Основная идея
Главной мыслью стихотворения является мысль об обратной стороне любви. Разумеется, не во всех случаях отношения завершаются расставанием, однако может быть и так. Читателя поражают смирение, отчаяние и мужество, чувства, с которыми живут герои произведения. Не всякий человек в состоянии так же поступить в схожей ситуации. Произведение отличается трагизмом, но оно учит читателей надеяться на лучшее и смиряться с неизбежным.
Смысл произведения сводится к тому, что не у всех полюбивших друг друга людей жизненные пути сойдутся. У романа финал едва ли будет счастливым, и тогда нужно разойтись. Ради любви. Такой финал будет весьма болезненным, но хорошим, потому что чувства и эмоции насыщают и обогащают жизнь, благодаря чему она делается лучше.
Композиция
Стихотворение «Сага» состоит из 7 строф. Вся композиция построена на повторении строк в каждом четверостишие – анафоре
Такая организация усиливает эмоциональный окрас произведения, обращая внимание читателя на основное и главное
Каждая новая строфа – это отрывистые мысли лирического героя
Он прощается то с возлюбленной, то с Адмиралтейством и водами, затем его внимание вновь переключается на возлюбленную, на её глаза, а потом он «ныряет» совсем глубоко, обращаясь к теории поэта Хафиза (Гафиза), теории возрождения
Две последних строфы – это размышления о вечности! Лирический герой абстрагируется от происходящего, рассуждая о мелочности нынешних событий, проблем и горестей по отношению к бесконечности, по отношению к жизни в целом.
Также можно предположить, что лирический герой «вырывает» теплое чувство у себя из груди, там образуется пустота и холод, вследствие чего герой и его возлюбленная обезличиваются, становясь просто «двумя живыми».
Жанр, направление, размер
Жанровая принадлежность произведения «Сага» – романс.
Романс – это лирическое стихотворение, которое описывает довольно простые события, но эти события пробуждают глубокие чувства в душе читателя, пробуждают его фантазию. Данная формулировка характерна для произведений испанской литературы, тогда как «французский» термин подразумевает произведение только лишь любовной направленности. В России романсом называют произведение любовного содержания, переложенное на музыку. Все расшифровки данного жанра подходят к «Саге» Вознесенского.
Нельзя не заметить, что название произведения тоже является литературным жанром. Сага – это повествование событий достаточно большого отрезка времени, с точной хронологией происшествий, с большим количеством героев, с подробным описанием некоторых из них
Что немаловажно, сага – это прозаический жанр
Почему Андрей Андреевич назвал своё произведение именно так? Возможно, что автор обратил внимание на такие черты этого «заграничного» жанра, как правдивость. Обычно саги описывают события прошлых лет, в подлинности которых нет поводов сомневаться
Хотя известны такие саги, которые имеют фантастический оттенок.
Андрей Вознесенский – поэт авангардист. Особенностью авангарда в литературе стал отказ от разделения литературы на «профессиональную» и «непрофессиональную», поэты стали использовать «простонародную» лексику в своих произведениях. Также характерно размывание граней между жанрами, между видами искусств.
Размер «Саги» — трёхстопный анапест. Рифмовка неточная, перекрёстная с женской рифмой.
Анализ стихотворения Андрея Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»
Поэтический процесс 70-80-х годов – явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов – Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия». Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно – к одному из его самых ярких его стихотворений – «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский – «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям. На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения – временное и пространственное, он но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной. По Вознесенскому, человек – строитель того времени, в котором живет: … минутные деревья вам доверены, владейте не лесами, а часами. И здесь поэт говорит о том, что время – оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется. Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов: и плечи вместо соболя кому-то закутайте в бесценную минуту… Действительно, время – это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его — во власти только высших сил, Бога. Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы — те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!» Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении – времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них. Интересно, что в стихотворении нет конкретизации – нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого. Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть. И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни. Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что: Последние минуты — короче, Последняя разлука — длиннее… И ничего здесь не попишешь – так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние». Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения: Умирают — в пространстве, Живут — во времени. И здесь уж выбор за каждым – где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.
Образы и символы
Героя произведения трудно охарактеризовать однозначно и конкретно, поскольку его образ является собирательным. По сути, он является общим. В лице этого персонажа автор собрал практически всех влюбленных, которые переживают горе разлуки. В его лице он описал все треволнения и искания, чем заполнить пустоту в душе, и кроме того – мужество, которое он проявляет в поисках.
Второй главный образ произведения Вознесенского – это его любимая, с которой он мысленно беседует. Порой он повторяется, говоря, что никогда не забудет и не увидит ее.
Первые строки первой строфы выступают описанием действий любимой – она разбудит милого на рассвете и выйдет его провожать необутая – то есть, она покорна и смиренна.
Жанр
Стихотворение по своей жанровой принадлежности является романсом. Что такое романс? Это лирическое или романтическое произведение, в котором описываются обычные события в жизни, которые, однако, будоражат чувства читателя и лишают его покоя. Вообще, такое толкование романса присуще для испанской литературы. А трактовка термина во французской литературе имеет больше любовный уклон. Русский же романс является стихотворением о любви, которое было переложено на музыкальную композицию. Также в начале XVIII века на Руси романсом называлась городская песня. И рассматриваемая «Сага» совмещает все эти трактовки о романсе.
Кроме того, еще один жанр произведения – в его названии, так как сагой называется произведение, в котором охватывается очень длинный промежуток времени. В произведении хронологически точно и последовательно приводятся события, имеется много персонажей, которые детально описаны. Сага относится к прозе.
Считается, что автор решил назвать свое произведение сагой потому, что заострил внимание на правдивости. Саги обычно пишут по прошедшим событиям, в правдивости которых сомневаться не приходится, но есть и саги, содержание которых несколько фантастическое
Вознесенский является авангардистом. Это значит, что он применял в своих стихах простую речь, он не разделял поэзию на типы профессионализма. Кроме того, жанры зачастую размыты. «Сага» имеет размер в три анапеста, с неточной рифмой, которая перекрещивается с женской рифмой.
В америку за любовью
18 октября 1867 года территория Аляски окончательно перешла от Российской империи к США. Prosodia отмечает это событие «Сагой» Андрея Вознесенского. К американскому крайнему северу она никакого отношения не имеет, но именно это стихотворение сделало Аляску полноправной частью русской поэтической географии.
Рыбкин Павел
Эмануэль Готлиб Лойце (1816 – 1868). «Приобретение Аляски»
Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».
Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и Биржу я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни. Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернемся мы вторично, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу.
- И окажется так минимальным наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою.
- И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда: «Я тебя никогда не забуду.
- Я тебя никогда не увижу».
- (1977 год)
- Чем это интересно
«Сага» интересна полной непредсказуемостью своих превращений. Трудно найти более наглядный пример того, как мало судьба стихотворения зависит и от замысла автора, и от качества его работы.
«Сага» стала лейтмотивной основой рок-оперы «Юнона и Авось» (1981), до сих пор остающейся визитной карточкой Ленкома. Опера написана по мотивам одноименной поэмы Вознесенского, где нет никакой «Саги», и повествует о любви командора Николая Резанова (42 года) к прекрасной Кончите или Консепсьон Аргуэльо (15 лет), дочери коменданта Сан-Франциско Хосе Аргуэльо.
Резанов прибыл в Калифорнию в 1806-м, чтобы наладить поставки продовольствия для русской Аляски: из России оно шло через всю Сибирь (!) и часто приходило совершенно испорченным. Командор приехал. Увидел. Влюбился. Был помолвлен.
Отбыл обратно, через Аляску, на родину за высочайшим разрешением на брак – оно требовалось из-за различий в вероисповедании жениха и невесты, – и умер от обычной простуды в Красноярске.
Теперь в городе установлен памятный крест, где на одной стороне выбиты имя командора, даты его жизни (1764 – 1807) и слова «Я тебя никогда не увижу», а на другой – имя Консепсьон Аргуэльо, даты ее жизни (1791 – 1857) и слова «Я тебя никогда не забуду».
В любом случае, Аляски не было и в помине. Написанное в 1977 году стихотворение тогда же было положено на музыку Оскаром Фельцманом. Песня вышла на пластинке группы «Веселые ребята» под названием «Разлука». Текст там гораздо короче.
В нем нет ни Адмиралтейства с Биржей, ни тем более мало понятного широкой аудитории персидского поэта Гафиза (ок. 1321 – 1390). Бессмысленной выси не было тоже. Последний куплет звучал так: «И несется над шумною жизнью / голос твой непонятно откуда: / “Я тебя никогда не увижу.
Я тебя никогда не забуду”». Песня прошла незамеченной.
В опере она стала уже не «Сагой» и не «Разлукой», а «Романсом морских офицеров». Резанов только что схоронил жену и рвется спасти Аляску, но бюрократы медлят с ответами на его запросы. Командор с горя идет – куда? Правильно, в таверну. Там офицеры и поют за столом свой романс.
В фильме Яны Чуриковой, посвященном истории песни, одна из героинь, жена капитана дальнего плавания, говорит, что в самом деле всегда провожает его в море на рассвете и необутая. Почему?
Спрашивать бесполезно, как и вообще задавать вопросы к тексту Вознесенского: они возникают ко всем строчкам, за исключением разве что стержневой эпифоры. Но этого и ненужно: тут главное – сама бессмысленная высь трагической риторики. Смысл ей придают сами читатели.
Более того, они умеют эту риторику материализовать. Вершиной такой материализации (в буквальном значении слова) стало пилотажное выступление Светланы Капаниной под этот романс, посвященное памяти мужа-летчика и вообще всех, кого с нами нет. Зрители рыдали.
А вы говорите – качество текста.
Справка об авторе
Андрей Вознесенский (1933 – 2010) – один из ведущих поэтов-шестидесятников.
Prosodia.ru — некоммерческий просветительский проект. Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите нас пожертвованием. Все собранные средства идут на создание интересного и актуального контента о поэзии.
Поддержите нас
Подробный анализ стихотворения
История создания
Стихотворение «Ты меня на рассвете разбудишь…» создано автором в 1977 г. В 1970 году Вознесенский А. пишет поэму «Авось». Пишет под впечатлением романтической истории любви русского путешественника Николая Резанова к шестнадцатилетней красавице Кончите из Сна-Франциска.
В Красноярске установлен на могиле Н. Резанова памятник, на нем слова: «Я тебя никогда не увижу». Эта история потрясла поэта Вознесенского. Поэма «Авось» больше известна по рок-опере А. Рыбникова «Юнона и Авось», спектаклю московского театра режиссера М. Захарова.
Для театральной постановки Вознесенский в 1977 году написал романс «Ты меня на рассвете разбудишь». В стихотворении прослеживается и личная история любви поэта. Поэт Андрей Вознесенский был влюблен и актрису Татьяну Лаврову.
Это были сильные и прекрасные чувства. Но оба влюбленных были несвободными людьми. Решили расстаться. Слова, звучащие речитативом в романсе-стихотворении — «Ты меня никогда не увидишь! Ты меня никогда не забудешь!» — были сказаны при прощании.
Жанр — сага, потому что это повествование, рассказ о великой любви и горькой разлуке в стихах.
Тема. Лирический герой
Тема — история большой любви и боль человека, расстающегося с любимой. Слова “Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду», звучащие почти в каждой строфе, говорят о неотвратимости потери, о прощании без надежды на встречу. Тяжелые мысли о разлуке заслоняют все.
Какие-то детали внешнего мира возникают в сознании лирического героя, но только как дополнение к его боли: еще хочется защитить от простуды любимую, еще шепчут губы обращение к Всевышнему, но всё с теми же «никогда». И безрадостный пейзаж: вода в мурашках, Адмиралтейство, Биржа — говорит: «Никогда! Никогда!».
Безнадежно смотрят и глаза любимой — «безнадежные карие вишни». Прощание дается очень нелегко, потому что двоих связывает очень сильное чувство. Ведь и она и он «никогда не забудут друг друга». Всего невероятнее и больнее звучит уверенность героя, что встреча не состоится и в другой жизни — они непременно разминутся.
Откуда такая безнадежность? Или настолько сильна боль от разлуки, что рушится всякая надежда? Такая пустота переполняет душу? Неужели над веками будут «будут качаться бессмысленной высью» эти слова о «никогда»?
Романс, прозвучавший в рок-опере «Юнона и Авось» в исполнении актера Николая Караченцева полон любви, боли и отчаяния. Наверное, были какие-то предчувствия у Резанова, прощающегося с Кончитой. Предчувствия, переходящие в уверенность. Были, наверное, основания и у поэта Вознесенского для такой невозвратимости любви.
А сила любви только увеличивается от такой страшной безнадежности. Стихотворение Вознесенского А. убеждает: есть великая любовь на земле. Поэтому и сама сага, и романс звучат как гимн влюбленным.
Композиция стихотворения
Сага состоит из 7 строф, связанных одной темой. Каждая строфа углубляет переживания лирического героя, доводя боль до отчаяния. Сквозные строки «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду» придают стихотворению цельность.
Художественные средства выразительности
Главное из них — анафора в конце каждой строфы, кроме предпоследней – подчеркивает главную тему саги.
Образ лирического героя, его переживания, сила чувств создают:
- метафоры: мурашки воды, карие вишни, залетевшие фразы, качнется пара фраз
- эпитеты: безнадежные, неживая пустота, бессмысленная высь.
- антонимы: живых — неживою (пустотой).
Рифма, стихотворный размер. Перекрестная рифма, анапест трехстопный. стихотворения.
Я с удовольствием смотрела рок-оперу Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». Романс, звучавший в кульминационном моменте, тронул силой чувств. Сценарий, музыка, игра актеров, стихи — всё слилось воедино и создало очень мощные ощущения. Отдельно стихотворение до спектакля я не читала. И оно для меня связано навсегда с музыкой.
Тематика поэзии А. Вознесенского очень разнообразна
Большое внимание уделено поэтом теме любви
Мне нравится41Не нравится16
Образы и символы
Героя произведения трудно охарактеризовать однозначно и конкретно, поскольку его образ является собирательным. По сути, он является общим. В лице этого персонажа автор собрал практически всех влюбленных, которые переживают горе разлуки. В его лице он описал все треволнения и искания, чем заполнить пустоту в душе, и кроме того – мужество, которое он проявляет в поисках.
Второй главный образ произведения Вознесенского – это его любимая, с которой он мысленно беседует. Порой он повторяется, говоря, что никогда не забудет и не увидит ее.
Первые строки первой строфы выступают описанием действий любимой – она разбудит милого на рассвете и выйдет его провожать необутая – то есть, она покорна и смиренна.
Последующее четверостишие получилось переломным в стихе, потому что вышло очень эмоционально напряженным. В этом четверостишии рассказывается о самом герое, о том, как неожиданно для самого себя он осознал свою обреченность, как он осознал теплоту своих чувств к любимой.
Вознесенский писал, что лирический герой «заслоняет ее от простуды». По факту – он обнимает любимую, однако поэт написал об этом простом действии более высокими словами. Этим он объясняет, что герой хочет защитить свою любимую от холодного окружающего мира. Он хочет оградить ее от бед, защитить от невзгод – и тогда, когда его нет рядом с ней.
Следующее, о чем идет речь – это процесс прощания лирического героя с водами запруд, Адмиралтейством, Биржей. Есть предположение, что поэт решил привести те места, которые у лирического героя связаны с образом любимой им женщины, с позитивными моментами в жизни.
Однако имеется и иное предположение – герой, обнимая возлюбленную, смотрит на пейзаж и видит запруду, которую поэт называет «водой в мурашках». Тем самым олицетворяя и сравнивая с человеком, который переживает. Поскольку у человека, который переживает сильное эмоциональное возбуждение, на теле появляются мурашки.
Вода в произведении является многозначным символом, потому что она является как символом, означающим вечность, так и символом женского начала
Если брать во внимание суть произведения, то можно сказать, что поэт хотел нам сказать о том, что любовь вечна, о том, что она неоднозначна и постоянна
Вишня является символом доброты и надежды, она также является символом женской красы. Поэтому, можно сказать, что поэт неспроста сравнил очи возлюбленной с этой ягодой. Однако имеет место быть и иная теория – может быть, автор написал так из-за того, что глаза в общем плане похожи на вишни. В принципе, это сравнение очень неплохое и красивое.
Слова о том, что возвращаться – плохая примета, явно написаны для утешения, чтобы поднять настроение герою и его любимой. Этими словами оправданы действия героя.
Потом автор пишет с отчаянием и смирением о том, что даже, если любящие возродятся вновь, то им не суждено быть вновь вдвоем.
Потом речь заходит об абстрагированных мечтах, о будущем. Эти строфы уже не о том времени, когда разворачиваются события. Автор пишет о том, как тяжело переживать что-то в настоящем времени, и как просто смотреть на былое уже с высоты прожитых лет, это гораздо легче. Вполне может быть, что автор последние четверостишия написал, руководствуясь этой идеей.
Анализ стихотворения Андрея Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»
Поэтический процесс 70-80-х годов — явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов — Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия». Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно — к одному из его самых ярких его стихотворений — «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский — «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям. На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения — временное и пространственное, он, но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной. По Вознесенскому, человек — строитель того времени, в котором живет: … минутные деревья вам доверены, владейте не лесами, а часами. И здесь поэт говорит о том, что время — оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется. Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов: и плечи вместо соболя кому-то закутайте в бесценную минуту… Действительно, время — это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его — во власти только высших сил, Бога. Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы — те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!» Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении — времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них. Интересно, что в стихотворении нет конкретизации — нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого. Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть. И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни. Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что: Последние минуты — короче, Последняя разлука — длиннее… И ничего здесь не попишешь — так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние». Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения: Умирают — в пространстве, Живут — во времени. И здесь уж выбор за каждым — где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.
«Анализ стихотворения Андрея Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»»
Поэтический процесс 70−80-х годов — явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов — Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия». Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно — к одному из его самых ярких его стихотворений — «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский — «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям. На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения — временное и пространственное, он, но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной. По Вознесенскому, человек — строитель того времени, в котором живет: … минутные деревья вам доверены, владейте не лесами, а часами. И здесь поэт говорит о том, что время — оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется. Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов: и плечи вместо соболя кому-то закутайте в бесценную минуту… Действительно, время — это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его — во власти только высших сил, Бога. Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы — те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!» Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении — времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них. Интересно, что в стихотворении нет конкретизации — нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого. Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть. И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни. Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что: Последние минуты — короче, Последняя разлука — длиннее… И ничего здесь не попишешь — так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние». Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения: Умирают — в пространстве, Живут — во времени. И здесь уж выбор за каждым — где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.