в ряде центральных губерний вспыхнула эпидемия холеры, которая повлекла за собой растерянность, страх, и недовольство крестьян. Недовольство оборачивалось против собственных помещиков, уездных и губернских чиновников.

Европу тоже лихорадило. В июле 1830 года во Франции вспыхнула очередная революция, в результате которой Карл Х был вынужден отречься от престола в пользу Луи Филиппа Орлеанского. В августе 1830 года вспыхнуло восстание в Брюсселе. В Греции война за независимость от османской империи длилась с 1821 по 1832 год. Обо всех этих событиях Лермонтов, свободно читавший по-французски, не мог не знать. Российские дворяне читали заграничную прессу. Некоторые сообщения о событиях, происходящих за пределами Российской империи, несмотря на цензуру, все же просачивались в российские журналы, обсуждались в салонах.

Молодой человек, помнивший о восстании декабристов, понимал, что недалек тот час, когда народ поймет: так жить, как живут российские крестьяне, нельзя. Человек имеет право жениться и выходить замуж по своей воле, не спрашивая у барина разрешения. Человек имеет право работать для себя, или получать достойную оплату за свой труд.

«Предсказание» – это не мистическое озарение, это плод логических рассуждений и размышлений над будущим России, это предупреждение властям.

Анализ стихотворения «Опасение» Лермонтова

Произведение «Опасение» Михаила Юрьевича Лермонтова относится к ранней лирике поэта.

Стихотворение написано в 1830 году. Его автору исполнилось 16 лет, весной он распрощался с Благородным пансионом, лето провел в усадьбе Середниково, где был сражен красотой Е. Сушковой, осенью приступил к занятиям в университете. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы мужские, женские, открытые и закрытые. Лирический герой – автор, беседующий, видимо, с ровесником или же с самим собой. Поэт размышляет о времени и приходит к неожиданным выводам. Герой наставительно предостерегает в повелительном наклонении: страшись. От любви одни неприятности. Во-первых, она проходит. Во-вторых, тревожит и убивает тоской. Да так, что после столь жестокого испытания трудно «воскреснуть», вернуть интерес к жизни. Во 2 четверостишии – о главном: краса, любимая тобой. Дальше начинаются мечты о будущем: тебе отдаст руку. Небольшие сомнения все же побуждают героя добавить к рассуждению «положим». Поскольку здесь начинается область мечты, появляется россыпь многоточий. «Года мелькнут»: справедливое, но довольно банальное утверждение, еще не испытанное героем на, так сказать, собственной шкуре. «Летун седой» (метафора и инверсия): подразумевается Кронос, мифологический персонаж, который изображается в виде крылатого старика. «Вечную разлуку»: смерть. В 3 строфе юноша выносит приговор долголетним союзам. Герой полагает, что престарелая пара – довольно жалкое зрелище. Пожилой влюбленный с радикулитом непременно располагается в креслах, подушках, а рядом ворчливая (докучливая) «старушка», черты лица которой смело можно назвать «безобразными». Тогда всякое воспоминание о молодости и красоте своей избранницы будет вызывать бесполезные сожаления. Интересно, что похожие меланхоличные мысли на тему старости легли и в основу посвящения неотразимой Е. Сушковой под названием «Весна». В заключительной строфе философствование героя переходит на иной уровень. Он декларирует одиночество, поскольку неизбежная утрата дорогих лиц кажется ему невыносимой. «Жизнь влачить»: похоже, герой уже не питает иллюзий. «К смерти радостней»: оксюморон. «Два удара»: кончину любимого человека, а потом и необходимость встретить свою собственную. Интонация достаточно мрачная, местами ироническая. Лексика от возвышенной до просторечной. Эпитеты: былых, вечную. Метафора: играло жизнью.

В своем «Опасении» М. Лермонтов предупреждает читателя о превратностях любви и неумолимости времени.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

История создания

Стихотворение было создано в 1841 году и относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Ему тогда уже наскучило светское общество, он чаще предпочитал уединение. Однако ради одной своей возлюбленной, навсегда оставившей след в его сердце, поэт иногда выезжает на балы. Там у него есть возможность встретиться с Варварой Бахметевой, в девичестве Лопухиной, и украдкой наблюдать за ней. Считается, что именно ей посвящены строки этого стихотворения.

Брат и сестры Варвары, состоявшей в дворянском сословии, дружили с Лермонтовым, который впоследствии и сам познакомился с барышней. Любовь между ними была платонической, но оттого не менее нежной, светлой и сильной. Варвара же была вынуждена принять предложение посватавшегося к ней состоятельного помещика Бахметева, так как родители ее были настроены против Лермонтова. Поэт посвятил возлюбленной не одно произведение. Считается также, что образы Веры и ее старого мужа из «Княжны Мери» (одна из глав «Героя нашего времени») списаны с четы Бахметевых.

Текст

Страшись любви: она пройдет,Она мечтой твой ум встревожит,Тоска по ней тебя убьет,Ничто воскреснуть не поможет.

Краса, любимая тобой,Тебе отдаст, положим, руку…Года мелькнут… летун седойУкажет вечную разлуку…

И беден, жалок будешь ты,Глядящий с кресел иль подушкиНа безобразные чертыТвоей докучливой старушки,

Коль мысли о былых летахВ твой ум закрадутся пороюИ вспомнишь, как на сих щекахИграло жизнью молодою…

Без друга лучше жизнь влачитьИ к смерти радостней клониться,Чем два удара выноситьИ сердцем о двоих крушиться!..

1830 год.

Гимном одиночеству и предостережением от безумства любви является стихотворение «Опасение», написанное Лермонтовым в 1830 году, на заре поэтической карьеры. На создание произведения Михаила Юрьевича подвигла собственная влюбленность в Сушкову, не ответившую ему ни граммом взаимности, и поиск юным 16-летнем сердцем смысла бытия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: