Образы и символы
Образ лирического героя является центральным в произведении «Завещание». Главный герой убежден в том, что, после того, как он умрёт физически, его сознание будет жить в природных явлениях. Он осознает, что в будущем его ждёт «необозримый мир туманных превращений». Интересно, что герой считает актом своего рождения не физическое появление в мире, а миг, когда он начал мыслить и чувствовать:
Это говорит о том, что герой считает собой сознание, полное индивидуальности, а не физическую оболочку, которая после смерти лишь преобразится в нечто иное и уступит место новым формам жизни. Автор полагает, что человек — это его сознание, разум, совокупность впечатлений.
Большую роль в произведении играет образ природы. Лирический герой утверждает, что природа бессмертна: она переливается из формы в форму, но продолжается всегда, меняя лишь воплощение энергии, но не свою суть. Бытие прекрасно и в листьях дуба, и в полете птицы. По его мнению, человек, подобно природе, тоже является бессмертным. Человек, который однажды появился на свете, не может исчезнуть бесследно. Своей преобразовательной деятельностью человек существенно влияет на процессы, происходящие в природе. Главный герой стихотворения уверен, что прожил жизнь не зря. Он искренне надеется, что потомки смогут завершить его дело.
Люди, по мнению поэта, «наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы». В этом и состоит миссия, которую герой завещает своим потомкам.
Извозчик и конь
Первая часть стихотворения рисует нам поэтический образ извозчика, для чего использует символизм и сравнения.
Сравнение №1:
Оно показывает важность возницы, чувствующего свою власть над пешеходами и востребованность в городских джунглях. Он восседает, как на троне, и свысока смотрит на мир бегущих на своих ногах людей-букашек
Сравнение №2:
Эта же строка подчеркивает, что для города извозчик велик и его репутация непререкаема. Пешеходы поклоняются ему, как Богу, ведь без него пришлось бы сбивать ноги, в надежде добраться куда-то вовремя.
Противопоставление этой статичной фигуре, исполненной величия, является конь, который в начале второй части произведения назван «бедным». Его доля нелегка, он из кожи выскальзывает, чтобы не опечалить медленным ходом своего властителя извозчика, из-за чего, порой, приходится вытягиваться на пыльных улицах, как налиму.
Автор сравнивает ноги лошади с руками, ведь это они приносят вознице монеты, которые тот прячет в покладистую бороду.
Живот коня лоснится от пота, от чего бегущие ноги свергают на нём, как на экране и множатся от скорости движения, визуально удваиваясь.
Стихотворение-мистерия не забивает голову никакими ненужными мыслями, читатель просто видит фантасмагорическую картинку и невольно становится оценщиком покладистой статики и скорости движения, когда второе работает на благоденствие первого.
История создания
В 1938 году Николая Заболоцкого, как и многих других деятелей искусства, обвинили в антисоветской пропаганде. Материалом для уголовного дела послужили не доказательства, а ложная экспертиза его работ, которая нашла отражение в критических статьях и рецензии. Вывод один: автор — враг. Этого было достаточно для самого сурового приговора. За это его приговорили к заключению в трудовом лагере. От смерти его спасла только твердость: несмотря на пытки, он не признал напраслины следователя о создании контрреволюционной организации. Николай Алексеевич был освобождён в 1944 году, а в 1963 его реабилитировали.
Не секрет, что заключение значительно подорвало здоровье поэта. Несмотря на то, что Николай Заболоцкий после освобождения прожил ещё более десяти лет, он осознавал, что скоро к нему придёт смерть. Именно это предчувствие и легло в основу стихотворения «Завещание». Данное произведение Николай Алексеевич создал в свой поздний период творчества. После создания стихотворения Заболоцкий прожил всего десять лет.
Темы, проблемы, настроение
Читатель замечает, что все стихотворение «Завещание» пронизано одной темой. Автор рассуждает о жизни человека после кончины — такова основная идея. Читатель наблюдает за последовательными размышлениями лирического героя. В образе главного героя Заболоцкий воплотил свои собственные мысли и переживания. Автор утверждает, что смерть неизбежна. Однако рассуждения поэта нельзя назвать грустными. Николай Алексеевич заявляет, что его сознание, освободившееся от одной формы, будет частью вечного природного мира. Человек не умирает. Его сознание находит другие воплощения и присоединяется к миру первозданной природы.
- В стихотворении «Завещание» Николай Алексеевич затронул тему бессмертия. Заболоцкий заявляет о своём огромном желании всегда быть рядом с потомками, даже после физической смерти. По мнению поэта,душа человека всегда будет жить на земле, если он оставил после себя достойный след.
- Помимо этого, Николай Алексеевич затронул тему взаимосвязи между человеком и природой. Заболоцкий утверждает, что истинное предназначение человека заключается в стремлении дополнить и усовершенствовать природу новыми открытиями.
- Проблема сущности человека выходит на первый план. Автор считает личностью сознание и ощущения человека, а не его физическую форму, которая является лишь временным пристанищем нашей энергии.
- Смысл жизни человека, по мнению автора, состоит в обогащении и усовершенствовании мира.
- Настроение стихотворения «Завещание» торжественное, немного печальное, но в финале однозначно жизнеутверждающее.
Жанр, размер, рифма и тропы
Произведение написано в жанре фантазии четырехстопным анапестом и имеет композицию с последовательным развитием событий (сначала описание извозчика, затем коня).
Рифмовка просматривается только в первый части стиха (троне – броня – иконе – звеня), во второй части она отсутствует.
Художественные средства выразительности:
- Эпитеты (бедный конь, блестящий живот).
- Сравнения («сидит, как на троне», «борода, как на иконе», «конь, как налим»).
- Метафоры (конь руками машет, восемь ног сверкают в блестящем животе).
В финале анализа предлагаем прочитать ещё одну фантазию-мистерию «Меркнут знаки Зодиака», написанную Заболоцким на 2 года позже «Движения», в 1929 году.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Бетховен»
Поэтическое посвящение немецкому композитору датировано 1946 г. Главная заслуга прославленного лирического адресата – причастность к мировой музыке. Ее истоки берут начало в образах живой природы. По мысли, выраженной в зрелых творениях Заболоцкого, прекрасные мелодии зарождаются в «березовой консерватории», проникнутой светом весеннего солнца. Соловей, скворец, иволга, синица и даже дятел – первые из вдохновенных выразителей священной гармонии «музыки крыл», дарующей душевный подъем человеку-творцу.
Содержание начального двустишия анализируемого текста указывает на отрезок времени – день, когда вдохновение лирического «ты» привело к философскому озарению
Момент истины наступил с возникновением «созвучий», и важность мгновения иллюстрируется живописными природными параллелями. Свет, туча, гром, звезда – необычные траектории движения перечисленных объектов подчеркивают высокую значимость события
Поэт наделяет своего адресата «львиным ликом», намекая на особенности внешнего облика: густые всклокоченные волосы, светящиеся блеском глаза, крепкую невысокую фигуру. Создавая иносказание, автор имел в виду и черты характера композитора: вспыльчивый нрав, резкость, бескомпромиссность.
Чего удалось достичь талантливому композитору и бесстрашному человеку? Для изображения его успехов Заболоцкий привлекает символический образ: поднявшись в небо по «облачным ступеням», персонаж бесстрашно обращается к самой природе. Фрагмент дополняется оригинальной сценой, в которой из-за труб органа появляется лицо главного героя. Это движение напоминает поведение царя зверей, стремящегося просунуть голову сквозь прутья клетки.
Эксцентричные поступки адресата оправданы. Влекомый «яростным» вдохновением, созвучным музыке стихий, он смог подняться над земным пространством и стать равным природе, воплощению сакральной «живой прелести» мироздания.
В четвертом катрене находит выражение знаменитая триада, о которой автор напишет теоретическую статью через 11 лет после создания «Бетховена». Осмысленное слово порождает музыку, венчающую творческий труд.
Символический образ девятого вала возникает в концовке текста. Он восходит к конкретному бетховенскому произведению – симфонии № 9, итоговому творению композитора, уподобленному критиками роковой мощи волны. Стихотворение завершается на кульминационной ноте: звучит призыв, свидетельствующий о могучей силе искусства, способного прикоснуться к тайнам звездной выси.
Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑