Константин симонов 📜 кукла

Анализ стихотворения симонова «жди меня, и я вернусь» :: сочинение по литературе на сочиняшка.ру

История создания

К 1941 году Константин Симонов уже понимал, что такое война – для него она началась в 1939 году на Халкин-Голе. Военный корреспондент, он понимал, как опасно находиться на линии фронта и написал стихотворение-письмо своей любимой женщине. Актриса Валентина Серова была эвакуирована в Фергану со своим театром, и поэт просит ее просто ждать. Вера в то, что тебя так ждут, помогает человеку выжить и не сломаться.

История их любви была достаточно сложной, но поэт знал, что любимая им женщина долгое время была верна своему мужу после его гибели. Именно поэтому он уверен в том, что она – так, кто умеет ждать по-настоящему.

Поначалу он не собирался отдавать написанные строки в печать – для него это стихотворение было слишком личным. Но друзья уговорили его – и в 1942 году оно появилось в газете “Правда”. На первую публикацию “Жди меня и я вернусь” отдали в “Красную звезду”, но там его не приняли. Впоследствии критики не раз подвергали произведение критике, но самым главным для поэта было то, как его принимали на фронте.

Анализ стихотворения Симонова «Кукла»

Пронзительное и крайне реалистичное стихотворение «Кукла» было написано в 1939 году под впечатлением событий на Халхин-голе, куда К. М. Симонов был направлен в качестве военного корреспондента. Там он приобрел бесценный фронтовой опыт и своих первых боевых друзей.

В процессе работы военные корреспонденты проходили по следам боев, и порой найденные вещи, документы и даже безделушки становились поводом для написания ими репортажей. Одним их таких материалов и стало стихотворение «Кукла».

Оно содержит следующие выразительные средства:

  • олицетворение – «кукла смотрела, дрожа» – автор использует этот прием, чтобы подчеркнуть бесчеловечность любой войны, тронуть читателя, достучаться до его сердца;
  • метафоры – «глыбы бревен», «горечь отчаяния», «щелки глаз», «затянутый узлом» – которые помогают создать зримые, яркие художественные образы, охарактеризовать их одним штрихом;
  • сравнение – «бросить¸ как куклу» – создает акцент на том, что люди расчеловечены, принесены в жертву амбициям политиканов, развязавших военный конфликт;
  • ряды однородных членов предложения – «спасая, ссылаясь», «отчаявшись бежать, дрожа», «пораженье, горечь и страх», «не воронки, не трупы» – всесторонне описывающие страшные реалии войны;
  • лексический повтор – «Я вижу …», который используется для того, чтобы показать избирательность авторского восприятия войны;
  • синекдоху – «крученый шелк» – замена предмета на материал, из которого он сделан – призыв к читателю вникать в суть вещей;
  • эпитеты – «косые щелки» – отсылка к национальности куклы;
  • инверсию – «глаз ее», «ее в машине бросили одну» – позволяющую выделить ключевое слово;
  • иронию – «храбрые мужчины» – поэт намекает на то, что офицеры покинули поле боя;
  • умолчание – «…бросить здесь одну…» – заставляет читателя додумать последствия оставления в опасности, причем на войне, живой женщины;
  • антитезу – «был – не был».

Автор, сосредотачиваясь на, казалось бы, незначащей делали – случайно оставшейся в машине кукле – наводит читателя на важные обобщения о характере войны, о человеческих качествах японских агрессоров. В данном случае обычная кукла олицетворяет весь японский народ, находящийся в тисках милитаристской военной машины, его мирную жизнь, разрушенную страшной войной. А неизбежность его исторической судьбы символизирует шелковая нить, охватывающая шею куклы, как удавка.

Константин СимоновРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь» Симонова 2 вариант

Константин Симонов увидел войну своими глазами в качестве военного корреспондента еще в 1939 г. на Халхин-Голе. Вскоре после этого он отправляется на фронт Финской кампании. Поэт и писатель получил трагический опыт жесткой военной реальности. После нападения Германии он ждал демобилизации и летом 1941 г. написал стихотворение «Жди меня, и я вернусь».

Произведение обращено к реальному человеку – возлюбленной Симонова В. Серовой. Женщина была вдовой и поначалу решительно отвергала ухаживания писателя. Разразившаяся война изменила ее отношение. Многократно возросла ценность жизни и случайность смерти.

Симонов поначалу скрывал свои отношения с Серовой и не хотел печатать стихотворение, считая его глубоко интимным. Лишь в декабре 1941 г. по настоянию коллег он разрешил опубликовать свое произведение.

Константин Симонов по праву считался одним из лучших советских писателей, творивших в годы самой страшной войны. Его произведения несут в себе горькую правду о жестокости и смерти. При этом писатель никогда не забывал о внутреннем мире человека, о том, как он меняется в условиях военного времени.

«Жди меня, и я вернусь» — очень трогательное стихотворение, обладающие огромной силой воздействия на человеческую душу. Для многих бойцов Красной армии оно стало настоящим гимном, торжественной клятвой близкому человеку. Миллионы людей расставались друг с другом. Уже первые дни войны показали, что для многих прощание было последним. Человек не был уверен, будет ли он жив через неделю, день, час. Официальная идеология отвергала веру в Бога, поэтому единственной надеждой и верой оставалось воспоминание о тех, кто ждет в тылу.

Автор обращается к любимой женщине с горячей мольбой о том, чтобы она ждала его несмотря ни на что. Очень жестко звучат слова: «пусть поверят сын и мать, в то, что нет меня». Симонов готов простить друзей, которые устанут его ждать. Но надежда любимой не должна исчезать. Это священный талисман, который охраняет жизнь человека и дает ему избавление от всех опасностей.

Стихотворение написано обычным разговорным языком в виде монолога лирического героя. Особую душевность и выразительность ему придает рефрен «жди меня». В какой-то степени произведение может считаться молитвой по своей эмоциональной окраске.

Известно множество случаев самоубийств людей, узнавших об измене любимых женщин в тылу. Это показывает, насколько важна для человека была вера в то, что их кто-то ждет. Стихотворение Симонова олицетворяет собой основную надежду советского воина, позволяющую ему не терять оптимизма и способности любить.

1944 год. Иллюстрированная односторонняя почтовая карточка полевой почты СССР с подписью к рисунку «Жди меня и я вернусь!…»

Композиция и тема стихотворения

Композиция стихотворения включает в себя три части. Каждая из них начинается узнаваемым повтором «Жди меня, и я вернусь»:

  1. В первой части говорится о тяжести ожидания близкого человека с фронта. Многие перестают ждать и начинают думать о вещах, более насущных на данный момент.
  2. Во второй части заключена кульминационная идея о возможности забвения. Солдата перестали ждать и поверили в его гибель. Даже мать разуверилась в возможности его возвращения, поминая его душу, как ушедшую.
  3. Заключительная третья часть является наградой за веру и долгое ожидание, а также светлые мотивы за здоровье возлюбленного. Герой возвращается именно благодаря горячей любви и способности посвятить свою жизнь беззаветному ожиданию солдата.

Эта тема важна для человека в любые годы, но во время войны она звучит особенно остро. Ведь есть множество свидетельств того, когда солдаты решались на самоубийство, прочитав послание, содержание которого говорило об измене любимого человека.

Сочинение о стихотворении Симонова должно подчеркнуть его своевременность и важность. Оно давало надежу советским воинам на продолжение жизни и любовь даже после смерти

Популярные стихи о любви

Жди меня, и я вернусь
Я помню, любимая, помню
История про Кошку и ее Человека
Любимому.
Я могу тебя очень ждать,
Ведьмы умеют плакать
Не встречайтесь с первою любовью,…
Мне нравится, что вы больны не мной
Ты меня не любишь, не жалеешь
БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ
Я помню чудное мгновенье…
Слово о любви
Обидная любовь
Ты далеко сегодня от меня
А ты думал — я тоже такая…
Я запомню тебя, чтоб найти через сотн…
Ты — рядом, и все прекрасно
Улыбаюсь, а сердце плачет
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Я вас любил: любовь еще, быть может
Ну, целуй меня, целуй
Отдать тебе любовь?
ПРОСТО
Междугородний разговор
Скажешь мне «да»?
Сатана
Сжала руки под тёмной вуалью…Ты для меня так много значишьВчера еще …Я тебя никому не отдам.Очима ти сказав мені люблю
Я не могу без тебя жить!
Мне большего не надо…Про Город и его КошкуК*
Два сердцапрощаниеБьешь по стеклу обнаженной рукой…Простишь ли мне ревнивые мечты…Любовь — она бывает разнойПускай ты выпита другимЯ ведь писал те строки не о васОднаСказка о Снежной Королеве
Полный список стихотворений

Все произведения Симонова

Английское военное кладбище в Севастополе

Анкета дружбы — Константин Симонов

Атака

Барашек родился хмурым осенним днем

Безыменное поле

Бывает иногда мужчина

В домотканом, деревянном городке

В чужой земле и в городе чужом — Константин Симонов

Всю жизнь любил он рисовать войну

Генерал

Горят города по пути этих полчищ

Да, мы живем, не забывая

День рождения

До утра перед разлукой

Дом друзей

Друг-приятель — Константин Симонов

Дружба дружбой, а служба службой

Если бог нас своим могуществом

Если родилась красивой

Жди меня, и я вернусь

Жены

Жил да был человек осторожный

Золотые рыбки

Из дневника

Изгнанник

Как говорят, тебя я разлюбил

Когда на выжженном плато

Когда со мной страданьем

Кукла

Летаргия

Майор привез мальчишку на лафете

Малышка

Мальчик — К. Симонов

Мне хочется назвать тебя женой

Музыка

Мы не увидимся с тобой

Мы оба с тобою из племени

На час запомнив имена

Над сном монастыря девичьего

Над черным носом нашей субмарины

Напоминает море — море

Не сердитесь — к лучшему

Не той, что из сказок

Немец

Открытое письмо

Песня военных корреспондентов

Плюшевые волки, зайцы, погремушки

Полярная звезда

Поручик

Предчувствие любви страшнее

Пусть прокляну впоследствии

Родина

Самый первый — Константин Симонов

Самый храбрый

Сверчок

Свеча

Северная песня

Слава

Слепец

Слишком трудно писать

Словно смотришь в бинокль перевернутый

Смерть друга

Старик

Стекло тысячеверстной толщины

Сын

Сын артиллериста

Танк

Товарищ

Товарищи по оружию

Тоска — Константин Симонов

Тост, услышанный в Дагестане

Тот самый длинный день в году

Три стихотворения

Тринадцать лет, Кино в Рязани

Ты говорила мне люблю

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины

Тыловой госпиталь

У огня — Константин Симонов

Убей его (Если дорог тебе твой дом)

Улыбка

Умирают друзья, умирают

Фотография

Футон

Хибачи

Хозяйка дома

Цитаты

Часы дружбы

Через двадцать лет

Чтобы никогда не думала

Чужая душа — Константин Симонов

Я знаю, ты бежал в бою

Я много жил в гостиницах

Я не могу писать тебе стихов

Я не помню, сутки или десять

Я очень тоскую

Я пил за тебя под Одессой в землянке

Я помню двух девочек, город ночной

Я схоронил любовь и сам себя обрек

Я, верно, был упрямей всех — Константин Симонов

Я, перебрав весь год

Самое известное произведение

Разумеется, лучше всего проиллюстрировать творчество Константина Симонова можно его самым известным стихотворением. Анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь» следует начать с вопроса о том, почему оно стало таковым. Почему оно так запало в душу народу, почему именно оно теперь прочно ассоциируется с именем автора? Ведь изначально поэт даже не планировал его публиковать. Симонов написал его для себя и о себе, точнее о конкретном человеке. Но на войне, и особенно на такой войне, как Великая Отечественная, невозможно было существовать в одиночку, все люди стали братьями и делились друг с другом самым сокровенным, зная, что, возможно, это будут их последние слова.

Вот и Симонов, желая поддержать товарищей в трудный час, читал им свои стихи, а солдаты завороженно слушали их, переписывали, запоминали наизусть и шептали в окопах, как молитву или как заклинание. Наверное, Симонову удалось уловить самые потаённые и интимные переживания не только простого бойца, но и каждого человека. «Жди, и я вернусь, только очень жди» — главная мысль всей литературы военного времени, то, о чём больше всего на свете хотели услышать солдаты.

Атака ~ стихотворение Константина Симонова ~ Beesona.Ru

Найти писателя или стихотворение:

На этой странице читайте стихотворение «Атака…» русского писателя Константина Симонова, написанное в 1942 г. году.

Когда ты по свистку, по знаку,
Встав на растоптанном снегу,
Готовясь броситься в атаку,
Винтовку вскинул на бегу,

Какой уютной показалась
Тебе холодная земля,
Как все на ней запоминалось:
Примерзший стебель ковыля,

Едва заметные пригорки,
Разрывов дымные следы,
Щепоть рассыпанной махорки
И льдинки пролитой воды.

Казалось, чтобы оторваться,
Рук мало — надо два крыла.
Казалось, если лечь, остаться —
Земля бы крепостью была.

Пусть снег метет, пусть ветер гонит,
Пускай лежать здесь много дней.
Земля. На ней никто не тронет.
Лишь крепче прижимайся к ней.

Ты этим мыслям жадно верил
Секунду с четвертью, пока
Ты сам длину им не отмерил
Длиною ротного свистка.

Когда осекся звук короткий,
Ты в тот неуловимый миг
Уже тяжелою походкой
Бежал по снегу напрямик.

Осталась только сила ветра,
И грузный шаг по целине,
И те последних тридцать метров,
Где жизнь со смертью наравне!

Год создания: 1942 г. Опубликовано в издании:Константин Симонов.Всемирная библиотека поэзии.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.

Мне нравится:

Копировать

Поделиться

Количество отзывов: Количество сообщений: Количество просмотров: 955

Константин Симонов

Танк

768

Вот здесь он шел. Окопов три ряда.
Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.
Вот след, где он попятился, когда
Ему взорвали гусеницы миной.

Мне хочется назвать тебя женой

546

Мне хочется назвать тебя женой
За то, что так другие не назвали,
Что в старый дом мой, сломанный войной,
Ты снова гостьей явишься едва ли.

Анкета дружбы

665

По-разному анкеты
На дружбу заполняют
И на себя за это
Потом пусть не пеняют.

Сын артиллериста

1539

Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов.

Мальчик

670

Когда твоя тяжелая машина
Пошла к земле, ломаясь и гремя,
И черный столб взбешенного бензина
Поднялся над кабиною стоймя,

Английское военное кладбище в Севастополе

656

Здесь нет ни остролистника, ни тиса.Чужие камни и солончаки,
Проржавленные солнцем кипарисы
Как воткнутые в землю тесаки.

Оставить сообщение…

Комментарии:

00

Анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь»

В стихотворении многократным образом – 11 раз – повторяется слово «жди», и это не просто просьба, это мольба. 7 раз в тексте употребляются однокоренные слова и словоформы: «ждавшим», «ожиданием», «ждать», «ждал», «ждёт», «ждут». Жди, и я вернусь, только очень жди – такая концентрация слова похожа на заклинание, стихотворение пропитано отчаянной надеждой. Кажется, будто солдат полностью доверил свою жизнь тому, кто остался дома.

Также, если делать анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь», можно заметить, что оно посвящено женщине. Но не матери или дочери, а возлюбленной жене или невесте. Солдат просит не забывать его ни в коем случае, даже когда у детей и матерей уже не осталось надежды, даже когда они пьют горькое вино за помин его души, он просит не поминать его вместе с ними, а продолжать верить и ждать

Ожидание одинаково важно и для тех, кто остался в тылу, и в первую очередь для самого солдата. Вера в бесконечную преданность вдохновляет его, придаёт уверенность, заставляет цепляться за жизнь и отодвигает на задний план страх смерти: «Не понять, не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня»

Солдаты в бою тем и были живы, что осознавали, что дома их ждут, что им нельзя умирать, необходимо вернуться.

1418 дней, или около 4 лет, длилась Великая Отечественная война, 4 раза сменялись времена года: жёлтые дожди, снега и жара. За это время не потерять веру и дождаться бойца спустя столько времени – настоящий подвиг. Константин Симонов понимал это, именно поэтому стихотворение обращено не только к бойцам, но и ко всем, кто до последнего хранил в душе надежду, верил и ждал, несмотря ни на что, «всем смертям назло».

История создания песни на стихи

Изначально текст существовал только как стихотворные строки — читали «Жди меня» и по радио, и с эстрады, и просто для себя — кто вслух, а кто просто шепотом. Оно буквально передавалось из уст в уста, и всего за полгода покорила сердца всех солдат советской армии. Симонов и во время войны, и долгое время после получал много благодарственных писем за этот текст, который сам то считал очень личным и не достаточно гражданским, чтобы стать таким популярным.

С возрастающей известностью появилась и необходимость положить стихи на музыку. Самым известным вариантом стала музыка Матвея Блантера, написанная в 1943 году.

Но еще раньше появились варианты музыки от Николая Крюкова и Н. Горбенко. С музыкой первого стихотворение прозвучало как песня в фильме «Парень из нашего города» (1942 года), а второго — «Жди меня» (1943 года).

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре любовного послания. Изначально оно предназначалось только для Валентины Серовой, поэтому строчки такие личные и чувственные. Лирический герой обращается к своей возлюбленной и делится с ней своими переживаниями.

Центральная тема стихотворения — великая сила любви. Только она способна помочь человеку пережить все испытания. Это чувство всегда оберегает людей и придает им сил.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Рассказ о том, как тяжело ждать любимых с фронта.
  2. Все перестают верить, что солдат вернется, даже родная мать.
  3. Награда за ожидание.

Текст отчасти напоминал молитву, и многие солдаты Красной армии пели его. Он стал для большинства гимном, способом поддержать боевой дух. Интересно то, что лирический герой призывает простить всех, включая друзей

Пусть никто его больше не ждет, важно, чтобы только любимая верила в возвращение.

При написании стихотворения Симонов использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает дожди желтыми, места дальними, а вино горьким;
  • метафоры — автор рассказывает, как метут снега и как ожидание спасет его;
  • анафора — повторение слова «жди» усиливает эмоциональную составляющую текста.

Стихотворение Симонова одно из самых пронзительных. Оно наполнено откровенными чувствами, переживаниями и мыслями. Именно поэтому оно стало таким популярным на фронте.

  • «Весна» А. Плещеева;

  • «Зимняя ночь» Б. Пастернака;

  • «Зимняя ночь в деревне» И. Никитина;

Композиция

Композиционно произведение состоит из трех частей, каждую из которых поэт отделил рефреном “Жди меня и я вернусь”.

В первой части он рассказывает о том, как тяжело и грустно ждать любимого с фронта – времена года сменяются, письма перестали приходить, многие женщины уже разуверились в том, что их солдат вернется.

Вторая часть – кульминация, развивающая идею: уже и ее любимого никто не ждет. Мать, родители, ребенок – все поверили в то, что его нет, и поминают его душу.

Третья часть – это награда за ожидание, светлые мотивы. Герой выжил и возвращается именно благодаря тому, что его так горячо и верно ждали.

Военная литература

В годы войны в литературном творчестве случился небывалый подъём. Публиковалось множество произведений военной тематики: рассказы, повести, романы и, конечно, стихи. Стихи запоминались быстрее, их можно было наложить на музыку и исполнять в трудный час, передавать из уст в уста, повторять про себя, как молитву. Стихи военной тематики стали не просто фольклором, они носили сакральный смысл.

Лирика и проза поднимали и без того сильный дух русского народа. В каком-то смысле стихи толкали солдат на подвиги, вдохновляли, придавали сил и лишали страха. Поэты и писатели, многие из которых сами участвовали в военных действиях или открывали свой поэтический талант в землянке или кабине танка, понимали, как важна для бойцов всеобщая поддержка, прославление обшей цели – спасение родины от врага. Именно поэтому произведения, в большом количестве возникшие в ту пору, были отнесены к отдельной отрасли литературы – военной лирике и военной прозе.

Контекст

Константин Симонов, как мы знаем, с первых дней войны был командирован «Красной звездой» фронтовым корреспондентом и прошёл все (!) фронты от севера и до юга. Вместе с армией прошёл по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, присутствовал при штурме Берлина. Никто, практически, из его коллег не может похвастаться подобным послужным списком. И ему веришь безоговорочно и на 100% — он видел почти всё, что описывает, своими глазами, он искренен в своих чувствах и эмоциях…

Поэтому стихотворение «Открытое письмо» — это поэтическое изложение реальных событий произошедших на глазах Симонова в 1943 году. Старший лейтенант, фамилию которого Симонов не запомнил, погиб в одном из нескончаемых боёв той войны. А через некоторое время на имя погибшего пришло письмо от жены, суть которого, Симонов упоминает в ответе, написанном по просьбе товарищей погибшего.

Константин Симонов «Безыменное поле»

Опять мы отходим, товарищ,
Опять проиграли мы бой,
Кровавое солнце позора
Заходит у нас за спиной.
Мы мертвым глаза не закрыли,
Придется нам вдовам сказать,
Что мы не успели, забыли
Последнюю почесть отдать.
Не в честных солдатских могилах —
Лежат они прямо в пыли.
Но, мертвых отдав поруганью,
Зато мы — живыми пришли!
Не правда ль, мы так и расскажем
Их вдовам и их матерям:
Мы бросили их на дороге,
Зарыть было некогда нам.
Ты, кажется, слушать не можешь?
Ты руку занес надо мной…
За слов моих страшную горечь
Прости мне, товарищ родной,
Прости мне мои оскорбленья,
Я с горя тебе их сказал,
Я знаю, ты рядом со мною
Сто раз свою грудь подставлял.
Я знаю, ты пуль не боялся,
И жизнь, что дала тебе мать,
Берег ты с мужскою надеждой
Ее подороже продать.
Ты, верно, в сорочке родился,
Что все еще жив до сих пор,
И смерть тебе меньшею мукой
Казалась, чем этот позор.
Ты можешь ответить, что мертвых
Завидуешь сам ты судьбе,
Что мертвые сраму не имут,—
Нет, имут, скажу я тебе.
Нет, имут. Глухими ночами,
Когда мы отходим назад,
Восставши из праха, за нами
Покойники наши следят.
Солдаты далеких походов,
Умершие грудью вперед,
Со срамом и яростью слышат
Полночные скрипы подвод.
И, вынести срама не в силах,
Мне чудится в страшной ночи —
Встают мертвецы всей России,
Поют мертвецам трубачи.
Беззвучно играют их трубы,
Незримы от ног их следы,
Словами беззвучной команды
Их ротные строят в ряды.
Они не хотят оставаться
В забытых могилах своих,
Чтоб вражеских пушек колеса
К востоку ползли через них.
В бело-зеленых мундирах,
Павшие при Петре,
Мертвые преображенцы
Строятся молча в каре.
Плачут седые капралы,
Протяжно играет рожок,
Впервые с Полтавского боя
Уходят они на восток.
Из-под твердынь Измаила,
Не знавший досель ретирад,
Понуро уходит последний
Суворовский мертвый солдат.
Гремят барабаны в Карпатах,
И трубы над Бугом поют,
Сибирские мертвые роты
У стен Перемышля встают.
И на истлевших постромках
Вспять через Неман и Прут
Артиллерийские кони
Разбитые пушки везут.
Ты слышишь, товарищ, ты слышишь,
Как мертвые следом идут,
Ты слышишь: не только потомки,
Нас предки за это клянут.
Клянемся ж с тобою, товарищ,
Что больше ни шагу назад!
Чтоб больше не шли вслед за нами
Безмолвные тени солдат.
Чтоб там, где мы стали сегодня,—
Пригорки да мелкий лесок,
Куриный ручей в пол-аршина,
Прибрежный отлогий песок,—
Чтоб этот досель неизвестный
Кусок нас родившей земли
Стал местом последним, докуда
Последние немцы дошли.
Пусть то безыменное поле,
Где нынче пришлось нам стоять,
Вдруг станет той самой твердыней,
Которую немцам не взять.
Ведь только в Можайском уезде
Слыхали названье села,
Которое позже Россия
Бородином назвала.
Июль 1942

Военные поэмы и стихи Симонова

  1. «Генерал» (1937).
  2. «Однополчане» (1938).
  3. «Сверчок» (1939).
  4. «Часы дружбы» (1939).
  5. «Кукла» (1939).
  6. «Сын артиллериста» (1941).
  7. «Ты говорила мне “люблю”» (1941).
  8. «Из дневника» (1941).
  9. «Полярная звезда» (1941).
  10. «Когда на выжженном плато» (1942).
  11. «Родина» (1942).
  12. «Хозяйка дома» (1942).
  13. «Смерть друга» (1942).
  14. «Жёны» (1943).
  15. «Открытое письмо» (1943).

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: — Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

Контекст

Константин Симонов, как мы знаем, с первых дней войны был командирован «Красной звездой» фронтовым корреспондентом и прошёл все (!) фронты от севера и до юга. Вместе с армией прошёл по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, присутствовал при штурме Берлина. Никто, практически, из его коллег не может похвастаться подобным послужным списком. И ему веришь безоговорочно и на 100% — он видел почти всё, что описывает, своими глазами, он искренен в своих чувствах и эмоциях…

Поэтому стихотворение «Открытое письмо» — это поэтическое изложение реальных событий произошедших на глазах Симонова в 1943 году. Старший лейтенант, фамилию которого Симонов не запомнил, погиб в одном из нескончаемых боёв той войны. А через некоторое время на имя погибшего пришло письмо от жены, суть которого, Симонов упоминает в ответе, написанном по просьбе товарищей погибшего.

История создания

Константин Симонов осознал все ужасы войны в 1939 году на Халкин-Голе, там он работал военным корреспондентом. Он встречал на своем пути смерть сражающихся солдат и тяжелый голод, начал по-другому смотреть на мир. Чтобы все это пережить, необходимо иметь огромное количество сил, которые появляются вместе с надеждой на счастливое будущее. Находясь на фронте, в 1941 году, он написал своей возлюбленной стихотворение, проникнутое душевной болью и верой. Актриса Валентина Серова в то время была эвакуирована в Фергану со своим театром. Она была верна своему покойному мужу, который погиб на фронте. История любви Симонова и Серовой сложна, однако поэт был уверен, что возлюбленная его дождется и будет верить в счастливое будущее.

Изначально Симонов не собирался отдавать свое произведение в печать, так как оно было слишком личным, однако друзья поэта смогли переубедить его, и в 1942 году оно все же появилось в газете «Правда». Первую публикацию произведения в «Красной звезде» не приняли.

Автор не полагал, что стихотворение получит общественную огласку и будет подвергнуто критике. Например, А. Т. Твардовский говорил следующее:

Известный с довоенных лет критик В. Александров (В.Б. Келлер) также решил поделиться своим мнением:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: