«забелелся туман за рекой…» ф. сологуб

Анализ стихотворения Сологуба «Забелелся туман за рекой» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

В стихотворении лирический герой в жаркий летний день гуляет в бору, где все озарено солнцем, где бор веселым блеском напоен, где смола на соснах янтарная и «прозрачнее стекла».

В стихотворении «Сказка» герой взрослее, он не один, появляется «она», с которой лирический герой идет «вдоль пустынных берегов над диким синим лукоморьем». И еще появляется, кроме образа бора, образ северного моря.

Подробнее…

Анализ стихотворения Фета «На заре ты ее не буди»

Афанасий Фет – поэт тонкой лирической души, умевший видеть и ценить красоту.

Все творчество этого художника слова, по сути, посвящено одной теме – восхищения и тоске по красоте, которую так легко разрушить, теме страдания по исчезнувшей гармонии.

Стихотворение «На заре ты ее не буди» в полной мере отражает эту тему. Лирический герой обращается к невидимому собеседнику, которым становится каждый читатель произведения.

Подробнее…

Анализ стихотворения Маяковского «Флейта-позвоночник»

Знакомство с Лилей Брик полностью изменило жизнь поэта Владимира Маяковского . Внешне он оставался все тем же дерзким молодым человеком, который писал резкие стихи и с иронией читал их любопытной публике. Однако сердце поэта разрывалось от неразделенного чувства к женщине, которая принадлежала другому.

Впрочем, в начале 20 века нравы в богемной среде царили довольно свободные, и начинающая журналистка Лиля Брик легко завязывала романы с мужчинами несмотря на то, что состояла в браке.

Подробнее…

Анализ стихотворения Цветаевой «Расстояние версты мили»

Стихотворение начинается с посвящения – Б. Пастернаку. Зная историю их взаимоотношений, легче понять смысл этого произведения Цветаевой.

Когда поэтесса оказалась в эмиграции, ей было сложно, как растению, пересаженному в чужеродную почву. Те, кто тоже убежал из Советского Союза, оказались не близки Марине Ивановне ни по духу, ни по творчеству. А вернуться на родину было нельзя. И переписка с Борисом Пастернаком была тем живительным ручейком, который питал ее желание жить и писать.

Подробнее…

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе»

Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей.

Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов.

Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие.

Подробнее…

Анализ стихотворения Сологуба «Забелелся туман за рекой»

Настоящая любовь пришла к Федору Сологубу достаточно поздно, и его избранницей стала известная петербургская переводчица Анастасия Чеботарвская. К моменту заключения брака в 1908 году поэту исполнилось 45 лет, однако он ни одного дня не пожалел о том, что судьба свела его с этой замечательной женщиной.

Впрочем, знакомство с Анастасией Чеботаревской состоялось намного раньше, так как она являлась частой гостьей литературных вечеров и даже писала о Сологубе критические заметки в питерских журналах. К своему подопечному Чеботаревская относилась с определенной долей скептицизма, хотя и восхищалась его талантом, самобытностью и образным восприятием окружающего мира. Что касается Федора Сологуба, то он был давно и безнадежно влюблен в Анастасию, поэтому ее отъезд во Францию привел поэта в уныние. Он не знал, увидит ли когда-нибудь свою возлюбленную, и что именно сулит ему такая встреча.

Угнетенный одиночеством и страдающий от неразделенной любви, в 1900 году Федор Сологуб публикует стихотворение «Забелился туман над рекой», каждая строчка которого наполнена тоской и грустью. «И теперь я совсем одинок», – отмечает автор, намекая на то, что отныне ему не встретить в литературном салоне Чеботаревскую, не устроить с ней дискуссию по поводу новый веяний в литературе, не услышать ее резких суждений по поводу символизма и молодых поэтов, считающих себя чуть ли не пророками. Спасают от чувства безысходности Сологуба лишь редкие загородные прогулки, когда он, наконец, может остаться один на один со своими мыслями и чувствами. «Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один», – отмечает поэт, признаваясь, что его не тяготит отсутствие компании.

Действительно, для человека, который часть своей жизни прожил в провинции, работая обычным учителем, встреча с родной природой является некой отдушиной, успокаивающим бальзамом для исстрадавшегося сердца. «И потом, по теченью реки, потихоньку пойду босиком», – пишет поэт, находя в таких прогулках особое удовольствие, но при этом не забывая о том, что где-то далеко находится его дом, в котором уже, наверное, собрались многочисленные друзья. Правда, той единственной, ради которой бы стоило прерывать свое маленькое путешествие, среди них нет, и это по-настоящему огорчает поэта. Лишь надежда на то, что когда-нибудь он вновь увидит женщину, разлука с которой причиняет такую сильную боль, заставляет автора идти вперед и думать о завтрашнем дне с улыбкой.

Фёдор СологубРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

История создания

Многие литераторы не раз заявляли, что в стихотворении «Забелелся туман за рекой» нашёл отражение период разлуки поэта с любимой женщиной, которую звали Анастасия Чеботаревская. Своими чувствами поэт поделился с читателями в произведении. Работу над созданием текста Фёдор Кузьмич завершил в 1885 году.

Некоторые обстоятельства из жизни поэта указывают на то, что упомянутая выше версия является обманчивой. Дело в том, что в 1885 году молодой поэт преподавал математику в провинции. В это время будущей супруге Фёдора Кузьмича только исполнилось восемь лет. При этом, их знакомство произошло лишь в 1907 году, когда молодые люди проживали в северной столице. Так что тут искатели романтических переплетений не угадали. Скорее всего, автор имел в виду другой роман, который не сохранился в памяти потомков.

Произведение Сологуба было впервые опубликовано в 1900 году. А спустя тринадцать лет его напечатали в сборнике под названием «Змеиные очи».

Интерпретация стихотворения «Забелелся туман за рекой» Ф.К. Сологуб

Строчки стихотворения «Забелелся туман за рекой» Ф.К. Сологуба раскрывают перед читателем образ леса, реки и окружающей природы, которые несут в себе загадочную и мистическую атмосферу. В первых строках поэта, мы видим образ тумана далеко за рекой, который скрывает собой красоты и тайны леса.

Стоит отметить, что Сологуб не просто описывает окружающий мир, он использует метафоры и символы, которые делают его поэзию намного более глубокой и значимой. Так, например, слово «забелелся» отсылает нас к образу зимы, холода и спокойствия. А слово «туман» символизирует тайну, загадочность и смуту.

При этом, Сологуб не ограничивается лишь описанием природы. В его стихотворении можно увидеть и отражение важных философских и эстетических идей начала XX века. Убеждение в том, что природа не есть только материя, которую мы можем увидеть и потрогать, убеждение в том, что существует другая, скрытая ее сторона, что прошлое живет в настоящем и что вся жизнь – это некая загадка, которая никогда не будет полностью разгадана.

Жанр, размер, направление

Перед нами пейзажная лирика. Автор делится с читателем своим состоянием одиночества и описывает окружающую природу.

Литературный размер стихотворения «Забелелся туман за рекой» — трехстопный анапест. В произведении Сологуб применил перекрёстную рифму, которая придала ему особую напевность и лиричность.

Федор Сологуб принадлежал к символизму и русскому декадентскому творчеству. Он был известным модернистом. Однако в начале своего пути он использовал более простые и универсальные формы, которые напоминают классическое стихосложение 19 века — золотого века русской поэзии. Например, данное стихотворение чем-то похоже на раннего Есенина: та же простота, те же деревенские образы, тот же буквальный посыл без подводных камней. Но в дальнейшем Сологуб значительно усложнит свой нарратив и художественный ряд.

Анализ 2

Название стихотворения Ф. К. Сологуба «Забелелся туман над рекой» подтверждает, с одной стороны, мысль читателя о том, что речь пойдет о природе родного край. Однако, после прочтения последней строки произведения становится очевидно, что пейзажи являются спутником автора по жизни. Так автор подчеркивает неразрывную связь человека и природы, их зависимость друг от друга.

Образы, которые использует в стихотворении автор стихотворения, имеют связь с обращением к родным истокам («мой дом»), туману, который вызывает ощущение безысходности лирического героя, подчеркивает одиночество и печальные думы героя. Упоминание о костре и огне также не случайно. Пламя символизирует страсть, которая была в прошлом. «Огонь воскрешу» — фраза, в которой теплится надежда лирического героя на восстановление отношений, создание взаимной любовной связи со своей половинкой. Течение реки – является воплощением жизни самого писателя.

Учитывая автобиографические данные Ф. К. Сологуба, можно с уверенностью говорить о романтическом настрое автора в произведении. Не остается сомнений в том, что у автора стиха есть горький опыт неразделенной любви. Здесь его образ одинок, задумчив. Но и нет места унынию. В некоторых строках звучит надежда на будущее счастье.

Автор посещает берег реки, где звучат его признания об одиночестве. На фоне природы ему легко говорить об этом, он чувствует в ней собеседника. Под треск костра, который он желает развести, хочется строить планы, мечтать. Он осознает свое одиночество, но в его раздумьях о любви, о жизни и будущем чувствуется позитивная нота. Связь с отчим домом дает веру в то, что человек не одинок, у него всегда есть поддержка.

О надежде на лучшее свидетельствует неоднократное использование глаголов, употребленных в будущей форме («поищу», «сношу», «пойду», «буду знать»). Образ свободного, не обремененного ни какими узами человека, подчеркивают действия: «пойду босиком», «помечтаю», «потихоньку».

Таким образом, в стихотворении автор представляет тесную взаимосвязь природы и человека, которые спасают друг друга. Человек на определенном жизненном этапе будто уходит в сторону, желая в тишине остаться с мыслями наедине, раскрыть тайны о несбывшемся желании. Чувствуется неторопливость и примирение с законами жизни, это дает ему силы верить в то, что лучшее – впереди.

Анализ стихотворения Сологуб — Забелелся туман за рекой по плану

Художественный стиль Ф.К. Сологуба

Федор Сологуб — один из крупнейших представителей символизма в русской литературе. Его творчество отличается особым художественным стилем, необычным подходом к языку и форме прозы и поэзии.

Одной из особенностей художественного стиля Сологуба является использование множества символов и образов, которые расширяют смысловую глубину его произведений. Автор часто создает неясные, многозначные ситуации, не желая подчеркнуть конкретный смысл происходящего.

Кроме того, Сологуб очень внимателен к лексическому составу своих текстов, используя в них необычные, неслышанные ранее слова и выражения, дополняющие образность и экспрессивность произведений.

Стилистический прием, который широко используется в творчестве Сологуба, — это повторения слов и фраз, создающие эффект возвратности и акцентирующие внимание читателя на той или иной части произведения. Таким образом, стиль Ф.К

Сологуба отличается высоким уровнем художественного мастерства, уникальным подходом к использованию языка и формы литературного произведения, а также использованием образов и символов, позволяющих передать глубинный смысл текста

Таким образом, стиль Ф.К. Сологуба отличается высоким уровнем художественного мастерства, уникальным подходом к использованию языка и формы литературного произведения, а также использованием образов и символов, позволяющих передать глубинный смысл текста.

Стихотворение «Забелелся туман за рекой» Сологуб Федор Кузьмич

Забелелся туман за рекой. Этот берег совсем невысок, И деревья стоят над водой, И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин, И в костер их на берег сношу, И под ними огонь воскрешу, Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки, Потихоньку пойду босиком, — А завижу вдали огоньки, Буду знать я, что близок мой дом.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Туман над тусклою рекой Туман над тусклою рекой, Туман над дальними полями, В тумане лес береговой Качает голыми ветвями, А было время — этот лес Шумел зелеными ветвями, И солнце с голубых небес Блестело…
  2. За рекой остатки песенки За рекой остатки песенки жмурят сонные глаза… Все уснуло. Смотрит весело в воду — лунная краса. Выходу один в поддевочке, ухмыляюсь сам себе. Дохнет рыбка на веревочке, засыпает дым в…
  3. Отравленный «Ты совсем, ты совсем снеговая, Как ты странно и страшно бледна! Почему ты дрожишь, подавая Мне стакан золотого вина?» Отвернулась печальной и гибкой… Что я знаю, то знаю давно, Но…
  4. Над рекой Жалобно в лесу кричит кукушка О любви, о скорби неизбежной… Обнялась с подружкою подружка И, вздыхая, жалуется нежно: — Погрусти, поплачь со мной, сестрица. Милый мой жалел меня не много….
  5. Уже вечереет… Спустился туман Уже вечереет… Спустился туман. У берега тише шумит океан… Рыбак, утомленный дневною тревогой, Плетется с добычей к избушке убогой И, полный признанья, бросает он взор На моря родного туманный простор……
  6. Туман на крышах, туман в ушах Туман на крышах, туман в ушах, Затылку — как на подушке. И деревья, и дыханье он мнет не спеша; Очки, ветровые стекла — Тоже его игрушки… Капли тумана — слезы…
  7. Сквозь слезы на глазах и сквозь туман души Владимиру Соколову Сквозь слезы на глазах и сквозь туман души весь мир совсем не тот, каков он есть на деле. Свистят над головой бесшумные стрижи, несутся по песку стремительные тени….
  8. Я пойду сегодня туда, где играют веселые вальсы Я пойду сегодня туда, где играют веселые вальсы, И буду плакать, как изломанный Арлекин. А она подойдет и скажет: — Перестань! Не печалься! Но и с нею вместе я буду…
  9. Над рекой рассвет встает Над рекой рассвет встает, Гаснет звездный хоровод, И восходит над страной утра вестник. Наш туристский лагерь встал, Боевой звучит сигнал, И, чеканя шаг, несется песня: Пусть дождь нас ожидает на…
  10. Сиреневый туман Сиреневый туман над нами проплывает. Над тамбуром горит полночная звезда. Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, Что с девушкою я прощаюсь навсегда. Ты смотришь мне в глаза и руку пожимаешь. Уеду…
  11. За рекой луга зазеленели За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады. Ветерок с полей тепло приносит, Горький дух лозины молодой… О, весна! Как сердце…
  12. Кружились белые березки Кружились белые березки, Платки, гармонь и огоньки, И пели девочки-подростки На берегу своей реки. И только я здесь был не дома, Я песню узнавал едва. Звучали как-то по-иному Совсем знакомые…
  13. Огоньки от звезды проплывают к звезде Огоньки от звезды проплывают к звезде, Так на Волге плывут огоньки по воде. Так в степи, пропадая потом без следа, Огоньками сверкая, бегут поезда. Все как прежде — и степи…
  14. Волосы за весок Волосы за висок между пальцев бегут, как волны, наискосок, и не видно губ, оставшихся на берегу, лица, сомкнутых глаз, замерших на бегу против теченья. Разрозненный мир черт нечем соединить. Ночь…
  15. Старый город над рекой дремучей Старый город над рекой дремучей В древности своей, Над той рекой, По которой проплывают тучи Далеко, далече, далеко. Старый город над рекой воспетой, Как тебя любить и вспоминать? Оттепель. Потом…
  16. Вопросы – Кто на небе живет голубом? – Я тебе расскажу потом. – Что за спички летят в грозу? – Где? Потом тебе расскажу. – Кто-то гонит овец кнутом? – Я…
  17. И вышла мачта черная — крестом И вышла мачта черная — крестом, На барже камень, сваленный холмом, И от всего, что плыло мне навстречу, Не исходило человечьей речи. И к берегам, где меркли огоньки, Вода ночная…
  18. Берег юга Берег моря — серый камень. Осень. Скука ни при чем. Как кому, а мне покамест снятся женщины еще. От шашлычной — смачный, злачный, к морю белый, как Кавказ, дым сползает…
  19. …И кончится это мученье …И кончится это мученье, Что встарь называлось тугою. И мы с тобой вниз… по теченью… С тобою… с тобою… с тобою… Наступит погода другая. И мы поплывем по теченью. Кругами……
  20. Экспромт Я уплыву на пароходе, Потом поеду на подводе, Потом еще на чем-то вроде, Потом верхом, потом пешком Пройду по волоку с мешком — И буду жить в своем народе!…

Вы сейчас читаете стих Забелелся туман за рекой, поэта Сологуб Федор Кузьмич

Ключевые образы в произведении «Забелелся туман за рекой» Ф.К. Сологуб

Туман — один из главных образов стихотворения, который символизирует неизвестность, таинственность, загадочность мира. Он отображает как ощущение что-то прекрасного, но в то же время страшного и непонятного.

Река — второй важный образ, который передает идею жизненного пути, который не может закончиться в одной точке. Поток реки как бы показывает то движение, которое присуще всему живому.

Лодка — символ определенного вида борьбы, то есть борьбы с бурной стихией. Лодка как бы показывает состояние спокойствия, когда силы будут напряжены и указано на то, что такое путь может продолжаться бесконечно.

Камыши — это еще один образ, который является символом плодородия, победы жизни над экспансивными действиями человека. Камыши достаточно высоки и возможность переплывать через них говорит о том, что жизнь продолжается, и она может противостоять природным силам.

Одиночество — идея одиночества и немножественности напоминает читателю еще раз о том, что это всего лишь сказки, и человек должен принять свою жизнь такой, какой она есть, что это может быть болезненно и трудно, но это все же его обязанность.

Темы, проблемы, настроение

Тема одиночества  — центральная в произведении. В стихотворении автор показал чувства и переживания лирического героя, который оказался в одиночестве. Это состояние вовсе не тяготит главного героя, но тоска при этом неизбежна. Он мечтает и греется у костра один, чтобы подвести какие-то итоги и прийти к согласию с самим собой.

Спасение от этого уединения он находит в ощущении родного дома, который ждет его в конце пути. Тема родного очага рождает надежду на лучшее и сглаживает состояние одиночества.

Тема природы не менее значима. Автор обрисовывает пейзаж, который создает необходимую атмосферу прочитанного. Туман над рекой — это традиционный символ неопределенности и ожиданий.

Настроение стихотворения «Забелелся туман за рекой» — светлое и уютное. В финале герой находит свой дом и ощущает его опору.

Анализ языковых приемов в стихотворении «Забелелся туман за рекой» Ф.К. Сологуб

Строфическая форма стихотворения «Забелелся туман за рекой» Ф.К. Сологуб остается постоянной на протяжении всех шести строф. Каждая строфа состоит из трех строк, а рифмовка абаб.

Автор использует множество языковых приемов для передачи своих эмоций и настроений. В стихотворении присутствуют эпитеты, метафоры, олицетворения и другие языковые фигуры. Например, «туман забелел за рекой» — эпитетическое описание тумана, который добавляет в комбинации с временем суток (ночью) спокойствие и таинственность.

Автор использует метафору деревьев, которые «серебрятся розами», для передачи красоты окружающей природы. Олицетворение «меж ними скользит дорога» создает образ туманной дороги, которая напоминает реки, текущие между деревьев в тумане.

Использование языковых приемов позволяет автору создать красивые и запоминающиеся образы и передать свои чувства и эмоции читателю через слова.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

Анализ 2

Название стихотворения Ф. К. Сологуба «Забелелся туман над рекой» подтверждает, с одной стороны, мысль читателя о том, что речь пойдет о природе родного край. Однако, после прочтения последней строки произведения становится очевидно, что пейзажи являются спутником автора по жизни. Так автор подчеркивает неразрывную связь человека и природы, их зависимость друг от друга.

Образы, которые использует в стихотворении автор стихотворения, имеют связь с обращением к родным истокам («мой дом»), туману, который вызывает ощущение безысходности лирического героя, подчеркивает одиночество и печальные думы героя. Упоминание о костре и огне также не случайно. Пламя символизирует страсть, которая была в прошлом. «Огонь воскрешу» — фраза, в которой теплится надежда лирического героя на восстановление отношений, создание взаимной любовной связи со своей половинкой. Течение реки – является воплощением жизни самого писателя.

Учитывая автобиографические данные Ф. К. Сологуба, можно с уверенностью говорить о романтическом настрое автора в произведении. Не остается сомнений в том, что у автора стиха есть горький опыт неразделенной любви. Здесь его образ одинок, задумчив. Но и нет места унынию. В некоторых строках звучит надежда на будущее счастье.

Автор посещает берег реки, где звучат его признания об одиночестве. На фоне природы ему легко говорить об этом, он чувствует в ней собеседника. Под треск костра, который он желает развести, хочется строить планы, мечтать. Он осознает свое одиночество, но в его раздумьях о любви, о жизни и будущем чувствуется позитивная нота. Связь с отчим домом дает веру в то, что человек не одинок, у него всегда есть поддержка.

О надежде на лучшее свидетельствует неоднократное использование глаголов, употребленных в будущей форме («поищу», «сношу», «пойду», «буду знать»). Образ свободного, не обремененного ни какими узами человека, подчеркивают действия: «пойду босиком», «помечтаю», «потихоньку».

Таким образом, в стихотворении автор представляет тесную взаимосвязь природы и человека, которые спасают друг друга. Человек на определенном жизненном этапе будто уходит в сторону, желая в тишине остаться с мыслями наедине, раскрыть тайны о несбывшемся желании. Чувствуется неторопливость и примирение с законами жизни, это дает ему силы верить в то, что лучшее – впереди.

Анализ стихотворения Сологуб — Забелелся туман за рекой по плану

«Чертовы качели» в поэзии и в жизни Ф. Сологуба

Качает черт качели Вперед — назад, вперед — назад… Ф. Сологуб Современники серебряного века с любовью, трогательно относились к поэту и прозаику Федору Сологубу. Вот что писала о нем Зинаида Гиппиус: «О Блоке можно было написать умер. И о Розанове.

Да и о Брюсове: он хуже, чем умер, он — большевицкий цензор, сумасшедший жестокий коммунист, пишет оды на смерть Ленина и превратился из поэта и беспомощного рифмоплета… что даже удивительно . Но могу ли я говорить о Сологубе? Он в России. Я его знаю, люблю неизменно, уважаю неизменно, вот уже почти тридцать лет…» Я специально привел столь объемную цитату из Гиппиус, потому что в этой характеристике — весь художник Сологуб и гражданин Сологуб, и явление «Сологуб в мире».

Поэт любим и уважаем творческой русской интеллигенцией за то, что не преклонил колен перед варварской властью большевиков. Многие это сделали. Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной: …Хочу конца, ищу начала, Предвижу роковой предел.

Противоречий я хотел, Мечта владычицею стала. Его влечет образ таинственной звезды — «звезды Маир». Но он всегда хочет возвратиться на родную свою землю. Известно, что, когда Сологуб выходил на эстраду и читал свои волшебные стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов.

В них сплеталось реальное с нереальным. Мне кажется, что его «мечта и действительность» в вечной игре с его душой — это и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о «чертовых качелях». Он словно был склонен во всем выискивать и, если ее там нет, то придумать: Потягайся с ведьмой мудрой, Силу в силе покажи… О, Кузмич мой беднокудрый, Ты меня заворожи!

Поэт сам был рад тому, что его кто-то заколдует, заворожит. И сам он часто брал ритм завораживающий, явно сам выступая в роли колдуна: …Ты не в круге, весь ты в точке, Я же в точку не вмещусь… …будешь умирать, И тогда поймешь и примешь Троецветную печать… Для придачи «волшебники» своим стихам он менял ритмы, искал таинственные смысловые и словесные ходы: Водой спокойной отражены, Они бесстрастно обнажены При свете тихом ночной луны.

Два отрока, две девы творят ночной обряд… Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но что поделать — он не любил эту суматошную братию, ему было жаль на них тратить время и душу.

Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда — темные силы властвовали в его поэзии: Когда я в бурном море плавал И мой корабль пошел ко дну, Я возопил: «Отец мой, Дьявол, Спаси меня, ведь я тону». Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку. После таких откровений, как детский сон, вспоминались его нежные строки: В поле не видно ни зги… Кто-то зовет: «Помоги!» Как помогу?

Сам я беден и мал, Сам я смертельно устал — Что я могу?.. Далее в стихах идет высокий нравственный мотив: Если не сможем идти, Вместе умрем на пути… Но, увы, процесс отхода от прошлых нравственных идеалов набирал губительную силу.

Если раньше он писал: Я верю в творящего Бога, В святые завесы небес… — то теперь стало: Собираю ночью травы И варю из них отвары… На фоне таких контрастов было невозможно понять, что за личность — поэт Сологуб. Сам он не проявлял к друзьям никакого особого внимания. Одно время их связывала дружба с Блоком. Но после написания Блоком «Двенадцати» он охладел и к нему.

Имя Сологуба вовсю гремело. Актеры выли с эстрады его знаменитое: Качает черт качели… Видимо окончательно разрушив свою душу, он уходил в мистику из реального мира: В мире ты живешь с людьми, — Словно в лесе, в темном лесе, Где написан бес на бесе, — Здесь с такими же зверьми. Видимо, это следует понимать как поражение Дон Кихота, который не смог осилить любовью и мечтой это населенное бесами пространство. «Чертовы качели», описав последний полукруг в жизни поэта, навсегда остановились.

Остановились для него, но в его поэзии они все еще раскачиваются задиристо и лихо, напоминая нам, что жизнь всегда можно сделать просто смертельной игрой.

Структура стихотворения

Строфическое стихотворение Ф.К. Сологуба «Забелелся туман за рекой» состоит из шести строф, где каждая строфа составлена из трех четверостиший. Всего в стихотворении 18 строк, где каждое четверостишие представляет собой четыре стопы.

Стихотворение характеризуется устойчивым рифмованным окончанием всех четверостиший в строфах. Образно-символическое содержание раскрывается постепенно от начала до конца. Два первых четверостишия в каждой строфе описывают явление природы, туман, достигшей своего апогея к моменту, когда вся природа замерла.

Третье четверостишие в каждой строфе вводит мотив любви, сопровождающейся трагическими последствиями, которые прослеживаются в четвертом четверостишии. Очевидна структурная симметрия между первой и шестой строфами, второй и пятой, третьей и четвертой строфами, обеспечивающая единство композиции.

Художественный стиль стихотворения выделяется символическими образами, глубоким подходом к развитию образа тумана, восходящего к тематике хмурых ночей и одиночества, а также изобилием эпитетов при описании природных явлений и переживаний любовных героев.

Значение стихотворения в творчестве Сологуба

Страницы творчества Федора Сологуба полны глубокой философской мысли и необычного мистического свойства. Одним из наиболее знаковых произведений автора является стихотворение «Забелелся туман за рекой». Это произведение объединяет многие темы, которые отражаются в творчестве Сологуба.

Экспрессивный язык стихотворения, образность и символизм запоминаются и оставляют глубокий след в душе читателя. «Забелелся туман за рекой» открывает перед нами границы между физическим и метафизическим, даже мистическим материалом, который оставляет неизгладимое впечатление.

Роликовость изложения, образность, художественный язык, философская задумка и символика — все это говорит о том, что стихотворение «Забелелся туман за рекой» имеет большое значение в творчестве Сологуба. Также можно заметить, что в ней заложены ряд мотивов и тем, которые появляются в других произведениях автора.

Воздействие стихотворения «Забелелся туман за рекой» Ф.К. Сологуб на читателя

Строки стихотворения «Забелелся туман за рекой» Ф.К. Сологуб переносят читателя в таинственный и меланхоличный мир. Картины природы и переживаемые чувства героя вызывают сильные эмоции и благодаря этому стихотворение становится запоминающимся и оставляет яркие впечатления.

Неповторимый художественный стиль Сологуба, переплетение символизма и эстетики декадентства, создает атмосферу загадочности и тайны. Читатель ощущает присутствие силы, которую нельзя описать словами, она проникает в каждую строчку стихотворения и оставляет свою глубокую отметину в сердце тех, кто прочитал это произведение.

Стихотворение впечатляет не только эмоциональной составляющей, но и четкой и точной формой. Метр, рифма, стихосложение, все эти элементы подчинены единому замыслу и создают цельное и гармоничное произведение. Оценивая это произведение, читатель понимает, что стихотворение «Забелелся туман за рекой» — это не просто словесный ряд, а целостный художественный образ.

  • Стихотворение вызывает в читателе:
    • чувство таинственности
    • меланхолию и грусть
    • восхищение художественным стилем
    • настроение, которое долго остается в памяти

В заключение, стихотворение «Забелелся туман за рекой» Ф.К. Сологуба является высокохудожественным произведением, которое оказывает глубокое воздействие на читателя. Оно пронизывает душу своей эстетикой и символизмом, вызывает сильные эмоции и оставляет после себя эффект запоминающейся и глубокой литературной работы.

Композиция

Композиционный строй анализируемого стихотворения включает в себя три строфы, каждая из которых раскрывает основную мысль произведения.

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. С помощью описания пейзажа поэт рассказывает читателю о своём душевном состоянии.
  2. В следующей строфе главный герой рассказывает о своём способе борьбы с грустью и тоской. Преодолеть чувство одиночества лирическому герою помогает атмосфера горящего костра. В этот момент он мечтает о самом прекрасном. Читатель замечает, что подобное одиночество совсем не тяготит поэта.
  3. Последняя строка представляет собой подведение итогов всех размышлений автора. Лирический герой прекрасно провел время, поддавшись своим мечтам, и теперь он возвращается домой.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Ответ или решение 1

Идея: выражение одиночества, грусти, тоски и душевных страданий, возникших в жизни автора, Фёдора Сологуба, из-за неразделённой любви.Тема: одиночество

Изобразительно-выразительные средства: Олицетворения: Забелелся туман за рекой, деревья стоят.Метафоры: огонь воскрешу, по течению реки пойду босиком.Анафора: одинаковое начало пяти строкПовторение: союзов «и» в шести строкахИнверсия: Забелелся туман за рекой, в костер их на берег сношу, буду знать я .Стихотворение, написанное настолько поэтично и душевно, по моему мнению, не может не вызвать тоску, передаваемую автором.

Настоящая любовь пришла к Федору Сологубу достаточно поздно, и его избранницей стала известная петербургская переводчица Анастасия Чеботарвская. К моменту заключения брака в 1908 году поэту исполнилось 45 лет, однако он ни одного дня не пожалел о том, что судьба свела его с этой замечательной женщиной.

Впрочем, знакомство с Анастасией Чеботаревской состоялось намного раньше, так как она являлась частой гостьей литературных вечеров и даже писала о Сологубе критические заметки в питерских журналах. К своему подопечному Чеботаревская относилась

с определенной долей скептицизма, хотя и восхищалась его талантом, самобытностью и образным восприятием окружающего мира. Что касается Федора Сологуба, то он был давно и безнадежно влюблен в Анастасию, поэтому ее отъезд во Францию привел поэта в уныние.

Он не знал, увидит ли когда-нибудь свою возлюбленную, и что именно сулит ему такая встреча.

Угнетенный одиночеством и страдающий от неразделенной любви, в 1900 году Федор Сологуб публикует стихотворение “Забелился туман над рекой”, каждая строчка которого наполнена тоской и грустью. “И теперь я совсем одинок”, – отмечает автор, намекая

на то, что отныне ему не встретить в литературном салоне Чеботаревскую, не устроить с ней дискуссию по поводу новый веяний в литературе, не услышать ее резких суждений по поводу символизма и молодых поэтов, считающих себя чуть ли не пророками. Спасают от чувства безысходности Сологуба лишь редкие загородные прогулки, когда он, наконец, может остаться один на один со своими мыслями и чувствами. “Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один”, – отмечает поэт, признаваясь, что его не тяготит отсутствие компании.

Действительно, для человека, который часть своей жизни прожил в провинции, работая обычным учителем, встреча с родной природой является некой отдушиной, успокаивающим бальзамом для исстрадавшегося сердца. “И потом, по теченью реки, потихоньку пойду босиком”, – пишет поэт, находя в таких прогулках особое удовольствие, но при этом не забывая о том, что где-то далеко находится его дом, в котором уже, наверное, собрались многочисленные друзья. Правда, той единственной, ради которой бы стоило прерывать свое маленькое путешествие, среди них нет, и это по-настоящему огорчает поэта. Лишь надежда на то, что когда-нибудь он вновь увидит женщину, разлука с которой причиняет такую сильную боль, заставляет автора идти вперед и думать о завтрашнем дне с улыбкой.

  • Анализ о я хочу безумно жить блок кратко о

      

  • Проект здоровячок в старшей группе доу

      

  • Таблетки силуэт для чего кратко

      

  • Что входит в лабораторию исследований для средней гр детского сада

      

  • Контекстный подход как активный метод обучения в высшей школе

Основная идея

В своё произведение Фёдор Кузьмич вложил глубокий смысл. В стихотворении «Забелелся туман за рекой» состояние одиночества не тяготит главного героя, это ощущение даже вдохновляет его на мечту. Однако, по мнению поэта, в состоянии одиночества хорошо лишь мечтать и размышлять о прекрасном, а вот жить необходимо с дорогими и близкими людьми. В финале герой не отдаляется от них, не погружается в свое уединение, а идет по направлению к дому — туда, где всегда поддержат и поймут.

Главная мысль стихотворения «Забелелся туман за рекой» заключается в том, что необходимо преодолевать одиночество при помощи огоньков-маячков, которое хоть и «вдали», но находятся там же, где и всегда, что дает опору и уверенность в завтрашнем дне. Даже если вы одиноки, как и герой произведения, не следует отдаляться от того, что дорого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: