Анализ и мораль басни ларчик крылова 6 класс

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Осел и соловей» следует начинать с обрисовки сюжетной канвы, описания событий, о которых говорит баснописец. Основные события выглядят следующим образом:

  1. Встреча героев, Соловья и Осла. Последний сообщает, что наслышан о певческом таланте птички и просит что-нибудь исполнить.
  2. Описание трели Соловья. Крылов подробно рассказывает, какие сложные звуки удалось издавать маленькому музыканту, как они благоприятно влияли на слушателей. Пением наслаждался пастух. Получая от него истинное удовольствие, он улыбался своей прекрасной пастушке.
  3. Оценка Осла. Соловей, по его мнению, поет неплохо. Но ему есть чему поучиться у местного петуха.
  4. Реакция Соловья. Почувствовав себя оскорбленным, он улетает.
  5. Авторская оценка: «Избавь Бог нас от таких судей».

Так выглядит краткое содержание небольшого, но очень емкого и образного текста. Главных героев два.

Тематика произведения

Главным героем басни является механик, работающий в мастерской. Увидев искусный ларчик без замка, он старался открыть ларец, но его попытки заканчивались неудачей. В результате механик устал и решил оставить ларчик. Вскоре герой обнаружил, что ларец открывается легко. Его старания были напрасными, что вызвало насмешку со стороны общества.

Основной темой басни «Ларчик» является высмеивание напрасных физических и умственных усилий для решения простых проблем. Главный герой имеет большой опыт работы с механическими приборами, что является предметом его гордости. Увидев искусный ларец без замковых механизмов, механик решил разгадать его секрет. Персонаж желает открыть ларчик, публично продемонстрировав свои навыки обществу.

Механик прикладывает большие усилия, но ларец ему не поддается. В результате он осознает, что ларчик не имеет секрета и открывается без лишних усилий. Герой преднамеренно усложнил задачу и приложил множество напрасных усилий. Он является примером людей, которые хвалят собственный ум, но не умеют справиться с простыми задачами. Автор осуждает этих личностей и высмеивает их самолюбие.

Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Анализ басни «Ларчик»

Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом, Так; он и без замка; А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и Ларчик вам открою: В механике и я чего-нибудь да стою». Вот за Ларец принялся он: Вертит его со всех сторон И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. Тут, глядя на него, иной Качает головой; Те шепчутся, а те смеются меж собой. В ушах лишь только отдается: «Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется. Потел, потел; но, наконец, устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался: А Ларчик просто открывался.

Краткое содержание

Иллюстрация Е. Рачёва

Как-то раз механик оказался в мастерской. Там ему довелось увидеть красивый и искусно выполненный ларчик. На данном ларчике не было замка. Герой утверждал, что обязательно разгадает секрет механизма и откроет ларец. Механик старался различными методами открыть ларец. Однако все попытки остались безуспешными. Около него столпился народ и смеялся над ним. В итоге механик устал и отступился. А как оказалось, ларец открывался просто.

Мораль

Человек довольно часто пытается отыскать сложные способы решения проблемы, когда она на самом деле может быть решена достаточно легко.

Анализ басни

История создания

Басня «Ларчик» была впервые прочитана И. А. Крыловым у князя Шаховского в мае 1807 года. Произведение было опубликовано в журнале «Драматический вестник» за 1808 г.

Смысл названия

Ларчик (или ларец) — устаревшее название небольшой шкатулки, сундучка, нередко имевшего какой-нибудь хитроумный замок с секретом.

Основная тема

Основная тема произведения — насмешка над ненужными физическими и умственными усилиями в самом простом деле.

До появления мудреца никому и в голову не приходит, что Ларец может иметь какой-то секрет. Люди просто любуются чудным произведением мастера.

Мудрец далек от понимания прекрасного, ему не терпится продемонстрировать свои глубокие познания в Механике. Отсутствие замка у Ларца только усиливают его подозрения насчет секрета. Однако все знания и умения мудреца не приносят ему никакого успеха. Вспотевший герой никак не может открыть Ларец и признает свое поражение.

В финальной, вошедшей впоследствии в поговорку, фразе («А Ларчик просто открывался») содержится едкая ирония по поводу чрезмерно хвалящих свой ум людей, попадающих в тупик в повседневных ситуациях.

Проблематика

Главная проблема, заложенная в басне, — намеренное усложнение очевидных вещей и понятий. Автор дает самый наглядный пример, но эта проблема встречается практически во всех областях человеческой деятельности.

Проявляя свою «заумность», люди стремятся возвыситься, искусственно поднять свой авторитет и добиться уважения со стороны окружающих. Вот только часто их умственные потуги оказываются не только бесполезными, но и откровенно глупыми.

Композиция

Произведение имеет традиционную для басен Крылова структуру: краткое авторское вступление и основная часть, завершающаяся нравоучительным выводом.

Чему учит автор

Басня призвана показать, что при решении какой-либо проблемы следует прежде всего искать самое простой и доступный путь, а не углубляться в размышления и поиск секретов. Мудрец превращается в глупца, потому что Ларчик может легко открыть любой ребенок.

Ирина Зарицкая | .5k | Оценить:

Читательский дневник по басне «Волк на псарне» Ивана Крылова

Название произведения: «Волк на псарне»

Число страниц: 3.

Жанр произведения: басня.

Главные герои: Волк, Ловчий.

Характеристика главных героев:

Волк — расчётливый, хитрый.

Хотел разжалобить ловчего.

Ловчий — умный, сообразительный и смелый.

Не купился на жалобные слова волка.

Краткое содержание басни «Волк на псарне»

Волк по ошибке попал вместо овчарни на псарню.

Псы подняли лай, сбежались псари, стали травить волка.

Кто-то побежал за огнём.

Волк прижался к стене и понял, что ему приходит конец.

И он решил пуститься на хитрость.

Стал убеждать псарей, что пришёл с миром, что готов защищать стадо от своих собратьев.

Хотел даже дать честное слово.

Но ловчий прервал его речь.

Он сказал, что с волками не заключает мировой, а спускает с них шкуру.

И спустил на серого свору собак.

Основная мысль басни «Волк на псарне»

Мораль басни в том, что с врагами нельзя ни о чём договариваться, их нужно бить.

Главная мысль басни в том, что враг нет доверия, и его хитрые речи слушать нельзя.

Основная идея басни в том, что враг может пуститься на любую хитрость, чтобы добиться своей цели.

А значит его надо бить, а не слушать.

Чему учит произведение

Басня учит не доверять противнику и не пытаться с ним помириться.

Учит действовать решительно и смело.

Учит не поддаваться на хитрость.

Учит тому, что враг всегда останется врагом.

Краткий отзыв о басне «Волк на псарне» для читательского дневника

Прочитав эту басню, я вспомнила историю Отечественной войны 1812 года.

Ведь именно её событиям посвятил своё произведение автор.

Под образом хитрого Волка он вывел Наполеона.

А прообразом умного Ловчего стал Кутузов.

Волк попался псарям и пытался хитростью завоевать их доверие.

Но верить серым последнее дело, и это отлично понимал мудрый ловчий.

Он не стал слушать посулы, а просто спустил на него стаю собак.

Это поучительная басня, которая говорит о том, как нужно вести переговоры с врагами.

Автору удалось в метафоричной форме отразить события Отечественной войны и нашествия французов.

Он убедительно показал, как следует поступать с хитрецами.

Мне понравился спокойный и мудрый ловчий.

Он много общался с волками и знал, что тот всегда останется врагом.

Всегда будет резать овец, несмотря ни на какие обещания.

А потому просто покончил с наглым обманщиком.

Я всем советую прочитать эту басню и поступать со своими врагами так, как это сделали с ними её герои.

Пословицы к произведению:

  • Не клади волку палец в зубы.
  • На вид простак, а в душе хитряк.
  • Как не хитри, а правды не перехитришь.
  • Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
  • У хитрого начала скандальный конец.

Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:

  • «Листы и Корни»
  • «Стрекоза и Муравей»
  • «Ларчик»
  • «Мартышка и Очки»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Осёл и Соловей»
  • «Квартет»
  • «Зеркало и Обезьяна»
  • «Слон и Моська»

Библиотека произведений автора пополняется.

Пересказ басни «Квартет» Крылова

Собрались как-то четверо друзей: Обезьянка, Козел, Осел, и Медведь, сыграть на музыкальных инструментах. Затеяли они сыграть Квартет, хоть таланта такого не имели.

Они взяли инструменты, достали ноты и принялись играть. Сидели музыканты на лугу. Ударили они и в скрипки, и в альты, и в баса, но толку нет. Мартышка подумала, что они не так сидят, поэтому музыка не получается. Она принялась всех рассаживать по определенным местам, и сама пересела.

Разместились звери, и опять смычками заиграли. Но удивительно, у них ничего не вышло, результат тот же. Теперь сказал, Осел, что надо рядышком всем сесть. Сели звери дружно в ряд, а Квартет опять не ладится. Начали друзья спорить, что, да как им делать и сидеть. Поднялся шум, гам, и на эту суматоху прилетел Соловей.

Обратились музыканты к сладкозвучной птице, чтобы он их рассадил правильно, а то Квартет не получается, хотя все инструменты, и ноты, имеются. Соловей ответил друзьям, что если нет ни слуха, ни голоса, рассаживай, не рассаживай – музыки не получится.

Басня учит нас заниматься своим делом, к которому есть талант и призвание. Обычно самоуверенные люди хватаются за все и сразу, даже если не способны это сделать. Ничего хорошего из этого не получается. Если твоя работа тебе по душе, и ты знаешь, как ее выполнить, это дело будет ждать успех.

«Волк и Ягненок»: анализ басни Крылова

Известный басенный сюжет, в который Крылову удалось внести своё понимание отношений Силы (Волк) и Бессилия (Ягненок), показать, что проблема их взаимоотношений выходит за рамки конкретных ситуаций и является общечеловеческой, она была всегда и будет тоже всегда, вот только каждая эпоха наполняет её собственным конкретным содержанием.

В басне Крылова «Волк и Ягненок», анализ которой мы проведем, мы встречаемся с не совсем традиционной для басни композицией: мораль, которая чаще всего завершает басню (как «объяснение» происходящего), в данном случае ее предваряет «У сильного всегда бессильный виноват», и тем самым задаётся авторская точка зрения на изображаемые в произведении события, выражается далеко не такая простая авторская позиция.

Уже в самом начале повествования автор говорит о том, что в поведении Волка является наиболее отталкивающим. В общем-то, Волк животное не травоядное, он хищник, поэтому его радость при виде Ягнёнка объяснима: он голоден, а тут сама пища пришла к нему… Если бы он просто съел Ягненка, то его трудно было бы за что-то осуждать, но он старается придать своим поступкам законность, обосновать правильность своего поведения: «Но делу дать хотя законный вид и толк…».

Крылов тонко подметил основную черту всякой несправедливости: тот, кто ее совершает, старается придать своим действиям внешне пристойный вид, он никогда не признается, что творит произвол, осуществляет «право сильного». Поэтому Волк начинает всячески придираться к Ягнёнку, обвинять его в том, что «наглец, нечистым рылом» мутит его питьё, что «ты ещё в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил», а на робкие возражения Ягнёнка («Помилуй, мне ещё и отроду нет году») разражается тирадой, в конце которой обещает «разведаться» с Ягнёнком за «грехи» его несуществующих родственников. В конце концов, устав выслушивать оправдания несчастного Ягнёнка («Молчи! Устал я слушать…»), Волк заявляет прямо и откровенно: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»! Этого оказывается достаточно для того, чтобы Волк «в тёмный лес Ягненка поволок».

Таким образом, в конце басенного повествования читателю становится понятным, что все предыдущие рассуждения Волка о якобы справедливости наказания, которому он подвергнет Ягненка, не более чем попытка оправдать своё поведение некими высшими соображениями морали. Следовательно, Крылов усложняет мораль басни «Волк и Ягненок», автор осуждает Волка не столько за то, что тот олицетворяет собой грубую Силу, сколько за лицемерие, за стремление оправдать своё безжалостное отношение к «бессильному» моральными нормами, что противоречит самому понятию морали. Такая трактовка хорошо известного басенного образа может быть объяснена новаторством Крылова-баснописца.

Читать текст басни:

Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает. Зато на одного из них пришла беда! Он костью чуть не подавился. Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; Пришло хоть ноги протянуть! По счастью, близко тут Журавль случился. Вот кой-как знаками стал Волк его манить И просит горю пособить. Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею Кость вытащил и стал за труд просить. \»Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, — Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный! А это ничего, что свой ты долгий нос И с глупой головой из горла цел унес! Поди ж, приятель, убирайся, Да берегись: вперед ты мне не попадайся\».

Анализ басни Ивана Крылова «Ларчик»

В произведениях Ивана Андреевича Крылова, автор оставляет свой след, и это след человека мудрого, но доброго и незаносчивого. Его абстрактный образ можно выразить в форме бородатого волшебника, которому запрещено вмешиваться в суть вещей.

И он старается помочь тем, кто оказался в трудной ситуации, лишь подсказывая им верный путь, указывая, как лучше поступить. Так и Крылов — в своих баснях он стремится показать, сколь нелепы бывают наши суждения, как глупо мы порою поступаем.

Однако, делает это он совершенно удивительным образом.

https://youtube.com/watch?v=yW5MUVGMtd8

В мире вряд ли найдется человек, который увидел свое отражение в баснях Крылова и, при этом, получил негативные эмоции.

В образе зверей, простых рабочих и даже насекомых, мы видим самих себя, поставленных в те или иные ситуации. Ситуации совершенно обыденные, бытовые — и от этого понятные, близкие.

Невольно задумываешься, что, будучи в таком же положении, ты, наверное, поступил бы так же. Но разве кто из нас не ошибался?

Бывает, что мы пасуем перед трудностями.

Обратите внимание

Но стоит нам оглянуться, рассмотреть ситуацию с позиции наблюдателя — так сразу становится ясно, что никаких трудностей то и не было! В басне «Ларчик» мы встречаем человека, который сам себя считает мудрецом.

И вот он сталкивается с удивительным чудом механическим — с прекрасным ларцом. Ларец, действительно, прекрасен, замечательно украшен и все находящиеся в комнате им любуются.

Но разве мудрец может быть мудрецом, если не проявит мудрости даже в такой обыденной ситуации? И наш мудрец заявляет, что у ларца этого есть секретный механизм, открыть которому здесь никому не под силу. И лишь он, мудрец, разгадает эту тайну и откроет ларчик, безо всякого ключа.

Но как бы он не старался, разгадать тайну ларчика мудрец не смог.

Какие бы инструменты он не использовал, как бы он его не вертел — все тщетно. И, разочаровавшись — в себе ли, в хитром ли механизме — мудрец бросает свою затею. А ведь «ларчик просто открывался».

Жизнь намного более понятная и прекрасна, если относиться к ней проще.

Этот вызов, который мудрец поставил сам перед собой, является немного ироничным отражением наших жизней. Ведь часто бывает так, что трудно сделать первый шаг, кажется, что преграда непреодолима. И как только мы проходим этот этап, так чувствуем себя великолепно — словно мы и есть тот мудрец, который так и не смог открыть ларчик.

(No Ratings Yet)

Анализ басни Ларчик, главные герои басни

Анализируя одну из наиболее оригинальных басен Ивана Крылова «Ларчик», мы видим самоуверенного и, наверное, опытного, но совсем не сообразительного механика, который всячески старался открыть ларец, но это оказалось ему не под силу. Зрители, которые собрались посмотреть на это действие, всячески пытались помочь своими подсказками, но и это не привело к успеху.

Вся разгадка скрывается в последних строках произведения «А ларчик просто открывался», но, насколько просто известно одному автору. В жизни до воли часто случается, что люди ищут выход с простой ситуации сложными путями, чем сильно все усложняют. Так и главному герою нужно было просто открыть ларец, а не выдумывать хитро-мудрые варианты. Автор данного произведения своими строками хотел донести к человечеству, что не нужно выворачивать его басни наизнанку подбирая ключ к каждой строчке и слову, а стоит посмотреть на поверхности. Так же присутствует намек на то, что не следует бросать начатое дело, на полпути столкнувшись с малейшими трудностями.

Если же разобрать произведение с обратной стороны, то мы видим что автор не дал конкретного ответа как именно открыли ларец. Тут не совсем понятно проблема в отсутствии или наличии замка или же в глупости мастера. Из этого выходит другая мораль: из любой проблемы нет единственного правильного выхода и решения нужно разбирать ситуацию и искать особенный, индивидуальный подход.

Иван Андреевич в своих баснях, в том числе и в «Ларчик», удивительным образом старается открыть людям глаза на простые, нелепые ситуации и глупые поступки. Если бы главный герой (механик) был немного умнее и не преувеличивал свои возможности, не считал себя великим мудрецом, а посмотрел на поставленную перед ним задачу, то с легкостью бы открыл прекрасный ларец.

Над чем смеется И.А. Крылов в басне «Ларчик»?

Высмеивает Крылов такую категорию людей как псевдомастера. Которые возомнив из себя великий мастеров могут только бахвалиться, а на самом деле сделать ничего не могут. Именно такой мастер в басне не смог открыть ларчик, а вет он просто открывался на самом деле.

В жизни тоже встречаются такие люди, которые только и могут что хвастаться своим мастерством, а на самом дела сделать сами по настоящему ничего не могут.

В своей широко известной басне Иван Андреевич Крылов, как всегда, нашел, над кем посмеяться. И поделом им будет!

А на самом деле крышка открывалась просто.

Вот и посмеялся баснописец над хвастунами, над неумелыми мастерами, над теми, кто идет сложным путем при решении простой житейской задачки, над теми, кто не умеет просто подумать. А таких людей в жизни очень много.

Басня Крылова «Ларчик» хоть и короткая, но как и его остальные басни, очень мудрая, жизненная. В ней с юмором оказаны различные человеческие качества.

Крылов в басне «Ларчик» смеется над:

Вопрос о кратком содержании басни «Ларчик» поднимался здесь.

Есть определенная категория людей, которые ничего не понимая в сути вопроса, тем не менее мнит себя большими специалистами и готовы развивать свои откровенно бердовые идеи часами, надоедая всем нормальным людям.

Другая категория людей во всем старается найти сложность, некую тайну, не понимая, что все в мире на самом деле устроено очень просто. Для таких людей простой ларчик без замка кажется вещью невозможной, в которой обязательно должен быть секрет, потому что они не представляют, что можно просто откинуть крышку, не выискивая скрытой кнопки.

Про эти две категории и написана басня Крылова «Ларчик»: про псевдомастеров и про сторонников сложностей. Соответственно над ними автор и смеется.

Механик так и не смог открыть ларчик, следует вывод, что механик оказался с плохим зрением и проглядел замочек, который открывает ларчик. Несколько неутешительных выводов можно сделать, прочитав басню «Ларчик». Мало того, что механик плохо видит, так он еще и похвалился своим умением, а ведь мастерство человека оценивают другие люди. Как говорят «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь» И еще одна пословица по теме «Тише едешь, дальше будешь». К любой проблеме нужно подходить не спеша, подумав хорошенько, а потом уже делать выводы. Мораль басни такова, обдумай, а потом делай, какой бы простой задача не была. Если же признать, что ларчик был не закрыт, а механик не сообразил открыть крышку, то что это за механик спрашивается. Значит, не надо в простом видеть сложное. Все гениальное просто устроено.

Он высмеивает такое качество людей, которое называется хвастовство, которое очень часто, как в прочем и в этом рассказе, проявляется на фоне отсутствия профессионализма человека, который возомнил себя, а от того и преподнес, просто супер мастером.

Причем этот рассказ нам показывает то, что если бы этот мастер механик сильно не хвастался, то у него бы получилось открыть этот ларец, значительно легче. Все потому, что от того, что он преподнес себя супер мастером. От этого ему его гордость, не позволяла попробовать простые решения этой задачи, так как он внутри себя на подсознательном уровне, боялся что его начнут высмеивать, ведь настоящие мастера, легких путей, вроде как не ищут, а здесь как раз нужно было искать именно такой.

Анализ 2

Произведение представляет собой небольшую ироническую притчу, демонстрирующую ключевую тематику басни в виде намеренного усложнения простой проблемы.

Композиционная структура басни является традиционной в виде последовательного изложения краткого авторского вступления, основной части и финала, заключающегося в нравоучительном выводе.

Сюжетная линия произведения представляет собой историю о механике, который оказавшись в мастерской, обнаруживает небольшую красивую шкатулку в виде аккуратно отделанного ларчика, не имеющего замка. Мужчина решает любыми способами отгадать загадку ларчика с секретом, открыто заявив об этом всем присутствующим, представляя себя в качестве великого профессионала. Все длительные усилия механика оказываются безуспешными, вызвав лишь веселье среди окружающих людей и их помощь в виде нелепых подсказок. Уставший от потуг мужчина оставляет ларчик в сторону и вдруг оказывается, что способ его открывания достаточно простой и традиционный, потягивая вверх крышку.

Морально-смысловая нагрузка произведения «Ларчик» раскрывает авторскую идею о необходимости рационального расходования собственных сил и времени, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, осуществляя поиск простых, элементарных и доступных способов разрешения проблемы.

Применяя едкую и острую иронию, поэт подчеркивает негативные человеческие качества в виде глупого и чрезмерного хвастовства, тщеславия, гордыни, стремления возвыситься в глазах окружающих. Тем самым автор иллюстрирует достоинства людей в виде проявления обыкновенной смекалки и здравого ума, указывая на недостатки педантского поведения, неспособного грамотно и разумно оценивать происходящее.

Финальное завершение басни осуществляется поэтом мастерски, поскольку фраза, завершающая произведение «А ларчик просто открывался», в дальнейшем становится народной поговоркой.

Крылатые выражения и пословицы из басен Крылова. Читать

1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/ 2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/ 3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/ 4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/ 5. А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/ 6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/ 7. А он – дивит Свой только муравейник. /«Муравей»/ 8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/ 9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/ 10. Берись за то, к чему ты сроден Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/ 11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/ 12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/ 13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/ 14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/ 15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 16. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. /«Парнас»/ 17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/ 18. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/ 19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/ 20. И из гостей домой Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/ 21. И сделалась моя Матрёна Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/ 22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/ 23. Как белка в колесе. /«Белка»/ 24. Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/ 25. Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/ 26. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/ 28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/ 29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/ 30. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/ 31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/ 32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/ 33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/ 34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/ 35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/ 36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/ 37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/ 38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/ 39. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/ 40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/ 41. Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. /«Муха и Пчела»/ 42. Крестьянин ахнуть не успел, Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/ 43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/ 44. Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/ 45. Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/ 47. Молчи! Всё знаю я сама; Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/ 48. Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. /«Квартет»/ 49. Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/ 50. Наделала Синица славы, А моря не зажгла. /«Синица»/ 51. Не презирай совета ничьего, Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/ 52. Не плюй в колодец – пригодится Воды напиться. /«Лев и Мышь»/ 53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/ 54. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 55. Одни поддельные цветы Дождя боятся. /«Цветы»/ 56. Они немножечко дерут: Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/ 57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/ 58. Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/ 59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/ 60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/ 61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/ 62. Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/ 63. По мне уж лучше пей, Да дело разумей. /«Музыканты»/ 64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/ 65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/ 66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/ 67. Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/ 68. Худые песни Соловью В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/ 69. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/ 70. Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/ 71. Что от ворон она отстала, А к павам не пристала. /«Ворона»/ 72. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. /«Воронёнок»/ 73. Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/ Читать все басни Крылова. Список произведений

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: