История создания
Произведение «Она не погибнет – знайте» было создано Зинаидой Гиппиус, в котором автор хотела высказать свое мнение насчет революции. Зинаида в своем произведении не просто выразила эмоции, которые у нее нахлынули в данный момент, а высказала тщательно продуманное мнение, которое соответствует ее нравственным ценностям. Точка зрения Гиппиус была крайне спорная, она осуждала все, что происходит, но одновременно была и за революционное начало. Стихотворение попало в книгу с наименованием «Последние стихи». Стихотворение Гиппиус оказалось даже в сборнике человека под вымышленным именем Антон, он переименовал его в стих «Знайте!».
Анализ стихотворения Гиппиус «Дьяволенок»
Зинаида Гиппиус обладала удивительным даром передавать свои мысли и ощущения при помощи ярких образов
Они могли быть совершенно фантастическими, но при этом отражали суть проблем и вещей, к которым хотела привлечь внимание поэтесса. Таким является и стихотворение «Дьяволенок», написанное в 1906 году
В это время Зинаида Гиппиус уже жила в Париже и видела этот город изнутри, со всеми его проблемами и недостатками. Но жизненный опыт научил ее быть безжалостной не только по отношению к себе, но и к окружающим. Иначе она рисковала оказаться самой настоящей трясине, куда неизбежно попадали многие русские эмигранты, возомнившие себя гениями.
Своего соотечественника поэтесса изображает в образе дьяволенка, который мокнул под дождем, нуждаясь в крове и горячей еде. Себя же Гиппиус видит в образе сильного и самодостаточного мужчины, которому, впрочем, не чуждо сострадание. Автор признается, что любовь для нее является мифом, а вот жалость – чувство вполне понятное и объяснимое. Именно из-за него герои стихотворения Зинаиды Гиппиус решает приютить у себя дьяволенка, хотя и понимает, что совершает глупость. Ведь всем известно, что существа из преисподней сперва втираются в доверие, а затем превращают нашу жизнь в сплошной кошмар. Свой отвратительный характер дьяволенок проявил в первые же минуты знакомства, когда отверг предложенную помощь, отметив, что она слишком мала и ничтожна для такой персоны.
«Он разозлил меня бахвальством», – отмечает поэтесса. Но при этом подчеркивает, что жалость все же пересилила обиду и доводы разума. В итоге случилось то, что обычно происходит в подобных ситуациях: существо, которое мы опекаем, прочно входит в нашу жизнь и занимает в ней главное место. Более того, оно подчиняет наши волю и разом, заставляя совершать поступки, которые мы сами считали дикими еще совсем недавно.
Зинаида Гиппиус отмечает, что кардинальных перемен в жизни ее героя не произошло, просто он стал сам походит на своего найденыша. «Безрадостно-благополучно, и нежно– сонно, и темно…», – именно так поэтесса характеризует жизнь своего героя после знакомства с дьяволенком. Этот человек перестал мечтать, строить планы на будущее, испытывать бурные эмоции. Он стал безразличным ко всему, что его окружает, и это, по мнению поэтессы, считается самым страшным преступлением. В этом автор винит маленького дьяволенка, который «все липнул, липнул – и прилип», убив в главном герое желание жить.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Коротко о вечно – душа
В произведении поэтесса четко разделят душу и тело, повествуя о первой от лица второго, хотя они и являются составляющими одного целого.
Лирическая героиня есть плоть и кровь, страдающая от жалкой низости и серости своей души. Героиню бесит неразрывность с ней, от души нельзя избавиться и оторваться.
Далее душа получает кучу низких эпитетов, героиня сравнивает её со змеей, чешуя которой ранит своей грубостью нежность тела.
Пусть бы душа была с жалом, так нет – она тупа и беззуба, да ещё к ней и не достучаться из-за глухости.
Финальный катрен – это последний плевок в душу, где она награждается крайней порцией ругательств – черная, мертвая и страшная, которая обвила тело кольцами и душит героиню.
Вот такую душонку взрастила поэтесса на отметке 1905 года, когда ей было всего 35 лет…
Анализ стихотворения Гиппиус «Бессилье»
Стихотворение «Бессилье» было написано в 1893 году в период поиска З. Н. Гиппиус своей творческой манеры. Возможно, оно отражает трагическое несоответствие амбиций двадцатичетырехлетней поэтессы реальным условиям жизни и творчества. Преследующие ее болезни, материальные трудности, семейные разочарования не могли не сказаться на мироощущении честолюбивой талантливой женщины, желающей быть в центре внимания.
Миниатюрное стихотворение включает следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «жадные очи», «бледные облака», которые можно трактовать и как олицетворения;
- антонимы – «на море – на берегу» (контекстуальные), «умереть – жить», «восстать – покориться», «знаю – не знаю»;
- антитеза – «хочу – и (но) не могу…»;
- многочисленные троеточия оформляют умолчания – «Смотрю на море…», «нет смелости…», «я руки простираю (протягиваю)…» – поэтесса размышляет сама и призывает к этому читателя;
- метафоры – «улететь к лазури (в небо)», «полог (занавес) облаков»;
- многосоюзие – «ни умереть, ни жить» – отражает крайнюю степень безразличия лирического героя;
- лексический повтор – «к солнцу, к солнцу» – делает акцент на духовных устремлениях, которым следовать невозможно – это и создает интригу произведения;
- лексику высокого стиля – «очи», «простираю», «небеса», «не ведаю», «истина»;
- инверсию – «к земле прикованный», «улететь … не могу», «руки простираю», «истину я знаю», «для нее не знаю слов» – обусловленную необходимостью рифмовки.
Оборот «не знаю слов» имеет значение «не нахожу (нужных) слов», «стою … над небесами» – то есть так высоко, что облака оказываются у ног.
Стихотворение пронизано меланхолией, оно создает атмосферу безысходности, подавленности и полной опустошенности – обороты «не могу, не знаю, нет смелости» – отражают пассивную позицию лирического героя. Его представления о самом себе нечетки, зыбки – «мне кажется, что знаю», как пресловутый «полог бледных облаков» – аллегория препятствий, ограничивающих его свободу и которым нужно покориться, но что это за препятствия, автор ответа не дает.
Большинство предложений не имеют подлежащих – автор будто прячется за вязью слов, уходит от ответственности, не давая готовых решений. Показательно, что поэтесса, которая проповедовала свободные нравы, упоминает о Боге и признает, что чувствует потребность в молитве.
-
Должен быть колючим ежик стих
-
Лирика сектор газа стихи
-
Доброе слово лечит стихи
-
Евангелие от иоанна 1 глава 13 стих
- Мнемотаблицы для запоминания детьми стихов сказок рассказов
Тема стиха
Стихи Гиппиус имеют большое количество разнообразных тем. Но большинство стихотворений больше сосредоточено на проблеме индивидуализма и свободе личности. Ведь в обществе каждый зависим от другого человека, и практически живет в тюрьме от мнения общества. Гиппиус считает, что любой гражданин обязан эволюционировать, а не деградировать и идти по своему пути, как говорится «собаки лают, караван идет» и не зацикливаться на прошлом. Благодаря этому, он не только совершенствует себя, но и меняет окружающее общество. Но в стихотворении «Знайте» иная тематика — здесь больше заложено создание патриотического духа и поэтесса верит, что Россия снова станет прежней, как была раньше. Здесь отсутствует печальное настроение, свойственное революционным временам, наоборот, Зинаида всеми силами пытается поднять патриотический дух.
История создания
Стихотворение «Так есть» написано в феврале 1918 года, как отклик души на события февраля 1917 года. В тот (1917) трагичный год, перевернувший все привычные устои, Зинаида Николаевна с мужем находились в питерской квартире, в которой по вечерам собиралась вся интеллигенция, обсуждала политические события, делилась новостями. Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский (муж) положительно отнеслись к отречению царя и созданию временного правительства. Но предвидеть дальнейшие события они никак не могли…
Расстрел невинных граждан интеллигентной наружности, полный беспредел, творившийся на улицах города – всё это отпечатывалось в душе поэтессы ужасом, несогласием с несправедливостью. В 1919 году Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич покинули Россию навсегда.
Зинаида Гиппиус была очень интересной личностью, но не всем понятной, но она была уникальной. О ней ходило множество слухов, кто-то её считал высокомерной, резкой, другие же напротив, отзывались о ней как о человеке дворянской нравственности, благородности, чуткой и доброй. Не поддаётся сомнению лишь тот факт, что она обладала удивительным «чутьём», с помощью которого она узнавала великих, талантливых, удивительных личностей, некоторым из которых дарила путёвку в «творческую жизнь»: А. Блок, С. Есенин, О. Мандельштам.
Жанр, направление, размер
Политической лирики Зинаиды Гиппиус очень сложно дать конкретную жанровую характеристику. Стихотворением «Нет» автор воспевает свою Родину, возвышает Россию, она (Россия) сильнее всех неурядиц, всех проблем, которые выпали на её долю, на долю русского народа. Все эти черты близки такому лирическому жанру, как ода. Но данное произведение не похоже на оду 18 века, с её высоким стилем речи, хотя оно также имеет риторические восклицания и торжественный посыл.
Модернисты разных школ (течений) имели один основной общий признак, который отличал их от направлений-предшественников. Признак этот заключался в стремлении отражать своё, сугубо личное, мнение о реальности, которое часто было изложено хаотично, и, в одном произведении, могло носить разнящийся характер.
По стихам Зинаиды Николаевны можно проследить изменения её мыслей и суждений, которые сплетались со смутным чувством тревоги, с ощущением неблагоприятного исхода, что характерно для такого модернистского течения, как символизм. Гиппиус и Мережковского (мужа Зинаиды Николаевны) считают чуть ли не основателями этого течения, идеологами и концептологами символизма, хотя «их» символизм немного разнится с нынешним представлением об этом течении. Творчество Зинаиды Николаевны несёт в себе черты декадентской и символистской лирики, но, по большей мере, все её произведения индивидуальны и не вписываются в чёткие рамки одного течения.
Невозможно не отметить то, что Гиппиус одна из первых начала создавать оригинальные, нестандартные рифмы и метры, что предвосхищает футуристические поиски. Хотя эти эксперименты она не включала в свои книги, но факт этот очень важен для правильного восприятия лирики автора.
Размер стихотворения «Нет» – трёхстопный дольник. Используется перекрёстная рифмовка с женской рифмой.