Краткое содержание думы
В 1822 году Кондратий Федорович представляет свету думу, которая посвящена атаману Ермаку. Ее отчасти положили на музыку, и она превратилась в песню.
Данная дума основана на настоящих исторических событиях. Основной герой — это известный персонаж истории — казачий атаман, которого зовут Ермак Тимофеевич. Он прославился тем, что сыграл главную роль в присоединении Сибири к Российскому государству. Присоединение произошло при правлении Иоанна Грозного во второй половине XVI столетия.
Ермак с собственным войском постоянно вел войну с ханом Кучумом, который не желал покоряться российскому царю и выплачивать дань Москве. Он желал сам верховодить Западной Сибирью и поэтому никому не покорялся, а позже и вовсе сделал переворот и казнил своих мусульманских братьев, которые дали согласие принять русское подданство и заплатить мзду победителям.
Далее в думе рассказывается, как в очередном сражении Ермака с Кучумом полегло большое количество народа. Затем Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися после битвы воинами, которых было всего 50 человек, одолевая путь по Иртышу, остановился на ночлег в устье реки под названием Вагай.
Ночью сибирский хан внезапно совершил нападение на дремлющих казаков и многих убил. Убереглось только пару человек.
Казачий атаман, отягощенный двумя кольчугами, где одна из них была подарена ему царем, и орудием, которое он носил, бросился в речку. Таким образом он хотел добраться до стругов, однако утонул. Но, согласно татарским преданиям, Ермака убил богатырь Кутугай, ранив его в горло своим копьем.
Тело атамана было вытянуто на сушу рыбаком татарского происхождения. Со всей окрестности съехалось большое количество мурз, чтобы посмотреть на тело Ермака. Среди присутствующих был даже Кучум. На протяжении нескольких дней татары расстреливали из лука мертвое тело мужественного российского воина и весело пировали, хотя позже его останки выкинули. По версии свидетелей они пролежали целый месяц на свежем воздухе и не портились. После этого татары, сняв с тела все одежки и снаряжения, чтобы разделить их между собой, похоронили казачьего атамана в знатном месте, которое находилось за мусульманским кладбищем. А точнее, в деревне Баишево.
Литературный анализ
Кондратий Федорович, воодушевленный подвигами российских воинов, принял решение посвятить им собственные мысли. Так и возникла дума, рассказывающая про смерть атамана. Автор отлично исследовал старинные предания о русском воине и узнал, что в день погибели героя была мощная гроза со штормом, и Ермак умер в волнах буйной реки.
Поэт начинает свое произведение с описания той ужасной ночи, когда сама природа устрашает: шумит дождь, ревет буря, постоянно гремит гром, молнии летают в ночном сумраке, и ветры неистовствуют.
В думе описывается, как на береге речки сидит задумчивый Ермак, который, как будто предчувствуя собственную скорую смерть, раздумывает о жизни, о приятелях и про то, достойно ли они прожили свою жизнь, так как почти все казаки были в прошлом отчаянными правонарушителями и головорезами, перешедшими на службу к русскому царю. Главный герой абсолютно не осуждает их, а даже наоборот — восторгается их мужеством и доблестью. Он высказывает мнение, что все имеющиеся злодеяния в своей жизни они смыли кровью противников и даже сейчас не щадят собственной жизни за царя и святую Русь.
В думе неустрашимому и мужественному атаману противопоставлен вождь вражеского лагеря Кучум — опасный и бесчестный человек, который, боясь напрямую вступить в поединок с дружиной Ермака, подкрался тайно к ним со своим войском и всех их погубил: воины пали, не успев даже обнажить мечи.
Смерть воина
Ермак кидается в речку, одетый в тяжелый панцирь, который ему подарил царь, и утопает. Рылеев считает, что именно нелегкое снаряжение богатыря повлекло за собой его смерть. Речка практически с ходу поглотила мужественного воина. Герой умер, он променял собственную свободу и начал служить самодержавию. «Смерть Ермака» Рылеев тоже заканчивает описанием буянящих ветров и громов.
Для автора стиха чрезвычайно важна проблема собственной свободы. Служить царю и служить России — для него это разные вещи. Он восторгается отважным героизмом атамана, а также его службой во благо России, однако он против того, что Ермак принял дорогой презент от правителя, который и повлек за собой его смерть.
Краткое содержание думы
В 1822 году Кондратий Федорович представляет свету думу, которая посвящена атаману Ермаку. Ее отчасти положили на музыку, и она превратилась в песню.
Данная дума основана на настоящих исторических событиях. Основной герой — это известный персонаж истории — казачий атаман, которого зовут Ермак Тимофеевич. Он прославился тем, что сыграл главную роль в присоединении Сибири к Российскому государству. Присоединение произошло при правлении Иоанна Грозного во второй половине XVI столетия.
Ермак с собственным войском постоянно вел войну с ханом Кучумом, который не желал покоряться российскому царю и выплачивать дань Москве. Он желал сам верховодить Западной Сибирью и поэтому никому не покорялся, а позже и вовсе сделал переворот и казнил своих мусульманских братьев, которые дали согласие принять русское подданство и заплатить мзду победителям.
Далее в думе рассказывается, как в очередном сражении Ермака с Кучумом полегло большое количество народа. Затем Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися после битвы воинами, которых было всего 50 человек, одолевая путь по Иртышу, остановился на ночлег в устье реки под названием Вагай.
Ночью сибирский хан внезапно совершил нападение на дремлющих казаков и многих убил. Убереглось только пару человек.
Казачий атаман, отягощенный двумя кольчугами, где одна из них была подарена ему царем, и орудием, которое он носил, бросился в речку. Таким образом он хотел добраться до стругов, однако утонул. Но, согласно татарским преданиям, Ермака убил богатырь Кутугай, ранив его в горло своим копьем.
Тело атамана было вытянуто на сушу рыбаком татарского происхождения. Со всей окрестности съехалось большое количество мурз, чтобы посмотреть на тело Ермака. Среди присутствующих был даже Кучум. На протяжении нескольких дней татары расстреливали из лука мертвое тело мужественного российского воина и весело пировали, хотя позже его останки выкинули. По версии свидетелей они пролежали целый месяц на свежем воздухе и не портились. После этого татары, сняв с тела все одежки и снаряжения, чтобы разделить их между собой, похоронили казачьего атамана в знатном месте, которое находилось за мусульманским кладбищем. А точнее, в деревне Баишево.
Литературный анализ
Кондратий Федорович, воодушевленный подвигами российских воинов, принял решение посвятить им собственные мысли. Так и возникла дума, рассказывающая про смерть атамана. Автор отлично исследовал старинные предания о русском воине и узнал, что в день погибели героя была мощная гроза со штормом, и Ермак умер в волнах буйной реки.
Поэт начинает свое произведение с описания той ужасной ночи, когда сама природа устрашает: шумит дождь, ревет буря, постоянно гремит гром, молнии летают в ночном сумраке, и ветры неистовствуют.
В думе описывается, как на береге речки сидит задумчивый Ермак, который, как будто предчувствуя собственную скорую смерть, раздумывает о жизни, о приятелях и про то, достойно ли они прожили свою жизнь, так как почти все казаки были в прошлом отчаянными правонарушителями и головорезами, перешедшими на службу к русскому царю. Главный герой абсолютно не осуждает их, а даже наоборот — восторгается их мужеством и доблестью. Он высказывает мнение, что все имеющиеся злодеяния в своей жизни они смыли кровью противников и даже сейчас не щадят собственной жизни за царя и святую Русь.
В думе неустрашимому и мужественному атаману противопоставлен вождь вражеского лагеря Кучум — опасный и бесчестный человек, который, боясь напрямую вступить в поединок с дружиной Ермака, подкрался тайно к ним со своим войском и всех их погубил: воины пали, не успев даже обнажить мечи.
Смерть воина
Ермак кидается в речку, одетый в тяжелый панцирь, который ему подарил царь, и утопает. Рылеев считает, что именно нелегкое снаряжение богатыря повлекло за собой его смерть. Речка практически с ходу поглотила мужественного воина. Герой умер, он променял собственную свободу и начал служить самодержавию. «Смерть Ермака» Рылеев тоже заканчивает описанием буянящих ветров и громов.
Для автора стиха чрезвычайно важна проблема собственной свободы. Служить царю и служить России — для него это разные вещи. Он восторгается отважным героизмом атамана, а также его службой во благо России, однако он против того, что Ермак принял дорогой презент от правителя, который и повлек за собой его смерть.
Аудиокниги
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесённый в важный сан пронырствами, злодей!
Подчёркнутые эпитеты ярко передают ненависть поэта к палачу народа.
Поэт мечтает об этом мстителе и говорит:
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество моё кто от тебя избавит!
Твои дела тебя изобличат народу;
Познает он, что ты стеснил его свободу,
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесёт потомство!
Своей сатирой Рылеев показал, какое громадное воздействие на читателей может оказывать поэтическое слово, если оно глубоко искренне и в то же время созвучно настроениям масс.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Особенности творчества
Уже в творчестве во время обучения Рылеева поэт определил важные для себя темы и проблемы. Чтобы поддержать свою Родину в 1812 году, поэт вспоминал прошлое и сочинял «победные песни».
Первые произведения имели довольно подражательный характер.
К. Ф. Рылеев стал печататься лишь в 1820 году, когда ему было 25 лет.
Связь с тайным обществом оказывала влияние не только на жизнь К. Ф. Рылеева, но и на его творчество. Говоря кратко, произведения К. Ф. Рылеева отличались вольнолюбивым характером. Произведения были одним из первых опытов революционно-агитационной литературы.
Стоит также отметить, что творчество К. Ф. Рылеева было связано с литературным направлением классицизма. Помимо этого, его произведения имели просветительский характер.
К. Ф. Рылеев обращался и к лирическим, и к эпическим, и драматическим жанрам.
Кондратий Рылеев — К временщику (подражание Персиевой сатире «К Рубеллию»)
Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесенный в важный сан пронырствами злодей! Ты на меня взирать с презрением дерзаешь И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь! Твоим вниманием не дорожу, подлец; Из уст твоих хула — достойных хвал венец! Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем! Могу ль унизиться твоим пренебреженьем, Коль сам с презрением я на тебя гляжу И горд, что чувств твоих в себе не нахожу? Что сей кимвальный звук твоей мгновенной славы? Что власть ужасная и сан твой величавый? Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой, Чем с низкими страстьми и подлою душой Себя, для строгого своих сограждан взора, На суд их выставлять, как будто для позора! Когда во мне, когда нет доблестей прямых, Что пользы в сане мне и в почестях моих? Не сан, не род — одни достоинства почтенны; Сеян! и самые цари без них — презренны, И в Цицероне мной не консул — сам он чтим За то, что им спасен от Каталины Рим… О муж, достойный муж! почто не можешь, снова Родившись, сограждан спасти от рока злого? Тиран, вострепещи! родиться может он. Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон! О, как на лире я потщусь того прославить, Отечество мое кто от тебя избавит! Под лицемерием ты мыслишь, может быть, От взора общего причины зла укрыть… Не зная о своем ужасном положеньи, Ты заблуждаешься в несчастном ослепленьи, Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь, Но свойства злобные души не утаишь
Твои дела тебя изобличат народу; Познает он — что ты стеснил его свободу, Налогом тягостным довел до нищеты, Селения лишил их прежней красоты… Тогда вострепещи, о временщик надменный! Народ тиранствами ужасен разъяренный! Но если злобный рок, злодея полюбя, От справедливой мзды и сохранит тебя, Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство Тебе свой приговор произнесет потомство!
Биография автора
Дума входит в своеобразный философско-патриотический цикл поэм, к которым также относятся:
- «Державин»;
- «Димитрий Донской»;
- «Волынский»;
- «Богдан Хмельницкий»;
- «Вещий Олег».
Относительно оценки творчества Рылеева существует много различных комментариев. Например, Пушкин писал, что в его произведениях нет ничего государственного и русского, не считая имен. Кондратий Рылеев являлся русским поэтом и публичным деятелем, который родился 18 сентября 1795 года. Проживал он в селе Батово, которое находится в Санкт-Петербургской губернии. В 1801 Кондратий поступил на обучение в первый Петербургский кадетский корпус.
В 1813 г. он принял участие в зарубежных походах российской армии, которые закончились в 1814 г.
Но, как не прискорбно, жизнь автора трагически закончилась 13 июля 1826 года. Он умер в возрасте 30 лет. Рылеев являлся одним из управляющих декабристского восстания и пребывал в числе пятерых офицеров, которые были приговорены к казни на эшафоте.
Творческий процесс
В творчестве автора были такие знаменательные даты:
- 1820 год был знаменателен тем, что автор создал свою известную сатирическую оду «К временщику»;
- Спустя год, Рылеев вступил в состав Вольного общества приверженцев русской словесности, а также находился на службе заседателя уголовной палаты Петербурга;
- В 1824 г. возглавил управленческий отдел российско-американской компании;
- С 1823 по 1825 год совместно с Александром Бестужевым трудился над изданием альманаха «Полярная звезда», а также был в составе масонской ложи «К пламенеющей звезде».
Особенности творчества
Уже в творчестве во время обучения Рылеева поэт определил важные для себя темы и проблемы. Чтобы поддержать свою Родину в 1812 году, поэт вспоминал прошлое и сочинял «победные песни».
Первые произведения имели довольно подражательный характер.
К. Ф. Рылеев стал печататься лишь в 1820 году, когда ему было 25 лет.
Связь с тайным обществом оказывала влияние не только на жизнь К. Ф. Рылеева, но и на его творчество. Говоря кратко, произведения К. Ф. Рылеева отличались вольнолюбивым характером. Произведения были одним из первых опытов революционно-агитационной литературы.
Стоит также отметить, что творчество К. Ф. Рылеева было связано с литературным направлением классицизма. Помимо этого, его произведения имели просветительский характер.
К. Ф. Рылеев обращался и к лирическим, и к эпическим, и драматическим жанрам.
Социально-политические стихи. «К временщику».
Первое произведение Рылеева, появившееся в печати, — сатира «К временщику». Написанная по сюжетной канве сатиры обличительного поэта М. В. Милонова ( «К Рубеллию»), она намного превзошла ее идейно и эстетически. Вынося деспотическому фавориту беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: «надменный», «подлый и коварный» временщик, «неистовый» тиран, «хитрый льстец», наконец — «подлец». Уничтожая славу временщика мгновенную, власть ужасную и сан величавый, Рылеев противопоставляет его нравственной низости душевное благородство, сану и роду — прямые достоинства сердца и ума: «Не сан, не род — одни достоинства почтенны».
Сатира «К временщику» предельно ясная по теме и идее, блистательная по их художественному выражению. Это оригинальное произведение было опубликовано в 1820 году в октябрьском номере журнала «Невский зритель».
Сатира «К временщику» имела всем попятный прицел — всесильного фаворита Александра I, «чудовище, перед которым трепетала вся страна» (Герцен), деспота и мракобеса А. А. Аракчеева. Беззаветная отвага Рылеева вызвала сенсацию среди его друзей и врагов. «Нельзя представить, — вспоминает Н. А. Бестужев, — изумления, ужаса, даже можно сказать, оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с Еелпкапом». Сторонники Рылеева опасались за его свободу и жизнь и ждали немедленной и страшной кары. Но сатира была настолько верной, правдивой, что вельможа постыдился признать в ней себя, и «туча пронеслась мимо».
Дерзостный вызов деспотизму, смелое отстаивание человеческих прав, бескомпромиссная защита свободы, ревность к отечеству, так громко прозвучавшие в сатире «К временщику», стали идейно-тематической основой всех последующих социально-политических стихотворений Рылеева: «А. П. Ермолову», «Видение», «Гражданское мужество», «На смерть Бейрона», «Вере Николаевне Столыпиной». В оде «Видение», посвященной именинам наследника престола великого князя Александра Николаевича, явно сказались либеральные иллюзии поэта о «просвещенном монархе», свойственные правому крылу Северного общества, в которое Рылеев вскоре вступил. В свете этих иллюзий поэт, исторический оптимист, наметил для наследника широкую программу действий. Устами спустившейся с облаков Екатерины II, ставшей вдруг конституционалисткой, он желал будущему императору великих деяний на поприще мира: ратоборства за гражданские свободы, за социальное равноправие, за просвещение, за человечность — против рабства и несправедливости. Обращаясь к наследнику, Екатерина говорит: «Люби народ, чти власть закона…»
Поэт бесстрашно указывает будущему царю на возросшую силу общественного мнения, на крепнущее движение против деспотизма: «Уже воспрянул дух свободы Против насильственных властей».
Реклама от Literature-XIX.Ru
Примечания
1Кимвалы – музыкальный инструмент (тарелки).2Сеян (I в.) – префект преторианской гвардии в Риме; был казнён за подготовку заговора против императора Тиберия.3Цицерон (106–43 до н. э.) – римский оратор, разоблачил заговор Катилины (106–62 до н. э.) против республики.4Кассий Гай (ум. 41 до н. э.) – ближайший сподвижник Брута в борьбе за восстановление республики в Древнем Риме.5Катон Младший, или Утический (95–47 до н. э.) – римский государственный деятель, непреклонный защитник республики.6Селения лишил их прежней красоты. – Намёк на военные поселения, основанные Аракчеевым.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Оды
Хан Кучум
Дума «Смерть Ермака» дальше описывает, как в очередном сражении Кучума с Ермаком много народу полегло. Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися воинами, которых насчитывалось всего 50 человек, проходя путь по Иртышу, остановился заночевать в устье реки Вагай. Ночью Кучум внезапно напал на спящих казаков и убил почти всех. Спаслось лишь несколько человек. Атаман Ермак, обремененный двумя кольчугами, одна из которых была подарена царем, и оружием, которое он носил, кинулся в реку, чтобы добраться до стругов, но утонул в Иртыше. Однако по татарским преданиям он был ранен в горло копьем богатыря Кутугая.
Тело Ермака вытянул на сушу рыбак-татарин, на тело атамана со всей округи съехались посмотреть много мурз и даже сам Кучум
Несколько дней татары расстреливали из лука тело отважного русского воина и весело пировали, но потом его останки бросили, и, по словам очевидцев, они лежали целый месяц на воздухе и не портились. Тогда татары, сняв с него все снаряжение и одежды, разделив их между собой, похоронили его в почетном месте за мусульманским кладбищем, в деревне Баишево (Вагайский р-на Тюменской обл.)
Кто такой Ермак
Одним из самых известных казаков в российской истории является атаман Ермак Тимофеевич. Он, в отличие от бунтовщиков Разина и Пугачёва, воевавших против представителей власти, послужил Отечеству. Конечно, покоряя Сибирское ханство, Ермак преследовал свои корыстные интересы. Грабёж во время войны не является злодейством, к тому же подобные действия поддерживались нападающим государством. Своим походом Ермак положил начало завоевания и присоединения Сибири к России.
Таким образом, Ермак – довольно разносторонний персонаж. Он и вольный казак, и воин, действующий во славу своего государства. Поэтому его образ привлёк Рылеева.
Анализ: «Смерть Ермака», Рылеев
Рылеев, вдохновленный подвигами русских воинов, решил посвятить им свои думы. Так появилась и дума «Смерть Ермака». Поэт хорошо изучил древние предания о Ермаке и знал, что в день смерти героя была сильная гроза со штормом, и Ермак погиб в волнах бушующей реки. Рылеев начинает думу с описания той страшной бурной ночи, когда сама природа зловеще волнуется, ревет буря, шумит дождь, молнии летают во мраке ночном, беспрерывно гремит гром, и ветры бушуют.
Дума «Смерть Ермака» описывает, как на береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою. Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив — восхищается их мужеством и отвагой. Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.
Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря хан Кучум – коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей»
Смерть
Ермак бросается в реку, напрягаясь изо всех сил под хлесткими волнами бушующей реки, одетый в «тяжелый панцирь-дар царя», он тонет. Рылеев считает, что именно тяжелое снаряжение богатыря стало причиной его смерти
Река почти сразу поглотила отважного воина. Герой погиб, он променял свою свободу и стал верно служить самодержавию
Во всяком случае об этом говорит думы анализ. «Смерть Ермака» Рылеев опять же заканчивает описанием бушующих ветров и громов.
Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю — для него не одно и то же. Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели. На этом можно и закончить рассмотрение известной думы. О многом рассказал нам анализ. «Смерть Ермака» Рылеева показывает, что у автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.
Творчество поэта
Творчество Рылеева, насыщенное идеями свободы и всеобщего равенства, получило неоднозначную оценку у его современников. Великий А. С. Пушкин скептически отзывался о его «Думах». Но Рылеев сам всегда позиционировал себя прежде всего гражданином, а уж после поэтом. В творчестве он выражал свою гражданскую позицию смело и по-юношески горячо. Для потомков его стихи служат не только литературным, но и историческим памятником. Творчество Рылеева имело большое значение для революционеров XIX и XX веков. В нём они получали пример того, как надо жить ради идеи и быть готовыми умереть за неё.
Вместе с Александром Бестужевым Рылеев издавал альманах «Полярная звезда». В нём декабристы печатали свои произведения. Там также было напечатано несколько стихотворений Пушкина. Через 30 лет после восстания декабристов А. Герцен начал издавать альманах, который назвал так же, отдав тем самым дань уважения декабристам и выражая приверженность их идеям.
Как и другие декабристы, Кондратий Фёдорович своё творчество ориентировал на Г. Р. Державина. Это поэзия классического стиля, ей свойственны возвышенные и серьезные темы. Легкомысленная поэзия, которая услаждает слух, но не несёт в себе никаких моральных принципов или идей, была чужда ему. В центре поэзии Рылеева – гражданские идеи. Её особенностью также является то, что он приёмами, свойственными романтической поэзии, изображал героев, которые были далеки от романтических идеалов. Подобный герой – Ермак из думы «Смерть Ермака» Рылеева. Анализ этого произведения показывает, что автор изложил в нём свои идеалы и убеждения.
Гибель дружины
В процессе анализа «Смерти Ермака» Рылеева становится очевидным, что мужественному и бесстрашному атаману Ермаку автор противопоставляет подлого и коварного хана Кучума. Хан не рассматривается как достойный противник Ермака и его дружины. Он трусливо нападает на спящих казаков, остерегаясь вступить с ними в честный бой. Кучум и его люди убивают почти всю дружину. В анализе произведения Рылеева «Смерть Ермака» необходимо сказать о том, что отважные воины погибли, даже не взяв в руки оружия.
Единственный путь спасения – воды Иртыша. Но теперь бурная природа – не безмолвный свидетель происходящих событий. Она становится воплощением злого рока. Ужасный шторм, сильнейший ветер и проливной дождь делают реку смертельно опасной. В анализе стихотворения Рылеева «Смерть Ермака» необходимо указать, что силы природы ополчились на героя.
Анализ произведения
Произведение Рылеева вошло в цикл философско-патриотичных поэм. Его жанр — стихотворение (дума). Сюжет развивается в Сибири на берегу Иртыша в 1585 году.
Краткое содержание
На берегу реки задумчиво сидел Ермак. Его казаки разбили лагерь и крепко спали. Главный герой не мог уснуть, он размышлял о судьбе своих товарищей, многие из которых раньше были отъявленными негодяями. Они не знали страха и сомнений, но когда им выпал шанс послужить на благо отчизны, то не упустили его. Атаман был уверен, что на поле боя его товарищи избавились от своих прошлых прегрешений, а теперь заслужили признание.
Эти люди на славу послужили своей стране, благодаря чему бескрайняя территория Сибири теперь подвластна русскому государю. Ермак считал, что это главная заслуга его бойцов. Такие думы были у главного героя, он не подозревал, что вскоре наступит его гибель и товарищей.
Ночью разразилась страшная гроза, начался сильный ливень, повсюду сверкали молнии, бушевал ветер. Природная стихия стала прекрасным прикрытием для хана Кучума. Этот человек хотел отомстить Ермаку за прошлое сражение. Хан дождался удобного момента и решил воплотить свой план мести.
Кучум в сопровождении отряда незаметно подобрался к спящим казакам. Он не планировал вступать в честный бой, поэтому дал приказ убивать спящих людей.
Те, кто остался в живых, а среди них был и Ермак, пытались спастись в реке. Атаман пытался изо всех сил доплыть до берега, но его тянули на дно тяжелые доспехи, подаренные ему царем. Он устал бороться и утонул.
Основная мысль и описание героев
В произведении представлен только один главный герой — Ермак. Казачий атаман имел следующие черты:
- отважный;
- смелый;
- решительный;
- бесстрашный;
- ответственный.
Главная мысль произведения «Смерть Ермака» заключается в том, что задача любого гражданина — служить своей отчизне, приумножать ее богатства, прославлять свою страну на весь мир. На примере героя видно, что сражаться за отечество и действовать ради царской выгоды — разные понятия. Тяжелые доспехи олицетворяют монарший гнет. Главный герой променял свободу на верную службу самодержавию. Смелости и отваге автор противопоставляет коварство и подлость.
Встреча с Ермаком
Смотреть галерею
В такую ночь все казаки спят, кроме самого Ермака. Он в это время сидит на берегу Иртыша в глубокой задумчивости. Его мысли заняты воспоминаниями о былых подвигах, совершенных им, а также поиском смыла жизни. Ермак пытается понять, ради чего все это делалось.
Ведь многие из его соратников, которые отправились покорять Сибирь, в прошлом обычные разбойники, которым грозила каторга или смертная казнь. Отправившись вместе с ним на восток, они, по сути, добывают золото и драгоценности, совершая набеги с одобрения Ивана Грозного. Поэтому, как считает Ермак, их прошлые преступления смыты своей и вражеской кровью, можно считать, что они за них реабилитированы.
Для анализа думы Рылеева «Смерть Ермака» важно, что сам главный герой считает основным в своей жизни то, что они не щадят себя во славу Отечества. Он поступает точно так же
Они настолько бесстрашны, что не боятся смерти, в этом их ключевая заслуга перед страной. Поэтому теперь, когда они искупили свои грехи, выходит, что не зря прожили жизнь на этом свете. Именно такие мысли занимали Ермака, когда он сидел на самом берегу, даже не подозревая, что над ним нависла смертельная опасность. Близка гибель не только его, но и его товарищей.
Биография автора
Дума входит в своеобразный философско-патриотический цикл поэм, к которым также относятся:
- «Державин»,
- «Димитрий Донской»,
- «Волынский»,
- «Богдан Хмельницкий»,
- «Вещий Олег».
Относительно оценки творчества Рылеева существует много различных комментариев. Например, Пушкин писал, что в его произведениях нет ничего государственного и русского, не считая имен.
Кондратий Рылеев являлся русским поэтом и публичным деятелем, который родился 18 сентября 1795 года. Проживал он в селе Батово, которое находится в Санкт-Петербургской губернии. В 1801 Кондратий поступил на обучение в первый Петербургский кадетский корпус.
В 1813 г. он принял участие в зарубежных походах российской армии, которые закончились в 1814 г.
Но, как не прискорбно, жизнь автора трагически закончилась 13 июля 1826 года. Он умер в возрасте 30 лет. Рылеев являлся одним из управляющих декабристского восстания и пребывал в числе пятерых офицеров, которые были приговорены к казни на эшафоте.
Творческий процесс
В творчестве автора были такие знаменательные даты:
- 1820 год был знаменателен тем, что автор создал свою известную сатирическую оду «К временщику»,
- Спустя год, Рылеев вступил в состав Вольного общества приверженцев русской словесности, а также находился на службе заседателя уголовной палаты Петербурга,
- В 1824 г. возглавил управленческий отдел российско-американской компании,
- С 1823 по 1825 год совместно с Александром Бестужевым трудился над изданием альманаха «Полярная звезда», а также был в составе масонской ложи «К пламенеющей звезде».
Кондратий Федорович Рылеев. Биография
29.9.1795 — 25.6.1826
Страна: Россия
Кондратий Федорович Рылеев родился 18 сентября (29 сентября) 1795 года в селе Батово (сейчас это территория Гатчинского района Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева (1746—1814), управляющего княгини Варвары Голицыной и Анастасии Матвеевны Эссен (1758—1824). В 1801—1814 годах учился в Петербургском первом кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах русской армии 1814—1815 годов. В 1818 году вышел в отставку. В 1820 году женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. С 1821 года служил заседателем Петербургской уголовной палаты, с 1824 — правителем канцелярии Российско-американской компании.
В 1820 году написал знаменитую сатирическую оду «К временщику». Через год вошёл в «Вольное общество любителей российской словесности». В 1823—1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». Состоял в петербургской масонской ложе «К пламенеющей звезде».
Дума Рылеева «Смерть Ермака» была частично положена на музыку и стала песней.
В 1823 году стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем его наиболее радикальное крыло. Поначалу стоял на умеренных конституционно-монархических позициях, но впоследствии стал сторонником республиканского строя.
10 сентября 1825 года он выступил в роли секунданта на дуэли своего друга, кузена,поручика К. П. Чернова и представителя аристократии флигель-адъютанта В. Д. Новосильцева. Причиной дуэли стал конфликт из-за предрассудков, связанных с социальным неравенством дуэлянтов (Новосильцев был помолвлен с сестрой Чернова — Екатериной, однако, под убеждением матери, задумал отказаться от женитьбы). Рылеев, вопреки обязанностям секунданта, которые должны были прежде всего попытаться примирить противников, наоборот — всячески раздувал конфликт, видимо руководствуясь политическими намерениями. Оба участника дуэли были смертельно ранены и умерли через несколько дней. Похороны Чернова вылились в первую массовую демонстрацию, организованную Северным обществом декабристов.
Рылееву (по другой версии — Кюхельбекеру) приписывается вольнодумное стихотворение «Клянуся честью и Черновым».
Был одним из главных организаторов восстания 14 (26) декабря 1825 г. Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде, что кто-нибудь прочтет, свои последние стихи.
«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну !»
Переписка Пушкина с Рылеевым и Бестужевым, касающаяся, в основном, литературных дел, носила дружественный характер. Вряд ли политизировалось и общение Рылеева с Грибоедовым — оба если и называли друг друга «республиканцами», то, скорее, из-за своей принадлежности к ВОЛРС, также известному как «Ученая республика», чем по каким-либо иным причинам.
В подготовке восстания 14 декабря Рылееву принадлежала одна из ведущих ролей. Находясь в заключении, он брал всю «вину» на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.
По русскому обычаю покушение на жизнь Государя (а это инкриминировалось подследственным) каралось четвертованием. Царь, отдавая указание о начале процесса, обещал удивить всех своим милосердием. Рылеев казнён повешением 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей выступления вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Его последними словами на эшафоте, обращёнными к священнику П. Н. Мысловскому были: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь». Рылеев был одним из трёх несчастных, под кем верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и, спустя некоторое время, был повешен повторно. По некоторым источникам именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать!» (иногда слова эти приписываются П. И. Пестелю или С. И. Муравьёву-Апостолу).
Ещё во время следствия Николай I прислал жене Рылеева 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери ещё тысячу. Царь продолжил свою заботу о семье Рылеева и после казни, и жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь — до совершеннолетия.
Огарёв написал стихотворение памяти Рылеева.
Точное место погребения К. Ф. Рылеева, как и других казнённых декабристов, неизвестно.
Политические взгляды
Кондратий Рылеев являлся самым проамерикански настроенным среди всех декабристов. По его мнению во всем мире не было ни одного успешного правительства, кроме как в Америке.
В 1823 г. Рылеев примкнул к Северному обществу декабристов. Изначально он придерживался умеренных конституционно-монархических взглядов, но позже стал сторонником республиканского строя.
Кондратий Рылеев относился к числу основных инициаторов и предводителей декабрьского восстания 1825 г.
После провала госпереворота Рылеева арестовали и посадили за решетку. Находясь в заключении, узник нацарапал на металлической тарелке свои последние стихотворения.
Интересен факт, что Кондратий Рылеев вел переписку с такими известными личностями, как Пушкин, Бестужев и Грибоедов.