Краткое содержание первой части
Алжирец французского происхождения, живущий в пригороде, мелкий чиновник Мерсо, узнаёт о смерти матери. Несколько лет назад он отвёз её в богадельню, поскольку жалованье не позволяло её содержать. Мерсо отправляется на похороны.
В богадельне он ведёт себя явно неподобающе скорбящему сыну: побеседовав с директором, идёт ночевать к гробу матери, но даже не хочет взглянуть на её тело, разговаривает о пустяках со сторожем, спокойно пьёт кофе, курит, спит, а потом видит у гроба друзей матери из богадельни, которые явно осуждают его бесчувственность. Так же равнодушно хоронит мать и возвращается в город.
Дома долго спит, потом идёт к морю купаться и встречает бывшую сослуживицу Мари, которая очень сочувствует его потере. Вечером они становятся любовниками. Следующий день Мерсо проводит у окна, неторопливо размышляя о том, что почему-то в его жизни практически ничего не изменилось.
Вечером следующего дня Мерсо возвращается с работы и встречается с соседями: стариком Саламано и кладовщиком Раймоном, который слывёт сутенёром. У Раймона любовница-арабка, которую он хочет проучить: просит Мерсо помочь в сочинении письма, которым пригласит её на свидание, чтобы там её избить. Мерсо видит их бурную ссору, которую пресекает полиция, и соглашается быть свидетелем в пользу Раймона.
Альберт Камю, краткая биография
Альберт Камю
(1913 — 1960)
Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.
Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.
В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.
В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».
В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».
В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов. В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула»
В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».
В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.
Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958) и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.
4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе.
Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.
Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности — с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром. Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.
Будучи еще начинающим писателем А. Камю составил план будущего творческого пути, который должен был объединить три грани его таланта и соответственно три направления его интересов – литературу, философию и театр. Там были такие этапы – «абсурд», «бунт», «любовь». Писатель последовательно реализовывал свой план, увы, на третьем этапе его творческий путь оборвала смерть.
- «Калигула», краткое содержание по действиям пьесы Камю
- «Калигула», анализ пьесы Камю
- «Миф о Сизифе», анализ
- «Падение», анализ повести Камю
- «Падение», краткое содержание повести Камю
- «Посторонний» Камю, краткое содержание
- «Посторонний», анализ повести Камю
- Роман «Чума», анализ
По писателю: Камю Альберт
Действие 4
Керея вызывает Сципиона на откровенный разговор. Тот колеблется, ведь он один из тех, кто под влиянием Калигулы лишился не только близкого человека (отца), но и жажды мести, и смысла жизни.
Керея. Знаешь, я ненавижу его ещё больше за то, что он сделал с тобой.
Сципион. Он научил меня быть требовательным.
Керея. Нет, Сципион, он вверг тебя в безысходность. А ввергнуть в безысходность молодую душу — преступление, которое страшней всех прежних его преступлений. Клянусь, за одно это я с наслаждением убил бы его.
Затем Цезония объявляет, что Калигула болен, и сенаторы клянутся пожертвовать всё своё состояние, лишь бы Калигула выздоровел. Но он вовсе не болен, он подслушивает под дверью и готов с благодарностью принять обещанные пожертвования.
Одержимый жаждой разрушения, Калигула душит Цезонию. Убив её, он призывает последнего верного ему человека – Геликона.
Геликон (внезапно появляясь в глубине сцены). Спасайся, Кай, Спасайся!
Невидимая рука закалывает Геликона. Калигула поднимается, берёт в руки низкую скамью и, тяжело дыша, подходит к зеркалу. Глядит на себя, потом, сильно размахнувшись одновременно со своим отражением, бросает скамью в стекло, крича:
Калигула. В историю, Калигула, в историю!
Зеркало разбивается. И в тот же миг во все двери входят вооруженные заговорщики. Калигула глядит им в глаза, безумно смеясь. Старый Патриций бьёт его ножом в спину. Керея — в лицо. Смех Калигулы переходит в прерывистый хрип. Все бьют. Калигула, хрипя и смеясь, кричит:
В первом действии показаны события, разворачивающиеся во дворце римского императора Калигулы после смерти его сестры Друзиллы. Самого Калигулы во дворце в первых сценах нет. Из реплик приближенных императора становится понятно, что Друзилла была ему не только сестрой, но и любовницей. Из уст в уста передается, как Кай (так близкие называют между собой императора и так они привыкли обращаться к нему), приблизившись к телу умершей Друзиллы и прикоснувшись к нему, тотчас покинул дворец.
После этого в течение трех дней ведутся безрезультатные поиски императора. Наконец, Калигула возвращается. Но возвращается он, как все с ужасом понимают, совершенно изменившимся человеком, с новыми, совершенно безумными идеями и с новой, абсолютно искаженной логикой.
Калигула утверждает, что все эти дни он пытался овладеть одной из тех немногих вещей, которой у него нет, т.е. луной. Но, по его признанию, это ему так и не удалось. Затем он заявляет, что он вдруг понял одну истину, которая заключается в том, что люди несчастны и что они умирают. Отныне он собирается учить людей этой истине. Приводить людей к ее пониманию он будет через пытки и казни. Так он заставит людей стать счастливыми.
В последующих трех действиях пьесы показаны последствия приведенных в исполнение распоряжений сошедшего с ума Калигулы и его циничных, безгранично жестоких поступков. Между первым и вторым действиями проходит три года. За это время в окружении Калигулы почти не остается тех, кто бы от его действий не пострадал. У кого-то он успел убить сына, у кого-то – отца, и спустя три года все так и продолжается: одного он обесчещивает, пользуясь его женой, другого, после милой дружеской беседы, посылает на казнь.
Между приближенными зреет заговор. Долгое время они не могут придти к согласию. Некоторые не могут определиться, участвовать ли им в заговоре или нет. Несмотря на потерю близких, отцов или детей, они продолжают относиться к Калигуле чуть ли не с любовью. Находятся среди заговорщиков и доносчики. Но Калигула в доносчиках не нуждается: он обладает каким-то звериным чутьем, он и так все как будто понимает. Он издевается над всеми – и над врагами, и над доносчиками, — заставляя всех дрожать от страха, но почему-то пускает все на самотек.
Заканчивается пьеса сценой гибели Калигулы от рук заговорщиков, все же решившихся привести свой замысел в исполнение.
Читать краткое содержание Камю — Калигула. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Перспективы и отказ
Начальник на работе предлагает Мерсо повышение по службе с переводом в Париж. Мерсо не хочет: жизнь от этого не переменится. Потом Мари справляется у него о намерении на ней жениться, но Мерсо и это не интересует.
В воскресенье Мари, Мерсо и Раймон идут на море в гости к Массону — приятелю Раймона. На автобусной остановке их настораживает встреча с арабами, среди которых — брат любовницы Раймона. После завтрака и купания на прогулке, снова заметив арабов, друзья уже уверены, что их выследили. Завязывается драка, в которой Раймон получает удар ножом, после чего арабы убегают.
Через некоторое время, обработав рану Раймона, все трое снова идут на пляж и опять натыкаются на тех же арабов. Раймон передаёт Мерсо свой револьвер, но ссоры с арабами не получилось. Мерсо остаётся один, одурманенный зноем и алкоголем. Снова увидев араба, ранившего Раймона, он убивает его.
Кто же такой Мерсо?
У главного героя повести Камю «Посторонний» — говорящая фамилия. До «Постороннего» Камю написал несколько произведений, и в раннем романе «Счастливая смерть» герой носил фамилию Mersault (от слова Mer — море). В «Постороннем» к этой фамилии была добавлена всего лишь одна буква, но произошло трагическое изменение: Meursault состоит из двух слов — «смерть» и «солнце».
Камю был философом, сочинение романов стало для него лишь формой выражения сокровенных философских идей. Прославляя в своих философских сочинениях «абсурдного человека», он выступал против неискренности и фальши современного ему общества. Мерсо — не борец. Он обречённый на смерть человек, который до последних минут жизни сохраняет в себе естественность и человечность. При последней встрече со священником в камере смертников он выплёскивает всё, что у него на душе, кипятится, словно боится, что его не дослушают. Священника буквально вырывают у него из рук, и обессилевший Мерсо бросается на койку.
В своём философском эссе «Миф о Сизифе» Камю провозглашал древнего царя Сизифа счастливым человеком. А ведь Сизиф был навечно обречён богами вкатывать на вершину высокой горы камень, который, едва достигнув верхней точки, обрушивался вниз. Но Сизиф был занят тем делом, которое не считал нужным и полезным. Мерсо отказывается притворяться и лгать. Придуманные цивилизацией игры — не для него. Он — «абсурдный человек», а для абсурдного человека, как пишет в своём эссе Камю, угрызения совести не имеют никакого значения.
На последних страницах своего рассказа, уже в преддверии приближающейся смерти Мерсо говорит о своей тоске по природе, по жизни, и мы видим, что он — «природный человек», живущий в окружении «социальных людей». Более того, сам автор называл Мерсо человеком, «который безо всякой героической позы соглашается умереть во имя истины». Но в конце повести Мерсо впервые хочет обратиться к людям: «Для полного завершения моей судьбы, для того, чтобы я почувствовал себя менее одиноким, мне остаётся пожелать только одного: пусть в день моей казни соберётся много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти». Ненависть других людей становится для Мерсо оправданием собственного одиночества, оторванности от окружающих. Потому-то он и отказывался от бесед со священником: милосердие и сострадание он отвергает, тем более — сострадание по должности, которое он должен принять от тюремного капеллана.
Творчество и философия
В 1936 г. Альбер Камю удостоился степени магистра философии. Его особенно интересовала проблема смысла жизни, над которой он размышлял посредством сравнения идей эллинизма и христианства.
Одновременно с этим, Камю рассуждал над проблематикой экзистенциализма – течения в философии XX века, акцентирующего свое внимание на уникальности человеческого бытия. Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир»
В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах
Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир»
В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах
Под абсурдом Камю подразумевал пропасть между стремлением человека к благополучию и миру, который он может познать с помощью разума и реальной действительности, которая в свою очередь хаотична и нерациональна.
Вторая стадия мысли появилась из первой: человек обязан не только принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее в отношении традиционных ценностей.
В годы Второй мировой войны (1939-1945) Альбер Камю продолжал заниматься писательской деятельностью, а также участвовать в антифашистских движениях. За это время он стал автором романа «Чума», повести «Посторонний» и философского эссе «Миф о Сизифе».
В «Мифе о Сизифе» автор снова поднимал тему о природе бессмысленности жизни. Герой книги Сизиф, приговоренный к вечности, катит тяжелый камень в гору только потому, чтобы он снова катился вниз.
В послевоенные годы Камю работал независимым журналистом, писал пьесы и сотрудничал с анархистами и синдикалистами. В начале 50-х годов он опубликовал «Бунтующего человека», где анализировал мятеж человека против абсурдности существования.
Вскоре коллеги Альберта, включая Жана-Поля Сартра, раскритиковали его за поддержку французской общины Алжира, после разразившейся в 1954 г. Алжирской войны.
Камю внимательно следил за политической обстановкой в Европе. Его очень огорчал рост просоветских настроений во Франции. Одновременно с этим он начинает все больше увлекаться театральным искусством, в связи с чем пишет новые пьесы.
В 1957 г. Альберу Камю вручили Нобелевскую премию по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Интересен факт, что хотя все считали его философом и экзистенциалистом, сам он так себя не называл.
Камю во время Нобелевского банкета
Альбер считал наивысшим проявлением абсурда – насильственное улучшение общества с помощью того или иного режима. Он заявлял, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами», приводит к еще большему насилию и несправедливости.
Камю до конца жизни был убежден в том, что человек не в состоянии окончательно покончить со злом. Любопытно, что хотя его относят к представителям атеистического экзистенциализма, такая характеристика весьма условна.
Как ни странно, но сам он наряду с неверием в Бога заявлял о бессмысленности жизни без Бога. Кроме этого француз никогда не называл и не считал себя атеистом.
«Посторонний», анализ повести Камю
Повесть Альбера Камю «Посторонний» была написана в 1940 году и опубликована в 1942 году. Анализ данного произведения, как наиболее яркого и известного, помогает проследить все основные идеи творчества автора.
Сюжетная линия «Постороннего» (как, кстати, и композиция) линейна. Повесть состоит из двух частей. В первой части француз Мерсо, который живет в Алжире, получает известие о смерти матери и прибывает на похороны. Следующий день в Алжире герой проводит с дамой по имени Мари, которая становится его девушкой. Сосед-сутенер Раймон приглашает Мари и Мерсо провести выходные на берегу моря, но по дороге они замечают, что за ними следят арабы, один из которых – брат бывшей любовницы Раймона. На отдыхе между арабами и друзьями Мерсо происходит стачка, которая заканчивается ничем. Через некоторое время герой, увидев на пляже одного из арабов, убивает его. Вторая часть – затянувшееся на 11 месяцев дело Мерсо, в результате которого его приговаривают к смертной казни.
Несмотря на простой сюжет, идея автора очень глубока. Нам важны не сюжетные линии, а реакция главного героя на происходящее вокруг, точнее, отсутствие какой-либо реакции. Камю рисует человека, который не испытывает традиционные, принятые в обществе эмоции. Он не плачет на похоронах матери, ему безразлично предложение Мари пожениться, он не ощущает ничего во время убийства. Судебный процесс кажется главному герою муторным и затянутым, он не обращает внимания на происходящее.
Повесть имеет два смысловых уровня – социальный и метафизический. Первый уровень – реальность и реакция окружающих. Второй уровень оторван от реальной составляющей, в нем раскрывается внутренний мир Мерсо.
В действиях главного героя проявляется экзистенциальный романтизм его образа. Мерсо — изгой в обществе, его поступки вызывают непонимание и порицаются. Его не понимают ни присяжные, ни судьи, ни Мари. Видимость понимания и дружбы создает Раймон, однако, в конечном счете, ему нет дела до Мерсо (как и тому нет дела до Раймона). Еще одна составляющая романтического образа – действиями героя движет природа. Он единственный, кто любит смотреть в небо. Даже убийство, казалось бы, направляет палящее солнце, которое светит в тот момент на пляже.
В повести виден яркий авторский стиль. Текст представляет собой смесь описания и повествования в прошедшем времени от первого лица. Герой лаконично перечисляет все, что он сделал, не делая разницы между распитием чашки кофе, походом в кино и убийством. Все действия Мерсо пропитаны атмосферой абсурда – абсурдны его поступки, его внутренний мир. Абсурдны и доводы присяжных: в конечном счете, основным аргументом в пользу смертной казни служит то, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери.
Кульминационный момент повести – последняя ночь в камере, когда безразличие оставляет главного героя. Мерсо мечется и засыпает в кошмарах. Он чувствует желание пережить все заново, открывает душу миру и вдруг понимает, что мир такой же, как и ОН. Герой безразличен миру, как и мир был безразличен герою. Мерсо ощущает одиночество и видит своим успокоением только одно: чтобы во время казни все пришедшие не смотрели на него со стеклянными лицами, а испытывали искреннюю ненависть.
Таким образом, в повести «Посторонний» в полной мере проявляются экзистенциалистские взгляды и идеи абсурдизма Камю. Что интересно, автор не порицает поступки главного героя. Порицание – удел традиционного общества, абсурд которого показывается в повести.
Прочитав анализ «Постороннего», ознакомьтесь с другими сочинениями, связанными с Альбертом Камю:
- «Посторонний» Камю, краткое содержание
- «Падение», анализ повести Камю
- «Падение», краткое содержание повести Камю
- Роман «Чума», анализ
- «Калигула», краткое содержание по действиям пьесы Камю
- «Калигула», анализ пьесы Камю
- «Миф о Сизифе», анализ
- Альберт Камю, краткая биография
По произведению: «Посторонний»
По писателю: Камю Альберт
«Миф о Сизифе», анализ
Наказание богов или радость освобожденного труда
Сложно найти хотя бы одно произведение Альбера Камю, свободное от философских концепций. Таков анализ его многочисленных критиков. При этом писатель не признавал себя философом в классическом понимании этого слова. Но «Миф о Сизифе», написанный в 1942 году, можно без преувеличения считать чисто философским трактатом.
Правда, Камю назвал свой труд «эссе об абсурде». Этот жанр был выбран им не случайно, поскольку предполагает свободную композицию произведения и оставляет за автором право хоть немного оставаться писателем, а не только философом.
Композиция эссе такова, что сам миф о Сизифе занимает лишь незначительную часть произведения и помещен в эпилоге. Он подводит итог исследованиям проблемы абсурдности существования индивида. Сизиф, по мнению писателя, является счастливым человеком, поскольку отвергает богов и лично распоряжается своей судьбой. Правда, читателю с традиционным мышлением сложно представить счастливым мужчину, который денно и нощно занят каторжным трудом. Здесь отчетливо проявились бунтарские настроения самого Камю, его желание бросить вызов Высшим Силам.
Проблематика эссе «Миф о Сизифе», в сущности, не нова. Вопрос о смысле или бессмысленности существования всегда был любимым предметом исследования философов. Им занимались многие школы и величайшие умы-одиночки. Немало ученых пришли к мнению, что жизнь человека абсурдна. Камю этот вывод берет за исходный пункт своих рассуждений.
Изучая человеческий опыт, он считает, что вечные истины относительно себя и окружающего пространства человек вычленяет не путем познания жизни, а посредством чувств. Главным здесь является чувство абсурдности, которое ставит под сомнение существование Бога и разумность социального устройства.
Но, таким образом, приходится отрицать любые эстетические нормы и правила. В состоянии абсурда дозволено все. Единственным смыслом становится полнота жизненных переживаний. Поэтому сам абсурд не стоит уничтожать самоубийством, его надо просто прожить, сделав свой выбор. В жизни каждого наступает время, когда необходимо выбирать между действием и созерцанием. Это называется: стать человеком. Такой вывод делает Камю.
Сам автор не верит в гармонию человека с природой. Она, по его мнению, очень враждебна для разумных существ. Следовательно, каждый человек может понять другого лишь на индивидуальном, абсурдном уровне. О каких же тогда общих законах восприятия может идти речь?
Камю проводит серьезный анализ философских воззрений тех мыслителей, которые затрагивали вопрос абсурдности до него. Среди них: Кьеркегор, Шестов, Достоевский, Гуссерль, Ницше и другие философы. Однако стоит признать, что, как устойчивая доктрина, абсурдизм обязан именно Камю.
Сизиф не одинок на вершине, куда в очередной раз вкатил свой камень. Сюжетная линия эссе такова, что предварительно мы встречаемся со многими историческими и литературными персонажами прошлого, которые Камю интересны в плане подтверждения своих выводов. Это — Кириллов из «Бесов» Достоевского; Дон-Жуан, Командор, Альцест Мольера; Адриенна Лекуврер и многие другие.
«Мною выбраны только те герои, которые ставили своей целью исчерпание жизни…», — признавался Камю.
В чем, конечно, сложно не согласиться с писателем, так это в том, что у каждого человека есть свой выбор: абсурдный или разумный.
Не забудьте ознакомиться с другими сочинениями:
- «Калигула», краткое содержание по действиям пьесы Камю
- «Калигула», анализ пьесы Камю
- «Падение», анализ повести Камю
- «Падение», краткое содержание повести Камю
- «Посторонний» Камю, краткое содержание
- «Посторонний», анализ повести Камю
- Роман «Чума», анализ
- Альберт Камю, краткая биография
По писателю: Камю Альберт
Отец и сын
Луций Аврелий Коммод родился в 161 году в семье императора Марка Аврелия. Знакомясь с биографиями отца и сына, невольно поражаешься, насколько непохожими были эти люди. Марк Аврелий считал совершенными идеи стоицизма, согласно которым всякое беспутство было губительным для человеческой сути. Его сын, напротив, не мог представить себе жизни без увеселений, жестоких и порочных забав. Что интересно, современники и историки нередко высказывали сомнения по поводу родства Марка Аврелия и его сына. У советского и российского историка Древнего Рима Александра Немировского это особенно ярко подчёркивается:
Эжен Делакруа «Последние слова императора Марка Аврелия» / Музей изящных искусств Лиона, Франция
Две версии Калигулы Камю
Окончательная версия — это версия 1944 года в четырех действиях, сначала опубликованная совместно с Le Malentendu, а затем опубликованная отдельно в том же году.
Есть версия 1941 года в четырех действиях, опубликованная в 1984 году в Cahiers Albert Camus .
Между двумя версиями война и оккупация через ужас продемонстрировали Камю, что абсолютный нигилизм не может быть оправдан, что побудило его переосмыслить свою пьесу в более политическом направлении, в частности, придав большее значение характеру Череа, который понимает Калигулу. и его непримиримая логика абсурда, но отказывается придерживаться ее, будучи не в состоянии отрицать ни человека, ни жизнь во имя своего разума.
ХЕРЕЯ.
Херея — важнейший идеологический соперник Калигулы, но и он должен потерпеть поражение, разбившись о логику — железную логику императора Калигулы, как, впрочем, терпят поражение и почти все остальные персонажи пьесы и спектакля. В «Калигуле» Херею сначала играл Дмитрий Герасименко. Его Херея прекрасно двигался и был уверен в себе до конца, но непонятным было, с какой стати этот молодой человек решил чему-то научить Калигулу. За плечами Хереи не чувствовалось жизненного опыта, так Херее необходимого. Херею-Герасименко умный и верный Калигуле Геликон мог кидать на пол, мять — и здесь Херея чувствовал себя бессильным.
Теперь Херею играет Юрий Овсянко. Его герой получился самым старшим, опытным и умным персонажем спектакля, хоть и не столь пластичным, как остальные. Этот Херея знает все: к чему приведет политика Калигулы, если он, Херея, его не остановит. Он слишком хорошо понимает Калигулу — ведь он сам был таким когда-то. В нем нет резкости, но есть достоинство — и Геликон к нему и пальцем не прикасается. С приходом Овсянко Херея зазвучал сильнее.
«Я заставил замолчать в себе то, что могло быть на него похоже», — говорил о Калигуле Херея-Герасименко, и это были просто слова. «Я заставил замолчать в себе то, что могло быть на него похоже», — говорит о Калигуле Херея-Овсянко. И это — правда.