Анализ стихотворения «перемена» (б. л. пастернак)

Борис пастернак 📜 перемена

Средства художественной выразительности

В этом стихотворении слог поэта столь же «осязателен», как описываемый им уклад бедняков. Речь не изобилует тропами. Использование таких просторечных выражений, как «голь», «дармоедство» и «рвань», подчеркивает, что речь идет о жизни «без помпы и парада» и усиливает иронию в первых четырех строфах. Осмелюсь сказать, что поэт использует элементы гротеска – изображения людей и явлений в уродливо-комическом виде, основанные на резких контрастах и преувеличениях.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Русские писатели очень часто отдавали предпочтения философским темам, где старались раскрыть смысл жизни и пытались докопаться до сути многих вещей, что происходят в реальности. Пастернак не был исключением. Пастернак замечательный гуру пера, стихотворение «Перемена» которого мы изучили сегодня на уроке. В стихотворении Перемена Пастернак пытается узнать истину и анализировать происходящее.

Анализ стихотворения

С первых строчек Перемены Борис Пастернак вещает нам о том, что когда-то и он льнул к беднякам, несмотря на то что с барством был знаком. К бедным он был всегда ближе за их простоту, за то что их жизнь протекала без наигранности, парада и помпы. Простой люд не хитрит с целью выгоды, всегда говорит прямо все, о чем думает. Именно среди обычных людей писателю было приятнее всего быть рядом. Поэтому он и пишет, что всегда старался водить дружбу с трудовым людом, за что окружающие считали поэта рванью. Все было понятно, пока действительность не перевернулась и в нее не пришла порча. В мир труда начали приходить вчерашние богачи, которые умудрились использовать искренность в целях личной выгоды. Теперь сложно стало им верить и находить тех, кто был бы настоящим другом и не воткнул в спину нож.

Как пишет в стихотворении Перемена Пастернак, он уже не верен тем, кому еще недавно доверять мог. Пытаясь найти ответ почему так произошло, автор делает свои выводы, он находит этому свои средства выразительности и свое объяснение. Всему причиной то что, как и остальные, он потерял человека. Другими словами, люди перестали ценить личностные качества. Для них стала важна только внешность, а никак не внутренний мир. А ведь всем нам известно простое правило, внешняя оболочка часто бывает обманчива. Это и является основной идеей стихотворения Перемена.

На стихотворение Пастернака Перемена положена музыка, и вы можете послушать песню.

Я льнул когда-то к беднякамНе из возвышенного взгляда,А потому, что только там№4

Шла жизнь без помпы и парада.

Хотя я с барством был знакомИ с публикою деликатной,Я дармоедству был врагом№8

И другом голи перекатной.

И я старался дружбу свестьС людьми из трудового званья,За что и делали мне честь,№12

Меня считая тоже рванью.

Был осязателен без фраз,Вещественен, телесен, весокУклад подвалов без прикрас№16

И чердаков без занавесок.

И я испортился с тех пор,Как времени коснулась порча,И горе возвели в позор,№20

Мещан и оптимистов корча.

Всем тем, кому я доверял,Я с давних пор уже не верен.Я человека потерял№24

С тех пор, как всеми он потерян.

Ya lnul kogda-to k bednyakamNe iz vozvyshennogo vzglyada,A potomu, chto tolko tamShla zhizn bez pompy i parada.

Khotya ya s barstvom byl znakomI s publikoyu delikatnoy,Ya darmoyedstvu byl vragomI drugom goli perekatnoy.

I ya staralsya druzhbu svestS lyudmi iz trudovogo zvanya,Za chto i delali mne chest,Menya schitaya tozhe rvanyu.

Byl osyazatelen bez fraz,Veshchestvenen, telesen, vesokUklad podvalov bez prikrasI cherdakov bez zanavesok.

I ya isportilsya s tekh por,Kak vremeni kosnulas porcha,I gore vozveli v pozor,Meshchan i optimistov korcha.

Vsem tem, komu ya doveryal,Ya s davnikh por uzhe ne veren.Ya cheloveka poteryalS tekh por, kak vsemi on poteryan.

Z kmyek rjulf-nj r ,tlyzrfvYt bp djpdsityyjuj dpukzlf,F gjnjve, xnj njkmrj nfvIkf ;bpym ,tp gjvgs b gfhflf/

}

Жанр, направление, размер

Влияние символизма с характерными для этого литературного течения сложными рифмами, не всегда и не в полной мере понятными образами и метафорами заметно в довоенных стихах Пастернака. Но, в дальнейшем – в период войны его стиль предаётся ряду значительных изменений: стихи становятся легче, понятнее и намного проще для восприятия. Такова и «Перемена».

Жанр «Перемены» необычен, оно относится к медитативной лирике. Стихотворение оформлено четырёхстопным ямбом – не самым распространённым стихотворным размером, а для созвучия автор выбрал перекрёстную рифму.

Можно также с уверенностью сказать, что это не просто стихотворение, но дума, то есть размышление поэта на философско-социальные темы. В то же время не стоит называть данный текст элегией только из-за его грустного содержания с выраженными мотивами разочарования.

Жанр, направление, размер

Влияние символизма с характерными для этого литературного течения сложными рифмами, не всегда и не в полной мере понятными образами и метафорами заметно в довоенных стихах Пастернака. Но, в дальнейшем – в период войны его стиль предаётся ряду значительных изменений: стихи становятся легче, понятнее и намного проще для восприятия. Такова и «Перемена».

Жанр «Перемены» необычен, оно относится к медитативной лирике. Стихотворение оформлено четырёхстопным ямбом – не самым распространённым стихотворным размером, а для созвучия автор выбрал перекрёстную рифму.

Можно также с уверенностью сказать, что это не просто стихотворение, но дума, то есть размышление поэта на философско-социальные темы. В то же время не стоит называть данный текст элегией только из-за его грустного содержания с выраженными мотивами разочарования.

Основная идея

В чем заключается смысл стихотворения «Перемена»? В неприятной трансформации человека, который подстраивается под эпоху и ее правила. Порча сперва коснулась времени, а уж потом героя. Раньше он уважал бедность, сам был рванью и чувствовал себя в этой роли органично. У него был стиль жизни, который соответствовал его нравственно-этической парадигме.

Теперь же времена изменились, в вместе с ними и герой, который утратил свою босяцкую идентичность. Он чувствует себя чужим среди мещан и оптимистов, но уже не может вернуться к голи перекатной, потому что давно не верен ее заветам. Он потерял себя. Такова главная мысль стихотворения «Перемена».

Исторический контекст подтверждает эту трактовку. В результате революционных событий бедные обрели богатство и силу. Они боролись с ложью и лицемерием, однако сами после революции обрели лишь фальшь и натужный оптимизм.

Идея

Смысл стихотворения в том, что бедность не является синонимом человечности, равно как и состоятельность не означает непременного «дармоедства». Прежние добродетельные нищие, отвергнутая обществом рвань, после революции получили силу и средства. Их честность сменилась той же фальшью, с которой они боролись. Их новые идеалы – это та же сытость, то же лицемерие, те же алчные побуждения. Они стали теми же дармоедами, которых так презирали. А основная мысль обжигает своей откровенностью после прочтения произведения – «предать может любой», но остаётся открытым вопрос, на который автор не смог дать однозначный ответ на строках этого стихотворения – «Кому же можно доверять?».

Стихотворение «Перемена», по всеобщему мнению, одно из тех произведений Пастернака, где он больше философ, чем поэт. Удивительно, что оно было создано в то время, которое, возможно, следует называть самым счастливым в его нелёгкой жизни. Ведь общий фон, подбор слов и средств выразительности, а в особенности печальный вывод никак не свидетельствуют о безоблачном настроении автора.

Разочарование в социуме

Во второй части стихотворения мы видим разочарование в обществе в целом и в себе в частности. Социум стал другим, в нём расплодилось много лицемеров, которые под мещанскими костюмами попрятались по кабинетам и душным квартирам. Помощь ближнему отошла на второй план, мещанин поставил между собой и работягой границу со строгим пропускным контролем, пропуская через него трудяг только для публичной слезы и поднятия собственного рейтинга.

К сожалению, полностью избежать этой проказы отстранённости не удалось и Пастернаку, в чём он честно признаётся в стихе. Радует то, что в отличие от других мещан, Борис Леонидович видит эту порчу и пытается от неё избавиться. Это приводит к потере доверия по отношению к другим людям и одиночеству, но позволяет остановиться в падении и переосмыслить свою жизнь.

Такая остановка позволит найти заново своё место в жизни, вернуть всё то хорошее, что было раньше и не допускать ошибок лицемерия в будущем, благодаря полученному опыту. Делая такую переоценку себя Пастернак расчищает плацдарм для работы над Живаго и получает новый импульс к творческому развитию.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1956 году.

Тема стихотворения – Основная тема – противостояние трудового класса и мещанства, а также темы честности, доверия и разочарования.

Композиция – Произведение состоит из двух частей: первая часть включает в себя 4 катрена и является описанием былого состояния автора, вторая часть состоит из 2 катренов, в которых автор делится своим нынешним отношением к жизни.

Жанр – Элегия.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.

Метафоры – «жизнь без помпы и парада», «времени коснулась порча», «И я испортился с тех пор…».

Анализ стихотворения Пастернака «Перемена»

Борис Пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. Он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому. В погоне за истиной Пастернак без устали анализировал все то, что происходит вокруг него, и на исходе собственной жизни открыл для себя простую истину, которая подтверждается библейским изречением: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Впрочем, несмотря на иудейское происхождение сам Пастернак не только был крещен в детстве, но и старался жить по христианским законам. Об этом он рассказывает в своем стихотворении «Перемена», написанном в 1956 году. «Я льнул когда-то к беднякам», — признается поэт, отмечая при этом, что всегда тяготел к немощным и убогим, пренебрежительно относясь к тем, кто ни в чем не нуждается. В юности автор считал, что поступает не только благородно, но и честно, так как лишь среди обездоленных людей он видел неподдельные страдания и настоящие, искренние отношения.

Автор с некоторым стеснением признается в том, что и сам когда-то «с барством был знаком», т.е. вырос во вполне обеспеченной и интеллигентной семье. Но даже в этой спокойной и миролюбивой атмосфере подростку чудилась какая-то фальшь, которая порождала в нем дух бунтарства. Со временем поэт четко осознал, что ему гораздо ближе простые люди, которые не умеют изворачиваться ради собственной выгоды и всегда говорят именно то, о чем думают. Естественно, что среди друзей поэта были представители разных сословий, но он тянулся к тем, кто попроще. «За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», — отмечает Пастернак.

Однако в какой-то момент все изменилось, и поэт вдруг с удивлением открыл для себя то, что даже такую простоту и искренность некоторые умудряются использовать для собственной выгоды. Оказалось, что мода на людей «трудового званья» привела в их ряды вчерашних богачей и приспособленцев. «И я испортился с тех пор, как времени коснулась порча», — с сожалением отмечает поэт. Ему трудно разобраться, кому теперь можно верить, а кому – нет, кто является настоящим другом, а кто лишь ждет удобного момента, чтобы воткнуть в спину нож. «Всем тем, кому я доверял, я с давних пор уже не верен», — признается Борис Пастернак, и осознание этого вызывает в нем чувство тоски и безысходности. Пытаясь докопаться до первопричины, по которой в мире произошли столь чудовищные перемены, автор вдруг приходит к выводу
, что он «человека потерял с тех пор, как всеми он потерян»

Подобные метаморфозы произошли потому, что люди перестали видеть друг в друге личности, а стали обращать внимание лишь на внешнюю оболочку, которая, как известно, весьма обманчива

Б.Л. Пастернак родился в Москве 29 января 1890 года, первые стихи он написал после поездки с семьей в Италию. По всей видимости, автор в тот момент испытывал весьма противоречивые чувства, ведь он находился под впечатлением от прекрасной Венеции, но в то же время был глубоко огорчён отказом, полученным от любимой, которой он сделал предложение. Эти стихи были ещё по-юношески незрелыми, но, в то же время, весьма содержательными и насыщенными. После возвращения в Россию он стал участником ряда литературных кружков, в том числе таких, как «Лирика» и «Мусагет». На первых шагах карьеры его привлекает символизм и футуризм, но уже немного позже Пастернак выберет свой, особенный, независимый от других литературных объединений путь.

«Перемена» оформлена в, возможно, наиболее счастливое время жизни Бориса Леонидовича – за год до издания и непосредственно перед написанием одного из самых известных романов Пастернака, да и вообще русской литературы XX века — «Доктора Живаго», в 1956 году. В тот период, который принято считать периодом позднего творчества писателя, он проживал в Переделкино. Там он работал в писательском посёлке, среди леса и вблизи огорода, наслаждаясь признанием со стороны власти, ведь далеко не каждый деятель искусств получал от нее привилегии в виде казенной дачи. Конечно, это время скоро пройдет, и на литератора обрушится критика лишь за то, что его удостоили еще более почетной чести, но уже за рубежом.

В этот год Пастернак творил невероятно много, как будто пытаясь успеть издать как можно больше произведений перед выдвижением на Нобелевскую премию, которую он получил в 1958 году. Видимо, домашний уют вкупе с весьма неоднозначными семейными обстоятельствами (у Пастернака в этот период было фактически две семьи) шли только на пользу творчеству.

Темы и настроение

  1. Пастернак родился и рос в семье интеллигентных и весьма обеспеченных людей, то есть, по его собственному выражению, «с барством был знаком». И, как большинству подростков, ему виделась некоторая фальшь в этой не агрессивной и миролюбивой обстановке. Возможно, в его сознании появилась иллюзия, что простые, не обременённые «деньгами и положением» люди чаще, если не постоянно, говорят то, о чём думают, а соответственно, будут ближе и приятнее в общении. В этом утверждении автор поднимает тему честности. По его мнению, она возможна лишь там, где мерило человеческой ценности – это труд, а не положение в обществе.
  2. Тяга к простым «работягам» была естественна в среде молодых интеллигентов того времени, при том, что в среде общения поэта были представители различных сословий, именно эта неоднозначность в выборе круга общения и является основой произведения. А вот основная тема – это противопоставление честных трудовых людей благородным дармоедам и сытым мещанам. Когда-то бедность не была стыдной, он высоко чтил ее и искал в ней высокие идеалы. Но со временем и ее опошлили, и ее запутали в хитросплетениях слов. В обществе теперь стыдно быть нищим. Сытость возведена в идеал. В данном изменении автор намекает на то, что революция напоролась на то, за что боролась. Прежние работяги и борцы за справедливость стали прижимистыми мещанами, которые осудили и свое героическое прошлое, и свои прежние достоинства, объявив все это позорным. Поэт и сам стал таким, и теперь он поднимает в своем стихотворении тему стыда и разочарования в себе.
  3. Проблема доверия тоже поднимается в тексте. Пастернак осознал, что простоту и даже искренность окружающие люди могут использовать для собственной выгоды, не считаясь с интересами окружающих. Как и большинству людей, автору становится всё труднее разобраться: кому же доверять в этом неоднозначном и противоречивом мире, в котором подчас невозможно понять, кто является другом, а кто – только называется им, ожидая удобного момента, чтобы воспользоваться своим положением. Пастернак осознаёт, что не может доверять своим старым знакомым, и это осознание ведёт к печали и вызывает чувство безысходности.

Тема

В своем произведении автор затронул сразу несколько тем, среди которых основной стала тема противостояния трудового народа и сытого мещанства. Будучи выходцем из интеллигентной обеспеченной семьи, Пастернак всегда стремился простым к трудягам, искренне полагая, что только среди них можно встретить искренность, честность, чистоту. По его мнению, все эти редкие и ценные качества возможны лишь там, где основным мерилом человека является труд, но не положение в обществе и толщина кошелька.

Кроме того, Пастернак затрагивает тему лицемерия и разочарования в себе и социуме. Некогда бедность не была пороком, однако большинство идейных борцов з лучшую жизнь, к коим причислял себя и писатель, позабыли свои идеалы, выбрав путь прижимистого и расчетливого мещанства. Пастернак в своем стихе признается, что сам стал таковым, и это глубоко его печалит.

Также в произведении поднимается проблема доверия. С горечью поэт признается, что уже не может находиться в доверительных отношениях с теми, кто раньше ему был столь дорог. Ему сложно разобраться в современном мире, кто его окружает — друзья, или только те, кто прячется под личиной товарищества. Отсутствие доверия к старым знакомым безмерно волнует автора.

В попытке осознать, отчего в некогда таком понятном и простом мире произошли столь разительные перемены, Пастернак приходит к выводу, что люди перестали видеть друг в друге личности. Современное общество куда больше занимает внешняя оболочка, которая зачастую бывает обманчива.

Текст

Я льнул когда-то к беднякамНе из возвышенного взгляда,А потому, что только тамШла жизнь без помпы и парада.

Хотя я с барством был знакомИ с публикою деликатной,Я дармоедству был врагомИ другом голи перекатной.

И я старался дружбу свестьС людьми из трудового званья,За что и делали мне честь,Меня считая тоже рванью.

Был осязателен без фраз,Вещественен, телесен, весокУклад подвалов без прикрасИ чердаков без занавесок.

И я испортился с тех пор,Как времени коснулась порча,И горе возвели в позор,Мещан и оптимистов корча.

Всем тем, кому я доверял,Я с давних пор уже не верен.Я человека потерялС тех пор, как всеми он потерян.

  • Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих кратко

      

  • При каких условиях можно привлекать обучающихся к уборке прилежащей к школе территории

      

  • Что такое кунак кратко

      

  • Чем отличается русский художник усовершенствовавшийся в италии от чарткова кратко

      

  • Mr greedy план урока английского языка

Подробный анализ

В соответствии с композицией стихотворение состоит из двух частей. Отношения и состояние автора в прошлом – первая часть, включающая 4 катрена. Нынешнее положение автора, его отношение к бедным и богатым людям, его взгляды и признательность у низшего сословия людей – вторая и заключительная часть, состоящая из двух катренов.

Главным образом стихотворения является сам Борис Пастернак. Он упоминает о переменах в своей жизни, когда он общался с богатым слоем населения. Только лишь среди бедняков он ощутил настоящую жизнь – без вранья и прикрас. Он гордится тем, что бедняки приняли его за своего, ведь лучше быть честным и благодушным в первую очередь по отношению к себе, но бедняком. Пастернак родился в богатой семье, поэтому и общался с состоятельными людьми.

В своём стихотворении Пастернак приходит к выводу, что быть бедным не зазорно, и вовсе ему приятно, когда низшее сословие людей принимает его за своего. Поэт понимает, что бедный человек открыт для всех, он чист душой и телом, всегда готов помочь своему ближнему. У богатых же отсутствует взаимовыручка, каждый сам за себя. К такому выводу Пастернак пришёл, общаясь и с богатым слоем населения. Об этом поэт и сожалеет, поэтому в начале стихотворения присутствуют нотки негатива. Пастернак также поднимает тему доверия, сожалея, что прошли те доверительные отношения, которые имели место быть. Тема лицемерия и разочарования в людях и самом себе постоянно затрагивается в произведении.

Пастернак приходит к выводу, что люди стали больше обращать на внешний вид, на богатство и положение в обществе. В то время внутренний мир ни для кого не интересен. Личность человека утрачивает свою былую значимость, что коробит и разочаровывает поэта. Внешность часто бывает обманчива.

Пастернак так много и откровенно размышляет о проблемах противостояния простых людей и зажиточного слоя общества. В этом стихотворении подняты те вопросы, которые актуальны до сих пор. Возможно, поэтому Пастернак популярен и в наши дни.

Анализ стихотворения Перемена по плану

Анализ кратко

Стих Б. Л. Пастернака затрагивает вопросы отношений между людьми разных социальных прослоек, а также поднимает темы честности, открытости и взаимности. По композиции стихотворение разделено на две части, в первой идёт рассказ о былых отношениях автора с малообеспеченной прослойкой людей, во второй поэт прорисовывает своё текущее отношение к жизни и обществу.

Стих написан в жанре медиативной лирики четырёхстопным ямбом, имеющим перекрестную рифмовку (беднякам – там – взгляда – парада). Средства художественной выразительности – эпитеты (трудовой, возвышенный, деликатный) и метафоры (времени коснулась порча, меня считали тоже рванью и пр.).

Краткий анализ

История создания
– Стихотворение написано в 1956 году.

Тема стихотворения
– Основная тема — противостояние трудового класса и мещанства, а также темы честности, доверия и разочарования.

Композиция
— Произведение состоит из двух частей: первая часть включает в себя 4 катрена и является описанием былого состояния автора, вторая часть состоит из 2 катренов, в которых автор делится своим нынешним отношением к жизни.

Жанр
– Медитативная лирика.

Стихотворный размер
– Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры
«Меня считая тоже рванью», «времени коснулась порча»,
«И я испортился с тех пор…».

Эпитеты
«возвышенный», «деликатный», «трудовой».

Сравнения
сравнение лирического героя с «рванью».

Идея

Смысл стихотворения в том, что бедность не является синонимом человечности, равно как и состоятельность не означает непременного «дармоедства». Прежние добродетельные нищие, отвергнутая обществом рвань, после революции получили силу и средства. Их честность сменилась той же фальшью, с которой они боролись. Их новые идеалы – это та же сытость, то же лицемерие, те же алчные побуждения. Они стали теми же дармоедами, которых так презирали. А основная мысль обжигает своей откровенностью после прочтения произведения – «предать может любой», но остаётся открытым вопрос, на который автор не смог дать однозначный ответ на строках этого стихотворения – «Кому же можно доверять?».

Стихотворение «Перемена», по всеобщему мнению, одно из тех произведений Пастернака, где он больше философ, чем поэт. Удивительно, что оно было создано в то время, которое, возможно, следует называть самым счастливым в его нелёгкой жизни. Ведь общий фон, подбор слов и средств выразительности, а в особенности печальный вывод никак не свидетельствуют о безоблачном настроении автора.

Средства выразительности

Для полного погружения в привычный уклад бедняков, Пастернак использует такие просторечные выражения
как «рвань», «дармоедство», «голь» , подчеркивая тем самым их печальное положение. Он хочет как можно более точно донести читателям, что речь идет о реальной жизни «без помпы и парада» .

Не менее ярко и образно звучат в стихотворении метафоры
(« Меня считая тоже рванью», «времени коснулась порча», «И я испортился с тех пор …») и эпитеты
(« возвышенный», «деликатный», «трудовой »).

Б. Пастернак больше считал себя философом, нежели поэтом. Ему были интересны абстрактные вещи, пытался понять, а почему это произошло, а почему то и почему ни как иначе, почему кому-то дано все, а кому-то ничего, за что так все устроено в этом мире. И ежедневно проводил подобный анализ, пока не пришел к выводу, которая сказана в библии: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

О чем и рассказывается в данном стихотворении «Перемена», которая была создана в 1956г. «Я льнул когда-то к беднякам», подчеркивая то, что он всегда относился к бедным людям благосклонно, и презирал тех, кто жил в роскоши.

Поэт с небольшим смущением говорит о том, что в свое время «с барством был знаком», то есть вырос вполне богатой и интеллигентной семье. Но даже здесь чудилось ему что-то чужое, не родное, и это ему не нравилось, он пытался какими-то способами уйти из подобной обстановки. И спустя годы автор понял, что ему лучше всего находится среди простых людей, которые не хитрят ради личной выгоды и всегда говорят то, что они думают на самом деле в данной ситуации. Конечно, у Б. Л. Пастернака имелись разные знакомые, с разными взглядами на жизнь, но ему было приятней всего находиться с теми, кто прост и откровенен: «За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», — пишет автор.

Анализ стихотворения Перемена по плану

История создания

Стихотворение написано Пастернаком в 1956 году, в один из счастливых периодов жизни поэта, когда он жил и трудился в писательском поселке Переделкино. Проживая среди густого леса на казенной даче, выданной ему в качестве признания его литературных работ, Борис Леонидович с невероятным азартом творил.

Он вступил в период позднего творчества, и всего год отделял писателя от написания его самого блистательного романа – «Доктор Живаго», и последующей за его публикацией Нобелевской премии.

Пастернак всегда был философом, почти все его произведения наполнены философским смыслом. Стараясь проникнуть в истинный смысл происходящего, он пытался отыскать ответы на важные вопросы, и этот душевный поиск был отражён автором в стихотворении «Перемена».

Композиция

Произведение состоит из двух частей. Первая, включающая в себя 4 катрена, показывает читателю, как главный герой повествования вёл себя раньше («Я льнул когда-то к беднякам»), что он считал верным («Я дармоедству был врагом») и как за это его характеризовало окружение («Меня считая тоже рванью»).

Проблема доверия
тоже поднимается в тексте. Пастернак осознал, что простоту и даже искренность окружающие люди могут использовать для собственной выгоды, не считаясь с интересами окружающих. Как и большинству людей, автору становится всё труднее разобраться: кому же доверять в этом неоднозначном и противоречивом мире, в котором подчас невозможно понять, кто является другом, а кто – только называется им, ожидая удобного момента, чтобы воспользоваться своим положением. Пастернак осознаёт, что не может доверять своим старым знакомым, и это осознание ведёт к печали и вызывает чувство безысходности
.

Анализ стихотворения Пастернака «Перемена»

Борис Пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. Он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому. В погоне за истиной Пастернак без устали анализировал все то, что происходит вокруг него, и на исходе собственной жизни открыл для себя простую истину, которая подтверждается библейским изречением: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Впрочем, несмотря на иудейское происхождение сам Пастернак не только был крещен в детстве, но и старался жить по христианским законам. Об этом он рассказывает в своем стихотворении «Перемена», написанном в 1956 году. «Я льнул когда-то к беднякам», – признается поэт, отмечая при этом, что всегда тяготел к немощным и убогим, пренебрежительно относясь к тем, кто ни в чем не нуждается. В юности автор считал, что поступает не только благородно, но и честно, так как лишь среди обездоленных людей он видел неподдельные страдания и настоящие, искренние отношения.

Автор с некоторым стеснением признается в том, что и сам когда-то «с барством был знаком», т. е. вырос во вполне обеспеченной и интеллигентной семье. Но даже в этой спокойной и миролюбивой атмосфере подростку чудилась какая-то фальшь, которая порождала в нем дух бунтарства. Со временем поэт четко осознал, что ему гораздо ближе простые люди, которые не умеют изворачиваться ради собственной выгоды и всегда говорят именно то, о чем думают. Естественно, что среди друзей поэта были представители разных сословий, но он тянулся к тем, кто попроще. «За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», – отмечает Пастернак.

Однако в какой-то момент все изменилось, и поэт вдруг с удивлением открыл для себя то, что даже такую простоту и искренность некоторые умудряются использовать для собственной выгоды. Оказалось, что мода на людей «трудового званья» привела в их ряды вчерашних богачей и приспособленцев. «И я испортился с тех пор, как времени коснулась порча», – с сожалением отмечает поэт. Ему трудно разобраться, кому теперь можно верить, а кому – нет, кто является настоящим другом, а кто лишь ждет удобного момента, чтобы воткнуть в спину нож. «Всем тем, кому я доверял, я с давних пор уже не верен», – признается Борис Пастернак, и осознание этого вызывает в нем чувство тоски и безысходности. Пытаясь докопаться до первопричины, по которой в мире произошли столь чудовищные перемены, автор вдруг приходит к выводу, что он «человека потерял с тех пор, как всеми он потерян»

Подобные метаморфозы произошли потому, что люди перестали видеть друг в друге личности, а стали обращать внимание лишь на внешнюю оболочку, которая, как известно, весьма обманчива

Борис ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Средства художественной выразительности

Различные средства художественной выразительности позволили поэту максимально раскрыть тематику своего произведения «Перемена».

  1. Можно заметить, что Пастернак использовал в стихотворении просторечные выражения и даже жаргонизмы(например, «дармоедство», «голь», «рвань»). Благодаря этому приёму усилилась ирония.
  2. Автор использовал элементы гротеска. Благодаря резким контрастам и преувеличениям Борис Леонидович изобразил людей и явления в уродливо-комическом виде.
  3. Очень заметной является метафора «И я испортился с тех пор…«. Эта метафора отражает философские раздумья поэта. Также к метафорам относятся такие фразы, как: «жизнь без помпы и парада», «времени коснулась порча».
  4. Антитеза: «Я дармоедству был врагом И другом голи перекатной».
  5. Эпитеты: «Вещественен, телесен, весок (уклад)», а также возвышенный», «деликатный», «трудовой».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: