«послушайте»

«послушайте!» анализ стихотворения маяковского по плану кратко – разбор, образы, тема

Языковые особенности стиха

В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.

Стихотворение вмещает в себя весь спектр: от самых высших святынь человечества до земной пыли. Автор смело показывает Бога, похожего на труженика, не стесняется слез главного героя при мысли, что звездная красота мира вдруг исчезнет.

В этом стихе душа автора, ранимая и чувствительная, открыта нараспашку.
Расположив слова лесенкой, он придает каждому слову особое звучание и силу.

Употреблением знаков препинания, а также слов, полярных по своему содержанию, поэт достигает того, что стих звучит как единый порыв, стремление, вызов на диспут, попытку убедить, остановить на пути ожесточения душ и материализма.

Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.

Он: надрывается, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется что не перенесет, ходит…

Маяковский писал в своей, особенной манере и стих «Послушайте» почти не отличается от других стихов автора.

Краткий анализ стихотворения В. Маяковского “Послушайте!” 2 вариант

Стихотворение Маяковского под названием “Послушайте” написано в 1914 году. Читатель увидел в этом стихе пренебрежительные интонации и ранимую душу. Стихотворение начинается с просьбы к людям “Послушайте!”. Этим восклицанием герой прерывают собственную речь, для того чтобы быть услышанным, герой произносит это слово в отчаянии пытаясь обратить внимания людей на волнующую проблему, которая беспокоит героя. Эта проблема человеческое равнодушие. 

Построение речи в стихотворении так, как будто ведется Достопримечательная дискуссия, похожа на поиски лихорадочным аргументом в надежде что люди поймут. Чувствуется в герое сильный накал страстей и эмоций, а также замечается забота, надежда и сопереживание. Последняя строчка стихотворения начинается в точности так же как и первая, но если сравнить эти две строки, то развитие последней уже намного уверенное, оптимистическое и бодрое.

Расположение стихотворения сделано “лесенкой” здесь каждое слово считается главным для лирического героя. Кажется, что некоторые стихотворения Маяковского читаются с криком. Автор пишет стихи которые преобладают интонации доверчивости и интонации интимного характера. Маяковский человек душевный, добрый, дружелюбный и понимающий, но некоторые читатели представляют автора как грозного и дерзкого. Фантастика (“врывается к богу”) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя.

Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется”- передает не только динамику событий, но и эмоциональный накал. Каждое слово здесь выразительное с обостренными чувствами. В стихотворении “Послушайте” интонации доверительные, обличительные с некой робостью. Герой собственные мысли высказывает с ноткой тревоги и в смятении. Для лирического героя жизнь без звезд кажется бессмысленной, утверждает что звезды светят не попросту, а для каждого человека на Земле. Отчаяние так велико, что герою тяжело переносить “эту беззвездную муку”. Стихотворение Маяковского написано с развернутой метафорой. Кроме материального, людям надобно мечтать, стремится к целям в жизни и духовно развиваться.

В стихотворении присутствует боль и крик души поэта, этим произведением автор  пытается достучаться к сердцам читателей, добиться признания, понимания модерного творчества. Маяковский величайший лирический поэт, созданное ним стихотворение “Послушайте!”  – шедевр русской литературы.

4.8

5
(
43

голоса
)

Тема и настроение

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).

Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.

Фон создания «Послушайте»

В 1914 году времена в России напряжённые…  зреет революция, два шага до кровавой войны, а Владимир ищет себя в поэзии и в силу характера не может ждать… Только вышел в свет первый сборник, но славы нет, на него не смотрят ещё как на звезду, на него не оборачиваются прохожие.

Маяковский торопит события, в одном стихотворении он кричит (например, «А всё-таки»), в другом просит, в третьем грозится. Стиль уже сформирован, рифма не довлеет над содержанием, а эмоции всегда доминируют. Остаётся показать себя всем, чтобы они увидели, что раньше просто не смотрели не небосвод поэтов и не замечали его талант.

Отнесём стихотворение к одним из самых легко запоминающихся из творчества Владимира Владимировича, и отметим даже толику лирики в «стальной и бунтарской» поэзии Маяковского.

Тематика и основная идея

Невозможно однозначно определить тему стихотворения: все зависит от толкования образов, которые использует автор. Некоторые исследователи считают, что звезды символизируют поэзию. Другие же утверждают, что под ними Маяковский подразумевал жизнь человека. В каждом из этих мнений присутствует логика.

В центре работы выступает лирический герой с обращением к людям

Слово «Послушайте» интригует читателей, акцентирует внимание. Затем начинаются рассуждения о звездах

Рассказчик утверждает: «если они загораются, это кому-то нужно». Он старается доказать правильность собственных предположений.

Автор утверждает, что звезды зажигает Создатель. Маяковский лаконично повествует о том, как человек обращается к Богу с просьбой осветить дорогу. Жизнь без света для него подобна муке.

Когда человеческое сердце озаряется надеждой, он становится спокойным, не чувствует страха

Особенно в этом эпизоде внимание читателя концентрируется на образе Всевышнего. Автор приближает последнего к простым людям, используя художественный элемент «жилистая рука»

Если это словосочетание вырвать из контекста, складывается впечатление, что это обычный работящий человек. В последней фразе Владимир Владимирович снова использует риторический вопрос. Этим он демонстрирует, что окончательный ответ на него еще не найден.

В произведении «Послушайте» основная мысль — вопрос о необходимости и появлении звезд на небосводе. Маяковский утверждает, что их зажигает Господь, но сначала люди должны его об этом попросить. Антропоморфные характеристики Творца свидетельствуют о его равенстве с человеком: «жилистая рука» Всевышнего указывает на это. Главная идея — познание:

  • смысла бытия;
  • творчества;
  • природных явлений и их значения для человека.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Тема стихотворения

Уже в 1914 году Маяковский считает себя состоявшимся поэтом, которому не хватает только признания масс. Отсюда растёт смысл первых строк:

Автор строк считает себя звездой и объясняет, зачем он нужен… зачем необходим.

В первой части стихотворение авто акцентируется на вопросе, зачем нужны звёзды. Вторая часть «Послушайте» звучит, как требование героя к Богу, с просьбой зажечь звезду, а концовка – это убеждённость в необходимости небесных светил, под земным образом которых Маяковский видит себя.

С помощью метафор автор пытается сделать строки более выразительными (звёзды зажигают, загорелась… хоть одна звезда). Однако метафоры не доминируют, поэтому не искажают смысл того, что автор желает передать в строках.

Поэт клянётся Богу, что он не в силах перенести непризнание, автор уверен, что заслужил признания и видит, что оно нужно не только ему, но и его будущим поклонникам. Бог был необходим в работе, так как он показал силу стремлений, расставил приоритеты. К прочему, негативное и чуть насмешливое отношение поэта к Богу было и раньше, будет просматриваться и далее. Это выбор бунтаря, которому можно бороться только с собой и с высшими силами.

Полный романтик скажет, что Маяковский не имел в виду себя под звездой, но изучение работ поэта того времени говорит об обратном.

История создания, жанр, композиция произведения

Стихотворение В. Маяковского «Послушайте» было написано в 1914 году. К этому времени молодой поэт уже успел выпустить сборник «Нате» и приобрести известность и популярность в литературных кругах. В сборник вошло всего четыре произведения, но уже в них ярко проявилась манера Маяковского, в которой он продолжал работать и дальше. Стихотворение «Послушайте» показало, что поэт может не только бунтовать – он способен предаваться и лирическим раздумьям.

Стихотворение создавалось в сложной исторической обстановке: 1914 год – все худшее еще впереди – Первая мировая война, революция, приход большевиков. Увлеченный футуризмом молодой поэт смотрит с надеждой в будущее и пытается понять, в чем же заключается смысл жизни. 1914 год – это время, когда страна активно развивалась, жители верили в завтрашний день и в свои возможности. На сознание людей влияли урбанизация, развитие промышленности, постепенная смена старого на новое. И в стихотворении Маяковского ощущается этот оптимистичный настрой.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Стихотворение «Послушайте!» по жанру является элегией. В произведении есть и черты послания. Маяковский размышляет на вечной проблемой, при этом обращаясь к читателям. Строки стихотворения написаны тоническим стихом. Здесь наблюдается белый стих, некоторые строки рифмуются.

Произведение написано в форме монолога-обращения. Стихотворение можно разделить на три части:

  • Риторические вопросы о том, для чего зажигают звезды;
  • Благодарность Богу за то, что он зажигает звезды, освещает путь;
  • Рассуждения о необходимости звезд.

Третья часть закольцовывает композицию стихотворения, но в первой части строки о звездах звучат как гипотеза, а в третьей части – как утверждение.

Стихотворение не делится на строфы. Благодаря необычной форме, характерной для футуристической литературы, произведение выделяется на фоне философской лирики.

Владимир Маяковский — Угрюмый дождь скосил глаза ( Утро )

Ugryumy dozhd skosil glaza. A za reshetkoy chetkoy zheleznoy mysli provodov — perina. I na neye vstayushchikh zvezd legko operlis nogi. No gi- bel fonarey, tsarey v korone gaza, dlya glaza sdelala bolney vrazhduyushchy buket bulvarnykh prostitutok. I zhutok shutok. klyuyushchy smekh — iz zheltykh yadovitykh roz vozros zigzagom. Za gam i zhut vzglyanut otradno glazu: raba krestov stradayushche-spokoyno-bezrazlichnykh, groba domov publichnykh vostok brosal v odnu pylayushchuyu vazu.

Euh/vsq lj;lm crjcbk ukfpf/ F pf htitnrjq xtnrjq ;tktpyjq vsckb ghjdjljd — gthbyf/ B yf ytt dcnf/ob[ pdtpl kturj jgthkbcm yjub/ Yj ub- ,tkm ajyfhtq, wfhtq d rjhjyt ufpf, lkz ukfpf cltkfkf ,jkmytq dhf;le/obq ,ertn ,ekmdfhys[ ghjcnbnenjr/ B ;enjr ienjr/ rk//obq cvt[ — bp ;tkns[ zljdbns[ hjp djphjc pbupfujv/ Pf ufv b ;enm dpukzyenm jnhflyj ukfpe: hf,f rhtcnjd cnhflf/ot-cgjrjqyj-,tphfpkbxys[, uhj,f ljvjd ge,kbxys[ djcnjr ,hjcfk d jlye gskf/oe/ dfpe/

Читать

Annotation

Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучающиеся в начальной школе, средних и старших классах. Не тратьте время на поиски литературных произведений, ведь в этих книгах есть все, что необходимо прочесть по школьной программе: и для чтения в классе, и для внеклассных заданий. Избавьте своего ребенка от длительных поисков и невыполненных уроков.

В книгу включены стихотворения, поэмы и пьесы В. В. Маяковского, которые изучают в средней школе и старших классах.

  • Владимир Маяковский
  • Стихотворения и поэмы
  • Владимир Маяковский
  • Послушайте! (сборник)
  • * * *
  • Стихотворения и поэмы
  • А вы могли бы?
  • Я сразу смазал карту будня,
  • плеснувши краску из стакана;
  • я показал на блюде студня
  • косые скулы океана.
  • На чешуе жестяной рыбы
  • прочел я зовы новых губ.
  • А вы
  • ноктюрн сыграть
  • могли бы
  • на флейте водосточных труб?
  • (1913)
  • Адище города
  • Адище города окна разбили
  • на крохотные, сосущие светами адки.
  • Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
  • над самым ухом взрывая гудки,
  • А там, под вывеской, где сельди из Керчи, —
  • сбитый старикашка шарил очки
  • и заплакал, когда в вечереющем смерче
  • трамвай с разбега взметнул зрачки.
  • В дырах небоскребов, где горела руда
  • и железо поездов громоздило лаз —
  • крикнул аэроплан и упал туда,
  • где у раненого солнца вытекал глаз.
  • И тогда уже – скомкав фонарей одеяла —
  • ночь излюбилась, похабна и пьяна,
  • а за солнцами улиц где-то ковыляла
  • никому не нужная, дряблая луна.
  • 1913
  • Нате!
  • Через час отсюда в чистый переулок
  • вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
  • а я вам открыл столько стихов шкатулок,
  • я – бесценных слов мот и транжир.
  • Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
  • где-то недокушанных, недоеденных щей;
  • вот вы, женщина, на вас белила густо,
  • вы смотрите устрицей из раковин вещей.
  • Все вы на бабочку поэтиного сердца
  • взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
  • Толпа озвереет, будет тереться,
  • ощетинит ножки стоглавая вошь.
  • А если сегодня мне, грубому гунну,
  • кривляться перед вами не захочется – и вот
  • я захохочу и радостно плюну,
  • плюну в лицо вам
  • я – бесценных слов транжир и мот.
  • 1913
  • Послушайте!
  • Послушайте!
  • Ведь, если звезды зажигают —
  • значит – это кому-нибудь нужно?
  • Значит – кто-то хочет, чтобы они
  • были?
  • Значит – кто-то называет эти
  • плево́чки
  • жемчужиной?
  • И, надрываясь
  • в метелях полу́денной пыли,
  • врывается к богу,
  • боится, что опоздал,
  • плачет,
  • целует ему жилистую руку,
  • просит —
  • чтоб обязательно была звезда! —
  • клянется —
  • не перенесет эту беззвездную муку!
  • А после
  • ходит тревожный,
  • но спокойный наружно.
  • Говорит кому-то:
  • «Ведь теперь тебе ничего?
  • Не страшно?

Да?!»

  1. Послушайте!
  2. Ведь, если звезды зажигают —
  3. значит – это кому-нибудь нужно?
  4. Значит – это необходимо,
  5. чтобы каждый вечер
  6. над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

  • 1914
  • Скрипка и немножко нервно
  • Скрипка издергалась, упрашивая,
  • и вдруг разревелась
  • так по-детски,
  • что барабан не выдержал:
  • «Хорошо, хорошо, хорошо!»
  • А сам устал,
  • не дослушал скрипкиной речи,
  • шмыгнул на горящий Кузнецкий
  • и ушел.
  • Оркестр чужо смотрел, как
  • выплакивалась скрипка
  • без слов,
  • без такта,
  • и только где-то
  • глупая тарелка
  • вылязгивала:
  • «Что это?»
  • «Как это?»
  • А когда геликон —
  • меднорожий,
  • потный,
  • крикнул:
  • «Дура,
  • плакса,
  • вытри!» —
  • я встал,
  • шатаясь полез через ноты,
  • сгибающиеся под ужасом пюпитры,
  • зачем-то крикнул:
  • «Боже!»
  • Бросился на деревянную шею:
  • «Знаете что, скрипка?
  • Мы ужасно похожи:
  • я вот тоже
  • ору —
  • а доказать ничего не умею!»
  • Музыканты смеются:
  • «Влип как!
  • Пришел к деревянной невесте!
  • Голова!»
  • А мне – наплевать!
  • Я – хороший.
  • «Знаете что, скрипка?
  • Давайте —
  • будем жить вместе!
  • А?»
  • 1914
  • Облако в штанах
  • Тетраптих
  • Второму изданию

«Облако в штанах» (первое имя «Тринадцатый апостол» зачеркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся.) считаю катехизисом сегодняшнего искусства.

«Долой вашу

любовь», «долойваше искусство», «долойваш строй», «долойвашу религию» – четыре крика четырех частей.

Долг мой восстановить и обнародовать эту искаженную и обезжаленную дореволюционной цензурой книгу.

  1. Вашу мысль,
  2. мечтающую на размягченном мозгу,
  3. как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
  4. буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
  5. досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
  6. У меня в душе ни одного седого волоса,
  7. и старческой нежности нет в ней!
  8. Мир огро́мив мощью голоса,
  9. иду – красивый,
  10. двадцатидвухлетний.
  11. Нежные!
  12. Вы любовь на скрипки ложите.
  13. Любовь на литавры ложит грубый.
  14. А себя, как я, вывернуть не можете,
  15. чтобы были одни сплошные губы!
  16. Приходи́те учиться —
  17. из гостиной батистовая,
  18. чинная чиновница ангельской лиги.
  19. И которая губы спокойно перелистывает,
  20. как кухарка страницы поваренной книги.
  21. Хотите —
  22. буду от мяса бешеный
  23. – и, как небо, меняя тона —
  24. хотите —
  25. буду безукоризненно нежный,
  26. не мужчина, а – облако в штанах!
  27. Не верю, что есть цветочная Ницца!
  28. Мною опять славословятся

Средства выразительности

Несмотря на небольшой объём стихотворения Маяковского «Послушайте», анализ показывает наличие множества поэтических и художественных приёмов, направленных на усиление образности произведения

В первую очередь внимание читателя или слушателя приковывается к образу звёзд, которые являются ключевой метафорой всего стиха; именно их причина возникновения будоражит ум поэта и вызывает у него бесчисленные вопросы. С литературной точки зрения, Маяковский использовал в своём стихотворении следующие приёмы:

  • Сравнение («звёзды» — «плевочки» — «жемчужины»).
  • Эпитеты — «тревожный, но спокойный наружно», «беззвёздная мука», «полуденная пыль».
  • Соблюдение пауз и ударения (как стиховых, так и психологических).
  • Включение элемента фантастики — «врывается к Богу».
  • Использование экспрессивных глаголов, подчёркивающих динамику действия лирического героя — «плачет», «просит», «клянётся».
  • Анафора — троекратное повторение «значит».

К удивительным моментам также можно отнести практически полное отсутствие в стихотворении неологизмов, столь любимых Маяковским. Следует отметить уникальное соединение метафор — возвышенного и приземлённого («божественного» и «человеческого»), как, к примеру, «жилистая рука» Бога, «звёзды» — «плевочки» и пр.

На протяжении всего стиха встречается лишь одно повествовательное предложение, которое утопает в эмоциональных взрывах поэтических реплик. При этом Маяковский использует то монолог, то обращение к слушателю. В произведении множество знаков препинаний, тире, подчёркивающих недосказанность автора, а также указывающих на сумбурность, характерную для людей, охваченных чрезвычайным волнением и энтузиазмом.

Для подчёркивания важности цели человека, который стремится узнать у Бога ответы на свои вопросы, Маяковский использует множество однородных глаголов подряд.

Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского

Одним из самых ярких и запоминающихся стихотворений великого русского поэта Василия Владимировича Маяковского, написанных в юные годы можно назвать стихотворение «Послушайте!».

У данного произведения как ни странно нет совершенно четкой, выстроенной сюжетной линии. Оно представляет собой некое обращение к каждому читателю.

Что касается построения, то можно сказать, что оно имеет четкие границы, и рамочное оформление. У данного стихотворения есть конкретный финал и логичное завершение. Несмотря на то, что они отличаются друг от друга, у них есть точно повторяющиеся выражения. Но, при этом основная мысль поэта имеет свое полноценное развитие.

Обращение открывается восклицанием, это сделано для того, чтобы как можно больше привлечь внимание читателей к данному произведению. В центральной части данного произведения присутствует так называемый «сюжетный» эпизод

В центральной части данного произведения присутствует так называемый «сюжетный» эпизод.

Вообще, по словам критиков и специалистов в области литературы данное стихотворение рассчитано не на читателей, а на слушателей. Так как во время прочтения нельзя полностью понять всю глубину данного произведения, а вот в момент прослушивания оно раскрывается в полной мере.

Для данного стихотворения Василий Владимирович использовал довольно большое количество красочных эпитетов, которые позволили сделать произведение красочным и удивительно интересным. Причем стоит отметить, что само по себе произведение довольно таки небольшое, но количество литературных приемов делает его зрительно гораздо больше.

Основная интонация, которая использована в данном произведении носит исповедный характер, так же она сменяется на доверительную, душевную и несколько робкую.

Лирический герой, которого поэт наделил особым взглядом на жизнь, старается донести до слушателей свою самую сокровенную мысль.

Так же хотелось бы сказать, что если в начале автор использует обращение, то в конце звучит некое утверждение его мысли, основной идеи и так далее.

Каждое слово в данном стихотворении является экспрессивным, эмоциональным и выразительным. Для того, чтобы это как можно лучше прочувствовать стоит внимательно вчитываться или вслушиваться в каждую строчку произведения.

Краткая история создания

1914 год — время написания стихотворения — являлся для молодого поэта Владимира Маяковского переломным в плане творчества. Именно в тот период Маяковский начинает отходить от старых литературных традиций и норм, делая выбор в пользу создания стихов «нового поколения», футуристического искусства. Созданию этой баллады предшествовали такие события:

  • В 1912 году состоялось первое публичное выступление поэта перед публикой в артистическом кафе-подвале «Бродячая собака».
  • В 1913 году — выпуск первого сборника стихов Маяковского, кратко озаглавленного «Я», а также последовавший за ним сборник «Нате!», принёсший ему известность.
  • В январе 1914 года поэт принял участие в футуристической олимпиаде. В этом же году он был исключён из училища.

В дореволюционном периоде творчества поэта заметны черты неоромантизма, переосмысления человеческой жизни и судьбы, обращение к библейским мотивам. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте» показывает существенное отличие этого произведения от уже созданных — в особенности, мягкая доверительная интонация, отсутствие гневного осуждения или обличения пороков общества и людей, а также надежда на будущее.

Этим частично объясняется довольно светлый колорит стихотворения, в котором Маяковский выдвигает на первый план не большевика или рабочего, а человека философа, размышляющего над вечными вопросами.

Средства выразительности

Стихотворение «Послушайте!» отличается от остальных стихотворений поэта в первую очередь тем, что в нем поэт использует неологизмы, пафосные и «резкие» фразы. Поэт не противопоставляет себя обществу, как в «Облаке в штанах», никого не обличает, не осуждает, как в «Прозаседавшихся» и «Дряни». В своем лирическом стихотворении Маяковский раскрывается как человек с добрым сердцем, искренней душой, желающий, чтобы каждый рано или поздно нашел своем место в жизни.

В стихотворении каждое слово эмоционально, экспрессивно, выразительно. Стихотворение искренне, близко читателю. Возможно, это из-за того, что поэт не использует местоимения, кроме «кто-то». Читатель ощущает себя на месте лирического героя.

Стихотворение ритмично, что свойственно произведениям Маяковского. Неповторимый эмоциональный настрой достигает благодаря использованию таких приемов, как:

  • Переход от одного к другому;
  • Игра слов;
  • Акценты, которые достигаются за счет использования знаков препинания.

В тексте много метафор: «метели полуденной пыли», «звезды зажигают», «врывается к богу». Поэт использует эпитеты: «жилистая рука», «полуденная пыль», «ходит тревожный, но спокойный». В тропах выражена индивидуально-авторская манера поэта – его склонность к соединению возвышенного и приземленного (например, звезды Маяковский называет «плевочками», руку бога – «жилистой»). Поэт использует экспрессивную лирику, чтобы передать невыносимость жизни без звезд: плачет, врывается, клянется.

Интонация играет важную роль в стихотворении — кажется, что лирический герой рассказывает публике о своих предположениях с трибуны.

… и Лилия Брик

Это женщина, о которой все говорили разное, но говорили всегда. Она не могла не оставить впечатления, многие мужчины теряли голову после знакомства с ней. Однако самой главной ее любовью, как призналась Лилия Юрьевна, был не Маяковский, а первый муж Осип Брик.

Они познакомились еще в юности, и на протяжении семи лет он мягко и по-дружески завоевывал ее расположение. В 1912 году состоялась их свадьба, Лиле тогда был 21 год. Уже в 1915-м судьба впервые свела ее с Владимиром Маяковским, и до самой его смерти она присутствовала в его жизни и была единственной главной любовью, которая вдохновляла поэта. Он посвятил ей практически все свои произведения, где главным является у Маяковского «Про это», краткий анализ которого будет изложен далее.

Вариант №2

Стихотворение Маяковского «Послушайте» с лирической точки зрения является более мягким по сравнению с другими грубыми и резкими произведениями этого поэта, оно родилось на свет в 1914 году, когда Маяковский уже был известен широкой публике, также проявлял себя как художник и актер фильмов.

Маяковский написал это стихотворение в дороге, сидя в карете, держа руку возлюбленной в своей руке, он вдруг начал говорить об изредка мелькающих звездах на черном небе и не сразу даже понял, что у него рождается стих. Поначалу он не планировал их издавать, так как такое лирическое содержание было ему не свойственно. 

В стихотворении «Послушайте» центральную часть занимает сильный лирический герой, яркий и индивидуальный, но неисправимый и любознательный романтик с тонкой натурой, которая и побуждает его восторгаться жизнью и каждой мелочью. Лирический герой является личностью стремящейся к познанию, он наполнен мыслями о светлом и красивом будущем, никакие грядущие горестные события не смогут омрачить его индивидуальность и яркость.

Тему стихотворения можно рассматривать с нескольких позиций. Можно предположить, что под звездами автор понимает творчество (театр, литература, музыка), созданное чтобы радовать зрителя, то есть простого человека, может быть звезды – это быстротечная человеческая жизнь или любые явления природы, которые придают этой жизни красоту и смысл. Звезды делают человеческую жизнь полной смыслом, гармоничной, вдохновляющей. Целью для человека является стать более развитым и понять все таки смысл жизни. 

 Лирический герой в стихотворении пытается привлечь слушателя, а для этого использует яркое и звучное вступительное слово «Послушайте». Он рассуждает о звездах и пытается доказать читателю, что они нужны кому-то если они зажглись, значит обязательно нужны кому-то. Маяковский изображает в стихотворении образ Бога, схожий с простым человеком, который зажигает те самые нужные звезды, которые освещают человеческий путь и делают его осмысленным и спокойным. В конце стихотворения автор снова задает все тот же риторический вопрос, этим он показывает, что окончательного ответа на него он не знает.

Все стихотворение Маяковского имеет форму диалога, в некоторых местах даже исповедального. Его можно разделить на три смысловые части. В первой Автор задает риторический вопрос: зачем зажигаются звезды. Во второй части он благодарит Бога за освещаемый звездами путь, открывающийся каждому человеку

Заключительная часть вновь возвращает читателя к звездам, только уже в более утвердительной форме о действительной важности зажигаемых и горящих звезд. Строф в стихотворении нет, что делает его ещё более необычным

Текст стихотворения богат на средства художественной выразительности, здесь присутствует обилие метафор, эпитетов, с помощью которых раскрывается индивидуальная манера написания Маяковского, его умение описывать возвышенное самыми простыми и приземленными словами. Иногда во фразах наблюдается даже агрессивность.

Послушайте
Сейчас читают:

  • Сочинения «Зачем нужно учиться» или «Знания — сила»

    Часто я слышу от своих родителей призывы хорошо учиться, много читать, и при необходимости применять знания. Понимая это, стремлюсь, получить глубокие знания, по всем предметам. Но особенно я увлечен математикой, информатикой,

  • Сочинение по картине И.И. Шишкина Осенний пейзаж

    Осень золотая, солнечная, красивая. Вот что сразу бросается в глаза при первом знакомстве с картиной И.И.Шишкина «Осенний лес». Но при всей своей яркости и сочности, пейзаж очень спокойный и размеренный.

  • Сочинение Ульяновск — мой город

    Я живу в прекрасном городе Ульяновске. Мой город располагается на берегу реки Волги и так же протекает река Свияга. Ульяновск пока не город — милионник потому что в моем городе проживает только 600 000 человек и его сложно назвать маленьким.

  • Сочинение Мой любимый праздник 1 сентября (день знаний)

    Ежегодно осень начинается с праздника. 1 сентября все мы встречаемся на территории школы на торжественной линейке и отмечаем День знаний. Первоклассники стоят немного испуганные, но гордые.

  • Сочинение Челябинск — мой город

    Город Челябинск имеет очень интересную историю. Изначально существовала небольшая деревенька под названием Челяба. В восемнадцатом веке на территории деревни была построена крепость, чтобы защититься от башкир.

  • Сочинение на тему Жизнь человека ЕГЭ 11 класс

    Отведённые нам дни пролетают мимо нас незаметно. Время, насмехаясь над нами, бежит со всех ног, не обращая внимания на наши мольбы, хоть чуть-чуть приостановить свой ход. Люди борются, ищут решений там, где они не нужны.
    Но нужна ли постоянная борьба,

Стилистические нюансы

Главной стилистической чертой стихотворения, часто оставляющей неизгладимое впечатление у слушателей, является эмоциональная спонтанность, подчёркиваемая сбивчивостью и торопливостью речи

Герой произведения не просто взволнован, он поражён важностью затрагиваемого вопроса и стремится своим чувственным монологом привлечь внимание людей.. Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании

Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.

Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.

Тема, основная идея и образы

В стихе автор пытался продемонстрировать протекание рабочих чиновничьих будней. Главную проблему он раскрывает посредством восприятия обычным человеком тех сложностей, с которыми ему приходится сталкиваться, обращаясь в госструктуры. В образе героя автор выставляет простого мужчину и описывает, какими на самом деле являются чиновники в глазах народа. Речь идет о работниках, они ежедневно торопятся в учреждения, где их ждут тысячи бумаг, которые они разбирают и расходятся по своим кабинетам.

Основной идеей произведения является бесконечное и безрезультатное скитание граждан, безнадежное обращение к представителям власти, отсутствие возможности получить ответы на интересующие вопросы. Героя произведения просят подождать, поскольку все заседают, затем предлагают прийти еще через какое-то время, так как не осталось даже секретарей — все ушли на комсомольские собрания.

С иронией и сарказмом Маяковский описывает эту картину, понимая, что на таких сборах не решается ничего, крайне редко затрагиваются важные проблемы. Весь день обычного человека проходит в беготне по коридорам и лестницам в попытках застать нужного чиновника. В конце концов, когда терпение героя лопается, он с гневом врывается в зал заседаний и видит, что там менее половины тех, кто должен присутствовать на рабочих местах. Высмеивает автор и поведение секретарши, которая оправдывает малую численность работников аппарата их занятостью в других мероприятиях.

Завершающей строкой поэт демонстрирует уверенность в том, что заседания — это напрасная трата времени, безделье, но страдают от этого только обычные люди. Яркими образами стихотворения являются:

Смысловой анализ

Первую часть стихотворения представлен в виде размышления лирического героя о Боге — «Значит, кто-то хочет, чтобы они были?». Маяковский спрашивает о необходимости существования мироздания в целом, задаёт вопросы себе, и для ответов отправляется к Создателю («Надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к Богу»). Метафорой «жилистая рука» подчёркивается близость высших сил к человеку, ведь жилистые руки чаще всего встречаются у рабочих и трудяг.

Во второй части произведения он врывается не только для удовлетворения любопытства, но и чтобы просить Бога создать звезду («Чтоб обязательно была звезда!»), без которой жизнь не имеет смысла. В этом контексте под «звездой» можно понимать и искусство, без которого человеческое существование становится пресным и однообразным.

Далее поэт обращается к неизвестному лицу, которое может представлять собой того редкого единомышленника, задающегося аналогичными вопросами — «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!». Вопросительно-восклицательное предложение является скорее попыткой успокоить самого себя, встревоженного думами о жизненном пути человечества

Поэт уясняет для себя один из важнейших принципов жизни — важно быть для кого-то полезным, необходимым; с этим сходна точка зрения, что в этом стихе Маяковский выразил свои глубинные сомнения по поводу нужности его творчества людям (несмотря на внешнее бахвальство и демонстрируемую самоуверенность).

В конце концов, в третьей части стихотворения лирический герой вновь возвращается к заданному вопросу, который уже звучит более обнадёживающе, чем в экспозиции («Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»).

Что характерно, высокие образы в произведении не только подчёркнуты «приземлёнными» метафорами, но и сопровождены урбанистическими образами — звёзды, парящие в небесах, «зажигают над крышами», будто фонари, Бог, который в начале стиха подразумевается как некто («кто-нибудь»).

Всё стихотворение в целом является одной развёрнутой метафорой, сквозь которую нанизан мотив одиночества человека в чуждом для него мире. Сравнивая звёзды с человеческой жизнью, которую тоже «кто-то зажигает», Маяковский подводит читателя к выводу, что «раз кто-то называет эти плевочки жемчужиной», то смысл жизни художника в универсальном смысле — творить для людей, подобно звезде, освещая их путь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: