«19 октября» (1825, пушкин): анализ стихотворения. чему и кому оно посвящено?

Конспект урока на тему «а. с. пушкин. чтение и анализ стихотворения «19 октября».

«Товарищам» («Прощанье»), анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Товарищам» («Промчались годы заточенья») написано Пушкиным в 1817 г. перед самым выпуском из Лицея, и посвящено этому событию. Пушкин попал в число первых выпускников. В Лицей принимали дворянских детей, мальчиков. Цель создания Царскосельского лицея состояла в подготовке выдающихся государственных деятелей, интеллектуальной элиты. Поэтому лицеистам давали широкие знания по разным предметам, их учили мыслить, готовили к труду на благо России. На гербе Лицея было написано: «Для общей пользы».

Занятия в Лицее начались 19 октября 1811 года, курс был рассчитан на 6 лет. Эта дата стала памятной для Пушкина и остальных лицеистов. Впоследствии занятия начинались 1 августа и длились до 1 июля, но летний месяц лицеисты тоже проводили в Лицее. Так что на 6 лет семьёй лицеиста становились его товарищи и учителя. Первый выпуск состоял из 29 человек; 17 человек были отправлены на гражданскую службу, 12 – на военную.

Стихотворение при жизни Пушкина напечатано не было. В первой редакции оно называлось «Товарищам», затем – «Прощанье».

Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения «Товарищам» — послание. Его нельзя отнести к какому-нибудь литературному направлению. Ироничное, даже саркастичное, оно – крик души 18-летнего Пушкина, который не стал ещё великим и очень не хочет остаться безвестным. При этом автор раскрывается как личность, чуждающаяся каких-либо рамок и условностей. Стихотворение написано живым разговорным языком. В нём – весь проявившийся в дальнейшем гений Пушкина.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – размышления о выборе жизненного пути

Основная мысль: самое важное для лирического героя – не выбор одного из путей службы отечеству (штатская служба или военная), а возможность свободно мыслить и самому решать свою судьбу

Стихотворение можно разделить на три части. Первая – рассказ о скором прощанье и разлуке с друзьями, после чего каждый пойдёт своей дорогой. Вторая часть описывает судьбу выбравших военную или штатскую службу. В последней части лирический герой противопоставляет себя и тем, и другим, считая их достойными лучшей участи.

Сам лирический герой не стремится к почестям, а живёт лениво, «во всём судьбе послушный». Он отвергает традиционные представления об удачной дворянской судьбе, предпочитая свободомыслие, даже под угрозой наказания.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка преимущественно перекрёстная, но иногда она сбивается на парную, так что с 5 по 15 строку рифмуются пятистишья: АбАбб и ВгВВг. Такая неровная рифмовка приближает речь к разговорной.

Тропы и образы

В первой части возникает образ Лицея как дома. Пушкин называет время, прожитое в Царском Селе, годами заточенья. Действительно, комнатку свою размером 4 м на 1,5 м с видом на двор и церковь Пушкин называл кельей. Молодому человеку хочется вырваться в свет: «Зовёт нас света дальний шум». Но и разлука с «милыми друзьями» тяготит его. Насколько крепкой была дружба, показало время.

Неизведанное будущее описано в первой части с помощью метафор: промчались годы заточенья, разлука ждёт нас, зовет нас шум света, всякий смотрит на дорогу. Эпитеты характеризуют мысли о будущем – гордые, юные думы.

Во второй части лирический герой рассуждает о двух путях, которые предлагались выпускникам Лицея. Одни избрали военную карьеру, но при этом они вынуждены прятать свой ум под кивером (гусарским головным убором). Это аллегория военной службы, делающей человека несвободным. Лирическому герою она представляется бесполезной (махать саблей, мёрзнуть на параде, ходить греться в караул).

Не лучше и судьба чиновника. Он жертвует не умом, а честью. Рождён быть вельможей, но вынужден пресмыкаться «у плута знатного в прихожей», потому что избрал, полюбил «не честь, а почести». Его лирический герой называет покорным шутом (эпитет и метафора).

В третьей части Пушкин описывает собственное жизненное кредо, совпадающее с помыслами лирического героя. Он послушен судьбе (метафора), «беспечной лени верный сын» (эпитет и метафора), не стремится ни к военной службе («не рвусь я грудью в капитаны»), ни к гражданской («не ползу в асессора»). Слова капитаны и асессора – это аллегории военной и гражданской службы.

С помощью аллегорий Пушкин описывает собственную позицию. Красный колпак санкюлота (простолюдина времён Великой французской революции) – аллегория вольнодумства и свободолюбия. Шишак (старинный воинский головной убор) – аллегория наказания за свободомыслие, солдатчины. Распахнутый жилет – аллегория беспечной лицейской жизни.

Тема и проблематика

Основной темой стихотворения становятся воспоминания самого́ поэта о лицейской жизни и дружбе. На переднем плане произведения находится лирический герой, который является точной копией самого́ Пушкина, так как стих содержит автобиографию поэта. В самом начале произведения Александр Сергеевич описывает осенний пейзаж, который ассоциируется у него с ежегодной встречей бывших лицеистов.

Герою становится грустно от мысли, что он не сможет в очередной раз встретиться с лицеистами и вспоминать с ними счастливые годы, проведённые в Царскосельском лицее. Пушкин уверен, что пока он сидит в одиночестве, где-то на Неве о нём вспоминают старые товарищи. Поэт переживает о том, все ли смогли прийти на встречу.

В следующих строках автор начинает вспоминать каждого своего друга. Сначала он решил описать тех, кто точно не смог прийти на встречу. Однако имён он их не упоминает, а только описывает при помощи разнообразных метафор.

В нескольких восьмистишиях автор описывает лицеистов, которые рисковали собой, но приезжали навестить его, когда тот был в ссылке в Михайловском: Пущин, Горчаков, Дельвиг и Кюхельберг. Образ каждого из них вызывает у поэта тёплые воспоминания

Он детально описывает товарищей, но особое внимание уделяет их достижениям

Последние строфы были определены под лицей и царя. Однако даже в эти восхваления поэт смог добавить свойственную для него колкость. Последние строки произведения отображают мысли автора. Он с грустью думает, что через несколько лет на встречу сможет прийти только кто-нибудь один.

LiveInternetLiveInternet

Александр Сергеевич Пушкин

Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля. Разлука ждет нас у порогу, Зовет нас дальний света шум, И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум.

Иной, под кивер спрятав ум, Уже в воинственном наряде Гусарской саблею махнул — В крещенской утренней прохладе Красиво мерзнет на параде, А греться едет в караул; Другой, рожденный быть вельможей, Не честь, а почести любя, У плута знатного в прихожей Покорным плутом зрит себя; Лишь я, судьбе во всем послушный, Счастливой лени верный сын, Душой беспечный, равнодушный, Я тихо задремал один… Равны мне писари, уланы, Равны законы, кивера, Не рвусь я грудью в капитаны И не ползу в асессора; Друзья! немного снисхожденья — Оставьте красный мне колпак, Пока его за прегрешенья Не променял я на шишак, Пока ленивому возможно, Не опасаясь грозных бед, Еще рукой неосторожной В июле распахнуть жилет

В 1811 году юный Пушкин был принят в только что открывшийся по инициативе Александра I Царскосельский лицей. Заведение предназначалось для дворянских детей. Согласно замыслу создателей, выпускники его должны были стать государственными чиновниками высших рангов. Александр Сергеевич провел в Лицее шесть лет. Многое произошло за эти годы: Пушкин пережил первую любовь, узнал, что такое настоящая дружба, написал множество стихотворений, получивших высокие оценки от учеников и преподавателей. Поэт искренне любил Царскосельский лицей и дорожил временем, там проведенным. В июне 1817 года завершилось обучение. Первых воспитанников нового заведения выпустили в большую жизнь. Этому событию Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Товарищам».

Ключевая тема анализируемого текста – выбор пути. Лицеистам были открыты многие дорогие. Самых талантливых из них на любой службе приняли бы с распростертыми объятиями. Пушкин в стихотворении рассматривает несколько ключевых вариантов. Первый – военная служба. Ее предпочли около пятнадцати выпускников. В их числе – будущий адмирал и полярный исследователь Федор Федорович Матюшкин. Лирический герой послания «Товарищам» военную карьеру всерьез не воспринимает. Он приводит в пример гусар, которым приходится «красиво мерзнуть на параде», а после «ехать греться в караул». При этом их мыслительные способности остаются не у дел, ведь ум приходится прятать под кивер. Второй вариант – стать гражданским чиновником. Герой стихотворения высмеивает и его:

Другой, рожденный быть вельможей, Не честь, а почести любя, У плута знатного в прихожей Покорным плутом зрит себя.

Тем не менее, сам Пушкин вместе с Кюхельбекером, Корсаковым, Ломоносовым и другими попал в Коллегию иностранных дел.

Что же касается лирического героя послания, он не выказал желания стать писарем, уланом, капитаном или асессором. Ему хочется сохранить свободу, не ограничивать себя рамками, установленными для военных и чиновников. Впрямую об этом не говорится, но внимательному читателю догадаться не составит труда, — герой хочет стать поэтом. Вот только писательство в Российской империи начала девятнадцатого века не рассматривалось в качестве серьезной профессии. Даже на могильной плите великого Державина указано, что под ней покоится «действительный тайный советник и многих российских орденов кавалер». Кстати, Пушкин смог покинуть службу только в 1824 году, причем не столько по собственной воли, сколько по принуждению властей.

Текст: pishi-stihi.ru

Образы

Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «19 октября», который очень похож на самого Пушкина. Герой является поэтом, тонко чувствующей натурой. Ему тяжело даётся разлука с близкими людьми. 19 октября, в столь важный для него день, друзей нет рядом. Творец очень внимателен к деталям, наблюдателен. Лирический субъект способен анализировать окружающую его обстановку. Поэт не боится нелестно отзываться о монархе, правящем на данный момент. Читатели видят, как сильно герой привязан к своим друзьям. Для него обучение в Царском селе стало одним из самых важных событий в жизни. Мы узнаём, что стихотворец — очень эрудированный человек. С некоторыми из своих товарищей он разговаривает о Шиллере, предаётся мечтаниям.

Образы лицеистов в стихотворении «19 октября» тоже нельзя обойти вниманием. Описания друзей лирического субъекта занимают большую часть текста

Фигуры товарищей творца как нельзя лучше раскрывают тему братства в стихотворении.

  • Первым Пушкин упоминает покойного Николая Корсакова. Он отдаёт дань памяти «кудрявому певцу». Читатели узнают, где похоронен композитор, как складывалась его судьба.
  • Затем автор рисует образ Фёдора Матюшкина, который после выпуска из Царского села стал моряком. Детали играют значимую роль в раскрытии характеров лицеистов. Так, например, «чужих небес любовник беспокойный» был весёлым и лёгким на подъём человеком. Об этом нам говорит всего одно слово «шутя».
  • Лирический герой радуется, что его друг сохранил в своей душе прежние нравы. Даже находясь далеко, Матюшкин «простирал из-за моря руку», всегда помнил о забавах и шуме Царского села.
  • В произведении упоминается и пушкинская ссылка. Автор называет фамилии Пущина, Горчакова и Дельвига. С этими лицеистами поэт встретился в Михайловском.
  • 11 января 1825 года Иван Иванович Пущин приехал повидаться со своим давним другом. Для Пушкина это событие стало знаковым, творец посвящает целое стихотворение произошедшему («И. И. Пущину»).
  • С князем Горчаковым поэт никогда близко не общался, однако случайно встретившись, оба молодых человека выказали почтение друг другу, тепло обнялись.
  • Удивителен образ Дельвига, старого друга Пушкина. Товарищи были очень близки, их роднила любовь к поэзии. Однако лицеисты по-разному распоряжались своим даром: один ценил «рукоплескания», другой же «гений свой воспитывал в теши». Автор «19 октября» добродушно подтрунивает над некоторыми пороками Дельвига. Он называет поэта «сыном лени».
  • Появляется в стихотворении и Кюхельбекер, к нему одному Пушкин обращается по имени. Творец жаждет встречи с товарищем, «запоздалым другом».
  • Стоит также сказать и о лицеисте, упомянутом в самом конце произведения. Князь Горчаков остаётся последним из выпускников, «докучным гостем». Именно ему приходиться отмечать 19 октября в полном одиночестве.

Средства художественной выразительности

Одним из излюбленных приемов Пушкина всегда было использование архаизмов, которыми он стремился передать торжественность момента. В этом стихотворении встречаются слова: сребрит, вотще, на брегах, глас. огнем в очах, младой, к устам подъяв.

  • Эпитеты: багряный (убор); сладкогласная гитара, знойный (тропик); пустынные вьюга и хлад, полунощных морей; дружные (музы) свободная душа, холодный свет, привет унылый в краю чужом, неправое гоненье
  • Метафоры: горьких (мук); пленительной (привычке), дружеский (резец), вечный (лед); в блуждающей (судьбе); тайный (рок); дом (опальный), сладкая (отрада), томной (главой), сердечный (жар), (бурные дни);
  • Олицетворения: роняет лес, сребрит мороз, проглянет день, скроется день.
  • Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».

Образы

Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «19 октября», который очень похож на самого Пушкина. Герой является поэтом, тонко чувствующей натурой. Ему тяжело даётся разлука с близкими людьми. 19 октября, в столь важный для него день, друзей нет рядом. Творец очень внимателен к деталям, наблюдателен. Лирический субъект способен анализировать окружающую его обстановку. Поэт не боится нелестно отзываться о монархе, правящем на данный момент. Читатели видят, как сильно герой привязан к своим друзьям. Для него обучение в Царском селе стало одним из самых важных событий в жизни. Мы узнаём, что стихотворец — очень эрудированный человек. С некоторыми из своих товарищей он разговаривает о Шиллере, предаётся мечтаниям.

Образы лицеистов в стихотворении «19 октября» тоже нельзя обойти вниманием. Описания друзей лирического субъекта занимают большую часть текста

Фигуры товарищей творца как нельзя лучше раскрывают тему братства в стихотворении.

  • Первым Пушкин упоминает покойного Николая Корсакова. Он отдаёт дань памяти «кудрявому певцу». Читатели узнают, где похоронен композитор, как складывалась его судьба.
  • Затем автор рисует образ Фёдора Матюшкина, который после выпуска из Царского села стал моряком. Детали играют значимую роль в раскрытии характеров лицеистов. Так, например, «чужих небес любовник беспокойный» был весёлым и лёгким на подъём человеком. Об этом нам говорит всего одно слово «шутя».
  • Лирический герой радуется, что его друг сохранил в своей душе прежние нравы. Даже находясь далеко, Матюшкин «простирал из-за моря руку», всегда помнил о забавах и шуме Царского села.
  • В произведении упоминается и пушкинская ссылка. Автор называет фамилии Пущина, Горчакова и Дельвига. С этими лицеистами поэт встретился в Михайловском.
  • 11 января 1825 года Иван Иванович Пущин приехал повидаться со своим давним другом. Для Пушкина это событие стало знаковым, творец посвящает целое стихотворение произошедшему («И. И. Пущину»).
  • С князем Горчаковым поэт никогда близко не общался, однако случайно встретившись, оба молодых человека выказали почтение друг другу, тепло обнялись.
  • Удивителен образ Дельвига, старого друга Пушкина. Товарищи были очень близки, их роднила любовь к поэзии. Однако лицеисты по-разному распоряжались своим даром: один ценил «рукоплескания», другой же «гений свой воспитывал в теши». Автор «19 октября» добродушно подтрунивает над некоторыми пороками Дельвига. Он называет поэта «сыном лени».
  • Появляется в стихотворении и Кюхельбекер, к нему одному Пушкин обращается по имени. Творец жаждет встречи с товарищем, «запоздалым другом».
  • Стоит также сказать и о лицеисте, упомянутом в самом конце произведения. Князь Горчаков остаётся последним из выпускников, «докучным гостем». Именно ему приходиться отмечать 19 октября в полном одиночестве.

История создания стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин вошел в число первых выпускников Царскосельского лицея, который был открыт девятнадцатого октября 1811 года. Вместе с поэтом в заведении обучались люди, ставшие не только друзьями известного писателя, но и выдающимися личностями. К числу знаменитых выпускников того времени стоит отнести:

  • издателя Дельвига;
  • полярного исследователя Матюшкина;
  • писателя Кюхельбекера;
  • министра иностранных дел Горчакова и т. д.

Во время учебы лицеисты сдружились. Их дружба переросла в поддержку отношения даже после выпуска. Чтобы не потерять связь и быть в курсе новостей жизни товарищей, выпускники договорились ежегодно встречаться 19 октября. В 1825 году А. С. Пушкин не смог посетить встречу, так как находился в ссылке в Михайловском имении. Художественное послание друзьям было составлено в стенах имения и передано лицеистам, которые торжественно решили прочитать стихотворение в своем кругу.

Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина

Во время пребывания в ссылках А. Пушкин написал произведения, которые выделяются на фоне его творчества. Условия оторванности от привычного мира диктовали поэту строки, наполненные страданиями и надеждой. К этому пласту творчества относится и «19 октября». В школе его изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением 19 октября.

История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском, и не смог приехать на встречу лицеистов.

Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.

Композиция – Стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.

Жанр – послание.

Метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».

Эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».

Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».

А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года.

Лицеисты очень сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.

В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.

В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.

Далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу.

Их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец», который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о Матюшкине).

Чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.

В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей». В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей».

Напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».

Главная мысль произведения – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.

Жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности.

В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит»(о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»;эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»;сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.

Будь в числе первых на доске почета

Примечания

19 октября — день основания лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска.
Он не пришел, кудрявый наш певец — Корсаков, Николай Александрович, композитор, умерший 26 сентября 1820 г. во Флоренции.
Чужих небес любовник беспокойный — Матюшкин, Федор Федорович (1799—1872), моряк; он был в это время уже в третьем плаванье, кругосветном.
На долгую разлуку… — перифраз заключительных стихов «Прощальной песни воспитанников царскосельского лицея» Дельвига:
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас.
Стихи Друзьям иным душой предался нежной, // Но горек был небратский их привет говорят о предательской дружбе Ф. Толстого и других в 1820 г. (см. прим. к стих. «Эпиграмма» — «В жизни мрачной и презренной…» — т. 1), а затем А. Н. Раевского (см. выше, «Коварность»).
О Пущин мой, ты первый посетил… — Пущин приезжал к Пушкину в Михайловское на один день, 11 января 1825 г. Он рассказал позднее об этом посещении в своих «Записках о Пушкине».
Ты, Горчаков… — А. М. Горчаков встретился с Пушкиным у своего дяди, А. Н. Пещурова, в имении Лямоново, недалеко от Михайловского, летом 1825 г.
О Дельвиг мой… — Дельвиг гостил у Пушкина в Михайловском в апреле 1825 г.
Скажи, Вильгельм… — Кюхельбекер.
Несчастный друг… — пережил всех товарищей по выпуску А. М. Горчаков, умерший в возрасте 84 лет.
В первоначальной беловой редакции были строфы, которые Пушкин не ввел в окончательный текст; после стиха «Минутное забвенье горьких мук…» (строфа 1):
Товарищи! сегодня праздник наш.
Заветный срок! сегодня там, далече,
На пир любви, на сладостное вече
Стеклися вы при звоне мирных чаш. —
Вы собрались, мгновенно молодея,
Усталый дух в минувшем обновить,
Поговорить на языке лицея
И с жизнью вновь свободно пошалить.
На пир любви душой стремлюся я…
Вот вижу вас, вот милых обнимаю.
Я праздника порядок учреждаю…
Я вдохновен, о, слушайте, друзья:
Чтоб тридцать мест нас ожидали снова!
Садитеся, как вы садились там,
Когда места в тени святого крова
Отличие предписывало нам.
Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вальховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.
Но многие не явятся меж нами…
Пускай, друзья, пустеет место их.
Они придут: конечно, над водами
Иль на холме под сенью лип густых
Они твердят томительный урок,
Или роман украдкой пожирают,
Или стихи влюбленные слагают,
И позабыт полуденный звонок.
Они придут! — за праздные приборы
Усядутся; напенят свой стакан,
В нестройный хор сольются разговоры,
И загремит веселый наш пеан.
После стиха «Ты в день его лицея превратил» (строфа 9) следует строфа о И. В. Малиновском:
Что ж я тебя не встретил тут же с ним,
Ты, наш казак и пылкий и незлобный,
Зачем и ты моей сени надгробной
Не озарил присутствием своим?
Мы вспомнили б, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву в первый раз,
Как мы впервой все трое полюбили,
Наперсники, товарищи проказ…
Все трое полюбили — Пушкин, Пущин и Малиновский влюбились в Е. П. Бакунину (см. прим. к стих. «Осеннее утро» — т. 1).
После стиха «Он взял Париж, он основал лицей» (строфа 17) следовало:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию — и мертвым и живым,
К устам подняв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Куницын, Александр Петрович — преподаватель «нравственных и политических наук» в Царскосельском лицее, один из самых любимых и уважаемых профессоров Пушкина, известный своими передовыми убеждениями. (Т. Ц.)

«19 октября». Автограф Пушкина (1825 г.)

Благодарим за прочтение произведения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября»!
Читать все произведения Александра ПушкинаНа главную страницу (полный список произведений)

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина

19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.

Эти ежегодные встречи стали доброй традицией. Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября». которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.

Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.

Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.

Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз». разрушить который никто не в состоянии.

Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.

Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут». и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу. Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот» .

«19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. «Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен». – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои». «несчастный друг». «мой брат родной по музе, по судьбам». «мой запоздалый друг» и прочие.

Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?». «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.

«19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу». и даже царя за то, что тот основал Лицей.

Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». «Служенье муз не терпит суеты». «Пируйте же, пока еще мы тут!»

Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили «19 октября» в ряд настоящих шедевров русской литературы.

Предсказания Пушкина

Поэт, обращаясь к своим друзьям из лицея, предсказывает, что через год ему удастся поднять бокал с вином вместе с ними, чтобы отметить 19 октября. И действительно, это пророчество сбылось. А фразы о том, что через год за столом будет намного меньше выпускников, также стали вещими.

Через 2 месяца после создания стихотворения Пушкина «19 октября 1825» случилось восстание декабристов. Оно коренным образом изменило жизнь множества лицейских товарищей Александра Сергеевича. Как будто предчувствуя это, поэт обращается к тем из них, кому суждена ссылка и каторга. Он призывает их вспомнить «нас и дни соединений». Александр Сергеевич считает, что эта «печальная отрада», которую они найдут в воспоминаниях, позволит им мысленно поднять бокалы для того, чтобы провозгласить тост за мужскую дружбу. Так они смогут провести хоть один день в гармонии и ладу с жестоким миром, как и Пушкин провел его «без горя и забот».

Основная идея

Смысл стихотворения «19 октября» — это поэтическое выражение ценности дружбы. Пушкин показывает, как близкие люди могут изменить привычный мир человека. Товарищи очень важны для лирического героя. Они не отвернулись от него в сложный период «заточения». Лицеисты навещали поэта, помогали ему добрыми словами.

Для Пушкина нет ничего значимее дружбы. Главная мысль стихотворения «19 октября» передается с помощью определённого настроения произведения. Грусть разлуки сменяется радостью тёплых воспоминаний, мыслями о грядущем и желанием скорейшей встречи. Творец создаёт очень яркие и запоминающиеся образы лицеистов, тем самым, показывая, какую значимую роль товарищи сыграли в его жизни.

В произведении также скрыт и философский смысл. Наше существование ограниченно рамками времени, люди не вечны, поэтому стоит наслаждаться тем, что мы имеем сейчас. Друзья рано или поздно покинут этот мир, поэтому нужно «пировать», радоваться каждому мгновению, проведённому с близкими людьми.

Анализ стихотворения Пушкина «19 октября»

В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности.

Эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. В 1825 году Пушкин, сосланный за неуважение к царю и вольнодумство в родовое поместье Михайловское, не смог присутствовать на встрече выпускников, однако прислал своим друзьям стихотворное письмо, которое было торжественно зачитано присутствующим. К этому моменту Александр Пушкин уже снискал славу одного из самых талантливых и дерзких поэтов современности. Тем не менее, это не помешало ему с глубоким уважением относится к друзьям, которые хоть и не стали выдающимися поэтами, но, несомненно, обладали блестящими литературными способностями. Вспоминая тех, с кем на протяжении шести лет пришлось делить все радости и горести, поэт в стихотворении «19 октября» с сожалением отмечает, что многих верных товарищей уже нет в живых. Другие же по различным причинам не смогли присоединиться к тем, кто в этот день пирует «на берегах Невы». Но этому есть веские оправдания, так как судьба нередко преподносит своим баловням сюрпризы, которые нужно воспринимать если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.

Поэт отмечает, что в этот вечер он пьет один, отдавая дань уважения своим друзьям, которых по-прежнему любит и помнит, и которые платят ему взаимностью. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», – восклицает автор, утверждая, что никакие повороты судьбы не способны разрушить ту душевную близость, которая возникла когда-то между лицеистами и сохранилась на долгие годы. При этом Пушкин благодарить своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в изгнании. «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь», – пишет поэт. Именно эти встречи с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом заставили поэта более философски воспринимать удары судьбы и не отказываться от своего призвания. И бесконечные беседы с друзьями натолкнули Пушкина на мысль о том, что «служенье муз не терпит суеты». Поэтому к своему вынужденному заточению поэт стал относиться с определенной долей иронии и благодарности, так как получил великолепную возможность посвятить все свое время творчеству и переосмыслению жизни. Именно в Михайловском Пушкиным было создано множество великолепных произведений, которые сегодня по праву считаются классикой русской литературы.

Обращаясь к друзьям-лицеистам, поэт предсказывает, что ровно через год он вновь поднимет вместе с ними бокал с вином, чтобы отметить столь памятную дату. Это пророчество действительно сбывается. Равно как фразы о том, что в следующий раз за одним столом соберется гораздо меньше выпускников, становятся вещими. Буквально через два месяца после написания стихотворения «19 октября» произойдет восстание декабристов, которое круто изменить жизнь многих друзей поэта. Словно бы предчувствуя это, Пушкин обращается к тем, кому суждено отправиться в ссылку и на каторгу, с напутствием вспомнить «нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой». По мнению поэта, эта «печальная отрада» позволит тем, кого не будет рядом, мысленно поднять бокалы и провозгласить традиционный тост за непоколебимую мужскую дружбу. И хотя бы один день провести в ладу и гармонии с этим жестоким миром «как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: